Положение о премировании налоговой

Опубликовано: 29.04.2024

Приказ Федеральной налоговой службы от 2 октября 2009 г. N ММ-7-5/483@
"Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Федеральной налоговой службы и начальникам межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Федеральной налоговой службы, руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и начальникам межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы и Положения об условиях выплаты работникам центрального аппарата Федеральной налоговой службы, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи"

С изменениями и дополнениями от:

24 июля 2015 г., 19 января 2016 г., 11 сентября 2017 г.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3624), Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014; ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613; ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 30, ст. 3732),Указами Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3459; N 38, ст. 3975; 2007, N 13, ст. 1530; N 14, ст. 1664; N 20, ст. 2390; N 23, ст. 2752; N 32,ст. 4124; N 40, ст. 4712; N 50, ст. 6255; N 52, ст. 6424; 2008, N 9, ст. 825; N 17, ст.1818; N 20, ст.2294; N 21, ст. 2430; N 22, ст. 2537; N 25, ст. 2961; N 31, ст. 3701; N 49, ст. 5763; N 52, ст. 6363; 2009, N 6, ст. 1901; N 20, ст. 2445), от 25 июля 2006 г. N 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3461; 2009, N 14, ст. 1630), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176 "Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 14, ст. 1689; N 44, ст. 5375; 2008, N 14, ст. 1418; N 40, ст. 4541; 2009, N 14, ст. 1654) и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 128н "Об утверждении Положения о порядке премирования, выплаты материальной помощи, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска руководителям федеральных служб, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 января 2008 г., регистрационный N 10954, Российская газета, N 22, 2 февраля 2008 г.) приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Федеральной налоговой службы и начальникам межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Федеральной налоговой службы, руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и начальникам межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы согласно приложению N 1.

2. Утвердить Положение об условиях выплаты работникам центрального аппарата Федеральной налоговой службы, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи согласно приложению N 2.

3. Предоставить право принятия решений об установлении ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премировании, выплате единовременного поощрения и оказании материальной помощи в порядке и на условиях, установленных для федеральных государственных гражданских служащих соответствующих территориальных органов Федеральной налоговой службы:

руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в отношении соответствующих заместителей руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, начальников инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, подчиненных соответствующему управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации;

начальникам межрегиональных инспекций ФНС России в отношении соответствующих заместителей начальника межрегиональной инспекции ФНС России.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Н.В. Синикову.

Руководитель
Федеральной налоговой службы

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Зарплата
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Выплачивая работникам премии, организация рискует столкнуться с претензиями налоговых инспекторов, которые нередко исключают эти суммы из состава расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли либо исчисления базы по единому «упрощенному» налогу. При этом контролеры ссылаются на непроизводственный характер затрат и, как следствие, несоблюдение условий признания расходов, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ.

Чем руководствоваться при решении вопроса о возможности уменьшить налоговую базу на сумму расходов по выплате премий и как обезопасить себя от налоговых доначислений? Давайте разбираться.

Положения Налогового кодекса

  • начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (п. 2);
  • начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ (п. 3);
  • другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (п. 25).
Существует такой же открытый перечень расходов, которые не могут признаваться в составе налоговых расходов.


Открытость перечней учитываемых и неучитываемых расходов, а также обобщенные формулировки дают повод для различных их толкований, поэтому на протяжении многих лет существуют противоположные мнения.

Официальные разъяснения

В Письме от 14.10.2016 № 03‑03‑06/3/60013 указано: стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются элементами системы оплаты труда в организации. Расходы, связанные со стимулирующими выплатами работникам организации, осуществляемыми на основании локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права, могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.

В Письме от 23.09.2016 № 03‑03‑06/1/55653 отмечено: расходы в виде премии могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, если порядок, размер и условия выплаты предусмотрены локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права, при соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ и при условии, что подобные расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ.

В Письме от 22.07.2016 № 03‑03‑06/1/42954 Минфин указал: предусмотренные п. 2 ст. 255 НК РФ стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются элементами системы оплаты труда в организации. В связи с этим расходы, связанные со стимулирующими выплатами работникам организации, осуществляемые на основании трудового договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда, коллективного договора и пр.), могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.

Чуть раньше (Письмо от 18.02.2016 № 03‑05‑05‑01/9022) Минфин сообщал: расходы в виде премии за производственные результаты могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организаций в том случае, если порядок, размер и условия выплаты предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, а также локальными нормативными актами при соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и при условии, что подобные расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ.

В Письме Минфина России от 16.10.2015 № 03‑03‑06/59431 разъяснено: расходы в виде стимулирующих и поощрительных премий, в частности премии за производственные результаты, осуществляемые на основании трудового договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда), могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций при условии, что такие расходы соответствуют критериям, указанным в ст. 252 НК РФ.

Из перечисленных писем можно сделать вывод, что выплаты (в том числе премии) включаются в состав расходов на оплату труда при одновременном соблюдении следующих условий:

  • выплата зависит от выполнения работником трудовых функций;
  • выплата предусмотрена трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, а также локальными нормативными актами организации;
  • выплата не названа в качестве неучитываемой в ст. 270 НК РФ;
  • расходы соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (в том числе подтверждены надлежащим образом оформленными документами).

Как Минфин предлагает оценивать экономическую обоснованность расходов на оплату труда?

Так как налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Аналогичная позиция изложена в Определении КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П.

По смыслу правовой позиции КС РФ, представленной в Постановлении от 24.02.2004 № 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Следовательно, нормы абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 НК РФ не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Полагаем, такой ответ Минфина не добавляет ясности. Обратимся к материалам судебной практики и выясним, сколько и какие условия должны единовременно соблюдаться, чтобы выплата премии учитывалась в налоговых расходах.

Арбитры разделяют мнение о четырех одновременно соблюдаемых условиях

Заслуживают внимания рассуждения, представленные в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 № 09АП-411/2016 по делу № А40-127925/15. В нем, в частности, указано следующее. Перечень расходов на оплату труда не является исчерпывающим, что дает возможность учитывать для целей исчисления налога на прибыль и иные затраты, которые прямо не перечислены в ст. 255 НК РФ, но связаны с оплатой труда работников и предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами.

В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 01.03.2011 № 13018/10, выплаты для их отнесения к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, должны быть связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Выплаты социального характера, производимые на основании коллективного договора, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).

Если расходы на выплату премий и вознаграждений (даже если они предусмотрены коллективным договором) в пользу работников не связаны с производственными результатами работников, то такие выплаты не соответствуют положениям ст. 252, 255 НК РФ (поскольку не являются оплатой труда), следовательно, не могут учитываться при определении базы по налогу на прибыль.

Для включения выплат в состав налоговых расходов необходимо одновременное соблюдения двух условий:

  • выплаты должны быть предусмотрены в коллективных соглашениях (договорах), трудовых договорах и иных подобных документах;
  • выплаты должны быть поставлены в зависимость от выполнения работниками своих трудовых функций.
В данном случае Девятый арбитражный апелляционный суд встал на сторону инспекции. Суммы премий, выплаченных ко Дню города и Дню матери, были исключены из расходов в связи с тем, что они не предусмотрены коллективными и трудовыми договорами (см. п. 21 ст. 270 НК РФ). В признании расходов в виде вознаграждений ко дню бракосочетания впервые вступающим в брак в возрасте до 35 лет было отказано в связи с тем, что они, хотя и предусмотрены коллективным договором, ноимеют не трудовой, а социальный характер (не относятся к системе оплаты труда, не связаны с режимом работы, условиями труда и производственными результатами работников, не являются стимулирующими) и по сути представляют собой материальную помощь[1] , то есть подпадают под действие п. 23 ст. 270 НК РФ.

АС МО согласился с этим мнением (Постановление от 12.07.2016 № Ф05-9407/2016). Организация подавала жалобу в Верховный суд, но не обжаловала решения судов в части расходов на оплату труда, очевидно, сочтя это бесперспективным, что свидетельствует о значимости выводов арбитров.

Отметим два нюанса. Во-первых, в данном налоговом споре инспекция не предъявляла претензий к документальному подтверждению выплат. Во-вторых, судьи исходили из того, что если выплата поименована в ст. 270 НК РФ, она в любом случае не уменьшает базу по налогу на прибыль. Таким образом, несмотря на то, что в постановлении указано на необходимость одновременного соблюдения двух условий (выплаты предусмотрены коллективными или трудовыми договорами и зависят от выполнения трудовых функций), фактически арбитры согласились с мнением Минфина, который в своих письмах называет четыре требования к признанию расходов.

Может ли премия ко дню рождения зависеть от выполнения работником трудовых функций?

О размерах премий и подтверждении факта достижения показателей премирования

  • выплаты произведены на основании приказов (распоряжений) о поощрении работников на выплату премий в процентном отношении от должностного оклада в связи с выполнением производственных заданий, а также по системе ежемесячного премирования по результатам работы за месяц в денежном выражении;
  • приведенный в ст. 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда является открытым, что дает возможность учитывать иные затраты, которые прямо не перечислены в указанной статье, но связаны с оплатой труда работников и предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором. Исключением являются выплаты, которые закон прямо запрещает учитывать при определении налоговой базы (ст. 270 НК РФ);
  • не имеет значения вывод о завышении расходов ввиду того, что общий размер выплаченных премий превышает месячный фонд оплаты труда. Несмотря на то, что премии начислены в большем размере, чем это предусмотрено положением о премировании, спорные суммы не являются выплатами, которые Налоговый кодекс прямо запрещает учитывать при определении налоговой базы.
Мнение о том, что обычно суды не принимают довод инспекторов об обязанности налогоплательщика доказать, что каждый работник действительно достиг установленных показателей премирования, подтвердим ссылкой на Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 № 09АП-59355/2015 по делу № А40-85731/15. В нем указано: положения ТК РФ не содержат норм, обязывающих работодателя при решении вопроса о премировании устанавливать и документально подтверждать достижение каждым работником конкретных трудовых показателей.

Однако в некоторых случаях арбитры отказывают в признании расходов именно потому, что налогоплательщик не доказал, что значительный размер премии соответствует трудовому вкладу работников в деятельность по извлечению прибыли. Показательный пример – Постановление АС МО от 19.07.2016 по делу № А40-118598/2015. Налоговый орган настаивал на том, что выплаченная двум сотрудникам премия в общей сумме почти 22 млн руб. не соответствует предусмотренному ст. 252 НК РФ требованию экономической оправданности расходов.

Суд первой инстанции встал на сторону организации, указав: поскольку выплата премий произведена на основании трудовых договоров, положения об оплате труда и материальном поощрении работников и в связи с трудовыми достижениями, включение спорной суммы в состав расходов не противоречит ст. 252 и 255 НК РФ.

ИФНС обжаловала такое решение. Суд апелляционной инстанции не ограничился лишь констатацией того факта, что выплаты произведены на основании трудового договора, а дал оценку соответствия размера выплаченной премии тем трудовым достижениям, которые явились основанием для премирования.

Суд установил следующие обстоятельства:

  • организации и физические лица являлись взаимозависимыми;
  • источником выплаты премии были средства НПФ, результаты доверительного управления которыми, согласно данным ПФР являлись убыточными для конечных бенефициаров (пенсионеров), так как доходность не превышала уровня инфляции, а результаты деятельности по сравнению с другими управляющими были низкими;
  • деятельность одного из премированных сотрудников в проверяемом периоде привела к потере активов по сделкам с офшорной компанией Lorteck Ltd;
  • представленные налогоплательщиком документы о поощрении работников не содержат расчета суммы вознаграждения.
Принятое судом апелляционной инстанции в пользу ИФНС решение было обжаловано налогоплательщиком.

Изучив материалы дела, АС МО указал: выводы суда апелляционной инстанции соответствуют ст. 252 НК РФ, позволяющей включать в состав расходов не любые фактически понесенные затраты, а лишь экономически оправданные. Основным условием признания затрат обоснованными или экономически оправданными является определенная соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли. Выплата в течение года двум работникам премии в столь значительном размере при отсутствии убедительных данных о том, что размер премии соответствует их конкретному трудовому вкладу в деятельность организации по извлечению прибыли, не может являться основанием для уменьшения базы по налогу на прибыль.

Полагаем, арбитры предельно четко обосновали свою позицию, а потому нет необходимости в каких-либо комментариях.

Выводы

Суммы премий признаются в составе расходов на оплату труда, если их выплата не только предусмотрена трудовыми контрактами, коллективными договорами и локальными нормативными актами организации, но и зависит от выполнения работником трудовых функций. Мнение о том, что любая выплата может учитываться в составе налоговых расходов, если она предусмотрена трудовыми договорами, не соответствует положениям гл. 25 НК РФ, в том числе потому, что выплата может быть непосредственно названа в ст. 270 НК РФ [2] либо иметь другое наименование, но по сути являться одной из выплат, подпадающих под действие этой статьи [3] .

Рассматривая налоговые споры, судьи обычно не требуют, чтобы налогоплательщик обосновал их размер и подтвердил соблюдение условий выплаты премии каждым конкретным работником. Вместе с тем в случаях выплаты отдельным работникам значительных сумм (несколько миллионов рублей и больше) организация должна быть готова объяснить связь расходов с деятельностью, направленной на извлечение прибыли.

Определяющее значение при решении вопроса о возможности учета суммы премии в составе расходов имеет не то, как она оформлена, а ее целевое назначение. На конкретных примерах мы показали, что из расходов могут быть исключены премии, выплаченные согласно документам «за производственные результаты» и в то же время экономически оправданными могут быть признаны премии к юбилейным датам.

[1] Суд указал, что главное – не то, как выплата названа (премия) в коллективном договоре, локальном акте, приказе, а с какой целью она осуществляется (см. выше позицию Президиума ВАС).

[2] Например, единовременная выплата в связи с выходом на пенсию, компенсация стоимости путевок на лечение или отдых, оплата экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий.

[3] Выплата может именоваться премией, вознаграждением, но с учетом целевого назначения фактически являться материальной помощью, о чем было сказано выше.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 23 апреля 2007 г. N ММ-3-16/249@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

"О ПОРЯДКЕ ПРЕМИРОВАНИЯ И ВЫПЛАТЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО

ПООЩРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ

СЛУЖАЩИМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФНС РОССИИ"

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" приказываю:

1. Утвердить Положение "О порядке премирования и выплаты единовременного поощрения федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов ФНС России" (далее - Положение) согласно приложению к настоящему Приказу.

2. Предоставить право принятия решений о премировании и выплате единовременного поощрения:

руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений по субъектам Российской Федерации в отношении соответствующих заместителей руководителя управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников и заместителей начальников инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня;

начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России в отношении соответствующих заместителей начальников межрегиональных инспекций ФНС России.

3. Руководителям, начальникам (исполняющим обязанности руководителя, начальника) территориальных органов ФНС России на основании настоящего Положения утвердить положения о порядке премирования и выплаты единовременного поощрения федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов ФНС России.

4. Считать утратившим силу Приказ ФНС России от 10 февраля 2005 года N САЭ-3-16/38@ "Об утверждении Временного положения "О порядке установления ежемесячных надбавок за особые условия государственной службы федеральным государственным служащим территориальных органов ФНС России, ежемесячных надбавок за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности территориальных органов ФНС России, и их премировании" в части премирования федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России.

4. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Е.Ю. Вечко.

Федеральной налоговой службы

Приказом ФНС России

от "__" ________ 2007 г. N ____

"О ПОРЯДКЕ ПРЕМИРОВАНИЯ И ВЫПЛАТЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО

ПООЩРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ

СЛУЖАЩИМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФНС РОССИИ"

1. Настоящее Положение "О порядке премирования и выплаты единовременного поощрения федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов ФНС России" разработано в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 марта 2007 года N 260л/с "О премировании, выплате материальной помощи и единовременного поощрения за безупречную и эффективную службу заместителям руководителей федеральных служб, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, и руководителям их территориальных органов" и Приказом ФНС России от 21 августа 2006 года N САЭ-3-16/543@ "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России".

2. Премирование и выплата единовременного поощрения федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов ФНС России (далее - гражданские служащие) производится в пределах фонда оплаты труда, утвержденного в установленном порядке, и ассигнований, предусмотренных в сметах доходов и расходов на содержание территориальных органов ФНС России.

I. Порядок выплаты премии

1. Выплата гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по обеспечению выполнения задач и функций Федеральной налоговой службы производится в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества выполнения задач и реализации функций, возложенных на соответствующие налоговые органы, ответственности за выполнение порученного задания и является оценкой уровня компетенции гражданского служащего при подготовке управленческих решений в ходе выполнения особо важных и сложных заданий, исполнения должностного регламента.

2. В качестве расчетного периода для премирования гражданских служащих принимается месяц, квартал или иной срок.

Размер премии, выплаченной гражданскому служащему, максимальными размерами не ограничивается.

3. Премирование руководителей (исполняющих обязанности руководителя) управлений ФНС России, начальников (исполняющих обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России осуществляется по решению руководителя Федеральной налоговой службы.

4. Руководители (исполняющие обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальники (исполняющие обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, к которым на момент премирования применено дисциплинарное взыскание, премированию не подлежат.

5. За выполнение по распоряжению руководителя налогового органа оформленных в установленном порядке особо срочных и ответственных работ и заданий гражданские служащие могут быть премированы в индивидуальном порядке в размере до двух должностных окладов при наличии экономии по фонду оплаты труда.

II. Порядок выплаты единовременного поощрения

1. Гражданским служащим за безупречную и эффективную службу производится выплата единовременных поощрений:

1.1. При поощрении Правительством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации, при награждении орденами и медалями Российской Федерации, при награждении знаком особого отличия - медалью "Золотая Звезда" - в размере, установленном Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу".

1.2. При награждении ведомственными знаками отличия, Почетной грамотой ФНС России, поощрении Благодарностью руководителя ФНС России производится выплата единовременных поощрений, в том числе:

- знаком отличия "Почетный работник Федеральной налоговой службы" в размере 10000 рублей;

- знаком отличия "Отличник Федеральной налоговой службы" в размере 7000 рублей;

- Почетной грамотой Федеральной налоговой службы в размере 5000 рублей;

- Благодарностью руководителя Федеральной налоговой службы в размере 3500 рублей.

1.3. В связи с государственными и профессиональным праздниками гражданским служащим по решению руководителя соответствующего налогового органа может быть выплачено единовременное поощрение в установленном им размере.

1.4. В связи с юбилейными датами (50, 60 лет со дня рождения) и при увольнении в связи с выходом на пенсию, увольнением по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением гражданским служащим может быть выплачено единовременное поощрение в размере оклада месячного денежного содержания с учетом установленных надбавок за выслугу лет на гражданской службе и за особые условия гражданской службы.

1.5. Выплата единовременного поощрения, предусмотренного пунктами 1.3 и 1.4 настоящего Положения, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России осуществляется по решению руководителя Федеральной налоговой службы и в установленном им размере.

Стимулирующие выплаты могут являться частью заработной платы, а могут быть оформлены как дополнительные начисления. С позиции бухгалтерии это часть расходов на оплату труда, налогообложение которых четко прописано в Налоговом Кодексе РФ. Но всегда ли выплата премий попадает под эту категорию?

Рассмотрим обычную ситуацию с налогообложением премиальных выплат, а также ее нюансы в тех случаях, когда в связи со стимулирующими выплатами появляется определенный налоговый риск.

Что говорят Налоговый и Трудовой Кодексы РФ

Трудовой Кодекс предусматривает право денежного поощрения сотрудников (абзац 4 п. 1 ст. 22 ТК РФ, абзац 1 ст. 191 ТК РФ). Закрепление режима премирования в локальных документах отражено в п. 2 ст. 191 ТК РФ, абзаце 2 ст. 191 ТК РФ. Наконец, возможность учета этих выплат как части вознаграждения за труд либо иной формой поощрений приведена в ст. 135 ТК РФ.

Налоговое законодательство регламентирует выплату сотрудникам премиальных как часть расходов предприятия на прибыль. Ст. 25 НК РФ перечисляет цели, для которых могут быть использованы эти средства, а ст. 225 НК РФ утверждает уменьшение на эту величину налогооблагаемой базы.

Непременные условия для включения трат на премирование в расходы по оплате труда:

  • премия должна назначаться и выплачиваться исключительно за достижения, связанные с профессиональной занятостью сотрудника;
  • условия получения премии и возможность депремирования нужно четко регламентировать в колдоговоре или трудовых договорах сотрудников (можно в этих документах дать отсылку на Положение о премировании) с указанием порядка начислений и конкретных сумм.

Если выплачиваемый бонус не отвечает этим условиям, то НК относит его к ст. 270, которая говорит о праве работодателя начислять персоналу вознаграждение за достижения, не имеющие отношения к трудовому контракту и не отмеченные в нем. При этом средства на их оплату берутся не из фонда заработной платы, а из целевых средств, фондов специальных назначений или чистой прибыли по итогам года (Письмо Министерства финансов РФ от 19 октября 2007 г. №03-03-06/1/726).

Премия полагается за труд, но не только

Премия является стимулирующей выплатой, входящей в состав вознаграждения за труд. Если на предприятии применяется премиальная система оплаты, то премия будет неотъемлемой частью заработанных сотрудником денег, вне зависимости от того, как именно он работал. Все зависит от того, как данная ситуация была отрегулирована во внутренних нормативных актах компании: трудовых договорах, коллективном договоре, специально созданном Положении о премировании и т.д.

Однако существуют особые виды выплат, осуществляемые не на постоянной основе, например, вознаграждение, выплаченное сотрудникам, участвовавшим в оказавшемся успешном проекте, либо денежные выплаты к каким-либо праздникам. Заранее их предусмотреть нельзя, следовательно, и прописать их регламент в локальных актах тоже не представляется возможным.

Налогообложение премий, относящихся к плановой и внеплановой группам, существенно отличается, поскольку они проходят по различным бухгалтерским статьям.

Налоги на стимулирующие выплаты

Рассмотрим налогообложение премиальных первой группы, признанных НК РФ частью оплаты труда и зафиксированных в качестве таковых в локальной документации организации.

Эти средства уменьшают налоговую базу работодателя по налогу на прибыль. У работодателя есть также право (не обязанность!) применить к этим выплатам регрессивные ставки по ЕСН (единому социальному налогу).

С точки зрения работника, премия является доходом, поэтому и подлежит обязательному обложению НДФЛ. Существует несколько исключений, когда выплаты в пользу сотрудника не будут входить в налоговую базу по НДФЛ:

  • работник получил международную премию;
  • премия назначена за особые достижения;
  • премия присуждена работнику высшими должностными лицами;
  • сумма выплаты меньше 4000 руб. в год (тогда она расценивается не как премия, а как подарок – ст. 217 НК РФ).

Кроме НДФЛ, с прибыли, как с части дохода, взимаются обязательные отчисления в Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС. Прибыли, входящие в группу исключений, то есть освобожденные от подоходного налога, не считаются базой и для уплаты страховых взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Оформление бухгалтерских документов датируется не днем начисления премиальных по документам, а днем, когда средства выданы сотруднику на руки.

Налоги на премии, не предусмотренные локальными актами организации

Вторая группа выплат, которые могут начисляться сотрудникам, включает в себя бонусы разового характера, не предусмотренные Положением о премировании или колдоговором (трудовым договором). Это существенное условие, которое позволяет включить премии в расходы по труду и уменьшить налоговую базу работодателя. Если оно не соблюдено, то выплата подпадает под принципиально иную систему налогообложения.

Этот вид бонусов назначается на основании распоряжения (приказа) руководства, с которым в обычном порядке необходимо ознакомить под роспись сотрудников, поименованных в нем.

Бухгалтерское отражение этих выплат будет различным в зависимости от источника средств на их начисление:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

А если регламентировать эти выплаты?

Чтобы уменьшить налоговую базу, предприниматели могут учесть нерегулярные выплаты в локальных актах. Например, в документах можно указать регулярные выплаты сотрудникам бонусов к 8 марта или Новому году, по достижению юбилейной даты и т.п. Такие премии нельзя назвать производственными, но при определенной «благосклонности» налоговиков можно обосновать их как стимулирующие.

Даже в такой ситуации на суммы этих выплат начисляется НДФЛ и обязательные страховые взносы.

Тем не менее законодательно разовые премии, назначаемые не за трудовые показатели, не могут включаться в расходы на прибыль, поэтому не исключен риск судебного спора с налоговиками с неизвестным исходом.

СОВЕТ РАБОТОДАТЕЛЮ. Во избежание налогового риска максимальное число выплат сотрудникам нужно регламентировать как оплату за труд, правильно обосновывая это в трудовом (коллективном) договоре и/или Положении о премировании. Можно включить в эти документы удобную формулировку «Работодатель оставляет за собой право поощрять работника на свое усмотрение».

Может ли работодатель премировать сам себя?

Назначение премий высшему руководству носит особый характер. Поощрение руководителей высшего звена может осуществляться только владельцами бизнеса, поскольку именно им, в конечном итоге, принадлежит чистая прибыль. Во всех остальных ситуациях подписывать приказ о своем собственном премировании руководитель не имеет права. В противном случае такой инцидент станет поводом для налогового разбирательства с почти неминуемым признанием такой денежной проводки как необоснованной налоговой выгоды.

Что нужно делать, чтобы максимально снизить налоговые риски по премиям

Итак, подведем итог относительно налогообложения премиальных выплат сотрудникам.

  1. Выплаты, носящие производственный характер, обосновываются локальными актами предприятия.
  2. Разовые бонусы могут предусматриваться или не предусматриваться в нормативной документации.
  3. И производственные, и разовые выплаты облагаются НДФЛ и страховыми взносами (кроме случаев, признанных законом исключениями).
  4. Производственные премии уменьшают налоговую базу работодателя по налогу на прибыль, а разовые – нет.
  5. Чтобы обезопасить себя от налоговых рисков, работодателю следует:
    • тщательно разработать Положение о премировании или прописать механизм начисления премий в колдоговоре (трудовых договорах);
    • постараться максимальное количество дополнительных выплат сотрудникам обосновать как премии за труд;
    • позаботиться о надлежащем документальном оформлении премий (соответствие обозначенным премиальным критериям, их прозрачность и однозначность трактовки, оформление разового поощрения приказом, финансовая обоснованность, правильные бухгалтерские проводки и т.д.).

image_pdf
image_print

В связи с премированием сотрудников у бухгалтера возникает немало дел. Помимо того, что премию нужно начислить и выплатить, эти суммы необходимо отразить в учете, начислить на них налог и взносы, включить в отчетные формы по НДФЛ.

Отражение в расходах

Статья 255 Налогового кодекса гласит, что в расходы на оплату труда включаются среди прочего стимулирующие и поощрительные начисления, премии и иные выплаты, предусмотренные законодательством, трудовым или коллективным договором. В пункте 2 той же статьи поясняется, что в состав расходов входят премии и надбавки, начисленные за производственные результаты, высокие достижения, мастерство и прочие подобные выплаты.

Таким образом, для включения премии в расходы на оплату труда определены такие условия:

  1. Премия предусмотрена в договоре либо локальном акте, например, Положении о премировании работников. В договоре, коллективном либо трудовом, необходимо сделать ссылку на этот нормативный акт. А в самом документе необходимо установить определенные показатели, на основании которых эта премия будет назначаться, а также порядок ее начисления и выплаты.
  2. Премия выплачивается за трудовые показатели, результаты деятельности, достижения, мастерство. Другими словами, она должна иметь производственный характер. Какое название носит выплата, принципиального значения не имеет, равно как и то, является ли она периодической или разовой. Например, в расходах можно учесть как постоянную премию, которая является частью оплаты труда и начисляется в связи с его результатами, так и разовую поощрительную выплату за исполнение каких-то обязанностей или определенные достижения.
  3. Премия выплачивается на основании приказа руководителя.
  4. Премия выплачивается работнику, который выполнил условия премирования, что подтверждено документально. Это может быть служебная записка, расчет-обоснование или другой документ, который покажет, что сотрудник действительно получил высокие результаты труда или исполнил какие-то дополнительные обязанности. Например, если условием премирования является создание определенного количества продукции или отработка установленного количества рабочего времени, то из документа должно явно следовать, что работник в расчетном месяце такие условия выполнил.

Если же выплачивается премия, не связанная с производственными результатами, то в соответствии с пунктом 21 статьи 270 НК РФ, в состав расходов ее сумма не включается. Примером являются премии ко дню рождения, к празднику (в том числе профессиональному), к выходу на пенсию и подобные. Этот вывод подтверждается разъяснениями Минфина (например, письма от 24.04.13 № 03-03-06/1/14283, от 20.03.13 № 03-04-06/8592), а также судебной практикой (например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 15.04.15 № Ф08-894/2015, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.12 № А74-2038/2011 и другие).

Отдельно отметим плательщиков УСН с объектом «доходы минус расходы». Они учитывают расходы на оплату труда на основании статьи 255 НК РФ. Соответственно, указанные выше условия для отнесения премий на расходы применяются и к ним. Включать суммы непроизводственных премий в состав расходов они также не могут. Ведь правила пункта 1 статьи 252 НК РФ, которыми им следует руководствоваться, требуют не учитывать расходы из статьи 270.

Страховые взносы

Нужно ли начислять с премиальных сумм страховые взносы? Ответ на этот вопрос также полностью зависит от характера премии.

Объектом обложения взносами являются выплаты и вознаграждения, произведенные работнику в рамках трудовых отношений. Верховный Суд РФ в своем определении от 26.01.18 № 307-КГ17-21301 указал, что при решении вопроса об обложении премии страховыми взносами важно то, связана ли она с выполнением трудовых обязанностей.

Исходя из этого, любые производственные премии вне зависимости от их периодичности и названия, должны включаться в базу при расчете страховых взносов.

Что же касается непроизводственных премий, то многие специалисты считают, что с них страховые взносы не начисляются. Это следует из толкования статьи 420 НК РФ. Однако в Минфине с таким подходом не согласны. В письме от 07.02.17 № 03-15-05/6368 чиновники ведомства указывают, что раз в статье 422 НК РФ премии не поименованы, то взносы с них платить необходимо. При этом в судебной практике неоднократно принимались решения в пользу работодателей, которые не начисляли взносы с непроизводственных премий (определения Верховного Суда РФ от 01.09.15 № 304-КГ15-10018, от 16.01.18 № 303-КГ17-20493, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.09.16 № Ф06-13612/2016).

Так что в случае невключения непроизводственных премии в базу по страховым взносам нужно быть готовым к тому, что у ИФНС могут возникнуть вопросы. Однако есть неплохие шансы отстоять свою правоту в суде.

Определение даты получения дохода

Определиться с датой, на которую доход в виде премии считается полученным, нужно по двум причинам:

  1. Для заполнения 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Неправильное определение даты получения дохода грозит ошибками в этих формах. А это влечет для налогового агента штраф в сумме 500 рублей за каждый неверный документ.
  2. Для установления права на получение «детского» вычета. Такой вычет предоставляется с начала года и до тех пор, пока доход сотрудника не превысит 350 000 рублей. Если предоставить вычет работнику, чей доход превысил это значение, будет наложен штраф 20% от суммы НДФЛ, которая была удержана несвоевременно.

Почему для применения «детского» вычета важно правильно определить дату получения премии? Сумма НДФЛ, как известно, исчисляется на дату фактического получения дохода. Доходы, которые включаются в налоговую базу для исчисления НДФЛ, также учитываются на дату их получения. Это касается и определения суммы доходов для целей применения «детского» вычета в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

И вновь вернемся к делению премий на производственные и непроизводственные. Поскольку последние не связаны с результатами труда, то к ним не применяются требования положения пункта 2 статьи 223 НК РФ. То есть непроизводственные премии включаются в доход на ту дату, когда они фактически выплачены.

С производственными премиями все немного сложнее. Их разделим две группы:

  • ежемесячные, которые являются частью заработной платы или назначаются в виде поощрений;
  • премии, назначенные за квартал, полугодие, год либо иной период больше месяца.

Ежемесячные премии включаются в доход по правилам, установленным для заработной платы, то есть на последний день того месяца, за который они начислены. А датой получения дохода в виде годовой, полугодовой, квартальной и иной производственной премии из второй группы является день ее выплаты.

Итак, правила определения даты фактического получения премии таковы:

  1. Непроизводственная премия включается в доход на день выплаты.
  2. Производственная премия за квартал, полугодие, год или иной период более одного месяца включается в доход на день выплаты.
  3. Производственная ежемесячная премия включается в доход на последний день того месяца, за который начислена.

Вспомним о лимите дохода для предоставления «детского» вычета. Если с учетом начисленной за текущий месяц премии доход сотрудника составит 350 000 рублей с начала года, то в этом месяце вычет НДФЛ на ребенка ему уже предоставляться не должен. И неважно, что он, быть может, премию пока еще не получил — главное, что она начислена.

Все прочие премии производственного и непроизводственного характера будут включаться в доход сотрудника на дату фактического получения.

Допустим, заработная плата специалиста составляет 60 000 рублей в месяц. При отсутствии премии ему будет предоставляться вычет на ребенка с января по май. Теперь представим, что по итогам работы за прошлый год в марте сотруднику начислили премию в сумме 200 000 рублей, которую он получил в апреле. В этом случае премия будет включаться в доход работника за апрель, поскольку она является годовой. Таким образом, в апреле его доход превысит 350 000 рублей, а значит, «детский» вычет за этот месяц ему уже не положен.

Читайте также: