Подоходный налог в украине в 2015

Опубликовано: 26.04.2024


На Украине самый большой налог с граждан — подоходный. Однако порядок начисления и удержания этого налога ярко демонстрирует то, что на легитимность принимаемых нормативных документов на Украине долгое время никто не обращал внимания. Он противоречит нормативным актам наивысших органов государственной власти — Указу Президента, Декрету Кабинета Министров и Конституции. Как результат такой несогласованности — чрезмерное налоговое давление на граждан, уровень доходов которых нельзя назвать высоким.

Поэтому попробуем проанализировать некоторые проблемы этого вида налогообложения.

На Украине налогообложение физических лиц осуществляется на основе Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года «О подоходном налоге с граждан» (далее — Декрет), который действует на основании статей 97 и 971 Конституции Украины 1978 года и Закона Украины «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования» и имеет силу закона. Именно этот Декрет Кабинета Министров является базовым законодательным актом по вопросам обложения подоходным налогом.

Со вступлением в силу Декрета и до сих пор пункт 1 статьи 7 этого документа содержит норму, согласно которой подоходный налог по прогрессивной шкале ставок не удерживается из суммы, равной минимальной заработной плате. Как известно, она сегодня на Украине составляет 185 грн, а с 1 июля 2003 года должна быть 237 грн. Таким образом, месячный доход, не превышающий этой суммы, не должен облагаться налогом.

Однако на практике налогообложение физических лиц осуществляется согласно Инструкции Государственной налоговой администрации Украины о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Государственной налоговой инспекции Украины от 21 апреля 1993 года (далее — Инструкция). Именно в этом документе Государственная налоговая администрация Украины (далее — ГНАУ) приказом «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о подоходном налоге с граждан» от 28 апреля 2000 года установила отправную точку начисления подоходного налога (не облагаемый налогами минимум) — 17 гривень в соответствии с Указом Президента Украины «Об увеличении необлагаемого налогом минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан» от 13 сентября 1994 года.

Правовое обоснование применения ГНАУ вышеуказанных указов Президента сводится к напоминанию конституционных положений о том, что Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина (статья 102 Конституции Украины) и издает согласно статье 106 Конституции Украины на основе и во исполнение Конституции Украины указы и распоряжения, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины (см. письмо ГНАУ от 26 октября 2001 года «О подоходном налоге с граждан»).

Однако аргументация ГНАУ весьма сомнительна.

В соответствии с Конституцией Украины (статья 92) «…основные обязанности гражданина… система налогообложения, налоги и сборы» определяются исключительно законами Украины.

Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, определенных законом (статья 67 Конституции Украины). Таким образом, при определении порядка налогообложения доходов физических лиц никто не может пользоваться любыми другими нормативными актами, кроме законов или приравненных к законам нормативных актов.

То же самое говорится и в Законе Украины «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 года, в части 3 статьи 1 которого указано, что «ставки, механизм взыскания налогов и сборов (обязательных платежей) … и льготы относительно налогообложения не могут устанавливаться или изменяться другими законами, кроме законов о налогообложении».

Исходя из этого размеры (ставки) налогов и сборов могут устанавливаться лишь специальным законом о налогообложении (или Декретом, как приравненным к закону нормативным актом).

Кроме того, Указы Президента Украины были приняты до утверждения действующей Конституции Украины, а согласно пункту 1 Переходных положений Конституции «законы и прочие нормативные акты, принятые до вступления в силу этой Конституции, действительны в части, которая не противоречит Конституции Украины».

Поэтому указы Президента не могут быть основанием для издания Инструкции ГНАУ при наличии действующего закона, которым является Декрет Кабинета Министров.

Некоторые из налогоплательщиков, считая, что налоговики «дерут» с них лишнее, обратились в районные суды и победили. В частности, суд выиграл и народный депутат Украины прошлого созыва Александр Ржавский. Шевченковский райсуд в г. Киеве удовлетворил жалобу г-на Ржавского и признал приказ ГНАУ «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о подоходном налоге с граждан» от 28 апреля 2000 года, а также саму Инструкцию неправомерными в части установления ставок налогообложения граждан подоходным налогом, исходя из не облагаемого налогом минимума.

Однако налоговики нанесли контрудар через коллегию судей Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда, который, в свою очередь, принял решение в пользу ГНАУ. Но копья поломаны, а вопрос остался открытым.

Решения Верховного Суда в ГНАУ прокомментировали так: «Суд исследовал все доказательства и установил, что Указом Президента Украины от 13 сентября 1994 года «Об увеличении необлагаемого налогом минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан» с 1 октября 1995 года определен необлагаемый налогом минимум доходов граждан — 17 гривень. Указ Президента не признан неконституционным, силы он не утратил, следовательно, обязателен к исполнению на всей территории Украины». Все так, но ведь и Декрет Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» также силы не терял и в Минюсте зарегистрирован, но о нем налоговики почему-то не упомянули.

Известный адвокат Андрей Федур дал такую оценку ситуации: «Это обычное шельмование. Существует Декрет Кабмина, в пункте 1 статьи 7 которого четко записано, что налогонеоблагаемым минимумом является минимальная заработная плата. Этот Декрет имеет силу закона. А в соответствии с Конституцией вопросы налогообложения регулируются только законами, а не президентскими указами. И в Верховном Суде это прекрасно понимают, но просто не хотят признать это как факт» (см. «Галицкие контракты» № 11, 2002 год). Кроме того, ВСУ не учел, что согласно пункту 4.4.1 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» если возникает неоднозначное толкование норм налогового права, решение следует принимать в пользу плательщиков налогов.

Оппоненты ГНАУ также считают, что решение Верховного Суда не может быть окончательным, поскольку по Конституции только Конституционный Суд может позволить официальное толкование законов.

Однако есть основания сомневаться в положительном решении и этой судебной инстанции. Ведь признание незаконной Инструкции ГНАУ будет означать, что на протяжении девяти лет граждане облагались налогами неправомерно и потому имеют основания к возмещению своих средств, которое едва ли возможно с экономической и социальной точки зрения.

Заметим в то же время, что ни Декрет Кабмина, ни Указ Президента не решают проблему налогообложения доходов граждан в комплексе. Напомним, что подоходный налог является в настоящее время ключевым источником формирования доходов местных бюджетов (см. статьи 64 и 56 Бюджетного кодекса Украины) и по валовым объемам поступлений уступает лишь НДС и налогу на прибыль предприятий. Поэтому государство никогда не «отдаст» этот налог без получения соответствующих компенсаций. Очевидно, такая компенсация возможна при «детенизации» большей части доходов населения. Это, в свою очередь, требует уменьшения общего давления на фонд оплаты труда, в том числе и за счет снижения взносов в различные фонды социального и пенсионного страхования (см. Аналитический отдел Информационного агентства «Украинский Финансовый Сервер»).

Отметим, что перспективы самого конституционного обращения выглядят весьма туманными: Конституционный Суд вряд ли даст разъяснение, последствием которого станет существенное снижение поступлений в местные бюджеты. В пользу этого свидетельствует и пример того же Александра Ржавского, который уже обращался в Конституционный Суд с просьбой объяснить правомерность использования ГНАУ термина «не облагаемый налогом минимум» и его размер — 17 грн. Однако получил отказ с не совсем понятной мотивацией — «в обращении не приведено ни одного конкретного примера неправильного взыскания налогов» (см. «Голос Украины» № 197 от 26 окрября 2001 года).

Однако сам факт такого обращения является чрезвычайно позитивным моментом: исполнительной и законодательной властям необходимо напоминать о том, что их некорректные по отношению к гражданам страны действия не будут оставаться безнаказанными. Понятно, что требовать возвращения увеличенных сумм налога едва ли возможно, но, с другой стороны, гражданам Украины также необходимо помнить, что у них существуют права (а не только обязанности), которые, в случае их нарушения, необходимо отстаивать.

Выйти из этого глухого угла можно было бы, кардинально изменив систему налогообложения граждан. Однако проект Налогового кодекса Украины, который предусматривает упрощение начисления налога физическим лицам, все еще находится на стадии доработки и неизвестно когда будет принят.

Возможно, проблему удастся решить с принятием закона «О налоге на доходы физических лиц», которым предусматривается введение так называемой плоской шкалы в 13 %. Подобный налог был введен в России с 2001 года и это стало настоящей революцией. Однако что будет в нашем случае — предсказать сложнее. Тем более остался открытым вопрос, с какой суммы надо начинать начисление налога. Предлагалось его оставить на уровне 17 грн, 170 грн и минимальной заработной платы. Пока что решение этой проблемы перенесено на третье чтение.

ПЕТРИЧЕНКО Олег — главный научный консультант Аппарата Верховного Совета Украины, г. Киев

Блог Ольги Мневой — независимого финансового и налогового консультанта, бизнес коуча, вашего БУХГАЛТЕРА онлайн.

подоходный налог

(комментарий к изменениям в р. IV «Налог на доходы физических лиц» НКУ, внесенных Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII, далее — Закон № 71)

Вступили в силу 01.01.2015 г.

Прежде всего отметим, что таких кардинальных изменений в законодательстве, как те, которые мы получили в последние дни прошлого года, давно уже не было. В материале мы проанализируем основные нововведения, связанные с НДФЛ. Изменений много, поэтому среди них выделим следующие категории:

  • изменение ставок НДФЛ;
  • изменения в налогообложении пассивных доходов;
  • изменения в налогообложении выигрышей и призов;
  • изменения в налогообложении пенсий и т.п.

Рассмотрим все эти нововведения по порядку.

Увеличена ставка НДФЛ

Вместо 17% — 20%. Правила применения повышенной ставки не изменились: если база обложения НДФЛ для месячного налогооблагаемого дохода не превышает 10-кратного размера минзарплаты, установленной законом по состоянию на 1 января отчетного налогового года (в 2015 году — 12180 грн), применяется ставка НДФЛ 15%. В случае если база обложения НДФЛ, определенная с учетом п. 164.6 НКУ, превышает размер десяти минзарплат — к сумме превышения применяют ставку 20%. Соответствующие изменения внесены в п. 167.1 НКУ.

Итак, вместо привычных 17% налога на доходы, с 1 января 2015 года ставка НДФЛ повышена до 20%.

Применение двойной ставки НДФЛ (30%). Двойной размер ставки, определенной абз. 1 п. 167.1 НКУ (30%), применяется к доходам, начисленным как выигрыш или приз (кроме выигрышей, призов в лотерею) в пользу резидентов или нерезидентов. Раньше среди исключений, прописанных в п. 167.3 НКУ, были также выигрыши в государственную и негосударственную денежные лотереи и выигрыши игрока (участника), полученные от организатора азартной игры.

Следовательно, выигрыши от азартной игры с нового года также облагаются НДФЛ по специальной ставке — 30%. Кроме того, учитывая на то что пп. 165.1.46 НКУ изъяли, выигрыши и призы в государственную и негосударственную денежные лотереи подлежат налогообложению в полной сумме по ставке 15%. Освобождение от обложения НДФЛ суммы выигрыша в государственную денежную лотерею в размере, не превышающем 50 минимальных зарплат, с 01.01.2015 г. уже не действует.

Ставка НДФЛ в размере 10% для зарплаты шахтеров отменена. Ведь исключен п. 167.4НКУ, которым была введена льготная ставка НДФЛ (10%) для обложения НДФЛ зарплаты шахтеров — работников, добывающих уголь, железную руду, руды цветных и редких металлов, марганцевые и урановые руды, работников шахтостроительных предприятий, если они заняты на подземных работах в течение полного рабочего дня и 50% и более рабочего времени в год, а также работников государственных военизированных аварийно-спасательных служб (формирований), в угольной промышленности.

Изменения в налогообложении пассивных доходов

В пп. 164.2.8 НКУ внесены изменения, согласно которым в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход включаются пассивные доходы (кроме определенных в пп. 165.1.41НКУ). Перечень пассивных доходов приведен в пп. 167.5.3 НКУ.

Итак, с 1 января 2015 года по ставке 20% облагаются НДФЛ следующие пассивные доходы:

  • проценты на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет;
  • проценты на вклад (депозит) в кредитных союзах;
  • прочие проценты (в том числе дисконтные доходы);
  • процентный или дисконтный доход по именному сберегательному (депозитному) сертификату;
  • плата (проценты), которая распределяется согласно паевым членским взносам членов кредитного союза;
  • доход, который выплачивается компанией, управляющей активами института совместного инвестирования, на размещенные активы в соответствии с законом, доходы в виде дивидендов по акциям, инвестиционным сертификатам, которые выплачиваются институтами совместного инвестирования;
  • доход по ипотечным ценным бумагам (ипотечным облигациям и сертификатам);
  • проценты (дисконт), полученный владельцем облигации от их эмитента;
  • доход по сертификату фонда операций с недвижимостью и доход, полученный налогоплательщиком в результате выкупа (погашения) управляющим сертификатов фонда операций с недвижимостью в порядке, определенном в проспекте эмиссии сертификатов;
  • инвестиционный доход, включая доход от операций с облигациями внутреннего государственного займа, в том числе от изменения курса иностранной валюты;
  • роялти.

Как видим, с 2015 года перечень пассивных доходов, облагаемых по ставке 20%, дополнен, в частности, инвестиционным доходом (пп. 170.2.9 НКУ), роялти (пп. 170.3.1 НКУ) и прочими процентами (то есть не только по банковским вкладами), в т.ч. дисконтных доходов (пп. 170.4.3НКУ).

Обратите внимание!

В статье относительно обложения процентов по банковским вкладным (депозитным) или текущим счетам, сберегательным (депозитным) сертификатам, вкладам (депозитам) членов кредитного союза (абз. 2 пп. 170.4.1 НКУ) до сих пор речь идет об обложении НДФЛ данных доходов по ставке 15% согласно абз. 1 п. 167.1 НКУ. Скорее всего, это упущение авторов Закона № 71. Ведь вышеперечисленные виды процентов являются пассивными доходами, которые в соответствии с пп. 167.5.1 НКУ должны облагаться налогом по ставке 20%. Они не могут облагаться налогом по ставке 15%, поскольку ставки, определенные пп. 167.1 НКУ, не применяются к доходам, указанным в п.п. 167.2–167.6 НКУ, о чем четко прописано в абз. 4 п. 167.1 НКУ.

Отдельного внимания заслуживают дивиденды.

В статье я подробно рассматривала процедуру налогообложения дивидентов

правила налогообложения которых тоже немного изменились с 01.01.2015 г.:

  • для дивидендов по акциям и корпоративным правам, начисленным резидентами — плательщиками налога на прибыль предприятий, ставку налога на доходы сохранили на уровне 5% (пп. 167.5.2 НКУ);
  • дивиденды, начисленные по акциям и/или инвестиционным сертификатам,выплачиваемым институтами совместного инвестирования, облагаются НДФЛ по ставке 20% (пп. 167.5.1 НКУ);
  • дивиденды по привилегированным акциям, как и ранее, в соответствии с пп. 170.5.3 НКУприравниваются к зарплатным выплатам и облагаются НДФЛ по ставке 15% (20%).

Как видим, в случае выплаты дивидендов единщиками ставка НДФЛ составляет 20%. Законодатель лояльно отнесся только к плательщикам налога на прибыль.

Что касается иностранных дивидендов (дивидендов с иностранным источником начисления или начисленных нерезидентами), то норма абз. 2 пп. 170.11.1 НКУ, которая разрешала их облагать по ставке 5%, исключена. Получается, что с нового года такие иностранные дивиденды облагаются как пассивные доходы — по ставке НДФЛ 20%.

Напомним!

Дивиденды окончательно облагаются налоговым агентом при их начисленииналогоплательщику (пп. 170.5.4 НКУ). Поэтому дивиденды, начисленные в 2014 году, облагаются по старым правилам с применением ставки 5%.

Налогообложение выигрышей и призов

Во-первых, налоговым агентом налогоплательщика при начислении (предоставлении) в его пользу дохода в виде выигрышей в букмекерском пари и в пари тотализатора теперь также является лицо, осуществляющее данное начисление (выплату) (пп. 170.6.1 НКУ).

Во-вторых, налоговый агент — оператор лотереи ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца, должен уплачивать в бюджет общую сумму налога, начисленного по ставке 15%, из общей суммы выигрышей (призов), выплаченных за налоговый (отчетный) месяц игрокам в лотерею (пп. 170.6.2 НКУ). Такие налоговые агенты в форме № 1ДФ отражают общую сумму начисленных (выплаченных) в отчетном налоговом периоде доходов в виде выигрышей (призов) и общую сумму удержанного с них НДФЛ. Информация о суммах отдельного выигрыша, суммах начисленного на него налога, а также сведения о физическом лице — налогоплательщике, получившем доход в виде выигрыша (приза), в форме № 1ДФ не указывается (абз. 2 пп. 170.6.2НКУ).

В-третьих, во время начисления (выплаты) доходов в виде выигрышей в лотерею или в других розыгрышах, предусматривающих предварительное приобретение налогоплательщиком права на участие в таких лотереях или розыгрышах, не учитываются расходы налогоплательщика в связи с получением данного дохода (пп. 170.6.4 НКУ).

В-четвертых, доходы в виде выигрышей и призов окончательно облагаются при их выплате и за их счет (пп. 170.6.5 НКУ).

Налогообложение пенсий

С 1 января 2015 года пенсии (включая сумму их индексации, начисленную в соответствии с законом) или ежемесячное пожизненное денежное содержание, получаемые из ПФУ или бюджета, подлежат обложению НДФЛ по ставкам 15% (20%) — в части, превышающей 3 размера минзарплаты (в 2015 году — 3654 грн). До 01.01.2015 г. под обложение НДФЛ подпадала лишь часть пенсии, превышающей 10000 грн (пп. 164.2.19 НКУ).

В случае если размер пенсии не превышает 3654 грн, она не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика и не облагается НДФЛ (пп. «е» пп. 165.1.1НКУ).

Относительно негосударственного пенсионного страхования, то в пп. 164.2.16 НКУуточняется, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход включается также доход в виде сумм пенсионных взносов, страховых платежей, в т.ч. по договорам добровольного медицинского страхования и по договору страхования дополнительной пенсии, уплаченный любым лицом-резидентом за налогоплательщика или в его пользу.

Поэтому страховые платежи по договорам добровольного медицинского страхования и по договорам страхования дополнительной пенсии теперь подлежат обложению НДФЛ. Попали под налоговый пресс и взносы работодателей-резидентов по договорам долгосрочного страхования жизни, которые убрали из исключений, предусмотренных пп. «в» пп. 164.2.16 НКУ, относительно освобождения от обложения НДФЛ.

Следовательно, начиная с 01.01.2015 г. взносы работодателей за своих наемных работников по договорам долгосрочного страхования жизни, независимо от размера данных взносов, включаются в общий (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщиков — наемных работников.

Перерасчет НДФЛ

В целом изменения касательно перерасчета являются сугубо техническими. В абз. 5 пп. «є» п. 176.1 НКУ ставку 17% заменили на ставку 20%. К тому же в абз. 6 упомянутого подпункта уточняется, что отрицательная разница налога (полученная в результате перерасчета) подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном НКУ.

Размер налоговой социальной льготы

В предыдущей редакции абз. 8 п. 1 «Заключительных положений» НКУ отмечалось следующее: до 31 декабря 2014 года налоговая социальная льгота, согласно п. 169.1 НКУ, предоставляется в размере, равном 50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (из расчета на месяц) для любого налогоплательщика. С 1 января 2015 года размер льготы планировали повысить до 100% размера данного прожиточного минимума. Однако в связи со сложной экономической ситуацией введение налоговой соцльготы в размере 100% теперь перенесли на 2016 год (п. 117 Закона № 71).

Таким образом, в течение 2015 года размер налоговой соцльготы составит (как и в 2014 году) — 609 грн.

Прочие изменения

Предоставление недвижимости в аренду. В материале «

я уже поднимала вопрос касательно неоднозначной трактовки НКУ даты уплаты НДФЛ с дохода, полученного от предоставления недвижимости в аренду.

Эта неоднозначность заключалась в том, что норма пп. 170.1.4 НКУ, в которой отмечалось, что доходы от предоставления недвижимости в аренду облагаются при их выплате, не согласовывалась с пп. 168.1.5 НКУ, который требует с начисленного, но не выплаченного дохода перечислять НДФЛ в бюджет не позднее 30 календарных дней, следующих за месяцем начисления дохода.

Однако сейчас такая несогласованность устранена. Доходы от предоставления недвижимости в аренду, в соответствии с обновленным пп. 170.1.4 НКУ, облагаются налоговым агентом при их начислении (выплате).

Налогообложение долга, прощенного кредитором. С 1 января 2015 года ст. 165 НКУдополнена пп. 165.1.55, согласно которому, если кредитор по своему самостоятельному решению (не связанному с процедурой банкротства) до истечения срока исковой давностипрощает налогоплательщику основную сумму долга (кредита) в сумме, не превышающей 50% одной минимальной зарплаты (в 2015 году — 609 грн) — данная сумма прощенного долга не включается в общий налогооблагаемый доход налогоплательщика и не облагается НДФЛ. Сумма превышения облагается НДФЛ как дополнительное благо (пп. «д» пп. 164.2.17 НКУ).

Кредитор при этом обязан уведомить налогоплательщика-должника о прощении (аннулировании) долга и включить сумму прощенного (аннулированного) долга в форму № 1ДФпо итогам отчетного периода, в котором такой долг был прощен. Уведомление отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении или подается должнику под подпись лично. Также можно заключить договор о прощении долга.

При условии если уведомление было отправлено должнику, то он самостоятельно уплачивает НДФЛ и отражает его в годовой налоговой декларации. В случае неуведомления кредитором должника о прощении (аннулировании) долга, такой кредитор обязан исполнить все обязанности налогового агента.

По материалам статьи Евгения ПАНЧИШИНИНА,

бухгалтера-эксперта для Интерактивной бухгалтерии

Рассмотрим наиболее распространенные примеры налогообложения заработной платы в 2015 году, продемонстрировав влияние таких новаций.

Зарплата превышает 12180 грн

В соответствии с п. 167.1 НКУ, в случае если база налогообложения для месячного налогооблагаемого дохода не превышает 10-кратный размер минзарплаты (в 2015 году — 12180 грн), ставка налога составляет 15%, а к сумме превышения с 01.01.2015 г. применяется ставка НДФЛ — 20% (ранее было 17%).

Пример 1

Работнику предприятия в январе 2015 го-да начислили заработную плату в размере 10000 грн и премию за IV кв. в размере 5000 грн. Иных доходов в отчетном месяце он не получал. Предприятию установлен класс профессионального риска производства — 1 и, соответственно, ставку ЕСВ — 36,76%. Право на применение понижающего коэффициента к установленной ставке ЕСВ предприятие не имеeт) 100% 0% no-repeat;”>.

Премия входит в состав зарплаты в соответствии с пп. 14.1.48 НКУ. Общая начисленная зарплата в январе 2015 года составляет 15000 грн (10000 грн + 5000 грн).

Начислен ЕСВ в сумме:

15000 грн × 36,76% = 5514 грн.

Удержан ЕСВ в сумме:

15000 грн × 3,6% = 540 грн.

Удержан НДФЛ: 12180 грн × 15% + (15000 грн – 12180 грн – 540 грн) × 20% = 2283 грн.

Удержан военный сбор:

15000 грн × 1,5% = 225 грн.

На руки работник получит:

15000 грн – 540 грн – 2283 грн – 225 грн = 11952 грн.

Выплата зарплаты и дохода в натуральной форме

При начислении (предоставлении) доходов в любой неденежной форме база налогообложения определяется как стоимость такого дохода, рассчитанная по обычным ценам, умноженная на неденежный коэффициент (п. 164.5 НКУ).

Неденежный коэффициент рассчитывается в зависимости от ставки налогообложения, и в 2015 году он составляет:

– для ставки НДФЛ 15% — 1,176471;

– для ставки НДФЛ 20% — 1,25 (в 2014 году было 1,204819 для ставки 17%).

Пример 2

Работнику предприятия (бухгалтеру) в январе начислили заработную плату в размере 8000 грн. Предприятию установлен класс профессионального риска производства — 1 и, соответственно, ставка ЕСВ — 36,76%. Права на применение понижающего коэффициента к ставке ЕСВ предприятие не имеет. Кроме того, в январе работник получил новогодний подарок от фирмы — ноутбук стоимостью 7000 грн. Как такие доходы облагать НДФЛ и в какой последовательности применять шкалу налогообложения?

Прежде всего выясним: начисляется ли на стоимость подарка ЕСВ? Учитывая определение базы начисления ЕСВ ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ) 100% 0% no-repeat;”>, проанализируем, можно ли такой подарок считать зарплатой для целей начисления ЕСВ.

Определение видов выплат, относящихся к основной, дополнительной заработной плате и прочих поощрительных и компенсационных выплат, при начислении единого взносапредусмотрено Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. №5 (далее — Инструкция №5). На это указывает пп. 5 п. 4.3 Инструкции № 455) 100%. Согласно пп. 2.3.2 Инструкции №5, единоразовые поощрения, не связанные с конкретными результатами труда, в т.ч. в натуральной форме включаются в фонд оплаты труда как прочие поощрительные и компенсационные выплаты, а значит, на стоимость подаренного работнику ноутбука начисляется ЕСВ. В то же время нормы п. 164.6 НКУ касательно вычитания суммы удержанного ЕСВ при определении базы обложения НДФЛ здесь не действуют. Ведь с точки зрения НКУ разовый подарок, приуроченный к празднику, не являетсязарплатой (если это не предусмотрено условиями коллективного договора в дополнение к зарплате). Подарки облагаются НДФЛ в соответствии с пп. 164.2.10 НКУ в пределах, определяемых р. IV НКУ.

Важно!

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика не включается стоимость подарков, не превышающая 50% одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2015 году — 609 грн). (пп. 165.1.39 НКУ)

Для того чтобы не возникали вопросы о том, считать ли подарок дополнительным благом и облагать НДФЛ согласно пп. 164.2.17 НКУ, облагать ли его как подарок по правилам пп. 164.2.10 НКУ, советуем заключить с работником договор дарения. При определении базы обложения НДФЛ подарка стоимость ноутбука следует уменьшить на сумму необлагаемой стоимости подарка — 609 грн.

Согласно условиям примера, сумма общего месячного налогооблагаемого дохода в январе — 15000 грн (8000 грн + 7000 грн). База налогообложения по ставке 15% составляет 12180 грн, из них база налогообложения зарплаты: (8000 грн – (8000 грн х 3,6%) = 7712 грн. Часть базы налогообложения подарка по ставке 15% равна: 12180 грн – 7712 грн = 4468 грн, а часть налогооблагаемого дохода соответственно составляет 3797,80 грн (4468 грн : 1,176471). По ставке 20% облагается часть стоимости подарка в сумме 2593,20 грн (7000 грн – 609 грн – 3797,80 грн), а база налогообложения по повышенной ставке с учетом неденежного коэффициента соответственно — 3241,50 грн (2593,20 грн х 1,25).

Таким образом, общая база налогообложения подарка составит 7709,50 грн (4468 грн + 3241,50 грн). Сумма удержанного с подарка НДФЛ равна: (4468 грн х 15%) + (3241,50 грн х 20%) = 1318,50 грн. Соответственно, доначисленная база обложения НДФЛ в связи с применение неденежного коэффициента — 1318,50 грн.

Расчеты и бухучет операций начисления, выплаты зарплаты и предоставления работнику подарка приводим в таблице 1.

* ЕСВ и военный сбор, подлежащий удержанию из дохода работника в натуральной форме, следует удержать из прочих (денежных) доходов работника (см. дополнительно письма ГФС от 08.09.2014 г. № 3095/6/99-99-17-03-03-15 и ПФУ от 16.09.2011 г. №19693/03-30 и от 20.03.2012 г.№6288/03-30).

Обратите внимание!

В соответствии с пп. 168.1.4 НКУ, если доход предоставляется в неденежной форме, налог уплачивается в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем такого начисления (выплаты).

Специалисты ГФС придерживаются мнения, что в графах 3а и 3 формы №1ДФ следует отражать сумму дохода с учетом неденежного коэффициента, то есть в нашем случае с признаком дохода «126» следует показать сумму 7709,50 грн (см. письмо ГУ Миндоходов в Полтавской области от 14.11.2013 г. №1486/10/16-31-17-01-21).

Также отметим, что наша методика расчета НДФЛ с дохода, выплачиваемого в натуральной форме, если его размер превышает 10 минзарплат, несколько отличается от методики, предложенной ГФС в подкатегории 103.07 «ЗІР». Если точнее, то налоговики иначе предлагают определять часть дохода, облагаемого налогом по ставке 15% и 20%.

Согласно методике ГФС, часть налогооблагаемого дохода в виде подарка, облагаемого НДФЛ:

  • по ставке 15% равна 4468 грн (12180 грн – 7712 грн);
  • по ставке 20% равна 1923 грн (7000 грн – 609 грн – 4468 грн).

База налогообложения с учетом неденежного коэффициента составляет:

  • 5256,47 грн для ставки 15% (4468 грн × 1,176471);
  • 2403,75 грн для ставки 20% (1923 × 1,25).

Сумма удержанного с подарка НДФЛ равна: (5256,47 грн × 15%) + (2403,75 грн × 20%) = 1269,22 грн.

Рассмотрим порядок расчета по методике ГФС в таблице 2.

* ЕСВ и военный сбор, подлежащий удержанию из дохода работника в натуральной форме, следует удержать из прочих (денежных) доходов работника (см. дополнительно письма ГФС от 08.09.2014 г. №3095/6/99-99-17-03-03-15 и ПФУ от 16.09.2011 г. №19693/03-30 и от 20.03.2012 г.№6288/03-30).

На руки работник получит: 8000 грн – 288 грн – 252 грн – 1156,80 грн – 120 грн – 95,87 =6087,33 грн зарплаты.

В январе 2015 года начисленная зарплата меньше размера минзарплаты

В 2015 году изменился порядок начисления ЕСВ в случаях, когда начисленная зарплата (больничный) за соответствующий месяц меньше размера установленной законом минзарплаты (в 2015 году — 1218 грн). В таком случае сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размераминимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется зарплата (доход), и ставки ЕСВ (предпоследний абзац ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ). Удержания ЕСВ производится из фактически начисленной зарплаты.

Кроме того, если мы говорим о невысокой зарплате, возникает вопрос касательно применения к данному доходу налоговой соцльготы. Она в 2015 году не изменилась по сравнению с 2014 годом и, по-прежнему, составляет 609 грн.

Налоговая соцльгота применяется к заработной плате (прочим приравненным к ней выплатам, компенсациям и вознаграждениям), если ее размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривен. В 2015 году это 1710 грн. (пп. 169.4.1 НКУ)

Пример 3

Работнику (основное место работы) установлен должностной оклад — 1600 грн, а работает он на 0,5 ставки и, соответственно, ему начислили в январе 2015 года зарплату — 800 грн. Предприятию установлен класс профессионального риска производства — 1 и ставка ЕСВ — 36,76%. Работник пользуется льготой в размере 100% согласно пп. 169.1.1 НКУ (609 грн).

Несмотря на то, что работнику начислили зарплату в сумме 800 грн, и учитывая категорию плательщика единого взноса, нужно начислить ЕСВ на сумму минзарплаты.

Начислен ЕСВ в сумме:

1218 грн × 36,76% = 447,74 грн.

Удержан ЕСВ в сумме:

800 грн × 3,6% = 28,80 грн.

Удержан НДФЛ в сумме:

(800 грн – 28,80 грн – 609 грн) × 15% = 24,33 грн

Удержан военный сбор в сумме:

800 грн × 1,5% = 12 грн.

На руки работник получит:

800 грн – 28,80 грн – 24,33 грн – 12 грн = 734,87 грн.

Анализируя изменения-2015, касающиеся использования минзарплаты как базы для начисления ЕСВ, у многих работодателей возник вопрос: а касается ли это нововведение зарплаты инвалидов?

То есть, если работнику-инвалиду в январе 2015 года начислили зарплату меньше чем 1218 грн, что будет базой для начисления ЕСВ: фактически начисленная зарплата или размер минимальной зарплаты?

Считаем, в данном случае требование о начислении ЕСВ, исходя из базы начисления в размере минзарплаты, не работает. Ведь такая норма установлена лишь для плательщиков ЕСВ из ч.ч.5 и 6 ст.8 Закона о ЕСВ, а размер ставки (8,41%) определен для предприятий, учреждений и организаций, в которых работают инвалиды ч. 13 ст.8 Закона о ЕСВ.

Однако окончательную точку в этом вопросе может поставить только ГФС, поэтому с нетерпением будем ждать первых разъяснений контролеров.

Также напомним: с 01.01.2015 г. согласно абз.2 п.2 ч.1 ст.7 Закона о ЕСВ физлица-предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, если в отчетном году или отдельном месяце отчетного года ими не получен доход (прибыль), имеют право самостоятельно определить базу начисления ЕСВ, но не более максимальной величины базы начисления ЕСВ. При этом сумма единого взноса для них не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

Налоги на квартиры, машины и доходы: сколько и когда платить

Украинцы в 2021 году должны заплатить налоги с дополнительных доходов, а также за свои квартиры и машины. Ставки остались неизменными, однако, уже в ближайшее время правила могут кардинально изменить.

За что и сколько нужно заплатить украинцам до лета, пишет Александр Литвин, Обозреватель.

Кто должен платить налоги с доходов? За что и сколько?

В Украине работодатель платит налоги вместо сотрудника. "На руки" отдают уже "чистую" зарплату, а положенное государству – переводят сами. Но, если вы получаете доходы, например, как фрилансер, продали недвижимость или машину, предоставляете какие-то услуги "на дому", то налоги нужно платить самостоятельно.

Об этом говорится в 162 статье Налогового кодекса. К примеру, если вы сдаете в аренду квартиру, раз в год нужно подсчитать свой доход и уплатить с него налог. Правда, львиная доля украинцев не просто не декларируют дополнительные доходы, но даже не знают, что это нужно делать.

За что нужно платить налог:

  • доход от независимой профессиональной деятельности (парикмахеры, сантехники, копирайтеры и т. д.) – 18%;
  • доход от аренды недвижимости – 18%;
  • прибыль от ценных бумаг – 18%;
  • вознаграждения и другие выплаты по договору – 18%;
  • подарки и не целевая благотворительность – 18%;
  • доход от продажи недвижимости – 5%.

В сумме за год владелец квартиры, которую он сдает за 10 тыс. грн, должен заплатить в бюджет 21 600 грн. За нарушения грозят штрафы. Если не подать декларацию вовремя, придется заплатить 51-136 грн. А за сокрытие дохода штраф может составить от 10 до 50% не уплаченной суммы (зависит от того, как долго скрывать). Ну и, к тому же, придется и заплатить в бюджет сам налог.

Кому нужно заплатить налог за квартиру?

Часть украинцев до 1 июля получит по месту прописки квитанции-уведомления о необходимости заплатить налог на недвижимость. Платить нужно за квартиры, площадь которых превышает 60 квадратов, и за дома площадью от 120 квадратных метров.

Это при условии, что одному члену семьи принадлежит больше указанной площади. Размер налога – до 1,5% от минимальной зарплаты за прошлый год за каждый квадрат сверх нормы. Например, если квартира площадью 80 квадратных метров, заплатить придется до 1416 грн (по 70,8 грн за каждый "лишний" квадрат).

Кому нужно заплатить налог за машины?

Украинцы, которые владеют машинами стоимостью от 2,2 млн грн и возрастом не больше пяти лет, должны заплатить 25 тыс. грн налога. На это дают 60 дней с момента получения квитанции.

Как говорится в ст. 267 Налогового кодекса, квитанция придет по месту регистрации. Если же не заплатить в течение 60 дней, сумма налога будет расти. Так, оплата в первые 90 дней – плюс 10% к штрафу, после 90 дней – 20%. Кроме того, автомобиль или другое имущество могут арестовать (так называемый налоговый залог).

Пользоваться машиной можно и в залоге, но продать или подарить ее не получится. Более того, налоговики имеют право забрать автомобиль, продать его, из полученной суммы получить платеж, а сдачу вернуть уже бывшему собственнику автомобиля. Правда, такая ситуация – большая редкость. Зачастую должники после налогового залога сразу же платят по счетам.

А сколько нужно заплатить заробитчанам?

Украинец, который получил доход за границей, по закону должен, вернувшись домой, пойти в налоговую по месту регистрации, заполнить декларацию и уплатить часть государству. Как отмечает генеральный директор Baker Tilly Ukraine Александр Почкун, в налогообложении заробитчан есть свои особенности.

Если украинец работает в стране, с которой подписано специальное соглашение, то по приезду в Украину нужно заполнить декларацию и компенсировать только налоговую ставку. К примеру, в Болгарии подоходный налог составляет 10%. Если с ней подписано специальное соглашение, то в Украине нужно будет доплатить налог в размере 9,5% (в Украине подоходный налог с военным сбором составляет 19,5%).

Что хотят изменить?

Подоходный налог менять не будут. Во всяком случае, о таких планах ни в правительстве, ни в парламенте не заявляют. А вот другие, более мелкие налоги, могут изменить. К примеру, глава профильного комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев рассказал, что уже разработал новые правила для налога на недвижимость.

По действующим правилам, если в одном городе два одинаковых по площади дома: один на окраине и стоит 1 млн грн, а второй в центре и стоит 10 млн грн, налог будет одинаковым.

А вот новые ставки для налога на машины в Раде уже зарегистрировали. Соответствующее нововведение предусмотрено в законопроекте №4104 (под авторством премьер-министра Дениса Шмыгаля). Сейчас минимальная стоимость машины, при которой нужно платить налог – 2,2 млн грн. По новым правилам была бы – 1,2 млн.

В Украине культура уплаты налогов все еще формируется. Налоги не платят миллионы украинцев, целые рынки, такие как аренды жилья, находятся в тени. Однако любое государство не может быть успешным без прозрачной уплаты налогов.

Читайте также: