Пошлина в россии конца 15 17 века которую платил крестьянин при уходе от владельца

Опубликовано: 05.05.2024

История | 1 - 4 классы

Как называлась пошлина, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня?


Ответ на Ваш вопрос : пожилое.


Итоги введения юрьева дня?

Итоги введения юрьева дня.


Что к чему относится : 1) крепостное право 2) ?

Что к чему относится : 1) крепостное право 2) .

( вписать) 3) барщина 4) помещики 5) .

( вписать) А) Налог, который с 1718 года взимался в России с каждой души крепостного крестьянина мужского пола.

Б) Хозяеква земли, которые владели крепостными крестьянами.

В) Часть урожая или определенная сумма денег, которую крестьянин должен был выплачивать владельцу земли за право проживать на ней.

Г) Форма зависимости крестьян, при которой они лично со всем своим имуществом принадлежат владельцу замли.

Д) Бесплатный принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Что к чему относится!

Отмечу лучший ответ!


Земли , с которых выплачивалось "государего тягло" в XV - XVIвв?

Земли , с которых выплачивалось "государего тягло" в XV - XVIвв.


Помогите ?

Используя все приведенные слова, составьте определение исторического термина.

Слова не могут использоваться дважды, разрешается добавлять предлоги и изменять слова по падежам.

А) Рента, или, крестьянин, барский, хозяйственный, феодальный, обязан, орудия труда, поле, хозяйственный, вид, которой, был, другие, обрабатывать, выполнять, работа.

Б) Юрьев день, который, владелец, уплачивал, крестьянин, после, свой, плата, уход, неделя, осенний, и, неделя.

В) Великий князь, свой, должностное лицо, пожалование, который, вид, администрация, содержался, течение, местное население, княжеский, счёт, период службы.

Г) Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высший, должность, служба, предки, назначение, государственный, личный, соответствие.

Назовите зашифрованные исторические термины.


Время, когда запрещался уход крестьянина от феодала?

Время, когда запрещался уход крестьянина от феодала?


Как называется принудительный труд зависимого крестьянина в хозяйстве феодала со своими орудиями и скотом?

Как называется принудительный труд зависимого крестьянина в хозяйстве феодала со своими орудиями и скотом.


Иоанн III Великий (Грозный) В 1497 году был принят свод законов - "Судебник" устанавливающий, что зависимые крестьяне могут переходить от одного землевладельца к другому в течении недели до и после Юр?

Иоанн III Великий (Грозный) В 1497 году был принят свод законов - "Судебник" устанавливающий, что зависимые крестьяне могут переходить от одного землевладельца к другому в течении недели до и после Юрьева дня.

Назовите этот день.


Труд крестьянина со своим инвентарем поле помещика как форма феодальной повинности называется?

Труд крестьянина со своим инвентарем поле помещика как форма феодальной повинности называется.


Труд крестьянина со своим инвентарем на поле помещика как форма феодальной повинности называется?

Труд крестьянина со своим инвентарем на поле помещика как форма феодальной повинности называется.


Поставь себя на место средневекового крестьянина?

Поставь себя на место средневекового крестьянина.

А)Опиши одну из своих трудовых недель .

Вопрос Как называлась пошлина, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории История и соответствует программе для 1 - 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Скотоводство Земледелие и садоводство Ремесло Изготовление ювелирных изделий Коневодство.


Это деятельность государственной власти.


Қазақтар алға! Мен бірақ білмеймін.


Конь (тут должно быть объяснение для того что бы залить ответ ).


Корона или Морские кони.


Вам надо списать тли сочинить.


Древнеегипетская религия— религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся вДревнем Египте, начиная сдодинастического периодаи до принятияхристианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития..


Неополит - ремесло и торговля Бронзовый век - мотыжное земледелие и охота Железный - себирательство Палеолит - скотоводство и земледелие.


Они рассказывают как раньше люди обьясняли не понятные на то время явления .


Италия и Германия, Польша и страны Балканского полуострова.


«Ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил», – в этой строке Пушкин хотел показать читателю «прогрессивность» Евгения Онегина и его следование заветам Адама Смита. Оброком в царской России назывался своеобразный «налог», который крепостной крестьянин платил своему владельцу. И вопреки устойчивому мнению, эта сумма не была «неподъёмной».

Оброк как форма повинности

В эпоху императора Николая I крепостное право в России переживало кризис, и оброк стал преобладающей формой крестьянской повинности. В статье оппозиционера Александра Герцена «Русское крепостничество», написанной в 1852 году, приводятся данные последней на тот момент ревизии: в стране проживало 11 млн 380 тысяч крепостных мужского пола.

«Две трети этого числа принадлежат помещикам, владеющим не менее чем тысячью крестьян; от своих крепостных они обычно не требуют ничего, кроме оброка, т.е. денежной ренты, за которую предоставляют землю в полное распоряжение крестьян», – отмечал Герцен.

Таким образом, оброк платило большинство русских крепостных (около 7-7,5 млн глав семейств). В сущности, он представлял собой арендную плату за землю, принадлежавшую помещику. В древности, до XV века, само слово «оброк» как раз и означало аренду, и платить его мог не только крепостной, но и вольный наниматель земли или недвижимости (кузниц, мельниц, торговых лавок).

Ставки оброка варьировались в зависимости от стоимости земли и экономических условий той или иной местности. Оброк выплачивался раз в год натуральным продуктом, а ближе к концу крепостного права преимущественно деньгами. Чтобы уплатить оброк, во многих областях нечерноземной полосы России распространилась «отходничество» – практика ухода деревенских жителей на заработки в города. Крестьяне работали на фабриках, строили дома, становились извозчиками. Именно необходимость уплаты оброка привела к появлению знаменитых на всю страну ремесленных сёл.

«Часто целые деревни и села специализировались на том или ином промысле. Так, село Павлово на Оке, вотчина графов Шереметевых, славилось мастерами-замочниками и кузнецами, среди которых было немало зажиточных», – отмечает Борис Тарасов, автор книги «Россия крепостная. История народного рабства».

Стоимость оброка

Денежную сторону оброка можно рассмотреть на примере имения знаменитого адмирала Павла Нахимова. С 1847 года флотоводец владел частью деревни Костюнино в Вологодской губернии, где проживало больше сотни крестьян обоего пола. С каждой души Нахимов поначалу получал 2 рубля 85 копеек серебром. Например, 21 августа 1853 года за присылку оброка (100 рублей) Нахимов направил благодарственное письмо старосте Гордею Фёдорову и всем крестьянам.

«Приказываю быть на будущее время также исполнительными», – напутствовал адмирал крепостных.

О какой же сумме шла речь? Приблизительно её можно рассчитать по металлическому эквиваленту рубля. В ходе денежной реформы Канкрина 1839-1843 годов правительство установило твёрдое обеспечение серебряного рубля – 4 золотника 21 доля, т.е. 18 граммов серебра. На сегодняшний день стоимость грамма серебра составляет около 39 рублей, значит, николаевский рубль равен 702 нынешним рублям. Таким образом, крестьяне Нахимова платили ему около двух тысяч рублей в год.

Данный расчёт подтверждают и цены той эпохи. Известно, что в 1840-х годах на два рубля можно было купить 500 яиц. Сегодня оптовая цена яйца составляет 4 рубля за штуку. Несложно подсчитать, что 500 яиц обойдутся покупателю в те же самые 2000 рублей. На первый взгляд, оброк был не слишком велик, однако нужно учитывать кардинальные различия в уровне техники и структуре экономики. Заработать рубль в середине XIX века было гораздо сложнее, чем сейчас.

Между тем, Нахимов действительно до поры до времени щадил своих крестьян. Но 18 февраля 1855 года адмирал объявил старосте о повышении оброка до шести рублей (около 8-10 тысяч рублей в сегодняшних ценах).

«Напрасно ты говоришь, что вам тяжело платить оброку по шести рублей с человека. Состояние ваше мне хорошо известно. Знаю также, что из соседних с вами крестьян все платят более вашего. Если же и в самом деле вы не можете высылать по 6 рублей с человека, то это означает, что вы дурно себя ведёте и мало работой занимаетесь», – выговаривал Нахимов Гордею Фёдорову. Он заявил, что если крестьяне не заплатят ему полной суммы, то он продаст имение. Это была серьёзная угроза, так как другие помещики справедливостью не отличались. Бывало, когда, сильно поиздержавшись в столицах, господа резко повышали сумму оброка. В воспоминаниях бывшего крепостного крестьянина Николая Шипова есть эпизод, когда барин обложил селян непосильной данью после того, как его вышли встречать нарядные девушки. Скромные женские украшения он счёл признаком «богатства» крепостных и потребовал «свою долю».

Примечательно, что после отмены крепостного права экономическое положение многих вчерашних «оброчников» заметно ухудшилось. С 1861 года они стали платить не шесть рублей, а 8-12 рублей в год в качестве выкупа за земельный надел.

Краткое содержание:

«Ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил», – в этой строке Пушкин хотел показать читателю «прогрессивность» Евгения Онегина и его следование заветам Адама Смита. Оброком в царской России назывался своеобразный «налог», который крепостной крестьянин платил своему владельцу. И вопреки устойчивому мнению, эта сумма не была «неподъёмной».


Оброк как форма повинности

В эпоху императора Николая I крепостное право в России переживало кризис, и оброк стал преобладающей формой крестьянской повинности. В статье оппозиционера Александра Герцена «Русское крепостничество», написанной в 1852 году, приводятся данные последней на тот момент ревизии: в стране проживало 11 млн 380 тысяч крепостных мужского пола.

«Две трети этого числа принадлежат помещикам, владеющим не менее чем тысячью крестьян; от своих крепостных они обычно не требуют ничего, кроме оброка, т.е. денежной ренты, за которую предоставляют землю в полное распоряжение крестьян», – отмечал Герцен.

Таким образом, оброк платило большинство русских крепостных (около 7-7,5 млн глав семейств). В сущности, он представлял собой арендную плату за землю, принадлежавшую помещику. В древности, до XV века, само слово «оброк» как раз и означало аренду, и платить его мог не только крепостной, но и вольный наниматель земли или недвижимости (кузниц, мельниц, торговых лавок).

Ставки оброка варьировались в зависимости от стоимости земли и экономических условий той или иной местности. Оброк выплачивался раз в год натуральным продуктом, а ближе к концу крепостного права преимущественно деньгами. Чтобы уплатить оброк, во многих областях нечерноземной полосы России распространилась «отходничество» – практика ухода деревенских жителей на заработки в города. Крестьяне работали на фабриках, строили дома, становились извозчиками. Именно необходимость уплаты оброка привела к появлению знаменитых на всю страну ремесленных сёл.

«Часто целые деревни и села специализировались на том или ином промысле. Так, село Павлово на Оке, вотчина графов Шереметевых, славилось мастерами-замочниками и кузнецами, среди которых было немало зажиточных», – отмечает Борис Тарасов, автор книги «Россия крепостная. История народного рабства».

Стоимость оброка

Денежную сторону оброка можно рассмотреть на примере имения знаменитого адмирала Павла Нахимова. С 1847 года флотоводец владел частью деревни Костюнино в Вологодской губернии, где проживало больше сотни крестьян обоего пола. С каждой души Нахимов поначалу получал 2 рубля 85 копеек серебром. Например, 21 августа 1853 года за присылку оброка (100 рублей) Нахимов направил благодарственное письмо старосте Гордею Фёдорову и всем крестьянам.

«Приказываю быть на будущее время также исполнительными», – напутствовал адмирал крепостных.

О какой же сумме шла речь? Приблизительно её можно рассчитать по металлическому эквиваленту рубля. В ходе денежной реформы Канкрина 1839-1843 годов правительство установило твёрдое обеспечение серебряного рубля – 4 золотника 21 доля, т.е. 18 граммов серебра. На сегодняшний день стоимость грамма серебра составляет около 39 рублей, значит, николаевский рубль равен 702 нынешним рублям. Таким образом, крестьяне Нахимова платили ему около двух тысяч рублей в год.

Данный расчёт подтверждают и цены той эпохи. Известно, что в 1840-х годах на два рубля можно было купить 500 яиц. Сегодня оптовая цена яйца составляет 4 рубля за штуку. Несложно подсчитать, что 500 яиц обойдутся покупателю в те же самые 2000 рублей. На первый взгляд, оброк был не слишком велик, однако нужно учитывать кардинальные различия в уровне техники и структуре экономики. Заработать рубль в середине XIX века было гораздо сложнее, чем сейчас.

Между тем, Нахимов действительно до поры до времени щадил своих крестьян. Но 18 февраля 1855 года адмирал объявил старосте о повышении оброка до шести рублей (около 8-10 тысяч рублей в сегодняшних ценах).

«Напрасно ты говоришь, что вам тяжело платить оброку по шести рублей с человека. Состояние ваше мне хорошо известно. Знаю также, что из соседних с вами крестьян все платят более вашего. Если же и в самом деле вы не можете высылать по 6 рублей с человека, то это означает, что вы дурно себя ведёте и мало работой занимаетесь», – выговаривал Нахимов Гордею Фёдорову. Он заявил, что если крестьяне не заплатят ему полной суммы, то он продаст имение. Это была серьёзная угроза, так как другие помещики справедливостью не отличались. Бывало, когда, сильно поиздержавшись в столицах, господа резко повышали сумму оброка. В воспоминаниях бывшего крепостного крестьянина Николая Шипова есть эпизод, когда барин обложил селян непосильной данью после того, как его вышли встречать нарядные девушки. Скромные женские украшения он счёл признаком «богатства» крепостных и потребовал «свою долю».

Примечательно, что после отмены крепостного права экономическое положение многих вчерашних «оброчников» заметно ухудшилось. С 1861 года они стали платить не шесть рублей, а 8-12 рублей в год в качестве выкупа за земельный надел.



Восстановление пароля




С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины. Купцы, провозившие товары через заставы у крупных селений, на рынках и у городских ворот, платили специальный торговый налог (пошлину) — мыт. Его собирали княжеские чиновники (мытники).

​​​​​​​Переправа

Переправа. Рисунок из альбома австрийского путешественника Августина фон Мейерберга (середина XVII века)

Существовало несколько видов мыта. Провоз товаров по земле облагался «мытом сухим», по воде — «мытом водяным». В документе 1150 года вместе с мытом упоминается перевоз. Эту пошлину собирали с тех, кто переправлялся через реку. Власти часто проводили сбор пошлины на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно. С первой половины XII века на волоке между реками Ламой и Рузой находился Войницкий мыт. Через него шёл торговый путь из Новгорода в Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества. Важным местом сбора мыта на торговом пути из северных земель во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву был волок между реками Яуза и Клязьма протяжённостью 8 километров. Он существовал с XII по XIV век и дал название подмосковному городу Мытищи.

С распадом Руси на удельные княжества появились новые таможенные сборы. В XIII веке, когда установилось монгольское иго, ввели новую торговую пошлину — тамгу. В документах XIV века указываются такие пошлины, как мостовщина, побережное, костки и осмничее, в актах XV века — явка, задние калачи, головщина, контарное, порядное, пятно, роговое. С XVI столетия появляются пошлины замытные, свальные, подъёмные, редкозобные, привязные, покорённые, дрягильские. Все их можно разделить на четыре группы: торговые, проездные (проезжие), пошлины обслуживания и штрафные пошлины.

Торговые пошлины

Тамга — сбор с торговых сделок, который был введён монголами в середине XIII века. Тамга пришла на смену мыту, её уплачивали в размере 3% от стоимости товара во время продажи. От слова «тамга» произошел глагол «тамжить», то есть ставить клеймо на тот товар, с которого сбор уже получен. Место, где ставили клейма, стали называть таможней, а сборщиков тамги — таможенниками.

Явка (явленное, явчая пошлина) — обязательный платёж для купцов, привозивших товары на продажу. Эту пошлину стали собирать с конца XV века, сначала с приезжих из других городов, а потом только с иностранцев.

Осмничее (осьмичее, восменичье) — пошлина, первые сведения о которой относятся к 1328 году. Она составляла 1/8 стоимости товара, откуда и пошло название. Пошлину полагалось уплачивать со всех товаров, кроме хлеба. Скорее всего, русское осмничее отличалось от введённой монголами тамги только названием.

​​​​​​​Русские купцы

Русские купцы. Рисунок из книги немецкого путешественника Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» (середина XVII века)

Порядное — пошлина, которую необходимо было заплатить при покупке оптовой (крупной) партии товара на гостином дворе для дальнейшей поштучной перепродажи в торговых рядах. Порядное заменяло некоторые разновидности тамги; впервые оно упоминается в источнике 1497 года. Порядной пошлиной облагались мёд, рыба, икра, соль и хмель, а также место для хранения товаров.

Пятно (пятинные деньги) — изначально взималось с наложения клейма (пятна) во время покупки или продажи лошади. Впервые упоминается в 1404 году. Продавец и покупатель уплачивали пошлину в складчину — от одной до четырёх денег за клеймо.

Роговое (привозное) — пошлина за продажу скота на рынке. Уплачивалась с головы крупного рогатого скота. Размер составлял от полутора до двух денег, сумма делилась поровну между покупателем и продавцом.

Проезжие пошлины

Перевоз (перевозное) — пошлина, которую платили за переправу людей, скота и товаров между берегами реки. Государственные служащие и перевозимое ими имущество пошлиной не облагались.

Мостовщина — налог за проезд (проход) по мосту, который взимался мостовщиками. Упоминается со второй половины XIV века.

Побережное — сбор с судна, причалившего к берегу. Оплачивался деньгами или товарами.

Костки и головщина — вероятно, разные названия одного налога, который уплачивал человек, сопровождавший перевозку товаров. Головщина (налог с «головы») упоминается в документах конца XV века. Её уплачивали люди, проезжающие с товарами в города или мимо городов.

Задние калачи — вид головщины. Этот сбор выплачивался купцами на обратном пути, после продажи товара.

Пошлины за обслуживание

Гостиное — пошлина, которую вносили купцы, останавливаясь в гостином дворе. Это была дополнительная плата, помимо того, что платили за проживание. Со временем пошлина разделилась на несколько подвидов: подворное, или поворотное (за въезд на территорию гостиного двора), амбарное (за укладку товара в амбаре), свальное (за разгрузку товара) и привязное (за причаливание у торговой пристани).

Померное — сбор, который платили за измерение объёма сыпучих товаров при помощи бочек или вёдер.

Весовое (весчее) или контарное — пошлина, которую брали с продажи взвешенных товаров. Так же называли сбор за определение массы товаров на весах. Контарное — пошлина, которую необходимо было заплатить за проведение торговых операций с солью.

Штрафные пошлины

Промыт (промыта) — штраф, который платили за неуплату мыта. Его брали с воза или судна. До XV века размер штрафа составлял 6 алтын с одного транспортного средства.

Заповедь (заповедные деньги) — личный штраф с торговца, нарушившего таможенные нормы. Вначале взимался независимо от количества товара и транспортных средств. Со временем заповедные деньги стали брать за уклонение от уплаты пошлины во время покупки или продажи лошади, за складирование товара вне территории гостиного двора и другие нарушения.

Выводы (исторический и финансовый)

С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины

Пошлины часто собирались на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно

Под оброком понимают подать крепостных крестьян, которые отдавали барину. Оброк мог выплачиваться продуктами (натуральный) или деньгами (денежный). Он взымался с результатов работы крепостных крестьян – с «излишков производства». В XV веке барщина стала заменяться оброком, что было выгодно крестьянам.

Первые упоминания об оброке можно встретить в исторических источниках века. Тогда он носил натуральную форму. Его размер стал фиксироваться только в XIV веке. Тогда товарно-денежные отношения начинают играть большую роль в жизни людей, и оброк приобретает денежную форму. Наглядным примером может служить Новгород в XVI веке: крестьяне у помещика облагались барщиной, а монастырские и государственные – денежным оброком. К середине XVIII веко он достигает максимального рассвета в связи с развитием рыночных отношений. Размер оброка за первую половину XVIII века вырос в 3 раза. Это стало основным вопросом в классовой борьбе крестьян.

Так же под оброком понимают аренду свободных земель, лесов и лугов. Тогда это называлось «отдача в оброк». Это могли быть леса для охоты, угодья бортников, дикие поля, места для ловли рыбы и свободные паханые земли. Вместе с пустыми землями крестьянин получал государственные льготы на определенное время. Он освобождался от повинностей и платил только договорную ренту.

В городской местности отдавались в оброк места для торговых лавок. В этом случае оброк имел форму наемной платы за право использования места или земли. Как видно, оброком называли два разных понятия: принудительные выплаты с хозяйств и добровольные выплаты за землю.

Крепостной оброк крестьян

Оброк стал главным способом получения прибыли от работы крестьян. С первого взгляда он была необременительной. Каждый год крестьянин должен был платить своему хозяину определенную денежную сумму. В остальном он был относительно самостоятельным. Помещиков так же устраивала оброчная система. Она позволяла получать гарантированную ежегодную прибыль без ведения хозяйственных дел. Оброк чаще встречался в нечерноземных и малоплодородных районах. Натуральное хозяйство редко приносило «живые» деньги. Крестьяне стали ездить на заработки в города. Они работали на фабриках, занимались извозом или каким-либо ремеслом. Начиналось формироваться специализация целых сел: в Павлово работали кузнецы и мастера-замочники и т.п.

Но в большей части крепостной оброк ставил крестьян в тяжелое положение. Кроме денежных выплат помещики требовали поставку продуктов, сена, дров, льна и холста. Для наглядного примера приведем перечень господских поборов в селе Гуслицы:

• 3270 рублей деньгами;

• 11 тыс. пудов сена, дров и овса;

• 100 баранов;

• 40 тыс. огурцов;

• 250 ведер капусты;

• грибы и ягоды сколько потребуется.

При переезде помещика на новую вотчину туда же забирались и крестьяне. Они сами должны были организовать свой переезд и проживание на новом месте. Иногда им компенсировали оставшиеся на старом месте крепостные. Мнение крестьян никто не учитывал.

Но были и порядочные помещики. Если они требовали дополнительно продукты с крестьян, то включали растраты в общую сумму денежного оброка.

Часто оброк становился индивидуальной повинностью. Он назначался определенным людям, которые занимались ремеслом или искусством. Хорошие помещики выбирали талантливых детей у крестьян и посылали их учиться. После обучения они приносили большую прибыль, отдавая большую часть заработанных средств господину.

Денежный оброк крестьян

Денежный оброк представлял собой денежные выплаты. Он рассчитывался от вырученной суммы после реализации своего урожая.

Денежный оброк для крестьян был наиболее выгодной формой повинностей. Они получали относительную самостоятельность и независимость в ведении своих хозяйств. Часто попытки помещика замены оброка на барщину встречались крестьянами негативно. Начинает складываться сложная система выплат повинностей. Денежный оброк смешивается с барщиной.

Даже при отсутствии барщины и натурального оброка у крестьян, они оказывались в полной нищете. Денежный оброк в таком случае поднимался неимоверно высоко. Наложенные платежи разоряли хозяйство крестьян. Например, у генерал-аншефа Леонтьева крестьяне были настолько в плачевном положении, что обратились с жалобой к императрице. В челобитной они сообщали, что даже после продажи своих домов, никто из них не сможет выплатить возложенный денежный налог. При всем этом Леонтьев бьет и мучает не только мужчин, но и детей с женами.

Помещики периодически пересматривали размеры денежного оброка, больше учитывая не доходы крестьян с земель, а от неземельного промысла.

Позже в XIX веке крестьяне начинают заниматься отходничеством. Оно помогала выплатить денежный оброк, который к тому времени вырос вдвое при значительном сокращении земельных наделов.

В 1861 году происходят попытки освобождения крестьян, барщина заменяется на денежные выплаты. В 1863 году введен обязательный выкуп.

Оброк в пользу помещиков остался в прошлом, а оброчные платежи сделали выкупными.

Натуральный оброк крестьян

Натуральный оброк включал в семя не только всевозможные сельскохозяйственные продукты (овощи, вино, зерно), но и разные ремесленные изделия.

Натуральный оброк был более распространен во время генезиса феодализма. Это была наиболее удобная форма эксплуатации крестьянского труда. Но уже во время расцвета феодализма натуральный оброк начал совмещаться с барщиной. В эпоху разложения феодального строя помещики опять перешли на оброк, но преимущественно денежный.

В Киевской Руси в XI века феодальные отношения нуждались в появлении продуктового оброка. Первоначально он носил форму дани. В XIII веке важность натурального оброка растет с ростом имущественного расслоения и хозяйственной самостоятельности крестьян. Появляются фиксированные размеры выплат.

Оброком были обложены более половины всех крестьян в европейских частях России. Можно сказать, что он стал тяглом, который имел фиксированный размер и не учитывал желания и возможности крестьян.

Читайте также: