Почему граждане и организации обязаны платить налоги

Опубликовано: 12.05.2024



1. Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых прароотношениях в качестве налогоплательщи­ков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, гово­рится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".
Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в нали­чии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уп­латить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.
2» Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта РФ или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог (сбор).
Важнейшим критерием выступает законность установления нового налога или сбора. Еще в 1997 г. КС РФ отметил, что "налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства"55. Конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов (он же ­основной принцип налогового права - законности и определенности налогового обязательства) развивается:
• в п. 1 ст. 17 НК РФ, где перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установ­ленным законодателем;
Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 года № 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11 прим 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" в ред. от 19 июня 1997 года" // СЗ РФ. 1997, № 46. Ст. 5339.
• в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения", а также "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федера­ции, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налого­вым кодексом Российской Федерации".
Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:
объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;
налоговая ставка; порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены:
плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база; ставка сбора.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.
3. Помимо вышеперечисленных существенных (или обязательных) элемен­тов налогообложения существуют и дополнительные (или факультатив­ные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых слу­чаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
4» Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необ­ходимых случаях - и органами налоговой полиции. За неисполнение рас­сматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значе­ния обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) уча­ствовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обя­занность по уплате налога (сбора) общим термином "налоговая обя­занность". Это узкий подход к определению понятия "налоговая обязан­ность налогоплательщика или плательщика сбора".
Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством. К ним, например, относятся:
обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объек­тов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном поряд­ке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны упла­чивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и т. д.

Эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов - обязаннос­ти по уплате налогов (сборов) - производный и обеспечительный ха­рактер. Поэтому понятие "налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора" включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности участников налоговых правоотноше­ний, установленные налоговым законодательством.
5. Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекра­щается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.
Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возникает у налого­плательщика и плательщика сбора с момента появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по упла­те налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:
стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;
количественная - характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);
физическая - используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате на­лога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.
Под основными видами объектов налогообложения понимаются:
имущество;
• деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;
экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;
иные объекты. Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты фе­деральных, региональных и местных налогов определяются исключи­тельно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения

многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагает­ся несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществля­ется в отношении налогоплательщиков - физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств - недостаточными для исполнения указанной обя­занности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по реше­нию налогового органа. При принятии в установленном порядке реше­ния об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:
уплаты налога (сбора) - своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязан­ности путем перечисления исчисленной в установленном порядке сум­мы налога в соответствующий бюджет;
смерти налогоплательщика или признания его умершим в порядке, уста­новленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах сто­имости наследственного имущества);
ликвидации организации-налогоплательщика после проведения ликвида­ционной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фонда­ми) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;
наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л. 3 ст. 44 НК РФ):
- удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ);
- уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ);
- взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ);
- погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков-организаций или налого­вого агента - организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (статьи 47 и 48 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизован­ного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим лицом, упёлномо­ченным органом опеки и попечительства управлять имуществом нало­гоплательщика (ст. 51 НК РФ);
- списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ);
- погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях - по решению суда) с помощью зачета соответствующей суммы по другому излишне упла­ченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).

Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогопла­тельщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате нало­га. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

Статья 57 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.»

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.

Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.

В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.

Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экономика России
Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? И что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

«У нас в России нет чувства налогоплательщика, то есть вас почему-то мало интересует, куда тратят деньги», — отметил в начале марта глава Счетной палаты, а в прошлом вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. А без заинтересованности гражданского общества в том, как реализуются национальные цели, трудно достичь высоких результатов, добавил он. Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? Чем отличаются от нас более сознательные жители других стран? И главное, что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

Кудрин в тренде

Однако та же организация рассчитывает и другой показатель — уровень участия общественности в процессах формирования и контроля исполнения бюджета. И тут наши результаты хуже: по итогам 2017 года Россия набрала 13 баллов из 100. Это, конечно, лучше, чем у Таджикистана (7 баллов) или Турции (0 баллов), но хуже, чем у Новой Зеландии (59 баллов), Южной Кореи (39 баллов) или Грузии (22 балла).

Виновато тяжелое прошлое

Виновато монгольское иго, считает адвокат и член философского общества РАН Рустам Чернов. «До вторжения монголов русские княжества развивались по полисному европейскому типу, в них было все то, что сейчас присутствует в европейской традиции: народовластие, выборность должностей, система налогообложения», — указывает Чернов.

Под игом структура власти меняется: теперь князья назначаются в Орде — в зависимости от того, насколько они эффективны в сборе дани с населения. Население привыкает скрывать имущество и обманывать представителей власти.

На смену Золотой Орде пришло Московское царство (возвышение которого связано с тем, что Иван Калита получил право собирать дань со всех земель русских), затем революция с ее продразверсткой и коллективизацией, потом советский режим, где практически не было частной собственности. «С начала XIII века русский народ просто не имеет возможности осознать, что налоги — это естественное следствие общественной кооперации и сожительства на одной территории в рамках единого государства», — считает Чернов. Он добавляет, что «монгольская традиция власти» сохраняется в России и сегодня. Поэтому, чтобы переломить ситуацию, важно изменить само государственное устройство, передав распределение части бюджетных средств в руки самоуправления.

Но, возможно, пришло время перейти из реальности «Заплати налоги и спи спокойно» на следующий этап — когда человек ответственен за собственное завтра. Как это сделать?

Федеральный бюджет не для всех

Что касается «секретных» статей бюджета, то они могут не раскрываться при публикации, но не при рассмотрении в конгрессе — скрыть содержание любых статей от депутатов невозможно. «Само же количество „секретных“ статей минимально, как и возможность „перепрограммирования“ ассигнований: если в бюджете заложен авианосец, на этапе исполнения бюджета его нельзя „разменять“ на 30 танков и 50 истребителей», — поясняет Ермоленко.

В России же парламент при формировании федерального бюджета выполняет, скорее, роль декорации, считает управляющий директор по макроэкономике «Эксперт РА» Антон Табах. Вряд ли возможен контроль непосредственно со стороны населения, поскольку оно практически не участвует в наполнении федеральной казны — основные средства поступают от крупнейших экспортеров.

Впрочем, контроль федерального бюджета со стороны населения и не нужен. «Федеральные проекты трудно мониторить, — говорит Табах. — Мы не в состоянии оценить, насколько адекватны расходы, например, на Сирию и прочую геополитику. А вот оценить расходы на укладку плитки в состоянии».

Так что с вопросом, на что потрачены деньги, следует идти не в Госдуму, а в мэрию. «Кстати, в Москве больше половины бюджета уже формируется за счет НДФЛ, налогов на имущество и на транспорт. К этому показателю приближаются и некоторые другие регионы», — отмечает Табах.

Власть — советам!

Для этого, считает Подниек, важно развивать простую и доступную информационную среду, информированность о задачах, которые стоят перед этим образованием (районом или селом), задачах, которые решены за счет собранных налогов, и о программах развития, к которым налогоплательщики могут присоединиться для решения этих задач. Поможет и отмена навязывания различных централизованных услуг: например, надо дать родителям самим выбирать поставщика школьного питания, добавляет Муратова.

Особенности национальной сознательности

Уж точно не тем, что их граждане с радостью платят налоги. Никто не любит расставаться со своими деньгами, поэтому собираемость налогов, подчас довольно высоких, во многом держится на понимании, что в случае уклонения от уплаты наказание будет очень суровым. Так что проблема уклонения от уплаты налогов не решена окончательно ни в одной стране. Однако помимо вынужденной ответственности платить налоги у этих стран есть еще кое-что общее.

Например, содержание локальных участков образцовых немецких дорог лежит на плечах местных жителей. «Если в коммуне не хватает средств на оплату ремонта дороги, то жители выплачивают эти деньги из своего кармана, — рассказывает финансовый консультант Елена Казакевич. — Это ли не самая эффективная система отслеживания бюджетных средств на местном уровне? Житель заплатил налоги, зная, что часть из них пошла в местный бюджет, но при этом в местном бюджете нет средств. Появляется вопрос: куда они делись?»

В странах с высокой налоговой культурой граждан обычно и налоговое бремя довольно высоко. Типичным примером могут служить скандинавские страны. Большие налоги возвращаются гражданам высокой степенью социальной защиты. С одной стороны, это примиряет людей с большими налогами, а с другой — побуждает их внимательно относиться к тому, на что тратятся их деньги. Низкий же уровень налоговой культуры, наоборот, характерен для стран, где люди не рассчитывают на государство и решают свои проблемы за счет денег, которые у них остались после уплаты налогов.

Длинная рука Дяди Сэма

«В Соединенных Штатах каждый гражданин обязан раз в год самостоятельно подавать налоговую декларацию и выплачивать рассчитанные на ее основе налоги, — рассказывает Виталий Манжос. — В целом это похоже на то, как в России уплачивают налоги индивидуальные предприниматели». Это принципиально отличается от российской практики, где подоходный налог наемного работника выплачивает работодатель.

«В США каждый платит свои налоги сам. И четко представляет себе, сколько денег забирает из его кармана Дядя Сэм», — говорит генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Безусловно, чувство налогоплательщика у гражданина лучше развито там, где налоги платит он сам, а не его работодатель», — уверена директор по развитию бизнеса фискальных решений «Атол» Юлия Русинова.

Значит ли это, что сознательность россиян повысится, если мы начнем сами платить за себя налоги? Все не так однозначно.

Каждый платит за себя сам

Система, существующая в России, вполне эффективна и удобна как для работодателя, так и для работника, практически единогласно подтвердили опрошенные Банки.ру эксперты. Ведь в реальности на сознательность граждан влияет не только и не столько то, кто уплачивает налоги — работодатель или сотрудник. Например, в Германии, как и в России, работник получает зарплату, уже «очищенную» от налогов. «Однако сотрудник получает также и так называемую карту зарплаты, в которой прописывается, какие именно суммы удерживаются из заработной платы работника и куда они идут — в федеральный, региональный или местный бюджеты», — обращает внимание Елена Казакевич.

«Нет прямой зависимости между самой налоговой системой и сознательностью граждан, — считает партнер ФБК Legal Александр Ермоленко. — Системы могут не отличаться принципиально. Разница, как ни странно, лежит в политической плоскости. То есть мы можем зафиксировать отличия не на этапе сбора налогов, но главным образом на этапе дальнейшего взаимодействия граждан и государства, получения государственных услуг, контроля за действиями госорганов, работы политических и неполитических объединений, активности парламентских партий».

Но какие конкретные действия помогли бы россиянам взрастить в себе чувство налогоплательщика?

Контроль и высокие технологии

Целевые или из общего котла — важно, чтобы за расходованием бюджета велся четкий контроль. На всех уровнях, в том числе со стороны СМИ. «За рубежом существуют сайты, на которых налогоплательщики могут ознакомиться со списками осуществленных программ и проектов, которые финансировались из бюджета города, региона или государства. В РФ такие события полноценно освещаются редко», — отмечает Елена Муратова.

Однако для эффективного контроля бюджетных расходов одной гражданской активности недостаточно, нужны еще и определенные технологии. Например, машинная обработка большого объема неструктурированных данных. «Такая обработка должна выявлять закупочные процедуры с искаженными названиями, упрощать анализ информации и помогать экспертному сообществу быстрее обнаруживать различные нарушения», — говорит Юлия Русинова.

«Большинство транзакций, совершаемых сейчас в госсекторе, безболезненно переводятся с помощью современных информационных и финансовых технологий в добровольный и прозрачный формат. Без всяких революций, уличных протестов и погромов», — считает Артем Матвеев.

В России многое уже есть

«За прошедшие годы мы стали свидетелями (и неважно, заметили мы или нет) того, что вокруг нас формируется полноценная инфраструктура, на базе которой может быть реализован процесс по ознакомлению, управлению и контролю за „общественными финансами“, — говорит Василий Кисленко из „Налогии“. — Это портал „Открытое правительство“, портал „Российская общественная инициатива“, официальные сайты финансовых органов с реализованным функционалом обратной связи, программы поддержки местных инициатив, территориальное общественное самоуправление, проекты „Народный бюджет“ и многое другое». Кроме того, в России уже внедряются программы под общим названием «инициативное бюджетирование», добавляет Виталий Манжос.

Теоретически многое уже есть, но готовы ли на практике чиновники отчитываться перед населением, а не только перед вышестоящим начальством? И готово ли население строго отслеживать общественные траты?

С тем, что вырастить в нас «чувство налогоплательщика» — задача малореалистичная, соглашается и Александр Ермоленко. «Пока мы, скорее, делаем наоборот: государство глубоко заинтересовано в социальном иждивенчестве — так меньше спроса, в противном случае придется гораздо больше стараться, ведь настоящие граждане, налогоплательщики, несравнимо более требовательны, — говорит эксперт. — Не заинтересованы в новом подходе и мы сами, поскольку контроль — это большая, притом постоянная общественная работа, к которой мы непривычны. Кроме того, начав что-то менять в этом вопросе, дальше мы уже не сможем остановиться. Во всех странах и всегда это приводило к появлению настоящей политики и конкуренции в сфере государства, что также не добавит нам всем спокойствия. И трудно сказать, кто этого больше боится — государство или граждане».

Помогите, пожалуйста, разобраться. Я гражданин РФ, но уже два года живу в Чехии. Работаю на местную фирму, и она платит за меня все налоги.

Еще я удаленно работаю на компанию из США. От нее я получаю доход в долларах простыми переводами на карту российского банка. Долго искал, но так и не нашел ответа на вопрос: могу ли я оформить самозанятость для работы с этим удаленным заказчиком, не будучи при этом налоговым резидентом РФ?

Если бы я жил в Чехии и работал, скажем, на Москву, то с самозанятостью все было бы окей. Если бы жил в Москве и работал на Чехию или США, тоже окей. Но я в Чехии, тружусь на американскую фирму, а доход получаю на российскую карту. Самозанятость в этом случае не работает? Тогда, может быть, мне открыть счет как ИП?

И еще довольно забавный вопрос: правомерно ли просто ничего не платить в России и рассматривать эти поступления на карту не как доход, а как промежуточный этап по переправке денег в Чехию? А уже в Чехии засчитывать его как доход на территории страны и платить налог.

Илья, ваше стремление платить налоги с долларовой подработки похвально. Только, во-первых , откуда вы знаете, что американский заказчик не платит налоги за вас? А во-вторых , в описанной вами ситуации вы вообще ничего не должны российскому бюджету: у вас попросту нет обязанности платить налог. Думаю, вас сбил с толку тот факт, что деньги из Штатов поступают на вашу российскую карту.

Разберем все вопросы по порядку.

Работая за границей на заграницу, самозанятым стать нельзя

В вашем случае вы не можете стать самозанятым, даже если это было бы вам нужно. И не потому, что вы налоговый нерезидент. Есть статус резидента или нет, для самозанятости значения не имеет. Прописка тоже не важна.

Оформить самозанятость вправе только те граждане РФ или стран — членов ЕАЭС, которые фактически ведут деятельность:

  1. либо живя в экспериментальных регионах России — с 1 июля 2020 года это почти все субъекты РФ;
  2. либо находясь за границей, но при этом работая на клиентов из экспериментальных российских регионов.

У вас же ни то ни другое условие не соблюдается.

Кто в России должен платить НДФЛ

  1. Налоговые резиденты РФ, которые получают доходы от источников как в России, так и за ее пределами.
  2. Налоговые нерезиденты, которые получают доходы от источников в РФ. К примеру, человек живет за рубежом, но сдает в Москве квартиру.

Вы же — налоговый нерезидент, который получает доход из США, то есть от источника за пределами РФ. А значит, платить НДФЛ в российскую казну вы не должны.

И неважно, что деньги от американского заказчика поступают на карту, открытую вами в свое время в российском банке. Хотя я солидарна с теми, кто настороженно относится к идее переводить зарубежный доход на карту российского банка. Если банку в России вдруг что-то в ваших операциях покажется подозрительным, он просто заблокирует карту. И не исключено, что для разблокировки потребуется ваше личное присутствие.

Мне кажется, что для заграничных доходов вам было бы значительно проще открыть карту за рубежом.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.


Скорее у автора будет больше проблем в Чехии, так как доход он получает, но не указывает его для чешской стороны, проживая И работая в стране. Советую этот вопрос изучить.
Чешский рабочий контракт тоже должен не запрещать дополнительную работу.


Не интересно, а можно ли в данном случаем, открыть ИП и платить небольшие налоги как юридическое лицо в России, избегая тем самым обязанности платить высокие налоги в Чехии?


Tema, именно это я и хотел узнать! Потому как предполагал, что просто с "самозанятостью" не прокатит. Здесь немного перефразировали оригинальную формулировку вопроса.


Спасибо за ответ!
1. "Только, во-первых, откуда вы знаете, что американский заказчик не платит налоги за вас?" - это прописано в нашем договоре.
2. А можно всё-таки затронуть тему с ИП? Ничего не мешает открыть его на территории России и платить туда? Разница в налогах (по сравнению с чешским НДФЛ 15%) того стоит, поэтому и интересуюсь.

Ilia, для нерезидентов в РФ ставка НДФЛ — 30% по общему правилу. Статья 224 налогового кодекса.
Так что не думаю, что оно того стоит.


Антон, а причём тут НДФЛ? Я планировал открыть ИП на УСН и платить 6%, никакого НДФЛа там нет, насколько мне известно. Исключения из этого правила ко мне вроде как не относятся:

ИП на УСН обязан уплачивать НДФЛ, если он получает:

Призы от участия в рекламной акции, которую проводили производители продукции или торговые предприятия. Условие начисления — выигрыши свыше 4 тыс. рублей (п. 2 ст. 224 и п. 28 ст. 217 НК РФ).
Материальную выгоду от экономии на процентах. Доход, с которого будет уплачен налог, считается исходя из разницы 2/3 от ставки рефинансирования и суммы процентов, указанных в договоре. Если заем получен в валюте, доход рассчитывается исходя из 9% годовых за минусом процентов, указанных в договоре (п. 2 ст. 212, 224 НК РФ).
Проценты по вкладам в рублях и валюте. По процентам, полученным в рублях, необлагаемый доход будет считаться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ + 5%. Если проценты получены в валюте, необлагаемый доход считается исходя из 9% годовых (ст. 224 НК РФ).
Дивиденды от осуществления деятельности в сторонних организациях (ст. 275 НК РФ).
Доходы, не связанные с предпринимательской деятельностью: подарки, выигрыши в лотерею, от продажи собственного имущества, авторское вознаграждение, доходы, с которых налоговый агент не удержал налог (ст. 228 НК РФ).


Забыл уточнить важную деталь: в Чехии такой штуки как УСН просто нет, тут НДФЛ платят и ИП в том числе. Из-за этого и весь сыр-бор.

забыла добавить - к ИП статус резидент/нерезидент не применяется.


Alexandra, Спасибо за информацию!

Ilia, кроме того, при ведении деятельности в качестве ИП есть такая замечательная вещь, как взносы ОМС и ОПС. Ещё надо подавать декларацию ради которой вам либо лететь в РФ, либо платить представителю.
Если вы реально хотите сэкономить эти несколько процентов, то можно придумать схему, например чтобы американцы переводили доход на карту вашего родственника, который живёт в РФ и оформлен как самозанятый, а он уже вам в Чехию направлял деньги в качестве подарка, но это будет уклонение от уплаты налогов (уголовное преступление).


Антон, взносы это да, но они не очень большие (даже учитывая 1% после 300к/год). О декларации честно говоря не задумывался, спасибо. Но тоже не должно быть проблемой, их же можно и онлайн подавать если что.
Что интереснее, помимо 6% (

7% если считать со взносами), у ИП же ещё могут быть налоговые каникулы!
Вот про все эти вещи и хотелось бы увидеть в статье подтверждения моих слов и есть ли какие-то подводные камни в моей ситуации. Вот первый "камень" - это личная подача декларации, окей, его обошли, вдруг ещё что-то есть.

А граждан – за то, что не зарегистрировались в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей. Как избежать доначисления налогов и штрафов?

Организации штрафуют из-за найма самозанятых

О самозанятости – с точки зрения закона

Для легализации деятельности граждан, которые работают на себя, в прошлом году в 4 регионах стартовал эксперимент по введению специального налогового режима, предусматривающего уплату налога на профессиональный доход. С начала августа этого года в нем принимают участие уже 79 субъектов РФ.

Применять спецрежим могут физлица и предприниматели, которые продают товары собственного производства, выполняют работы и оказывают услуги без наемных работников в регионе эксперимента (например, дают юридические консультации, ведут бухгалтерию, сдают квартиру в аренду, оказывают услуги по перевозке пассажиров и грузов, выполняют строительные работы и ремонт помещений). Причем применять спецрежим могут и граждане иностранных государств. Так, ФНС разъяснила, что документы, подтверждающие статус налогового резидента Республики Беларусь, не влияют на исчисление и уплату налога 1 .

Налоговая ставка для самозанятых составляет 4%, если покупателями товара или получателями услуги являются физлица, а при сделках с юрлицами – 6%. Но доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн руб. в год.

Как организации и ИП привлечь самозанятого для выполнения работ или оказания услуг, чтобы налоговики не доначислили потом недоимку по налогу?

У самозанятых налогоплательщиков не должно быть работодателя и наемных работников. Поэтому при взаимодействии с ними необходимо оформить договор гражданско-правового характера с указанием статуса привлекаемого исполнителя и условий работы.

В договоре следует прописать, что исполнитель осуществляет свою деятельность в качестве плательщика налога на профессиональный доход, поэтому заказчик не является налоговым агентом в отношения дохода, полученного физическим лицом. Условия привлечения самозанятого не должны отвечать характеристикам трудовых отношений, т.е. в договор не следует включать пункты о соблюдении внутреннего режима работы компании и трудового распорядка. В противном случае налоговый орган может переквалифицировать договор ГПХ в трудовой и с учетом выплаченного дохода доначислить недоимку по налоговой ставке НДФЛ в размере 13%.

Доначислить НДФЛ могут и в случае, если самозанятый является бывшим сотрудником компании и после его увольнения еще не истекли два года.

Недоимки по налогу и штрафы лягут на плечи заказчика услуги, который будет являться налоговым агентом в случае переквалификации договора ГПХ в трудовой. Но если документальное оформление сделки с самозанятым корректно, то ее переквалификация не последует. Ответственность за уплату налога будет возложена только на самозанятого исполнителя.

Как физлицу исключить налоговые риски при осуществлении деятельности, которую налоговый орган может признать предпринимательской?

Еще в прошлом году начала прослеживаться тенденция: налоговые органы приравнивают деятельность физических лиц к предпринимательской. Это связано с попытками обязать «теневых предпринимателей» зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятых и платить налоги. Если человек получает доходы от деятельности, которую он не относит к предпринимательской, но по ключевым признакам она является таковой, на него будет распространен режим налогообложения, установленный для индивидуальных предпринимателей. Причем он может быть и не зарегистрирован в качестве ИП. Основным фактором, определяющим предпринимательский характер деятельности, является нацеленность физического лица на извлечение прибыли на систематической основе. После переквалификации деятельности в предпринимательскую налоговый орган может доначислить недоимку по НДС.

В настоящее время нередко проверяют собственников нежилых помещений, сдающих их в аренду физическим и юридическим лицам. Результатом проверок становится доначисление недоимки по налогам (НДФЛ и НДС), штрафов и пеней, возможно привлечение к административной и даже уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ). Таких «теневых предпринимателей» налоговики могут выявить при проверке деятельности организаций-арендаторов.

Напомним, что физлица обязаны декларировать свои доходы и уплачивать НДФЛ. За неуплату налога в срок начисляются пени за каждый день просрочки, а в случае непредставления декларации по НДФЛ налоговый орган начислит недоимку по налогу в пределах трех лет, а также пени и штраф в размере 20% от величины неуплаченного налога. Однако если, например, помещение сдается юридическому лицу, то именно организация платит налог за физлицо. То есть она должна исчислить НДФЛ с дохода в виде арендной платы, удержать налог при выплате дохода физлицу и перечислить его в бюджет. При этом арендатор обязан отчитаться о выплаченном доходе – предоставить в налоговый орган справку 2-НДФЛ. В ней указывается определенный код дохода, например 1400 – код дохода при аренде помещения у физлица. На его основании контролирующий орган и проводит отбор граждан для проверок, после которых может приравнять их деятельность к предпринимательской и начислить им НДС.

Для исключения налоговых рисков и возможности привлечения к административной или уголовной ответственности физлицам, деятельность которых может быть приравнена к предпринимательской, рекомендуется зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятых.

1 Письмо ФНС России от 30 июля 2020 г. № БВ-4-17/12242@.

Читайте также: