Подушная была заменена налогом с доходов и косвенным налогом

Опубликовано: 17.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 16:10, доклад

Краткое описание

На престол Александр III вступил в возрасте 36 лет после событий 1 марта 1881. Новый император был решительным противником реформ и не признавал преобразований своего отца. Трагическая гибель Александра II в его глазах означала пагубность либеральной политики. Такое заключение предопределило переход к реакционной политике.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Изменение в налоговой сфере при Александре 3.docx

На престол Александр III вступил в возрасте 36 лет после событий 1 марта 1881. Новый император был решительным противником реформ и не признавал преобразований своего отца. Трагическая гибель Александра II в его глазах означала пагубность либеральной политики. Такое заключение предопределило переход к реакционной политике.

Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий.

Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период царствования Александра III. Особенно весомые преобразования не только в налоговой, но и вообще в финансовой системе происходили в бытность, когда Министерство финансов возглавляли Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте.

В 80-е годы XIX века последовала крупная реформа в налогообложении. Это было связано как с неполным наполнением казны, так и последствиями русско-турецкой войны. Исправлять положение император Александр III поручил бывшему профессору Киевского университета, известному деятелю крестьянской реформы, ученому, уважаемому в общественных и правительственных кругах человеку - Николаю Христиановичу Бунге, министру финансов с 1881 по 1887 год. Вообще, конец XIX века отмечен в России экономическим подъёмом, небывалым финансовым взлётом. Впервые главным лицом в государстве становится не министр внутренних дел, а министр финансов. Сначала Н.Х. Бунге, затем известный государственный деятель, будущий премьер-министр российского правительства С.Ю. Витте.

В мае 1881 г. на пост министра финансов был назначен выдающийся учёный-экономист, ректор Киевского университета Н.Х. Бунге. Большое внимание уделял улучшению налоговой системы, прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможностей налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по его инициативе началась поэтапная отмена подушной подати (1883), а также существенно снижены выкупные платежи для крестьян. Положительным было расширение налогооблагаемой базы за счет расширения плательщиков налогов. Так, был установлен налог с наследств и дарений (1882), введены дополнительные сборы (1885) -трехпроцентный и раскладочный с торговых и промышленных предприятий, пятипроцентный налог на денежные капиталы, повышены ставки поземельного налога и налога на недвижимость в городах. Н.Х. Бунге считал, что все эти нововведения должны в последующем привести к введению подоходного налога. Наконец, в 1885 г. были учреждены особые органы местного финансового управления – податные инспектора. Главной задачей податных инспекторов являлось наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль над динамикой цен по важным товарным группам и т. п. В 1887 г. в России была отменена подушная подать (прямой налог). Вместо неё 1881 - 1886 гг. вводятся косвенные налоги: акцизные сборы на водку, сахар, табак, нефть. Были увеличены поземельный налог, с недвижимости в городах, с золотодобывающей промышленности, раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов, были введены налоги на наследство и на заграничные паспорта. С 1882 по 1885 гг. на 30% были увеличены таможенные пошлины. Это автоматически уменьшало импорт товаров в Россию, но увеличивало ввоз капиталов. Его деятельность на посту министра финансов встречала противодействие К.П. Победоносцева, подвергалась резкой критике на страницах консервативных изданий - "Московских ведомостей" и "Гражданина". Меры Н.Х. Бунге не ликвидировали дефицит государственного бюджета и инфляцию. 1 января 1887 г. Н.Х. Бунге был уволен.

Министром финансов стал крупнейший учёный - математик, предприниматель И.А. Вышнеградский (1887—1892). Он энергично принялся ликвидировать дефицит бюджета, но идя на жёсткие меры по отношению к народным массам. Были резко увеличены прямые налоги: государственный поземельный, с городских недвижимых имуществ, торговые и промысловые. Также резко были повышены косвенные налоги на предметы первой необходимости: на спички и осветительные масла, питейный акциз. Усилил протекционистское направление таможенной политики: в 1891 г. был издан новый таможенный тариф, который был больше прежнего уже на 1/3. Был значительно увеличен экспорт хлеба и других продовольственных товаров. Правительство установило ещё более жесткий контроль над деятельностью частных железно - дорожных компаний. Ещё активнее государство скупало частные железные дороги. К 1894 г. государству уже принадлежало 52% всех железных дорог. Благодаря этим мерам, железные дороги страны стали представлять собой единый организм. И.А. Вышнеградскому удалось увеличить доходную часть бюджета с 958 млн. до 1167 млн. руб. Дефицит бюджета был ликвидирован, доходы даже несколько превысили расходы. И.А. Вышнеградский создал золотой запас свыше 500 млн. руб., начал подготовку винной и табачной монополий. На посту министра финансов своё личное состояние удвоил и довёл до 25 млн. руб. В 1892 г. Вышнеградский по состоянию здоровья покинул свой пост. Министерство финансов возглавил Витте.

В 1892 г. министром финансов был назначен С.Ю. Витте.

Особенно крупные изменения в налоговой системе XIX века произошли в бытность, когда министром финансов был С.Ю. Витте. Была проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, усовершенствован промысловый налог. Была предпринята попытка осуществления принципа соразмерности налогового бремени с уровнем доходов населения. Так, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, отменен паспортный сбор и т.п. Был установлен государственный квартирный налог. Вместе с тем повысились питейные акцизы, установлен дополнительный табачный акциз. С целью повышения доходов была введена государственная монополия на продажу спиртных напитков.

Он разработал экономическую программу, которая предусматривала:

- проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, проведение государственной монополии на производство и продажу водки;

- дальнейшее увеличение таможенных пошлин, чтобы оградить молодую русскую промышленность от иностранной конкуренции;

- денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;

- широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Большая часть этой программы была реализована С.Ю.Витте в правление Николая II.

Хочется отметить, что в результате проведения последовательной налоговой политики, проводившейся под контролем Александра III, к концу XIX века в России удалось создать бездефицитный бюджет, и налоги составляли основу государственного бюджета.


Начиная с Комиссии по преобразованию системы податей и сборов, созданной на заре царствования Александра II, и до последних недель Временного правительства, в России состоялась целая вереница налоговых реформ. Какие-то из них хорошо известны историкам, другие незаслуженно оставались в тени. В этой книге все они впервые показаны как ступеньки единой лесенки, по которой освобождённая от крепостного права Россия поднималась к осуществлению светлой мечты эпохи «Великих реформ» – всеобщего подоходного налога. Привлечение архивных документов, неизвестных широкому кругу историков, позволяет раскрыть механизм удивительного явления пореформенной России – податных присутствий. Выполняя государственную задачу первостепенной важности, эти органы состояли по большей части из представителей налогоплательщиков и действительно отстаивали их интересы. Разновидность податного присутствия являла собой и крестьянская община, после отмены круговой поруки продолжавшая заниматься раскладкой налогов, но не отвечавшая за их сбор. Вековая привычка крестьян к тому, чтобы быть финансовой опорой государства, в итоге и позволила превратить подоходный налог из налога для богатых в налог общенародный. Издание рассчитано на исследователей, преподавателей истории и студентов-историков.

Оглавление

  • Введение
  • Часть 1. Неразрывная цепочка: законы и реформы 1863–1917 годов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От подушной подати к подоходному налогу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Неразрывная цепочка: законы и реформы 1863–1917 годов

Самая долгая из «Великих реформ»: отмена подушной подати

Начало шестидесятых годов XIX века — время особое. Уже совершён прорыв 19 февраля 1861 года, крепостное право пало. Но публика ещё не знает, что будет дальше. Какие ещё реформы готовит правительство, и готовит ли вообще? Законное обсуждение слишком ограничено, и горячая молодёжь пишет подпольные прокламации. По сути — собственные, альтернативные правительственной, программы реформ. Одна из самых известных — «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»: именно она даст суду основание изъять из общественной жизни влиятельного публициста и будущего кумира молодёжи Н.Г. Чернышевского.

Эта прокламация удивительна тем, что во многом совпадает с мыслями реформаторов из правительства. «Так вот она какая в исправду-то воля бывает на свете: чтобы народ всему голова был, а всякое начальство миру покорствовало, и чтобы суд был праведный, и ровный всем был бы суд, и бесчинствовать над мужиком никто не смел, и чтобы пачпортов не было и подушного оклада не было, и чтобы рекрутчины не было» 30 . И если мечты о «выборном царе» не воплотятся ещё долго, то суд праведный и равный, и отмена рекрутчины — хрестоматийные пункты «Великих реформ».

И насчёт подушной подати автор крамольной листовки шагал вполне в ногу с правительством. Таков был дух эпохи, открывшейся после смерти Николая I. С лёгкой руки Ф.И. Тютчева она получила имя «Оттепель». «Со всех сторон посылались в Петербург проекты железных дорог, записки о разных финансовых реформах и улучшениях, о судебных преобразованиях, освобождении крестьян» — так описывал новую атмосферу будущий активный реформатор князь Д.А. Оболенский 31 .

Разработка податной реформы началась раньше большинства других. К моменту написания «Барским крестьянам…» уже полтора года (с июля 1859 г.) при Министерстве финансов действовала Комиссия для пересмотра системы податей и сборов. За два десятилетия работы Податная комиссия издала десятки томов, посвящённых состоянию различных отраслей налогообложения в России и зарубежному опыту. В одной из первых своих публикаций комиссия указывала, что коренного улучшения податной системы нельзя достигнуть «без совершенной отмены подушной системы». Это мнение было всеобщим 32 .

Подушная подать выступала не только сословным клеймом «податных сословий». Это был ещё и ограничитель доходов бюджета. Канули в прошлое Петровские времена, когда подушная подать давала треть всех доходов казны. Теперь она не дотягивала и до 15 %, и перспективы повышения были сомнительны. Недоимки к середине XIX в. стали постоянным спутником подушной системы: значит, для многих налоги чрезмерны. Было ясно, что есть много тех, кто мог бы платить больше, но чтобы их отделить, надо научиться отличать богатых от бедных — и значит, уйти от подушного принципа 33 .

Что взамен? Первые проекты податной комиссии были готовы уже в 1862 г.: проекты подворной подати с крестьян, поземельного налога с крестьян и помещиков, налога на строения в уездах. Проектам этим «не был дан ход» под тем предлогом, что надо сначала выяснить «экономические последствия крестьянского дела и финансовые результаты [новой] питейной системы» 34 . В 1867 г. начался очередной приступ к податной реформе, и в 1869 г. вновь созданная специальная комиссия представила вновь разработанные проекты. На сей раз предлагалось заменить подушную подать только двумя налогами — подворным и поземельным, причём поземельный должен был лечь только на крестьян, а не «благородных» землевладельцев. Таким образом, по существу речь шла о сохранении обложения крестьян под новым названием 35 . Проект этой реформы был в 1870 г. разослан по земствам для обсуждения и получил резкую критику. Но и земцы со своей стороны не предложили какого-либо решения, явно более выигрышного.

Крупный помещик, хваткий хозяин и знаменитый общественный деятель А.И. Кошелев, наблюдавший происходящее изнутри, так описывал земское обсуждение в Рязани: «В признании правительственного проекта неудовлетворительным все согласились скоро и без больших споров; но первый поставленный на очередь вопрос, следует ли податную обязанность распространять на все сословия, вызвал жаркие и почти нескончаемые прения». В подготовительной комиссии всё же взяли верх сторонники демократического подхода, однако в общем собрании губернского земства «крепостники действовали очень дружно и всячески противились распространению податных обязанностей на привилегированные сословия» 36 . Обсуждение окончилось ничем.

Дело было, конечно, не только и не столько в «сопротивлении крепостников»: этого хватало и в крестьянской реформе, которая, тем не менее, благополучно состоялась. Но вопросы общественно-политические всегда кажутся проще, чем экономические. Что делать с крестьянской свободой и помещичьей землёй — на этот вопрос у царя был свой ответ, хотя бы примерный. В области же финансов без специалистов было не обойтись, а специалисты не могли дать уверенного рецепта, как создать новый источник дохода «на пустом месте».

Правда, уже в первых обсуждениях высказывалась мысль о подоходном налоге. Именно такой проект был в 1862 г. предложен молодым министром финансов М.Х. Рейтерном. Представитель плеяды «Константиновских орлов», по поручению младшего брата царя три года проведший в Европе и США для изучения устройства местных финансов, он был твёрдым реформатором. Предложенный им проект предполагал введение умеренного (не более 5 %) налога на богатых (исключая крестьян и мещан) на условиях добровольного заявления дохода. В числе плательщиков должны были оказаться не только купцы, но и помещики.

Податная комиссия, куда поступил проект, действовала «в лучших традициях» старой николаевской гвардии. Поклявшись в приверженности к самой идее подоходного налога, Комиссия, однако же, решительно признала введение такого налога в России «крайне несвоевременным». Проект Рейтерна был разгромлен на том основании, что цифра ожидаемого дохода (4,8 млн руб.) обоснована неубедительно, а главное, страна вступила в эпоху коренных экономических потрясений. В такое время, — говорится в ответной записке, — «решительно никто, начиная от крестьянина и поденщика и до самого могущественного столичного капиталиста и государственного сановника, не может сколько-нибудь приблизительно определить, каков его чистый годовой доход» 37 . Высказанные здесь же сетования на освобождение крестьян, отмену барщины и изменение в быте «главного нашего потребителя» — помещичьего класса, объясняют читателю состав комиссии, предопределивший «смертный приговор» проекту 1862 года.

Заодно «для справки» Комиссия напомнила опыт 1812 г. Отчаянно нуждаясь в деньгах, правительство (ещё при М.М. Сперанском) установило подоходный налог с помещичьих доходов — но так, чтобы не испортить отношений с привилегированным сословием. В законе было записано, что правильность дворянских показаний о сумме дохода «утверждается на доброй вере и чести. Никакие доносы на утайку доходов или неправильное их показание не приемлются» 38 . В итоге сумма сбора оказалась столь малой, а главное, уклонение от налога — столь массовым, что налог в 1819 г. пришлось отменить.

Для окончательного разгрома подоходных чаяний министра финансов Комиссия командировала за границу «для ближайшего ознакомления с подоходным налогом» М.П. Веселовского 39 . Его описания и размышления изданы были изданы в 1869 г. в качестве 16-го тома трудов Комиссии. Подробнейше описав устройство подоходных налогов на Западе и тщательно пересказав историю обсуждения подоходного проекта в России, автор в основном согласился с отзывом Податной комиссии на проект М.Х. Рейтерна и пришёл к заключению, что введение подоходного налога в России «при настоящих обстоятельствах» «сопровождалось бы неисчилимыми затруднениями» 40 .

Итак, оставалось выжидать, осторожничать и реформировать те налоги, которые не затрагивали интересов «благородного дворянства». И первый день 1863 года принёс сразу два податных новшества, достойных занимать место в плеяде «Великих реформ».

Ключевая черта «Великих реформ» — их «двойное назначение». Хорошо известно назначение политическое: отмена несправедливых межсословных перегородок, освобождение страны. Меньше бросается в глаза прагматическая составляющая — но она есть в каждой реформе. Будь то проблема подготовки грамотных профессорских кадров как основание для университетской реформы или задача избежать судьбы французов под Седаном как толчок к отмене рекрутчины.

Налоговые реформы 1863 г. не стали исключением. Начнём с более яркой стороны дела. Обе эти реформы ликвидировали важные бастионы неполноправия низших сословий. В один день торгующие крестьяне были уравнены в правах с купцами и уничтожена подушная подать с мещан 41 .

Отмена мещанской «подушины» выглядит понятной без долгих слов, требуется лишь одно уточнение. Через 19 лет после её отмены, в законе 18 мая 1882 г., мы вновь видим указание императора прекратить взимание «подушного, в пользу казны, сбора с мещан». Противоречия нет: речь идёт о сборе, появившемся после указа 10 декабря 1874 г. «о прекращении отдельного существования государственного земского сбора и о присоединении его, с 1875 года, к общим государственным доходам» 42 . В состав государственного земского сбора входил (по старой, дореформенной традиции) подушный сбор с мещан; он-то и стал в 1875 г. самостоятельным «государственным доходом», его и отменял указ 1882 г. Но даже в этом, самостоятельном, качестве, он не случайно именовался лишь сбором, а не податью. Речь шла не об откате реформы, а о мелкой технической подробности, побочном продукте эволюции земских налогов. Подушная подать для мещан в 1863 г. была отменена навсегда. Такова формула реформы, точная и простая одновременно.

Суть реформы обложения торговли и промышленности требует более подробного пояснения. Хорошо известно, что Жалованная грамота 1785 г. провозглашала купеческую монополию на торговлю. При этом сословие было открыто для всех, заявивших капитал установленного размера (с которого и платился налог). Казалось бы, если крестьянин ведёт торговлю, то «выбирает» (покупает) патент (без которого торговать всё равно не разрешат) и становится купцом — откуда же может взяться различие между торгующими крестьянами и купцами?

Дело в том, что применение по-немецки чётко задуманной схемы выявило две проблемы. Прежде всего, размер мелкой торговли не позволял разносчикам и мелким лавочникам выбирать даже самые дешёвые купеческие патенты. Свою долю жизненного сумбура вносило крепостное право. Помещикам было выгодно разрешать своим крестьянам торговлю: с богатых можно больше взять оброка. Но разрешить им взять купеческий патент значило утратить своё право владеть ими: купечество — сословие не просто свободное, а даже привилегированное.

Постепенное осознание этих проблем законодателем вылилось в ряд изменений и поправок. Подведение итога частным изменениям стало в 1824 г. первым «геркулесовым подвигом» знаменитого министра финансов Е.Ф. Канкрина. Система 1824 г. 43 , просуществовавшая четыре десятилетия, опиралась на две «лесенки» торговых свидетельств: одна — для купцов и горожан, другая — для крестьян. При этом устанавливалось, что крестьянское «свидетельство 1-го рода» «даёт право торговли купца 1-й гильдии» («без личных преимуществ»), но стоит 2600 руб. против 2200 руб. купеческих. Цены свидетельств 2-й ступени составляли, соответственно, 1100 и 880 руб., третьей — 400 и 220 руб.; крестьянские свидетельства 4-го разряда превосходили по цене свидетельства на мещанский торг. Таким образом, то ли купцы, торгующие мещане и посадские получали своеобразную податную льготу, то ли, скорее, торгующие крестьяне — дополнительное обременение, лишнее напоминание об их униженном положении.

Кто отменил подушную подать в России?

Система налогообложения в России существовала с давних времен. Сегодня мы обязаны платить в казну подоходный налог, вычисляемый в процентном соотношении от совокупных доходов, а когда-то в нашей стране использовалась подушная подать, не зависящая от размеров заработка.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский “На жнитве”

Что это был за налог? Почему его отменили и кто принял решение о прекращении налоговых выплат?

Что такое подушная подать?

Хотя обычно мы связываем подушную подать с петровской Россией, на самом деле впервые ее ввели еще в Древнем Риме. Тогда она называлась tributum capitis и изначально распространялась на граждан, проживавших в провинциях.

Позже подать появилась во всех европейских странах и действовала на протяжении многих столетий, а в XIX веке была отменена в связи с принятием новой реформы и введением подоходного налога.

Кто отменил подушную подать в России?

Подушная подать представляла собой налог, который уплачивался всеми людьми, подлежащими обложению. Его насчитывали по итогам переписи населения и взимали примерно в одинаковых размерах с каждого человека. Отсюда и появилось название «подушный», что означает «с каждой души».
Сергей Михайлович Прокудин-Горский “Крестьяне на покосе”
В России податью облагались все мужчины от младенцев до стариков, за исключением духовенства и лиц дворянского сословия. Ставка налога могла изменяться в зависимости от категорий граждан. Как правило, с государственных крестьян брали меньше, чем с крепостных.

Кто ввел подушную подать в России?

Инициатором введения подушной подати был Петр I. Такое решение он принял в 1718 году в связи с необходимостью увеличить численность регулярной армии, для содержания которой потребовались дополнительные источники средств. Царь посчитал, что наилучшим вариантом будет привлечение денег с собственных подданных, и приказал произвести перепись населения, а затем разделить требуемую сумму на всех посчитанных.

Кто отменил подушную подать в России?

Изначально считались только крестьяне, одинокие мужчины и задворные люди, но к 1720 году было решено учитывать церковников и дворовых людей. В итоге получилось более 5 млн. человек, которым постановили выплачивать по 74 копейки.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский “На сенокосе около привала”
К 1722 году стали учитывать и городских жителей, причем на них назначили подать в 1 рубль 20 копеек. К взиманию подушного налога приступили в 1724 году.

Кто отменил подушную подать в России?

Подушная подать действовала в России до конца XIX века. Со временем ее размеры повысились и в некоторых регионах достигали 2 рубля 61 копейки. С введением косвенного налогообложения ее начали отменять. В 1866 году налоги перестали взимать с цеховых и мещан, а в 1882 году император Александр III подписал указ о постепенной отмене подати со всех людей на протяжении 8 лет.

По мере нахождения новых источников для замены налог сначала упразднили в центральной части России, а к 1897 году и в Сибири.

Почему отменили подушную подать?

Одной из причин отмены подушной подати стало нарушение равенства между гражданами перед налоговым законодательством. Дело в том, что с течением времени от уплаты налога последовательно освобождались некоторые сословия.

Кто отменил подушную подать в России?

В результате к концу XVIII столетия подать взималась только с крестьян, причем при ее расчете учитывались многие обстоятельства – количество душ в семье, размер земельных наделов и т. д. Существование налогов, которые уплачивались лишь частью населения государства, рассматривалось как дискриминационное.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский “Горные работы на Бакальском руднике на Урале”
Другая причина отмены подати – сложность с ее сбором и большие недоимки. К середине XIX столетия население было должно государству огромные суммы. После подписания указа об упразднении подати Александр III издал манифест, по которому простил гражданам все задолженности по состоянию на 1883 год.

В дальнейшем подушная подать была заменена пошлинами с передачи имущества, повышением таможенных тарифов и акцизного сбора, а также увеличением оброчной подати с государственных крестьян.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 16:10, доклад

Краткое описание

На престол Александр III вступил в возрасте 36 лет после событий 1 марта 1881. Новый император был решительным противником реформ и не признавал преобразований своего отца. Трагическая гибель Александра II в его глазах означала пагубность либеральной политики. Такое заключение предопределило переход к реакционной политике.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Изменение в налоговой сфере при Александре 3.docx

На престол Александр III вступил в возрасте 36 лет после событий 1 марта 1881. Новый император был решительным противником реформ и не признавал преобразований своего отца. Трагическая гибель Александра II в его глазах означала пагубность либеральной политики. Такое заключение предопределило переход к реакционной политике.

Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий.

Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период царствования Александра III. Особенно весомые преобразования не только в налоговой, но и вообще в финансовой системе происходили в бытность, когда Министерство финансов возглавляли Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте.

В 80-е годы XIX века последовала крупная реформа в налогообложении. Это было связано как с неполным наполнением казны, так и последствиями русско-турецкой войны. Исправлять положение император Александр III поручил бывшему профессору Киевского университета, известному деятелю крестьянской реформы, ученому, уважаемому в общественных и правительственных кругах человеку - Николаю Христиановичу Бунге, министру финансов с 1881 по 1887 год. Вообще, конец XIX века отмечен в России экономическим подъёмом, небывалым финансовым взлётом. Впервые главным лицом в государстве становится не министр внутренних дел, а министр финансов. Сначала Н.Х. Бунге, затем известный государственный деятель, будущий премьер-министр российского правительства С.Ю. Витте.

В мае 1881 г. на пост министра финансов был назначен выдающийся учёный-экономист, ректор Киевского университета Н.Х. Бунге. Большое внимание уделял улучшению налоговой системы, прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможностей налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по его инициативе началась поэтапная отмена подушной подати (1883), а также существенно снижены выкупные платежи для крестьян. Положительным было расширение налогооблагаемой базы за счет расширения плательщиков налогов. Так, был установлен налог с наследств и дарений (1882), введены дополнительные сборы (1885) -трехпроцентный и раскладочный с торговых и промышленных предприятий, пятипроцентный налог на денежные капиталы, повышены ставки поземельного налога и налога на недвижимость в городах. Н.Х. Бунге считал, что все эти нововведения должны в последующем привести к введению подоходного налога. Наконец, в 1885 г. были учреждены особые органы местного финансового управления – податные инспектора. Главной задачей податных инспекторов являлось наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль над динамикой цен по важным товарным группам и т. п. В 1887 г. в России была отменена подушная подать (прямой налог). Вместо неё 1881 - 1886 гг. вводятся косвенные налоги: акцизные сборы на водку, сахар, табак, нефть. Были увеличены поземельный налог, с недвижимости в городах, с золотодобывающей промышленности, раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов, были введены налоги на наследство и на заграничные паспорта. С 1882 по 1885 гг. на 30% были увеличены таможенные пошлины. Это автоматически уменьшало импорт товаров в Россию, но увеличивало ввоз капиталов. Его деятельность на посту министра финансов встречала противодействие К.П. Победоносцева, подвергалась резкой критике на страницах консервативных изданий - "Московских ведомостей" и "Гражданина". Меры Н.Х. Бунге не ликвидировали дефицит государственного бюджета и инфляцию. 1 января 1887 г. Н.Х. Бунге был уволен.

Министром финансов стал крупнейший учёный - математик, предприниматель И.А. Вышнеградский (1887—1892). Он энергично принялся ликвидировать дефицит бюджета, но идя на жёсткие меры по отношению к народным массам. Были резко увеличены прямые налоги: государственный поземельный, с городских недвижимых имуществ, торговые и промысловые. Также резко были повышены косвенные налоги на предметы первой необходимости: на спички и осветительные масла, питейный акциз. Усилил протекционистское направление таможенной политики: в 1891 г. был издан новый таможенный тариф, который был больше прежнего уже на 1/3. Был значительно увеличен экспорт хлеба и других продовольственных товаров. Правительство установило ещё более жесткий контроль над деятельностью частных железно - дорожных компаний. Ещё активнее государство скупало частные железные дороги. К 1894 г. государству уже принадлежало 52% всех железных дорог. Благодаря этим мерам, железные дороги страны стали представлять собой единый организм. И.А. Вышнеградскому удалось увеличить доходную часть бюджета с 958 млн. до 1167 млн. руб. Дефицит бюджета был ликвидирован, доходы даже несколько превысили расходы. И.А. Вышнеградский создал золотой запас свыше 500 млн. руб., начал подготовку винной и табачной монополий. На посту министра финансов своё личное состояние удвоил и довёл до 25 млн. руб. В 1892 г. Вышнеградский по состоянию здоровья покинул свой пост. Министерство финансов возглавил Витте.

В 1892 г. министром финансов был назначен С.Ю. Витте.

Особенно крупные изменения в налоговой системе XIX века произошли в бытность, когда министром финансов был С.Ю. Витте. Была проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, усовершенствован промысловый налог. Была предпринята попытка осуществления принципа соразмерности налогового бремени с уровнем доходов населения. Так, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, отменен паспортный сбор и т.п. Был установлен государственный квартирный налог. Вместе с тем повысились питейные акцизы, установлен дополнительный табачный акциз. С целью повышения доходов была введена государственная монополия на продажу спиртных напитков.

Он разработал экономическую программу, которая предусматривала:

- проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, проведение государственной монополии на производство и продажу водки;

- дальнейшее увеличение таможенных пошлин, чтобы оградить молодую русскую промышленность от иностранной конкуренции;

- денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;

- широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Большая часть этой программы была реализована С.Ю.Витте в правление Николая II.

Хочется отметить, что в результате проведения последовательной налоговой политики, проводившейся под контролем Александра III, к концу XIX века в России удалось создать бездефицитный бюджет, и налоги составляли основу государственного бюджета.


Налоговая реформа.

Налоговая реформа Петра I — комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати.

Причины и предпосылки реформы.

  • Создание и поддержание регулярной армии.
  • Строительство флота.
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик за казённый счет

Цель:

пополнение государственной казны.

Два направления реформы:

  • прямое налогообложение (налог зависит от дохода)
  • косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).
    Кто собирал налоги?
  • Учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Прибыльщики должны были изыскивать новые источники наполнения казны.
  • Указом от 30 января 1699 г. торгово -промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право управляться своими выборными бурмистрами. Они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги.
  • В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей.

С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей,

налоги с плавучих судов,

с постоялых дворов,

с продажи съедобного,

с 1705 году – налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города,

с 1719 году – горный налог (одна десятая доли всей добычи ископаемых).

Введение монополии на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.

1718 г. - Указ о переписи населения (ревизии).

Цель: подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога).

С 1720 года перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.


Введение подушной подати.

1724 г.- введение подушной подати (с каждого лица мужского пола, кроме дворян и духовенства) вместо подворной (с одного двора).

Суть подушной подати.

Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население. Крестьяне должны были содержать армию, посадские люди – флот.

Требуемую сумму делили на лиц мужского пола. В итоге крестьяне в год платили 74 коп., посадские – 1 рубль 14 коп.

Для сбора подушной подати в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.

Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов Между проведениями ревизий из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.

Из истории.

  • До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор.
  • Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем.

Реформа финансового аппарата.

  • 1699 г. - в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.
  • 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.
  • Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат — в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.
  • В 1717—1722 гг были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия - надзор за государственными доходами за окладными и неокладными поступлениями. Окладные доходы – размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладные были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Берг-коллегия - сбор доходов от монетной и горной регалий.

Коммерц-коллегия - таможенные сборы и таможенные тарифы.

Ревизион-коллегия - ревизия и контроль финансового управления, то есть контроль расходования денежных средств.

  • В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.

Итоги и значение реформы.

ПЛЮСЫ.

  • Реформа стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие.
  • Введенный единый налог – подушная подать заменил множество мелких сборов.
  • Значительно увеличилось число налогоплательщиков.
  • Стабилизировалась финансовая ситуация в стране.
  • Правительство могло более точно формировать бюджет.
  • Организовано снабжение армии и флота.
  • Получены дополнительные средства для финансирования промышленности.

МИНУСЫ.

  • Реформа легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения.
  • Значительно ухудшилось материальное положение большей части населения.
  • Введение большого количества косвенных налогов вызвало рост социальной напряжённости.
  • Произошло закрепощение ранее свободных категорий крестьян.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Читайте также: