Понятие и виды налоговых проверок эссе

Опубликовано: 24.04.2024

Согласно действующему налоговому законодательству установлены два вида проверок.

Понятие налоговой проверки, виды и классификации

Налоговая проверка может быть камеральная и выездная. Каждый из этих видов регулируется Налоговым кодексом.

Под понятием «налоговая проверка» понимается совокупность действий со стороны налогового органа, которые нацелены на проверку, контроль и правильность перечислений от плательщика в государственный бюджет соответствующего уровня налогов, сборов, причитающийся пени при их наличии, а также штрафов.

Виды налоговых проверок классифицированы по характеру действий. Камеральная налоговая проверка подразумевает проверку налоговым органом по месту его нахождения всей документации, которая имеется в распоряжении, а также сопоставление с теми документами, которые представляют в налоговый орган плательщики. То есть это проверка, так называемая – номинальная, а не фактическая, на местах.

Выездная налоговая проверка подразумевает проверку уже на месте – по месту нахождения плательщика.

Цель такой проверки – сопоставление достоверности и полноты представляемых сведений от плательщика, проверку всех деклараций, отчетов, расчетов, которые плательщик ведет в ходе своей деятельности. Решение о том, что налоговая проверка будет носить выездной характер, принимает руководитель или исполняющий его обязанности и функции лицо налогового органа.

Если плательщик не в состоянии предоставить для проверки помещения, то налоговый орган вправе изъять всю необходимую для проверки документацию и провести проверку на своей территории.

Ранее виды налоговых проверок включали в себя и встречную проверку, но на сегодняшний день эта налоговая проверка трансформировалась в запрашивание и истребование документации с плательщика налоговыми органами для сопоставления данных.

Несмотря на то, что термин «встречная налоговая проверка» исключен из Кодекса, сама проверка, по сути, осталась – сверка документации, цель которой проверка подлинности и достоверности предоставляемых данных.

Особенности проведения проверок

Основной задачей любой налоговой проверки является проверка документов, связанных с доходами и расходами плательщика, уплаты с этих доходов и расходов налогов и сборов, которые причитаются по закону этому плательщику. Но каждая налоговая проверка имеет свои особенности.

Так, по результатам камеральной проверки плательщику выдается акт налоговой проверки, который содержит в себе все данные о проведенном сравнении документов.

При этом направляется акт налоговой проверки, как правило, в электронном виде плательщику с использованием сети Интернет. А по результатам выездной проверки – на бумажном носителе.

Акт налоговой проверки в любом случае содержит следующие данные:

  • наименование организации;
  • вводную часть;
  • описательную часть;
  • итоговую часть.

В вводной части обязательно указывается, какой именно налоговый орган решил провести проверку, номер этого органа, имя руководителя, дату проведения проверки. Кроме того указываются, в отношении каких налогов и сборов проводилась проверка, меры для осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.

В описательной части акт налоговой проверки прописывает факты о выявленных нарушениях или отсутствии таких фактов, мелкие недочеты, которые необходимо будет устранить плательщику.

К каждому факту нарушения или недочета должны быть приписаны ссылки на нормативно-правовые акты, которые регулируют конкретный вопрос, ссылки на указанные нарушения, способы их устранения, меры наказания при неисполнении.

В итоговой части указываются способы устранения выявленных нарушений, а также данные тех, кто проводил проверку. В итоговой части так же прописывается право плательщика на выдвижение возражений по проведенной проверке.

Выездная проверка содержит некоторые особенности при проведении. Так, представители налоговых органов вправе запрашивать любые документы, непосредственно связанные с деятельность плательщика в вопросах налогообложения, получения прибыли или расходов, а плательщик не вправе утаивать наличие таких документов.

Время налоговой проверки камерального типа составляет ровно три месяца после подачи декларации. То есть: плательщик подает налоговую декларацию на рассмотрение в налоговый орган, а он в свою очередь в течение трех месяцев проводит проверку в отношении плательщика.

Если же проверка носит выездной характер, то срок на проведение составляет – 2 месяца. Однако в некоторых случаях она может быть продлена до 4-6 месяцев.

Повторная проверка

Повторная налоговая проверка может проводиться в двух случаях:

  • при решении вышестоящего налогового органа;
  • при подаче плательщиком уточненной декларации, которая является основанием для снижения налоговой ставки.

В первом случае проведение налоговых проверок обуславливается сразу двумя моментами: для проверки работы налогового органа, который проводил первую проверку, и для проверки соответствия налоговому законодательству плательщика.

Во втором случае проверка проводится для того, чтобы проверить новые данные, полученные от плательщика. Так, при уточненной налоговой декларации нередко сумма НДС уменьшается, что ведет к сокращению поступающих в государственный бюджет средств.

Обязанность налогового органа - проверить достоверность сведений и оснований для такого уменьшения.

Повторная проверка на основе уточненной декларации проводится в установленные законом сроки – до трех месяцев. Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения, а декларация приобретает статус недостоверной и неточной, то плательщика об этом уведомляют путем направления акта о проверке. При этом о камеральной проверке плательщика не всегда уведомляют – это право налогового органа.

Обязанностью у налогового органа является направление акта о рассмотрении материалов налоговой проверки в отношении плательщика.

Лица, которые проводят проверки

Камеральную проверку, согласно налоговому законодательству, проводят уполномоченные лица – сотрудники налогового органа, к которому территориально относится плательщик, непосредственно после поступления на рассмотрение декларации.

Выездную налоговую проверку проводят уполномоченные и назначенные руководителем налогового органа лица. Руководитель назначает дату проверки, назначает лиц, которые будут ее проводить, устанавливает ответственных за проведение и извещение плательщиков о проверке.

date image
2015-07-21 views image
14072

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоговые органы осуществляют налоговый контроль путем проведения налоговых проверок.

Налоговая проверка – это совокупность действий налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.

Выявление нарушений законодательства РФ о налогах и сборах производится на основе сопоставления данных, полученных в результате проведения налоговых проверок, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговых расчетов после принятия их должностными лицами налогового органа. Она проводится по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка – это более глубокая проверка полноты и правильности расчетов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность отчетов, деклараций, расчетов путем сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Она проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Если налогоплательщик не может предоставить помещение проверяющим, то выездная проверка может проводиться в помещении налогового органа.

В рамках камеральной или выездной налоговой проверки может быть проведена встречная налоговая проверка. Термин «встречная проверка» из НК исключен. Однако по сути она осталась как одно из дополнительных мероприятий налогового контроля.

Встречная проверка представляет собой сопоставление данных проверяемого налогоплательщика с данными, которые имеются о нем у других лиц. Налоговый орган имеет право истребовать у этих лиц документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (ст.93' НК РФ).

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования по ней продукции или выручки от реализации этой продукции.

Встречная проверка проводится в том случае, если есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные, взаимные зачетные и иные не денежные операции с налогоплательщиком.

В рамках встречной проверки могут быть запрошены документы у лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком, если они продали и отгрузили продукцию (работы, услуги) по документам, оформленным с нарушением установленных требований. Речь идет о документах с исправлениями, подчистками, с расплывчатыми или нечеткими подписями, печатями, штампами организаций. Кроме того, проверяется сделка, при заключении которой не был составлен договор в письменной форме и т.д.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, выборочные и целевые.

Комплексная проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Выборочная проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка правильности исчисления налога на прибыль или налога на добавленную стоимость и других налогов).

Целевая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации (например, по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, правильности применения льгот и другим операциям).

По способу организации различают плановые и внезапные налоговые проверки.




Плановые налоговые проверки проводятся в соответствии с планом, принятым налоговым органом.

Внезапная налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика.

По объему проверяемых документов налоговые проверки подразделяются на две группы:

1) сплошные, когда проводится проверка всех документов налогоплательщика без пропусков и предположений об отсутствии нарушений;

2) выборочные, когда проверяется только часть документации.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает также проведение контрольных и повторных налоговых проверок (ст. 89).

Повторная налоговая проверка – это проверка по тем же налогам и по тем же налоговым периодам, по которым ранее проводилась проверка налоговым органом. Она может проводиться в двух случаях:

1) вышестоящим налоговым органом с целью контроля за деятельностью налогового органа на основании мотивированного постановления;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку на основании решения его руководителя (заместителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При повторной выездной налоговой проверке проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Занижение размера выручки.

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

1.1 оБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ: РПОСФЙЕ, ЧЙДЩ

уТЕДЙ ЖПТН ОБМПЗПЧПЗП ЛПОФТПМС, РЕТЕЮЙУМЕООЩИ Ч УФБФШЕ 82 ол тж, РЕТЧЩНЙ ОБЪЧБОЩ ОБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ.

оБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПГЕУУХБМШОПЕ ДЕКУФЧЙЕ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ РП ЛПОФТПМА ЪБ РТБЧЙМШОПУФША ЙУЮЙУМЕОЙС, УЧПЕЧТЕНЕООПУФША Й РПМОПФПК ХРМБФЩ (РЕТЕЮЙУМЕОЙС) ОБМПЗПЧ (УВПТПЧ). пОП ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РХФЕН УПРПУФБЧМЕОЙС ЖБЛФЙЮЕУЛЙИ ДБООЩИ, РПМХЮЕООЩИ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ОБМПЗПЧПЗП ЛПОФТПМС, У ДБООЩНЙ ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙК, РТЕДУФБЧМЕООЩИ Ч ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ.

рТБЧП ОБ РТПЧЕДЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ РТЕДПУФБЧМЕОП ОБМПЗПЧЩН ПТЗБОБН УФБФШЕК 31 ол тж Й ТЕЗМБНЕОФЙТПЧБОП ЗМБЧПК 14 "оБМПЗПЧЩК ЛПОФТПМШ".

у ЧЧЕДЕОЙЕН Ч ДЕКУФЧЙЕ ол тж ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ ОЕ ХФТБФЙМЙ РТБЧ ОБ РТПЧЕДЕОЙЕ ЙОЩИ (ОЕОБМПЗПЧЩИ) РТПЧЕТПЛ. фБЛ, Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ъБЛПОПН тж ПФ 18 ЙАОС 1993 З. N 5215-1 " п РТЙНЕОЕОЙЙ ЛПОФТПМШОП-ЛБУУПЧЩИ НБЫЙО РТЙ ПУХЭЕУФЧМЕОЙЙ ДЕОЕЦОЩИ ТБУЮЕФПЧ У ОБУЕМЕОЙЕН" ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ РТПЧПДСФ РТПЧЕТЛЙ РП РТЙНЕОЕОЙА ллн; Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У жЕДЕТБМШОЩН ъБЛПОПН ПФ 22 ОПСВТС 1995 З. N171-жъ "п ЗПУХДБТУФЧЕООПН ТЕЗХМЙТПЧБОЙЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ Й ПВПТПФБ ЬФЙМПЧПЗП УРЙТФБ, БМЛПЗПМШОПК Й УРЙТФПУПДЕТЦБЭЕК РТПДХЛГЙЙ" - РТПЧЕТЛБ РТПЙЪЧПДУФЧБ Й ПВПТПФБ БМЛПЗПМШОПК РТПДХЛГЙЙ Й Ф.Д.

пВЯЕН РТБЧПНПЮЙК ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ Й УХЭЕУФЧХАЭЙИ ПЗТБОЙЮЕОЙК ОБ РТПЧЕДЕОЙЕ ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ РТПГЕУУХБМШОЩИ ДЕКУФЧЙК (ДПУФХР ОБ ФЕТТЙФПТЙА ЙМЙ Ч РПНЕЭЕОЙЕ, ПУНПФТ, ЙУФТЕВПЧБОЙЕ ДПЛХНЕОФПЧ, ЧЩЕНЛБ (ЙЪЯСФЙЕ) ДПЛХНЕОФПЧ Й РТЕДНЕФПЧ, ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙС, ЬЛУРЕТФЙЪБ Й ДТ.) ОБРТСНХА ЪБЧЙУЙФ ПФ ЧЙДБ РТПЧПДЙНПК РТПЧЕТЛЙ. чЙДЩ РТПЧЕТПЛ РТЕДУФБЧМЕОЩ ОБ ТЙУХОЛЕ 1.

тБУУНПФТЙН, ЛБЛЙЕ ЦЕ РТПЧЕТЛЙ НПЗХФ РТПЧПДЙФШ ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ. рТПЧЕТЛЙ, РТПЧПДЙНЩЕ ОБМПЗПЧЩНЙ ПТЗБОБНЙ, НПЦОП ЛМБУУЙЖЙГЙТПЧБФШ РП ТБЪМЙЮОЩН ПУОПЧБОЙСН.

ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ПВЯЕНБ РТПЧЕТСЕНПК ДПЛХНЕОФБГЙЙ Й НЕУФБ РТПЧЕДЕОЙС ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ ПОЙ ДЕМСФУС ОБ ЛБНЕТБМШОЩЕ Й ЧЩЕЪДОЩЕ.

лБНЕТБМШОБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ РТЕДУФБЧМЕООЩИ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙК Й ЙОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, УМХЦБЭЙИ ПУОПЧБОЙЕН ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС Й ХРМБФЩ ОБМПЗПЧ, Б ФБЛЦЕ РТПЧЕТЛБ ДТХЗЙИ ЙНЕАЭЙИУС Х ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ ДПЛХНЕОФПЧ П ДЕСФЕМШОПУФЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ, РТПЧПДЙНБС РП НЕУФХ ОБИПЦДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ.

ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЛБНЕТБМШОЩЕ РТПЧЕТЛЙ ПУФБАФУС УХЭЕУФЧЕООЩН ЖБЛФПТПН РПРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ. пВОБТХЦЕООЩЕ Ч ИПДЕ ЛБНЕТБМШОЩИ РТПЧЕТПЛ ПЫЙВЛЙ Ч УБНЙИ ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙСИ, Ч ПВПУОПЧБОЙЙ МШЗПФ ДБАФ УХЭЕУФЧЕООХА РТЙВБЧЛХ Ч РМБФЕЦБИ Ч ВАДЦЕФ.

лБНЕТБМШОБС РТПЧЕТЛБ РТПЧПДЙФУС ХРПМОПНПЮЕООЩНЙ ДПМЦОПУФОЩНЙ МЙГБНЙ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЙИ УМХЦЕВОЩНЙ ПВСЪБООПУФСНЙ ВЕЪ ЛБЛПЗП-МЙВП УРЕГЙБМШОПЗП ТЕЫЕОЙС ТХЛПЧПДЙФЕМС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ Ч ФЕЮЕОЙЕ ФТЕИ НЕУСГЕЧ УП ДОС РТЕДУФБЧМЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ОБМПЗПЧПК ДЕЛМБТБГЙЙ Й ДПЛХНЕОФПЧ, УМХЦБЭЙИ ПУОПЧБОЙЕН ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС Й ХРМБФЩ ОБМПЗБ, ЕУМЙ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ ОЕ РТЕДХУНПФТЕОЩ ЙОЩЕ УТПЛЙ. гЕМША ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ СЧМСЕФУС ЛПОФТПМШ ЪБ УПВМАДЕОЙЕН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБНЙ ЪБЛПОПДБФЕМШОЩИ Й ЙОЩИ ОПТНБФЙЧОЩИ РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ, ЧЩСЧМЕОЙЕ Й РТЕДПФЧТБЭЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК, ЧЪЩУЛБОЙЕ УХНН ОЕХРМБЮЕООЩИ (ОЕ РПМОПУФША ХРМБЮЕООЩИ) ОБМПЗПЧ Й УППФЧЕФУФЧХАЭЙИ РЕОЙ, ЧПЪВХЦДЕОЙЕ РТЙ ОБМЙЮЙЙ ПУОПЧБОЙК РТПГЕДХТЩ ЧЪЩУЛБОЙС Ч ХУФБОПЧМЕООПН РПТСДЛЕ ОБМПЗПЧЩИ УБОЛГЙК, Б ФБЛЦЕ РПДЗПФПЧЛБ ОЕПВИПДЙНПК ЙОЖПТНБГЙЙ ДМС ПВЕУРЕЮЕОЙС ТБГЙПОБМШОПЗП ПФВПТБ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ ДМС РТПЧЕДЕОЙС ЧЩЕЪДОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ.

рПД ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛПК РПОЙНБЕФУС ЛПНРМЕЛУ ДЕКУФЧЙК РП РТПЧЕТЛЕ РЕТЧЙЮОЩИ ХЮЕФОЩИ Й ЙОЩИ ВХИЗБМФЕТУЛЙИ ДПЛХНЕОФПЧ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ, ТЕЗЙУФТПЧ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ, ВХИЗБМФЕТУЛПК ПФЮЕФОПУФЙ Й ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙК, ИПЪСКУФЧЕООЩИ Й ЙОЩИ ДПЗПЧПТПЧ, БЛФПЧ П ЧЩРПМОЕОЙЙ ДПЗПЧПТОЩИ ПВСЪБФЕМШУФЧ, ЧОХФТЕООЙИ РТЙЛБЪПЧ, ТБУРПТСЦЕОЙК, РТПФПЛПМПЧ, МАВЩИ ДТХЗЙИ ДПЛХНЕОФПЧ; РП ПУНПФТХ (ПВУМЕДПЧБОЙА) ТБЪМЙЮОЩИ РТЕДНЕФПЧ, МАВЩИ ЙУРПМШЪХЕНЩИ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ДМС ЙЪЧМЕЮЕОЙС ДПИПДПЧ МЙВП УЧСЪБООЩИ У УПДЕТЦБОЙЕН ПВЯЕЛФПЧ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩИ, УЛМБДУЛЙИ, ФПТЗПЧЩИ Й ЙОЩИ РПНЕЭЕОЙК Й ФЕТТЙФПТЙК; РП РТПЧЕДЕОЙА ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙЙ РТЙОБДМЕЦБЭЕЗП ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛХ ЙНХЭЕУФЧБ; Б ФБЛЦЕ ДТХЗЙИ ДЕКУФЧЙК ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ (ЙИ ДПМЦОПУФОЩИ МЙГ), ПУХЭЕУФЧМСЕНЩИ РП НЕУФХ ОБИПЦДЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ (НЕУФХ ЕЗП ДЕСФЕМШОПУФЙ, НЕУФХ ТБУРПМПЦЕОЙС ПВЯЕЛФБ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС) Й Ч ЙОЩИ НЕУФБИ ЧОЕ НЕУФБ ОБИПЦДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ.

чРЕТЧЩЕ ФЕТНЙО "чЩЕЪДОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ" ЧЧЕДЕО Ч ПВЙИПД ЛПОФТПМШОПК ТБВПФЩ оБМПЗПЧЩН ЛПДЕЛУПН тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ. тБОЕЕ РТПЧЕТЛЙ, РТПЧПДЙНЩЕ У ЧЩИПДПН Л ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛХ, ОБЪЩЧБМЙУШ ДПЛХНЕОФБМШОЩНЙ. пДОБЛП, ТБЪОЙГБ НЕЦДХ РПОСФЙСНЙ "ЧЩЕЪДОБС" Й "ДПЛХНЕОФБМШОБС" РТПЧЕТЛЙ ПФОАДШ ОЕ ФЕТНЙОПМПЗЙЮЕУЛБС. уХЭЕУФЧХЕФ ТБУРТПУФТБОЕООПЕ НОЕОЙЕ, ЮФП ЧЩЕЪДОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ Й ДПЛХНЕОФБМШОБС РТПЧЕТЛЙ ЬФП ПДОП Й ФП ЦЕ. пДОБЛП, ОБ УБНПН ДЕМЕ, ЬФП ПФОАДШ ОЕ ФПЦДЕУФЧЕООЩЕ РПОСФЙС. фБЛ, ЧЩЕЪДОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ, РТПЧПДЙНБС, ЛБЛ РТБЧЙМП, Ч РПНЕЭЕОЙЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ. дПЛХНЕОФБМШОБС ЦЕ РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ, ПИЧБФЩЧБАЭБС РЕТЧЙЮОХА ВХИЗБМФЕТУЛХА ДПЛХНЕОФБГЙА Й ХЮЕФОЩЕ ТЕЗЙУФТЩ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ. рТЙ ЬФПН ОЙ ПДЙО ЪБЛПОПДБФЕМШОЩК БЛФ ОЕ ХФПЮОСЕФ НЕУФП РТПЧЕДЕОЙЕ ФБЛПК РТПЧЕТЛЙ.

пУОПЧОЩНЙ ХЮБУФОЙЛБНЙ, ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ СЧМСАФУС РТПЧЕТСЕНБС ПТЗБОЙЪБГЙС ЙМЙ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ РТЕДРТЙОЙНБФЕМЙ Й ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО (ЕЗП ДПМЦОПУФОЩЕ МЙГБ). пДОБЛП У ЧЩЕЪДОЩНЙ РТПЧЕТЛБНЙ НПЗХФ ВЩФШ УПРТСЦЕОЩ ДЕКУФЧЙС Й ДТХЗЙИ МЙГ, ОБРТЙНЕТ, ЬЛУРЕТФПЧ, РЕТЕЧПДЮЙЛПЧ, ОП ФБЛЙЕ ДЕКУФЧЙС, ЛБЛ РТБЧЙМП, ВЩЧБАФ ПВХУМПЧМЕОЩ ЙОЙГЙБФЙЧПК ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ.

гЕМШ ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ФБЛБС ЦЕ, ЛБЛ Й ЛБНЕТБМШОПК: ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕ ЛПОФТПМС ЪБ РТБЧЙМШОПУФША ЙУЮЙУМЕОЙС, РПМОПФПК Й УЧПЕЧТЕНЕООПУФША ЧОЕУЕОЙС Ч ВАДЦЕФ ОБМПЗПЧ Й УВПТПЧ, ЪБ УПВМАДЕОЙЕН ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ, ЧЪЩУЛБОЙЕ ОЕДПЙНПЛ РП ОБМПЗБН Й ОЕОЙ, РТЙЧМЕЮЕОЙЕ ЧЙОПЧОЩИ МЙГ Л ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЪБ УПЧЕТЫЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК, РТЕДХРТЕЦДЕОЙЕ ФБЛЙИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК. пДОБЛП ПОЙ ДПУФЙЗБАФУС ДТХЗЙНЙ, УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙНЙ ЙНЕООП ДМС ЧЩЕЪДОЩИ РТПЧЕТПЛ УТЕДУФЧБНЙ. оБРТЙНЕТ, ЧЩЕНЛБ ДПЛХНЕОФПЧ Й РТЕДНЕФПЧ Ч ТБНЛБИ ОБМПЗПЧПЗП ЛПОФТПМС НПЦЕФ ВЩФШ ПУХЭЕУФЧМЕОБ ФПМШЛП РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ЧЩЕЪДОПК РТПЧЕТЛЙ.

чЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛПК НПЗХФ ВЩФШ ПИЧБЮЕОЩ ФПМШЛП ФТЙ ЛБМЕОДБТОЩИ ЗПДБ ДЕСФЕМШОПУФЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП РТЕДЫЕУФЧПЧБЧЫЙЕ ЗПДХ РТПЧЕДЕОЙС РТПЧЕТЛЙ. оБМПЗПЧЩК ПТЗБО ОЕ ЧРТБЧЕ РТПЧПДЙФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ ПДОПЗП ЛБМЕОДБТОПЗП ЗПДБ ДЧЕ ЧЩЕЪДОЩЕ РТПЧЕТЛЙ Й ВПМЕЕ РП ПДОЙН Й ФЕН ЦЕ ОБМПЗБН ЪБ ПДЙО Й ФПФ ЦЕ РЕТЙПД. уТПЛ РТПЧЕДЕОЙС - ОЕ ВПМЕЕ ДЧХИ НЕУСГЕЧ; Ч ЙУЛМАЮЙФЕМШОЩИ УМХЮБСИ ЧЩЫЕУФПСЭЙК ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО НПЦЕФ ХЧЕМЙЮЙФШ РТПДПМЦЙФЕМШОПУФШ ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ ДП ФТЕИ НЕУСГЕЧ.

уТПЛ РТПЧЕДЕОЙС ЧЩЕЪДОПК РТПЧЕТЛЙ ЧЛМАЮБЕФ ЧТЕНС ЖБЛФЙЮЕУЛПЗП ОБИПЦДЕОЙС РТПЧЕТСАЭЙИ ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ РТПЧЕТСЕНПЗП РТЕДРТЙСФЙС. пДОБЛП Ч ХЛБЪБООЩК УТПЛ ОЕ ЪБУЮЙФЩЧБАФУС РЕТЙПДЩ НЕЦДХ ЧТХЮЕОЙЕН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛХ ФТЕВПЧБОЙС П РТЕДУФБЧМЕОЙЙ ДПЛХНЕОФПЧ Й РТЕДПУФБЧМЕОЙЕН ЙН ЪБРТБЫЙЧБЕНЩИ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ РТПЧЕТЛЙ ДПЛХНЕОФПЧ.

ч ИПДЕ ЧЩЕЪДОПК РТПЧЕТЛЙ НПЦЕФ ЧПЪОЙЛОХФШ ОЕПВИПДЙНПУФШ РТПЧЕДЕОЙС ПУНПФТБ РПНЕЭЕОЙК Й ФЕТТЙФПТЙК, ЙУРПМШЪХЕНЩИ ДМС ЙЪЧМЕЮЕОЙС ДПИПДБ МЙВП УЧСЪБООЩИ У УПДЕТЦБОЙЕН ПВЯЕЛФПЧ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, Ч РТПЧЕДЕОЙЙ ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙЙ ЙНХЭЕУФЧБ, РТПЙЪЧПДУФЧЕ ЧЩЕНЛЙ ДПЛХНЕОФПЧ Й РТЕДНЕФПЧ Й ДТ. ч ТСДЕ УМХЮБЕЧ, РТЕДХУНПФТЕООЩИ лПДЕЛУПН, РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ЛПОФТПМШОЩИ ДЕКУФЧЙК ДПМЦОЩ УПУФБЧМСФШУС РТПФПЛПМЩ.

пУОПЧБОЙЕН ДМС РТПЧЕДЕОЙС ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ СЧМСЕФУС УППФЧЕФУФЧХАЭЕЕ ТЕЫЕОЙЕ ТХЛПЧПДЙФЕМС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ (ЕЗП ЪБНЕУФЙФЕМС) ЙМЙ РПУФБОПЧМЕОЙЕ ТХЛПЧПДЙФЕМС (ЕЗП ЪБНЕУФЙФЕМС) ЧЩЫЕУФПСЭЕЗП ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ П РТПЧЕДЕОЙЙ ЧЩЕЪДОПК РТПЧЕТЛЙ Ч РПТСДЛЕ ЛПОФТПМС ЪБ ДЕСФЕМШОПУФША ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ. рПТСДПЛ ЧЩОЕУЕОЙС ОБУФПСЭЕЗП ТЕЫЕОЙС (РПУФБОПЧМЕОЙС) ЧЩЫЕУФПСЭЕЗП ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ П РТПЧЕДЕОЙЙ ЧЩЕЪДОПК РТПЧЕТЛЙ, Б ФБЛЦЕ ФТЕВПЧБОЙЕ Л ЖПТНЕ ЬФЙИ ДПЛХНЕОФПЧ ТЕЗМБНЕОФЙТПЧБОП РТЙЛБЪПН нЙОЙУФТБ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ РП ОБМПЗБН Й УВПТБН ПФ 08.10.99. ї бр-3-16/318 "пВ ХФЧЕТЦДЕОЙЙ рПТСДЛБ ОБЪОБЮЕОЙС ЧЩЕЪДОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ".

уФБФШС 87 ол тж РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ РТПЧЕДЕОЙС ФБЛЙИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ, ЛБЛ ЧУФТЕЮОЩЕ.

чУФТЕЮОБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП УПРПУФБЧМЕОЙЕ ТБЪОЩИ ЬЛЪЕНРМСТПЧ ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ ДПЛХНЕОФБ. йУИПДС ЙЪ УХЭОПУФЙ НЕФПДБ, ЕЗП НПЦОП РТЙНЕОСФШ МЙЫШ РП ДПЛХНЕОФБН, ЛПФПТЩЕ ПЖПТНМСЕФУС ОЕ Ч ПДОПН, Б Ч ОЕУЛПМШЛЙИ ЬЛЪЕНРМСТБИ. л ЙИ ЮЙУМХ ПФОПУСФУС ДПЛХНЕОФЩ, ЛПФПТЩНЙ ПЖПТНМСАФУС РПУФХРМЕОЙЕ ЙМЙ ПФРХУЛ НБФЕТЙБМШОЩИ ГЕООПУФЕК (ОБЛМБДОЩЕ, УЮЕФБ-ЖБЛФХТЩ Й Ф.Д.). ьЛЪЕНРМСТЩ ДПЛХНЕОФПЧ ОБИПДСФУС МЙВП Ч ТБЪМЙЮОЩИ ПТЗБОЙЪБГЙСИ МЙВП Ч ТБЪОЩИ УФТХЛФХТОЩИ РПДТБЪДЕМЕОЙСИ РТЕДРТЙСФЙС. рТЙ ХУМПЧЙЙ РТБЧЙМШОПЗП ПФТБЦЕОЙС ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ТБЪОЩЕ ЬЛЪЕНРМСТЩ ДПЛХНЕОФБ ЙНЕАФ ПДОП Й ФП ЦЕ УПДЕТЦБОЙЕ. ч ЙОЩИ УМХЮБСИ ДПЛХНЕОФЩ ПЖПТНМСАФУС МЙЫШ Ч ПДОПН ЬЛЪЕНРМСТЕ, МЙВП ЙНЕАФ ТБЪМЙЮОПЕ УПДЕТЦБОЙЕ. рТЙ УПРПУФБЧМЕОЙЙ ДПЛХНЕОФПЧ НПЗХФ ОЕ УПЧРБДБФШ: ЛПМЙЮЕУФЧП ФПЧБТБ, ЕДЙОЙГБ ЙЪНЕТЕОЙС, ГЕОБ ФПЧБТБ Й РТ. пФУХФУФЧЙЕ ЬЛЪЕНРМСТБ ДПЛХНЕОФБ НПЦЕФ ВЩФШ РТЙЪОБЛПН ОЕ ДПЛХНЕОФЙТПЧБОЙС ЖБЛФБ ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, Й ЛБЛ УМЕДУФЧЙЕ - УПЛТЩФЙС ДПИПДПЧ.

рТЙНЕТ. фБЛ, РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ РТПЧЕТЛЙ Х ПТЗБОЙЪБГЙЙ ВЩМП ЧЩСЧМЕОП ЪБЧЩЫЕОЙЕ ГЕОЩ ЛПНРМЕЛФХАЭЙИ ДЕФБМЕК, УРЙУБООЩИ ОБ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩЕ ГЕМЙ. рП ВХИЗБМФЕТУЛЙН ЪБРЙУСН ОБ УЮЕФЕ 20 "пУОПЧОПЕ РТПЙЪЧПДУФЧП" ГЕОБ ЛХЪПЧБ УПУФБЧМСМБ 75000 ТХВМЕК. б РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ РТПЧЕТЛЙ ЬЛЪЕНРМСТБ УЮЕФБ-ЖБЛФХТЩ, ЙНЕАЭЙЕУС Х РТЕДРТЙСФЙС-РПУФБЧЭЙЛБ ЛХЪПЧБ, ХУФБОПЧМЕОП, ЮФП ГЕОБ УПУФБЧМСЕФ 68000 ТХВМЕК, ЮФП ЧЩСЧМЕОП НЕФПДПН ЧУФТЕЮОПК РТПЧЕТЛЙ ДПЛХНЕОФПЧ.

рТЙНЕТ. ч ДТХЗПН УМХЮБЕ РТЙ ЙЪХЮЕОЙЙ ДПЛХНЕОФПЧ ПВ ПФЗТХЪЛЕ РТПДХЛГЙЙ ОБ МЙЛЕТПЧПДПЮОПН ЪБЧПДЕ ВЩМП ХУФБОПЧМЕОП, ЮФП ЮБУФШ РТПДХЛГЙЙ ВЩМБ ПФРХЭЕОБ ЮБУФОПНХ РТЕДРТЙОЙНБФЕМА "у". чУФТЕЮОБС РТПЧЕТЛБ ДПЛХНЕОФПЧ "у" РПЛБЪБМБ ПФУХФУФЧЙЕ ХЮЕФОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, УЧЙДЕФЕМШУФЧХАЭЙИ П РПУФХРМЕОЙЙ ЧЙОП ЧПДПЮОЩИ ЙЪДЕМЙК У ЪБЧПДБ. ьФП ЗПЧПТЙФ П ОЕПРТЙИПДПЧБОЙЙ РПУФХРМЕОЙС РТПДХЛГЙЙ, ОЕ ПФТБЦЕОЙЙ ЧЩТХЮЛЙ ПФ ТЕБМЙЪБГЙЙ ДБООПК РТПДХЛГЙЙ Й ЛБЛ УМЕДУФЧЙЕ - П ЪБОЙЦЕОЙЙ ЧЩТХЮЛЙ/РТЙВЩМЙ ПФ ТЕБМЙЪБГЙЙ РТПДХЛГЙЙ.

оБ РТБЛФЙЛЕ ЧУФТЕЮОБС РТПЧЕТЛБ СЧМСЕФУС ЮБУФША РТПЧПДЙНПК ЛБНЕТБМШОПК ЙМЙ ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ. рПМХЮЕООЩЕ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЧУФТЕЮОПК РТПЧЕТЛЙ ДБООЩЕ ЧЛМАЮБАФУС Ч ПУОПЧОПК БЛФ ЧЩЕЪДОПК ЙМЙ ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ ( ПФТБЦБАФУС Ч ЧЩОЕУЕООПН рПУФБОПЧМЕОЙЙ П РТЙЧМЕЮЕОЙЙ Л ОБМПЗПЧПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ). оБ ПУОПЧБОЙЙ ЬФЙИ ДБООЩИ ДЕМБЕФУС ПУОПЧОПК ЧЩЧПД П РТПЧЕДЕООПК РТПЧЕТЛЕ.

рП ПВЯЕНХ РТПЧЕТСЕНЩИ ЧПРТПУПЧ ОБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ ДЕМСФУС ОБ ЛПНРМЕЛУОЩЕ, ФЕНБФЙЮЕУЛЙЕ Й ГЕМЕЧЩЕ.

лПНРМЕЛУОБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ ЖЙОБОУПЧП-ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЪБ ПРТЕДЕМЕООЩК РЕТЙПД ЧТЕНЕОЙ РП ЧУЕН ЧПРТПУБН УПВМАДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ. ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЮБУФПФБ РТПЧЕДЕОЙС ЛПНРМЕЛУОЩИ РТПЧЕТПЛ ОЕ ХУФБОПЧМЕОБ. рТЙ ОБМЙЮЙЙ Х ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ ПУОПЧБОЙК РТЕДРПМБЗБФШ, ЮФП ХЮЕФ Й ХРМБФБ ОБМПЗПЧ (УВПТПЧ) ЧЕДХФУС У ОБТХЫЕОЙСНЙ, ЛПНРМЕЛУОЩЕ РТПЧЕТЛЙ РТПЧПДСФУС ОЕ ТЕЦЕ ПДОПЗП ТБЪБ Ч ФТЙ ЗПДБ (УТПЛ ДБЧОПУФЙ РП РТПЧЕТСЕНПНХ РЕТЙПДХ). оБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛЙ, ЙНЕАЭЙЕ РПМПЦЙФЕМШОХА ТЕРХФБГЙА, НПЗХФ ОЕ РПДЧЕТЗБФШУС ЛПНРМЕЛУОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЕ ЧППВЭЕ.

рПУМЕ ЧЧЕДЕОЙС Ч УЙМХ ол тж РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЧУЕ ЧЩЕЪДОЩЕ ОБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ ПУХЭЕУФЧМСАФУС Ч ЧЙДЕ ЛПНРМЕЛУОЩИ. уАДБ НПЦОП ЧЛМАЮЙФШ ФБЛЙЕ ЧПРТПУЩ ЛБЛ, РТБЧЙМШОПУФШ ЙУЮЙУМЕОЙС Й РЕТЕЮЙУМЕОЙС ОБМПЗПЧ (УВПТПЧ) ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН, ЧЩРПМОЕОЙС ЖХОЛГЙК ОБМПЗПЧПЗП БЗЕОФБ; РТБЧЙМШОПУФШ УРЙУБОЙС УП УЮЕФПЧ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ УХНН ОБМПЗПЧ Й УБОЛГЙК; ПФЛТЩФЙС УЮЕФПЧ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБН (РТЙ РТПЧЕТЛЕ ВБОЛПЧ); РТЙНЕОЕОЙС ллн; РПТСДЛБ ТЕБМЙЪБГЙЙ БМЛПЗПМШОПК РТПДХЛГЙЙ Й ДТ. фПМШЛП ЧЩЕЪДОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ РПЪЧПМСЕФ ЙУРПМШЪПЧБФШ ЧЕУШ УРЕЛФТ РТБЧ, РТЕДПУФБЧМЕООЩИ ОБМПЗПЧЩН ПТЗБОБН.

фЕНБФЙЮЕУЛБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ ПФДЕМШОЩИ ЧПРТПУПЧ ЖЙОБОУПЧП-ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ (ОБРТЙНЕТ, РТПЧЕТЛБ РТБЧЙМШОПУФЙ ЙУЮЙУМЕОЙС Й ХРМБФЩ ОБМПЗБ ОБ РТЙВЩМШ, оду, ОБМПЗБ ОБ ЙНХЭЕУФЧП, ДТХЗЙИ ОБМПЗПЧ). фБЛЙЕ РТПЧЕТЛЙ РТПЧПДСФУС РП НЕТЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, ПРТЕДЕМСЕНПК ТХЛПЧПДЙФЕМЕН ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ.

фЕНБФЙЮЕУЛБС РТПЧЕТЛБ РТПЧПДЙФУС ЙМЙ ЛБЛ ЬМЕНЕОФ ЛПНРМЕЛУОПК РТПЧЕТЛЙ, ЙМЙ ЛБЛ ПФДЕМШОБС РТПЧЕТЛБ РП ХУФБОПЧМЕООЩН ЖБЛФБН ОБТХЫЕОЙС ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ ОБ ПУОПЧБОЙЙ ФЕЛХЭЕЗП ОБМПЗПЧПЗП ОБВМАДЕОЙС. уППФЧЕФУФЧЕООП ЕЕ ТЕЪХМШФБФЩ ПЖПТНМСАФУС МЙВП ПФДЕМШОЩН БЛФПН, МЙВП ПФТБЦБАФУС Ч БЛФЕ ЛПНРМЕЛУОПК РТПЧЕТЛЙ. еУМЙ ЧПЪОЙЛБЕФ ОЕПВИПДЙНПУФШ Ч РТПЧЕДЕОЙЙ ОБ ПУОПЧЕ ФЕНБФЙЮЕУЛПК РТПЧЕТЛЙ ЛПНРМЕЛУОПК РТПЧЕТЛЙ, ДПМЦОП ВЩФШ РТЙОСФП ДПРПМОЙФЕМШОПЕ ТЕЫЕОЙЕ, ТБУЫЙТСАЭЕЕ ЛТХЗ РТПЧЕТСЕНЩИ ЧПРТПУПЧ.

гЕМЕЧБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ УПВМАДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ РП ПРТЕДЕМЕООПНХ ОБРТБЧМЕОЙА ЙМЙ ЖЙОБОУПЧП-ИПЪСКУФЧЕООЩН ПРЕТБГЙСН ПТЗБОЙЪБГЙЙ. фБЛЙЕ РТПЧЕТЛЙ РТПЧПДСФУС РП ЧПРТПУБН ЧЪБЙНПТБУЮЕФПЧ У РПУФБЧЭЙЛБНЙ Й РПЛХРБФЕМСНЙ РТПДХЛГЙЙ (ХУМХЗ), РП ЬЛУРПТФОП-ЙНРПТФОЩН ПРЕТБГЙСН, РП ПРТЕДЕМЕООПК УДЕМЛЕ, РП ТБЪНЕЭЕОЙА ЧТЕНЕООП УЧПВПДОЩИ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ, РТБЧЙМШОПУФЙ РТЙНЕОЕОЙС МШЗПФ Й РП МАВЩН ЙОЩН ЖЙОБОУПЧП-ИПЪСКУФЧЕООЩН ПРЕТБГЙСН. тЕЪХМШФБФЩ ГЕМЕЧПК РТПЧЕТЛЙ ЙУРПМШЪХАФУС РТЙ ЛПНРМЕЛУОПК ЙМЙ ФЕНБФЙЮЕУЛПК РТПЧЕТЛЕ Й ПЖПТНМСАФУС МЙВП Ч БЛФБИ ЬФЙИ РТПЧЕТПЛ, МЙВП ЛБЛ ПФДЕМШОЩЕ РТЙМПЦЕОЙС. чПЪНПЦОП РТПЧЕДЕОЙЕ ГЕМЕЧЩИ РТПЧЕТПЛ Й ЛБЛ УБНПУФПСФЕМШОЩИ. пДОБЛП Ч ЬФПН УМХЮБЕ ЧПЪОЙЛБЕФ ПРБУОПУФШ ОЕРПМОПК РТПЧЕТЛЙ ПФДЕМШОЩИ ЧПРТПУПЧ УПВМАДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ.

рП УРПУПВХ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ОБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ ДЕМСФУС ОБ РМБОПЧЩЕ Й ЧОЕЪБРОЩЕ.

чОЕЪБРОБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП ТБЪОПЧЙДОПУФШ ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ, РТПЧПДЙНПК ВЕЪ РТЕДЧБТЙФЕМШОПЗП ХЧЕДПНМЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ( Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ РМБОПЧПК РТПЧЕТЛЙ).

чЩЕЪДОБС РТПЧЕТЛБ РТПЧПДЙФУС ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ОБ НЕУФЕ ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ (НЕУФЕ ИТБОЕОЙС ДПЛХНЕОФПЧ) ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН. пУОПЧБОЙЕН ДМС ЕЕ РТПЧЕДЕОЙС СЧМСЕФУС ТЕЫЕОЙЕ ТХЛПЧПДЙФЕМС (ЪБНЕУФЙФЕМС ТХЛПЧПДЙФЕМС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ), РТЙОЙНБЕНПЕ РТЙ РПМХЮЕОЙЙ ЙОЖПТНБГЙЙ ЙМЙ РТЕДРПМПЦЕОЙС П ОБТХЫЕОЙЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ.

гЕМШ ЧОЕЪБРОПК РТПЧЕТЛЙ - ХУФБОПЧЙФШ ЖБЛФ УПЧЕТЫЕОЙС РТБЧПОБТХЫЕОЙС, ЛПФПТЩК НПЦЕФ ВЩФШ УПЛТЩФ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ПВЩЮОЩИ РТПЧЕТПЛ. чОЕЪБРОЩЕ РТПЧЕТЛЙ РТПЧПДСФУС ОЕ ЮБУФП. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС НОПЗЙЕ ОЕОБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ, ДПРХУФЙН, РТПЧЕТЛЙ РТЙНЕОЕОЙС ллн, Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ РТПЧПДСФУС ЛБЛ ЧОЕЪБРОЩЕ.

Hл тж РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ ФБЛЦЕ ЧПЪНПЦОПУФШ РТПЧЕДЕОЙС ЛПОФТПМШОЩИ Й РПЧФПТОЩИ РТПЧЕТПЛ.

гЕМШ ЛПОФТПМШОПК РТПЧЕТЛЙ - ХУФБОПЧЙФШ ЖБЛФ ОЕЛБЮЕУФЧЕООПЗП РТПЧЕДЕОЙС ТБОЕЕ РТПЧЕДЕООПК РТПЧЕТЛЙ ДПМЦОПУФОЩНЙ МЙГБНЙ ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ. дП 1 СОЧБТС 1999 ЗПДБ ЛПОФТПМШОЩЕ РТПЧЕТЛЙ РТПЧПДЙМЙУШ ДТХЗЙНЙ УПФТХДОЙЛБНЙ ФПЗП ЦЕ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ МЙВП УПФТХДОЙЛБНЙ ЧЩЫЕУФПСЭЕЗП ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ, ЙМЙ ЦЕ ПТЗБОБНЙ ОБМПЗПЧПК РПМЙГЙЙ. у 1 СОЧБТС 1999 ЗПДБ ЛПОФТПМШОЩЕ РТПЧЕТЛЙ НПЗХФ РТПЧПДЙФШУС ФПМШЛП ЧЩЫЕУФПСЭЙН ОБМПЗПЧЩН ПТЗБОПН Ч РПТСДЛЕ ЛПОФТПМС ЪБ ДЕСФЕМШОПУФША ОЙЦЕУФПСЭЕЗП ПТЗБОБ. тЕЪХМШФБФЩ ЙИ РТПЧЕДЕОЙС ПФТБЦБАФУС ЛБЛ ОБ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛЕ, ФБЛ Й ОБ РТПЧЕТСЕНЩИ ТБВПФОЙЛБИ ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ. фБЛ, ЕУМЙ ВХДХФ ХУФБОПЧМЕОЩ ЖБЛФЩ ОБТХЫЕОЙС ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ РТПЧЕТСЕНЩН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН, Л ОЕНХ ВХДХФ РТЙНЕОЕОЩ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ УБОЛГЙЙ. еУМЙ ЦЕ ОБТХЫЕОЙС ВЩМЙ ДПРХЭЕОЩ ДПМЦОПУФОЩНЙ МЙГБНЙ ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ, ФП ФБЛЙЕ МЙГБ ДПМЦОЩ ВЩФШ РТЙЧМЕЮЕОЩ Л ДЙУГЙРМЙОБТОПК (ХЗПМПЧОПК) ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ.

рПЧФПТОБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ РП ФЕН ЦЕ ЧЙДБН ОБМПЗПЧ Й РП ФЕН ЦЕ ОБМПЗПЧЩН РЕТЙПДБН, РП ЛПФПТЩН РТПЧПДЙМБУШ РТЕДЩДХЭБС РТПЧЕТЛБ. ч ол тж РТЕДХУНПФТЕОЩ ПЗТБОЙЮЕОЙС ОБ РТПЧЕДЕОЙЕ РПЧФПТОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ. фБЛ, УПЗМБУОП УФБФШЕ 87 ол тж, ЪБРТЕЭБЕФУС РТПЧЕДЕОЙЕ РПЧФПТОЩИ ЧЩЕЪДОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ РП ПДОЙН Й ФЕН ЦЕ ОБМПЗБН, РПДМЕЦБЭЙН ХРМБФЕ ЙМЙ ХРМБЮЕООЩН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН (РМБФЕМШЭЙЛПН УВПТБ) ЪБ ХЦЕ РТПЧЕТЕООЩК ОБМПЗПЧЩК РЕТЙПД. ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС РПЧФПТОЩЕ ЧЩЕЪДОЩЕ ОБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ РТПЧПДСФУС, ЛБЛ РТБЧЙМП, Ч ЧЙДЕ ЛПОФТПМШОЩИ РТПЧЕТПЛ.

рП ПВЯЕНХ РТПЧЕТСЕНЩИ ДПЛХНЕОФПЧ РТПЧЕТЛЙ ДЕМСФУС ОБ:

УРМПЫОЩЕ (ЛПЗДБ РТПЧПДЙФУС РТПЧЕТЛБ ЧУЕИ ДПЛХНЕОФПЧ ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ВЕЪ РТПРХУЛПЧ Й РТЕДРПМПЦЕОЙК ПВ ПФУХФУФЧЙЙ ОБТХЫЕОЙК);

ЧЩВПТПЮОЩЕ (ЛПЗДБ РТПЧЕТСЕФУС ФПМШЛП ЮБУФШ ДПЛХНЕОФБГЙЙ).

уРМПЫОЩЕ РТПЧЕТЛЙ ЮБЭЕ ЧУЕЗП РТПЧПДСФУС Ч ОЕВПМШЫЙИ ПТЗБОЙЪБГЙСИ МЙВП Ч ПТЗБОЙЪБГЙСИ, ЗДЕ ОЕПВИПДЙНП ЧПУУФБОПЧЙФШ ХЮЕФ ( РТЙ ЕЗП ПФУХФУФЧЙЙ ЙМЙ ХОЙЮФПЦЕОЙЙ РЕТЧЙЮОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ).

чЩВПТПЮОБС РТПЧЕТЛБ НПЦЕФ РЕТЕТБУФЙ Ч УРМПЫОХА Ч УМХЮБЕ ХУФБОПЧМЕОЙС Ч РТПЧЕТСЕНПК ЧЩВПТЛЕ ОБТХЫЕОЙК, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ ВЩФШ РТЙУХЭЙ ЧУЕНХ НБУУЙЧХ ДПЛХНЕОФБГЙЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ.

Содержание статьи

  • Определение
  • Кто проводит проверку?
  • Основные виды налоговых проверок
    • Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)
  • Камеральные проверки
  • Выездные налоговые проверки
  • Встречные налоговые проверки
  • Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок
  • Краткий перечень нарушений, который поможет оперативно сориентироваться и оспорить решение налоговых проверок

Определение

Налоговая проверка – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Как указано в “Концепции планирования выездных налоговых проверок”, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения налогового контроля в виде налоговых проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются главой 14 Налогового кодекса.

Кто проводит проверку?

Налоговый контроль проводят должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

Камеральная проверкаВыездная проверка
Кто проверяетСотрудники местных фискальных органовСотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяетсяДокументация только за отчетный периодДокументация за период до 3 лет
Причина проверкиНе требуетсяНе требуется
РегулярностьКаждый период, по мере предоставления декларацийВыборочно
Где проверяетсяПо месту расположения надзорной службыПо месту расположения проверяемой организации
Кого проверяютВсех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц)Только юридических лиц
Что делаетсяАнализ предоставленной документацииВсе действия, разрешенные НК РФ

Камеральные проверки

Камеральную (документальную) налоговую проверку практически постоянно проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Проверка проходит в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (ст. 88 Налогового кодекса РФ). При подаче уточненной налоговой декларации в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации. Дата представления уточненной декларации является началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки.

В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок является основной приоритетной формой налогового контроля налоговых органов. Это направлено на значительное сокращение трудовых и материальных затрат на проведение выездных налоговых проверок. На основании камеральных проверок, налоговые органы, руководствуясь определенными критериями, отбирают налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Консультация юриста в Москве

Юридическое сопровождение проверок налоговых органов

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Выездные налоговые проверки

Согласно 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определяет критерии налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков общедоступны, размещены на интернет-сайте ФНС России и регулярно обновляются.

Вот эти критерии на сегодняшний день:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (“цепочки контрагентов”) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п;

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).

Таким образом, система планирования выездных налоговых проверок, которая доступна каждому налогоплательщику, позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить свои налоговые риски и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки.

Необходимо иметь в виду, что налоговые органы, в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ, наделены широким полномочиями требовать документы осматривать помещения, проводить выемки документов, проводить допросы свидетелей. Весь этот арсенал прав налоговики используют без стеснения, если дело доходит до выездной проверки.

Более того, поскольку выездной проверке предшествует камеральная, налоговые органы точно знают куда смотреть и о чем спрашивать. Это нужно иметь ввиду для того, чтобы объективно оценивать риски проверки и начисления дополнительных налогов и штрафов.

Встречные налоговые проверки

Любая налоговая проверка может обернуться встречной проверкой. Встречная проверка проводится для подтверждения реальности хозяйственных операций. Например, камеральной проверкой установлены затраты на покупку молока у фирмы, основной вид деятельности которой переработка металлолома. Обнаружив такую странную операцию, налоговики попросят металлоломщиков показать свой экземпляр счета-фактуры и проверят его отражение в соответствующей декларации. Это и будет встречная проверка.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  1. те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  2. и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  1. Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих – это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  2. Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  1. Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  2. Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  3. Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  4. Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.

Обязательно необходимо понимать, что решение по дополнительным основаниям не отменят, если нарушения установлены и подтверждены законными доказательствами.

Краткий перечень нарушений, который поможет оперативно сориентироваться и оспорить решение налоговых проверок

Решение можно оспорить если:

  • Вы не получали извещения о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела;
  • Вы получили такое извещение уже после даты, указанной в нем;
  • В акте не указаны факты и доказательства, на основании которых вам вменяются штрафы, пени, недоимка;
  • Решение в части привлечения к ответственности не содержит конкретных ссылок на пункты и подпункты статей НК РФ;
  • Доказательства получены инспекцией с нарушением НК РФ;
  • Инспекция нарушила сроки, установленные НК РФ.

Читайте также: