Налоговый учет в рк

Опубликовано: 16.05.2024

  • Корпоративное право
  • Договорное право
  • Сопровождение сделок с недвижимостью
  • Абонентское юридическое обслуживание
  • Налоговое право
  • Досудебное/судебное представительство
  • Лицензирование в сфере промышленности
  • Лицензирование в сфере атомной энергии
  • Лицензирование в сфере ядовитых веществ
  • Лицензирование деятельности в сфере транспорта
  • Лицензирование в сфере оборота наркотических средств
  • Лицензирование в сфере обеспечения информационной безопасности
  • Лицензирование деятельности в сфере специальных технических средств
  • Лицензирование деятельности в сфере оборота вооружения
  • Лицензирование в сфере использования космического пространства
  • Лицензирование деятельности в финансовой сфере и деятельности
  • Лицензирование в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, производства табачных изделий
  • Лицензирование деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства
  • Лицензирование в сфере изготовления государственных символов Республики Казахстан
  • Лицензирование деятельности в сфере товарных бирж
  • Лицензирование в сфере экспорта и импорта товаров
  • Лицензирование деятельности в сфере нефти и газа

Понятие налогового учета в РК

Эта тема является актуальной на сегодняшний день, так как обязанность уплачивать налоги в государственный бюджет налагается на всех предпринимателей осуществляющих свою деятельность на территории Республики Казахстан.
В данной статье мы постараемся разобрать некоторые особенности налогового учета.
Для начала, что такое налоговый учет? Согласно ст. 56 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее по тексту - Налоговый кодекс) налоговый учет – это процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности. Далее представлен список документов входящих в учетную документацию:
1) бухгалтерская документация (например: счета-фактуры, акты выполненных работ, расчетные ведомости и другие документы, подтверждающие проведение хозяйственной операции) - для лиц, на которых в соответствии с законодательным актом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности возложена обязанность по ее ведению;
1,1) первичные учетные документы (например: счет, бланки строгой отчетности, кассовый, товарный чек);
2) налоговые формы (например: форма налогового регистра 3.3 «Бухгалтерский баланс» (по корпоративному подоходному налогу));
3) налоговая учетная политика;
4) иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Ведение в совокупности вышеперечисленных документов и составляет налоговый учет. Основой для налогового учета юридических лиц является бухгалтерский учет, но существуют лица, которые не ведут бухгалтерский учет. В связи с возникшим вопросом обратим внимание на пункт 1,1 «первичные учетные документы» так как для юридических лиц они не требуются, а предназначены только для индивидуальных предпринимателей занимающихся деятельностью при специальном налоговом режиме на основе патента, упрощенной декларации, а так же не состоящие на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость и не являющиеся субъектами естественных монополий и регулируемых рынков имеют право не вести бухгалтерский учет. ИП не осуществляющие ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности применяют первичные учетные документы, и записи в налоговых регистрах производятся на основании первичных документов.
Налоговый учет на территории Республики Казахстан ведется только в тенге. В случае если вы осуществляли сделку в иностранной валюте и при расчетах имеет место курсовая разница, например, как при доставке товара в международном сообщении вы оплачиваете 50% авансом, а после оказания услуг еще 50% при небольшой разницы во времени (что может повлиять на курс) учет курсовой разницы в целях налогообложения осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности с применением рыночного курса обмена валюты.
Мы разобрали понятие налогового учета, а также затронули тему его особенностей и в завершение хотим подчеркнуть, что к ведению бухгалтерского или налогового учета важно относиться с особой серьезностью и ответственностью, так как ошибки могут привести к крупным штрафным санкциям и возможно к другим не желательным последствиям.

Алиев Мурат Капбарович – доктор экономических наук, профессор, академик МЭАЕ, зав.кафедрой Учета и аудита Казахского университета экономики, финансов и международной торговли.

Турдалы Жулдыз Нуржанкызы – докторант PhD Университета Адам / БФЭА

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы организации налогового учета и отчетности в системе налогового администрирования. Дана комплексная оценка практики налогового учета и представления отчетности с использованием современных механизмов взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Обоснована необходимость развития налогового администрирования с учетом цифровизации экономики.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговый учет, налоговая отчетность, налоговый контроль, информационные технологии, цифровизация, экономическая эффективность.

В рамках оценки механизма налогового администрирования по обеспечению полноты и своевременности налоговых поступлений в бюджет первоосновой всех мероприятий, в том числе и контрольных, выступает учет налогоплательщиков. Деятельность налоговых органов по регистрации и учету физических и юридических лиц осуществляется посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и иных сведений.

В связи с принятием нового Налогового Кодекса в Республике Казахстан, Комитетом государственных доходов масштабно реформируется система постановки на регистрационный учет в качестве налогоплательщика. Активно развивается перечень электронных сервисов, с помощью которых индивидуальным предпринимателям и некоторым категориям юридических лиц предоставляется возможность пройти регистрацию в качестве налогоплательщика через портал государственной корпорации «Правительство для граждан» при наличии у заявителя электронной цифровой подписи. Помимо этого регистрация в обычном режиме может осуществляться в явочном порядке в «Центр обслуживания населения» (ЦОН) и налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Начиная с 2017 года постановка на регистрационный учет в качестве индивидуального предпринимателя переведена на уведомительный порядок, согласно которому для регистрации физическое лицо представляет в налоговый орган уведомление о начале деятельности. При этом по вопросам сокращения разрешительных документов полностью исключена статья 37 Предпринимательского кодекса, определяющая понятие Свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также порядок его выдачи [1]. С целью создания комфортных условий для развития малого бизнеса отменен сбор за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя.

Электронный сервис Комитета государственных доходов «Экспресс–помощь» с пошаговой инструкцией для начинающих предпринимателей позволяет ознакомиться с порядком осуществления государственной регистрации, выбрать форму регистрации и режим налогообложения, а также знакомит с другими процедурными моментами [2]. Поэтому можно заключить, что деятельность налоговых органов по администрированию направлена именно на упрощение и либерализацию процедур регистрации налогоплательщиков, чтобы заложить действительно эффективную основу для качественного роста предпринимательской среды.

Механизм регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя всегда происходит одновременно с постановкой на налоговый учет. В ходе непрерывной работы по учету налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных, которая постоянно уточняется и дополняется. Сведения о количестве налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Республики Казахстан представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика количества налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Республики Казахстан, ед.

Юридические лица, всего

Примечание: составлено авторами на основе данных [3]

По данным таблицы 1, количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах в 2017 году составляет свыше 1,5 млн. ед. Наибольшее количество налогоплательщиков, зарегистрированных и состоящих на учете в налоговых органах приходилось на 2014 год. Мораторий на проведение налоговых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства вкупе с другими мерами государственной поддержки способствовали наиболее высокому темпу прироста количества налогоплательщиков в этот период. Так, в 2014 году прирост составил 7,6% (+115228 ед.), в 2015 году произошло снижение на 10,6% (–173280 ед.), в 2016 году наблюдается незначительный прирост на 1,8% (+20386 ед.), а уже в 2017 году продолжился поступательный прирост на 3,2% (+45151 ед.).

Вместе с тем, в 2015–2017 годах отмечается снижение некоторых категорий налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах. Сокращение налогоплательщиков обусловлено реорганизацией и ликвидацией в связи с нестабильным финансовым положением, а также снятием с учета большого количества индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, относящихся к субъектам среднего (уменьшение более чем в два раза) и крупного предпринимательства. Сокращение «среднего класса» с большей вероятностью можно объяснить тем, что они не выдержали конкуренции и перешли в малый бизнес.

Справляться с обслуживанием немалого количества налогоплательщиков стало проще и доступнее благодаря автоматизации части процессов налогового администрирования. В этой связи, Комитетом государственных доходов было принято решение о переходе на новые информационные системы, в которых учтены требования и пожелания налогоплательщиков. На сегодняшний день внедрены и действуют такие информационные системы и сервисы как виртуальный «Кабинет налогоплательщика», «ИС СОНО» система обработки налоговой отчетности, «ИС ЭСФ» электронные счета–фактуры, «ИС УКМ» контроль над производством и оборотом алкогольной продукции с использованием учётно–контрольных марок с голографическим защитным элементом, «ИС Акциз» контроль за производством и оборотом подакцизной продукции и отдельных видов нефтепродуктов [4].

Одной из особенностей этих информационных систем и сервисов является доступность и наличие личного информационного пространства налогоплательщика на web–pecypcax Комитета государственных доходов.

В частности, сервисы виртуальный «Кабинет налогоплательщика» и «ИС СОНО» интегрированы между собой и выполняют такой функционал, который позволяет налогоплательщикам получать большое количество услуг от подготовки и подачи налоговой отчетности, получения уведомлений и сведений о сумме налоговой задолженности или отсутствии до подачи жалобы на результаты налоговой проверки и получения уведомлений по результатам налогового контроля.

Налоговыми органами постоянно ведется работа по привлечению налогоплательщиков к представлению отчетности в электронном виде. Для налогоплательщиков, не имеющих доступа к сети интернет в налоговых органах установлено программное обеспечение «Терминал налогоплательщика», где каждый желающий может подать налоговую отчетность в электронном виде.

Способ сдачи налоговой отчетности в бумажной форме на сегодняшний день уже менее популярно и не может конкурировать с электронной формой. Об этом свидетельствуют данные по широкому распространению среди налогоплательщиков сдачи налоговой отчетности в электронной форме (рис.1).


Примечание: составлено авторами на основе данных [6]
Рисунок 1. Распространенность сдачи налоговой отчетности в электронной форме в зависимости от размера субъектов предпринимательства в Республике Казахстан за 2017 год.

Как видно из рисунка 1, субъекты крупного и среднего предпринимательства практически полностью перешли на электронные формы сдачи налоговой отчетности. Среди субъектов малого предпринимательства это также набирает популярность, поскольку ввиду упрощенных и доступных процедур не возникает необходимости содержать отдельного бухгалтера.

Онлайн–режим позволяет налоговым органам проводить оперативный контроль всех проделанных операций. В целях исключения коррупционных рисков и минимизации контакта сотрудников налоговых органов с налогоплательщиками внедрена автоматизированная система «ИС Акциз», которая предназначена для улучшения функций налогового администрирования и совершенствования контроля за производством и оборотом подакцизной продукции и отдельных видов нефтепродуктов.

Введение контрольных приборов учета на предприятиях–производителях этилового спирта, алкогольной продукции и отдельных видов нефтепродуктов позволяет осуществлять передачу сведений по объемам производства и реализации подакцизных товаров налоговым органам в режиме реального времени, что исключает возможность неучтенной подакцизной продукции.

С середины 2016 года запущен проект по поэтапному внедрению контрольно–кассовых машин с функцией фиксации и передачи данных в онлайн–режиме для налогоплательщиков, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, а также оказывающих некоторые виды услуг, что практически нивелирует необходимость проверки субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодня на портале «Оператора фискальных данных» зарегистрировано более 52 тыс. налогоплательщиков, количество онлайн контрольно–кассовых машин достигает 75 тыс. ед., пробито 635 млн. чеков на сумму более 2,5 трлн. тенге. Налоговые органы видят оборот и выручку, а электронный формат позволяет проводить полный контроль. Если раньше доля рейдовых проверок была очень большой, то внедряя онлайн контрольно–кассовые аппараты, исключается ряд проверок.

Отметим, что внедрение модернизируемых технологических процессов налогового администрирования позволяет сократить объем ручных операций, сроки обработки информации, максимально формализовать и автоматизировать процедуры, а также централизовать информационные ресурсы на государственном уровне, что дает возможность значительно улучшить качество обслуживания налогоплательщиков и снизить налоговые риски благодаря концентрации сотрудников налоговых органов на аналитической и контрольной работе.

По нашему мнению, переход на «цифровой» формат и использование современных информационных технологий нацелено на выстраивание новой парадигмы взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками в направлении клиентоориентированности. Учитывая, что в настоящее время еще не все процедуры в рамках налогового администрирования выполняются в доступном формате, то переход на полную цифровизацию потребует значительных организационных, трудовых и материальных затрат на реализацию различных инновационных решений.

Необходимость введения в новый Налоговый кодекс понятия «налоговый учет» вызвана, с одной стороны, возросшим взаимодействием между бухгалтерским и налоговым учетами, а с другой стороны, существенными различиями в преследуемых ими целях.

Порядок ведения налогового учета регламентируется ст. 56-60 нового Налогового кодекса.

Понятие налогового учета установлено ст. 56 Налогового кодекса, согласно которой налоговый учет - это процесс ведения налогоплательщиком и налоговым агентом учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, а также в целях исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

При этом данной статьей определено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета.

Налогоплательщики и налоговые агенты, за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента, самостоятельно организуют налоговый учет и определяют формы обобщения и систематизации информации в налоговых целях в виде налоговых регистров таким образом, чтобы обеспечить:

1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком и налоговым агентом в течение налогового периода;

2) расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности;

3) достоверное составление налоговой отчетности; а также

4) предоставление информации органам налоговой службы для налогового контроля.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе патента, Министерством финансов РК будут установлены отдельные формы для ведения налогового учета.

Кроме того, в Налоговый кодекс вводится абсолютно новое для казахстанских налогоплательщиков понятие налоговой учетной политики.

Налогоплательщик и налоговый агент будут самостоятельно разрабатывать и утверждать налоговую учетную политику, за исключением применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, по деятельности, на которую распространяются такие специальные налоговые режимы.

Такие категории налогоплательщиков по деятельности, на которую распространяются специальные налоговые режимы, будут утверждать налоговую учетную политику, разработанную самостоятельно, но по форме, установленной Министерством финансов РК.

Налоговая учетная политика - это принятый налогоплательщиком (налоговым агентом) документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований Налогового кодекса.

Налоговая учетная политика может быть включена в виде отдельного раздела в учетную политику, разработанную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Еще один элемент налогового учета - это учетная документация.

Учетная документация включает в себя:

- налоговую учетную политику;

- иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Правила налогового учета определены ст. 57 Налогового кодекса. Ведение налогового учета осуществляется налогоплательщиками по методу начисления в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Метод начисления - это метод учета, согласно которому независимо от времени оплаты доходы и расходы учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки товаров с целью их реализации и оприходования имущества.

Налогоплательщики и налоговые агенты на основе налогового учета по итогам налогового периода определяют объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, и исчисляют налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Учет курсовой разницы в целях налогообложения осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности с применением рыночного курса обмена валюты.

Учет товарно-материальных запасов в целях налогообложения осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Операция по договору мены, передача залогодержателю предмета залога при неисполнении должником обеспеченного залогом обязательства в налоговых целях рассматриваются как реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, для которых Налоговым кодексом предусмотрены различные условия налогообложения, обязаны вести раздельно учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по таким видам деятельности.

По сравнению с действующим Налоговым кодексом новый кодекс подробно регламентирует порядок ведения раздельного налогового учета.

Так, недропользователь обязан вести раздельный налоговый учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по контрактной деятельности отдельно от внеконтрактной деятельности в порядке, предусмотренном ст. 310 Налогового кодекса.

Необходимо отметить, что Налоговым кодексом прямо устанавливается, что операции с производными финансовыми инструментами не относятся к операциям по недропользованию.

Уполномоченный представитель участников договора о совместной деятельности обязан вести раздельный налоговый учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, по совместной деятельности и иной деятельности.

Доверительный управляющий обязан вести раздельный налоговый учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, по деятельности доверительного управления, осуществляемой в интересах учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления, и иной деятельности.

Раздельный налоговый учет ведется налогоплательщиком на основании учетной документации.

Налогоплательщик не может объединять объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по видам деятельности, для которых Налоговым кодексом установлены требования по ведению раздельного налогового учета.

Налогоплательщик самостоятельно устанавливает в налоговой учетной политике порядок ведения раздельного налогового учета, в том числе перечень видов общих доходов и расходов, методы распределения таких доходов и расходов между видами деятельности, для которых Налоговым кодексом установлены различные условия налогообложения.

При этом под общими доходами и расходами налогоплательщика понимаются доходы и расходы отчетного налогового периода, в том числе доходы и расходы по общим фиксированным активам, которые не имеют прямой причинно-следственной связи с осуществлением отдельного вида деятельности и не могут быть в полном объеме отнесены ни к одному из видов деятельности, для которых Налоговым кодексом установлены различные условия налогообложения.

В случае, если в налоговой учетной политике не установлен порядок распределения общих доходов и расходов, то органы налоговой службы в ходе проведения налоговой проверки осуществляют распределение таких доходов и расходов по удельному весу, в общей сумме доходов, полученных налогоплательщиком за налоговый период.

Статьей 60 Налогового кодекса установлены требования к налоговой учетной политике.

В налоговой учетной политике должны быть установлены:

- формы и порядок составления налоговых регистров, разработанных налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно;

- перечень осуществляемых видов деятельности согласно общему классификатору видов экономической деятельности, утвержденному уполномоченным государственным органом но стандартизации;

- наименование должностей лиц, ответственных за соблюдение учетной налоговой политики;

- порядок ведения раздельного налогового учета;

- порядок ведения раздельного налогового учета в случае осуществления операций по недропользованию;

- выбранные налогоплательщиком методы отнесения на вычеты расходов в целях исчисления корпоративного подоходного налога, а также отнесения в зачет налога на добавленную стоимость, предусмотренные Налоговым кодексом;

- политика определения хеджируемых рисков, хеджируемые статьи и используемые в их отношении инструменты хеджирования, методика оценки степени эффективности хеджирования.

Налоговая учетная политика по совместной деятельности разрабатывается и утверждается участниками договора о совместной деятельности.

При осуществлении видов деятельности, ранее не указанных в налоговой учетной политике, налогоплательщик и налоговый агент должны внести соответствующие изменения и дополнения в налоговую учетную политику.

Изменение и дополнение налоговой учетной политики осуществляются налогоплательщиком и налоговым агентом одним из следующих способов:

1) утверждение новой налоговой учетной политики или нового раздела учетной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) внесение изменений и дополнений в действующую налоговую учетную политику или в раздел действующей учетной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Не допускается внесение налогоплательщиком и налоговым агентом изменений и дополнений в налоговую учетную политику:

1) проверяемого налогового периода - в период проведения комплексных и тематических проверок;

2) обжалуемого налогового периода - в период срока подачи и рассмотрения жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, с учетом восстановленного срока подачи жалобы.

Т. Долматова, эксперт УНЗ НК МФ РК


22 апреля 2021

Налоговый учет: все, что нужно знать руководителю

Валентина Клавдеева

Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»

Основные аспекты ведения налогового учета в России

Для начала определимся с тем, что такое налоговый учет. Для этого обратимся к главе Налогового кодекса, посвященной налогу на прибыль, а именно – к статье 313. Там дается четкое и развернутое определение понятия налогового учета как системы. Важно понимать, что налоговый учет создан, как и бухучет, на основе первичных учетных документов, но для иной цели – правильно и достоверно исчислить суммы налога для уплаты в бюджет, а также своевременно его уплатить.

Учитывайте тот факт, что налоговый учет ведут не только те, кто находится на общей системе налогообложения и платят налог на прибыль, но и спецрежимники.

Итак, определим основные положения налогового учета в России.

Источники информации

Как правило, это те же регистры, которые применяются при ведении бухучета в организации. Выявили недостаток необходимых данных в таких регистрах? Дополните их недостающими реквизитами. Если же такой недостаток явный и значительный – проще разработать отдельные налоговые регистры с учетом всех потребностей организации для корректного и достоверного ведения налогового учета.

Например, зачастую крупные компании предпочитают формировать и вести самостоятельные регистры налогового учета. Для этого разработанные формы следует закрепить в приложении к учетной политике для налогового учета.

Важно! Учетная политика утверждается ежегодно. Потому, при необходимости, разработанные регистры налогового учета также следует пересматривать каждый год, дополняя или заменяя их актуальными данными (формами).

Интересно! Налоговые инстанции никаким образом не могут утверждать налоговые регистры компаний – их разрабатывает каждая компания самостоятельно, подстраивая под свои нужды и потребности.

Применяемые методы учета операций

Содержатся как раз в учетной политике для НУ. В ней также должны быть описаны все методы и принципы учета хозяйственных операция по всем видам деятельности, которые ведет предприятие. Внесли самостоятельно какие-либо изменения в НУ? Например, изменили применяемые методы учета или хотите дополнить новым разделом? Сделайте это с начала налогового периода, в этом случае и учетная политика на этот год должна содержать актуальные данные.

Но что если изменилось само налоговое законодательство в течение года? В этом случае отследите дату вступления изменений в силу, и с этой даты начните их применять. Учетную политику также придется корректировать в течение года

Важно! Все изменения учетной политике должны быть оформлены приказом руководителя!

Какие функции выполняет налоговый учет на предприятии

Система НУ, организованная в России, определяет три основные (самый важные) функции:

  1. Фискальная – важна в первую очередь для налоговых служб, т.к. обеспечивает своевременную и пополняемость казны для обеспечения работы государственного аппарата.
  2. Информационная – дает представление о финансовом состоянии организации, а также о совокупности уплачиваемых налогов в разные уровни бюджета, о величине налоговых платежей, страховых взносов.
  3. Составление налоговой отчетности позволяет обеспечить правильность налогового учета, путем сопоставления различных показателей/иных данных и проведения сверки с налоговыми органами.

Принципы НУ – кратко

Несмотря на тот факт, что налоговый кодекс позволяет каждой компании самостоятельно выбрать налоговый режим, не регламентирует порядок создания и ведения регистров НУ и вообще предоставляет достаточно большую свободу действий, компании обязаны придерживаться нескольких основных принципов ведения налогового учета в России:

  1. Денежное выражение. Все операции отражаются в рублях. Если операции осуществлялись в иностранной валюте – пересчитайте их по текущему курсу на дату совершения.
  2. Обособленный учет имущества. Компания обязана отдельно учитывать имущество в собственности других юрлиц (и физлиц в том числе).
  3. Непрерывность деятельности означает, что налоговый учет ведется в организации без перерывов с момента ее создания и до самой ликвидации (либо реорганизации).
  4. Принцип последовательного учетеа означает соблюдение хронологического порядка при учете хозяйственных операций.
  5. И самый важный и определяющий принцип – временная определенность всех операций. На практике это означает, что все доходы следуют признавать своевременно, даже если деньги по таким операциям придут в следующем периоде. По учету расходов придерживайтесь такого же принципа – признавайте всегда в том налоговом периоде, в котором понесли. Даже если и оплатили их позже.

Бухгалтерский и налоговый учет – разве не одно и то же?

И ответим – конечно, нет! Ведь помимо того, что у этих двух видов учета совершенно разные цели, так еще и разные пользователи информации. Об этом подробнее в таблице:

Достоверно сформировать налоговую базу, в правильных суммах рассчитать величину налоговых платежей и своевременно их уплатить в бюджет

Составить бухгалтерскую отчетность, при этом определив финансово-хозяйственный результат ведения бизнеса за отчетный период

Кому интересна информация

Внешние пользователи – исключительно налоговые инстанции.

Внутренние пользователи – руководство предприятия

Более широкий круг внешних пользователей – собственники и учредители, кредитные организации, крупные покупатели и конкуренты и т.д.

Круг внутренних пользователей также расширен – учредители. Руководство, руководящий персонал разных уровней,

Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12.11

Как мы видим, бухгалтерский и налоговый учеты – это два совершенно разных вида учета. Однако они во многом похожи друг на друга. В связи с этим, следует выделить такие варианты организации и ведения НУ на предприятии:

  1. Обособленный учет БУ и НУ. Уместен для крупных компаний, где организовано специально подразделение по ведению НУ на предприятии.
  2. НУ ведется на базе БУ. В этом случае бухгалтер использует регистры бухучета, дополнив их необходимыми недостающими данными. Если же у компании предусмотрены совершенно отличные от бухучета принципы ведения определенных операций – то для них разработаны специальные формы налоговых регистров.
  3. Налоговый учет настолько схож с бухучетом, что отдельно учитываются только отклонения, возникающие в случаях разницы учетов. В этом случае отражению подлежат только корректировки бухучета в соответствии с принятыми методами налогового учета.
  4. Небольшие и малые компания могут также к плану счетов бухгалтерского учета, открывать спецсчета по учету операций налогового учета.

Доходы и расходы: как учесть в БУ и НУ

Самым основным моментом, когда наиболее четко можно увидеть различия между бухгалтерским и налоговым учетом, является момент определения прибыли, которая подлежит налогообложению (имеется в виду налог на прибыль).

На что стоит обратить внимание при учете прибыли в налоговом учете:

Начнем с основных средств:

  • иногда возникает разница в формировании первоначальной стоимости объектов лизинга в случае его учета у лизингополучателя (если им и являетесь). Если в бухгалтерском учете вы определите эту разницу, как сумму всех лизинговых платежей и выкупной стоимости (без НДС), то в налоговом – по сумме расходов лизингодателя на приобретение этого имущества для передачи в лизинг;
  • способы начисления амортизации разные. Все способы, применяемые в бухучете, раскрыты в ПБУ 06/01 «Учет основных средств» – их на сегодняшний момент 4. А вот в НУ предусмотрено всего лишь два – линейный и нелинейный.

Важно! Приказом Минфина от 17.09.20 утвержден новый стандарт по учету основных средств – ФСБУ 6/2020. Он как раз и заменит так знакомое нам ПБУ 06/01. Согласно ему, в бухучете останется всего 3 способа начисления амортизации. Однако его применять нужно с отчетности за 2022 год. Хотите начать применять раньше? Минфин допускает такую возможность – пропишите его в учетной политике.

  • установили разный лимит по первоначальной стоимости? Возможны различия между БУ и НУ. Применили повышающий коэффициент при расчете сумм амортизации – придете к такому же итогу. Разный срок полезного использования также приводит к разным данным по остаточной стоимости объектов основных средств, и сумм амортизационных отчислений.

Разная классификация доходов и расходов в БУ и НУ. Поясним.

Когда говорим о выручке – мы и в БУ, и в НУ подразумеваем доходы, которые получаем от реализации – товары, имущественные права, работы и услуги. Различия появляются в определении внереализационных доходов – в НУ их перечень закрытый. Так, доходы от участия в капитале других компаний вы должны учесть в качестве внереализационных. Тогда как БУ позволяет относить их иногда и к доходам от обычных видов деятельности. При этом также дата признания некоторых видов доходов отличается – ведь налоговый учет подразумевает как применение кассового, так и метода начисления.

Что касается расходов, то их перечень закрытый в обоих учетах. А вот касаемо распределения на прямые и косвенные – то тут можно наблюдать некоторые различия. Для этого следует обратиться к ст. 318 НК РФ. Для справки – такого разделения нет в бухгалтерском учете. Отсюда и возможные вытекающие разницы.

Формирование резервов. О чем здесь речь:

  1. Если компания определяет, что в налоговом учете также формирует различные резервы, как и в БУ – это не значит, что суммы резервов будут одинаковы. Так, например, резерв под отпуска в НУ формируется исключительно под отпуска работников по текущему году. Поэтому, как правило, на конец года остатки резервов зачастую нулевые. В бухгалтерском учете данный вид резерва практически всегда с остатком.
  2. Методы формирования резерва по сомнительным долгам различны – полностью исключить расхождения при его расчете не получится. Кроме того, помните – создавать данный вид резерва в НУ – это право организации, а не обязанность.

Как учесть все различия – для этого для отражения разницы в данных бухгалтерского и налогового учета применяйте специальное ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Как вести налоговый учет в компании: особенности каждого режима налогообложения

  1. Начнем с общей системы. Как такового, общего режима налоговый кодекс не выделяет – скорее это совокупность всех описанных в нем налогов. Те, кто применяет общий режим – имеют самую высокую налоговую нагрузку. Что платим:
  2. Налог на прибыль: ставка 20 процентов, отчетность ежегодная, авансы платим ежеквартально или ежемесячно.
  3. НДС: ставка 20 процентов, отчетность ежеквартальная. Платим также – один раз в квартал.
  4. Имущественные налоги (при наличии земли, автомобилей или имущества на балансе) – ставки различные, устанавливаются регионами.
  5. НДФЛ – удерживаем из доходов работников как налоговый агент (ставки разные – от 13 до 30 процентов). Платим ежемесячно.

Упрощенная система УСНО:

  1. Не платим налог на прибыль – этим режимом предусмотрен единый налог на доходы (ставка 6 процентов) либо доходы за вычетом расходов (по ставке 15 процентов).
  2. Придется заплатить НДФЛ за работников на общих основаниях и имущественные налоги при наличии соответствующих видов имущества.
  3. Упрощенцы в основной массе не являются плательщиками НДС, однако налоговым законодательством предусмотрены редкие случаи, когда все же придется отчитаться по этому налогу и уплатить его.

Важно! Начиная с отчетности за 2021 год, такой режим как ЕНВД отменен!

Собираетесь ставить организацию (или филиал) на налоговый учет – учтите следующую информацию

Как выбрать инспекцию? Для организаций – по месту нахождения, а для ИП – по месту жительства. Срок рассмотрения документов налоговиками стандартный для всех, и составляет пять дней.

Соберите полный пакет необходимых документов. Что он должен содержать? Конечно же, учредительные документы – устав, решение учредителя либо протокол собрания участников о создании организации, заполненное заявление по специальной форме, оригиналы (и копии) паспортов тех лиц, кто обращается в налоговые инстанции с этим заявлением.

Важно! Если учредитель один и он обратился в налоговые органы самостоятельно – проблем не возникнет. Также их не будет, если учредителей несколько, и они пришли в полном составе. А вот в противном случае – нужно заверить все предоставляемые документы у нотариуса.

Не забудьте заплатить госпошлину (для бумажной документации – 4 тысячи рублей). Подаете через сайты Госуслуг или ФНС – можете избежать уплаты пошлины.

Подаем документы в регистрирующий орган, ждем, получаем документы о регистрации. Помните – подать документы нужно в ФНС или МФЦ. Ждать – 3 дня – именно в этот срок осуществляется регистрация юрлиц. Пришел отказ в регистрации? Можете подать повторно, на это вам дается срок в три месяца.

Важно! Порядок регистрации филиала – такое же как и при регистрации организации в целом.


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

Читайте также: