Пошлина на нефть в сентябре 2020

Опубликовано: 02.05.2024

Что представляет из себя экспортная пошлина

Экспортная пошлина — часть стоимости вывозимого за границу товара, переходящая от экспортера в пользу государства. В случае экспортной пошлины на нефть — это определенная доля от экспортной цены нефти уплачиваемая нефтяными компаниями в пользу федерального бюджета. При помощи вывозного сбора государство забирает часть доходов экспортеров и перенаправляет их на различные нужды страны.

Для нефтяных компаний наиболее крупной и важной является экспортная пошлина на сырую нефть, но также нефтяники платят пошлины за вывоз различных видов нефтепродуктов, бензина, нефтяного кокса.

Как считается экспортная пошлина

Экспортная пошлина на сырую нефть взимается с разницы между фактической среднемесячной ценой тонны Urals и установленным нормативным значением. В зависимости от стоимости тонны нефти существует 4 основных варианта расчета экспортной пошлины:

1) Фактическая средняя цена тонны Urals ниже $109,5 — ставка пошлины равна 0%.

2) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $109,5, но ниже $146 — ставка пошлины не превышает 35%.

3) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $146, но ниже $182,5 — ставка пошлины не превышает $12,78 + 45%.

4) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $182,5 — ставка пошлины не превышает $29,2 + 30%.

Законодательство также предусматривает возможность установления особых формул расчета для нефти с особыми свойствами или добытых на определенных участках, но серьезно общую картину они не меняют.

На практике последних лет используется формула под номером 4, так как средняя стоимость тонны нефти Urals ни разу за последние годы не опускалась ниже $182,5 за тонну (примерно $25 за баррель).

Дополнительно с 2019 г. в формулу расчета включается корректирующий коэффициент, равный 0,833. На него умножается полученное значение ставки пошлины. Он был введен в рамках «налогового маневра» с целью постепенного снижения экспортной пошлины до 0 к 2024 г. и одновременного увеличения НДПИ. В 2020 г. данный коэффициент будет равняться 0,666.

Актуальный вид формулы на 2019 г. при Urals выше $25 за баррель:

Размер экспортной пошлины на сырую нефть = ((Фактическая средняя цена тонны Urals — $182,5) * 0,3 + $29,2) * 0,833

Размер экспортных пошлин на различные нефтепродукты устанавливается в процентном отношении от экспортной пошлины на сырую нефть.

Правительство при помощи диверсификации ставок стимулирует нефтяные компании заниматься производством определенных нефтяных продуктов, преимущественно товаров с более высокой степенью переработки. На сырую нефть и темные нефтепродукты (мазут, нефтяной битум, отработанные нефтепродукты) установлена максимальная ставка экспортной торговой пошлины, в то время как на переработанные продукты: дистилляты, бензол, смазочные масла она составляет всего 30%.

Размер экспортной пошлины за прошедший месяц регулярно публикуется Минфином РФ на официальном сайте 15 числа. Например, с 15 апреля по 14 мая 2019 г. экспортная пошлина на нефть Urals была установлена в размере $110,4 за тонну.

Что значит экспортная пошлина для нефтяных компаний

Экспортная пошлина занимает довольно существенную часть в расходах нефтяных компаний. К примеру, по итогам 2018 г. размер уплаченной экспортной пошлины Роснефти составил 1 061 млрд руб. или почти 13% от выручки компании. Экспортная пошлина Татнефти за тот же период достигла 94 млрд руб. или более 10% от выручки.

При рыночной цене в $72 за баррель примерно $15 приходится уплачивать в качестве экспортного сбора. Из формулы расчета экспортной пошлины можно заметить, что на ставку влияет только цена нефти, причем линейно. Это значит, что когда цена нефти находится выше $25 за баррель, рост цены барреля нефти на $1 увеличивает экспортную пошлину на $0,25. Однако тут есть одна важная особенность, которая следует из процесса расчета сбора.

Эффект временного лага

На каждый следующий месяц ставка пошлины устанавливается в зависимости от средней цены Urals за период с 15 числа предыдущего месяца по 14 число текущего месяца. То есть, средняя цена нефти с 15 февраля по 14 марта влияет на экспортную пошлину в апреле, а с 15 марта по 14 апреля — на ставку пошлины в мае. Подобная схема приводит к образованию эффекта «временного лага».

Разберем конкретный пример. Минфин РФ отслеживает цены на нефть Urals с 15 января по 14 февраля, исходя из которых 15 февраля он объявляет о том, какой уровень экспортной пошлины устанавливается на период с 1 марта по 1 апреля.

Это значит, что если цена на нефть начнет резко расти с 16 февраля, то эффект от роста цен на нефть найдет отражение в выручке компании в I квартале, но экспортная пошлина вырастет лишь в апреле, что отразится уже в результатах II квартала. Данный механизм может как дополнительно улучшать финансовые результаты компаний при росте цены на нефть, так и ухудшать их при падении.

В IV квартале 2018 г. происходило устойчивое снижение цен на нефть. Так как экспортная пошлина «запаздывает» относительно рыночных цен, то каждый месяц нефтяные компании были вынуждены уплачивать большую сумму отчислений.

К примеру, Лукойл по результатам IV квартала 2018 г. оценил влияние временного лага в -$2,73 за каждый баррель экспортированной нефти, что примерно соответствует $11,5 млн недополученной операционной прибыли. Обратный эффект имел место уже в I квартале, когда началось восстановление нефтяных котировок.

Помимо эффекта временного лага на размер экспортной пошлины может оказать влияние изменение структуры экспорта. При увеличении степени переработки экспортируемых нефтепродуктов пошлина должна снижаться, а при росте экспорта сырой нефти или товаров с низкой степенью обработки увеличиваться. На практике компаниям не всегда выгодно заниматься глубокой переработкой нефти, однако без существующего налогового механизма сегмент нефтепереработки мог бы оказаться в худшем положении, чем есть сейчас.

Резюме

В будущем влияние экспортной пошлины на результаты нефтяных компаний будет постепенно снижаться, что связано с «налоговым маневром». Уже в 2024 г. предполагается обнуление пошлины, а ее место займет возросший НДПИ. Однако до тех пор данный сбор будет продолжать оказывать существенное влияние на российскую нефтегазовую отрасль, особенно в периоды роста волатильности цен на сырье.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Прогнозы и комментарии. Всплеск волатильности на рынках

С чем связано падение цен на нефть

США не будут применять санкции против оператора Северного потока – 2 и его главы

Что случилось с Ozon

8 фишек БКС Экспресс, которые вам пригодятся

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

В соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-I "О таможенном тарифе" и постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 154 "О порядке мониторинга цен на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1155", от 26 февраля 2013 г. № 155 "О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 251" и от 29 марта 2013 г. № 276 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" Минэкономразвития России осуществляет мониторинг цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья, рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин в отношении них в соответствии с методиками, утвержденными указанными постановлениями, а также публикует результаты мониторинга и расчета на сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

1. Мониторинг цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период с 15 августа 2020 г. по 14 сентября 2020 года.*

Уровень цены

312,1 долл. США за тонну

* Расчет средней за период мониторинга цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) осуществляется с использованием данных, предоставленных Аргус Медиа (Раша) Лимитед / Argus Media (Russia) Limited, права на которые принадлежат Аргус Медиа Лимитед / Argus Media Limited.

2. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 31 октября 2020 года.

Код ТН ВЭД ЕАЭСНаименование позиции**Ставка вывозной таможенной пошлины (в долларах США за 1000 кг)
2709 00нефть сырая кроме:45,4
2709 00 900 1нефть сырая плотностью при 20 °С более 887,6 кг/м3, но не более 994 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,015 мас.%, но не более 3,47 мас.%8)0
2709 00 900 2нефть сырая плотностью при 20 °С не менее 694,7 кг/м3, но не более 980 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 5 мас.%10)4,5
2709 00 900 3нефть сырая плотностью при 20 °С не менее 694,7 кг/м3, но не более 887,6 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.%8)0
2709 00 900 9***прочие0
2710 12 110 – 2710 12 250 9, 2710 12 900 2, 2710 12 900 8, из 2710 20 900 0прямогонный бензин24,9
2710 12 900 1 тримеры и тетрамеры пропилена2,9
2710 12 310 0, 2710 12 700 0, 2710 19 110 0 – 2710 19 350 0 из 2710 20 900 0легкие дистилляты; средние дистилляты13,6
2710 19 421 0 – 2710 19 480 0, 2710 20 110 0 – 2710 20 190 0дизельное топливо13,6
2710 12 411 0 – 2710 12 590 0, из 2710 20 900 0бензины товарные13,6
2902 20 000 0бензол13,6
2902 30 000 0толуол13,6
2902 41 000 0 – 2902 43 000 0ксилолы13,6
2710 19 510 1 – 2710 19 680 9, 2710 20 310 1 – 2710 20 390 9мазут45,4
2710 19 710 0 – 2710 19 980 0, из 2710 20 900 0масла смазочные; прочие13,6
2710 91 000 0 – 2710 99 000 0отработанные нефтепродукты45,4
2711 12 – 2711 19 000 0сжиженные углеводородные газы0
2712вазелин и парафин, кроме:45,4
2712 90 110 0сырые0
2712 90 190 0прочие0
2713 11 000 0кокс нефтяной некальцинированный2,9
2713 12 000кокс нефтяной кальцинированный0
2713 20 000 0 – 2713 90 900 0битум нефтяной45,4
2901 10 000 1этан, бутан, изобутан0

** Для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования.

*** В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.11.2017 № 1342 и от 12.04.2018 № 438.


Сырьевые товары 17.08.2020 14:22 С сентября Россия повышает экспортную пошлину на нефть на 1,3%
© Reuters. С сентября Россия повышает экспортную пошлину на нефть на 1,3%

Средняя цена нефти Urals за период мониторинга с 15 июля по 14 августа 2020 года составила $44,2487 за баррель, или $323 за тонну.

Пошлина на высоковязкую нефть повысится до $4,7 с $4,6.

Льготная ставка пошлины на нефть для ряда месторождений Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения в связи с новой формулой расчета, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, с 1 февраля 2015 года остается на нулевом уровне.

Пошлина на светлые нефтепродукты и масла повысится до $14,2 с $14,0 за тонну, на темные - $47,5 с $46,9.

Пошлина на экспорт товарного бензина повысится до $14,2 с $14, прямогонного (нафта) - до $26,1 с $25,7 за тонну.

Пошлина на сжиженный газ и пошлина на чистые фракции СУГ останутся на нулевом уровне.

Пошлина на кокс составит $3 за тонну.

Интересное

Нефтяные цены теряют около 5% после выхода данных о запасах в США

Цены на нефть усилили падение в среду после публикации доклада министерства энергетики США, показавшего неожиданный рост запасов нефти в стране. Стоимость июльских фьючерсов на.

Запасы нефти в США выросли за период с 7 мая по 14 мая на 1320 тыс. баррелей, бензина - упали на 1963 тыс. баррелей

Коммерческие запасы нефти в США на прошлой неделе выросли на 1320 тыс. баррелей - до 486,011 млн баррелей, свидетельствуют данные еженедельного доклада министерства энергетики.

Румынская OMV Petrom избавилась от нефтяных активов в Казахстане

МОСКВА, 19 мая (Рейтер) - Румынская OMV Petrom, "дочка" австрийской OMV, объявила о закрытии сделки по продаже 100% акций казахстанских нефтяных активов Ком-Мунай и Тасбулат Ойл.

Участвуйте в форуме для взаимодействия с пользователями, делитесь своим мнением и задавайте вопросы другим участникам или авторам. Пожалуйста, используйте стандартный письменный стиль и придерживайтесь наших правил.

  • Размещение ссылок, рекламы и спам;
  • Ненормативная лексика, а также замена букв символами;
  • Оскорбления в адрес участников форума и авторов;
  • Разжигание межнациональной и расовой розни;
  • Комментарии, состоящие из заглавных букв.
  • Допускаются комментарии только на русском языке.

Размещение комментария на Investing.com автоматически означает Ваше согласие с правилами комментирования и с необходимостью их соблюдения.

Investing.com оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии посетителей сайта, нарушающие правила, а при повторном нарушении – блокировать доступ на сайт и запрещать дальнейшую регистрацию на Investing.com.



Вы уверены, что хотите заблокировать пользователя %USER_NAME%?

После этого вы и %USER_NAME% не сможете видеть комментарии друг друга на Investing.com.

%USER_NAME% добавлен в ваш черный список

Вы только что разблокировали этого участника. Повторно заблокировать этого участника можно только через 48 часов.

Я считаю, что данный комментарий:

является рекламой или спамом содержит оскорбление

Ваша жалоба отправлена модераторам.

Предупреждение: Fusion Media would like to remind you that the data contained in this website is not necessarily real-time nor accurate. All CFDs (stocks, indexes, futures) and Forex prices are not provided by exchanges but rather by market makers, and so prices may not be accurate and may differ from the actual market price, meaning prices are indicative and not appropriate for trading purposes. Therefore Fusion Media doesn`t bear any responsibility for any trading losses you might incur as a result of using this data.

Fusion Media or anyone involved with Fusion Media will not accept any liability for loss or damage as a result of reliance on the information including data, quotes, charts and buy/sell signals contained within this website. Please be fully informed regarding the risks and costs associated with trading the financial markets, it is one of the riskiest investment forms possible.

  • Товары
  • Форекс
  • Индексы
  • Акции
Другие категории
Нефть Brent66,88+0,22+0,33%
Нефть WTI63,62+0,27+0,43%
Золото1.876,00-5,50-0,29%
Серебро27,902-0,123-0,44%
Платина1.197,75+3,15+0,26%
Палладий2.891,00+17,50+0,61%
Природный газ2,969+0,007+0,24%
EUR/USD1,2183+0,0011+0,09%
USD/RUB73,7268+0,0150+0,02%
EUR/RUB89,8208-0,2899-0,32%
GBP/USD1,4116+0,0003+0,02%
USD/TRY8,4129+0,0096+0,11%
USD/JPY109,16-0,05-0,05%
AUD/USD0,7748+0,0022+0,28%
РТС1.552,91-21,41-1,36%
Индекс Мосбиржи3.634,76-53,20-1,44%
S&P 500 (F)4.113,12+1,62+0,04%
Dow Jones33.896,04-164,62-0,48%
DAX15.113,56-273,02-1,77%
FTSE 1006.950,20-84,04-1,19%
Индекс USD90,125-0,066-0,07%
Сбербанк296,61-9,17-3,00%
Газпром258,50-7,72-2,90%
Норникель27.014,0-338,0-1,24%
ЛУКОЙЛ5.830,0-164,0-2,74%
Яндекс4.709,0-31,0-0,65%
Tesla563,46-14,41-2,49%
Apple124,69-0,16-0,13%

Главные новости: обвал криптовалют и падение нефти

Последнее китайское предупреждение отправило биткоин к $38 500

Рикошетные дни

Госдума приняла закон об ограничениях для неквалов

Потери сектора криптовалют близки к

  • Блог
  • Моб. приложение
  • Инвестпортфель
  • Информеры
  • О нас
  • Реклама
  • Свяжитесь с нами


  • Правила использования
  • Политика конфиденциальности
  • Предупреждение

В соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» и постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 154 «О порядке мониторинга цен на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1155», от 26 февраля 2013 г. № 155 «О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 251″ и от 29 марта 2013 г. № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития России осуществляет мониторинг цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья, рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин в отношении них в соответствии с методиками, утвержденными указанными постановлениями, а также публикует результаты мониторинга и расчета на сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. Мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период с 15 августа 2020 г. по 14 сентября 2020 года.*

Уровень цены

312,1 долл. США за тонну

* Расчет средней за период мониторинга цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) осуществляется с использованием данных, предоставленных Аргус Медиа (Раша) Лимитед / Argus Media (Russia) Limited, права на которые принадлежат Аргус Медиа Лимитед / Argus Media Limited.

2. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 31 октября 2020 года.

Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование позиции** Ставка вывозной таможенной пошлины (в долларах США за 1000 кг)
2709 00 нефть сырая кроме: 45,4
2709 00 900 1 нефть сырая плотностью при 20 °С более 887,6 кг/м3, но не более 994 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,015 мас.%, но не более 3,47 мас.%8) 0
2709 00 900 2 нефть сырая плотностью при 20 °С не менее 694,7 кг/м3, но не более 980 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 5 мас.%10) 4,5
2709 00 900 3 нефть сырая плотностью при 20 °С не менее 694,7 кг/м3, но не более 887,6 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.%8) 0
2709 00 900 9*** прочие 0
2710 12 110 – 2710 12 250 9, 2710 12 900 2, 2710 12 900 8, из 2710 20 900 0 прямогонный бензин 24,9
2710 12 900 1 тримеры и тетрамеры пропилена 2,9
2710 12 310 0, 2710 12 700 0, 2710 19 110 0 – 2710 19 350 0 из 2710 20 900 0 легкие дистилляты; средние дистилляты 13,6
2710 19 421 0 – 2710 19 480 0, 2710 20 110 0 – 2710 20 190 0 дизельное топливо 13,6
2710 12 411 0 – 2710 12 590 0, из 2710 20 900 0 бензины товарные 13,6
2902 20 000 0 бензол 13,6
2902 30 000 0 толуол 13,6
2902 41 000 0 – 2902 43 000 0 ксилолы 13,6
2710 19 510 1 – 2710 19 680 9, 2710 20 310 1 – 2710 20 390 9 мазут 45,4
2710 19 710 0 – 2710 19 980 0, из 2710 20 900 0 масла смазочные; прочие 13,6
2710 91 000 0 – 2710 99 000 0 отработанные нефтепродукты 45,4
2711 12 – 2711 19 000 0 сжиженные углеводородные газы 0
2712 вазелин и парафин, кроме: 45,4
2712 90 110 0 сырые 0
2712 90 190 0 прочие 0
2713 11 000 0 кокс нефтяной некальцинированный 2,9
2713 12 000 кокс нефтяной кальцинированный 0
2713 20 000 0 – 2713 90 900 0 битум нефтяной 45,4
2901 10 000 1 этан, бутан, изобутан 0

** Для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования.

*** В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.11.2017 № 1342 и от 12.04.2018 № 438.

Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг предложил резко повысить экспортную пошлину на нефть и отменить возврат НДС экспортерам черного золота. Это позволит снизить входящую цену нефти на нефтеперерабатывающих заводах внутри страны и повысит рентабельность нефтепереработки, считает депутат. При этом привлекательность экспорта сырья существенно снизится.

Одной из причин проведения налогового маневра в отрасли как раз и стало стремление правительства повысить рентабельность нефтепереработки и стимулирование компаний к модернизации производства, объясняют эксперты. И многие компании действительно обновили свои мощности. Однако к повышению рентабельности это не привело. «В настоящее время рентабельность переработки нефти внутри страны достаточно низкая, – отмечает доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Каленов. – Первая причина этого – сложившаяся в нефтяной отрасли олигополия: крупные компании диктуют свои правила и не дают вклиниться новым игрокам. Вторая – налоговое законодательство, которое действует сейчас в нефтяной промышленности, ориентировано преимущественно на поддержку экспорта».

Если целью депутата является снижение розничных цен на бензин и дизельное топливо, то его предложение выглядит логичным, считает партнер PwC Андрей Солдатенко. «Его предложение фактически направлено на субсидирование производства нефтепродуктов и их реализации на внутреннем рынке за счет экспорта нефти, – объясняет он. – Это то, от чего российская налоговая система ушла по результатам «большого налогового маневра», поэтому возврат к такому перекрестному субсидированию сегодня видится маловероятным. Кроме того, предложенные меры должны сопровождаться зеркальным снижением налоговой нагрузки по другим налогам или дополнительными налоговыми льготами для избежания негативного эффекта на конкурентоспособность российских нефтяных компаний на мировом рынке». С тем, что сейчас не лучшее время для налоговых революций в нефтянке, согласен и Маринченко. «В целом НПЗ сейчас загружены, проблемы простаивающих мощностей нет. А если речь идет о дополнительных изъятиях для наполнения бюджета, то сейчас для этого не самое правильное время, ведь цены на нефть упали и остаются неустойчивыми», – отмечает он.

$5,2 млрд

доходов получила Россия от экспорта нефти в июне – на 43% больше, чем в мае

Предложение об отмене возвратов по НДС также вызвало недоумение у экспертов. «Отказ в возврате НДС при экспорте любых товаров противоречил бы существу данного налога, превратив его в некий аналог налога с оборота или тех же экспортных пошлин, – замечает партнер Deloitte Геннадий Камышников. – С точки зрения принципа стабильности налоговой системы такой шаг также был бы очень спорным. Он очень негативно повлиял бы на экспортный потенциал отрасли, однако совсем не обязательно автоматически простимулировал бы нефтепереработку внутри России».

При отмене возврата НДС могут упасть объемы экспорта и его рентабельность. В результате экспортеры недополучат валютную выручку, а падение рентабельности они, скорее всего, постараются переложить на внутренних потребителей нефти, прогнозируют возможное развитие событий эксперты.

В целом тренд на повышение добавленной стоимости, т. е. увеличение степени переработки сырья внутри страны, неизбежен – только это позволит наполнять бюджет в долгосрочной перспективе, отчасти соглашается с предложением Гартунга генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Но при чем здесь добыча? – удивляется он. – Нужно применять налоговые стимулы именно в самой переработке, в нефте- и газохимии. В этом направлении развиваются наши конкуренты, и именно продукты переработки нефти и газа востребованы на наших основных рынках сбыта – в Европе и Китае».

В качестве стимулов для повышения доли добавленной стоимости в нефте- и газохимии можно рассмотреть снижение акцизов или увеличение вычетов. «Сложность в том, что одновременно со снижением внутренних цен на нефтепродукты есть желание сохранить долю на мировом рынке нефти и не допустить существенного роста налоговой нагрузки на отрасль, а также избежать выпадающих бюджетных доходов, – замечает Солдатенко. – Такая система уравнений не имеет простого решения. Однако, если ввести еще один фактор, например субсидирование дальнейшего снижения акцизов из фонда национального благосостояния (что уже имело место) или иных источников, решение может быть найдено. Неналоговые меры, нацеленные на повышение экономической и производственной эффективности отрасли (в том числе ориентированные на повышение уровня конкуренции), могут оказаться более эффективными в данной ситуации». Что же касается модернизации НПЗ, стимулировать ее административно-налоговыми методами – пустая затея, считают эксперты.

В Минфине с предложением Гартунга еще не знакомы, но отмечают, что меры по поддержке глубокой переработки нефти уже есть. «В целом сейчас уже действуют меры, направленные на стимулирование нефтепереработки в стране. Так, с 1 января 2019 г. в РФ в области акцизного налогообложения действуют меры, направленные на сглаживание колебаний цен на моторное топливо и стимулирующие повышение углубления переработки нефти, – рассказали «Ведомостям» в пресс-службе Минфина. – Кроме того, в Госдуму внесен законопроект, которым устанавливаются дополнительные стимулирующие налоговые условия, направленные на обеспечение окупаемости инвестиций в строительство установок глубокой переработки нефти и повышение интереса компаний к дополнительной модернизации нефтеперерабатывающих заводов».

«Россия экспортирует три четверти добычи в виде нефти и нефтепродуктов, баланс поставок которых определяется рынком, – напоминает руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов. – Основной объем поставок идет в Европу, которая нацелена на снижение доли углеводородов в своем топливном балансе в связи с декарбонизацией. Именно об этом сейчас надо думать».

Читайте также: