Почему информация о размере и источниках доходов кандидатов не относится к налоговой тайне

Опубликовано: 15.05.2024

Компания может столкнуться с налоговой тайной при работе с поставщиками или участии в тендерах. Например, крупный партнер попросит сделать налоговую тайну общедоступной. Звучит так себе, но на деле не страшно.

Роман Виноградов

Что такое налоговая тайна

Начнем с примера: бывшая жена ИП Петрова хочет узнать, сколько он зарабатывает и в каком банке держит деньги. Она обращается в налоговую с запросом:

Прошу предоставить сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета ИП Петрова; о номерах расчетных счетов, количестве и движении средств в рублях и иностранной валюте.

Если сотрудник налоговой расскажет о доходах и счетах предпринимателя, он рискует получить штраф до 1 млн рублей. Потому что эти сведения — налоговая тайна.

В законе нет списка сведений, которые относятся к налоговой тайне. Зато есть определение от обратного: налоговая тайна — это любые сведения, которые налоговая получает от бизнеса, кроме тех, что перечислены в статье 102. К примеру, в списке:

  • общедоступные сведения. Это название компании, ее адрес, дата регистрации и всё, что она сама рассказывает у себя на сайте или в рекламе, социальных сетях;
  • ИНН;
  • информация о долгах и задержках по налогам;
  • налоговый режим компании, например упрощенка;
  • среднесписочная численность сотрудников за прошлый год;
  • налоги, доходы и расходы за прошлый год.

Всё, что не входит в список исключений, могут знать налоговая, сам налогоплательщик и по запросу в налоговую или компанию — полиция с судом. Задача налоговой — следить, чтобы её сотрудники не разглашали эти сведения.

Кажется, что налоговая тайна — это что-то из внутреннего мира налоговиков, но есть два случая, когда тайна может понадобится предпринимателю:

  • проверка контрагентов;
  • признание налоговой тайны общедоступной для участия в тендере или сотрудничества с крупной компанией.

Налоговая тайна и проверка контрагентов

У судов и налоговой есть термин «должная осмотрительность» — это проверка партнеров и поставщиков перед работой. Проверка нужна, чтобы на этапе выбора партнеров выявить подозрительных и не работать с ними. К примеру, подозрительной будет строительная фирма с одним сотрудником и нулевыми декларациями за последние пару лет.

Подробнее о должной осмотрительности

До 2016 года в открытом доступе можно было найти только название, адрес компании, имя ее учредителя и данные о специальном налоговом режиме, например упрощенке. Остальное приходилось запрашивать у партнеров, потому что сведения о доходах, расходах, имуществе и сотрудниках были налоговой тайной. А сейчас это уже не тайна.

Открытые сведения накладывают на предпринимателя обязанность проверять по ним контрагентов. Раз сведения о сотрудниках есть, не получится сказать в суде: «Я не знал, что у этой фирмы нет строителей и она не сможет мне построить завод по нашему контракту».

Нет точного списка, что обязательно проверить у контрагента, поэтому лучше посмотреть всё, что есть:

В сервисы попадают сведения за прошлый год — именно они уже не входят в налоговую тайну. Информация появляется по частям:

  • 1 августа — о спецрежиме на конец прошлого года и численности сотрудников. Можно проверить, работает поставщик на упрощенке или на общем налоговом режиме и сколько у него сотрудников;
  • 1 октября — налоги и страховые взносы, которые заплатила компания за прошлый год, ее доходы и расходы. Можно посмотреть динамику доходов и расходов за 2017-2018 годы;
  • 1 декабря — о налоговых нарушениях, недоимке по налогам и взносам, штрафах.

Если компания сдает отчеты в Росстат, там можно посмотреть ее долги, доходы и расходы по месяцам и узнать, сдавала ли она нулевые декларации. Сведения с сайта налоговой и Росстата автоматически подтягиваются в сервисы проверки контрагентов, например Сбис, Спарк.

Налоговая тайна и общедоступные сведения

В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит крупный партнер или для участия в тендерах.


Как провести тендер

Чтобы открыть сведения, заполняют «Согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными». Его относит в налоговую директор компании, ИП или человек по доверенности.


В заявлении указывают коды — по ним налоговая узнаёт, какие сведения открывать. Например, код 0400 значит, что нужно открыть информацию о банке, в котором у компании счет, номере, дате открытия, типе счета и движении денег на нем. Если случайно указать не тот код, налоговая откроет не ту информацию.

Здесь же в заявлении указывают, за какой период открывают сведения, но есть нюанс: то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда. В налоговом кодексе нет статьи об отзыве согласия.

Наказание за раскрытие налоговой тайны

За разглашение налоговой тайны есть наказания:

  • за сбор сведений, похищение документов или подкуп сотрудников налоговой — штраф до 500 000 рублей, исправительные работы до года или лишение свободы до двух лет;
  • разглашение или использование сведений — штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до трех лет.

Сложно узнать, что сотрудник налоговой копирует на флешку декларации компании, а потом их продает конкурентам. Но такое может произойти, если владелец компании случайно увидит свою декларацию в интернете. Тогда надо обратиться в полицию или прокуратуру, они проведут расследование и всех накажут.

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  • налоговые декларации;
  • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
  • личная информация;
  • патенты, ноу-хау, разработки организации;
  • сведения уровня коммерческой тайны.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Понятие и принципы налоговой тайны

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Разглашение налоговой тайны

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

Содержание, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья 102. Налоговая тайна

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

2.1. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций.

6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает фундамент движения налоговой базы на территории государства. Данная статья гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [3]. Таким образом, статья 57 Конституции Российской Федерации содержит в себе больше императивную норму, определяющую обязанность каждого уплачивать законодательно установленные налоги и сборы. Данная правовая норма определяет статус одного из субъектов налогового права – налогоплательщиков и устанавливает основную обязанность данного субъекта – уплачивать налоги.

В силу статьи 64 Конституции Российской Федерации, статья 57 является значимой для установления правового статуса личности в государстве. Так как обязанности лица, в том числе и по уплате налогов, входят в правовой статус личности, исследуемая правовая норма занимает одно из главных мест в законодательном урегулировании налогового пространства [3].

Таким образом, главным нормативным правовым актом закрепляется право граждан на использование информации и на ее доступ на государственном уровне. Исключением такого доступа является информация, содержащая государственную тайну, доступ к которой можно получить только в связи с работой или службой гражданина.

Согласно исследованиям Е. В. Мишле налоговое право имеет следующее определение: «налоговое право – это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения». Е. В. Мишле определяет предмет налогового права, как общественные отношения:

  • По установлению, введению в действие и отмене налогов;
  • По налоговым обязательствам;
  • По налоговому администрированию;
  • Налогово-юрисдикционные отношения [7].

Таким образом, предмет налогового права достаточно обширен и имеет объемное правовое регулирование. Это связано с необходимостью осуществления соответствующими налоговыми органами должного контроля за движением налоговой базы в государстве. Именно налог составляет большую часть бюджета страны. Данное положение и обуславливает столь чуткое внимание законодателя к исследуемой сфере [1].

Уровень экономики в развитых странах ежедневно растет именно благодаря развитию информационных технологий. Данный процесс происходит не только из-за появления инноваций, но и из-за развития права интеллектуальной собственности, что также оказывает огромное влияние на уровень жизни страны в целом. Уровень производства в значительной мере поднимается именно благодаря развитию информационных технологий. Несомненно, сфера информационных технологий играет важную роль в развитии каждого государства. Данная сфера влияет на каждую область общественной жизни, затрагивая такую деятельность, которую можно было бы назвать деятельностью в сфере информационного пространства [5].

Изучение системы действия налоговой информации в государстве, приводит также к необходимости выделения основных взглядов исследователей на такую информацию. На сегодняшний день четко сформулированного определения термина «налоговая информация», как в юридической науке, так и на законодательном уровне, нет. Ее значение устанавливается как совокупность нескольких положений, которые содержит в себе такая информация.

Доктор юридических наук Ю. А. Крохина в своем учебном пособии по налоговому праву устанавливает следующее: «налоговая информация включает в себя: налоговое законодательство; сведения о государственной регистрации и учете налогоплательщиков; налоговую отчетность и прочую информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов» [4].

Данное определение термина «налоговая информация» находит свое отражение в трудах соответствующих исследователей и правоведов, определяющих данную информацию как совокупность признаков, ей присущих. На сегодняшний день исследование налоговой информации является отражением правового характера и сущности данного объекта. Посредством ее получения и использования формируется соответствующая налоговая база, которая в дальнейшем используется налоговым органом или уполномоченным должностным лицом [13]. Также, использование налоговой информации на сегодняшний день может быть доступно не только конкретным налоговым органам и соответствующим должностным лицам, но и иным субъектам налогового права, что составляет достаточно значимую правовую проблему, так как при использовании налоговой информации иным субъектом может нарушать налоговую тайну лица.

Диссертационное исследование правоведа С. И. Токарева содержит в себе следующее положение о налоговой тайне: «тайна как правовой институт включает в себя не только сведения о налогоплательщике и иных субъектах налоговых правоотношений, а также режим их защиты и ответственность за его нарушение» [14].

Нельзя не согласиться с мнением данного автора. Изучение налоговой тайны на сегодняшний день выступает важным правовым аспектом, а выявление основных факторов защиты налоговой тайны посредством использования соответствующих правовых механизмов – главная обязанность налоговых органов в государстве. Налоговая тайна имеет достаточно противоречивые основания, которые заключаются в изучении процесса получения и использования налоговой информации о налогоплательщиках в Российской Федерации [6].

Налоговый кодекс Российской Федерации выступает как основной правовой акт, регулирующий движение налоговой информации и деятельности налоговых органов на территории Российской Федерации, а также за ее пределами. Исследуемый правовой акт в своих положениях содержит достаточно широкий перечень правовых средств, посредством которых регулируется все налоговое пространства в России. Так, статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает основные понятия о налогах и сборах, а также о страховых взносах [8]. Данная правовая норма содержит также в себе указания и о необходимости определения соответствующих положений в действующих правовых нормах, регулирующих налогово-правовое пространство в государстве.

Согласно статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая тайна представляет собой важный объект охраняемый государством в лице соответствующих налоговых органов. Часть 1 статьи 102 исследуемого правового акта гласит: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов». Исключение из данного правила составляет перечень информации, содержащий в себе сведения, являющиеся общедоступными, а также иные сведения, предусмотренные пунктами 1–14 части 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации [8].

Изучение данных сведений в свете настоящего исследования выступают как значимые положения для дальнейшего формирования понимания налоговой информации и ее правового регулирования в свете действующего законодательства Российской Федерации. Налоговая база на сегодняшний день формируется посредством сбора, получения, хранения и использования соответствующей информации о налогоплательщиках [1]. Должный контроль за формированием налоговой базы осуществляют соответствующие государственные органы, имеющие значимость для настоящей сферы исследования в целом.

Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 11.02.2021 № ЕД-7-2/137, содержит в себе указания на обязательные требования контроля (надзора), осуществляемого Федеральной налоговой службой в государстве. К таким требованиям относится и проверка информационной базы налогового законодательства, содержащей сведения о налогоплательщиках [11].

Современное исследование информационного пространства и информационной базы, влияющей на деятельность соответствующих налоговых органов в Российской Федерации имеет достаточно важное значение для определения всех сущностных характеристик и факторов, способствующих построению такой базы в целом. Примером исследуемой области можно назвать соответствующие правоотношения, которые регулируются налоговой базой в России.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485–1 устанавливает важные правовые аспекты информационного обмена. Такие правовые аспекты затрагивают и деятельность Федеральной налоговой службы, хранящей информацию, содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне. Статья 5 данного правового акта устанавливает перечень сведений, содержащих государственную тайну, а статья 16закрепляет порядок передачи сведений, содержащих государственную тайну между государственными органами [2].

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ также является одним из основополагающих правовых актов, устанавливающих информационной взаимодействие органов власти. Статья 7.1 данного правового акта устанавливает основные требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг [15]. Такое взаимодействие происходит в том числе при осуществлении работы налоговых органов.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 N 1123-р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов» также является одним из правовых актов, устанавливающих основы взаимодействия налоговых органов с иными субъектами в сфере информационного обмена [12]. Данное Распоряжение включает в себя основополагающие факторы реализации исследуемого взаимодействия, а также иные правовые аспекты, устанавливающие такое взаимодействия в рамках разрешения вопросов, относящихся к ведению конкретных государственных органов.

Согласно разделу 1.3 Приказа Федеральной налоговой службы «Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы», Федеральной налоговой службой России обрабатывается следующая информация:

  • Информация, содержащая государственную тайну. Данная информация подлежит применению особых мер безопасности ее сохранения и не доступна для всех субъектов, используемых каким-либо образом налоговую информацию;
  • Информация, содержащая налоговую тайну. Она отличается от информации, содержащей государственную тайну, такая информация определяется своей специфической направленностью – налогами;
  • Информация, содержащая персональные данные, в том числе и данные о налогоплательщике;
  • Информация, содержащая коммерческую и банковскую тайны;
  • Информация, содержащая служебную тайну Федеральной налоговой службы Российской Федерации и других органов государственной власти;
  • Сведения, относящиеся к финансово-кредитной и банковской деятельности, а также сведения, отнесенные к информационным структурам. Такие сведения определяются посредством внесения соответствующих пометок налоговым органом;
  • Открытые сведения, подмена которых выступает как угроза нанесения ущерба субъектам налогового права [10].

Сфера действия налоговой тайны устанавливается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 № 816-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав положением статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно данному определению, можно сказать, что сфера действия налоговой тайны в Российской Федерации определяется следующим положением: «применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, поскольку в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации гарантиями свободы экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8, часть 1) каждый вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2), а также свободно использовать свое имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1). Из указанных конституционных гарантий вытекает право на сохранение в тайне сведений (в том числе полученных налоговыми органами), виды и объем которых устанавливаются законом» [9].

Подводя итоги сказанному выше, следует отметить, что информационное пространство в рамках настоящего исследования имеет достаточно важное значение. Именно поэтому получение, хранение и использование информации о налогоплательщике нуждается в должном законодательном урегулировании. На сегодняшний день получение, хранение и использование информации о налогоплательщике недостаточно защищено со стороны законодателя. Не только налоговый орган может получить и использовать налоговую информацию, но и иное заинтересованное лицо, что нарушает установленную статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  1. Викуленко А.Е. Роль и перспективы развития налоговой системы России // Экономический вектор. - 2021. - № 2. - С. 38–44.
  2. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485–1 «О государственной тайне»: офиц. текст по состоянию на 30.12.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. - № 30. – Ст. 4886.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. - № 144 (8198).
  4. Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для среднего профессионального образования / Ю. А. Крохина. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт. - 2020. — 464 с.
  5. Кучерявенко Н. П. Особенности усмотрения в налогово-правовом регулировании // Ежегодник публичного права 2017: Усмотрение и оценочные понятия в административном праве. - М.: Инфотропик Медиа. - 2017. - С. 45–63.
  6. Лебедева, Н. Налоговая тайна как объект защиты / Н. Лебедева, М. Еремеев // Юрист. — 2019. — № 1. – С. 112–128.
  7. Мишле Е. В. Налоговое право. Региональные и местные налоги и сборы: учебное пособие / Е. В. Мишле. – 2-е изд. – М.: Юрайт. – 2021. – 172 с.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 31.10.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. - № 51. – Ст. 7497.
  9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 816-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав положением статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Конституционного Суда Российской Федерации. – 2019. - № 7.
  10. Приказ Федеральной Налоговой Службы России от 13.01.2012 N ММВ-7-4/6@ «Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы» // Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. – 2012. - № 14.
  11. Приказ Федеральной Налоговой Службы России от 11.02.2021 N ЕД-7-2/137@ «Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной налоговой службой в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации» // Бюллетень нормативных актов органов исполнительной власти Российской Федерации. – 2021. - № 6.
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 N 1123-р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов»: офиц. текст по состоянию на 08.10.2020 // Российская газета. – 2020. - № 14.
  13. Тимофеев Е. В. Налоговое право России – практическое и увлекательное. Полутом I. От основ к источникам и основным принципам. — М.: Арт-Ресурс. - 2018. - 350 с.
  14. Токарев С. И. Правовой режим тайны в налоговых правоотношениях: диссертация кандидата юридических наук 12.00.04. – 2019. - ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)». – 217 с.
  15. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: офиц. текст по состоянию на 30.12.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. - № 28. – Ст. 4368.

Читайте также: