Понятие налогообложения дипломная работа

Опубликовано: 15.05.2024

Как подготовить курсовую или дипломную работу по финансовому или налоговому праву? Скачивай примеры работ студентов, ставших победителями научных конкурсов.

Агаев А.М. «Налог для самозанятых: проблемы и перспективы» 2020 г.

Работа посвящена новому специальному налоговому режиму - "налогу на профессиональный доход". Описывается история создания режима, его основные характеристики. В конце приводятся положительные и отрицательные стороны НПД. Выявляются возникающие с НПД риски для бизнеса, и предлагаются возможные пути их решения.

Вуз: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Тип работы: научно-исследовательская работа

Агаев А.М. «Система налоговых льгот ОЭЗ России: федеральное или местное регулирование?» 2020 г.

Работа посвящена изучению системы налоговых льгот для резидентов особых экономических зон России. Сравниваются льготы по налогу на прибыль организаций, страховым взносам и имущественным налогам по всем типам ОЭЗ. Анализируются негативные последствия различий льгот для разных типов ОЭЗ.

Вуз: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Тип работы: научно-исследовательская работа

Алексеева Е.А. "Кадастровый способ исчисления имущественных налогов: особенности правового регулирования" 2015 г.

Работа посвящена правовому регулированию кадастровой стоимости. Обобщены основные мероприятия и принятые нормативно-правовые акты, которые стали базой для введения нового порядка налогообложения недвижимости. Выделено понятие кадастровой стоимости, проведен анализ юрисдикционных способов обжалования кадастровой стоимости.

Читать интервью с автором здесь.

Научный руководитель: Ялбулганов А.А. (д.ю.н., профессор)

Вуз: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Тип работы: дипломная работа

Басова А.Д., Ибрагимова А.С. «Эффективность налоговых мер по устранению негативных последствий в связи с COVID-19 в сфере малого и среднего бизнеса: Российская Федерация и Великобритания. Сравнительно-правовой анализ» 2020 г.

События 2020 года негативно повлияли на деятельность малого и среднего бизнеса, который играет важную роль в рыночных отношениях. С целью минимизировать последствия COVID-19 государства приняли ряд законодательных и не законодательных мер. Однако страны в зависимости от своих экономических условий и опыта по-разному подошли к решению данной проблемы. Сравнение эффективности мер на примере России и Великобритании наиболее интересно, так как за рассматриваемый период в России и Великобритании можно увидеть две идентичные тенденции, со схожими показателями, связанными с субъектами малого и среднего бизнеса.

Вуз: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)

Тип работы: научная статья

Власова А.О. "Особенности финансовой деятельности туроператоров" 2017 г.

В работе рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением финансовой деятельности туроператоров. Описываются нововведения в законодательстве в сфере туризма и на основе судебной практики выявляются его пробелы. Также поднимается вопрос, как происходит защита туристов посредством фонда персональной ответственности и финансовых гарантий туроператора.

Вуз: Российский государственный университет правосудия (Ростовский филиал)

Научный руководитель: Мирошник С.В. (д.ю.н., профессор)

Тип работы: научно-исследовательская работа

Габышев А.Н. "Курортный сбор: российский и международный опыт" 2018 г.

В работе проводится анализ института курортного сбора в России и зарубежных странах (на примере Республики Беларусь, США и Итальянской Республики), выделяются особенности его правового регулирования, приводится краткая характеристика и указываются основные цели данного вида платежа.

Вуз: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Тип работы: научно-исследовательская работа

Габышев А.Н. «Налоги для самозанятых лиц: российский и зарубежный опыт» 2018 г.

В работе проводится анализ одной из новелл российского законодательства - специального льготного налогового режима для самозанятых граждан, а также дается краткая характеристика правового регулирования данного института в зарубежных странах (на примере Республики Беларусь и США).

Вуз: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)

Научный руководитель: Гончаренко И.А. (к.ю.н., доцент)

Тип работы: научная статья

Копейко Н.Д. «Государственное регулирование обращения виртуальных денег» 2020 г.

В статье проводится исследование способов государственного регулирования виртуальных денег. Анализ подходов разных стран к данному вопросу.

Вуз: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)

Научный руководитель: Гуринович А.Г. (д.ю.н., профессор)

Тип работы: научная статья

Корженяк А.М., Зражевская Е.А. «Россия и Африка: налогообложение в странах Африки в контексте привлечения иностранных инвестиций и перспектив развития российского бизнеса (на примере ЮАР и Египта)» 2019 г.

В исследовании поставлена задача выяснить, способствует ли система налогообложения в Африке привлечению иностранных инвестиций и каковы перспективы развития там российского бизнеса. В работе рассматриваются в качестве примера две страны – ЮАР и Египет, и на основании особенностей их систем налогообложения делается вывод о том, что в них может являться привлекательным для иностранных инвестиций и как российские компании это могут использовать в целях развития сотрудничества и увеличения прибыли.

Вуз: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Тип работы: научная статья

Крицкая В.П. "Современные тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации" 2017 г.

В работе рассмотрены вопросы, связанные с осуществлением налогового контроля в РФ. Упор делается на эффективность выездных налоговых проверок, так как они являются основной формой налогового контроля. Произведен прогноз доначислений по результатам ВНП с помощью экономико-математических методов, рассчитаны основные показатели эффективности ВНП, сделаны соответствующие выводы.

Вуз: Финансовый университет при Правительстве РФ

Научный руководитель: Смирнова Е.Е. (к.э.н., доцент)

Тип работы: научно-исследовательская работа

Маликова Я.Д. "Налогообложение посреднической деятельности на финансовых рынках" 2018 г.

Объект научного исследования - Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "ФОРУМ" (ООО "ИК "ФОРУМ").

Предмет исследования - особенности налогообложения посреднической деятельности.

Цель магистерской диссертации - установить возможные пути дальнейшей специализации деятельности посредников на рынке России и дать практические рекомендации по повышению эффективности налогообложения посреднической деятельности на финансовых рынках.

Вуз: Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

Научный руководитель: Шелемех Н.Н. (к.э.н., доцент)

Тип работы: дипломная работа

Ткаченко А.А. «Механизм принятия решений по налоговым вопросам в ЕС. Поиск решений для развития схожего механизма в ЕАЭС» 2018 г.

В работе рассматриваются и сравниваются функционирование механизмов принятия решений по налоговым вопросам в Европейском Союзе и в Евразийском Экономическом Союзе.

Вуз: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)

Тип работы: научная статья

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Спецрежимы


В специальные налоговые режимы 2021 году привнесли ряд корректировок — их вправе применять ограниченный круг лиц. О том какие спецрежимы действуют в России, кто и когда вправе их применять, а также какой режим лучше выбрать, расскажем в материале далее.

Какие специальные налоговые режимы предусмотрены законодательством?

В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ российские налогоплательщики могут применять в разрешенных законом сочетаниях или по отдельности 4 следующих специальных налоговых режима:

  • ЕСХН;
  • УСН;
  • режим уплаты налогов при участии фирмы в соглашениях по разделу продукции (СРП);
  • ПСН.

Указанные налоговые режимы в 2021 году полностью актуальны и могут быть выбраны в порядке, предусмотренном законодательством.

Самый, возможно, консервативный подход законодатель проявляет к режиму при СРП: в нормы, регулирующие его применение, существенные корректировки не вносятся с 2011 года. Исключение — введение приказом ФНС России от 15.05.2017 № ММВ-7-3/444@ новой декларации по налогу на прибыль при СРП (отметим, что она заменила ту, что использовалась более 10 лет без изменений). СРП вправе применять только инвесторы — участники соглашений о разделе продукции, которые ведут поиски, разведку и добычу минерального сырья (п. 1 ст. 346.36 НК РФ).

Рассмотрим основные отличия спецрежимов и величину налоговой нагрузки в каждом случае.

Что такое УСН — нюансы применения спецрежима

Наиболее популярным спецрежимом является упрощенка.

УСН — упрощенная система налогообложения, которая имеет 2 метода расчета налога:

  1. «Доходы» — ставка налога 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
  2. «Доходы минус расходы» — ставка налога 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально.

Минимальная сумма налога при УСН «Доходы минус расходы» составляет 1% от величины доходов, в случае когда сумма налога, рассчитанная в общем случае меньше минимального показателя.

УСН вправе применять ООО и ИП, у которых выполняются следующие условия:


При УСН не платятся следующие налоги:

  • НДС, за исключением импотра или ситуаций, когда упрощенец выступает налоговым агентом по НДС.
  • налог на прибыль (для ООО);
  • НДФЛ (для ИП), за исключением случаев, кгда ИП является работодателем;
  • налог на имущество организаций, за исключением налога, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Налог платится авансами — до 25 числа квартала, следующего за отчетным. Декларация сдается 1 раз в год до 31 марта.

Что такое ЕСХН и кто может применять

ЕСХН — единый сельхозналог — вправе применять сельхозпроизводители при условии, что доходы от продажи сельхозпродукции составят не менее 70% от выручки хозяйствующего субъекта.

Сумма налога рассчитываается путем умножения разницы между доходами и расходами на ставку налога 6%.

Налог уплачивается 2 раза в год — по итогам полугодия и за год. Срок сдачи декларации — 1 раз в год — до 31 марта.

Плюсов у спецрежима много, но и минусов тоже достаточно:


Нюансы применения ПСН

ПСН — патент — вправе применять только ИП.

Сумма налога равна величине патента. Патент можно приобрести на любое количество месяцев.


В 2021 году в России не появилось новых специальных систем налогообложения, и даже стало на одну меньше: для ИП и юрлиц, если они соответствуют условиям применения спецрежима, доступны такие налоговые режимы, как ЕСХН, УСН, ПСН и СПР.

Налоги и налогообложение

Тема диплома: Налогообложение физических лиц на предприятии( на.

ID (номер) заказа

Налоги и налогообложение

Тема диплома: Налогообложение физических лиц на предприятии( на примере ООО "Натали" г. Чусовой).

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Контрольная, Пищевая химия

Срок сдачи к 22 мая

ответ на вопорос

Ответы на билеты, обработка металлов давлением

Срок сдачи к 25 мая

Срок сдачи к 20 мая

Решение задач, основы организации и управления в строительтсве

Срок сдачи к 22 мая

Диплом по предмету «Юриспруденция»

Срок сдачи к 26 мая

Расчетно- графическая работа

Срок сдачи к 25 июня

Сделать в онлайн режиме

Онлайн-помощь, история россии

Срок сдачи к 18 мая

Доклад, Новейшая зарубежная литература

Срок сдачи к 3 июня

Срок сдачи к 20 мая

Системы автоматического управления технологическими процессами

Курсовая, Электроэнергетика и электротехника

Срок сдачи к 31 мая

Vba (разветвленный тип алгоритма) vba (линейный тип алгоритма)

Решение задач, информатика

Срок сдачи к 21 мая

Контрольная, Математический анализ

Срок сдачи к 18 мая

Вычислите Сколько грамм железа содержится в одной упаковке соли мора.

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 18 мая

Генеральный план электрификафии железных.

Реферат, Железнодорожный транспорт

Срок сдачи к 23 мая

Написать реферат на тему: "защита прошивки плк от считывания".

Реферат, ЭВМ и периферийные устройства

Срок сдачи к 20 мая

Контрольная, Технология строительного производства, строительство

Срок сдачи к 30 мая

Курсовая, Основы естествознания

Срок сдачи к 21 мая

Тема статика, вопросов 50 за каждый вопрос 1,4 если правильно

Тест дистанционно, теоретическая механика

Срок сдачи к 19 мая

47 098 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 280 Сдано работ: 2 280
Рейтинг: 88 199
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 515 Сдано работ: 4 515
Рейтинг: 74 054
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 993 Сдано работ: 993
Рейтинг: 59 761
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 654 Сдано работ: 1 654
Рейтинг: 55 933
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.


В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19 НК РФ) и следующие элементы налогообложения:

1) объект налогообложения (ст. 38 НК РФ);

2) налоговая база (ст. 53 НК РФ);

3) налоговый период (ст. 55 НК РФ);

4) налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);

5) порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);

6) порядок и сроки уплаты налога (ст. 57, 58 НК РФ)[1].

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания… публичной власти… «. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений[8, c.205]:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому…

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика…

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики

1.1. Сущность налога

1.1.1. Функции налогов

1.1.2. Виды налогов

1.2. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы

1.3. Взгляд российских ученых-экономистов на проблемы реформы

1.4. Теоретический и практический опыт в налогообложении стран с развитым рынком

1.4.1. Теоретическое наследие

1.4.3. Налогообложение предприятий Сирии

1.4.4. Шведская модель налоговой системы

II. Налоговая система России

2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком

2.2. Сруктура действующей налоговой системы Российской Федерации

2.3. Основные налоги собираемые в России

2.4. Противоречия основных налогов собираемых в Российской Федерации

2.5. Нестабильность налоговой системы России

III. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

3.1 Пути реформирования правовой базы налоговой системы

3.2 Совершенствование налоговой системы России

3.2.1. Новый налоговый кодекс

3.2.2 Реформирование налоговой системы

3.2.3. Проблемы совершенствования налоговой системы

3.2.4. Предложения российских экономистов

3.3. Налоги и инвестиции

Список используемой литературы

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.

В данной работе предпринята попытка выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы. Также здесь приведены мнения некоторых российских ученых-экономистов относительно решения этих проблем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем в странах с развитой рыночной экономикой.

1.1. Сущность налога

Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как \\\"взносы граждан, необходимые для содержания . публичной власти. \\\" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без на-логов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Закон Российской Федерации \\\"Об основах налоговой системы в Российской Федерации\\\" определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошли-ной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: \\\"Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.\\\"

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

- освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты

(отсрочку взимания налогов);

- прочие налоговые льготы

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие \\\"налоговое бремя\\\".

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит прежде всего от размеров прибыли налогоплательщика. В 80-х-90-х годах на Западе в большинстве стран идет снижение ставок налогов. В результате, если в целом по ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) фирмы выплачивали в 1986 году в счет налогов 46% своей прибыли, то в 1990 году - 36, а в 1995 году - 31%. В Рос-сии сейчас налоговое бремя распределено крайне неравномерно. Основная масса его приходится на юридические лица. Далее мы поговорим об этом конкретно.

Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования: - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;

- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;

- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;

- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить от-крытый и гласный характер.

Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.

Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищу-щей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Но выше сказанное не говорит о том, что надо вообще игнорировать теоретическое наследие многих поколений ученых-экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой и безусловно должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.

Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства и справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.

Вторым непременным требованием, которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо оно должно быть минимальным; во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой системы является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше пере-численного не имеет место быть в нашей стране. И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения: административные расходы, которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определен-ном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России бы-ла адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема ре-формы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе коей у нас в России еще нет.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

На Западе, в большинстве стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение \\\"от теории к практике\\\" построение налоговой системы методом \\\"проб и ошибок\\\" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные от-ношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалия-ми.

Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, что бы их можно было изложить в рамках дипломной работы. Незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодекса.

1. Конституция Российской Федерации. М: Юрид.лит., 1995 год.

2. Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” от 27.12.1991г. // Экономический журнал. 1992 г. № 10.

3. Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в РФ” от 27.12.1991 г. // “Налоги и платежи”. 1996 год.

4. Закон РФ от 21.03. 1991 г. № 943-I “О государственной налоговой службе Российской Федерации”.

5. Закон РФ от 6.12. 1991 г. Закон РФ от 20.12.1991 г. “О налоге на добавленную стоимость”, изменения и дополнения к нему, инструкции по применению, письма ГНИ.

6. Закон РФ от 24.06. 93г. № 5238-I “О федеральных органах налоговой политики”.

7. Федеральный закон от 31.12. 1995 г. № 228-Ф3 “О федеральном бюджете на 1996 год”.

8. Указ Президента РФ от 23.05. 1994 г. № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налоговых и иных обязательных платежей”.

9. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 10.07. № 3255-1 “О некоторых вопросах налогового законодательства РФ”.

10. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.05. 1995г. № 707-в-06/308 “О ставках налогообложения от-дельных доходов, установленных в соглашениях об избежание двойного налогообложения”.

11. Изменения и дополнения Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 6.03.94 г. “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” // Экономический журнал. 1994. № 42.

12. “Базовый комплект нормативных документов по налогам, обязательным платежам и бухгалтерскому учету” в восьми томах. Том 1. 1996 год.“Основные принципы налоговой системы. Налоговые органы. Ответственность за нарушения налогового законодательства”. Изд-во “Эксперт”. 1996 год.

13. “Российские законы”. Сборник под редакцией профессора Н.И.Химичева, Е.А.Суханова. Изд-во Бек. М., 1995.

14. Горский И.В. Фискальная политика // Финансы. 1995. №10.

15. Гуреев В.И. Налоговое право. Экономика. 1995.

16. Люсов А.Н. Налоговая система России. М., “Банкцентр”. 1994.

Читайте также: