Поднятие налогов на 22 процента

Опубликовано: 20.09.2024

В августе президент подписал Федеральный закон от 3.08.2018 № 303-ФЗ, предусматривающий повышение базовой ставки НДС с 18% до 20% в следующем году.

С предложением повысить базовую ставку НДС на 2% выступил Дмитрий Медведев на заседании правительства 14 июня. При этом он пообещал сохранение всех льгот по НДС на основные социально значимые товары и услуги: продовольствие, детские товары, медицинские товары. Также он предупредил, что нулевые ставки сохранятся на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

НДС 20 процентов: с какого числа

Федеральный закон от 03.08.18 № 303-ФЗ, который касается повышения НДС, вступит в силу с 1 января 2019 года.

16 июня правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в законодательстве о налогах и сборах, в числе которых предложение повысить НДС. Соответствующие распоряжения подписал Дмитрий Медведев.

Один законопроект, помимо повышения базовой ставки НДС с 18% до 20%, предполагал внесение следующих изменений в законодательство по налогам и сборам:

  • снижение совокупного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%;
  • сохранение права на вычет сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг за счет субсидий или бюджетных инвестиций, для организаций автомобильной промышленности на период до 1 января 2019 года.

Второй законопроект предлагал изменения в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», согласно которым тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен быть зафиксирован в размере 22% с предельной величиной базы для обложения взносами и 10% сверх предельной величины. В настоящее время постоянный тариф составляет 26%.

Как изменится законодательство о налогах и сборах в 2019 году

Подписанный президентом закон о повышении НДС с 2019 года до 20% сохраняет на постоянной основе ставку страховых взносов в социальные внебюджетные фонды на уровне 30%.

Кроме того, согласно документу, продолжают действовать все существующие льготные ставки по НДС и права автопроизводителей получать вычеты на суммы НДС, уплаченные за товары, работы и услуги, даже если они приобретались за счет бюджетных субсидий или бюджетных инвестиций.

До 2025 года будет действовать нулевая ставка НДС для авиаперевозок в Республику Крым и Севастополь, в регионы Дальневосточного федерального округа, Калининградскую область. Сейчас внутренние авиаперевозки облагаются НДС по льготной ставке 10%. Исключение распространяется на Республику Крым, Севастополь и Калининградскую область — для них установлен нулевой НДС (для Крыма и Севастополя — до 1 января 2019 года, для Калининградской области — на бессрочной основе).

Принятый закон сохраняет на постоянной основе действующую ставку взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 22%. Сохраняется ставка взноса в 10% на зарплаты сверх установленной предельной величины. До 2025 года для некоммерческих и благотворительных организаций продлено действие пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (20%), медстрахование и страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством (0%).

В настоящее время общая ставка страховых взносов — 30% от фонда оплаты труда, из которых 22% — это взнос в ПФР, 5,1% — в ФОМС, 2,9% — в ФСС. Предполагалось, что с 2021 года общая ставка должна вырасти до 34%, однако с учетом принятого закона она останется на уровне 30% .

НДС — 20 процентов: причины повышения

Повышение ставки НДС до 20% будет приносить бюджету более 600 млрд руб. дополнительных доходов в год, отмечает Дмитрий Медведев.

По словам премьер-министра, правительство также приняло решение отказаться в будущем от использования такого института, как консолидированные группы налогоплательщиков, из-за отмены требования о контроле за трансфертными ценами внутри страны.

«Проблема так называемых консолидированных групп не новая. У этого механизма есть существенные недостатки. Прежде всего речь идет о выпадающих доходах региональных бюджетов. Поэтому начиная с 2016 года, напомню, мы приостановили создание новых групп и запретили расширение уже действующих, ввели ряд ограничительных мер, — отметил премьер-министр на заседании правительства. – А с 2023 года этот институт на федеральном уровне вообще будет ликвидирован. Принимая это решение заранее, мы должны сделать так, чтобы и у налогоплательщиков, и у региональных властей было время подготовиться к изменению налоговых правил в части консолидированных групп налогоплательщиков».

Предложенные налоговые меры позволят поддержать экономический рост, будут стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства. Новую налоговую конфигурацию, если она будет принята, Медведев предложил зафиксировать на ближайшие шесть лет.

В текущем году правительство также планирует проработать решение о создании условий по улучшению администрирования и снижения административной нагрузки на бизнес. Это позволит снизить налоговую нагрузку на самозанятых, индивидуальных предпринимателей.

Переход на НДС 20%

В связи с повышением НДС до 20% возникает множество вопросов, связанных с переходным периодом. И нужно сказать, что Федеральный закон от 3.08.2018 № 303-ФЗ, подписанный президентом, не предусматривают никаких особых условий в этот период. Зато вышло несколько писем Минфина с разъяснениями о том, как действовать бухгалтерам в тех или иных ситуациях.

  • Вы закупаете товар в 2017 году по ставке НДС 18%, а реализуйте в 2019 году по ставке 20%.

Что нужно знать? При реализации после 1 января 2019 года товаров, приобретенных в 2018 году, применяется ставка НДС в размере 20%, то есть на налоговые преференции рассчитывать не стоит.

  • Аванс за товар был перечислен в 2018 году, а отгружен товар после 1 января 2019 года.

Документ уточняет, что Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», одобренный Советом Федерации, предусматривает увеличение с 1 января 2019 года ставки НДС до 20 процентов в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года. «При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых по договорам, заключенным до 1 января 2019 года, в том числе предусматривающих перечисление авансовых платежей, указанным Федеральным законом не предусмотрено», — говорится в Письме Минфина.

С учетом изменений могут возникнуть сложности с правильным заполнением декларации по НДС — когда в первом квартале 2019 года надо отобразить одновременно несколько ставок: 18/118 и 20%.

Также сложности могут возникнуть в случаях, когда принимаются к вычету не принятое ранее НДС по счетам-фактурам 2018 года — в этом случае необходимо указать в декларации ставку 18%.

  • ККТ должны печатать чеки с указанием ставки НДС 20%.

ФНС предупреждает владельцев онлайн-касс о том, что первый чек, пробитый после 1 января 2019 года, должен содержать ставку НДС 20%.

«После вступления в силу проекта приказа, но не ранее 1 января 2019 года в кассовом чеке и кассовом чеке коррекции ставка НДС должна быть указана в размере 20% или 20/120, а также расчет соответствующей суммы должен быть произведен по ставке НДС 20% или, соответственно, по расчетной ставке 20/120», — уточняется в Письме ФНС.

Поэтому владельцам касс необходимо позаботиться об установке к 1 января 2019 года соответствующего обновления в программном обеспечении ККТ, которые обеспечат формирование фискального документа с действующей ставкой НДС при первом расчете с 1 января 2019 года.

  • Что будет с налоговыми льготами по НДС, со ставкой НДС 10% и со специальными налоговыми режимами — ЕНВД и УСН?

Разъяснения дает Письмо Минфина от 24.08.2018 № 03-01-11/60358.

В письме говорится, что сохраняются:

  • льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения НДС;
  • пониженная ставка НДС в размере 10%, которая применяется в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

С целью поддержки бизнеса для налогоплательщиков предусмотрена возможность добровольного выбора оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики вправе применять в отношении осуществляемой деятельности специальные налоговые режимы.

  • Услуги по предоставлению в аренду имущества, оказываемые после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключены до указанной даты.

в этом случае договора придется пересмотреть: внести дополнительные соглашения и учесть в них повышение ставки НДС, а это может повлиять на повышение цены договора.

Ставка НДС в размере 20% применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты. Что касается определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется оказание услуг по предоставлению в аренду имущества, то данный вопрос регулируется нормами части первой Гражданского кодекса, разъяснения по применению, которого к компетенции Минфина не относятся.

Новая форма декларации по НДС в 2019 году

Декларацию по НДС и книгу продаж в 2019 году придется заполнять по новым формам. В новой редакции нужно обратить внимание на разделы 3, 9 и также приложение № 1 к разделу 9.

Раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1 — 4 статьи 164 НК РФ»: появятся строки для внесения налоговой базы и суммы налога, рассчитанной по ставкам 20% и 20/120. При этом строки для указания аналогичных показателей для ставок 18% и 18/118 останутся.

Появятся новые строки:

  • Строка 043 — для организаций, которые отказались от применения нулевой ставки НДС.
  • Строка 044 — для участников системы tax-free. Также для них появится строка 135, чтобы указывать вычет.

Раздел 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период»: появятся строки 036 для указания кода вида товара (вносится теми, кто экспортирует товары в страны ЕАС). Строки дублируются под номером 116 в приложении к разделу 9.

Также раздел 9 и приложение № 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж» дополнятся строками, в которых отражается стоимость продаж и налог, который исчислен по ставке 20%.

Калькулятор НДС

Рассчитать НДС можно как вручную, так и с помощью калькулятора НДС онлайн. Для этого достаточно указать цену и ставку НДС.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Фото: Оксана Юшко / Reuters

Министр финансов Антон Силуанов в рамках своего выступления на Неделе российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) впервые назвал конкретные параметры одного из основных предложений ведомства по налогам, которое предполагает снижение размера страховых взносов и увеличение ставки НДС. По его мнению, оба платежа должны составлять 22%. «Считаем возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести налоговую нагрузку на косвенные налоги. По нашим расчетам, с тем чтобы это было нейтрально для бюджета, ставки должны составлять около 22%. Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость», — сказал министр.

Минфин предлагает сохранить льготы по уплате НДС для отдельных отраслей — сельского хозяйства, медицины, образования, финансового сектора. «Единственное, для кого это (рост НДС. — РБК) может дать дополнительную нагрузку — это те отрасли, которые сегодня работают в серую, которые показывают меньше выручки, которые не платят налоги», — резюмировал Силуанов.

Поддержка бизнеса

Действующие страховые взносы — тяжелая нагрузка для предприятий, в России она одна из самых высоких в мире, пояснил министр финансов идею снизить ставку страховых взносов, выступая на неделе РСПП, передал корреспондент РБК. Рост ставки по страховым взносам приводит к увеличению теневого сектора в экономике, и нужно двигаться в «обратном направлении» — снизить ставку страховых взносов при одновременном повышении ставки НДС, предлагает министр.

Сейчас ставка НДС составляет 18%. Размер страховых взносов находится на уровне 30%: работодатель переводит 22% с зарплаты работника в Пенсионный фонд, 5,1% — в ФОМС и 2,9% в ФСС. В случае со взносами в ПФР и ФСС действует регрессия: если зарплата работника превышает установленные величины, с начала года ставки отчислений снижаются. Силуанов в понедельник заявил, что выступает за плоскую шкалу отчисления взносов. «Здесь можно и нужно говорить о введении единого платежа, который будет расщепляться в соответствии с кодами в государственные бюджетные фонды. Это будет одна платежка, упрощение администрирования для бизнеса, упрощение отчетности», — пояснил глава Минфина, добавив, что новый предложенный подход будет выгоден и для экспортеров.

Соцблок против

Минфин будет обсуждать все сложные моменты предлагаемой схемы с социальным блоком правительства, обещал министр. Впрочем, против снижения ставки страховых взносов выступил глава Минтруда Максим Топилин. «Это приведет к тому, что будет все больше трансфертов в Пенсионный фонд. Мы шли другим путем, у нас в правительственных документах написано об ином, что мы уменьшаем трансферт, уходим от зависимости от федерального бюджета», — заявил он (цитата по «Интерфаксу»). Топилин отметил, что понижение ставки страховых взносов до 22% потребует ежегодно около 2 трлн руб. трансферта из федерального бюджета в бюджет ПФР.

Вопрос о том, как сбалансировать бюджет при таком снижении ставок, задал на форуме и глава РСПП Александр Шохин. В ответ глава Минфина согласился, что над балансировкой и настройкой пенсионной системы необходимо работать совместно с социальным блоком правительства. «Ту разницу, которая останется, бюджет будет покрывать за счет своих расходов в виде дотаций ПФР, для того чтобы обеспечить необходимые индексации, которые сегодня предусмотрены в рамках действующего законодательства», — заявил Силуанов. Также он пояснил, что система будет балансироваться за счет изменения порядка расчета страховых взносов — введения плоской шкалы взносов и избавления от так называемого хвоста (зарплаты больше определенного размера облагаются взносами по ставке 15,1%).

Антон Силуанов

Впрочем, риск роста трансфертов из бюджета не единственный контраргумент соцблока правительства. Не верят там и в позитивный эффект по выходу экономики из тени. Максим Топилин отметил, что в России нагрузка на фонд заработной платы в части взносов во внебюджетные фонды ниже, чем во многих развитых странах, и высказал мнение, что снижение ставки не поможет обелению бизнеса, который не платит в фонды ничего. «Мы уже в каком-то году — в 2005-м или в 2006-м — снижали ставку с 28 до 20% в Пенсионный фонд. И тоже говорили о том, что вырастет доля легального сектора. Мы сейчас считаем — она не снизилась, а наоборот, выросла. Ведь те, кто «в тени», они вообще ничего не платят, им что 22%, что 30% — без разницы», — сказал Топилин.

Инфляционный НДС

По расчетам Минфина, увеличение НДС приведет к разовому «вкладу в инфляцию» на уровне 2%. Но опрошенные РБК эксперты не столь оптимистичны. Рост цен будет держаться на более высоком уровне около полугода, полагает заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики (ВШЭ) Владимир Бессонов. При этом Центробанк ставит своей целью достижение инфляции в 4% и удержание ее на этом уровне. Однако из-за роста НДС регулятор может и не достичь желаемого, предупреждает Бессонов.

Риск всплеска инфляции не единственная опасность, сопряженная с увеличением НДС. С макроэкономической точки зрения значимого скачка инфляции может и не быть, однако рост НДС повлечет «существенное снижение уровня жизни», указывает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Подорожают продукты и лекарства, и вся эта нагрузка ляжет на обычных граждан, отмечает она.

Вопрос не риторический

Официально предложенная Минфином схема — один из вариантов, обсуждавшихся финансовыми и экономическими властями. Как ранее сообщал РБК, рассматривалось и соотношение «21/21». Кроме итогового варианта «22/22» «Ведомости» также сообщали и о вариантах «20/22», «21/22»

Первый вице-премьер Игорь Шувалов подтвердил, что обсуждаются разные варианты. «Это может быть по-разному, зависит от того, как закончится дискуссия», — пояснял Шувалов на вопрос журналиста РБК.

Минфин выбрал схему «22/22» из-за объема выпадающих доходов, считает Суслина. По ее расчетам, при применении такого маневра бюджет недополучит 150–180 млрд руб. При схеме «21/21», подсчитала Суслина, бюджет лишился бы более 500 млрд руб.

Прочие резервы

Изменением размера страховых взносов и ставки НДС налоговые новации не закончатся.

Силуанов также подчеркнул, что Минфин видит существенный потенциал для увеличения доходов бюджета в улучшении администрирования налогов. «Мы будем больше и жестче требовать уплату налогов с тех предприятий, которые еще не являются добросовестными налогоплательщиками. Ну и, соответственно, это будет залогом того, что мы не будем увеличивать налоговую нагрузку», — заявил министр

Минфин намерен и дальше развивать и внедрять системы маркировки и отслеживания товаров. По словам Силуанова, введение маркировки меховых изделий привело к обелению этого рынка в 5–7 раз, то есть настолько увеличился легальный оборот и выросла налоговая база. Сейчас Минфин ставит задачу унифицировать все системы отслеживания и увеличить число идентифицируемых товаров. В частности, рассказал Силуанов, власти обсуждают включение табака в ЕГАИС.

Предложение усилить контроль за оборотом табачных изделий прозвучало на Российском инвестиционном форуме в конце февраля. Тогда вице-премьер Дмитрий Козак рассказал, что в России продается в два раза больше сигарет, чем производится. На встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с главами регионов прозвучало предложение повысить норму зачисления доходов от акцизов на табак в региональные бюджеты, таким образом местные власти будут заинтересованы в обелении этого рынка. По словам Козака, это предложение не окончательное и требует обсуждения. «Надо понимать, кто от этого выиграет, кто проиграет, как это повлияет на федеральный бюджет», — говорил он.

По замыслу Минфина, при введении новой схемы уровень налоговой нагрузки даже немного снизится. По словам Силуанова, в 2019 году он составит 31,6% ВВП, а уровень налоговых изъятий в нефтегазовом секторе сократится на 1 п.п. к 2025 году. «Около этой цифры и необходимо формировать наши дальнейшие планы как в области доходной части бюджета, так и в области расходов», — сказал министр. В декабре Силуанов рассказывал, что уровень налоговой нагрузки при цене нефти $40 за баррель (такая цена заложена в трехлетний бюджет) составляет 32%.

Какие еще налоговые изменения предлагает Минфин

— Распространить инвестиционную льготу по налогу на прибыль (действует в особых зонах и территориях опережающего развития) на всю страну для стимулирования инвестиционной активности. В обмен предлагается отменить действующие льготы и изъятия по налогу на прибыль.

— Полностью отменить пошлину на экспорт нефти и нефтепродуктов в период 2022–2025 годов и постепенно перенести нагрузку на внутреннее налогообложение.

— Совершенствовать налогообложение нефтяной отрасли за счет постепенного перехода от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к налогу на добавленный доход (НДД). Это позволит уйти от системы индивидуальных льгот

— Оптимизировать законодательство о деофшоризации, из-за того что многие принимают решение отказаться от российского резидентства, не желая декларировать свое имущество.

— Ввести льготы по НДФЛ с целью стимулирования граждан к инвестированию в свой пенсионный капитал, а также налоговые преференции компаниям, участвующим в софинансировании накопительных систем.

При участии Олега Макарова и Антона Фейнберга

Последствия повышения НДС до 22% для бизнеса

Новые данные ФНС и Росстата позволяют уточнить, что повышение НДС до 22% вызовет значительный рост расходов компаний и бюджетных организаций на уплату НДС своим поставщикам.

На этой неделе возобновилась дискуссия о «налоговом маневре 22/22», предполагающем снижение страховых взносов до 22% фонда оплаты труда в обмен на повышение ставки НДС до 22%. Судя по сообщениям СМИ, руководство Минфина представило новые данные о результатах налогового маневра, согласно которым большинство отраслей экономики получит «небольшое снижение налоговой нагрузки» в результате уменьшения страховых взносов. В качестве секторов экономики, получающих наибольшие выгоды от «маневра 22/22», названы сельское хозяйство, образование, здравоохранение, а также госуправление и обеспечение безопасности, а в качестве секторов с наибольшими потерями – строительство и ЖКХ. При этом, как и ранее, вклад повышения НДС до 22% в нагрузку компаний существенно недооценивается. В то же время уточненные данные ФНС и новые данные Росстата о межотраслевом балансе РФ позволяют дать оценку расходов организаций различных отраслей экономики на уплату НДС.

Расходы компаний на уплату «вычитаемого» НДС поставщикам

Для большинства организаций механизм НДС предусматривает временное отвлечение оборотных средств, направляемых на уплату НДС поставщикам (поскольку между уплатой НДС при покупке продукции поставщиков и получением оплаты готовой продукции от покупателей проходит определенное время). В этой ситуации повышение ставки НДС увеличит нагрузку на компании не только из-за роста самих выплат, но и в связи с тем, что для ряда налогоплательщиков с длительным производственным циклом (а также с длительными сроками реализации продукции) эти суммы будут отвлечены на продолжительные периоды времени.

Данные ФНС позволяют оценить, что при увеличении ставки НДС до 22% из оборота были бы дополнительно выведены значительные объемы средств компаний. Так, по уточненным данным ФНС, суммарные объемы «вычитаемого» НДС, уплаченного поставщикам по разным ставкам, сейчас составляют 24,5 трлн. руб. по продукции российских производителей и еще 1,8 трлн. руб. – по закупкам импортной продукции (ФНС учитывает данные за IV квартал 2015 г. и I-III кварталы 2016 г.). Если бы в текущих условиях базовая ставка НДС была увеличена до 22%, а применение ставок 0% и 10% сохранилось бы в прежнем объеме, то суммарный объем «вычитаемого» НДС увеличился бы на 19,6%, или на 5,1 трлн. руб.

При этом с наиболее значительным изъятием оборотных средств столкнулись бы компании, несущие высокие затраты на приобретение продукции поставщиков. По данным Росстата о межотраслевом балансе РФ (последние имеющиеся данные относятся к 2014 г.), почти 80% совокупных затрат на промежуточное потребление приходятся на 19 секторов экономики (в каждом из которых затраты на промежуточное потребление превышают 1 трлн. руб.) (см. таблицу). Следует ожидать, что на компании именно этих отраслей будет возложена наибольшая нагрузка в связи с отвлечением более крупных сумм на уплату НДС поставщикам. Следует также учитывать, что для ряда таких производств затраты на промежуточное потребление составляют значительную часть стоимости выпуска. Например, для производства автомобилей, прицепов и полуприцепов стоимость промежуточного потребления эквивалентна 86,2% выпуска, производства пищевых продуктов – 77,1%, металлургического производства – 69,7% (при среднем уровне по экономике 48,2%).

Таблица. Отрасли экономики с крупнейшими затратами на промежуточное потребление товаров и услуг* (в млрд. руб., в % к итогу и в % к объему выпуска)


* По данным межотраслевого баланса РФ (оценка в условиях 2014 г., затраты выражены в ценах покупателей)

Источник: Росстат, расчеты ИКСИ

Еще сильнее вырастет нагрузка для компаний с длительным производственным циклом, для которых сроки отвлечения оборотных средств на уплату НДС поставщикам составляют от нескольких месяцев до нескольких лет. Например, перечень товаров, работ и услуг с длительностью производственного цикла более 6 месяцев (утвержден постановлением Правительства РФ № 468 от 28.07.2006), включает 88 групп промышленных товаров (продукция металлургии и машиностроения, в особенности станкостроения, производства транспортных средств и электронного оборудования) и 22 категории работ и услуг (строительство, монтаж и техническое обслуживание судов, различных видов оборудования, переработка отходов и др.).

Расходы компаний на уплату «невычитаемого» НДС

В случае повышения НДС до 22% с непосредственным ростом налоговой нагрузки столкнутся те участники экономики, которые не могут вычесть НДС, уплаченный при покупке товаров и услуг. Прежде всего это относится к конечным потребителям – населению и компаниям, приобретающим продукты для конечного потребления. Однако в такой же ситуации окажутся и организации, которые согласно законодательству не являются плательщиками НДС и будут вынуждены компенсировать повышение расходов на закупки либо за счет повышения цен на свою продукцию, либо за счет собственной прибыли. Среди таких организаций – практически все компании, относящиеся к малому бизнесу, а также организации из секторов экономики, значительная часть операций которых не облагается НДС (здравоохранение, образование, госуправление и обеспечение безопасности).

Данные межотраслевого баланса РФ показывают, что в условиях 2014 г. сумма чистых налогов на продукты (в эту сумму включаются «невычитаемые» НДС и акцизы, уплачиваемые компаниями, за вычетом полученных субсидий на производство) составляла 871,4 млрд. руб. Учитывая, что акцизы и субсидии относятся лишь к отдельным видам товаров, можно предположить, что основная часть данной суммы относится к «невычитаемому» НДС, которая в случае повышения базовой ставки с 18% до 22% автоматически возрастет на 22,2%.

Почти половина суммы чистых налогов на продукты, уплаченных организациями, относится к трем секторам экономики: госуправление и обеспечение военной безопасности (организации этого сектора уплачивают 223,2 млрд. руб. чистых налогов на продукты, или 25,6% их суммы по стране), здравоохранение и предоставление социальных услуг (126,7 млрд. руб., или 14,5%) и строительство (83,7 млрд. руб., или 9,6%). Учитывая, что значительная часть продуктов, приобретаемых организациями этих отраслей, облагается НДС по базовой ставке (например, для сектора госуправления более трети чистых налогов на продукты связано с проведением строительных работ, приобретением транспортных услуг и нефтепродуктов, для сектора здравоохранения – с приобретением химических веществ, для строительства – с приобретением строительных материалов, продуктов из древесины и нефтепродуктов), эти затраты при повышении НДС до 22% существенно увеличатся. Для организаций в сфере госуправления и обеспечения безопасности, а также здравоохранения и предоставления социальных услуг, большинство которых относится к бюджетному сектору, такое повышение затрат выразится в необходимости увеличения бюджетного финансирования на обеспечение их деятельности.

Вера КОНОНОВА, заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), кандидат экономических наук


Фото Сергея Фадеичева / ТАСС
Антон Силуанов Фото Сергея Фадеичева / ТАСС

Сегодня министр финансов Антон Силуанов рассказал о планах правительства повысить НДС с 18% до 22%. Соответствующее заявление Силуанов сделал в рамках недели российского бизнеса, проводимой РСПП. И это далеко не первое высказывание высокопоставленных чиновников на тему грядущего налогового маневра правительства.

Задачу по изменению налоговой системы перед министрами поставил президент Владимир Путин. В своем послании послании Федеральному собранию в декабре 2016 года глава государства заявил, что предложения по настройке налоговой системы и соответствующие поправки в законодательство должны быть приняты до конца 2017 года и введены с 2018 года. По итогам этих изменений должны быть зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период. Как поняли многие – на следующий президентский срок.

Forbes собрал заявления последнего времени о новациях в налоговой сфере, озвученных как представителями власти, так и околовластными экспертами.

Повышение НДС до 22%

Повышение налога на добавленную стоимость – одной из главных составляющих бюджетных доходов, обсуждается в рамках налоговой реформы, намеченной на 2018 год.

По словам главы Минфина Силуанова, предлагаемая конфигурация - уравнивание ставки – увеличение НДС и сокращение страховых взносов до 22% будет «нейтральной для бюджета». Тем не менее, увеличение НДС может вызвать разовое повышение инфляции на два процентных пункта.

Силуанов также добавил, что Минфин предлагает оставить льготы по уплате НДС для отдельных секторов. «По НДС мы предлагаем сохранить преференции для отдельных отраслей — сельское хозяйство, медицина, образование, финансовый сектор».

Снижение страховых взносов до 22%.

Повышение НДС планируется компенсировать снижением нагрузки на работодателей – с 30% до 22% ставки страховых взносов. Министр финансов Силуанов заявил, что полагает возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести соответственно нагрузку на косвенные налоги.

По мнению министра, увеличение ставки по страховым взносам приводит к росту теневого сектора: «здесь надо пойти в обратном направлении, наоборот, снизить эту тяжелую нагрузку для предприятий на фонд оплаты труда. Она у нас одна из самых высоких среди стран не только с развивающейся экономикой, но и с развитыми экономиками».

Изменение ставки подоходного налога

В конце февраля Алексей Кудрин заявил, что российские власти не исключают возможности повышения налога на доходы физических лиц.

Дискуссия о том, повышать или не повышать ставку НДФЛ возникает регулярно. На этот раз дискуссия сопровождается идей введения льготы по НДФЛ для граждан, вкладывающихся в свой индивидуальный пенсионный капитал – ИПК. В частности, Минфин, чтобы мотивировать граждан выплачивать в него взносы, предлагает регулировать ставку НФДЛ пропорционально пенсионным отчислениям. Не участвующие в ИПК граждане будут платить 15%, а тем, кто станет направлять на накопления 10% зарплаты, подоходный налог установят в размере тех же 10%.

Пока эта инициатива воспринимается критически, поскольку ударит по беднейшим слоям населения: у большинства россиян нет уверенности в том, что НПФ сохранятся через 10-15 лет, а заранее откладывать «в пустоту» желающих немного.

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ

Вопрос о целесообразности введения прогрессивного подоходного налога ведется с самого момента его отмены в 2000 году.

По словам Антона Силуанова, «за время применения прогрессивной шкалы с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года эффективности такая система не показала». При этом единая ставка на подоходный налог дает стабильный результат и обеспечивает регулярные поступления. Решить вопрос социальной несправедливости можно за счет увеличения дифференциации при налогообложении дорогостоящего имущества граждан.

Однако у идеи введения прогрессивной шкалы есть и влиятельные сторонники. Например, советник президента по экономике Сергей Глазьев. В январе этого года фактически в поддержку введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физ лиц выступил так же ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам 20% ставки НДФЛ могла бы быть введена для россиян, зарабатывающих более 150 000 – 200 000 рублей в месяц.

В прошлом году идею также поддерживала Ольга Голодец. Несмотря на определенный скепсис, полностью идею не отвергает и Минфин. «Этот вопрос может быть рассмотрен где-то после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация», — говорил в прошлом году Силуанов.

Налоги в нефтяной отрасли

Сегодня Силуанов так же предложил обнулить экспортную пошлину на нефть в период 2022-2025 годов.

По его словам, в правительстве идет обсуждение вопроса обнуления пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов с постепенным переносом нагрузки на внутреннее налогообложение. Минфин сейчас проводит консультации по этому вопросу с Минэнерго и нефтяниками.

Ранее Минфин предложил изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли и перейти с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на дополнительный доход). Это решение назрело, его надо принимать срочно, заявлял Силуанов в январе.

Спор о переходе на НДД между Минфином и Минэнерго ведется уже несколько лет, в числе главных разногласий между ведомствами – величина выпадающих доходов бюджета и размер компенсации. Вопрос об изменении налогового режима в нефтянке —вопрос вчерашнего дня, новый порядок нужно вводить с 2017-2018 годов, категоричен Силуанов.


Одна из самых обсуждаемых наряду с увеличением пенсионного возраста новостей — повышение НДС до 20 процентов. Применение новой ставки планируется начать с 1 января 2019 года — соответствующий законопроект внесен в Госдуму 16 июня 2018 года. Такое решение властей отразится и на бизнесе, и на кошельках потребителей. Расскажем о причинах повышения и прогнозах роста инфляции.

Причины увеличения НДС

С момента введения в России налога на добавленную стоимость его ставка трижды менялась:

  • в 1992 году — 28%;
  • с 1993 по 2003 включительно — 20%;
  • с 2004 по н.в. - 18%.

Как видно, налог уже фиксировался на 20%, но с 2004 года его размер неизменно оставался на уровне 18%. Дальнейшие попытки властей снизить ставку оказались безуспешны.

Текущее повышение НДС чиновники связывают с проектом увеличения пенсионного возраста. По словам премьер-министра Д.А. Медведева, бизнес должен взять на себя часть экономической нагрузки, связанной с повышением уровня жизни пенсионеров. Министр финансов А.Г. Силуанов подчеркнул, что рост НДС на 2% принесет бюджету свыше 600 млрд. рублей в год дополнительного дохода.

Ранее правительство рассматривало увеличение НДС как элемент предлагаемого Минфином маневра: понизить страховые взносы и повысить налог на добавленную стоимость до единого уровня — 22%. Маневр не осуществили, но найти средства для пенсионного проекта, не увеличивая при этом налоговую нагрузку, не смогли. Из всех альтернатив: рост ставки НДС, введение налога с продаж, установление прогрессивной шкалы НДФЛ, увеличение фиксированной ставки НДФЛ — власти посчитали повышение НДС до 20% наименее болезненным.

Почему 20 процентов

Увеличение до 20 процентов в правительстве объясняют «границей чувствительности». По словам вице-премьера Т.А. Голиковой, изначально рассматривалось предложение об установлении НДС на уровне 22%. Однако от этой идеи отказались, потому что такая высокая ставка повлияет на инфляцию и потребует принятия других решений. А 2% не превысят допустимой нагрузки на экономику.

При этом чтобы избежать неоправданно тяжелых для россиян последствий налогового роста, льготу по НДС (ставку 10%) на социально значимые товары и услуги оставили без изменений.

Чем грозит повышение НДС в 2018 году

НДС — это косвенный налог, который платят граждане, его увеличение приведет к изъятию ресурсов у населения страны. За счет повышения налогового бремени вырастут издержки бизнеса, которые он заложит в цены, таким образом, перенеся нагрузку на потребителей. Новость об увеличении налоговой ставки станет причиной того, что уже сегодня компании поднимут цены.

Согласно подсчетам Н. Орловой, главного экономиста Альфа-банка, повышать ставку на 2% сейчас — значит увеличивать годовую инфляцию на 0,5 — 1 п.п., что существенно при текущем уровне роста цен. Снизить инфляционное давление может тот факт, что рост ставки коснется не всех товаров.

Исследование А. Исакова, главного экономиста «ВТБ капитал», показало, что стоимость 1% налога на добавленную стоимость равна 300 млрд. руб. в год, каждый процент роста увеличивает инфляцию на 0,7%. Зарубежный опыт показывает, что до половины этого роста осуществляется до фактического увеличения ставки, а значит поднятие цен придется не на 2019 год, а уже на второе полугодие 2018 года.

По мнению заместителя директора ЦМАКП В. Сальникова, рост налогового бремени ударит по высокотехнологичным отраслям (машиностроению, электроэнергетике, строительству и т.п.) и всем гражданам, приведет к падению потребительского спроса и увеличению инфляции на 1%.

Директор аналитического департамента компании «Локо инвест» К. Тремасов в своем комментарии сказал, что повышение налогов — самая неэффективная стратегия ускорения экономики, которая, наоборот, приведет к снижению экономического роста, 5%-му уровню инфляции и ужесточению монетарной политики, а это непосредственно отразится на бизнесе.

Читайте также: