Полномочия сельских поселений по налогам

Опубликовано: 22.09.2022

Муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального района или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех городских поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты городских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законом субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района.

Муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального района или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех сельских поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законом субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района.

Комментарий к статье 63 БК РФ

Как установлено Законом о местном самоуправлении:

в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов. Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается (ч. 4 ст. 57);

в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законом субъекта РФ в бюджеты муниципальных районов. Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается (ч. 3 ст. 58);

в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов в соответствии с Кодексом, законодательством РФ о налогах и сборах и (или) законом субъекта РФ. Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается (ч. 4 ст. 59).

Комментируемая статья полностью изложена в новой редакции в соответствии с Законом 2004 г. N 120-ФЗ, внесшим изменения в Кодекс наряду с прочим в части разграничения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы РФ. При этом Законом 2004 г. N 120-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2005 г.) установлено, что при формировании и утверждении проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2006 - 2008 гг. комментируемая статья (в ред. от 20 августа 2004 г.) применяется с учетом следующих особенностей:

1) нормативным правовым актом представительного органа муниципального района могут быть установлены дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района, от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Кодексом и (или) законом субъекта РФ в бюджет муниципального района;

2) указанные нормативы отчислений устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 142.1 Кодекса.

Другой комментарий к статье 63 Бюджетного Кодекса РФ

Учитывая, что третий уровень бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ) - местные бюджеты - представляет собой иерархию двух видов бюджетов , то с целью реализации принципа бюджетного федерализма и для выравнивания бюджетной обеспеченности представительный орган муниципального района может принять системообразующий нормативный акт, содержащий нормы, фиксирующие перераспределение муниципальных (как местных, так и части федеральных и региональных) налоговых доходов в пользу бюджетов поселений на постоянной основе по аналогии с механизмом, установленным нормами БК РФ в отношении федеральных и региональных налогов и сборов .

--------------------------------
См. комментарии к ст. 61, 61.1, 61.2 БК РФ.
См. комментарий к ст. 58 БК РФ.

Комментарии и консультации юристов по ст 63 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 63 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Письмо Минфина России

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 09.08.2005

Дата изменения: 09.08.2005

Финансовые органы субъектов
Российской Федерации

В связи с возникающими вопросами о порядке установления и введения в действие местных налогов и в соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым сообщить следующее.

1. Согласно части первой статьи 2 Кодекса властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах.

Определение местных налогов и общие положения о полномочиях представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению и введению в действие местных налогов предусмотрены пунктом 4 статьи 12 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах”, далее - Федеральный закон № 95-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса местными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено указанным пунктом и пунктом 7 статьи 12 Кодекса.

К местным налогам на основании статьи 15 Кодекса (в редакции Федерального закона № 95-ФЗ) относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (пункт 4 статьи 12 Кодекса).

Согласно абзацу третьему данного пункта земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 Кодекса. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

До введения в действие глав части второй Кодекса о налогах ссылки в статье 12 Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона № 95-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона № 95-ФЗ предусмотрено, что до приведения законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в соответствие с данным Федеральным законом указанные законы и нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

Исходя из указанных норм Кодекса и статей 3 и 4 Федерального закона № 95-ФЗ следует, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) осуществляют свои полномочия по земельному налогу в соответствии с главой 31 “Земельный налог” Кодекса, налогу на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 “О налоге на имущество физических лиц” (далее – Закон Российской Федерации № 2003-1).

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют элементы налогообложения по налогу на имущество физических лиц в порядке и пределах, которые предусмотрены статьей 3 Закона Российской Федерации № 2003-1, а также имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 12 Кодекса согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 95-ФЗ со дня их вступления в силу и до 1 января 2006 года применяются исключительно в части полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), по установлению земельного налога и налога на имущество физических лиц и принятию указанными представительными органами решений о введении в действие этих налогов, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года).

Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 141-ФЗ) на территориях муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2006 года полномочия по установлению и введению в действие земельного налога осуществляются представительными органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ на территориях вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 данного Федерального закона муниципальных образований до 1 января 2006 года полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 указанного Федерального закона. Глава 12 Федерального закона № 131-ФЗ вступила в силу со дня официального опубликования этого Федерального закона (Федеральный закон 131-ФЗ опубликован в “Собрании законодательства Российской Федерации” - 6 октября 2003 г. № 40, ст. 3822, “Российской газете” – 8 октября 2003 г. № 202).

По имеющейся в Министерстве финансов Российской Федерации информации, формирование представительных органов муниципальных образований в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2006 года на всей территории России не завершится. Кроме того, в ряде муниципальных образований вновь сформированные в 2005 году представительные органы муниципальных образований не смогут принять и официально опубликовать свои нормативные правовые акты до 1 декабря 2005 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Таким образом, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о местных налогах, вступающие в силу с 1 января 2006 года и вводящие в действие, должны быть приняты и официально опубликованы до 1 декабря 2005 года.

Кодекс не содержит требования об обязательности официального опубликования нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов в печатных средствах массовой информации, учрежденных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации.

В случае если в муниципальном образовании не учреждено свое печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации, полагаем возможным официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов о налогах в печатном средстве массовой информации, учрежденном в соответствующем субъекте Российской Федерации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации (иной официальной информации). Полагаем также возможным обеспечить опубликование (обнародование) таких муниципальных нормативных правовых актов о налогах в виде отдельного издания представительного органа муниципального образования.

Нормативные правовые акты о местных налогах принимаются вновь сформированными представительными органами городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, если эти представительные органы успевают принять и официально опубликовать такие акты до 1 декабря 2005 года.

Указанные нормативные правовые акты представительных органов городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов будут применяться в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований.

В случае если вновь сформированные представительные органы муниципальных районов, городских округов, поселений не успевают принять и официально опубликовать до 1 декабря 2005 года свои нормативные правовые акты о местных налогах, то нормативные правовые акты о местных налогах принимаются представительными органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ, и применяются в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований.

При этом на территориях муниципальных районов, в которых до 1 января 2006 года применялись нормативные правовые акты районов о местных налогах и не принимаются нормативные правовые акты представительными органами, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальных образований, входящих в состав этих муниципальных районов, а также вновь образованными представительными органами, которые не успевают принять и официально опубликовать свои нормативные правовые акты о местных налогах до 1 декабря 2005 года, применяются нормативные правовые акты представительных органов таких районов принятые о земельном налоге в соответствии с главой 31 Кодекса и о налоге на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации № 2003-1.

Нормативные правовые акты о местных налогах представительных органов муниципальных образований, которые приобретают в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ статус городских округов, в 2006 году будут применяться на всей территории соответствующих городских округов.

2. Одновременно сообщаем, что Федеральным законом № 95-ФЗ и Федеральным законом от 18 июня 2005 г. № 63-ФЗ “О внесении изменений в статью 34626 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ), в главу 263 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 года.

Представительные органы муниципальных районов и городских округов, образованных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга со дня вступления в силу Федерального закона № 95-ФЗ и до 1 января 2006 года вправе определить в порядке и пределах, которые установлены главой 263 Кодекса с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ, порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится данный налог, и значения коэффициента К2, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года (пункт 3 статьи 7 Федерального закона № 95-ФЗ).

Обращаем внимание, что нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов и городских округов, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вступающие в силу с 1 января 2006 года и вводящие в действие единый налог, должны быть приняты и официально опубликованы в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса до 1 декабря 2005 г.

Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону № 63-ФЗ при введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога.

Указанные нормативные правовые акты, вступившие в силу в установленном порядке, должны применяться на всей территории муниципального района, включая территории поселений, входящие в состав территорий этих муниципальных районов.

3. В случае если на территориях муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не будут приняты и официально опубликованы нормативные правовые акты (законы) о местных налогах, а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 1 декабря 2005 года, то на этих территориях не будут взиматься соответствующие налоги.

В связи с этим рекомендуем активизировать в 2005 году работу по принятию и официальному опубликованию нормативных правовых актов (законов) о местных налогах (системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), обеспечив введение в действие соответствующих налогов с 1 декабря 2006 года.

03 июня 2017 г., 20:48


Налог сполна – и жизнь красна!

Бюджет – это наша общая зарплата: страны, области, района, поселения.

Бюджет складывается из налогов, которые уплачивают физические и юридические лица, – как говорится, граждане и организации. А потому: во-первых, чем ответственнее все мы отнесёмся к выполнению наших налоговых обязательств, и, во-вторых, чем эффективнее сработают все те, кто так или иначе причастен к пополнению бюджета, тем больше будет наша общая зарплата и тем лучше наша, опять-таки общая, жизнь: дороги, школы, здравоохранение…

Сегодня мы поговорим о бюджетах поселений. А конкретнее – о том, как они пополняются за счёт так называемых имущественных налогов, которые всецело поступают в бюджеты поселений: земельного и на имущество физических лиц.

Если возьмёмся сообща с поселениями

О том, как пополняется перечень объектов капитального строительства, подлежащих обложению налогом на имущество физических лиц, рассказывает председатель комитета по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Екатерина ДРЫГИНА:


Регулярно в поселениях, на территории, скажем, тех же садовых, дачных товариществ, появляются люди, которые обходят домовладения на предмет выявления незарегистрированных должным образом объектов. Это сотрудники нашего комитета – члены исполнительной группы, созданной постановлением главы района.

Еженедельно во время таких обходов группой осматривается по сто объектов капитального строительства. Каждый мы сопоставляем с кадастровой публичной картой: смотрим, стоит он на соответствующем учёте или нет. Во втором случае, понятно, на объекты не зарегистрировано право собственности, так что они «выходят» из-под налогообложения.Тогда мы их хозяевам вручаем уведомления о том, что эти постройки нужно оформить как положено. В данных же документах подробно - даже, для наглядности, с информационной графикой - разъясняется, как это сделать и, конечно, какая ответственность наступает за уклонение от установленных действующим законодательством процедур, то есть за налоговое правонарушение.

Когда мы всё это отработаем, то по каждому неучтённому объекту передаём информацию в налоговую инспекцию, и она приступает к своим действиям.

Такая работа ведётся с октября 2016 года. Инициатор – региональное министерство имущественных отношений. Оно разработало методические рекомендации по обходам территорий. Было проведено совещание на уровне Правительства Московской области, где был отработан буквально каждый шаг. Очень хорошо нам помогает областное бюро технической инвентаризации.

Только в текущем году, по состоянию на двенадцатое мая, мы выявили 3 854 объекта, которые должны быть на кадастровом учёте. 719 из них - уже поставлены на него; а всего с октября прошлого года это сделано по 4 177 объектам.

Вообще же, по области вся эта работа принесла дополнительный доход в региональный консолидированный бюджет в размере примерно полутора миллиардов рублей!

Возвращаясь к нашей исполнительной группе, скажу, что обход делают трое сотрудников отдела муниципальной собственности нашего комитета. На них – все садовые некоммерческие товарищества, дачные некоммерческие партнёрства, товарищества собственников недвижимости, индивидуальные жилые застройки, личные подсобные хозяйства. Огромный массив объектов! По каждому надо разобраться: это объект именно капитального строительства или нет (то есть, проще говоря, имеется ли под ним фундамент), поставлен ли он на кадастровый учёт или нет.

По чести сказать, дело могло бы пойти быстрее и стать результативнее. Для этого нам, конечно, хотелось бы видеть сравнительно большую заинтересованность администраций поселений в этой работе, получать больше помощи от них. Ведь весь собранный налог на имущество физических лиц поступает в бюджеты поселений. Сто процентов! Здесь логика-то проста: активнее участие – больше доход – лучше решение социальных задач.

В этом отношении я могу поблагодарить сельское поселение Ярополецкое, которым руководит Николай Николаевич Воробьёв. Здесь много садовых некоммерческих товариществ. И сотрудники местной администрации помогают нам в раздаче на их территориях тех самых уведомлений, о которых мы уже говорили. Да, финансовая отдача от этих усилий будет только в следующем году. Но она будет совершенно реальной.

«Подушки безопасности» увеличиваются

Так образно охарактеризовала состояние уплаты имущественных налогов начальник межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Московской области Лидия ДРОЗДЕНКО:

Имущественные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) – это одни из основных видов налогов, которые формируют местные бюджеты. В целом по трём районам (а наша инспекция администрирует Волоколамский, Лотошинский и Шаховской районы) их удельный вес в местных бюджетах составляет двадцать – двадцать пять процентов. Конкретно в Волоколамском - даже гораздо больше: примерно тридцать три процента. Правда, в первом квартале и по итогам пяти месяцев текущего года - пока приблизительно двадцать пять процентов. Но это потому, что уплата данных налогов происходит во второй половине года.

Что же касается поселений, то имущественные налоги – вообще их основной доход: от семидесяти до девяноста пяти - девяноста шести процентов бюджета. Есть поселения, где доля таких доходов составляет семьдесят четыре – семьдесят пять процентов. А вот, скажем, в сельском поселении Ярополецкое она достигла девяноста восьми процентов! Причём показатель поступлений первого квартала близок к годовому. При этом доля начисляемых имущественных налогов по поселению составляет четырнадцать процентов от общей суммы в Волоколамском районе. Задолженность по имущественным налогам в Ярополецком поселении очень низкая.

Так что значимость этих налогов велика. Кстати, знаете, как я их называю? Подушка безопасности.

Исчисление налогов, понятно, зависит от наличия объекта, подлежащего этой процедуре: земельного участка или объекта недвижимости. Так что чем больше таких объектов оформляется должным образом, - то есть регистрируется право собственности на них, - тем в большем объёме идут поступления в бюджеты поселений и, соответственно, тем успешнее они справляются со своими социальными задачами, которые, подчеркну, решаются в интересах всех граждан, в том числе и потенциальных налогоплательщиков, которые пока данной процедуры не прошли. Тут вам и различные ремонты, и благоустройство, и многое другое.

С удовлетворением отмечу, что положительная динамика роста поступлений имущественных налогов в районе весьма существенна. Вот смотрим производимые ныне начисления за 2016 год. Рост к уровню предшествовавшего года: по земельному налогу - примерно пять процентов; по налогу на имущество физических лиц – почти в два раза(!). Тут, конечно, сказались и переход к начислению земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости участков, увеличившему налогооблагаемую базу; и, несомненно, увеличение количества налогооблагаемых объектов недвижимого имущества, которое (увеличение) стало результатом целенаправленной совместной деятельности ряда служб.

Должна сказать, что работа и поселений, и района в целом по тому направлению, о котором мы говорим, в последнее время стала более содержательной и активной. Результативно действует ряд комиссий. Например, комиссии по мобилизации доходов районного бюджета - при администрации района, по урегулированию налоговой задолженности – при нашей инспекции. В них мы работаем вместе.

Также действует межведомственная комиссия по дополнительному вовлечению в налогооблагаемый оборот объектов, на которые не оформлено право собственности (с последующим оформлением, конечно). В ней мы, представители администрации района, администраций поселений и налоговой инспекции, тоже трудимся совместно - причём, без ложной скромности скажу, со всё большей эффективностью.

Когда тот или иной неучтённый объект выявляется, мы направляем пользующемуся им физическому лицу письмо за моей подписью. Оно отнюдь не грозное, напротив – вполне благожелательное. В нём буквально пошагово разъясняется, как на данный объект оформить право собственности. Только в этом квартале мы направили пятьсот таких писем. И примерно пять-шесть процентов их получателей уже с полным пониманием реагируют на них: звонят нам, уточняют какие-то детали и так далее.

Кстати, хочу воспользоваться случаем и призвать читателей, даже и не ожидая такого письма, своевременно оформлять право собственности на объекты недвижимости. Этим вы подтвердите свою законопослушность и внесёте реальный вклад в пополнение бюджета, средства которого тратятся и в ваших интересах тоже.

Свои полномочия и реализуем на свои

Этот принцип работы муниципалитета раскрывает в своём интервью глава сельского поселения Ярополецкое Николай ВОРОБЬЁВ:


Одна из главных задач органов местного самоуправления поселений – наполнение поселенческого бюджета. Это следует из Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так вот прошлый и текущий год наше поселение живёт на собственные, заработанные им, средства. То есть реализует закреплённые в его уставе полномочия, не получая на это дотаций.

Данную положительную тенденцию мы стараемся закрепить, с тем чтобы и в дальнейшем обходиться собственными налоговыми поступлениями. Основную их часть – девяносто пять процентов доходов бюджета - составляет земельный налог. Примерно семьдесят процентов этого объёма приходится на юридические лица и, соответственно, тридцать – на физические. Ну, и где-то два с половиной - три процента всех налоговых поступлений – это налог на имущество физических лиц.

Объём наших налоговых поступлений год от года понемножку увеличивается. Но, подчеркну, это результат не сегодняшнего и не вчерашнего дня, а всей предшествовавшей работы! Скажем, ныне поступают налоги, которые были рассчитаны ещё в 2016 году. Аналогичная схема – по налогам прошлого года.

Этому предшествовал установленный законом новый подход к оценке земельных участков – по их кадастровой стоимости, что увеличило как их стоимость, так и, понятно, поступления в виде земельного налога.

Вместе с тем, мы, конечно, работаем над задачей, поставленной Правительством Московской области, Министерством имущественных отношений: вовлекать в реальный, то есть соответствующим образом оформленный, оборот как можно больше земельных участков, расширяя тем самым налогооблагаемую базу.

Да, этой работой занимаются, прежде всего, сотрудники комитета по управлению имуществом районной администрации. Но и мы не остаёмся в стороне: помогаем им, понимая, что данная деятельность направлена, прежде всего и в конечном счёте, на пополнение бюджета поселения. Да, у нас нет полномочий в сфере земельного контроля. Однако мы работаем с людьми, ну, если хотите, просто в человеческом плане. Мы разъясняем им, что, правильно оформляя свои земельные участки, они содействуют пополнению бюджета поселения, а значит, и решению тех проблем, о которых они же сами и говорят (допустим, по благоустройству, различным ремонтам). Также разносим уведомления, в которых содержится информация о необходимости как положено оформить земельные участки, объекты капитального строительства, разъясняется механизм этих действий.

И вы знаете, в абсолютном своём большинстве люди с пониманием относятся к нашим обращениям.

В общем-то, мы добились устойчивости поступления налогов: что планируем, то и получаем. А за прошлый год даже перевыполнили план по земельному налогу - приблизительно на семь миллионов рублей.

СТ 64 БК РФ

1. Муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

3. Внесение изменений в муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в решение представительного органа муниципального образования о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

4. Утратил силу с 1 января 2006 г.

5. Утратил силу с 1 января 2008 г.

Комментарий к Ст. 64 Бюджетного кодекса РФ

Полномочия представительных органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов реализуются прежде всего через их деятельность по введению местных налогов и сборов, установлению размеров ставок по ним и предоставлению налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса РФ при установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Помимо Бюджетного и Налогового кодекса, о правах представительных органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов упоминается также в Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". В статье 8 этого Закона определено, что представительные органы местного самоуправления вправе:

1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые по этим вопросам решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

В статье 8 (пункт 3) Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.

Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год. Это положение Бюджетного кодекса РФ должно рассматриваться в увязке с нормой, содержащейся в пункте 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только при условии внесения соответствующих корректив в правовой акт о местном бюджете на текущий финансовый год.

К полномочиям органов местного самоуправления по формированию доходной части местных бюджетов следует также отнести:

- право принимать решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете (п. 4 ст. 64 Бюджетного кодекса РФ);

- право определять порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты (это право может быть реализовано только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом РФ (п. 5 ст. 64 Бюджетного кодекса РФ);

- право получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования (п. 2 ст. 8 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации").

Вправе ли органы местного самоуправления муниципального района вносить изменения в ранее изданные муниципальные правовые акты сельского поселения в случае передачи органам местного самоуправления муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения сельского поселения (например, по вопросу утверждения генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки)?

Под муниципальным правовым актом понимается решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки и т.п. При этом ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что вопрос, предусмотренный указанным пунктом, может быть закреплен за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений.

В случае отсутствия такого закона субъекта Российской Федерации вопрос, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, на землях сельского поселения должен осуществляться муниципальным районом в силу положений ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

В случае закрепления за муниципальным районом того или иного вопроса местного значения сельского поселения на уровень муниципального района также переходят все полномочия, предусмотренные для его решения, включая и издание соответствующих муниципальных правовых актов. Под изданием муниципальных правовых актов, по нашему мнению, следует понимать как подготовку самого правового акта и его принятие, так и внесение в него изменений, его отмену или приостановление его действия. Изменение перечня полномочий само по себе не влечет необходимости отмены ранее принятых муниципальных правовых актов сельского поселения, они сохраняют юридическую силу до момента их изменения или отмены.

Таким образом, в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации вопроса местного значения сельского поселения за муниципальным районом и, соответственно, передачи полномочий по его решению функции по изданию муниципальных правовых актов в рамках осуществления данных полномочий также переходят к органам местного самоуправления муниципального района, которые вправе как вносить изменения и дополнения, так и отменять ранее принятые органами местного самоуправления поселения муниципальные правовые акты по данным вопросам.

Вышеуказанный порядок, по нашему мнению, также применяется и в случаях заключения органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, соглашений с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренного ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Одновременно следует отметить, что по общему правилу правовые акты могут быть изменены, отменены либо их действие полностью или частично приостановлено органами и должностными лицами, их принявшими.

Вместе с тем, полагаем, что при перераспределении полномочий между органами (уровнями) публичной власти соблюдение указанного общего правила ставило бы под сомнение организационно-правовое обеспечение местного самоуправления с учетом соразмерности его полномочиям, а в результате создавало бы угрозу невыполнения или ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований их конституционных обязанностей, в том числе по самостоятельному решению закрепленных за ними вопросов местного значения (ст. 130 и 132 Конституции Российской Федерации). Иное означало бы, что законодатель вправе закрепить за муниципальными образованиями различных видов неопределенные по объему полномочия, а органы местного самоуправления данных муниципальных образований – реализовать их произвольным образом, что приводило бы к нарушению принципа разграничения полномочий между территориальными уровнями публичной власти.

При рассмотрении схожих правоотношений Верховный Суд Российской Федерации в определении от 2 сентября 2009 г. № 32-Г09-13 указал, со ссылкой на определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2002 г. № 321-О и от 17 июня 2008 г. № 452-О-О, что в силу положений Конституции Российской Федерации правом федерального законодательства является распределение и перераспределение государственно-властных полномочий между органами различных территориальных уровней единой государственной власти в Российской Федерации. В связи с изменением законодательства, предусматривающим перераспределение полномочий от одного органа публичной власти другому, положения прежней редакции соответствующей нормы уже не подлежат применению, а следовательно, нет оснований исходить из того, что нормативный правовой акт органа власти, наделенного новым полномочием, предусматривающий внесение изменения в ранее принятый акт органа, у которого данное полномочие было изъято, нарушает полномочия второго органа и принято вне пределов имеющейся компетенции.

В противном случае не будет устранена ситуация, при которой право регулирования отношений в соответствующей сфере сохраняется за органом, у которого оно в силу закона перестало существовать, и отказано в этом органу, у которого оно возникло.

На основании изложенного можно сделать вывод, что полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере градостроительной деятельности, включая утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений, определяются в системе правового регулирования, включающей помимо Федерального закона № 131-ФЗ специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также региональное законодательство, и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ, по смыслу которой органы местного самоуправления сельского поселения не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения сельского поселения, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Данный вывод подтверждает позицию Комитета, что в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации вопроса местного значения сельского поселения за муниципальным районом (исключения данного вопроса из компетенции сельского поселения) и, соответственно, передачи полномочий по его решению, функции по изданию муниципальных правовых актов в рамках осуществления данных полномочий также переходят к органам местного самоуправления муниципального района, которые вправе как вносить изменения и дополнения, так и отменять ранее принятые органами местного самоуправления поселения муниципальные правовые акты по данным вопросам.

Читайте также: