Попытайтесь объяснить почему в условиях абсолютного господства государственной собственности налоги

Опубликовано: 29.04.2024


Существование планово-администативной экономики в госудасртвах абсолютного господства (тоталитаризм: СССР, КНДР, абсолютных монархий: Российская Империя, Пруссия и др.) позволяло государству снабжать большой государственный аппарат, который контролировал различные отрасли производства и сельского хозяйства. В руках государства, как при тоталитаризме, не существовало частной собственности, Вся существующуая экономическая машина принадлежала государству. Доход получаемый от такой экономической системы затмевал доход от налогов в государстве. Преобладание дохода от налогов свойственно государствам свободным, с частной собственностью.

Другие вопросы из категории

На страницу желательно!

Субъекты: физическое лицо - человек, что устраивается
а вторым субъектом будет директор предприятия (физическое лицо) или само предприятие (юридическое лицо)?

A) правовой обычай; Б) юридический прецедент
B) нормативный договор; Г) нормативно-правовой акт

2) Какая из идеологий отстаивает приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества?
A) коммунизм Б) социал-демократия
B) либерализм Г) консерватизм

3) Элемент правовой нормы, содержащий условия ее действия:
A) абзац Б) преамбула
B) диспозиция Г) гипотеза

4) Вопросы приема в гражданство РФ решает:
A) Верховный Суд РФ; Б) Правительство РФ
B) Совет Федерации; Г) Президент РФ

5) В соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ являются:
A) только нормативно-правовые акты РФ
Б) нормативно-правовые акты РФ и международные договоры РФ
B) нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ
Г) нормативно-правовые акты РФ и нормы международного права

6) Процесс «утверждения» международного договора называется:
А) денонсация Б) ратификация В) ротация Г) контрибуция

7) Лишение родительских прав применяется только:
A) органом опеки и попечительства; Б) органами ЗАГСа
B) органами местного самоуправления; Г) судом

8) Что не является стадией законотворческого процесса в Российской Федерации:
A) законодательная инициатива; Б) обсуждение законопроекта
B) согласование законопроекта; Г) подписание законопроекта

9) Что из перечисленного относится к функции парламента по Конституции РФ:
A) представительство интересов
Б) разработка федерального бюджета
B) формирование правительства
Г) определение основных направлений внутренней и внешней политики страны

10) Какая из санкций является гражданско-правовой:
A) возмещение убытков; Б) конфискация имущества
B) принудительные работы; Г) лишение права занимать определенную должность

11) Объектом гражданских правоотношений не является:
A) коммерческая организация; Б) результаты творческой деятельности
B) работы и услуги; Г) честь, достоинство гражданина;

12) Предмет иска:
A) указывает истец в исковом заявлении
Б) формулирует ответчик в своих возражениях
B) определяет суд
Г) согласовывают суд, стороны и третьи лица

13) К диспозитивным относятся правовые нормы:
A) содержащие диспозицию
Б) предоставляющие субъектам возможность выбора собственного варианта поведения
B) определяющие позиции сторон в судебном процессе
Г) исключающие учет различных позиций субъектов в имущественных спорах

14) По целевому предназначению нормы права делятся на:
A) регулятивные и охранительные Б) общие и специальные
B) обязывающие и запрещающие Г) отраслевые и межотраслевые

15) Временем открытия наследства является:
А) день получения свидетельства о смерти
Б) день смерти гражданина
В) день вынесения решения об объявлении гражданина умершим
Г) день обращения в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства

обязывание.
К основным принципам административного права относятся: а) принцип равенства перед законом и разделения властей; б) принцип гласности и федерализма; в) все перечисленное выше верно; г) нет правильного варианта ответа.
Элементом структуры административного правоотношения не является один из следующих: а) субъекты (участники); б) объект; в) содержание; г) срок.
К источникам административного права не относится один из следующих: а) Конституция РФ; б) обычай делового оборота; в) некоторые нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; г) нормативные указы Президента.
Что из ниже перечисленного относится к отношениям административно-договорного характера в видовой классификации административных правоотношений: а) инспектор ГИБДД назначил штраф гражданину; б) отдел юстиции зарегистрировал устав общественного объединения; в) министр обороны уволил офицера из Вооруженных сил по состоянию здоровья; г) заключено предварительное соглашение о приеме на должность главного специалиста Министерства экономического развития и торговли.
К требованиям, предъявляемым к поступающему на государственную службу, не относится одно из следующих: а) гражданство РФ; б) возраст, установленный федеральным законом о виде государственной службы; в) знание одного из иностранных языков; г) государственный язык РФ.
Какой из ниже перечисленных правовых актов может издать министр образования и науки РФ: а) приказ; б) постановление; в) указ; г) нет правильного ответа.
Размер штрафа (в соответствии с КоАП), исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, суммы неуплаченных сборов, не может превышать: а) пятикратного размера стоимости; б) трехкратного размера стоимости; в) 200 МРОТ для должностных лиц; г) размера суммы неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент пресечения административного правонарушения.
Срок административного задержания в КоАП (ст. 27.5) составляет: а) не более 3 часов; б) не более 48 часов; в) верны варианты а) и б) одновременно; г) до 10 суток.

10. К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не относится одно из следующих: а) доставление; б) привод; в) изъятие вещей и документов; г) закрытие участков государственной границы РФ.

11. Что относится в соответствии с КоАП к цели административного наказания: а) принуждение к должному поведению; б) убеждение в необходимости позитивного поведения; в) предупреждение совершения новых правонарушений; г) все перечисленное верно.

12. К перечню специальных субъектов административного правонарушения не относится: а) лицо без гражданства; б) несовершеннолетний; в) должностное лицо; г) лицо, находящееся под административным надзором.

13. Учредителем образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть: а) гражданин РФ; б) Министерство обороны или другое силовое ведомство; в) орган местного самоуправления; г) общественная организация.

14. К видам государственного контроля, классифицируемым по способу получения информации следует отнести: а) документальный; б) реальный; в) верно а) и б); г) только камеральный.

15. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются: а) в пользу потерпевшей стороны; б) в пользу закона и его принципов; в) в пользу интересов органов исполнительной власти; г) в пользу этого лица.

16. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то: а) применяются правила Российского законодательства; б) применяются правила международного договора; в) для применения международного договора специально издается внутригосударственный акт управления; г) все перечисленное неверно.

17. Незаконное использование товарного знака (при характеристике объекта правонарушения) влечет за собой ответственность: а) гражданскую и административную; б) уголовную и административную; в) гражданскую и уголовную; г) только административную.

18. Перечисленные отношения могут находится либо за пределами государственной дисциплины, либо за пределами законности. Выберите из них то, которое точно находится за пределами законности в рамках административного законодательства: а) гражданин К. подал иск в суд на гражданина М., но в установленный срок на заседание суда не явился; б) в ходе ревизии было обнаружено частичное несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом; в) Департамент образования и Департамент культуры с целью обмена мнений решили провести совместное совещание; г) в целях восполнения дефицита муниципального бюджета городская налоговая инспекция создала ООО АКБ «Привет».

Share the post "Ответы и задания для вариантов ОБ2090401 ОБ2090402 ОБ2090403 ОБ2090404 по обществознанию 9 класс пробный ОГЭ 2021"

  • Facebook
  • Twitter
  • VKontakte
  • WhatsApp
  • Print

Задания и ответы для тренировочных вариантов по обществознанию 9 класс статград ОБ2090401, ОБ2090402, ОБ2090403, ОБ2090404 для подготовки к ОГЭ 2021, официальная дата проведения тренировочной работы №4 15 марта 2021 год.

Тренировочные варианты (ОБ2090401-ОБ2090402): скачать в PDF

Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать

Тренировочная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение тренировочной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

Тренировочная работа №4 статград по обществознанию 9 класс решать варианты ОБ2090401 ОБ2090402 онлайн:

Сложные задания с варианта ОБ2090401

1)Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? Культура; правоотношение; торговля; власть; религия. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

2)Сотрудники Третьяковской галереи использовали рентгенографию для определения автора картины, обнаруженной в запасниках. Целью данной деятельности является(-ются) 1) определение автора картины 2) использование рентгенографии 3) картина, обнаруженная в запасниках 4) сотрудники Третьяковской галереи

3)Леонид Александрович занимается со старшеклассниками в «Школе юного биолога» при педагогическом университете. К какому виду образования относится «Школа юного биолога»? 1) общее образование 2) профессиональное образование 3) дополнительное образование 4) профессиональное обучение

4)Верны ли следующие суждения о научных знаниях? А. Научные знания включают научные факты, законы и теории. Б. Для получения научных знаний используются специальные методы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6)Известная торговая сеть объявила о «неделе скидок» в интернет-магазине. Татьяна Федоровна выбрала несколько товаров и отправила запрос на покупку. На её электронную почту пришло письмо, в котором ей, как особому клиенту, указали ещё один электронный адрес для оплаты покупок. Нужно было заново зарегистрироваться и указать данные банковской карты. Татьяна Федоровна не знала о новом виде интернет-мошенничества, но не совершила ошибку. Какой факт из условия задачи позволил Татьяне Федоровне сделать вывод о мошеннических действиях? (Укажите любой один факт с пояснениями.) Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

7)Из перечисленного прямым налогом является 1) налог на продажу услуг 2) таможенная пошлина 3) налог на имущество физического лица 4) надбавка к цене товаров, список которых определен государством

8)В государстве Z дефицитный государственный бюджет. Какой факт из перечисленных свидетельствует об этом? 1) Основным источником доходов бюджета государства Z являются налоги. 2) Расходная часть бюджета государства Z превышает доходную часть. 3) Бюджет данного года меньше бюджета предшествующего года. 4) В бюджете государства Z больше доходных статей, чем расходных.

9)Верны ли следующие суждения о рыночной экономике? А. В условиях рыночной экономики действует государственное ценообразование. Б. Рыночная экономика обеспечивает полную занятость всех трудоспособных граждан.

10)К позитивным формальным социальным санкциям относится 1) вручение государственной награды 2) аплодисменты после окончания спектакля 3) похвала учителя 4) выговор за невыполненную работу

11)Верны ли следующие суждения о социальных ролях подростка? А. Подросток не может выполнять роль гражданина. Б. В группе сверстников подросток может выполнять роль лидера.

12)В ходе опросов совершеннолетних мужчин и женщин страны Z социологи изучали их отношение к потере работы. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

13)В стране Z право избирать и быть избранным принадлежит лицам, которые не являются безработными. Членство в единственной политической партии даёт гражданам право занимать государственные должности. Доходы и расходы граждан, их личная жизнь и участие в общественной деятельности находятся под контролем государства. На основе приведённых данных можно сделать вывод что Z – государство 1) тоталитарное 2) монархическое 3) правовое 4) федеративное

14)Верны ли следующие суждения о формах государства? А. Выделяют такие формы государства, как правовое и авторитарное. Б. Форму государства определяют форма правления, политический режим и государственно-территориальное устройство.

16)Увольнение по инициативе работодателя может последовать в случае 1) призыва работника на воинскую службу 2) письменного заявления работника о прекращении трудового договора 3) неоднократного неисполнения работником обязанностей, предусмотренных трудовым договором 4) выхода работника на пенсию

17)Константин купил белые кроссовки с чёрными вставками. Через два дня он попал в них под дождь, и чёрная краска потекла. Константин вернул товар ненадлежащего качества в магазин. Этот пример иллюстрирует правоотношения 1) трудовые 2) гражданские 3) административные 4) семейные

18)Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях граждан РФ? А. Граждане РФ имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Б. Трудоспособные граждане РФ, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

19)Игра и учение как виды деятельности имеют черты сходства и различия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства игры и учения, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия. 1) реализует(-ют) главную цель участника – получение знаний и умений 2) способствует(-ют) освоению социального опыта 3) представляет(-ют) интересы и потребности 4) осуществляется(-ются) в воображаемой ситуации

22)Какие параметры социального государства поддаются количественному измерению в экономических показателях? (Укажите два параметра.) Почему автор считает ошибкой понимание социального государства как государственной благотворительности в пользу малоимущих слоев населения? (Используя текст, укажите два объяснения.)

23)В каких названных автором сферах социальное государство выступает в роли гаранта достойного уровня жизни? (Укажите любые две сферы по тексту.) Приведите два примера реализации принципа социального государства; в каждом случае укажите, каким образом государство обеспечивает более равномерное распределение материальных и / или духовных благ.

24)Среди факторов, которые создают возможность практического воплощения идеи «социального государства», автор называет высокий уровень экономического развития и наличие правового государства. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите аргументами мнение автора. (Приведите один аргумент по каждому из факторов.)

Сложные задания с варианта ОБ2090402

1)Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества? Производство; гражданин; семья; выборы; нравственность. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания

2)Игорь выступил с докладом на онлайн-конференции для учителей и старшеклассников. Субъектом данной деятельности является(-ются) 1) доклад 2) Игорь 3) учителя и старшеклассники 4) онлайн-конференция

3)Анна Круглова закончила 9 класс и поступила в медицинский колледж. Какой уровень образования освоила Анна для поступления в колледж? 1) среднее общее образование 2) среднее профессиональное образование 3) начальное общее образование 4) основное общее образование

4)Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества? А. В духовной сфере жизни общества осуществляется производственная деятельность людей, направленная на создание материальных благ. Б. Духовную сферу жизни общества составляют классы, сословия, этносы.

6)Наталья Георгиевна прекрасно вышивает и иногда продаёт свои работы на специальном интернет-сайте для самозанятых лиц. Она получила сообщение о покупке вышивки. Для перевода денег покупатель предложил Наталье Георгиевне заполнить специальную форму: данные о владельце карты, номер банковской карты, срок действия и трехзначный код на обороте карты. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Натальи Георгиевны? Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

7)Какой из перечисленных факторов производства позволяет получить в качестве дохода ренту? 1) капитал 2) предпринимательские способности 3) труд 4) земля

8)В стране Z существуют и развиваются различные формы собственности, включая частную. Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью. Какой ещё признак подтверждает, что экономика страны Z имеет рыночный характер? 1) наличие сферы услуг 2) конкуренция между производителями товаров и услуг 3) государственное ценообразование 4) действие законов, регулирующих трудовые отношения

9)Верны ли следующие суждения о банках? А. Банк – это учреждение, которое привлекает свободные деньги, предоставляет деньги в кредит, ведёт денежные расчёты. Б. Банк – это учреждение, в котором печатают деньги.

10)Николай Иванович – муж, отец, старший брат и владелец предприятия. Это примеры 1) социального статуса 2) социальных санкций 3) социальной мобильности 4) социального неравенства

11)Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? А. Межнациональные отношения складываются в постиндустриальном обществе. Б. Равенство народов в межнациональных отношениях составляет основу государственной национальной политики в РФ.

13)В соответствии с конституцией граждане государства Z, достигшие 18-летия, раз в пять лет участвуют в выборах депутатов парламента. Парламентарии представляют несколько политических партий. Законы государства Z принимает парламент и утверждает король. В стране действуют независимые средства массовой информации. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что Z – государство 1) светское 2) тоталитарное 3) федеративное 4) монархическое

14)Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Политические партии осуществляют публичную власть и обладают суверенитетом. Б. Политические партии стремятся к завоеванию государственной власти.

16)К социальным правам человека относится 1) право на обеспечение по возрасту и в случае болезни 2) право выбирать место пребывания и жительства 3) право избирать и быть избранным 4) право на свободу и личную неприкосновенность

17)Елена продаёт дачный участок. Куда она должна обратиться, чтобы заверить договор купли-продажи? 1) к прокурору 2) к нотариусу 3) к адвокату 4) к мировому судье

18)Верны ли следующие суждения о Конституции РФ? А. Конституция РФ – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Б. Конституция РФ имеет прямое действие.

19)Существуют такие отношения, как сотрудничество и конфликт. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства сотрудничества и конфликта, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия. 1) вид социального взаимодействия 2) выражение противоречия 3) проявление социальной активности 4) оказание взаимопомощи

22)Каким образом государство регулирует экономические отношения в условиях господства государственной собственности? Какие цели, по мнению автора, преследует государство при регулировании внешнеэкономических отношений? (Укажите три цели.) В каких условиях возрастает вмешательство государства в рыночную экономику? (Укажите три условия.)

23)Какие экономические механизмы, по мнению авторов, являются основой государственного планирования при рыночных отношениях? (Укажите три механизма.) Приведите примеры использования государством любых двух из указанных Вами экономических механизмов; в каждом случае укажите, какую экономическую цель ставит перед собой государство.

24)Автор пишет о взаимных интересах общества, государства, отдельных предпринимателей. Используя текст и обществоведческие знания, объясните, как стремление отдельных предпринимателей к повышению прибыли может действовать в интересах общества в целом (дайте два объяснения).

1. Чем различается воздействие государства на экономику в условиях рынка и командной экономической системы?

Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

2. Заполни таблицу, отражающую способы и цели государственного регулирования рыночной экономики (укажи не менее пяти).

Вмешательство государства в рыночную экономику: 1. прямые и косвенные налоги, 2. директивный запрет на экспорт и импорт, 3. лицензирование, 4. протекционизм, 5. решение социальных проблем и проблем окружающей среды.

Цели, которые стоят перед государством: 1. повышение уровня жизни, 2. борьба с инфляцией, 3. развитие мирных международных отношений, 4. уничтожение преступности и коррупции, 5. обогащение казны.

Вмешательство государства в рыночную экономику: 1. прямые и косвенные налоги, 2. директивный запрет на экспорт и импорт, 3. лицензирование, 4. протекционизм, 5. решение социальных проблем и проблем окружающей среды.

Цели, которые стоят перед государством: 1. повышение уровня жизни, 2. борьба с инфляцией, 3. развитие мирных международных отношений, 4. уничтожение преступности и коррупции, 5. обогащение казны.

3. Запиши определение понятия.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

4. Заполни пропуски в схеме. Соотнеси приведённые примеры в следующем перечне с видами налогов (запиши номер примера).

1) Налог на добавленную стоимость (НДС); 2) налог на доходы физических лиц; 3) земельный налог; 4) налог с наследства; 5) акцизный налог на табачные Изделия; 6) охотничий налог; 7) пошлина на экспорт природного газа; 8) налог с выигрыша в лотерею.


Укажи, чем различаются основные виды налогов.

Возьми цветные ручки или маркеры. Среди примеров прямых налогов (в перечне) разными цветами выдели налоги с доходов; налоги с имущества (собственности); налоги с видов деятельности.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.
Пример: 2) налог на доходы физических лиц; 3) земельный налог; 4) налог с наследства; 8) налог с выигрыша в лотерею.

Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.
Пример: 1) Налог на добавленную стоимость (НДС); 5) акцизный налог на табачные Изделия; 6) охотничий налог; 7) пошлина на экспорт природного газа.
Налоги с доходов: 2) налог на доходы физических лиц.
Налоги с имущества: 3) земельный налог; 4) налог с наследства.
Налоги с видов деятельности: 6) охотничий налог; 7) пошлина на экспорт природного газа.

5. Вспомни значение слов «объект» и «субъект». Укажи объект и субъект налога в следующих примерах:

Пример Объект налога Субъект налога
Подоходный налог Население Государство
Налог с автотранспортных средств Имущество (транспортное средство) Государство
Налог с прибыли фирм Доход фирмы Государство
Таможенная пошлина на импорт кофе Стоимость товара Таможенные органы


6. Прочитай текст и выполни задания.

Лидерство по числу самых невероятных налогов принадлежит Тибету. За что только не заставляли раскошеливаться на рубеже XIX—XX вв.! Подданные должны были платить налог на свадьбу, на рождение детей, на право петь, танцевать, звонить в колокольчик и бить в барабаны. Всего в пользу государства тогда взималось около 1900 налогов!
В XVI в. в немецком городе Вюртемберг придумали налог на воробьёв. Считалось, что они мешают населению спокойно жить. От хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьёв, за что он получал 6 крейцеров. Если же задание не было выполнено, заплатить в казну требовали вдвое больше. Самые ленивые граждане даже покупали нужное количество дохлых воробьёв у подпольных торговцев.
Налог на тень взимается с граждан Венеции с 1993 г. Не повезло владельцам магазинов и кафе, от навесов и зонтиков которых тень падает на коммунальную землю.
Налог на собак существует во многих европейских странах. Но, например, в Швеции его размер зависит от роста пса, а в Норвегии — от длины. Поэтому шведы обычно заводят приземистых такс, а норвежцы — собачек «компактных» пород.

1) Озаглавь текст.

2) Выпиши из текста названия любых двух налогов. Предположи, какие цели преследовало государство при введении каждого из них.

В XVI в. в немецком городе Вюртемберг придумали налог на воробьёв. Считалось, что они мешают населению спокойно жить. От хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьёв, за что он получал 6 крейцеров. Если же задание не было выполнено, заплатить в казну требовали вдвое больше. Самые ленивые граждане даже покупали нужное количество дохлых воробьёв у подпольных торговцев.

Налог на тень взимается с граждан Венеции с 1993 г. Не повезло владельцам магазинов и кафе, от навесов и зонтиков которых тень падает на коммунальную землю.

3) На примере налогов на собак объясни, как введение налога может повлиять на поведение граждан.

Если бы появился налог на собак, содержать их было бы не выгодно. Мало того, что ты вкладываешь деньги в этих самых животных, но ты еще и платишь за то, что вкладываешь в них деньги. Люди сразу поймут, что это глупо и не нужно, и именно поэтому они просто на просто перестанут заводить собак. Появится много бездомных животных, что заставит обанкротится людей, которые зарабатывают на этих самых собаках. Именно поэтому налоги следует внедрять аккуратно, чтобы потом не сработал так называемый "эффект бабочки" и вся экономика не начала рушится.

7. Существуют прогрессивная, пропорциональная и регрессивная налоговые системы. В прогрессивной системе реализуется принцип «Чем выше доходы, тем больше налоги», в регрессивной — наоборот: «Чем выше доходы, тем ниже (в процентном соотношении) налоги», а пропорциональная система предполагает независимые от доходов ставки налогов, единые для всех граждан. Предположи, в какой экономической ситуации наиболее эффективна каждая из систем.

Прогрессивная налоговая система.

Когда на рынке существует переизбыток производства, предприниматели и фирмы получают огромные прибыли, поскольку уровни валютной инфляции и спроса находятся на экстремумах потребительской кривой. В таких случаях Правительство должно повышать налоги, чтобы не обеднело население.

Регрессивная налоговая система.

Вводится, когда заработная плата выплачивается в иностранной валюте или в натуральной форме. Так как ход курса родной валюты по отношению к иностранной ничем не регулируется, то и налоги приходится уменьшать, поскольку по закону иностранная валюта налогами не облагается.

Пропорциональная налоговая система

Действует исключительно в развивающихся странах с постиндустриальной промышленностью. Нет нужды изменять налоги в зависимости от дохода, т.к. доходы у всех одинаковые.

8. Что такое государственный бюджет? С какой целью он составляется?

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики.

9. Обратись к словарю, выясни значение понятий и запиши их.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова — это положение, когда при утверждении бюджета на часть расходов нет доходных источников.

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами. Профицит бюджета принято делить на первичный, когда он рассчитан без учета стоимости обслуживания долга, и вторичный, учитывающий выплаты по внутренним и внешним заимствованиям.

Установи связь следующих понятий и представь её в виде математического выражения или схемы: дефицит бюджета, расходы, доходы, профицит бюджета.

Чем объясняется тот факт, что в первобытном обществе не было налогов и особой казны, тогда как их наличие является важнейшим признаком государства?

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. Власть в первобытнообщинном строе была непосредственно общественной властью, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Система налогов и особой казны необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью. Поскольку в первобытном обществе людей, занятых только профессиональной управленческой деятельностью не было, то и не было нужды в создании системы налогов и особой казны.

Задача 16

В племени, проживающем в настоящее время в лесах Амазонки, сохраняется первобытнообщинный уклад. Люди вели примитивное хозяйство, вверяли управление старейшему соплеменнику, руководствовались обычаями племени. Когда их обнаружила группа ученых, в племени произошли значительные перемены. Получили сувениры в виде современной одежды, аудиотехники и продуктов питания. Власть в племени обрели ученые, которым удалось обучить аборигенов правилам более или менее цивилизованного общежития. Можно ли рассматривать изменения, произошедшие в племени, свидетельством образования государственности?

Мне кажется нет. Государственность как новая организационная форма жизни общества возникает объективно в итоге перехода человечества к производящее экономике, то есть в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникают в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится условием выживания и воспроизводства человечества, то есть, чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях.

Ничего подобного в случае, описано в задаче не было. Группа ученых прибыла временно на остров с целью изучения жизни племени. Ученые не являются профессиональными управленцами, к власти не стремятся.

Если в племени произойдут изменения, описанные выше: появится производящая экономика, расслоение общества, то можно говорить о возникновении государственности. Очевидно, случай описанный в задаче больше есть предпосылка для возникновения государственности в племени.

Задача 17

Общественное объединение «Первоздание» в своих программных положениях предполагает отказ человеческого сообщества от цивилизации и возврат к первобытным началам жизни. По мнению идеологов данного объединения, дальнейшее развитие научно-технического прогресса приведет к экологической катастрофе, а возрастание потребностей людей со временем вызовет неразрешимые экономические и социальные проблемы. Возвращение же человечества в первозданную природу является органической необходимостью, исправляющей тупиковую ошибку общественного развития.

Сформулируйте свою позицию по поводу этой программы.

Мне кажется, что эта программа носит утопический характер. Невозможно вернуться к старому, когда государство и общество развивается вперед.

Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается из примитивного образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей. Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были бы в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства, оно стимулирует развертывание современного государства – возрастание его роли в жизни общества.

На основании вышеизложенного – возврат к общинному строю невозможен. Наоборот, дальнейшее развитие НТП предполагает повышение значимости и уровня развития государства.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

В условиях рыночной системы государство не оказывает прямого воздействия на экономику. Это воздействие косвенное. Учащиеся обращают внимание на две формы влияния государства на рыночную экономику: 1) принятие законов, регулирующих отношения в ее рамках, и 2) введение или отмена налогов, сборов, пошлин, от которых зависит облегчение или затрудненность тех или иных экономических отношений.

Почему в России рыночная экономика создается с таким трудом Самая основная причина в том, что рыночную экономику у нас до сих пор создавали люди, с молоком матери впитавшие отрицательное отношение к ней.

Ничего хорошего из такого «строительства» не могло получиться. К тому же новым экономическим хозяевам хотелось как можно быстрее обогатиться. Вот они с этой целью и злоупотребляли экономическими средствами, такими как приватизация, акционирование и т. д., тормозя формирование настоящих рыночных отношений, при которых воровать, мошенничать затруднительно.

Ответы на вопросы и задания к § 24 учебника 9. Традиционно эти два слова в бытовом употреблении взаимозаменяемы. Для обозначения места, где происходит купля-продажа, слово «базар» чаще употребляют южане, «рынок» — северяне и жители средней полосы. Однако слово «базар» все шире приобретает значение чего-то плохо организованного, сопряженного с ловкачеством, обманом, аферами. Именно в этом значении данное понятие чаще всего употребляется в средней полосе.

11. Свободный рынок характеризуют следующие признаки: всесторонний учет того, что хотели бы купить граждане; максимальная свобода хозяйственной деятельности; равноправие всех видов собственности; свободное назначение цен на товары.

§ 25. Спрос и предложение. Цена товара Цель урока: а) формирование представлений учащихся о механизме спроса и предложения, цене товара; б) разъяснение роли этих факторов в условиях рыночной экономики.

Пояснив сущность важных понятий экономики — «спрос» и «предложение», можно предложить учащимся практическую задачу из рабочей тетради (§ 25, задание 1).

Форма работы групповая. Каждая группа осуществляет свое решение и затем докладывает всему классу.

После этого целесообразно обратиться к приведенному в учебнике рассказу «Тюльпанное безумство» (с. 128). Этот классический сюжет показывает, до каких карикатурных размеров могут дорасти спрос, предложение и цена, касающиеся такого в общем-то не очень жизненно важного товара, как цветы.

Целесообразно, рассматривая понятие «цена», остановиться на трех ее функциях:

измерение (сколько денег стоит товар, услуга), регулирование (при распределении товаров и услуг кому-то цена по средствам, а кому-то — увы — нет), стимулирование (низкие цены привлекают производителей, высокие способны их разорить).

Ответы на вопросы и задания к § 25 учебника 5. Этот спрос невелик. Его еще называют ограниченным, а подобные товары — товарами ограниченного спроса.

6. В очень небольшой степени. В условиях экономического кризиса, который переживает сейчас наша страна, нормальное соотношение спроса и предложения в значительной мере нарушено. По целому ряду даже крайне необходимых товаров и продуктов предложение явно оторвано от спроса.

§ 26. Что такое предпринимательство (предпринимательская деятельность) Цель урока: а) показать роль предпринимательской деятельности в рыночной экономике; б) раскрыть ее характерные черты, условия осуществления.

Для характеристики конкретного осуществления предпринимательского проекта и качеств, необходимых предпринимателю, можно использовать рассказ с элементами беседы о некоем дореволюционном предпринимателе Андрее из Ярославской губернии. Этот пример уместен потому, что в те времена (в отличие от наших) для предпринимательства были более благоприятные условия.

Андрей родился в бедной крестьянской семье. Окончил пять классов земской школы. Дальше по бедности не смог учиться. В тринадцать лет родители отправили его к родственнику в Москву — как тогда говорили, «в люди».

Родственник держал извозчичий трактир, в котором гоняли чаи суровые «водители кобыл». За обед и ночлег Андрей помогал хозяйке на кухне, мыл посуду, выносил мусор. В пятнадцать лет хозяин сделал его половым (официантом) и стал платить хоть и маленькое, но жалованье. К тому же кое-какие гроши посетители давали ему «на чай». Подросток не тратил деньги направо и налево, а складывал копейка к копейке и рубль к рублю «на черный день». Поскольку «черный день» все не наступал, а к восемнадцати годам у Андрея скопилась приличная сумма, он решил открыть небольшую пекарню. Хозяин отговаривал его от задуманного, упирая на то, что в самостоятельном деле легко потерять все деньги, разориться.

Но Андрей решил рискнуть.

Он снял за деньги подвал, сделал там ремонт, купил муки и всего того, что нужно для выпечки хлеба, построил фанерную палатку для продажи и, наконец, нанял помощника. Сам работал по шестнадцать часов в сутки, не давая себе отдыха.

После этого у него осталось в кошельке всего несколько рублей. Вся надежда была на успешную торговлю выпечкой. Увы, первый выпеченный хлеб расходился так плохо, что Андрей впал в уныние. И дальнейшая торговля была столь неудачна, что наш предприниматель уже решил: наступил полный крах и все его труды пропали. К чести его нужно сказать, что тужил он недолго. Успокоившись, стал размышлять о причинах неуспеха в своем деле. И понял, что относился к нему механически, без выдумки, «как все». Но «все» уже давно пекли хлеб, и соревноваться с ними было нелегко. Следовало придумать что-то новое, такое, что пользовалось бы повышенным спросом у покупателей. И он придумал.

Заняв денег у родственника, стал выпекать булочки, посыпая их особо вкусной душистой приправой. И дела его сразу пошли в гору. Горячие, душистые булочки в мгновение ока расхватывали домашние хозяйки, гимназисты, студенты, извозчики, разносчики товара, лоточники и прочий небогатый люд.

На вырученные деньги Андрей покупал в банке облигации (ценные бумаги, по которым каждый месяц банк платит дополнительные деньги («проценты»)).

Через полтора года он расширил пекарню. Теперь в ней работало десять человек.

Памятуя свои трудные рабочие детство и отрочество, он не обижал пекарей, исправно платил им приличную зарплату.

Познакомив учеников с этой историей, учитель далее проводит фронтальный опрос о том, какие качества проявил Андрей как предприниматель.

Ответы и комментарии к ним могут быть следующими:

— Очень хотел достичь успеха в жизни, стать богатым.

— Был бережливый, не транжирил свои деньги, а копил для большого дела.

— Главное, Андрей сумел проявить инициативу. Сам задумал свое дело — выпечку хлеба и сам же рискнул его «закрутить».

— Он рискнул, нашел в себе смелость рискнуть. Он пошел на риск.

Но предприниматель живет в обществе, в государстве. Тут ему не дадут погибнуть.

Он и за помощью может обратиться. Тот, кто проявит инициативу и решится самостоятельно начать свое дело, прежде всего должен ощутить помощь закона.

Ответы на вопросы и задания к § 26 учебника 4. Предпринимателю прежде всего необходимы аккуратность, нравственная чистоплотность, смелость, упорство, способность рисковать, общительность, верность в дружбе.

7. Хорошо, если учащиеся усвоят один немаловажный нюанс: с чисто коммерческой точки зрения книгу молодого поэта не следует печатать вообще никогда, но цивилизованные издатели не ограничивают свои планы только коммерческими соображениями. Наиболее интеллигентные из них зачастую печатают редкие ценные малотиражные книги, терпя при этом убытки, но эти убытки они с лихвой восполняют печатанием популярной среди нетребовательного читателя литературной продукции — детективов, «фэнтэзи» любовных романов и т. д.

§ 27. Какие бывают предприятия Цель урока: познакомить с основными видами предприятий, характерными для рыночной экономики.

Для закрепления и развития полученных знаний по теме урок можно провести в двух вариантах.

Вариант 1. Деловая игра «Акционеры» Форма игры: первое собрание будущих акционеров.

Условия: у них есть средства, но нет конкретного решения, что производить — товары или услуги (какие товары и какие услуги).

Искомый результат — попытаться определить:

— условия выхода из «дела» (с компенсацией или без);

— объект спонсорской помощи (детский дом, дом для престарелых, библиотека, музей и т. д.);

— размер спонсорской помощи (процент от прибыли).

Вариант 2. Разделение класса на группы и поручение каждой группе обсудить свою тему Возможные темы для обсуждения 1. Преимущества и недостатки частных и унитарных предприятий. (Этот вопрос изложен в материалах § 27 учебника.) Что же касается унитарных предприятий, то основной недостаток большинства из них — меньшая эффективность работы, проистекающая в основном от того, что на них работают люди, не имеющие никакого отношения к собственности. Преимущества же их в том, что они меньше рискуют обанкротиться, поскольку разумное государство свою собственность, как правило, стремится сохранить и преумножить, и у нормального государства есть для этого достаточно возможностей.

2. Почему сегодня невыгодно быть акционером больших акционерных обществ (бывших государственных заводов, фабрик, угольных шахт и т. д.) Именно сегодня, поскольку пока еще в массе своей акционируются предприятия с устаревшим оборудованием, их продукция не выдерживает конкуренции с продукцией иностранных фирм, поэтому эти предприятия, как правило, убыточны.

3. Есть ли перспективы у унитарных предприятий в условиях рыночной экономики Несомненно, есть. Во-первых, ими были и останутся — на государственном уровне — оборонные заводы, телеграфы, на местном уровне — предприятия газо-, водо- и теплоснабжения и др. Эти предприятия всегда будут пользоваться финансовой и иной поддержкой официальных собственников. Вовторых, достаточно большое количество унитарных предприятий обладает современными технологическими возможностями и по эффективности работы мало чем уступает современным частным предприятиям.

Ответы на вопросы и задания к § 27 учебника 8. Скорее всего, больше дохода предпринимателю могут со временем принести коллективные (корпоративные) предприятия, потому что они крупнее, их доход стабильнее, меньше риска разориться и т. д.

9. Доходы товарищества и общества делятся между их членами не поровну, а в соответствии с вкладом каждого в капитал фирмы потому, что так определено в законе и записано в уставе. Смысл этого — в противоестественности уравниловки в распределении доходов для нормального хозяйства.

10. Общество отличается от товарищества тем, что распространяет акции.

11. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, называется унитарным предприятием.

§ 28. Бюджет и налоги Цель урока: а) раскрыть сущность и роль налогов в жизни общества;

б) охарактеризовать их основные виды.

Урок проводится в форме выступлений заранее намеченных учащихся по дополнительным (к основному материалу) темам.

Темы выступлений 1. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Налоговое право выделяет субъеы и объеы налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Государственного таможенного комитета РФ. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объекты налоговых правоотношений — движимое (ценные бумаги, деньги) и недвижимое (земельные участки, здания, сооружения, воздушные и морские суда и т. д.) имущество. Иначе эти виды имущества называются материальными благами.

Объектами налоговых правоотношений являются также действия с имуществом:

операции по реализации товаров, работ, услуг, по ввозу и вывозу товаров и т. д.

Нынешние налоги (в том числе и налоги в России) делятся на:

прямые и косвенные;

федеральные, региональные и местные;

налоги с физических и юридических лиц.

Уместно подробнее рассмотреть прямые и косвенные налоги.

К прямым налогам относятся подоходные (налоги на доход) и поимущественные (налоги на имущество), а к косвенным — налоги на обращение и потребление.

Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.

В случае обложения прямыми налогами успех зависит от способности граждан и предприятия вносить те или иные назначенные платежи — в соответствии с размерами доходов, наличествующего имущества и т. д. Этот способ налогообложения всегда был связан с насильственными мерами (принуждением, штрафами, судебными преследованиями и пр.). Прямые налоги граждане платят очень неохотно, ведь они представляют собой непосредственные вычеты из того, что они могли бы, не будь налогов, считать своим достоянием. Отсюда и множественные нарушения налогового законодательства — вплоть до уголовных преступлений.

Иное дело косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются у населения путем обложения налогом производителей товаров и торговцев. Этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции, и таким образом налоговое бремя несут те, кто покупает данные товары. При косвенном налогообложении величина платежа государству скрыта от глаз налогоплательщика, поэтому государство подчас увеличивает именно эти налоги, попутно демонстративно снижая на несколько процентов прямые налоги. И население легко поддается на такие трюки финансистов, которые склонны затыкать бюджетные бреши, залезая в карманы рядовых граждан.

Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на нее. Косвенные же ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта и в конце концов уплачиваются гражданами, покупающими товар или пользующимися услугами.

Эти налоги менее справедливы, чем прямые, потому что бедные и богатые платят одинаковую сумму такого налога — разумеется, в том случае, если у бедных вообще есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары.

Незаметность, «мягкость» косвенных налогов приводит к тому, что во многих современных государствах эти люди находятся в привилегированном положении.

В заключение урока учитель может остановиться на проблеме, которая состоит в том, что налогоплательщики практически лишены возможности хоть какого-то контроля за расходованием государством средств, собранных с помощью налогов.

Существует лишь косвенная (через депутатов представительных органов власти) возможность повлиять на направленность бюджетных расходов при обсуждении и принятии годового бюджета. Но у нас по традиции слаба дисциплина расходования бюджетных средств. Как правило, за каждым нарушением бюджетных расходов тайно или явно просматриваются интересы влиятельных коррумпированных групп, хотя внешне все обстоит так, словно чрезмерные и незапланированные траты эти вызваны лишь высшими интересами государства.

Тем не менее логика демократического развития страны должна привести к максимально полному контролю общества за расходованием бюджетных средств (а следовательно, за деятельностью государства в целом). Когда это произойдет, у тех, кто склонен объяснять свое нежелание платить налоги «непредсказуемостью» внутренней и внешней политики страны, исчезнут основания для уклонения от исполнения одной из важнейших конституционных обязанностей.

Ответы на вопросы и задания к § 28 учебника 7. Писатель не прав, потому что считает, что законы могут иметь исключения для отдельных лиц. Его мнение резко противоречит принципу законности.

8. В. Маяковский в 20-х годах платил через фининспекторов налоги так же, как любой человек, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью,— портной, сапожник, парикмахер и т. д. Поэтому в воображаемом разговоре с фининспектором он доказывает, что поэтическая деятельность качественно отличается от всякой другой (намекая, что не следует с поэтов брать налоги).

9. В условиях абсолютного господства государственной собственности налоги не являются важнейшим способом пополнения бюджета, потому что основной собственник в стране — государство берет себе из общегосударственного дохода столько средств, сколько ему необходимо.

§ 29. Потребитель имеет право Цель урока: разъяснить учащимся права потребителей, законные способы их защиты.

Урок проходит в форме беседы с элементами выступлений учащихся по соответствующим уточняющим вопросам.

Читайте также: