Подходы к налоговому контролю

Опубликовано: 17.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67349 (дата обращения: 20.05.2021).

Актуальность исследования обусловлена усиливающимся экономическим кризисом и падением доходности бизнеса в современных условиях. Статистика правонарушений и преступлений свидетельствует об учащении случаев уклонения от исполнения налоговых обязательств. Сказанное свидетельствует о необходимости повышения эффективности налогового администрирования путем совершенствования как форм, так и методов налогового контроля.

Для определения места налогового контроля в системе финансового контроля, воспользуемся классификацией видов финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности, предложенной Химичевой Н.И. [1] (рисунок 1).


Рисунок 1 – Виды финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности [1]

Таким образом, отметим, что налоговый контроль является видом финансового контроля.

Легальное определение налогового контроля содержится в Налоговом кодексе. Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Для понимания природы налогового контроля как правовой категории, следует дать оценку научным взглядам на данное юридическое явление. Отметим, что в науке отсутствует единообразное понимание налогового контроля (таблица 1).

ФИО автора Формулировка налогового контроля
Нестеров Н.Н. [2] …охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов.
Ильин А.Ю. [3], Курбатов Т.Ю. [4] …контроль государства за соблюдением налогового законодательства…
Брызгалин А.В.[5] … установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Кучеров И.И. [6] … деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов нацеленную на создание совершенной системы налогообложения…
Ногина О.Н. [7] … собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения…
Поролло Е. В.[8] как функция или элемент государственного управления экономикой, как особая деятельность по исполнению налогового законодательства…
Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д.[9] …регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Макарова О. А. [10] …деятельность должностных лиц налоговых органов с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов…

Отметим, что большинство ученых формулирует понятие исследуемой категории через «деятельность уполномоченных органов», однако используя при этом различный перечень действий. Согласимся с учеными, трактующими «налоговый контроль» как деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах [6].

Таким образом, основываясь на проведенном анализе научных подходов к понятию налогового контроля, в широком смысле эта категория включает в себя всю совокупность действий, направленных на соблюдение налогового законодательства, в узком смысле непосредственную деятельность уполномоченных лиц по проведению налоговых проверок.

Отметим, что исследуемая категория может рассматриваться только как совокупность составляющих ее элементов, т.е. как система, включающая в себя субъекты, предмет, объект, методы и формы налогового контроля:

  • субъектами налогового контроля являются контролирующий уполномоченный налоговый орган, а также подконтрольные лица;
  • предметом налогового контроля является определенный вид налоговых правоотношений (например, налоговый контроль при применении упрощённой системы налогообложения);
  • объектом налогового контроля являются действия (бездействие) налогоплательщиков;
  • методы налогового контроля включают в себя совокупность приемов и способов, применяемых управомоченными субъектами для установления объективных данных по выполнению налоговых обязательств субъектами налоговой проверки;
  • формы налогового контроля установлены ст. 82 НК РФ и представляют собой установленную законодательством совокупность способов осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля [11].

Отметим, что синтезированная нами совокупность элементов налогового контроля подвергается в науке сомнению и дискуссиям. В частности, по прежнему спорной остается категория «объекта налогового контроля». Ряд авторов под объектом налогового контроля понимает проверяемые организации, другие считают, что это действия конкретных должностных лиц по выполнению своих должностных обязанностей, третьи считают объектом процессы формирования и использования денежных фондов. В контексте данного исследования, присоединимся к точке зрения Кормилицына А.С. [12] считающего объектом налогового контроля действия (бездействие) подконтрольных лиц.

Также отсутствует единообразие взглядов по поводу форм и методов налогового контроля. Подчеркнем, что даже принятие Бюджетного и Налогового кодексов, урегулировавших формы финансового и налогового контроля, не привело к единым взглядам на соотношение форм и методов. Отметим, что ст. 82 НК РФ установила конкретные формы проведения налогового контроля, при этом не указав на это прямо:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы в частности, учет организаций (ст. 83 НК РФ); обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ); обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 86 НК РФ) и др.

В подтверждение высказанной точки зрения укажем на Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 “О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками”, где вышеперечисленные действия названы формами в рамках мероприятий налогового контроля.

Таким образом, проведенный анализ теоретических подходов к понятию и элементам налогового контроля в системе финансового контроля позволил обнаружить ряд теоретико-методологических проблем, требующих законодательного закрепления:

3.8 Налоговый контроль: формы и методы проведения

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи :

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

  • диалектический подход;
  • принципы логического и системного анализа;
  • методы экономического анализа и статистических группировок;
  • визуальный осмотр;
  • выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Место постановки на учет

Физическое лицо или индивидуальный предприниматель

Налоговые органы обязаны поставить на учет организацию или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утвержденном Минфином России.

В случае ликвидации или реорганизации организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который проводит снятие с учета, в течение 14 дней.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указываются:

  • название организации (индивидуального предпринимателя);
  • ИНН;
  • КПП;
  • юридический адрес;
  • данные о государственной регистрации;
  • другие необходимые данные.


Стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение налоговой нагрузки, качественное улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов являются основными приоритетами налоговой политики нашей страны, которые определил Президент Российской Федерации на 2015-2017 гг. Налоговая система должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков [3].

Решением поставленных задач может стать дальнейшее развитие налогового контроля и повышение эффективности деятельности налоговых органов в России. Налоговый контроль играет ключевую роль в системе государственного контроля и представляет собой контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Перечень мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен. В соответствии со ст. 82 НК РФ «Общие положения о налоговом контроле» налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая представляет собой действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяются на камеральные и выездные и регламентируются ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» (далее КНП) и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» (далее ВНП). По своей эффективности и значимости именно налоговые проверки занимают ведущее положение среди контрольных мероприятий налогового контроля.

В современных условиях государством должны быть созданы условия для налогоплательщиков, которые позволят ему добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшить количество фактов уклонения от уплаты налогов. Актуальным сегодня является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль.

Следует заметить, что практика налогового контроля в различных странах весьма разнообразна. При этом важнейшей проблемой любой налоговой системы в целом и налогового администрирования в частности является проблема направленности деятельности налоговых органов на повышение собираемости налогов. Так, в иностранных государствах для осуществления налогового контроля создаются специализированные налоговые управления. В одних случаях эти ведомства обособлены от министерства финансов, например, в Японии и Швеции, а в других - являются его структурными подразделениями, например, в Италии, США, Великобритании.

В зарубежной практике организации налогового контроля большое внимание уделяется услугам и отдельным мероприятиям, направленным на добровольное исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов - это активное информирование через средства массовой информации, использование Call-центров для консультирования и просвещения налогоплательщиков, распространение бесплатных буклетов по составлению налоговых деклараций и т.д. Налоговые органы многих стран, в отличие от России, имеют больший круг полномочий, которые влияют, в конечном итоге, на эффективность налогового контроля. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций, обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок [7].

В Российской Федерации в ходе налоговых реформ значительно изменен подход к организации и проведению налогового контроля. Налоговые органы постепенно отказались от всеохватывающего контроля и сделали акцент на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, на контроль, основанный на критериях риска. Долгое время одним из основных показателей, характеризующих результативность и эффективность выездных (ранее документальных) налоговых проверок, был показатель «охвата» выездными налоговыми проверками. Данный показатель отражал долю проведенных выездных налоговых проверок в общем количестве налогоплательщиков, стоящих на учете в налоговой инспекции. Чтобы обеспечить рост данного показателя, требовалось постоянное увеличение количества проведенных выездных проверок, однако это снижало их качество. Сегодня данная проблема решена посредством применения налоговыми органами Концепции планирования выездных налоговых проверок [4]. Согласно данной Концепции, планирование выездных налоговых проверок - это процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится на основе анализа финансово-экономических показателей деятельности организаций. Для планирования выездных проверок налоговые органы в настоящее время используют более чем 20 программных комплексов, среди которых: ЭОД - местный уровень, FIRA-Pro, ПК «Визуальный анализ информации», а также «Однодневка», «Схемы», «Досье рисков» и т.д.; ведется учет отраслевой принадлежности бизнеса. Большой объем информации специалисты налоговой службы получают из «открытых» источников, а также неофициальных источников, например, интернет-ресурсы, средства массовой информации. Таким образом, у налогоплательщиков и налоговых органов возникла некая общая цель - рост налоговой дисциплины и снижение количества и объема налоговых споров. Эффективность предпроверочного мониторинга налогоплательщиков показала практика его применения, если рассматривать такие показатели, как увеличение доначислений по результатам выездных налоговых проверок и снижение количества проверок (таблица 1).

Результаты проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами Российской Федерации в 2012-2014 гг.

В июле состоялся ежегодный деловой конгресс «Актуальные вопросы администрирования юридических лиц. Новшества налогового законодательства в 2017 году», организованный компанией «Такском» и редакцией журнала «Налоговая политика и практика».

По результатам конгресса у нас, экспертов компании «Правовест Аудит», сложилось понимание о том, как будет развиваться система налогового контроля. Какая роль в этом развитии отведена риск-ориентированному подходу. И мы считаем необходимым поделиться своими мыслями с вами.

Итак, риск-ориентированный подход означает выборочную проверку подозрительных компаний или операций по признакам налогового риска. Налоговая служба не в состоянии контролировать все. Поэтому инспекторы вынуждены как можно точнее выбирать объект контроля.

Но налогоплательщикам не стоит бояться такого подхода. Наоборот, точность работы налоговиков надо приветствовать. У контролеров нет задачи мешать законному и прозрачному бизнесу. Им нужно выявлять нарушения. А стандартизированные риски сигнализируют им о потенциальных нарушениях. И, по сути, ограничивают деятельность контролеров общением с уклонистами.

Если же инспектор подозревает всех подряд, значит, его профессионализм не дотягивает до применения риск-ориентированного подхода.


О возникновении риск-ориентированного подхода

Принципы риск-ориентированного подхода были заложены еще в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Но сами налогоплательщики столкнулись с таким подходом вплотную лишь пару лет назад. Первоначально риск-ориентированный подход применили к налогоплательщикам, возмещающим из бюджета НДС.

Принцип очень простой. В управлении камерального контроля ФНС России определили показатели, по которым поделили всех налогоплательщиков на три группы: с высоким риском, средним и низким (Письмо ФНС от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@).

Всего таких показателей 84. Их актуализация идет постоянно. Сейчас, например, в связи с интеграцией рисков налоговой и таможенной служб, и объединением информационных ресурсов.

Сама система управления рисками ФНС России закрыта как для компаний, так и для территориальных налоговых инспекций. Минусы секретности очевидны: правила односторонние, и компании не знают, что требуют контролеры. Но и плюсы тоже понятны: систему сложнее обмануть, создав видимость соответствия заранее известным показателям.

О выборе контрагентов при риск-ориентированном подходе

Чтобы компании оценивали своих контрагентов с учетом критериев налоговой службы, контролеры на сайте nalog.ru публикуют то, что не запрещает им 102 статья НК РФ: сведения об уплаченных налогах, о нарушениях, среднесписочная численность и т.п. Создано множество специальных сервисов: «проверь себя и контрагента», «проверка счета-фактуры», база заявлений о ввозе товаров. Готовится сервис «прозрачный бизнес».

Кроме того, в планах у налоговиков создать внешний, общедоступный контур риск-системы. В личных кабинетах в ближайшей перспективе разместят информацию о критериях оценки каждого налогоплательщика. Правда, только ту, которая касается каждого конкретного налогоплательщика. Инспекторы пояснят, что считают «плохим», а что «хорошим». Но инспекторы не хотят применять свои критерии как знак качества. Брать на себя ответственность за принятое решение, по мысли контролеров, должны налогоплательщики.

Они понимают, что по их критериям любая новая компания попадет в зону высокого риска. Для налоговиков все новое признак риска. Нет истории, нет типовых операций, с которыми можно сравнить отклонения, не понятен бизнес-план и деятельность и т.д. Если служба откроет свои критерии, то она не только внесет ясность, но и навредит новым компаниям. Налоговая служба на такое пойти, конечно же, не может.

Однако, чтобы не было проблем, компании обязаны учитывать мнение налоговой инспекции. В идеале понимание должной осмотрительности и необоснованной налоговой выгоды должно совпадать. Поэтому информацию контролеров о контрагентах компании должны рассматривать как концептуальные требования. Но без фанатизма. В каждом конкретном случае определяя порядок применения концепции на практике.

О контроле транзакций по принципам риск-ориентированного подхода

Налоговые инспекторы применяют риск анализ не только по отношению к субъектам (компаниям), но и к транзакциям, то есть к объектам контроля. Самый плотный контроль операций налажен на камеральной проверке декларации НДС. Автоматическая проверка декларации НДС проходит два этапа.

В первую очередь система АСК НДС-2 проверяет контрольные соотношения строк декларации. Эти соотношения всем известны. Выложены на сайте и реализованы в бухгалтерских системах сдачи отчетности. Но инспекторы жалуются, что до сих пор много усилий уходит на обработку выявленных расхождений строк.

При этом в 99% случаях эти арифметические ошибки связаны с невнимательным или неправильным заполнением декларации. На втором этапе камеральной проверки декларации НДС автоматика сопоставляет данные покупателя и продавца. Здесь количество ошибок на порядок больше. Но основные ошибки неизменны:

  • неверный ИНН контрагента (или его отсутствие)
  • неправильный номер и дата счетов-фактур
  • неверный код вида операций

Конечно же, попадаются ошибки не только технического характера. Удается выявлять и злой умысел. По признанию налоговых инспекторов, НДС остается самым «популярным» налогом для схем уклонения от налогообложения.

Когда автоматика АСК НДС-2 выявляет расхождения (любого характера), она тут же отправляет требование о представлении пояснений без участия инспектора. Это и хорошо и плохо. Человек сразу мог бы сообразить, где техническая опечатка, а где злой умысел. Но зато машина беспристрастна, и с одинаковым усердием отработает как опечатку, так и схему уклонения от уплаты налогов.

О контроле кодов видов операций в декларации НДС

Особо стоит отметить ошибки с кодами видов операций. Эти коды определяли алгоритм автоматической проверки. Но налогоплательщики часто относились к кодам небрежно. Присваивали операциям коды, которых быть не может. Например, в книге покупок ставят код 10. Машина не понимает этого и запускает проверку по ложному пути. Требуется вмешательство эксперта, чтоб внести ясность. В результате коды из инструмента контроля превращались в помеху.

И вот инспекторы в формат налоговой декларации НДС зашили только допустимые коды. Теперь коды, которые заведомо не применимы к операциям, машина не пропустит. Эти ограничения реализованы всеми операторами систем электронного документооборота.

Надо отдать должное налоговикам. Перед этим они провели долгую разъяснительную работу. Подготовили методичку с примерами использования кодов видов операций, которую довели до территориальных инспекций письмом ФНС России от 20 сентября 2016 г. № СД-4-3/17657. Выложили ее на сайте ФНС России в разделе «НДС 2016» подраздел «Информационные письма для налогоплательщиков». Методичка обязательно понадобится бухгалтерам, ведущим налоговый учет по НДС.

О выявлении схем уклонения от уплаты налогов

Налоговикам приходится менять не только привычки налогоплательщиков, но и психологию собственных инспекторов. Начальник Управления камерального контроля ФНС России А.В. Егоричева, на конгрессе отметил, что видит свою задачу в том, чтоб поменять сложившиеся подходы к проверке и сформировать новые лояльные для добросовестных налогоплательщиков. ФНС направляла инспекторам свои рекомендации в письме от 23.03.17 № ЕД-5-9/547@.

Инспекторам запрещено теперь доначислять налоги или отказывать в вычете НДС только потому, что один из контрагентов цепочки не заплатил налоги. За однодневки во втором или последующих звеньях цепочки компания отвечать не должна.

По новым требованиям руководства инспекторы сначала должны проверить взаимозависимость или согласованность действий. Если взаимозависимости нет, нужно доказать, что компания неосмотрительно выбрала контрагента, и операций с ним фактически не было. Такой подход Президиум Верховного суда озвучил в пункте 31 Обзора судебной практики № 1 от 16.02.17.

От инспекторов требуется не перегибать палку и действовать в рамках сложившейся арбитражной практики. Территориальные инспекции должны тщательнее собирать доказательства недобросовестности компании при выборе контрагента. Раньше налоговики позволяли себе обвинить компанию в необоснованной налоговой выгоде, если документы контрагента подпишет неустановленное лицо.

ФНС запретила инспекциям опираться лишь на это доказательство. Ведь большинство судей снимают доначисления, если налоговики не оспаривали реальность операций (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.01.17 № Ф09-11383/2016).

Кто хоть раз подавал НДС к возмещению, тот прекрасно понимает, как сложно будет налоговикам отказаться от формального подхода. Инспекторы требуют у вас как можно больше дополнительных документов лишь для того, чтоб показать, что они сделали все что могли. Руководство налоговой службы признает, что 98% этих документов бесполезны. Это психология, которую руководство ФНС будет менять.

О развитии системы налогового контроля

Система контроля будет развиваться в сторону углубления и расширения риск-ориентированного подхода. Его принципы неизбежно будут охватывать все большее количество операций и ситуаций. Уже сегодня есть не только технологии сплошного онлайн-контроля операций, но и конкретные технические средства.

Имея данные таможни, банковские данные о безналичных расчетах, информацию с онлайн ККТ и счетов-фактур из налоговых деклараций, ФНС в состоянии полностью контролировать всю цепочку формирования НДС в России. Нужно лишь организовать применение этих технических возможностей на практике. Поэтому среднесрочное развитие системы пойдет по следующим направлениям:

  1. Объединение товарного и безналичного денежного потока.
    Налоговики имеют договоренности с Центральным банком об обмене данными «массив на массив». То есть контролерам доступны все межбанковский операции. Поэтому схлопнуть товарный и денежный оборот вполне реально. Нужно лишь проработать методологию контроля и сопоставления информации о движении денег и товаров.
  2. Интеграция с онлайн-ККТ.
    После того как все поменяют кассовые аппараты налоговики обязательно проведут интеграцию фискальных данных со своими базами.
  3. Анализ связей и определение бизнес-периметра компаний.
    Для инспекторов всегда было не просто доказать недобросовестную согласованность. А новые требования к администрированию честных налогоплательщиков просто вынуждают налоговиков всерьез заняться наращиванием и систематизацией информации о связях компаний. Они обязательно будут анализировать и сопоставлять законные и незаконные связи. Учитывать можно все: от адресов размещения до биографий директоров.
  4. Автоматизация процесса налогового контроля.
    Камеральная проверка движется к полному бесконтактному общению с налогоплательщиком. Очевидно, что опыт НДС будет распространен и на другие налоги. Первым шагом в этом направлении обязательно будут контрольные соотношения по другим налоговым декларациям. Далее риск-ориентированный подход охватит контроль льгот. Затем в контрольную автоматику будут зашиты типизированные схемы уклонения от уплаты всех налогов и т.д.

Как только контролеры решат эти вышеуказанные задачи о консолидации баз данных и автоматизации алгоритмов контроля, перед ними неизбежно возникнут новые глобальные цели. Так, если базы будут консолидированы, и налажена их автоматическая обработка, то очевидно, что в не таком уж далеком будущем налоговики смогут формировать декларации без участия налогоплательщиков.

Июль 2017 г. Подготовлено экспертами «Правовест Аудит»

Обращайтесь, как практикующие налоговые эксперты и юристы, мы поможем максимально эффективно защитить интересы вашей компании.

Приглашаем на Круглые столы по практике применения законодательства — записывайтесь на ближайшие темы

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы.

Понятие налогового контроля

С точки зрения действующих положений НК РФ, налоговый контроль является одной из форм управленческой деятельности, функции, эффективность, содержание, результат и порядок применения которой направлены на постоянный анализ и наблюдение за исполнением существующих норм налогового законодательства России.

Все формы и методы налогового контроля также направлены на постоянный контроль процедуры налогообложения, установленной НК РФ, на своевременное выявление и анализ правонарушения в области действующего законодательства России, а также на постоянное совершенствование и развитие функции существующей системы.

Формы налогового контроля, его предмет, порядок применения и государственные полномочия, функции, признаки, источники – все это касается общественных правоотношений, регулярно образующихся в данной области действующего законодательства России.

Основы налогового контроля и ответственность за нарушение действующих норм устанавливаются положениями НК РФ. Порядок применения данных норм является очень важным и требует к себе максимально внимательного подхода.

Любое нарушение, допущенное со стороны представителя налогового органа во время осуществления определенного мероприятия налогового контроля, может привести к полному аннулированию результатов этой процедуры, будь то камеральная проверка организации налогоплательщика, анализ совершенного правонарушения и т.д.

Принципы налогового контроля, его предмет, содержание, порядок применения, эффективность и функции относятся к общим принципам, урегулированным НК РФ. К основным можно отнести: защиту интересов налогоплательщиков, постоянный анализ деятельности, контроль поступления денежных средств в казну государства в установленный срок, постоянное повышение эффективности, совершенствовании и развитие системы и т.д.

Развитие и совершенствование, повышение уровня, а также значение налогового контроля никогда не потеряют актуальность.

Применение норм действующего налогового законодательства России и анализ их эффективности – процесс непрекращающийся и, безусловно, необходимый. Его результат является очень важным – он обеспечивает правомерность государственного процесса налогообложения, укрепляет это понятие и определение, обеспечивает постоянное повышение государственного уровня, открывает новые источники и цели, объекты, приемы, способы, этапы и полномочия.

Статус органов налогового контроля России, их назначение и определение всегда будут занимать огромное место в существующей правовой системе, так как является ее неотъемлемой частью.

Правила проведения налогового контроля

Нормы налогового законодательства России и общие положения НК РФ устанавливают определенный порядок и критерии, которые должны быть соблюдены во время проведения любого мероприятия налогового контроля, будь то камеральная проверка, либо иные формы налогового контроля.

В тех случаях, когда формы и методы налогового контроля, либо определенные действия налогового контроля, будут содержать в себе правонарушения, результат данного контроля будет аннулирован, а на виновное лицо будет наложена ответственность за данное нарушение, которое показал результат проверки, проведенной в установленный срок.

Общие положения и порядок НК РФ устанавливают, что все формы проведения налогового контроля представляют собой особые способы получения той или иной информации о налогообложении, а также ее анализ и другие приемы.

Обеспечение налогового контроля чаще всего выражается в организации и проведении такой процедуры как налоговая проверка – камеральная и иные. Во время ее непосредственного осуществления, проверяются документы организации, проводится анализ ее деятельности с точки зрения положения НК РФ, проверяются установленные сроки, порядок, выявляются определенные правонарушения, а также осуществляются иные мероприятия налогового контроля.

Камеральная и иные проверки налогообложения организации должны проводиться в установленный срок.

Предмет и результат данных проверок представляют собой письменное заключение, в котором содержатся все необходимые сведения – отсутствующие, либо неправильно оформленные документы, анализ которых был произведен, возможное нарушение и ответственность за него, критерии эффективности организации, субъекты проверки, данные о том, какие именно мероприятия налогового контроля были проведены, а также иные общие положения, сущность которых относится к составу данной процедуры.

Камеральная и иная проверка налогообложения имеют свой предмет, сущность, элементы, субъекты, цели, источники, порядок применения и критерии, установленные НК РФ, например, срок давности.

В соответствии с правилами налогового законодательства России, осуществление данной процедуры может произойти в течение 3-х календарных лет деятельности налогоплательщика.

Уполномоченным лицом в установленный срок могут быть истребованы дополнительные документы для осуществления проверки деятельности организации, наличия, либо отсутствия правонарушения. В том случае, если нарушение государственного налогового порядка было выявлено, уполномоченным лицом устанавливается срок, требующийся для его устранения, а также необходимые документы, которые нужно будет представить в указанные сроки.

Ответственность за то, что в установленные сроки не были представлены требующиеся документы и элементы, будет более серьезной, чем та, которую предусматривали первоначальные этапы.

Камеральная проверка является государственной юридической процедурой, это значит, что ответственность может быть применена и к сотрудникам налогового учреждения. Данная ответственность и ее обеспечение может применяться только в том случае, если нарушение действительно является доказанным фактом и если был проведен соответствующий анализ, результат которого показал данное нарушение.

Регулирование налогового контроля, ответственность и ее обеспечение является компетенцией судебных органов. Различные особенности налогового контроля, а также некоторые нюансы исполнения непосредственных функций налоговых инспекторов, их структура, предмет, понятие, этапы, элементы и ответственность также могут стать объектами судебных разбирательств, если такая актуальность и ее признаки имеются.

Особенности осуществления налогового контроля

Формы налогового контроля представляют собой определенные способы проверки организации и процедуры ее налогообложения, предусмотренные НК РФ. Предмет и задачи налогового контроля, а также его критерии, функции, порядок и общие положения всегда направлены на сбор информации о налогообложении той или иной организации и на ее последующий анализ.

Камеральная проверка, входящая в виды налогового контроля, осуществляется по месту нахождения налогоплательщика. В ходе исполнения ее функции, для выявления того или иного правонарушения в установленный срок, проверяются документы, представленные налогоплательщиком, а также те документы, которые имеются у налогового органа.

Если после того, как будет получен результат, в нем будут иметься какие-либо правонарушения, выявленные в ходе проверки, налогоплательщику устанавливается определенный срок для того, чтобы данное нарушение государственного законодательства было устранено.

В тех случаях, когда органы налогового контроля выявили, что ранее установленное нарушение действующего законодательства России не было устранено в срок, к налогоплательщику могут быть применены иные меры ответственности, порядок применения и критерии которых, а также функции, содержание, предмет и эффективность устанавливаются НК РФ.

Камеральная проверка, входящая в мероприятия налогового контроля, касается также и налоговых льгот, наличие которых подтверждают соответствующие государственные документы.

Для каждого мероприятия налогового контроля установлен допустимый срок проведения той или иной проверки, в течение которого могут быть проверены документы организации, проведен их анализ, изучены функции, общие положения, содержание, критерии, эффективность и т.д.

В тех случаях, когда камеральная проверка была проведена неправомерно, ее результат не является верным. Он может быть опровергнут заинтересованными лицами, которые являются участниками данных правоотношений.

Вместе с этим, как результат нарушения, может быть применена и определенная ответственность, которая является неотъемлемой частью проявленных нарушений и входит в особенности налогового контроля. Ответственность выбирается, опираясь на результат проведенной проверки, который является неоспоримым основанием.

Запреты при осуществлении налогового контроля

Камеральная проверка и иные мероприятия налогового контроля должны полностью соответствовать действующим положениям налогового законодательства России, иначе, в случае правонарушения, к уполномоченным лицам могут быть применены определенные меры ответственности за неправомерно проведенный налоговый контроль.

Например, снятие функции по проверке, как результат раннего правонарушения и иная ответственность, предмет, понятие, структура, субъекты и этапы которой будут зависеть от каждого конкретного случая.

Налоговый контроль и его структура, в ходе его осуществления и исполнения главной функции, должен строго отвечать действующим требованиям законодательства России. Нарушение будут представлять из себя следующие действия:

  • явное превышение полномочий в ходе осуществления какого-либо мероприятия налогового контроля. При этом само повышение государственного полномочия должно быть подтверждено соответствующими доказательствами, включая необходимые документы, а также иные элементы и источники, которые характеризуют налоговый контроль;
  • совершение определенных действий налоговыми органами, цель, определение, понятие и сущность которых заключаются в личных интересах, при этом не учитываются установленные правовые основы налогового контроля, а также существующие принципы налогового контроля;
  • применение определенного полномочия, как средство контроля налоговых органов, для его использования в личных интересах, с целью получения материальной выгоды, а не развития системы налогового контроля и т.д.;

Превышение того или иного полномочия является объектом правонарушения, за которым обязательно должно следовать применение определенных мер ответственности, предмет, содержание, источники и эффективность которой направлены на устранение правонарушения в установленный срок.

Налоговый контроль будет эффективным только в том случае, если его осуществление будет строго соответствовать всем существующим нормам. В противном случае, значение налогового контроля потеряет свою изначальную ценность.

Читайте также: