Почему общество в основном соглашается с перераспределительной политикой государства например налоги

Опубликовано: 14.05.2024

Экономическая роль государства

1. Государство как экономический субъект

Государство - это совокупность общественных институтов, осуществляющих публичную власть.

В современной рыночной экономике государство является субъектом экономической системы вместе с домохозяйствами и фирмами, выполняет активную роль в экономике, является носителем определенных прав и обязанностей. Государство является собственником и производителем, продавцом и покупателем, заемщиком и кредитором, что превратило его в полноправного субъекта хозяйственной жизни рядом с домохозяйствами и фирмами.

Цели экономической политики государства: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, положительное сальдо торгового баланса, экономическая защищенность, экономическая свобода, экономическая эффективность, справедливое распределение доходов.

Государство, как субъект хозяйственной жизни, разрабатывает хозяйственные цели, методы их достижения на всех уровнях исполнительной власти, организует их выполнение. Под государственным регулированием экономики понимают совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на деятельность субъектов хозяйствования (домохозяйства, фирмы) и рыночную ситуацию, чтобы обеспечить нормальные условия для его функционирования и решения социально-экономических проблем общества.

Методы воздействия государства можно разделить на две группы:

- административно-правовые (прямые): разработка нормативно-правовой базы и контроль за ее соблюдением; государственные закупки и трансфертные платежи; индикативное планирование и реализация целевых программ; государственный контроль над ценами; прямые административные меры государственных органов (запреты, разрешения, принуждение, квоты, субсидии, субвенции, дотации, лицензии и т.п.);

- экономические (косвенные): налоги (прямые и косвенные) на физических и юридических лиц, формирующих бюджетные средства; бюджетные расходы; монетарная политика и тому подобное.

2. Экономические функции государства

Одной из основных экономических функций государства является создание правовой среды, необходимого для нормального функционирования рыночной экономики.

Государство создает правовую базу экономики.

К основным услугам, которые предоставляет государство, относятся: поддержание внутреннего порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов и создание денежной системы для облегчения обмена товаров и услуг.

Новой экономической функцией государства является стабилизация экономики. Правительство помогает частному сектору достичь полной занятости и стабильного уровня цен, увеличивая или уменьшая собственные расходы, вводя налоги, осуществляя другие меры, чтобы влиять на совокупные расходы, а следовательно и на состояние экономики.

3. Государственные финансы

Финансовая система государства охватывает государственный бюджет, финансы местных органов власти, финансы государственных предприятий и специальные государственные фонды.

Государственный бюджет - это централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Правительство мобилизует денежные средства в первую очередь из-за налогов для финансирования общегосударственных расходов.

Местные финансы - это денежные ресурсы местных органов власти, которые также в основном поступают благодаря налогам. В Украине они охватывают бюджеты областей, городов, сел.

Финансы государственных предприятий обеспечивают их функционирование. Главная их задача - сохранение и развитие важных отраслей экономики, имеющих стратегическое значение для государства.

Специальные государственные фонды - это фонды социального страхования, различные целевые фонды, финансы государственных кредитных органов, которые отделены от государственного бюджета и управляются центральными или местными органами власти. Задачей фондов является финансирование определенных целевых мероприятий: например пенсионного обеспечения, социальной защиты определенных групп населения и тому подобное.

Главным источником государственных финансовых ресурсов является национальный доход. Для покрытия финансовых потребностей государство использует такой источник, как национальное богатство.

Основными рычагами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые для нее финансовые ресурсы являются налоги, займы и эмиссия денег.

По экономическому содержанию бюджет - совокупность денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для выполнения государственных функций.

Специфические признаки бюджетных отношений:

  • перераспределительный характер;
  • всеобъемлющий характер;
  • регламентированный характер.

Регламентация осуществляется в законодательной форме и на трех уровнях: законы о построении бюджета и бюджетной системы, законы о формировании доходов и финансирования расходов (налоговое законодательство, законодательство по отдельным направлениям деятельности государства, ежегодные законы о бюджете на текущий год).

По форме проявления бюджет - это основной финансовый план государства.

По материальному содержанию бюджет - централизованный денежный фонд государства. Состав расходов бюджета определяется функциями государства и характером его деятельности (расходы на госуправление, содержание правоохранительных, финансовых и таможенных органов, судебной власти, обеспечение международных отношений, обеспечения национальной обороны, социальной защиты, содержание соцсферы, экономическую деятельность государства, фундаментальные исследования, обслуживание госдолга) .

Доходы бюджета формируются за счет внутренних (произведенный ВВП и нацбогатство) и внешних (на основе международного перераспределения доходов и финресурсов) источников. Бюджетный дефицит не должен превышать 2-3% ВНП (ВВП) или 5-7% объема бюджета при уровне бюджетной централизации 40-45%.

Три задачи формирования бюджета: определение реальных доходов, оптимизация структуры затрат, сбалансирование бюджета (за счет роста доходов, сокращения расходов и принятия бюджетного дефицита с определением источников его покрытия).

Профицит наблюдается при условии превышения доходов над расходами.

Дефицит - открытый и скрытый, вынужденная и сознательный, пассивный и активный (финансирование бюджетных инвестиций).

Государственным долгом является задолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Существует несколько источников для покрытия дефицита: эмиссия, неналоговые поступления, внешний долг, внутренний долг.

Налоги и их виды

Налоги обеспечивают около 90% доходов любого государства.

В налоговую систему страны относятся субъекты налогообложения, то есть те, кто платит налоги – физические и юридические лица (предприятия), и объекты налогообложения – прибыль предприятия, заработная плата, стоимость имущества, выручка фирмы, количество и тому подобное.

Единица налогообложения - это единица измерения объекта налогообложения (для земельного налога - гектар, для подоходного налога - денежная единица страны).

Налоговая ставка - это величина налога на единицу налогообложения.

Прямые налоги взимаются непосредственно с индивидов или фирм (личный прибыльный налог, налог на прибыль предприятий и т.д.).

Косвенные - это налоги, которые устанавливаются на товары и услуги и включаются в их цену (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

4. Основные экономические задачи государства

1. Совершенствование механизмов частной собственности, укрепления конкурентных позиций национального капитала, формирование эффективного собственника и стратегического инвестора.

2. Углубление приватизационных процессов: приватизация должна переадресовывать собственность в руки тех, кто способен ею эффективно управлять, способен привлекать инвестиции, своевременно платить зарплату, рассчитываться с государством.

3. Обеспечение последовательной дерегуляции предпринимательской деятельности, устранение административной волокиты и бюрократизма при решении вопросов предпринимательской деятельности, осуществление политики активного стимулирования малого бизнеса.

4. Углубление свободной конкуренции, обеспечения ее ощутимого влияния на процесс ценообразования, усиление государственного регулирования субъектов естественных монополий, формирования конкурентной среды на рынках энергоносителей, при размещении государственных заказов, централизованных инвестиций.

5. Преодоление тенизации экономики, обеспечение эффективной защиты от экономической преступности, уголовного бизнеса и коррупции.

Основная задача государства заключается в создании условий для достижения максимальной доходности от функционирования предприятий в переходном к рынку среде.

К таким условиям можно отнести:

1. Снижение инвестиционного риска в экономике.

2. Наличие доверие народа к государству и его политики.

3. Обеспечение хозяйственного оборота достаточным объемом денежной массы.

4. Развитие институциональных структур, которые бы обеспечивали эффективное хозяйственное управление.

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
Вопросы для повторения. Выводы к главе I. Политика
Вопросы для повторения. Выводы к главе I. Политика

Вопросы для повторения

1. В чём состоит связь политики и власти? Какую роль играет политика в жизни общества?

Политика и власть — связаны между собой напрямую.

Власть – это возможность оказывать влияние, навязывать свою волю.

Политика – это деятельность по управлению государством которая осуществляется с помощью силы (воли).

Связь состоит в навязывании своей воли, политика – только в государстве и межгосударственных отношениях. Политика существует только в государстве, возникает с его появлением и характеризует властные отношения внутри него.

2. Соотнеси понятия «политический режим», «форма правления» и «форма государственно-территориального устройства». Существует ли между ними непосредственная связь? Обоснуй свой вывод и проиллюстрируй его примерами.

«Политический режим» – это способ управления государством.

Например, демократия, тоталитаризм, авторитаризм

«Форма правления» – это способ формирования органов власти, которые будут управлять государством.

Например, абсолютная или конституционная монархия. президентская или парламентская республика.

«Форма государственно – территориального устройства» – это то, как образуется государство, его территория.

Например, федерация или унитарное государство.

Я считаю, что между ними не существует связи.

Большие по территории и численности населения государства являются, как правило, федерациями, например, Россия, Индия, Германия, США. Эти федерации считаются демократическими республиками.

С другой стороны есть много унитарных демократических стран как монархий так и республик – например, Норвегия, Дания (маленькие демократические королевства), Франция, Италия – демократические республики.

Китай – авторитарная республика, федерация. Саудовская Аравия – авторитарная монархия, унитарное государство. Объединенные Арабские Эмираты – конфедерация авторитарных монархий.

3. Как ты полагаешь, почему праву необходима сила государства, а государственной власти необходима справедливость права? Охарактеризуй сущность правового государства.

Закон часто должен опираться на силу (например, в отношении уголовников, террористов и пр.), то есть на государство, но с другой стороны государственные органы (полиция, армия, суды, прокуратура и пр.) всегда должны соблюдать закон. Верховенство права (закона) – главный принцип правового государства.

Правовое государство — это государство, в котором главенствует справедливость и закон. Где жизнь человека — высшая ценность общества, существует документ, закрепляющий основные права и обязанности граждан.

4. Как осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства? Почему наибольшее развитие гражданское общество получает в правовом государстве?

Гражданское общество формируется в государстве, в этом то и заключается взаимосвязь. Итак, гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерческих направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов.

Соответственно, правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, гражданское общество может существовать только в правовом государстве, ведь проявлять свою волю граждане могут только в государстве, где верховенствует закон и закреплены права и свободы.

5. Каковы возможности участия граждан в политической жизни в демократическом государстве? При каких условиях такое участие наиболее эффективно?
  • Голосование на выборах
  • Участие в референдуме
  • Митинги без оружия
  • Участие в общественных слушаниях

Я считаю, что такое участие эффективно в любом случае. Ведь эти формы участия закреплены на законодательном уровне.
Каждый гражданин должен участвовать в жизни своей страны и строить ее для дальнейшего своего будущего.

6. Зачем создаются политические партии? Чем они отличаются от других организаций?

Политические партии обеспечивают граждан участием в политической жизни государства. Политические партии создаются для того, чтобы выражать волю своих подопечных (народа) и внести свою идеологию в общество. Это выражение демократии. Они отличаются от других организаций тем, что регистрируются в соответствии с законодательством и несут политическую функцию.

7. Каким образом в политической сфере проявляются интересы различных социальных групп? Как сфера политики связана с другими сферами деятельности людей?

Я считаю, что для того, чтобы проявить интересы различных социальных групп создаются политические партии. Это обеспечивает их участие в общественной политической жизни государства и выдвижения своих интересов.

Все общественные сферы связаны между собой, влияют и зависят друг от друга. Соответственно, политика влияет и на экономику и на духовную жизнь общества, а тем более на социальную. Политическая сфера не существовала бы, если бы отсутствовали другие сферы общественной жизни. Ведь этим всем надо управлять.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:30, тест

Краткое описание

Работа содержит тест с правильными ответами по дисциплине "Микроэкономика".

Содержимое работы - 1 файл

ГМУ test микроэкономика рубеж 2011.doc

МИКРОЭКОНОМИКА (ТЕСТ ДЛЯ ГМУ)

I. Тестовые задания ( только один правильный ответ)

1. Кривая производственных возможностей показывает:

а) структуру национальной экономики;

б) объемы производства благ при внедрении передовых технологий;

в) объемы разведанных полезных ископаемых;

г) альтернативные возможности производства благ при имеющихся ресурсах.

2. Если страна использует все человеческие и природные ресурсы, то большее количество какого-либо продукта:

а) может быть произведено частными предпринимателями, а не государством;

б) может быть произведено и без сокращения производства каких-либо иных товаров;

в) может быть произведено только при сокращении производства каких-либо иных товаров;

г) не может быть произведено.

3. Доход, полученный собственником земли от сдачи её в аренду:

4. Все, что способно принести доход:

5. Все, что способно удовлетворить повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие:

2. Если цены на все продукты питания поднимаются на 20% в год и работодатель увеличивает ваш заработок на 20% в год, то ваше материальное положение:

в) останется на уровне прошлого года.

3. В результате повышения цены на нефть на 3% спрос уменьшился на 2%. Какова ценовая эластичность спроса на нефть?

4. Почему общество в основном соглашается с перераспределительной политикой государства (например, налоги):

а) равномерное распределение доходов в обществе является стимулом для дальнейшего роста производительности труда;

б) в обществе существуют глубинные, основанные на своем культурно-историческом развитии представления о справедливости, в частности, о том, что доходы должны быть распределены в обществе более равномерно;

г) все перечисленное.

5. Если перекрестная эластичность по цене двух товаров равна нулю, то это означает, что:

а) товары являются заменителями в потреблении;

б) товары являются дополнителями в потреблении;

в) товары являются независимыми в потреблении друг от друга;

г) оба товара являются абсолютно неэластичными по цене.

6. Определите, какое из событий, приводимых ниже, будет влиять на цену одежды не так, как остальные три:

а) рост предложения одежды;

б) повышение зарплаты на ткацких фабриках;

в) появление нового оборудования, снижающего издержки производства;

г) снижение спроса на одежду.

7. Понятие ограниченности ресурсов относится:

а) только к природным ресурсам;

б) только к благам, созданным посредством производства;

в) к любому экономическому благу;

г) только к социально значимым благам;

8. Если доходы потребителей снизятся, то можно предположить, что:

а) кривая спроса сдвинется вправо;

б) кривая спроса сдвинется влево;

в) рыночные цены возрастут;

г) будет потребляться такое же количество блага, но по более низкой цене;

д) потребители не смогут потреблять данное благо.

9. Если рынок бензина характеризуется сокращением предложения, то на рынке транспортных услуг, при прочих равных условиях, это обязательно проявится:

а) в снижении цен на транспортные услуги;

б) в сокращении спроса на транспортные услуги;

в) в смещении кривой предложения транспортных услуг;

г) в снижении доходности сферы транспортных услуг.

10. Неполноценным называется благо, которое:

а) характеризуется низким уровнем потребительских свойств;

б) наносит ущерб здоровью потребителя в случае его потребления;

в) продается по ценам ниже рыночных;

г) характеризуется убывающим спросом при росте дохода потребителя;

12 .Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

б) будут открыты новые, практически неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

г) все сказанное неверно.

13. Из ниже перечисленного выберите фактор, не влияющий на ценовую эластичность спроса на товар Х:

а) доля расходов на товар Х в доходах потребителей;

б) наличие или отсутствие субститутов;

в) вкусы потребителей;

г) технология производства товара Х.

II. Ответьте кратко на вопросы

  1. Какой основополагающий концептуальный принцип экономической теории лежит в основе понятия экономической эффективности?

  1. Как изменится выручка продавца, если возрастет цена на товары с единичной эластичностью спроса по цене?

  1. Для какого товара (блага) кривая Энгеля является убывающей?

  1. Что такое «угловое решение» в теории спроса и потребительского поведения?

  1. В какой точке достигается оптимум потребителя?

  1. Как проявляется «эффект соседа» в спросе на (___________________)?

  1. Как проявляется «эффект сноба» в спросе на (___________________)?

  1. Как проявляется «эффект Веблена» в спросе на (___________________)?

  1. Как проявляется «асимметрия информации» в спросе на (___________________)?

  1. Приведите пример инфляционного спроса.

11. «Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке» (В.Шекспир. «Гамлет»).

Определите ,какое экономическое понятие используется в экономической теории для объяснения этой мысли:

III. Дайте развернутый ответ с расчетами.

Арендная плата за дом составляет 15000 дол. в год, этот же дом можно купить за 180000 дол. Процентная ставка по депозитам находится на уровне 10% годовых. Что выгоднее: аренда или покупка дома?

IV. С точки зрения концепции иерархии потребностей и принципа рационального поведения прокомментируйте следующее высказывание:

«Блаженнее давать нежели принимать» (Новый Завет. Деяния апостолов, 20:35).

Смысл прогрессивной шкалы НДФЛ — в выравнивании доходов, но политика перераспределения не помогает бороться с неравенством, пишет независимый эксперт Юлий Юсупов и рекомендует книгу по теме — «Этика перераспределения» Бертрана де Жувенеля.


Считается, что прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц может уменьшить экономическое неравенство (богатые будут платить больше налогов, а бедные -меньше), но политика перераспределения приводит лишь к перераспределению власти, пишет независимый эксперт Юлий Юсупов. Чтобы понять, как это работает, он рекомендует прочитать книгу французского экономиста Бертрана де Жувенеля «Этика перераспределения» и приводит основные тезисы автора.


Юлий Юсупов

Директор Центра экономического развития Узбекистана, независимый эксперт-экономист

Прогрессивная или плоская шкала налогообложения?

Сейчас активно обсуждается вопрос, каким быть налогу на доходы физических лиц: прогрессивным (то есть чем больше доход, тем выше ставка налога), либо пропорциональным (ставка не зависит от размера дохода). Смысл прогрессивного налогообложения — в выравнивании доходов: государство забирает «излишки» денег у богатых и тратит их на бедных.

Мне лично больше нравятся иные методы борьбы с неравенством:

  • устранение дискриминации (гендерной, национальной, социальной и пр.) при доступе к ресурсам, работе, общественным благам;
  • создание общественных благ, способствующих улучшению качество человеческого капитала и расширяющих возможности бедных в улучшении своего материального положения и социального статуса (услуги образования, здравоохранения, поддержка начинающего бизнеса и прочее);
  • устранение разного рода монополий и преференций, позволяющих обогащаться за счет неравных условий ведения бизнеса;
  • борьба с коррупцией и обеспечение прозрачности и эффективности использования государственных средств.

Политика перераспределения доходов через налоги, в моем представлении, не находится в числе приоритетных инструментов в борьбе с неравенством. Больше напоминает лечение симптома, а не болезни.

И тут вспомнилась классическая работа экономиста Бертрана де Жувенеля (1903−1987). По его мнению, перераспределительная политика государства — это форма наступления на экономическую свободу.

В книге «Этика перераспределения» (1952) он выдвигает аргументы против усиления правительственного вмешательства в распределение доходов.

К чему приводит перераспределительная политика на самом деле

Перераспределительная политика в целом оказывает дестимулирующее воздействие на производство: прогрессивная шкала налогообложения и рост налогов уменьшают стимулы к предпринимательской и трудовой деятельности, ограничивают возможности частных лиц осуществлять инвестиции.

Вопреки распространенному мнению, на практике перераспределение носит скорее не вертикальный (от бедных к богатым), а горизонтальный характер. Иллюзия, что благосостояние бедных можно «подтянуть» до социально приемлемого (для данного общества) уровня, отняв сверхдоходы, превышающие некий «потолок», на самом деле не подтверждается статистикой доходов.

Дело в том, что сверхдоходы получает лишь небольшая социальная группа и поэтому их явно недостаточно для достижения поставленной цели. Кроме того, необходимо помнить, что значительную часть своих доходов богатые люди направляют на инвестиции.

Поэтому, если общество не желает уменьшения капиталовложений, оно не станет перераспределять эту часть. Следовательно, решение социальных задач, которые ставят перед государством сторонники активного перераспределения доходов, возможно лишь за счет налогообложения средних и даже низших слоев населения. В результате подавляющая часть перераспределяемых средств черпается из тех же слоев, которым впоследствии и возвращается!

Жювенель выражает сомнения в справедливости тезиса о росте общественного благосостояния при перераспределении доходов от богатых к бедным. Предполагается, что перераспределенный доллар имеет для бедного большую предельную полезность, чем для богатого.

Во-первых, пишет Жювенель, бедных гораздо больше, чем богатых. Поэтому, чтобы каждый бедный мог получить по доллару, богатый должен отказаться не от одного, а, например, от 500 долларов.

Во-вторых, увеличение доходов бедного позволит ему удовлетворять нужды, которых до этого, может быть, и не было. Зато падение уровня доходов богатого заставит его отказаться от удовлетворения уже сформировавшихся потребностей. Если же падение дохода настолько велико, что приходится менять образ жизни, то это связано с колоссальным неудовольствием.

Перераспределение доходов ущемляет права меньшинства, потребности и вкусы которого не совпадают с потребностями и вкусами большинства членов общества. Удовлетворение нетипичных нужд требует дополнительных расходов, так как товары и услуги немассового производства относительно дороги.

Поэтому в результате изъятия «излишков», во-первых, сокращаются усилия людей, направленные на получение более высоких доходов (а значит, и на возрастание национального дохода) для удовлетворения своих оригинальных потребностей.

Во-вторых, теряется разнообразие укладов жизни. В-третьих, необходимо помнить, что многие широкораспространенные сегодня товары были когда-то предметами роскоши, доступными избранным, и что их массовое производство стало возможным лишь благодаря расходам меньшинства.

Изъятие «излишков» у состоятельных граждан лишает последних возможности осуществлять ряд социально полезных функций: инвестировать деньги в производство, финансировать культуру и искусство, осуществлять расходы на образование, оказывать прочие «непрофессиональные» услуги обществу.

Эти социальные функции должно теперь взять на себя государство. Но разве не противоречит здравому смыслу стремление уменьшить отрицательные последствия перераспределения за счет еще большего перераспределения? Не говорит ли это о том, что на самом деле «оптимум благосостояния» не достигнут?

Передача функций, выполняемых ранее частными лицами, государству означает, с одной стороны, всевластие государства, с другой — лишение граждан фундаментальной ответственности перед обществом и семьей. Под удар попадает прежде всего частная жизнь людей, так как государство забирает значительную часть функций по воспитанию и обучению детей и обеспечению жизненного уровня.

В тяжелых условиях оказываются представители свободных профессий (поддержание профессиональной деятельности которых требует дополнительных расходов, а значит и доходов). Напротив, коллективные институты (прежде всего корпорации) имеют возможность не платить налоги со своих расходов (в отличие от частных лиц).

«Но разве расходы практикующего врача на восстановление сил или отца семейства на обучение своего ребенка менее социально полезны, чем расходы корпораций, являющиеся вычетом из прибыли и поэтому не облагаемые налогом?» — спрашивает Жювенель.

Автор приходит к следующему выводу: на практике активная перераспределительная политика означает не перераспределение доходов от богатых к бедным, а перераспределение власти от индивидуумов к государству и корпорациям. Происходит смена элиты. Новый правящий класс — это государственные чиновники и менеджеры корпораций.

Есть над чем подумать.

Ранее налоговый консультант Татьяна Шалунова специально для Spot писала о преимуществах плоской шкалы налогообложения.

date image
2014-02-24 views image
2828

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Экономическая деятельность человека, в конечном счете, направлена на создание материальной базы для улучшения условий жизни.

Так как люди в своей экономической деятельности тесно взаимосвязаны, изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Такая деятельность государства получила название социальной (перераспределительной) политики. Именно в ней выражаются конечные цели и результаты экономического роста.

Макроэкономика в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредоточивается на экономических механизмах ее реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Под доходами, как правило, понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг для личного пользования. Можно выделить три главных источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т. п.).

Чтобы получить достоверную картину жизненного уровня, в макроэкономике используют кривую Лоренца, названную в честь ее создателя.

Для ее построения нужны данные о том, сколько семей (в процентном отношении) получили ту или иную долю общего дохода страны.

На рис. 10.3. видно, что такая кривая несколько напоминает лук, где прямая линия ОА – это корпус, а лежащая ниже кривая L (собственно кривая Лоренца) – слегка натянутая «тетива».


Корпус «лука Лоренца» – это вариант абсолютного равновесия доходов семей. При соблюдении такого равенства 20 %семей получили бы 20 %общей суммы доходов, 40 %семей – 40 % доходов и т. д. Прямые линии, ограничивающие поле графика снизу и слева, показывают ситуацию абсолютного неравенства в распределении доходов. Так бы выглядела кривая Лоренца в случае, когда 1 %семей получал 100 % всех доходов.

В реальном обществе для распределения нехарактерны ни абсолютное равенство, ни абсолютное неравенство. По кривой Лоренца хорошо видно, к какому из полюсов ближе фактическое распределение доходов. Чем сильнее натянута тетива «лука Лоренца» вниз, тем больше в данной стране неравенство семей по уровню доходов.

Когда расслоение граждан по уровню доходов усиливается на фоне экономического подъема, это не столь опасно, но во время кризиса такие процессы чреваты серьезными проблемами, для решения которых правительству необходимо осуществлять политику доходов.

С доходами тесно увязывается проблема бедности.

В результате социально-экономических реформ в России в 1990-е гг. возникли две формы бедности – «застойная» и «плавающая».

Суть первой в том, что, как правило, «бедность рождает бедность». Низкий уровень материальной обеспеченности ведет к ухудшению здоровья, деквалификации и, в конечном счете – к деградации. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что предопределяется их здоровьем, образованием, квалификацией.

Вторая форма, существенно реже встречающаяся, связана с тем, что бедные, предпринимая соответствующие усилия, иногда «выскакивают» из своего социального круга и, адаптируясь к новым условиям, добиваются лучшей жизни. Разумеется, для этого нужны не только субъективные, личностные факторы, но и объективные условия, создаваемые обществом и государственной властью.

Наряду с традиционными бедными – одинокими матерями и многодетными семьями, инвалидами и престарелыми появились так называемые «новые бедные», подобно «новым русским». В состав «новых бедных» вошли те, кто по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению ранее не относился к нижним слоям общества. Их бедность вызвана, прежде всего, низким уровнем заработной платы на государственных предприятиях, безработицей и неполной занятостью, неплатежами заработной платы.




Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, крушение надежд – все это интенсивно раскручивает процесс нисходящей социальной мобильности и маргинализации значительной части населения.

Указанные процессы ведут в противоположном направлении от социальной интеграции и сплоченности; они дезинтегрируют общество, вызывая напряженность и конфликты. Вслед за этим неизбежно наступают снижение эффективности социальных институтов, распад механизмов социального контроля и регуляции, активизируются асоциальные и криминальные формы самоорганизации.

Государство старается обеспечить всем минимально приемлемые условия существования и смягчить различия в доходах, чтобы избежать социальных взрывов. Этот механизм включает два основных элемента: 1) прогрессивное налогообложение личных доходов; 2) систему государственной социальной поддержки беднейших граждан.

Суть прогрессивного налогообложения доходов состоит в том, что с ростом их абсолютной величины увеличивается и та доля, которую государство забирает в свой бюджет. Прогрессивное налогообложение построено так, чтобы не разрушать равноправия граждан. Цель прогрессивного налогообложения доходов – перераспределение части доходов наиболее состоятельных граждан в пользу беднейших слоев общества. Его введение приближает фактическое распределение доходов к линии абсолютного равенства. Этот эффект усиливается за счет того, что значительную долю средств, полученных через подоходный налог и из других источников, государство направляет на помощь малообеспеченным (в виде дотаций, программы продовольственных талонов, бесплатных обедов и т. д.).

Другим важным направлением социальной политики является политика занятости трудоспособного населения, так как высокий уровень занятости, как было показано выше, обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения.

Необходимо отметить тесную взаимосвязь между мероприятиями в области занятости и политикой доходов. Так, борьба с инфляцией, снижающей реальные доходы населения, неизбежно ведет к уменьшению инвестиций в экономику, так как требует ограничения денежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышения ставки процента.

В свою очередь сокращение инвестиций приводит к сокращению спроса на рабочую силу и соответственно к росту циклической безработицы. Попытки же уменьшения массы безработных за счет увеличения количества рабочих мест требуют увеличения инвестиций путем расширения государственных инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного процента. Это неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат получается при попытках смягчения безработицы через систему пособий безработным. Таким образом, социальная политика должна постоянно соотносить мероприятия по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в области эффективной занятости.

Читайте также: