Понятие налога и сбора курсовая

Опубликовано: 17.09.2024

Понятия "налог" и "сбор" - одни из важнейших в налоговом законодательстве.

Понятие налога, его признаки

Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.

Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников – юридических и физических лиц – определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».

И из самого определения понятия «налог», данного законодательством в кодексе, можно выделить основные четыре его признака:

  • обязательность характера платежа;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • форма уплаты – денежная (основная для налогов и пошлин);
  • цели налогообложения – публичные.

Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов (прибыли) – обязанность всех плательщиков (физических лиц и организаций). Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит.

Источник налогов и их структура

Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате. Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ. Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Классификация налогов и их виды

Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них:

1. В соответствии со способом изъятия:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные – в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты.

Например, налог на добавленную стоимость. Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость.

2. В соответствии с воздействием:

  • пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);
  • прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);
  • регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);
  • твердые (ставка в абсолютной сумме).

3. В соответствии с назначением:

  • общие (не закрепленные за каким-либо направлением);
  • маркированные (закреплены по целевому назначению).

4. В соответствии с субъектом:

  • с физических лиц;
  • с юридических лиц;
  • смешанные.

5. В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):

  • федеральные (на всей территории Российской Федерации);
  • региональные (на территории определенных региональных частей федерации);
  • местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).

Определенным налогам соответствуют данные уровни установления. Так, например, транспортный налог и налог на имущество организаций устанавливается на региональном уровне. Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций — на федеральном. Налог на имущество физических лиц – на местном.

Понятие транспортного налога, как и единого социального, налога на добавленную стоимость, имущество физических лиц, а также других федеральных региональных и местных, определяется в соответствующих главах Налогового кодекса РФ, а также соответствующем законодательстве региональных единиц.

Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

Понятие налоговой системы

Система налогообложения представляет собой весь массив (прямые и непрямые, общие и маркированные и т.д.) налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков – организаций и физических лиц – в соответствии с НК федерации. Организация системы налогообложения хорошо отображает уровень экономического развития государства.

В основе системы налогообложения стоят закрепленные принципы, в соответствии с которыми она и работает.

Основополагающих принципов всего четыре, хотя принципов второстепенных значительно больше. К основным относятся:

  • принцип справедливости;
  • принцип определенности;
  • принцип удобства;
  • принцип экономии.

То, что система налогообложения строится на данных основах, имеет большое юридическое значение, ведь следование данным принципам способствует построению современной и демократической системы.

Понятие и признаки сбора

Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК. Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • свобода выбора;
  • компенсационный характер;
  • состав элементов ограничен;
  • разовый характер;
  • предварительный характер уплаты;
  • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
  • отсутствие штрафов.

Виды и система сборов

В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.

Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина. Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина – федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.

Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.

Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве сборов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц»; «Налоговый кодекс Российской Федерации» Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

Содержание

Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации
Понятие налогов и сборов и их значения…………………………………5

1.2 Классификация налогов и сборов…………………..…………………….10

Глава 2. Система налогов и сборов

2.1 Общая характеристика системы налогов и сборов………………………15

2.2 Роль налогов и сборов в Российской Федерации…………….………….27

Работа состоит из 1 файл

курсовая 3.docx

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

«Финансовое право»

«Понятие, виды и роль налогов и сборов в Российской Федерации. Система налогов и сборов»

студентка очного отделения

юридического факультета ВГНА

группы ЮО-308 К.А. Покровская

Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации

    1. Понятие налогов и сборов и их значения…………………………………5

1.2 Классификация налогов и сборов…………………..…………………….10

Глава 2. Система налогов и сборов

2.1 Общая характеристика системы налогов и сборов………………………15

2.2 Роль налогов и сборов в Российской Федерации…………….………….27

В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц»; «Налоговый кодекс Российской Федерации» Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Основным законодательным документом сейчас по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Существует также целый перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации касающееся вопросов налогообложения, инструкции, методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другие документы.

Любому государству для осуществления его деятельности необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. При формировании бюджета государство использует различные источники доходов, однако на сегодняшний день более эффективный способ собирания денежных средств налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.

Цель работы состоит в определение понятия налогов и сборов, их классификация, а так же определение их роли в государстве.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. раскрытие понятие налогов и сборов;
  2. классификация налогов и сборов;
  3. характеристика системы налогов и сборов;
  4. определение роли налогов и сборов в государстве.

Теоретической основой работы стало изучение научной и правовой литературы.

Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации.

    1. Понятие налогов и сборов и их значения.

Законодательное определение налога и сбора дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации 1 . Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч.1 ст. 8 НК РФ).

Налог носит обязательный характер, так как каждое лицо-налогоплательщик несет юридическую обязанность перед государством: оно должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).

Поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку эти условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Так как налог представляет собой одностороннее движение средств и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение. В большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, так как налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. Однако при отступлении от установленных правил налогообложения простая угроза применения санкций находит практическое выражение.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 части первой НК РФ). Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

В определении понятия «налог» законодателя опередил Конституционный Суд Российской Федерации. Он указал, что налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности 3 .

3 Постановление КС РФ от 11 ноября 1997г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи II 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 г. //СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.

В настоящее время НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в процессе правоприменительной деятельности. В НК РФ понятие «сбор» охватывает непосредственно сборы и пошлины. Сбор согласно п. 2 ст. 8 НК РФ – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, является совершение в отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать разновидность юридических фактов — закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относится предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Анализ законодательства о налогах и сборах позволяет сделать вывод, что предоставление определенных прав означает наделение плательщика каким-либо естественным правом, имеющим в силу закона ограниченный режим обращения. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения названной конституционной нормы применимы и в сфере формирования государственных доходов. Государство может использовать определенные ограничения прав и свобод для пополнения финансовых ресурсов. Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате:

1) установления государственной монополии на производство определенных видов товаров, выполнение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы деятельности;

2) предоставления на возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, отнесенной к монополии государства.

Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы и пошлины как индивидуальные платежи. Сбор взимается, как правило, за обладание специальным правом. Пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

Однако, несмотря на признак возмездности, сборы не относятся к платежам по обязательствам, вытекающим из договора. Компенсация государству части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве случаев не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых действий, а определенная категория юридически значимых действий, совершаемых в пользу или по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости — например, правосудие или нотариальные действия.

Таким образом, налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки.

К общим признакам относятся:

1. обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

2. адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

3. изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

4. возможность принудительного способа изъятия;

5. осуществление контроля единой системой налоговых органов.

В то же время, несмотря на некоторые одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам:

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Пример готовой курсовой работы по предмету: Право и юриспруденция

    Содержание

    1. Исторический, правовой и экономический аспект налога и сбора в России

    2. Понятие и содержание налогов в РФ………………………………………….8

    2.1 Определение, признаки и функции налога в РФ…………………………… 8

    2.2. Юридический состав налога. Предмет, объект, масштаб и единица налога……………………………………………………………………………..16

    3. Понятие и содержание сборов в РФ………………………………………… 20

    3.1. Понятие и признаки сборов…………………………………………………20

    3.2. Юридический состав сбора…………………………………………………26

    4. Налогообложение как правовая категория………………………………….29

    Список использованных источников …………………………………………..33

    Выдержка из текста

    Актуальность исследования. На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства, как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.

    Это оправданно, так как в условиях мирового рынка и международной конкуренции преимущество имеют страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента в издержках производства.

    Наиболее подвержен динамике такой элемент налоговой системы, как виды налогов и сборов, законодательно принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований.

    История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы древнего мира потребовали соответствующего финансирования.

    Объектом исследования является комплекс взаимосвязанных между собой теоретических и практических проблем, которые касаются раскрытия определенных особенностей налогов и сборов в свете последних изменений, которые претерпело действующее налоговое законодательство нашей страны.

    Предмет исследования — нормы действующей редакции налогового законодательства о некоторых особенностях налогов и сборов.

    Цели исследования — теоретическое и практическое рассмотрение вопросов, которые касаются регулирования отношений о налогах и сборах.

    Для достижения целей ставились следующие задачи:

    рассмотреть характеристику налога как правовой категории;

    рассмотреть содержание налога как отдельного явления;

    рассмотреть характеристику сборов в РФ;

    рассмотреть содержание сборов как отдельной категории;

    выявить основные положения налогообложения в РФ.

    В своей работе я рассматриваю понятия, структуру и значения законодательства о налогах и сборах, а также понятие, юридические признаки и значение налогов и сборов.

    Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения.

    Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования.

    Список использованной литературы

    Список использованных источников

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием

    1. декабря 1993 г.) // Российская газета. — 25.12.1993. — № 237 (с изменениями от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ) // Российская газета. — 31.12.2008. — № 267.

    2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая Федеральный закон от

    3. июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от с изм. от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ)

    3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

    (действующая редакция от 04.10.2014)

    4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от

    3. ноября 1994 г. N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // СЗ РФ. 1994. N

    32. Ст. 3301 (в ред. от 02.11.2013)

    5. Федеральный закон от

    2. июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

    6. Определение от

    2. января 2004 г. N 41-О

    7. Определение КС РФ от

    1. июля 2009 г. N 949-О-О

    8. Постановление Президиума ВАС РФ от 7 октября 2008 г. N 6159/08

    9. Постановления Пленума ВАС РФ от

    1. апреля 2008 г. N 22

    10. Определения КС РФ от 4 июня 2007 г. N 320-О-П и N 366-О-П

    11. Определение КС РФ от 2 ноября 2011 г. N 1478-О-О

    12. Постановление КС РФ от

    2. мая 2013 г. N 11-П

    13. Определение КС РФ от 1 марта 2011 г. N 271-О-О

    14. Постановление КС РФ от

    2. мая 2003 г. N 9-П

    15. Постановление Пленума ВАС РФ от

    1. октября 2006 г. N 53

    16. Постановление КС РФ от

    1. июля 2008 г. N 10-П

    17. Постановление Президиума ВАС РФ от 4 октября 2011 г. N 5934/11

    18. Постановление КС РФ от

    1. июля 1998 г. N 22-П

    19. Постановление КС РФ от

    1. ноября 1997 г. N 16-П

    20. Определение КС РФ от

    1. декабря 2002 г. N 284-О

    21. Постановление КС РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П

    22. Постановление КС РФ от

    2. мая 2013 г. N 11-П

    23. Постановление КС РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П

    24. Постановление КС РФ от

    2. мая 2013 г. N 11-П

    25. Определение КС РФ от

    1. декабря 2002 г. N 283-О

    26. Определение КС РФ от

    1. мая 2002 г. N 94-О

    27. Постановление Президиума ВАС РФ от

    1. ноября 2008 г. N 7185/08

    28. Особое мнение судьи А.Л. Кононова к Постановлению КС РФ от

    3. января 2001 г. N 2-П

    29. Байгозин К.И. Конституционный Суд РФ об установлении сборов и иных платежей за публичные услуги // Налоговед. 2013. N 7.

    30. Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов. Владикавказ, 2011.

    31. Дыдынский Ф.М. Латинско-русский словарь к источникам римского права. Варшава, типография К. Ковалевского, 1896; http://www.garant.ru.

    32. Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: Монография.

    33. Карасева М.В. Некоторые определения Конституционного Суда РФ 2007 года: доктринальные просчеты и импульсы к научному осмыслению // Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ 2007 г.

    34. Крохина Ю.А. Юридическая сущность налога в системе фискальных платежей Российской Федерации // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования.

    35. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник.

    36. Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации. М., 2011. С. 42.

    37. Першутов А.Г. Развитие досудебной процедуры разрешения налоговых споров // Налоговые споры: опыт России и других стран: по материалам III Междунар. научно-практ. конф. 13 —

    1. ноября 2009 г.

    38. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2013.

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа

    Описание

    В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.

    Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц»; «Налоговый кодекс Российской Федерации» Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

    Содержание

    Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации
    Понятие налогов и сборов и их значения…………………………………5

    1.2 Классификация налогов и сборов…………………..…………………….10

    Глава 2. Система налогов и сборов

    2.1 Общая характеристика системы налогов и сборов………………………15

    2.2 Роль налогов и сборов в Российской Федерации…………….………….27

    Работа состоит из 1 файл

    курсовая 3.docx

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

    «Финансовое право»

    «Понятие, виды и роль налогов и сборов в Российской Федерации. Система налогов и сборов»

    студентка очного отделения

    юридического факультета ВГНА

    группы ЮО-308 К.А. Покровская

    Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации

      1. Понятие налогов и сборов и их значения…………………………………5

    1.2 Классификация налогов и сборов…………………..…………………….10

    Глава 2. Система налогов и сборов

    2.1 Общая характеристика системы налогов и сборов………………………15

    2.2 Роль налогов и сборов в Российской Федерации…………….………….27

    В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.

    Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц»; «Налоговый кодекс Российской Федерации» Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

    В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы.

    В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

    Основным законодательным документом сейчас по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

    Существует также целый перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации касающееся вопросов налогообложения, инструкции, методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другие документы.

    Любому государству для осуществления его деятельности необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. При формировании бюджета государство использует различные источники доходов, однако на сегодняшний день более эффективный способ собирания денежных средств налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.

    Цель работы состоит в определение понятия налогов и сборов, их классификация, а так же определение их роли в государстве.

    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

    1. раскрытие понятие налогов и сборов;
    2. классификация налогов и сборов;
    3. характеристика системы налогов и сборов;
    4. определение роли налогов и сборов в государстве.

    Теоретической основой работы стало изучение научной и правовой литературы.

    Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации.

      1. Понятие налогов и сборов и их значения.

    Законодательное определение налога и сбора дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации 1 . Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч.1 ст. 8 НК РФ).

    Налог носит обязательный характер, так как каждое лицо-налогоплательщик несет юридическую обязанность перед государством: оно должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).

    Поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

    Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку эти условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

    Так как налог представляет собой одностороннее движение средств и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение. В большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, так как налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. Однако при отступлении от установленных правил налогообложения простая угроза применения санкций находит практическое выражение.

    Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 части первой НК РФ). Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

    В определении понятия «налог» законодателя опередил Конституционный Суд Российской Федерации. Он указал, что налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности 3 .

    3 Постановление КС РФ от 11 ноября 1997г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи II 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 г. //СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.

    В настоящее время НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в процессе правоприменительной деятельности. В НК РФ понятие «сбор» охватывает непосредственно сборы и пошлины. Сбор согласно п. 2 ст. 8 НК РФ – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, является совершение в отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать разновидность юридических фактов — закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относится предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

    Анализ законодательства о налогах и сборах позволяет сделать вывод, что предоставление определенных прав означает наделение плательщика каким-либо естественным правом, имеющим в силу закона ограниченный режим обращения. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Положения названной конституционной нормы применимы и в сфере формирования государственных доходов. Государство может использовать определенные ограничения прав и свобод для пополнения финансовых ресурсов. Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате:

    1) установления государственной монополии на производство определенных видов товаров, выполнение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы деятельности;

    2) предоставления на возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, отнесенной к монополии государства.

    Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы и пошлины как индивидуальные платежи. Сбор взимается, как правило, за обладание специальным правом. Пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

    Однако, несмотря на признак возмездности, сборы не относятся к платежам по обязательствам, вытекающим из договора. Компенсация государству части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве случаев не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых действий, а определенная категория юридически значимых действий, совершаемых в пользу или по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости — например, правосудие или нотариальные действия.

    Таким образом, налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки.

    К общим признакам относятся:

    1. обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

    2. адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

    3. изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

    4. возможность принудительного способа изъятия;

    5. осуществление контроля единой системой налоговых органов.

    В то же время, несмотря на некоторые одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам:

    Читайте также: