Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций

Опубликовано: 15.05.2024

  • II. Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций (за исключением иностранных некоммерческих неправительственных организаций, международных организаций и дипломатических представительств), осуществляющих деятельность на территории РФ через обособленные подразделения (п.п. 4 - 8)
  • +
    –
    Приложение. Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения
    • II. Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций (за исключением иностранных некоммерческих неправительственных организаций, международных организаций и дипломатических представительств), осуществляющих деятельность на территории РФ через обособленные подразделения (п.п. 4 - 8)

Приказ Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. N 117н
"Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения"

В соответствии со статьями 83 - 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 23, ст. 2174; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 31; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5733; 2010, N 31, ст. 4198; N 32, ст. 4298), статьями 306 и 335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 22, ст. 2026; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436) приказываю:

1. Утвердить Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что с вступлением в силу настоящего приказа не применяются:

приложение N 1 "Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" к приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2000 г., регистрационный номер 2258; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 25);

приложение N 2 "Порядок замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах" к приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28 июля 2003 г. N БГ-3-09/426 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 августа 2003 г., регистрационный номер N 4975; Российская газета, 2003, N 163).

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 2010 г.

Регистрационный N 18935

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Установлены новые особенности постановки на налоговый учет и снятия с него иностранных организаций (за исключением инвесторов и операторов по соглашениям о разделе продукции).

Иностранная организация ставится на учет в течение 5 рабочих дней с даты получения от нее налоговым органом ряда документов. Приведен их перечень. Основанием также являются сведения, поступившие из ЕГРЮЛ или от органов госрегистрации по месту жительства (пребывания) и ЗАГС, нотариуса.

Например, для постановки на налоговый учет международной организации нужно представить, в частности, заявление, учредительные документы, решение о создании филиала (представительства) в России, положение о нем.

Приведены особенности постановки на налоговый учет дипломатических представительств, а также иностранных организаций в связи с открытием им счетов в банках в России, по месту нахождения принадлежащей им недвижимости, ТС либо в качестве плательщиков НДПИ.

Помимо обычного (добровольного) предусмотрен упрощенный порядок снятия с учета. Он применяется, если иностранная организации не представляет налоговые декларации (расчеты) и (или) годовой отчет о своей деятельности в России в течение 18 месяцев со дня последнего их направления в налоговый орган. Поводом также может стать отсутствие в течение последних 18 месяцев операций по банковским счетам, открытым на основании свидетельства о постановке на учет.

Прежние особенности признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.

Приказ Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. N 117н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 2010 г.

Регистрационный N 18935

Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 24 ноября 2010 г. N 265

Приказом Минфина России от 28 декабря 2018 г. N 293н настоящий документ признан утратившим силу с 15 марта 2019 г.

от 30 сентября 2010 года N 117н

____________________________________________________________________
Утратил силу с 16 марта 2019 года на основании
приказа Минфина России от 28 декабря 2018 года N 293н
____________________________________________________________________

В соответствии со статьями 83-85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2003, N 23, ст.2174; N 52, ст.5037; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; 2006, N 31, ст.3436; 2007, N 1, ст.31; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 48, ст.5733; 2010, N 31, ст.4198; N 32, ст.4298), статьями 306 и 335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 33, ст.3413; 2002, N 22, ст.2026; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 31, ст.3436

1. Утвердить Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что с вступлением в силу настоящего приказа не применяются:

приложение N 1 "Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" к приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 7 апреля 2000 года N АП-3-06/124 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2000 года, регистрационный номер 2258; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 25);

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр Российской Федерации
А.Кудрин

в Министерстве юстиции

11 ноября 2010 года,

регистрационный N 18935

Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 30 сентября 2010 года N 117н

Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения

Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения (далее - Особенности), разработаны в соответствии со статьями 83-85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2003, N 23, ст.2174; N 52, ст.5037; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; 2006, N 31, ст.3436; 2007, N 1, ст.31; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 48, ст.5733; 2010, N 31, ст.4198; N 32, ст.4298), статьями 306 и 335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 33, ст.3413; 2002, N 22, ст.2026; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 31, ст.3436).

I. Общие положения

1. Иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом, независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налогов или сборов, в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом документов, предусмотренных настоящими Особенностями, сведений, сообщенных органами, указанными в пунктах 3 и 6 статьи 85 Кодекса, и (или) внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

2. Документы, предусмотренные настоящими Особенностями, могут быть представлены в налоговые органы в виде копий, заверенных в установленном порядке.

Документы (копии документов), предусмотренные настоящими Особенностями, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

Документы, выданные или удостоверенные компетентными органами иностранных государств, представляются в налоговые органы при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

3. Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также на иных территориях за пределами территории Российской Федерации, на которых Российская Федерация обладает суверенными правами, осуществляет юрисдикцию (в иных районах, на участках морского дна, территориях, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора Российской Федерации), осуществляется налоговыми органами, подведомственная территория которых примыкает к соответствующим районам территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, территориям, на которых Российская Федерация обладает суверенными правами, осуществляет юрисдикцию (иным районам, участкам морского дна, территориям, арендуемым у иностранных государств или используемым на основании международного договора Российской Федерации), либо налоговыми органами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту нахождения соответствующих обособленных подразделений иностранных организаций, если иное не предусмотрено пунктом 15 настоящих Особенностей.

II. Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций (за исключением иностранных некоммерческих неправительственных организаций, международных организаций и дипломатических представительств), осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через обособленные подразделения

4. Иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение (далее в настоящей главе и в главе X настоящих Особенностей - Отделение) подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.

В случае, если несколько Отделений иностранной организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка иностранной организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее Отделений, определяемым иностранной организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) иностранной организацией в выбранный ею налоговый орган.

Заявление о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации подается в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ее деятельности на территории Российской Федерации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*.

* Приказ МНС России от 7 апреля 2000 года N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000, регистрационный номер 2258; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 25).

Одновременно с указанным заявлением представляются следующие документы:

1) учредительные документы иностранной организации;

2) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица;

3) справка налогового органа страны происхождения иностранной организации о ее регистрации в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);

4) решение уполномоченного органа иностранной организации о создании Отделения на территории Российской Федерации и положение об этом Отделении;

5) договор (соглашение, контракт), на основании которого иностранная организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, - в случае отсутствия решения уполномоченного органа иностранной организации о создании Отделения на территории Российской Федерации;

6) доверенность о наделении руководителя Отделения иностранной организации на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;

7) документы, подтверждающие аккредитацию Отделения иностранной организации на территории Российской Федерации, если такая аккредитация предусмотрена законодательством Российской Федерации;

8) документ, предоставляющий право иностранной организации на пользование природными ресурсами - для иностранной организации, признаваемой пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения Отделения на территории Российской Федерации, то при открытии этой организацией нового Отделения на территории, подведомственной указанному налоговому органу, постановка на учет осуществляется на основании следующих документов:

1) сообщения об открытии нового Отделения иностранной организации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*;

* Приказ МНС России от 7 апреля 2000 года N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000, регистрационный номер 2258; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 25).

2) решения уполномоченного органа иностранной организации о создании нового Отделения на территории Российской Федерации и положения об этом Отделении;

3) договора (соглашения, контракта), на основании которого иностранная организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, - в случае отсутствия решения уполномоченного органа иностранной организации о создании Отделения на территории Российской Федерации;

4) доверенности о наделении руководителя Отделения иностранной организации на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;

5) документов, подтверждающих аккредитацию Отделения иностранной организации на территории Российской Федерации, если такая аккредитация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

6. Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по месту нахождения Отделения на территории Российской Федерации, созданного филиалом этой иностранной организации, место нахождения которого за пределами Российской Федерации, осуществляется на основании следующих документов:

1) документов, указанных в пунктах соответственно 4 и 5 настоящих Особенностей;

2) решения уполномоченного органа иностранной организации о создании филиала иностранной организации;

3) решения филиала иностранной организации о создании Отделения на территории Российской Федерации.

7. В случаях, если иностранная организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории Российской Федерации или под таможенным контролем, а также осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 статьи 306 Кодекса, через зависимого агента, определяемого в соответствии с указанной статьей, постановка на учет этой иностранной организации осуществляется в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства либо по месту нахождения юридического лица (месту жительства физического лица) - зависимого агента, на основании следующих документов:

1) заявления о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*;

* Приказ МНС России от 7 апреля 2000 года N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000, регистрационный номер 2258; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 25).

2) документов, указанных в подпунктах 1-3 пункта 4 настоящих Особенностей;

3) договора (соглашения, контракта), определяющего обязательства сторон, связанные с поставками товаров и иной деятельностью, указанной в абзаце первом настоящего пункта.

Указанные документы представляются в течение тридцати календарных дней со дня начала осуществления деятельности иностранной организации.

8. Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации по основаниям, предусмотренным пунктами 4-6 настоящих Особенностей, является дата создания соответствующего Отделения иностранной организации, указанная в заявлении о постановке на учет иностранной организации (сообщении об открытии нового Отделения иностранной организации).

Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации по основаниям, предусмотренным пунктом 7 настоящих Особенностей, является дата, указанная в заявлении о постановке на учет.

III. Постановка на учет в налоговых органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через отделения, филиалы, представительства

9. Постановка на учет в налоговом органе иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через отделение, зарегистрированное в порядке, предусмотренном статьей 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145, 2006, N 3, ст.282; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 29, ст.3607; 2010, N 21, ст.2526) (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях"), производится налоговым органом по месту нахождения указанного отделения на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной некоммерческой неправительственной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи об отделении указанной иностранной организации.

10. Постановка на учет в налоговом органе иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через филиал (представительство), зарегистрированный в порядке, предусмотренном статьей 13.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", производится налоговым органом по месту нахождения указанного филиала (представительства) на основании следующих документов:

1) заявления о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов*;

* Приказ МНС России от 7 апреля 2000 года N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000, регистрационный номер 2258; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 25).

2) учредительных документов иностранной некоммерческой неправительственной организации;

3) решения руководящего органа иностранной некоммерческой неправительственной организации о создании филиала (представительства);

4) положения о филиале (представительстве) иностранной некоммерческой неправительственной организации;

5) решения о назначении руководителя филиала (представительства) иностранной некоммерческой неправительственной организации;

6) выписки, свидетельствующей о внесении сведений о филиале (представительстве) в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

В установленных случаях учет иностранных и международных организаций осуществляется в уведомительном порядке, то есть на основании направляемых иностранными и международными организациями уведомлений по установленной форме, без присвоения ИНН, КПП и без выдачи свидетельства о постановке на учет.

На основании уведомлений в соответствии с разделом 4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, иностранные и международные организации учитываются в налоговых органах в связи с необходимостью сбора, обобщения и анализа сведений об источниках их доходов и имущества, наличии движимого имущества и так далее. Направление Уведомления о доходах от деятельности в Российской Федерации (пункт 4.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций) не связано с постановкой на учет иностранной организации в налоговых органах Российской Федерации с присвоением ИНН и КП.

Цель учета данной категории налогоплательщиков – получение сведений о суммах выплаченных иностранным организациям доходов с последующим контролем за удержанием налогов налоговыми агентами.

Учет на основании уведомлений осуществляется в следующих случаях:

- наличие источников инвестиционных доходов, не относящихся к отделениям иностранной и международной организации, или доходов от деятельности иностранной и международной организации, осуществляемой в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году непрерывно или по совокупности;

- наличие движимого имущества на территории Российской Федерации, являющегося объектом обложения налогом на имущество, не относящегося соответственно к обособленным подразделениям иностранной и международной организации. Хотелось бы подчеркнуть, что уведомление о наличии движимого имущества направляется только в тех случаях, когда такое имущество подлежит обложению налогом на имущество, и составляется не в связи с каждым объектом движимого имущества, а по его укрупненным группам.

Учет иностранных организаций на основе уведомлений осуществляется также в случае, когда постоянными представительствами иностранных организаций являются иные лица (физические лица или организации). Помимо уведомления, по установленной форме в налоговый орган необходимо представить также копию договора (соглашения, контракта), определяющего обязательства сторон, и легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если иная организация или физическое лицо являются одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала. Определение налогового статуса, то есть наличие или отсутствие постоянного представительства – дело не всегда простое, особенно когда к образованию такового может приводить не самостоятельная деятельность иностранной организации, а деятельность иных лиц в интересах этой иностранной организации. В этой связи, в случае возникновения затруднений у организаций или физических лиц относительно образования ими постоянного представительства иностранной организации, Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций устанавливает возможность их обращения в соответствующий налоговый орган для определения налогового статуса.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), производится путем направления ими Уведомлений соответственно по формам 2503И и 2503М.

Иностранные организации направляют Уведомление в налоговый орган, осуществляющий учет иностранных организаций, по месту осуществления ими деятельности и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Уведомление должно быть направлено до начала осуществления деятельности в Российской Федерации.

Пример.

Иностранная организация оказывала российской организации услуги по проектированию работ. По совокупности срок выполнения этих работ не превышал 30 дней в календарном году.

В данном случае, поскольку срок выполнения проектных работ иностранной организацией не превышает 30 дней, иностранная организация вправе осуществлять деятельность в Российской Федерации на основании Уведомления о доходах от деятельности в Российской Федерации по формам 2503И и 2503М.

Отметим, что из пункта 4.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций следует, что у иностранной организации отсутствует основание для постановки на учет в налоговых органах Российской Федерации, в соответствии с путем направления Уведомления о доходах от деятельности в Российской Федерации по форме 2503И, если иностранная организация осуществляет деятельность по оказанию услуг российской организации за пределами Российской Федерации.

Пример.

Иностранная организация в рамках контрактов с заказчиками – российскими организациями осуществляет проектные работы и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, возводимых на территории России. В рамках заключенных контрактов с российскими организациями проектные работы осуществляются иностранной организацией на территории иностранного государства. В этом случае, иностранная организация не обязана направлять в налоговый орган Уведомление о доходах от деятельности в Российской Федерации по форме 2503И.

У лица, взаимодействующего с иностранной организацией и выплачивающей ей суммы за приобретенные у них товары (работы, услуги) могут возникнуть обязанности налогового агента, если данная иностранная организация не состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика (статья 161 НК РФ).

Кроме того, постановка на учет в налоговых органах является обязательным условием для возмещения иностранной организацией сумм НДС из бюджета или получения права на вычет.

В связи с этим следует отметить, что признавать постановкой на учет в налоговых органах учет иностранных организаций на оснований уведомлений, направляемых в налоговый орган и МНС России в соответствии с разделом 4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, неправомерно.

Нормами статьи 83 НК РФ предусмотрено, что организация, в состав которой входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика.

Если в результате деятельности иностранной организации в Российской Федерации возникают указанные основания, они подлежат постановке на учет в соответствии с разделами 1 и 2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций с присвоением ИНН, КПП и выдачей свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

В случаях, не предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, иностранные организации на налоговый учет не ставятся и, соответственно, ИНН им не присваивается (разделы 3 и 4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

Иностранные и международные организации, направляющие в соответствии с разделом 4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций в налоговые органы уведомления, не ставятся на учет в налоговых органах. Цель получения этой информации – сбор, обобщение и анализ сведений об источниках доходов и имуществе, наличии движимого имущества иностранных организаций.

При получении на территории Российской Федерации дохода иностранной организации, которая ведет деятельность на территории Российской Федерации через отделение, может возникнуть вопрос о необходимости дополнительного учета иностранной организации в связи с получением указанного дохода на основании пункта 4.1.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Для этого необходимо определить относятся ли эти доходы непосредственно к деятельности его отделения или нет.

Если доходы, получаемые иностранной организацией, относятся к деятельности отделения, то дополнительного учета иностранной организации в связи с наличием источников доходов на территории Российской Федерации не требуется.

В случае, если доходы от источников в Российской Федерации, извлекаемые иностранной организацией, не относятся к деятельности отделения в Российской Федерации, то учет такой иностранной организации производится в порядке, предусмотренном пунктом 4.1.2. Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций.

В соответствии с пунктом 4.1.2. Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций учет иностранных и международных организаций, извлекающих доходы от источников в Российской Федерации, не относящиеся к их отделениям (представительствам международных организаций) в Российской Федерации, производится путем направления ими Уведомлений соответственно по формам 2504И и 2504М.

Иностранные (международные) организации направляют Уведомление в налоговый орган по месту нахождения источника выплаты дохода и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Уведомление направляется в месячный срок с момента возникновения права на получение доходов отдельно по каждому источнику выплаты дохода с указанием каждого вида дохода.

Пример.

Иностранная организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через отделение и по этому основанию состоит на налоговом учете на основании пункта 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Одновременно с этим иностранная организация получает доход от источников в Российской Федерации, не относящийся к деятельности отделения.

В соответствии с пунктом 9 статьи 306 НК РФ иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет деятельность через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Такие иностранные организации учитываются на основании уведомления без присвоения им ИНН в порядке, предусмотренном пунктом 4.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций.

Согласно пункту 4.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций в случае, если деятельность организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями об избежании двойного налогообложения образует постоянное представительство иностранной организации, то такие иностранные организации учитываются налоговым органом на основании Уведомления по форме 2501И.

Уведомление представляется организацией, деятельность которой образует постоянное представительство иностранной организации. Уведомление направляется в налоговый орган, в котором осуществляется учет иностранных организаций, и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в течение 30 дней с даты подписания соответствующего договора (соглашения, контракта) с иностранной организацией (в случае отсутствия вышеуказанного договора – в течение 30 дней с момента начала осуществления такой деятельности).

Вместе с Уведомлением в налоговый орган направляются:

· копия договора (соглашения, контракта), определяющего обязательства сторон;

· легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если организация является одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного(складского)) капитала.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями об избежании двойного налогообложения деятельность российской организации или физического лица приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации, то учет этих иностранных организаций осуществляется на основании Уведомлений о постоянном представительстве иностранной организации по форме 2501И(2000) (Приложение №10 к Положению об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций). В этом случае иностранной организации ИНН и КПП не присваиваются.

Уведомление направляется физическим лицом – представителем иностранной организации, деятельность которого образует постоянное представительство, в налоговый орган, в котором осуществляется учет иностранных организаций, и в МНС России в течение 30 дней с даты подписания договора (соглашения, контракта) о представлении интересов иностранной организации (в случае отсутствия вышеуказанного договора – в течение 30 дней с момента осуществления такой деятельности).

Уведомление представляется физическим лицом, деятельность которого образует постоянное представительство иностранной организации. Уведомление направляется в налоговый орган, в котором осуществляется учет иностранных организаций, и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в течение 30 дней с даты подписания договора (соглашения, контракта) о представлении интересов иностранной организации (в случае отсутствия вышеуказанного договора – в течение 30 дней с момента начала осуществления такой деятельности).

Вместе с уведомлением в налоговый орган направляется:

- копия договора (соглашения, контракта, доверенности либо иного документа), определяющего обязательства сторон;

- легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если физическое лицо является одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.

Отметим, что требование пункта 4.2.2. Положения об учете в налоговых органах иностранной организации, деятельность которой приводит к образованию постоянного представительства в целях налогообложения, само по себе не означает необходимость постановки физического лица на учет в налоговых органах. Соответственно, документы, подтверждающие постановку на налоговый учет физических лиц, представляющих интересы иностранных организаций в Российской Федерации, в налоговый орган представлять не следует. В разделе «С» Уведомления о постоянном представительстве иностранной организации (форма 2501И) указываются сведения о присвоенном представителю иностранной организации – физическому лицу ИНН (только в случае его наличия).

В случае возникновения затруднений у организаций или физических лиц относительно образования ими постоянного представительства иностранной организации, они могут обратиться в соответствующий налоговый орган для определения налогового статуса.

НК РФ не предусмотрена в качестве самостоятельного основания постановка на учет в налоговых органах организаций, имеющих движимое имущество в Российской Федерации, учет этих организаций производится без присвоения ИНН и КПП.

В соответствии с пунктом 4.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций учет иностранных организаций, имеющих по любым основаниям в Российской Федерации движимое имущество, подлежащее обложению налогом на имущество в Российской Федерации, не относящееся соответственно к отделениям и представительствам этих организаций в Российской Федерации, производится путем направления ими Уведомлений по форме 2502ИМ.

Иностранные организации направляют Уведомление в налоговый орган по месту нахождения указанного движимого имущества в Российской Федерации и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Уведомление направляется в налоговый орган в течение 30 дней с момента ввоза движимого имущества в Российскую Федерацию, возникновения права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения движимым имуществом на территории Российской Федерации.

В уведомлениях, представляемы в налоговые органы, указываются все необходимые учетные данные по движимому имуществу. При этом предъявления в налоговые органы копии договора, подтверждающего основание его получения, вместе с Уведомлением о движимом имуществе не требуется. Однако реквизиты этого договора указываются в форме уведомления.

В пункте «З» раздела 2 «Сведения об имуществе» содержатся сведения о номере и дате договора, на основании которого движимое имущество приобретено (получено) на территории Российской Федерации.

В пункте «П» раздела 4 «Сведения о лице, получившем имущество от иностранной организации» Уведомления содержатся сведения о номере и дате договора, на основании которого имущество иностранной организации передано во временное пользование иному лицу в Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

(Приказ Минфина РФ от 11.09.2020 г. № 188н «Об утверждении особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями», зарегистрирован в Минюсте РФ 15.09.2020 г. № 59891)

С 16 октября 2020 года учет в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будет осуществляться по новым правилам.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 29.09.2019 г. № 325-Ф? З с 1 апреля 2020 года постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих на территории РФ места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящих на учете в налоговых органах по основаниям, установленным НК РФ, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, являющихся источниками выплаты доходов таким иностранному гражданину, лицу без гражданства, на основании сведений, представляемых этими организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

При наличии нескольких организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов иностранному гражданину, лицу без гражданства, такие лица подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании первых сведений из представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 7.4 ст. 83 НК РФ).

Снятие с учета в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, состоящих на учете в соответствии с п. 7.4 ст. 83 НК РФ, осуществляется налоговым органом, в котором такие иностранный гражданин, лицо без гражданства состоят на учете, в случае непредставления организацией (индивидуальным предпринимателем), являющейся источником выплаты доходов указанным иностранному гражданину, лицу без гражданства, сведений, подлежащих представлению в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором такие сведения были представлены в последний раз, при условии непредставления иностранным гражданином, лицом без гражданства, в отношении которых представлялись указанные сведения в налоговый орган, налоговой декларации, предусмотренной ст. 228 НК РФ, в течение трех календарных лет.

В указанном случае уведомление о снятии с учета в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства организации (индивидуальному предпринимателю), являвшейся источником выплаты доходов этим иностранному гражданину, лицу без гражданства, не направляется (п. 5.7 ст. 84 НК РФ).

Данные положения учтены в комментируемом приказе.

Установлено, что постановка на учет в налоговом органе физического лица, не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания), принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящего на учете в налоговых органах по основаниям, установленным НК Р?, Ф, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — источника выплаты доходов такому физическому лицу на основании сведений, представляемых этой организацией (этим индивидуальным предпринимателем) в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

При наличии нескольких организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов указанному физическому лицу, такое физическое лицо подлежит постановке на учет в налоговом органе на основании первых сведений из представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Датой постановки на учет в налоговом органе физического лица по указанному основанию является дата внесения в ЕГРН сведений о постановке его на учет в налоговом органе.

Физическое лицо, не состоящее на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), или его представитель вправе обратиться в любой налоговый орган с заявлением о постановке на учет в налоговом органе.

Физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) на основании сведений, сообщенных органами (организациями, должностными лицами), указанными в п. 2–4, 6 ст. 85 НК РФ, которое не получило свидетельство о постановке на учет, с целью получения такого свидетельства вправе обратиться в любой налоговый орган с заявлением о постановке на учет.

Заявление о постановке на учет для целей получения такого свидетельства может быть передано физическим лицом через личный кабинет налогоплательщика.

При подаче в налоговый орган заявления о постановке на учет одновременно с указанным заявлением в налоговый орган представляются документы, указанные в п. 15–19 комментируемого приказа.

Снятие с учета в налоговом органе иностранного работника, в отношении которого получены сведения о факте его снятия с учета по месту пребывания, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. 3 ст. 85 НК РФ, в течение 5 рабочих дней со дня получения таких сведений.

Датой снятия с учета в налоговом органе иностранного работника по указанному основанию является дата снятия с учета иностранного работника по месту пребывания, содержащаяся в указанных сведениях.

Приказ Минфина России от 28.12.2018 N 293н
"Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 117н"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2019 N 53796.

Обновлены особенности постановки на учет в налоговых органах иностранных организаций

Новым порядком конкретизируется порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, с учетом условий ведения ими деятельности на территории РФ. Регламентирован порядок постановки на учет в налоговых органах иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме.

Уточнены требования к документам, необходимым для учета организации в налоговом органе.

В частности, установлено, что заверение перевода на русский язык документов, легализация или проставление апостиля документов, выданных или удостоверенных компетентными органами иностранных государств, не требуются, если эти документы и заявление о постановке на учет в налоговом органе иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме, представляются в налоговый орган через официальный сайт ФНС России в сети "Интернет" в соответствии с главой IX, регламентирующей порядок постановки на учет таких организаций.

Установлено также, что в случае, если несколько обособленных подразделений иностранной организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет может быть осуществлена в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа указываются в уведомлении, представляемом в выбранный налоговый орган по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 НК РФ.

Признан утратившим силу Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 N 117н, регулирующий аналогичные вопросы.

Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Минфина России N 09-02-09/8832, Казначейства России N 07-04-05/22-2932 от 13.02.2019

Главным распорядителям бюджетных средств необходимо принять решение об использовании остатков целевых средств

Остатки бюджетных инвестиций и остатки субсидий (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения госзадания), предоставленные из федерального бюджета в целях финансового обеспечения затрат юридических лиц, находящиеся на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса, не использованные по состоянию на 1 января 2019 года, подлежат использованию этими юридическими лицами в соответствии с решениями главных распорядителей средств федерального бюджета, предоставившими указанные средства.

Главные распорядители при принятии решения не позднее 1 мая 2019 года утверждают Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы по ОКУД 0501213).

Юридическим лицам не позднее 20 мая 2019 года необходимо представить утвержденные Сведения в территориальные органы Федерального казначейства по месту открытия и обслуживания лицевых счетов.

При отсутствии в ТОФК утвержденных Сведений юридическим лицам не позднее 31 мая 2019 года следует перечислить в доход федерального бюджета соответствующие неподтвержденные остатки субсидий.

Приказ ФНС России от 11.02.2019 N ММВ-7-22/61@
"Об утверждении Положения об Управлении по крупнейшим налогоплательщикам Федеральной налоговой службы"

Регламентирована деятельность Управления по крупнейшим налогоплательщикам Федеральной налоговой службы

В связи с изменениями в структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы утверждено Положение, регулирующее организацию деятельности данного Управления.

Управление является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в частности, следующие основные функции:

- организует работу вертикально-интегрированной системы администрирования крупнейших налогоплательщиков;

- обеспечивает взаимодействие с финансовыми органами субъектов РФ и территориальными налоговыми органами, в том числе по вопросу качества и полноты плановых показателей доходов субъектов и местных бюджетов;

- организует взаимодействие между территориальными налоговыми органами по вопросам, связанным с администрированием крупнейших налогоплательщиков.

Письмо ФНС России от 11.02.2019 N БА-4-1/2308@
"О размещении сервиса "Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки"

ФНС России запустила новый интерактивный сервис "Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки"

При применении общего режима налогообложения с помощью сервиса можно сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов.

Сервис содержит также информацию о среднем уровне заработной платы, рассчитанном на основе данных справок по форме 2-НДФЛ.

При этом ФНС России обращает внимание на то, что отклонение налоговой нагрузки и заработной платы от среднеотраслевых значений не является достаточным основанием для доначисления налогоплательщику налогов. Факт получения необоснованной налоговой выгоды должен быть доказан налоговым органом.

Сервис размещен на сайте ФНС России по электронному адресу https://pb.nalog.ru/calculator.html.

Утверждена временная методика проверки раскрытия расходной декларации при осуществлении Казначейством России казначейского сопровождения целевых средств

Расходная декларация - информация о структуре цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по соглашению, раскрываемая по форме и в порядке, установленном Минфином России.

Методика разработана в целях определения единого подхода к проведению Федеральным казначейством (территориальными органами) проверок достоверности фактических показателей расходной декларации, соответствия этих показателей данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемого объектом проверки при использовании целевых средств по каждому объекту учета обособленно, а также оптимизации и повышения эффективности использования целевых средств, формирования достоверной информации о величине затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы товара (работы, услуги), подлежащей поставке для анализа и принятия обоснованных управленческих решений.

Читайте также: