Подати натуральные налоги или повинности крестьян и посадских людей

Опубликовано: 30.04.2024

Подати и повинности государственных крестьян в 18 — 1-й пол. 19 вв. Подати (прямые налоги) и повинности (личные или «вещественные услуги», т. е. действия граждан по удовлетворению к.-л. гос. или местных нужд) — обязанности, законодательно установл. для разных сословий и социальных групп населения. Процесс формирования единого сословия государственных крестьян, происходивший в России в кон. 18 — 1-й пол. 19 вв., сопровождался нивелировкой их сословных прав и обязанностей. В 18 в. государственные крестьяне Южного Урала б. ч. были обязаны обрабатывать государеву десятинную пашню, размеры к-рой колебались в зависимости от «собинной» (собств.) запашки двора. С 1721 эта зависимость стала ликвидироваться; был установлен размер десятинной пашни («десятина с получетвертью десятины в поле и вдву по тому ж») независимо от размеров собств. В районах, где земли не отличались плодородием, пашенные крестьяне должны были вносить хлебный, реже ден. оброк. Оброк деньгами или пушниной вносили и рус. ясачные люди, к-рые со временем также превратились в гос. крестьян. В 1700 размер приходившегося на двор хлебного оклада в Зауралье оценивался примерно в 1 руб., при ден. оброке сумма колебалась значит. (от 25 до 75 коп.), в зависимости от развития неземледельч. промыслов. Несмотря на большое разнообразие в размерах и формах подати, суть ее была одна: население платило ренту за пользование земельными угодьями верх. собственнику земли — гос-ву. Десятинная пашня, хлебный или ден. оброк составляли значит., но не единств. подать. Существовали также различные неокладные сборы, в т. ч. оброчные, к-рыми облагались крест. промыслы (с мельниц, кузниц, мыловарен, «рыбных ловель», «хмелевых щипаний» и др.). Особой статьей являлись запросные деньги, вносившиеся на содержание и экипировку служилых людей: на жалованье драгунам, на судовые припасы, на винокурение, поворотные (на охрану въездов в слободы) и др. Отд. статьей шли кормовые деньги, из к-рых выплачивалось жалованье местной администрации, напр. слободскому приказчику. Существовали также различные земские повинности. Для Урала — обширного и малонасел. края, через к-рый проходил путь из Центр. России в Сибирь,— наиб. обременит. повинностью являлась подводная. Всего к нач. 18 в. ср. крест. двор платил налогов и выполнял повинностей на сумму до 2 руб. в год. В нач. 18 в. поборы с крестьян быстро росли: затянувшаяся Сев. война (1700—21) требовала новых ден. поступлений; недовольство населения сдерживалось присутствием в крае значит. воинских контингентов. К 1713 только окладные сборы достигли 4 руб. 50 коп. В 1713 они были заменены единой податью, при этом произошло очередное ее повышение. Х-ва, находившиеся на ден. оброке, должны были платить окладных денег по 6 руб., состоявшие на хлебном оброке — по 5 руб. 50 коп. и вносить натурой (по четверти ржи и овса), пашенные дворы — по 5 руб. и обрабатывать десятинную пашню. Т. к. подать оказалась непосильной для населения и образовалась большая недоимка, оклад был понижен до 4 руб. 50 коп. и сохранялся на этом уровне до введения в 1724 подушного оклада. Одноврем. росли и неокладные сборы, достигшие к 1718 примерно 2 руб. со двора. С 1724 в гос. деревне вместо подворного оклада были введены подушная и оброчная подати на сумму 1 руб. 70 коп. с ревизской души. Из них 70 коп. составляла подушная подать, 40 коп.— казенный оброк. Однако пашенные крестьяне попрежнему вместо оброка обрабатывали десятинную пашню (в Исетской провинции отменена в 1743), а состоявшие на хлебном оброке вносили на указ. сумму хлеб, к-рый сами же и доставляли к месту назначения, иногда за сотни верст от дома. Первонач. подушной податью было обложено только рус. земледельч. население края. В 1747 она была распространена на бобылей и тептярей, а также на вносивших ранее ясак вотяков, мордву, черемисов (марийцев), чувашей; новая подать вдвое превышала установл. для них куний ясак (куница оценивалась в 40 коп). Реформа 1783 окончательно уравняла подушные сборы с государственных крестьян разных категорий. По мере увеличения воен. и др. гос. расходов росла и подушная подать: в 1794 она составляла 1 руб. 26 коп., в 1810 — 2 руб., в период войны 1812 — 3 руб., в 1818 — 3 руб. 30 коп. (95 коп. в пересчете на серебро); затем втеч. 43 лет (до кон. 1861) оставалась неизменной. В дек. 1861 вновь увеличилась до 1 руб. (серебром). В 1863 произошло новое повышение — на 8—40 коп. в разных губерниях, в т. ч. в Оренб.— на 26—36 коп. (в зависимости от уезда). В 1867 подушной оклад был увеличен в ср. на 50 коп. и достиг суммы от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 17 коп. (серебром) в разных губерниях, в Оренб.— от 1 руб. 63 коп. до 1 руб. 83 коп. Казенный оброк в 1760 вырос в 2,5 раза и достиг 1 руб., в 1768 — 2 руб., в 1783 — 3 руб. В 1794 в целях более полн. учета платежеспособности крестьян все рос. губернии были разделены на 4 класса; Юж. Урал попал в низший — 4-й класс (о размером оброка в 3 руб. 57 коп.). В 1812 Оренб. губ. была переведена в 3-й класс, оброк увеличен до 8 руб. (2 руб. 29 коп. серебром). В 1824—59 государственные крестьяне Оренб. губ. платили оброк по 2-му классу — 9 руб. (2 руб. 58 коп. серебром), в 1859 — по 1-му (2 руб. 86 коп.). В 1862 оброк был вновь повышен до 3 руб. В 1863 введена добавочная оброчная подать по 3 коп. с десятины надельной земли, а по нек-рым уездам — по 7 коп. (т. е. в ср. по 43,5 коп. на ревизскую душу). Размер земских повинностей в 1-й пол. 19 в. определялся 3-летними губерн. сметами и утверждался вышестоящими органами. Земские деньги расходовались на местные нужды: содержание почтовых и земских лошадей, ремонт дорог и мостов, обслуживание речных перевозов, отопление и освещение казенных помещений, оплату квартир губерн. чиновников и т. п. (См. Земства.) С 1825 в ряде губерний земские сборы стали делиться на гос. (перераспределявшиеся между губерниями через казну) и губерн. (использовавшиеся на местах). Кроме гос. и губерн. земских существовал общест. сбор (введен в 1840), назначавшийся мирскими сходами и утверждавшийся губерн. казенной палатой; средства от него шли на поддержание в порядке проселочных дорог, межей и межевых знаков, содержание волостных и сел. управлений, жалованье сторожам и др. местные нужды. Осуществлялись также дополнит. и частные сборы. Если в 1806—27 размер земских повинностей сохранялся приблизительно на одном уровне (41—48 коп. с души), то в дальнейшем появилась устойчивая тенденция их роста. В кон. 1830 — нач. 1840-х гг. они составили в Оренб. губ. 17 коп. серебром (59,5 коп. ассигнациями), в 1842 — 31 коп., прибавился общест. сбор (49,14 коп.) и сбор на содержание земской полиции (13 коп.); общая сумма земских сборов достигла 93,14 коп. с души, в 1847 — 1 руб. 75 коп. К 1862 размер земских повинностей в Оренб. губ. колебался от 1 руб. 50 коп. до 1 руб. 88,25 коп. Государственные крестьяне выполняли в пользу гос-ва ряд натур. повинностей, наиб. обременит. была рекрутская. До 1831 рекрутские наборы проводились нерегулярно (по мере надобности), затем стали ежегодными (в 1856—63 не проводились). Рекрутская повинность лишала гос. деревню наиб. трудоспособной части муж. населения в возрасте 20—35 лет. Только между 9-й и 10-й ревизиями (в 1850—57) из оренб. гос. деревни убыло в рекруты 11263 чел. (6% ревизских душ по 9-й ревизии). Рекрутские наборы, считавшиеся натур. повинностью, в 1-й пол. 19 в. сопровождались ден. поборами, к-рые с развитием товарно-ден. отношений постоянно росли. Так, по 95-му набору на каждого рекрута собирались с государственных крестьян Оренб. губ. деньги на обмундирование (по 33 руб. на рекрута) и складочные (по 2 руб. с ревизской души); прав-во предписывало также заменять деньгами натур. провиант; каждый рекрут обошелся не менее чем в 40 руб. ассигнациями. В 1851 сдача 1 рекрута обходилась гос. крестьянам в Бузулукском уезде в 21 руб. 47 коп., в Бугурусланском — в 22 руб. 63,5 коп., в Бугульминском — в 21 руб. 89,5 коп. Эта сумма складывалась из платы за обмундирование (10,2 руб.), жалованья и провианта (3,17 руб.), провоза и содержания в дороге (3—5 руб.), награждения рекрутов (1—3 руб.); дополнительно крестьяне собирали по 2 руб. на каждого рекрута для пополнения вспомогат. капитала. Рекрутская повинность являлась гл. причиной нежелания нек-рых категорий населения переходить в государственные крестьяне. Так, содержавшие ямских лошадей татары Бугульминского и Бугурусланского уездов при переводе их в разряд государственных крестьян (1829) потребовали обложить их двойными податями вместо рекрутской повинности; в ответ на отказ открыто выразили неповиновение властям. Мн. зажиточные крестьяне записывали своих детей в купечество или выкупали зачетные квитанции, чтобы избежать рекрутчины. В 1792 в Юж. Приуралье зачетные квитанции выставили 3,8% рекрутов (42 из 1094 очередников), в 1851 — 10,4%. Чаще зажиточные крестьяне выставляли вместо своих сыновей «охотников» из бедноты; такой способ переложения рекрутской повинности обходился значит. дешевле (во 2-й четв. 19 в. зачетная квитанция стоила 500 руб. серебром, наем «охотника» — в 2 раза меньше). Правительств. указом от 1847 крест. молодежи, не состоявшей «в очереди», было официально разрешено наниматься в рекруты с согласия сел. об-ва и родителей. При этом выполнялся план рекрутчины, исправный плательщик оставался дома и платил подати за себя, недоимку и подати за ушедшего в рекруты бедняка, что было вдвойне выгодно гос-ву. Государственные крестьяне выполняли ряд натур. повинностей: сдавали зерно в запасные хлебные магазины, осуществляли подводную гоньбу, выставляли караулы для сопровождения арестантов и ссыльных, поддерживали в исправном состоянии дороги и мосты, речные переправы и межевые знаки, предоставляли квартиры становым приставам и лесничим, содержали лошадей для поездок землемеров и чиновников ведомства гос. имуществ и др. В 1847 им было вменено в обязанность содержание земских станционных пунктов. Обременит. для крестьян был воинский постой, особенно в приграничных районах. Реальным показателем платежеспособности крест. х-в служит размер числящихся недоимок. По данным Г. В. Ярового, в 3 приурал. губерниях — Вятской, Пермской и Оренб.— в 1840—50-е гг. недоимки по гос. оброку и подушной подати у казенных крестьян составили в ср. менее 9% год. оклада, в то время как в целом по стране их размер достигал 50%. В предреформ. десятилетия в сравнительно благополучном Юж.-Урал. регионе наблюдался устойчивый рост недоимок: за 1775—87 в Уфимском наместничестве они составляли по 24,6 коп. ассигнациями с ревизской души в год (589753 руб. с 194120 душ), в 1823 (через 2 года после очередного списания недоимок) — 82 коп. с души (6,5% текущего оклада). Статистич. данные, отражающие резкий рост недоимок (более чем в 3 раза) в 1840-х гг. в Оренб. губ., представлены в табл. В 1863—66, в ходе реализации Крестьянской реформы 1861, наиб. значит. ден. повинностью в бывшей гос. деревне являлись выкупные платежи.

  • Что такое повинности крепостных крестьян
    • Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства
  • Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке
  • Какие повинности несли крестьяне в пользу господина
  • Барщина
  • Оброк
  • Церковная десятина
  • Рекрутская повинность

Что такое повинности крепостных крестьян

Повинности крестьян — это обязанности крестьян по отношению к их хозяину — помещику или государству.

Крепостное право на Руси существовало на протяжении нескольких сотен лет. Помещики и государство имели право распоряжаться личностью, трудом, имуществом крепостных крестьян. Зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства или господ и были прикреплены к земле феодала.

Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости. Выделяли следующие виды феодально-зависимых людей:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Государственные крестьяне имели право менять место жительства и даже переходить в другие сословия. Все повинности и налоги они платили государству.
  2. Для помещиков крепостные были полной собственностью. Они обладали правами продажи, дарения, заклада, завещания, обмена на людей. Подневольные люди могли быть сосланы на каторгу, избиты без суда, просто по приказу хозяина, проданы в рекруты. Имуществом зависимых также полностью распоряжался барин.
  3. Экономические крестьяне появились после того, как церковные земли были секуляризированы и переведены в ведомство коллегии экономии. Эта категория крепостных не переселялась насильно в иные регионы, но несла рекрутские повинности и зависела от государства. После ликвидации коллегии экономические крестьяне стали государственными.
  4. Посессионные крестьяне были приписаны к промышленным предприятиям (мануфактурам) и работали в основном там. Их нельзя было переводить в сельскохозяйственную отрасль и отправлять в рекруты.
  5. Дворцовые крепостные (они же удельные) находились в подчинении императорской семьи. Основной их обязанностью была уплата оброка в пользу государя.

Так или иначе, крепостные крестьяне выполняли барщину, платили оброк, подушную подать, несли различные повинности:

  • рекрутскую;
  • дорожную;
  • постойную;
  • подводную и др.

Характер повинностей различался от принадлежности крестьян и требований помещиков.

Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства

Крепостные люди платили в пользу государства подушную подать и ряд установленных налогов.

Другие обязанности накладывались в пользу государства в основном на государственных крестьян. Подневольные иной принадлежности несли повинности своим хозяевам (помещикам, владельцам мануфактур, императорской семье).

Государство предоставляло крепостным земельные наделы. За пользование землей они должны были платить подати и сборы, денежный и натуральный оброк, вносить средства на нужды земств. Государственные крестьяне имели право выкупа земельного участка, право выбора занятий: помимо земледелия могли заниматься изготовлением и продажей ремесленных изделий, извозом и другими занятиями.

Обязанности в пользу государства различались в разных регионах России. Например, на плодородных землях крепостные подолгу работали на пашне, в неплодородных районах платили денежный оброк или оброк хлебом, в северных и таежных — оброк пушниной.

В любом случае, за пользование государственными землями подневольное население исполняло условленные обязанности в пользу собственника — государства.

Поборами государство облагало и ремесла, которыми занимались на селе. Отдельными сборами облагались:

  • мельницы;
  • мыловарни;
  • кузницы;
  • кожевенные мастерские;
  • рыбные промыслы.

Усиленные сборы приходились на сборы средств для служилых людей, в частности обеспечение их экипировкой и полное содержание, зарплату местным властям, охрану слободских въездов.

В годы, когда Россия вела активную внешнюю политику и вступала в военные действия, размер налогов и подушной подати в пользу государства увеличивался. Казну необходимо было пополнять, а делать это с помощью налогов было быстрее и удобнее.Нередко люди поднимали бунты и локальные восстания, выражали недовольство повышением налогов и сборов, но эти выступления всегда подавлялись властями жестоко и кроваво. Для усмирения населения в некоторые районы вводились военные части.

Существовал и общественный сбор, средства от которого тратились на ремонт дорог, содержание сельских и волостных управ, оплату срочных расходов.

В пользу государства крестьяне несли и такие повинности, как несение караулов, сопровождение ссыльных, ремонт дорог и мостов, предоставление жилья служащим, содержание лошадей и гоньба.

Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке

За право пользования землей крепостные должны были выполнять определенные обязанности. В первую очередь подневольный народ работал на господской пашне бесплатно, используя собственные орудия труда. Люди пахали землю, засеивали семенами, ухаживали за всходами, собирали урожай.

В лугах косили траву и работали на заготовке сена. Помещики могли заставить принадлежащих им людей рыбачить, заниматься собирательством, охотой, полностью отдавая добытое. Нередко труд подневольных применялся в строительстве, ремонте.

Отношение к крестьянам как к бесплатной рабочей силе было развито в большинстве регионов.

У представителей сословия формально был выбор — отработать определенное количество времени, отдать часть выращенных продуктов или деньги. Господину было удобнее получить вознаграждение деньгами, но у крестьян такой возможности чаще всего не было. Поэтому нередко они отдавали выращенные сельскохозяйственные продукты, хоть и не лучшего качества.

Нередко помещик заставлял крепостных работать на своей земле постоянно, не давая возможности и времени обрабатывать собственную. При этом часть урожая подневольный человек все равно был обязан отдать хозяину.

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина

В пользу господ крепостные крестьяне несли любые повинности, установленные хозяевами. Самыми обычными были отработка барщины и уплата оброка, самыми нелепыми — оплата за дым, сбор со двора. Помещик по умолчанию был и владельцем всего имущества, принадлежавшего крестьянину. В любое время он мог забрать все, что потребуется, себе, без спроса и разрешения крепостных и членов их семей.

Одним из обычаев, который крепостные крестьяне в числе многих относили к дурным, был обычай на «право первой ночи». Женщина, выходившая замуж, первую брачную ночь проводила с барином, а не с мужем.

К концу XVIII века крепостные крестьяне перешли в полную собственность господ. Закон предписывал помещикам помогать крепостным в тяжелое время, но происходило такое крайне редко. Помещики могли поощрять только крестьян, занимавшихся какой-либо деятельностью, приносящей деньги. Ведь чем больше крепостной крестьянин заработает, тем больше доход будет и у помещика.

Барщина

Барщина — даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего с личным инвентарем в хозяйстве земельного собственника.

Барщина является основным видом феодальной повинности, возникшим в XVI веке. В основе барщины лежит труд крепостного крестьянина на земельном наделе господина. Право определять количество времени, отведенное на отработку, принадлежало помещику.

Первоначально барщина являлась добровольной повинностью, крестьянин мог отказаться от ее выполнения. За использование помещичьей земли крестьянин мог отдать часть выращенного урожая.

Со временем крепостнические устои становились сильнее, помещики уже самостоятельно распоряжались подневольным людьми, их временем, трудом и имуществом. Соборное Уложение ввело бессрочный розыск беглых крепостных крестьян. Этим крестьяне были окончательно прикреплены к помещичьим землям.

В XVIII веке не было закона, устанавливающего срок барщины, поэтому крепостные люди работают на помещичьих землях почти постоянно, не имея возможности обрабатывать собственные угодья. Таким образом, положение представителей данного сословия в XVIII веке становится все хуже. Лишь изданный Павлом I в 1797 году манифест о 3-дневной барщине ввел ограничение на использование помещиками крестьянского труда и запрет на работу в воскресенье.

После публикации указа об отмене крепостного права (1861 г.) барщина оставалась повинностью для временнообязанных крестьян, но срок ее должен был определяться договором между помещиком и принадлежащим ему человеком. Господин мог продлить или сократить срок по своему усмотрению.

Некоторые помещики разрешали крестьянам выбирать между барщиной и уплатой денежного оброка. Это было выгодно обеим сторонам, так как отдать часть продуктов или деньги было проще, чем работать на пашне или в лугах продолжительное время.

Барщина имела двоякое значение. Помещику было выгодно использовать бесплатную рабочую силу на своих угодьях, но было невыгодно кормить крестьян в дни отработки. Кроме того, крестьяне не всегда добросовестно относились к работе, трудились вполсилы, так как вовсе не были заинтересованы в этом.

Оброк

Оброк является особым видом повинности крепостных крестьян, при котором помещику отдается часть денег или продукты. На размер оброка влиял размер земельного надела крестьян, но по факту все определял землевладелец.

Оброк выплачивался как по сроку, так и по требованию. Например, помещик мог спросить в качестве оброка продукты к праздникам (хлеб, яйца, молоко), часть урожая (пятый сноп, пятое ведро ягод, пятый пуд зерна или другого продукта и т.д.). Такие ситуации растягивались по времени, так как помещик не позволял убрать урожай, пока не осмотрит его и не посчитает. Нередко помещик затягивал выбор, тогда развивался худший для крестьян сценарий. Непогода в это время губила выращенное, и крестьянин, отдав помещику лучшие продукты из оброка, оставался ни с чем.

Решить, чем и когда крестьянин будет платить оброк, мог только помещик. Помимо натурального и денежного сбора, он мог обложить крестьян сборами с дыма, двора. Определение размера оброка составлялось феодалом.

Церковная десятина

Крепостные крестьяне также несли повинность в пользу церкви — десятую часть урожая отдавали в приход. Взнос имел название «церковная десятина» и должен был направляться на строительство, содержание церквей, приходов, покрывать расходы духовенства. Натуральные продукты, уплачиваемые в качестве десятины, шли напрямую духовенству.

Сбор церковной десятины был в ведении «десятильников» — специально назначаемых для этих должностных лиц при храмах и приходах. Со временем часть обязанностей десятильника были переданы десятским священникам.

Рекрутская повинность

Помимо натуральных повинностей и оброка, крестьяне несли повинность рекрутскую. Мужчины в возрасте от 20 до 35 лет призывались в рекруты и составляли костяк российской армии. Термин «рекрут» узаконен в России в 1705 году.

Первоначально в рекруты забирали пожизненно, затем срок службы сократили до 25 лет, а в 1804 году — до 20 лет. Дальнейшие изменения в сроках службы рекрутов произошли с вступлением на трон Александра II.

Рекруты переходили в военное сословие, далее обязанность служить передавалась по наследству. Отработка рекрутской повинности зачастую являлась единственной возможностью выйти из крепостного состояния. Люди, вышедшие в отставку, получали право владения наделами, землей либо могли стать членом какого-либо податного сословия. По данным первой половины XIX века свободу путем отбывания рекрутской повинности получило больше крепостных, чем получивших иными путями.

Отставные рекруты нанимались сторожами, надзирателями, дворниками на участок, швейцарами. Рекрутская повинность была отменена в 1874 году. Сам термин «рекрут» был упразднен и заменен на «новобранец».

Система государственного феодализма распространялась и на город 17 века. Феодальная собственность на землю играла свою роль и на посаде.

Торговое огородничество, садоводство и даже земледелие, которые были широко распространены в городах XVII в., а также различного рода промыслы (солеварение и т. п.) в силу низкой техники производства требовали больших участков земли, собственником которой, как и на черносошных землях, было феодальное государство.

Сам характер тягла и других повинностей посадских людей и черносошных крестьян в принципе также был однороден, будучи централизованной феодальной рентой.

Монопольное право собственности на дворы и торгово-промысловые заведения в пределах посада послужило материальной основой формирования сословия посадских людей.

Расширение и укрепление этой основы в процессе роста городов и посадского строения привело к закреплению в юридической сфере комплекса норм, определявших правовой статус посадского человека. В какой мере сословие посадских людей вписывалось в структуру феодального общества и на какой ступени сословной градации оно стояло, косвенно свидетельствуют статьи Уложения о бесчестья.

Посадские люди занимали место, близкое к концу сословной лестницы, но штраф в их пользу за бесчестье был существенно выше штрафа в пользу крестьянина. За бесчестье посадским лучшим людям полагалось по семи рублей человеку, средним — по шести, меньшим —по пяти рублей.

Ниже их шли дворцовые, черносошные и частновладельческие крестьяне: по одному рублю. Выше — торговые люди Суконной сотпи средней статьи: по 10 рублей человеку. В рамках городского населения, начиная от гостя, за бесчестье которого взыскивалось 50 рублей, посадские люди меньшей статьи и ямские охотники стояли на низшей Ступени (X, 94).

Деление посадских людей по имущественному достатку на больших, средних и меньших в Уложении встречается только в установлениях о бесчестьи^ Во всех остальных случаях касательно прав и обязанностей посадского населения оно рассматривается как единая категория. Важно и то, что при большой общей дифференциации штрафов за бесчестье различие штрафа для «лучших», «средних» и «молодчих люден» исчислялось всего в один рубль.

Не приходится сомневаться, что откупа, выборные должности и т. п. в первую очередь попадали в руки зажпточной части посада. И все же отсутствие в законе последовательного разграничения указанных категорий посадскпх людей п незначительная разница в штрафах за бесчестье свидетельствуют о сравнительно слабой дифференциации горожап, что обусловливало общность их интересов в борьбе против беломестцев, тяжелых налогов и служб, против феодальных форм управления п т. п. Соответственно права и привилегии закреплялись в Уложении за посадскими людьми в целом. Сумма выкупа из плена для посадских людей также устанавливалась единая — 20 рублей за человека (VIII, б).

Посадские люди наравне с черносошными и дворцовыми крестьянами имели право занимать должности голов и целовальников в таможнях, а также в кабаках, мытах, перевозах на мостах, которые расположены в городах и в государевых дворцовых и черных волостях. Это означало, что указанным категориям населения принадлежало преимущественное право брать па откуп таможни, кабаки и другие объекты, связанные с поборами (IX, 6; XVIII, 23).

В рамках больших, чем у частновладельческих крестьян, правомочий была значительнее и дееспособность посадских людей.

Наряду с городовыми дворянами и детьми боярскими посадские люди принимали участие в выборах губных старост, в ведении которых находились дела о разбое, убийствах и татьбе (XXI, 3, 4). Проявление дееспособности посадских людей видно прежде всего в процессе создания самого Уложения. Многочисленные челобитные посадских сыграли видную роль в выработке законодательства о сыске закладчиков и ликвидации беломестных слобод, это законодательство вошло в записные книги сыскных приказов и легло в основу XIX главы.

В перечне сословий, челобитья которых побудили правительство учредить Монастырский приказ, имеются и посадские люди (XIII, 1). Представители посадов различных городов участвовали в Земском соборе 1648— 1649 гг., принявшем Уложение. Словом, окончательно сложившееся к середине XVII в. и получившее юридический статус в Уложении 1649 г. сословие посадских людей стало играть видную роль в социальной структуре феодального общества.

Значение Уложения в данном случае как раз и состоит в том, что оно впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную главу. Вместе с тем Уложение отразило более высокий уровень развития торговли и ремесла в городах

Новые статьи, говорящие о ремесленниках, устанавливали ответственность мастеровых людей за сохранность сданных им заказчиками материалов и за своевременность и качество изготовления изделий. В противном случае виновные подлежали судебной и материальной ответственности. Такие нормы предусмотрены в отношении портпьхх в случае порчи ими материала заказчика или готового изделия (X, 273), в отношении ювелиров при порче ими драгоценных камней (X, 272) и в общей форме в отношении всех мастеровых людей (X, 193).

А преступления денежных мастеров, связаппые с изготовлением фальшивых денег, и специалистов по драгоценным маталлам, допустивших подмесы олова и свинца в золото и серебро при из- готовлешш из них каких-либо изделий, выделепы даже в специальную главу (V, 2).

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Содержание

Тягло в Московской Руси

Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Санкции за уклонение от уплаты тягла

Повинности крестьян – это обязанности крестьян по отношению к их хозяину – помещику или государству.

Все жители государства были обязаны нести повинности, основная часть которых ложилась на крестьян – самую многочисленную часть населения.

Со времен Киевской Руси все население делилось на зависимых и свободных. Зависимое население, состоявшее из смердов, холопов и проч., должно было отрабатывать повинности в пользу своих хозяев.

Смердами называлась категория лично свободных крестьян, которые жили в общине. Они платили дань натурой или деньгами, а также несли подводную, воинскую и другие повинности. Дань, которая называлась полюдьем, поначалу собирал лично князь со своей дружиной, которые иногда учиняли произвол, поскольку размер дани не был четко установлен. После восстания древлян в 945 году, княгиня Ольга учредила уроки (точные размеры дани), погосты (места сбора дани) и специальную должность для сбора дани.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Повинности крестьян 430 руб.
  • Реферат Повинности крестьян 260 руб.
  • Контрольная работа Повинности крестьян 230 руб.

Рост частных земельных владений князей и бояр привел к тому, что дань начала превращаться в феодальную ренту, которая сначала в большинстве случаев была представлена отработочной рентой. С первой половины XI века стала активно распространяться уплата повинностей продуктами, а с XIV-XV веков большую популярность приобрела денежная рента.

Основными формами повинности крепостных крестьян были:

  • барщина;
  • оброк.

Барщина

В XI в. на Руси уже существует барщина, которая в XVI веке стала одним из главных видов феодальных повинностей, что было обусловлено организацией феодалами своих хозяйств за счет захваченных крестьянских земель.

Этот вид повинности представлял собой принудительный труд зависимого крестьянина на земле своего хозяина. Размер барщины определялся продолжительностью отработанного времени или объемом работ.

Появление барщины было обусловлено экономическими условиями, когда в руках одного человека сосредотачивались многие земли, а у других ее было мало, в результате чего, эти факторы объединяются, и со временем свободный труд оказывается заменен зависимым. Поначалу барщина существовала в форме просто повинности с правом свободного отказа, которую крестьянин выполнял добровольно, и которая не была необходимым условием для пользования чужой землей (за это крестьянин мог отдавать лишь часть урожая).

В XVII в. размеры барщины все еще определялись старыми традициями заключения порядных записей между помещиком и крестьянином, несмотря на усиление крепостничества в виде введения «урочных лет». Прежние права оставались и у черносошных крестьян.

Значительно же изменили экономические отношения между помещиком и крестьянином указы из Соборного Уложения, отменяющие урочные лета и вводящие бессрочных сыск беглых крестьян, что фактически прикрепило их к помещику и земле.

В начале XVIII в. все еще не существовало закона, который четко определял бы размеры барщины. Законом предусматривалось лишь количество земли помещика, на которой можно было работать. В правление Петра I помещики свободно пользуются крестьянским трудом в любое время, тем самым, не давая крестьянину времени и возможности обрабатывать его собственную землю. В течение XVIII в. положение крестьян становится все более тяжелым.

Некоторые изменения в определении размеров барщины произошли в царствование Павла I. Он в 1797 году издает Манифест о трехдневной барщине, по которому барщина должна ограничиваться тремя днями в неделю. Кроме того, запрещалось принуждать крестьян к работе в воскресные дни.

После отмены крепостного права в 1861 году барщина сохранялась некоторое время как повинность временнобязанных крестьян. Ее размер должен был быть определен по договору крестьянина и помещика. Кроме того, некоторым крестьянам или сельским обществам разрешалось переходить с барщины на оброк. Замена барщины оброком была выгодна и одним, и другим, так как отдавать деньги или часть урожая было проще, нежели тратить время на обработку помещичьей земли. Выбор – барщина или оброк – делал помещик.

Такая форма отношений была ликвидирована в 1883 году после указа о переводе крестьян на обязательный выкуп

Оброк

Оброк – это форма повинности крестьян, состоявшая в выплате помещику дани деньгами или продуктами. Оброк делился на:

  • денежный;
  • натуральный;
  • отдельные виды работ.

Крестьяне должны были отдавать часть своего урожая помещику. Размер оброка зависел от размера крестьянского надела. Впоследствии оброк принял форму постоянного денежного платежа, но существовал и более тяжелый натуральный оброк, который платился различными продуктами. Помещики придумывали различные поводы для сбора нового оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и пр.; также выплачивалась часть урожая – десятый сноп, девятой ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянин не мог, например, убирать с поля снопы, пока помещик не определит размер оброка, вследствие чего мог портиться урожай.

Денежный оброк мог заменяться натуральным, но это имел право решать только помещик.

Существовали и другие обязательства, которые подразумевали повинности личного характера. Ими могли быть поголовные платежи, сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и пр. Помещик мог распоряжаться всей собственностью крестьянина, а также им самим: решение о женитьбе крестьянина принимал хозяин.

Итак, барщина носила двоякий характер. С одной стороны, помещики использовали крепостных как бесплатную рабочую силу, что приводило к угнетению последних, не оставляя времени на обработку своей земли. С другой стороны, барщина не была очень выгодна, ибо крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда и не особо старались работать на землях помещика. К тому же, на помещика ложились обязанности по кормлению крестьян, что было тоже затратно. Оброк был более легкой формой повинности для крестьян, однако, его размер также не был законодательно определен. Однако самую большую форму эксплуатации крестьян представляли прочие виды повинностей, в которых ярко проявлялись самые некрасивые формы крепостничества, и крестьянин был фактической собственностью хозяина.

Читайте также: