Поддержка налоговыми льготами предприятий малого бизнеса функции налогов

Опубликовано: 18.05.2024

Алена

Дата публикации: 15.04.2021

Актуально на Май 2021 года

2021 год принес с собой серьезные изменения в налоговом законодательстве. В этой статье мы расскажем о льготах по налогам для малого бизнеса, которые будут актуальны для предпринимателей в этом году. Подробнее затронем тему налоговых каникул для ИП и льготах для разработчиков программного обеспечения.

Под льготами следует понимать некоторые послабления в оплате налогов, оформлении документов и облегченного ведения учета. Данные меры уменьшают поступления в бюджет, но положительно влияют на появление новых проектов и развитие уже действующих предпринимателей.

Государство акцентирует свое внимание на развитии следующих сфер деятельности:

  • экологический туризм;
  • производство продуктов, товаров массового потребления;
  • переработка мусора;
  • IT-сфера;
  • коммунальная сфера;
  • предоставление рекламных и маркетинговых услуг;
  • сельскохозяйственная деятельность и переработка продукции;
  • предоставление услуг гражданам.

Кто попадает под определение «малый бизнес»

Согласно российскому законодательству, к малому бизнесу относятся компании, имеющие следующие данные:

  • количество сотрудников — не более ста человек (или не более пятнадцати для микроорганизаций);
  • общая выручка, рассчитанная на основе налоговой декларации, не более 800 000 000 рублей за 12 месяцев (для микроорганизаций — 120 000 000 рублей);
  • доля других компаний, которые могут владеть организацией, не должна быть более 49%;
  • Доля участия государственных образований, религиозных, общественных организаций, фондов не должна быть более 25%.

Налоговые каникулы для ИП

С 1 января 2021 года некоторые предприниматели могут уйти на налоговые каникулы и не платить налоги в бюджет. Отметим, что налоговые каникулы существуют уже более пяти лет. В планах они должны были действовать всего 3 года — до 2017. Однако периодически государство увеличивало срок по разным экономическим причинам. В 2020 году этой причиной стала коронавирусная инфекция и связанный с нею кризис.

Налоговые каникулы — это конкретный период, в течение которого ИП на упрощенке или патенте, прошедшие регистрацию впервые, могут не применять нулевую налоговую ставку и не уплачивать налог на протяжении 2-х лет.

В этом году налоговые каникулы доступны для предпринимателей, которые соответствуют сразу ряду требований:

  • гражданин прошел регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя первый раз;
  • ИП применяет одну из 2-х систем налогообложения — УСН или ПСН. При использовании иной системы налогообложения организация имеет возможность перейти на УСН или ПСН в течение 2-х лет;
  • деятельность индивидуального предпринимателя с производственной, социальной, научной сферой, бытовыми услугами;
  • доля доходов от льготного вида деятельности составляет не менее семидесяти процентов.

Также налоговые каникулы могут взять компании, которые предоставляют места для временного проживания, т.е. отели и гостиницы.

Для начинающих предпринимателей действуют региональные ограничения. Местные власти имеют право самостоятельно устанавливать их по видам деятельности, подпадающим под каникулы, по количеству сотрудников; по длительности налоговых каникул; по периоду действия регионального закона о налоговых каникулах. Кроме этого, регионы могут и не вводить нулевую ставку на своей территории. Тогда ИП вовсе лишаться возможности уйти на налоговые каникулы. Поэтому перед тем, как обратиться за возможностью в предоставлении налоговых каникул, необходимо узнать, действует в конкретном регионе закон или нет.

Чтобы воспользоваться налоговыми каникулами, новым ИП, применяющим упрощенную систему налогообложения, необходимо во время регистрации или после нее в течение тридцати дней подать заявление в налоговый орган о применении УСН по форме 26.2-1.

Новые ИП на патентной системе налогообложения на этапе регистрации оформляют заявление по форме 26.5-1, указывают в нем налоговую ставку ноль процентов и региональный закон о налоговых каникулах.

Отсрочка по применению онлайн-касс

Федеральный закон от 06 июня 2019 № 129-ФЗ продлил отсрочку по неиспользованию онлайн-касс для некоторых предпринимателей до 01.07.21 года.

Льгота предоставляется не всем индивидуальным предпринимателям. Вести деятельность без онлайн-кассы могут ИП без сотрудников, реализующие товары собственного производства или оказывающие услуги своими силами. Закон применим для всех систем налогообложения.

Налоговые льготы для IT–компаний

Для IT-сферы государство создало льготные условия работы: были снижены налоги и страховые взносы. Налог на Пример: компания продала товары на 200 000 рублей. Это доход компании. На закупку этих товаров ушло 100 000 рублей. Прочие затраты компании за месяц – 30 000 руб. Прибыль за месяц составит:
200 000 руб. – 100 000 руб. – 30 000 руб. = 70 000 руб." >прибыль затрагивает только компании, применяющие общую систему налогообложения. Размер процентной ставки теперь составляет 3% вместо 20, как было ранее.

Размер страховых взносов снижен для налогоплательщиков на любой системе налогообложения — с 14 до 7,6%.

Страховые взносы в процентах по конкретным видам:

  • пенсионное страхование — до 6%;
  • социальное страхование по материнству или болезни, включая иностранных граждан — до 1,5%;
  • медицинское страхование — до 0,1%.

Налоговыми льготами могут воспользоваться IT–компании, который выполняет ряд условий:

  1. Количество сотрудников за отчетный период — не менее семи человек;
  2. Доля доходов от реализации программных продуктов и услуг в IT-сфере — не менее 90% от общего объема доходов.
  3. Наличие аккредитации Минкомсвязи.

Патентная система

В новом году также усовершенствована патентная система налогообложения. В частности, введены следующие изменения:

  • увеличен список видов деятельности, при котором можно применять данную систему;
  • региональные власти получили право решать, по каким видам деятельности можно использовать ПСН;
  • индивидуальные предприниматели на ПСН смогут уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов;
  • увеличена площадь торгового зала до 150 кв. м, при которой можно применять ПСН в сфере торговли и общественного питания;
  • регионы могут самостоятельно устанавливать стоимость патента по каждому виду деятельности;
  • индивидуальные предприниматели с сотрудниками могут уменьшать стоимость патента не более чем на 50%.


Какие льготы могут применять субъекты малого предпринимательства? Какие преференции могут получить бизнесмены, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики?

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);
  • патентная система налогообложения (была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ с 1 января 2013 г.) в отношении определенных видов деятельности, осуществляемых предпринимателями.

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/2664@, Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2019 года, если по итогам девяти месяцев 2018 года доходы не превысили 112,5 млн рублей (ст.346.12 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Важно!

В большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).

Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов,плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.

Условием применения льготной ставки 10% является соотношение выручки, которая должна составлять по указанным видам деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70% от общей суммы.

Налоговые каникулы

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

  • предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
  • ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

Например, Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ). При этом регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ).

Сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Право налогоплательщиков на уменьшение суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное страхование ограничивается только тем налоговым периодом, в котором они были уплачены (пп.1 п.2 ст.346.32 НК РФ). Соответственно, сумма ЕНВД за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, которая фактически уплачена в данном квартале. При этом не имеет значения, за какой период начислены взносы (Письма Минфина РФ от 24.10.2018 г. №03-11-11/76242, от 24.10.2018 г. №03-11-06/3/76236).

Льготы для плательщиков, работающих на патенте

Патентная система налогообложения (далее по тексту - ПСН) применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, в отношении:

  • услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производства кожи и изделий из кожи;
  • производства молочной продукции;
  • производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков - ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10).

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Правительство г. Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

Суть льготы состоит в том, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
  • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника, составила не менее 2 млн. рублей.

Компании уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

  • для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;
  • научными организациями, выполняющими НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Государство предлагает бизнесу различные виды налоговых послаблений в сложившейся непростой ситуации. Указ Президента «Об очередных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии» №УП-5996 от 18 мая 2020 года вводит дополнительные льготы по налогам. Подробную информацию о возможных для вашего предприятия льготах смотрите в сводной таблице, подготовленной ведущим экспертом «Нормы» Жориллой АБДУЛЛАЕВЫМ.

Налоговые льготы для поддержки субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии отражены в следующих указах Президента:

1) Указ Президента от 19.03.2020 г. №УП-5969 ;

2) Указ Президента от 3.04.2020 г. №УП-5978 ;

3) Указ Президента от 27.04.2020 г. №УП-5986 ;

4) Указ Президента от 18.05.2020 г. №УП-5996 .

Какой из этих документов подходит для вашей конкретной ситуации?

Buxgalter.uz продолжает публиковать серию статей-таблиц по применению налоговых льгот. Прилагаемая ниже таблица поможет разобраться с налоговыми льготами для малых предприятий.

Предприятие относится к малому по одному критерию – среднегодовая численность штатных работников и лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Она определяется по итогам прошлого 2019 года. Эту численность надо сравнить с предельными значениями, указанными в Классификации организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

В новой редакции НК система налогообложения бизнеса увязана с его оборотами. Поэтому и налоговые льготы разделены на две группы:

Налоги и сборы

Малые предприятия

с оборотом до 1 млрд сум.

с оборотом свыше 1 млрд сум.

Льготы по налогам

Налог на имущество

1. Освобождаются от уплаты налога на имущество:

  • с 1 июня по 1 сентября 2020 года все малые предприятия ;
  • c 1 апреля по 31 декабря 2020 года малые предприятия - туроператоры, турагенты и субъекты сферы туризма, оказывающие гостиничные услуги (услуги по размещению) .

2. Списываются начисленные суммы:

  • налога на имущество, подлежащего уплате за апрель и май 2020 года, по которому предоставлена беспроцентная отсрочка (рассрочка) в соответствии с УП-5969 и УП-5978 ;
  • пени и штрафов по налогу на имущество по состоянию на 15 мая 2020 года, образовавшихся с 1 января 2020 года
    .

3. Приостанавливается с 1 апреля по 31 декабря 2020 года применение повышенных ставок налога на имущество в отношении неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, а также начисления пени и принудительного взыскания задолженности, возникшей в результате применения повышенных ставок
.

Справочно: ставки налога на имущество юридических лиц определены в ст. 415 НК

Земельный налог

1. Освобождаются от уплаты земельного налога:

  • с 1 июня по 1 сентября 2020 года все малые предприятия ;
  • с 1 апреля по 31 декабря 2020 года малые предприятия – туроператоры, турагенты и субъекты сферы туризма, оказывающие гостиничные услуги (услуги по размещению) .

2. Списываются начисленные суммы:

  • земельного налога, подлежащего уплате за апрель и май 2020 года, по которому предоставлена беспроцентная отсрочка (рассрочка) в соответствии с УП-5969 и УП-5978 ;
  • пени и штрафов по земельному налогу по состоянию на 15 мая 2020 года, образовавшихся с 1 января 2020 года
    .

  • с 1 апреля по 31 декабря 2020 года – применение повышенных ставок земельного налога в отношении неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, а также начисление пени и принудительное взыскание задолженности, возникшей в результате применения повышенных ставок ;
  • начисление и взыскание арендных платежей за использование государственного имущества малыми предприятиями, вынужденно приостановившими свою деятельность на период действия карантинных мероприятий .

Справочно: ставки земельного налога с юридических лиц определены в ст. 429 НК

Налог за пользование водными ресурсами

Снижаются в 2020 году на 50% ставки налога по объемам, используемым для орошения сельскохозяйственных угодий
.

Справочно: ставки налога за пользование водными ресурсами на 2020 г. определены в прил. №11 к ЗРУ-589 от 9.12.2019 г.

Социальный налог

Снижается ставка социального налога с 12% до 1%:

Налог с оборота

1. До конца 2020 года при предоставлении займа (финансовой помощи) без обязательств выплаты процентного дохода заимодавцу доход, определяемый на основе ставки рефинансирования, не подлежит налогообложению .
2. С 1 апреля по 1 октября 2020 года безвозмездная передача товаров (услуг) фондам «Махалля», «Доброта и поддержка», «Узбекистон мехр-шавкат ва саломатлик» и их отделениям, а также физическим лицам, включенным в перечень лиц, нуждающихся в социальной поддержке, формируемый хокимиятами, не включается в объект налогообложения

Налог на прибыль

1. Плательщики вправе представлять справку о сумме авансовых платежей по налогу начиная со II квартала 2020 года исходя из ожидаемого объема – с отменой требования его исчисления по результатам предыдущего квартала
.

2. Сумма начисленных и отсроченных коммерческими банками процентов по кредитам не включается в состав совокупного дохода при исчислении налога в период предоставленной отсрочки
.

3. С 1 апреля по 1 октября 2020 года при исчислении налога:

НДС

1. С 1 апреля 2020 года льготы по НДС, предусмотренные решениями Президента и Кабинета Министров, применяются без условия направления высвобождаемых от налогообложения средств на определенные цели
.

2. С 1 апреля по 1 октября 2020 года безвозмездная передача товаров (услуг) фондам «Махалла», «Доброта и поддержка», «Узбекистон мехр-шавкат ва саломатлик» и их отделениям, а также физическим лицам, включенным в перечень лиц, нуждающихся в социальной поддержке, формируемый хокимиятами, освобождается от НДС

Акцизы

Сохраняются до конца 2020 года действующие ставки:

  • на производимые спирт, алкогольную продукцию, включая вина и пиво;
  • при реализации конечному потребителю бензина, дизтоплива и газа
    .

Справочно: ставки акцизного налога определены в прил. №8 к ЗРУ-589 от 9.12.2019 г.

Таможенные платежи

1. Устанавливаются до 31 декабря 2020 года нулевые ставки по таможенной пошлине и акцизному налогу при ввозе товаров согласно прил. №1 к Указу от 3.04.2020 г. №УП-5978
.

2. Стройматериалы, необходимые для строительства медицинских и карантинных учреждений по борьбе с коронавирусной инфекцией, а также товары, необходимые для их функционирования, освобождаются сроком до 31 декабря 2020 года от таможенных платежей (таможенная пошлина, акцизный налог и НДС)
.

3. При ввозе экспресс-тестов по выявлению коронавирусной инфекции с них не взимается сбор за таможенное оформление

НДФЛ (справочно)

1. С 1 апреля 2020 года от налогообложения освобождаются доходы физлиц, получаемые в виде материальной выгоды от благотворительных организаций
.

2. С 1 апреля по 1 октября 2020 года не рассматривается в качестве дохода физических лиц безвозмездная помощь (денежные средства, товары и услуги), получаемая от фондов «Махалля», «Доброта и поддержка», Узбекистон мехр-шавкат ва саломатлик», юридических и физических лиц, если лица, получающие помощь, включены в перечень лиц, нуждающихся в социальной поддержке, формируемый хокимиятами
.

3. В 2020 году выплачиваемая работнику сумма материальной помощи, не облагаемая НДФЛ, увеличивается с 4,22 МРОТ до 7,5 МРОТ

Сбор за право розничной торговли алкоголем для общепита

Снижается на 25%

Туристский (гости­ничный) сбор

С 1 апреля до 1 июля 2020 года начисление и уплата сбора приостанавливаются

Отсрочка (рассрочка) уплаты налогов

Налог на имущество, земельный налог, налог за пользование водными ресурсами

Малым предприятиям предоставляется право отсрочки (рассрочки) на 6 месяцев без взимания процентов на основании решения местного органа власти

Налог с оборота, налог на имущество, земельный налог, налог за пользование водными ресурсами, социальный налог

Малым предприятиям, приостановившим свою деятельность и (или) у которых сумма выручки от реализации товаров (услуг) сокращается более чем на 50% по сравнению со среднемесячным показателем за I квартал текущего года, предоставляется право беспроцентной отсрочки (рассрочки) сроком до 31 декабря 2020 года с простым уведомлением налоговых органов:

Таможенные платежи

Малым предприятиям предоставлено право на получение отсрочки по уплате НДС при импорте товаров (работ, услуг) сроком до 120 дней

Малым предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность не менее 1 года до дня обращения в таможенные органы, предоставлено право на отсрочку по уплате таможенной пошлины и акцизного налога, взимаемых при ввозе товаров (за исключением потребительских) сроком до 1 июля 2020 года – с последующей уплатой отсроченной суммы равными долями в течение 120 дней

Льготы в сфере налогового администрирования

До 1 октября 2020 года приостанавливается применение штрафных санкций в отношении малых предприятий за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям

До 1 октября 2020 года приостанавливается начисление пени по налогу на имущество, земельному и налогу за пользование водными ресурсами малым предприятиям, испытывающим временные трудности. Также не применяется принудительное взыскание налоговой задолженности
.

Справочно: размер пени определен в ст. 110 НК

До 1 января 2021 года приостанавливается проведение налогового аудита, за исключением проводимого в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица
.

Справочно: порядок проведения налогового аудита определен в ст. ст. 140–143 НК

Сроки уплаты административных штрафов, примененных к лицам, помещенным под карантин (за исключением ответственности за нарушение правил карантина), продлеваются на период до окончания карантина

Приостанавливается взыскание имеющейся у малых предприятий по состоянию на 15 мая 2020 года задолженности по налогам, пеням и начисленным штрафам за нарушение налогового законодательства до 1 сентября 2020 года.

Налоговым органам поручено отозвать инкассовые поручения на списание и перечисление денежных средств с их счетов в банке по состоянию на 15 мая 2020 года.

Налогоплательщикам предоставлено право отозвать неисполненные по состоянию на 15 мая 2020 года платежные поручения по исполнению налоговых обязательств


Примечание: базовая расчетная величина (БРВ) – 223 000 сум., минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – 679 330 сум. на дату публикации.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Конспект урока

    Обществознание, 11 класс

    Урок № 22. Налоговая система в РФ

    Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

    1. Налоговая система в РФ.
    2. Виды налогов.
    3. Функции налогов.
    4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

    Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

    Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

    Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

    Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

    Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

    Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

    Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

    Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

    Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

    Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

    Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

    Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

    Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

    Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

    Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

    Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

    В России существует трехуровневая система налогообложения:

    - федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

    - региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

    - местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

    По характеру налогообложения различают виды налогов:

    пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

    прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

    регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

    Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

    Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

    Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

    Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

    система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

    упрощенная система налогообложения;

    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

    Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

    С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

    Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

    Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

    Налоги, которые уплачивает предприятие.

    На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

    При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

    Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

    - налог на добавленную стоимость;

    - акцизы на отдельные группы и виды товаров;

    - налог на прибыль;

    - налог на операции с ценными бумагами;

    - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    - платежи за пользование природными ресурсами и др.

    - налог на имущество предприятий;

    - плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

    - сбор на нужды образовательных учреждений;

    -налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

    -целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

    Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

    Основные принципы налогообложения

    • Справедливость
    • Четкая определенность и точность налогов
    • Удобство взимания налогов
    • Эффективность
    • Обязательность

    Пример и разбор решения заданий

    1. Запишите слово, пропущенное в таблице

    Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Правильный вариант/варианты: сбор.

    2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

    Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

    1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

    2) расход 5) доход 8) региональный

    3) федеральный 6) акциз 9) цена.

    Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

    Читайте также: