Что финансирует государство за счет налоговых поступлений

Опубликовано: 14.05.2024

Что такое бюджет?

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Все, что следует знать о бюджете страны

Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.

Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:

  • объём промышленного производства;
  • инвестиции;
  • достаток населения страны и показатели безработицы;
  • валютный курс;
  • внешний и внутренний долг государства;
  • инфляция и показатель ключевой ставки.

Структура бюджета

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

  • федеральные прямые и косвенные налоги;
  • акцизные и таможенные пошлины и сборы;
  • региональные и местные налоги.

К расходной части относятся:

  • финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
  • финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
  • затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
  • финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.

ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.

Профицит и дефицит бюджета

При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.

Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.

При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.

Причинами дефицита могут послужить:

  • военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии;
  • неустойчивый курс национальной валюты;
  • снижение ВВП;
  • неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства);
  • недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.

Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.

Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

  1. Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
  2. Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
  3. Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

  • имущественный налог организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;
  • лицензионные сборы и пошлины.

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на землю;
  • на содержание жилищного фонда;
  • на рекламу.

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Система расходов Госбюджета

С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.

Расходы и структура их распределения

Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.

Из федерального бюджета финансируются расходы на:

  • национальную систему обороны;
  • науку и образование;
  • систему здравоохранения;
  • содержание государственного аппарата;
  • содержание судебной и уголовно-исполнительной системы;
  • формирование государственных резервов;
  • обслуживание и погашение госдолга;
  • дотационную деятельность (финансовая помощь слабым регионам).

К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:

  • поддержку промышленного производства;
  • обеспечение органов охраны правопорядка;
  • мероприятия социально-культурного характера.

Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.

Виды бюджетов

Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.

Бюджет государства

Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.

СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.

В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.

Функции госбюджета

К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.

Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.

Источники доходов бюджета

Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:

  • налоги с физических лиц и организаций;
  • эмиссия денежных знаков;
  • приватизация.

Расходы госбюджета

К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:

  1. Политические: обеспечение оборонного комплекса и системы национальной безопасности (армия, полиция, суды, тюрьмы), содержание управленческого государственного аппарата.
  2. Экономические: содержание и поддержка отраслей экономики, субсидирование частного малого и среднего бизнеса.
  3. Социальные: развитие системы здравоохранения, образовательной системы и науки, культуры, выплата пенсий, социальных пособий, зарплат бюджетникам.
  4. Экологическая: охрана окружающей среды.

Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:

  • положительное сальдо — доходная часть преобладает над расходами, создаётся профицит;
  • сальдо равно нулю — доходы полностью компенсируются расходами, бюджет является сбалансированным;
  • отрицательное сальдо — уровень расходов превышает размер финансовых поступлений, создавая дефицит.

Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.

ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.

Источники финансирования бюджетного дефицита

В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.

К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.

Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.

Требования к бюджету

К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:

  1. Отсутствие жёсткой привязки и зависимости доходов от расходов. Это позволяет исполнителям бюджета расставлять приоритеты при решении задач федерального уровня, что обеспечивает гибкость экономической политики.
  2. Соблюдение системы иерархии и принципа автономности бюджетов разных уровней.
  3. Включение в бюджет государства всех подконтрольных ему доходов и расходов.

Уровни бюджетной системы

Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:

  1. Федеральный (бюджет страны в целом).
  2. Региональный (бюджеты краёв, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения).
  3. Местный (бюджеты муниципальных образований – городов, посёлков, станиц, районных центров).

Доходы и расходы бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Формирование доходов бюджетов

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.

Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

  • сдачи в аренду или продажи государственной или муниципальной собственности;
  • получения дивидендов по ценным бумагам;
  • начисления процентов на остаток бюджетных денежных средств, размещённых на банковских счетах;
  • взимания штрафов, а также оказания возмездных услуг государства своим гражданам.

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.

Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.

Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:

  • инвестирование в уже действующие или вновь создаваемые организации согласно утверждённому инвестиционному плану;
  • реализацию кредитных программ для юридических лиц из бюджетных средств;
  • затраты на проведение капитального ремонта и реконструкции имущества, принадлежащего на праве собственности государству, региону или городу.

Распределение средств бюджетов разных уровней

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.

Расходование городского бюджета

Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).

Распоряжение городским бюджетом

Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.

Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.

Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

На что мы отдаем часть зарплаты

Все работающие россияне платят налог с зарплаты — НДФЛ , налог на доходы физических лиц.

Если у вас в договоре стоит зарплата 30 000 Р , то на руки вы должны получить 26 100 Р . 3 900 Р — это налог, который вы отдаете государству.

То же происходит практически с любым доходом. Если вы продали дачу, сдавали квартиру в наем, выиграли в программе «Кто хочет стать миллионером?» и даже если друг подарил вам машину — придется заплатить НДФЛ .

НДФЛ — не единственный налог и не единственный наш платеж в пользу государства. Есть еще пенсионные и страховые отчисления, налоги на имущество, а еще мы поголовно платим НДC . У государства много каналов сбора налогов, но сегодня мы говорим именно о НДФЛ .

Помимо НДФЛ физические лица платят налоги на имущество, транспорт и землю. О них мы расскажем в следующих статьях

Что такое НДФЛ и кто его платит

НДФЛ — это налог на доходы физических лиц, то есть ваши. В основном государству полагается 13% с доходов. Но есть исключения. Например, если вы собрали все крышечки «Кока-колы» и выиграли 5000 рублей, НДФЛ может составить 35%.

Обычно все расчеты по НДФЛ ведет ваш работодатель. Он выступает налоговым агентом — платит налоги за вас. Вы получаете на руки зарплату уже за вычетом этого налога. А все хлопоты по начислению и выплате налога берет на себя бухгалтер фирмы.

крайний день подачи декларации за предыдущий год

Если работодатель забыл удержать налог или если у вас нет налогового агента, уплатить налог и отчитаться за доходы придется самостоятельно. Вы обязаны подать в налоговую инспекцию декларацию по форме 3- НДФЛ не позднее 30 апреля следующего года.

Когда считать и платить НДФЛ самостоятельно

Придется самостоятельно посчитать и заплатить НДФЛ , если вы зарабатываете на сдаче квартиры в наем или игре в покер; если вы выиграли в лотерею, получили подарок или продали квартиру, которая находилась в собственности менее трех лет.

Куда уходит НДФЛ

Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ — свод бюджетов всех уровней. То есть в федеральный, бюджет субъекта, города и района в совокупности.

Бюджет — это список расходов и доходов. Сколько денег Россия и ее субъекты планируют получить и на что хотят их потратить. Основной источник доходов любого бюджета — налоговые отчисления.

Каждый субъект, город и район утверждает свой бюджет. Они принимаются друг за другом: сначала федеральный, затем бюджет субъекта и дальше ниже.

Согласно статьям 56 и 61 бюджетного кодекса большая часть НДФЛ — 85% — поступает в бюджет субъекта, то есть в Москву, Петербург, Севастополь, республики, края и области. Остальные 15% распределяются в местные бюджеты. То есть, например, 85% всех поступлений НДФЛ Москва оставляет у себя, а 15% отдает в Мосрентген, Воскресенск и Троицк.

доля НДФЛ в бюджете Москвы на 2015 год

НДФЛ не уходит в федеральный бюджет, он остается там, где вы работаете. Его тратят на благоустройство вашей области или города, а не на строительство Зейской ГЭС . Другое дело — если вы работаете в Москве, а живете в Московской области. Тогда ваш столичный работодатель перечислит НДФЛ в бюджет Москвы, а не Подольска.

Сколько и на что вы отдаете

Итак, вы работаете в Москве. Ваша официальная месячная зарплата — 30 000 Р . На руки вы получаете 26 100 Р и не претендуете на налоговые вычеты. За год ваш работодатель перечисляет в бюджет города 46 800 Р .

Вот как эти деньги будут распределены в 2018 году

На что Например Сколько Всего
Транспорт Замена эскалаторов в метро, маршрутная сеть «Магистраль», эстакада в Щербинке 8136,9 Р 288 473,5 млн Р
Социальная политика Программа «Активное долголетие», подарочные коробки в роддомах, приемные семьи для пенсионеров, помощь бездомным бригадой «Социального патруля» 7805,3 Р 276 717,1 млн Р
Образование Арт-субботы, выпускной в парке Горького, олимпиада «Московский учитель» 7746,9 Р 274 647,1 млн Р
ЖКХ Реновация, уборка снега, установка шлагбаумов во дворах, дополнительные деньги на капитальный ремонт домов
6705,3 Р

237 718 млн Р
Работа больниц Бесплатная скорая помощь, вакцинация от гриппа, проведение ЭКГ и флюорографии
5143,5 Р

182 349,8 млн Р
Экономика и сельское хозяйство Фестиваль варенья, ярмарки выходного дня 5089 Р 180 416,4 млн Р
Работа мэра, правительства Москвы, городской думы Зарплата и страховка московских чиновников 2693,8 Р 95 503,1 млн Р
Культура и кино Ночи театров и музеев, мастер-классы в парках, лекции в городских библиотеках 1321,6 Р 46 854,3 млн Р
Спорт Московский Велопарад, городские марафоны и забеги, фестиваль экстремальных видов спорта «Прорыв» 834,9 Р 29 600,1 млн Р
МЧС , пожарные, полиция Борьба с ураганами и снегом, тушение пожара в ангаре на юго-западе 581 Р 20 596,5 млн Р
СМИ «Москва 24», «Вечерняя Москва» 328,8 Р 11 658,3 млн Р
Экология Пункты приема вторичного сырья, акция «Миллион деревьев», строительство эколого-просветительских центров 210,2 Р 7 451,3 млн Р
Долг Москвы То, что должна Москва Российской Федерации 154,5 Р 5 476,6 млн Р
Оборона Полигоны и начальная военная подготовка 26,3 Р 933 млн Р
Дотации То, что отдают в местные бюджеты 21,8 Р 774,4 млн Р

Выводы

  1. Каждый месяц мы платим государству НДФЛ — 13% от зарплаты.
  2. Работодатель выступает налоговым агентом и платит налоги за работника.
  3. Если налогового агента нет, отчитаться в налоговую и заплатить налог придется самостоятельно.
  4. НДФЛ поступает в бюджет субъекта и расходуется на различные нужды.

Подпишитесь на наш канал, чтобы узнать, как подать декларацию 3- НДФЛ , заплатить налог и уменьшить его сумму.


Налог на добавленную стоимость во всем мире платят те, источником заработка которых эта добавленная стоимость является, т.е. торговые организации. По научному - "продавцом при реализации товаров, работ, услуг, . покупателю. Просто во всем мире в разных странах разный уровень общественно-политической и экономической грамотности населения и совершенно разному количеству населения можно зашить такой корм для узколобых, как "а еще мы поголовно платим НДC". Читающие людям мира в голову не придет, что при покупке именно они, покупатели" платят НДС, несмотря на то, что он включен в стоимость и понимают, что везде, где применяется НДС (не во всех торговых организациях РФ и мира) в платежных документах он указывается для возможности проверки правильности его начисления и уплаты ПРОДАВЦОМ. Что обидно, что у нас в РФ сталкивался с выпускником эконом.фака и преподавателем, который тоже несет этот корм для узколобых для поддержки социальной напряженности "а еще мы поголовно платим НДC"

То есть, на индивидуальный лицевой счет в ПФР, на ОМС, налог, удерджанный с физлица никак не идет?🙄 Ну, наконец, хоть что-то новенькое. Хотя и полный бред.

Татьяна, так было всегда вообще-то )
НДФЛ - 13% - это одна тема (основной налог на доход, который идет на бюджетные цели, выше хорошо расписано куда идут деньги).
ЕСН, единый социальный налог - это другая тема, состоит из ПФ (пенсионный, 22%), СФ (страховой, 2,9%), ФМС (медицинский, 5,1%)
Итого работодатель платит за работника 13+30=43% от его зп. Именно поэтому такое сильное желание коммерческого сектора показывать как можно меньше белую зп, т.к. с нее сверху надо еще отдать 40+ процентов государству и ФОТ обходится в 1,5 раза выше владельцу компании, чем деньги, которые "реально" зарабатывает персонал.


Артем, свалили все в одну кучу. ЕСН—это социальные отчисления по пенсионке, соц и медстраховке за себя и за работника, выплачивается из средств работодателя. НДФЛ — налог на доход физических лиц, удерживается с зарплаты работника и любого другого дохода физического лица. Фактически у этих выплат разные плательщики и источники платежа


« НДФЛ — не единственный налог и не единственный наш платеж в пользу государства. Есть еще пенсионные и страховые отчисления, налоги на имущество, а еще мы поголовно платим НДC. У государства много каналов сбора налогов, но сегодня мы говорим именно о НДФЛ.» — почему пост о налогах и выплатах пишет юрист, а не бухгалтер или экономист? Как можно вообще свалить все в одну кучу и нести в народные массы такой бред? Кого автор подразумевает под формулировкой «мы платим в пользу государства»? НДФЛ и социальные отчисления платят разные субъекты трудовых отношений из разных источников. НДФЛ — это налог на все доходы физического лица. Их платит работник/физлицо из своих доходов, как правильно отмечено, в случае с зарплатой, за него удержанием с зарплаты и переводом в соотвествующие органы бюджета занимается работодатель, но суть есть суть — плательщик — физлицо, источник — его доход. Пенсионные, социальные и медицинские отчисление оплачивает из своих источников работодатель. И эти средства выплачиваются не в пользу государства, как НДФЛ, а в пользу работника в соответствующие фонды!

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней прежде всего целесообразно классифицировать доходы по их видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

* Прежде чем приступить к рассмотрению проблем налогового планирования, определимся с терминами.

• Бюджет – система императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства в процессе перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом национального дохода) для образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования.

• Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических,отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

• Бюджетный план – юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

• Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетов на соответствующей территории.

• Доходы бюджета – экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

• Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. .

• Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

• Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

• Трансферты – финансовая помощь, предоставляемая нижестоящему бюджету из ФФП (фонда финансовой поддержки), образуемого в вышестоящем бюджете, для выравнивания бюджетной обеспеченности на душу населения до среднетерриториального уровня.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы.

Неналоговые доходы включают в себя:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

• иные неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам*.

* Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами различных уровней: в случаях внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство РФ; при передаче полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и потому не учтенными в законе.

Доходы подразделяются также на собственные и регулирующие. К собственным доходам бюджетов относятся доходы, полностью или частично закрепленные на постоянной основе в соответствии с законодательством РФ за соответствующими бюджетами. Под регулирующими доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год, или на долговременной основе (не менее чем на 3 года), установлены нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.

Необходимость предварительного ознакомления с классификацией доходов по видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т. е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному или местному). Например, 30 % (здесь может быть любая цифра) НДС в структуре доходов федерального, регионального или местного бюджета – разные вещи. С другой стороны, мобилизация 100,0 тыс. руб. (и здесь можно поставить любую сумму) НДС, или 100,0 тыс.

Исходя из вышеизложенного проведем анализ значимости налоговых поступлений в структуре федерального и территориальных бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов. Обратимся к федеральному уровню. В табл. 19.1 представлена структура и динамика доходов федерального бюджета РФ в 1999-2000 гг. Прежде всего обращает на себя внимание высокий удельный вес налоговых доходов в общей сумме доходов – 84,34 % в 1999 г. и 84,70 % в 2000 г. Показатели весьма стабильны. Не менее устойчивы и доли основных регулирующих налогов: акцизы составляют 18,40 и 15,04 % соответственно, таможенные пошлины – 19,26 и 21,57 %, налог на прибыль (доход) предприятий и организаций – 7,61 и 8,00 %; и т. д. Таким образом, от научного обоснования налоговой политики государства* ; структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений по сути дела зависит 85 % объема основной государственной казны. Поэтому российские и зарубежные ученые и практики уделяют столь пристальное внимание исследованию актуальных проблем теории и реализации налоговых концепций в странах с переходной экономикой.

* Конечно, в первую очередь речь должна идти об экономической стабилизации, развитии реального сектора экономики, но вместе с тем перспективы стабилизация экономики во многом определяются возможностями (федерального бюджета.

Таблица 19.1. Структура и динамика доходов федерального бюджета

Изменение структуры доходов в 2000 г. по сравнению с 1999 г., %

Миф о «деньгах налогоплательщиков» на содержание государства разоблачен

Одним из главных пропагандистских мифов прозападной оппозиции, который она изо всех сил старается утвердить в общественном сознании России, является аргумент о т. н. «деньгах налогоплательщиков», на которых якобы держится любое государство.

Вот одна из типичных мантр на эту тему:

«Не государство платит пенсии, а налогоплательщики. Не государство платит зарплаты бюджетникам, а налогоплательщик. МВД, Минобороны, Минздрав и другие органы не имеют своих денег — они тратят деньги налогоплательщиков. У властей всех уровней нет своих денег — они тоже тратят деньги налогоплательщиков. Это важно всегда и всем помнить… Это мы содержим свое государство. Это мы за все здесь платим. Каждая копейка, потраченная чиновником, — это деньги мои, твои, нас всех. Исключительная роль государства в этом смысле — прозрачное распределение наших денег».

Обычные возражения против этого мифа сводятся к тому, что на деньги налогоплательщиков-физических лиц, взимаемые в виде прямых и косвенных налогов, финансируется лишь часть деятельности органов власти, в основном — на местном, муниципальном уровне. После чего, как правило, начинаются споры о том, сколько именно начальники из властных и коммерческих структур (тоже налогоплательщиков, кстати) дерут с несчастного народа и как оно должно быть «по справедливости, как в нормальных странах».

И все — вы пропали, потому что быстро выяснится: да, доходная часть бюджета России на 85–90% формируется из налоговых доходов и платежей, хотя доля физических лиц в этих сборах составляет всего 10–15%, но ведь все делают своими руками и зарабатывают, в конечном счете, люди — разве не так?! И далее всеми силами утверждается, что в «этой стране» государство неэффективно и коррумпировано, власть в нем принадлежит «жуликам и ворам», а значит — долой такое государство и такую власть! «Мы здесь власть!»

Взглянем на таблицу. По данным Минфина РФ, доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2012–2018 годах (% к ВВП) составляли:

Миф о «деньгах налогоплательщиков» на содержание государства разоблачен

Кстати, это чрезвычайно ценная таблица. По ней очень просто и относительно точно можно определить многие важнейшие социально-экономические показатели России. Например, доля фонда оплаты труда в отечественной экономике за 2018 год, при подоходном налоге в 13%, — 36,93%, и т. д. Но мы здесь — о другом.

Так вот, чтобы не просто развенчать этот миф, а выжечь его с корнем из общественного сознания, нужно прямо и жестко заявить: никаких «денег налогоплательщиков» в России — да и в любой иной стране мира — не было, нет и в обозримом будущем не предвидится.

Миф о «деньгах налогоплательщиков» на содержание государства разоблачен

Чьи у нас деньги

Посмотрите на любые деньги любой страны мира. Они всегда, в обязательном порядке несут на себе информацию о номинале (стоимости) и эмитенте, часто — о годе выпуска (выхода в обращение). Ни на одной монете, банкноте или другом платежном средстве вы не найдете надписи («легенды»), утверждающей, что это — деньги налогоплательщика: такого-то физического или такого-то юридического лица. Ничего подобного не существует и даже не допускается в принципе!

Вернее, не совсем так. Посмотрим на п. 1 ст. 76 Конституции РФ:

«Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются».

Но все мы помним, как в «святые 1990-е» в России, наряду с рублем, имел свободное хождение американский доллар, и даже цены на многие товары и услуги указывались в «у. е.». Точно так же мы помним, как во время краха СССР союзные республики массово отказывались от советского рубля, вводя на своей территории сначала параллельные, а затем и альтернативные платежные средства, постепенно обретавшие статус полноценных национальных валют.

Наконец, в ряде стран мира легально существуют местные и корпоративные валюты различного статуса. Так, в Соединенном Королевстве, наряду с обычным британским фунтом стерлингов, имеет хождение и шотландский фунт, эмиссию которого осуществляют сразу три шотландских банка, каждый — в своем собственном дизайне купюр. Но налоги этой валютой можно платить только на территории Шотландии, в то время как британским фунтом стерлингов — на всей территории страны.

В большинстве стран мира, включая Россию, сегодня эмитентом национальных валют выступают центробанки, отделенные от государства. Например, доллары США выпускаются Федеральной резервной системой, по сути, взявшей в откуп у государства эмиссию и оборот национальной валюты. Но помимо доллара ФРС, существуют и доллары федерального казначейства, однако они уже очень давно не выпускаются в оборот. Последние United States Note с красными серийными номерами, в отличие от зеленых серийных номеров Federal Reserve Note, были выпущены в 1971 году, а «серебряные сертификаты» с синими серийными номерами — в 1965 году.

Миф о «деньгах налогоплательщиков» на содержание государства разоблачен

Кесарю — кесарево

Впрочем, ничто не ново под луною. Известная евангельская притча о «денарии кесаря» тоже косвенно связана с противостоянием разных валютных систем.

«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф. 22:15–22).

«За кадром» этой притчи, за словами «Богу — Богово» остается тот гораздо менее известный факт, что подати кесарю платились римскими денариями, а вот за ритуальные религиозные услуги иудейские жрецы брали только специальные «храмовые» деньги, которые чеканились от имени синедриона и которые нужно было покупать по весьма завышенному курсу. И эпизод с «денарием кесаря» во всех евангелиях следует за эпизодом с изгнанием торгующих из храма, после чего Христос и был предан синедрионом на казнь — поскольку покусился на основы финансово-экономической системы «Моисеевой веры».

Это, согласно евангелиям, происходило в начале 30-х годов I века. А примерно через три десятилетия, в 66-м году, началась Первая Иудейская война, тесно связанная с нероновским пожаром Рима и увеличением дани с покоренных Римом территорий, включая Иудею. Одним из первых дел восставшие под руководством первосвященника Анны начали чеканку собственной монеты — серебряного шекеля, который из «храмовой» валюты становился уже «общегосударственной».

Но, стоит повториться, никогда и нигде не существовало и не существует «денег налогоплательщиков». Деньги являются носителем информации особого рода — информации управленческой, и в этом отношении всегда и везде являются инструментом власти, а уж потом и поэтому — мерой стоимости, средством обращения, средством платежа и так далее. Вот почему любые утверждения типа: «Государство существует на деньги налогоплательщиков», — по сути своей являются ложью, причем далеко не безобидной и даже не бескорыстной.

Да, государства, существующие на «деньги налогоплательщиков», действительно есть, и их даже не так мало. Но все они, без исключения, являются квазигосударствами с виртуальным суверенитетом, а деньги для них — посредством тех или иных механизмов — предоставляют другие государства, которые обладают реальным суверенитетом, но по ряду причин считают ненужным распространять его на территорию данного квазигосударства и принимать на себя соответствующие обязательства перед его «квазигражданами».

В пределе эта ситуация сегодня представлена целым рядом формально независимых государств, официальной валютой которых является доллар США, британский фунт стерлингов или евро, но граждане которых не являются гражданами США, Великобритании или стран ЕС.

Миф о «деньгах налогоплательщиков» на содержание государства разоблачен

В интересах корпораций

Еще один важный момент: налогоплательщиками на территории тех или иных государств, помимо их граждан, выступают также иностранные и транснациональные корпорации, которые любыми правдами и неправдами стремятся максимально снять с себя налоговую нагрузку со стороны местных властей. С этой целью создана и функционирует глобальная сеть «офшорных оазисов», с помощью которых доходы этих ТНК-налогоплательщиков с местной регистрацией долларизуются и выводятся за пределы страны пребывания.

В частности, для современной России ситуация выглядит следующим образом. Отток капитала из РФ в 2019 году составил 26,7 млрд долл., что на 57,6% ниже показателя 2018 года. Средний за год обменный курс — 64,6184 рубля за доллар. Следовательно, можно считать, что из РФ вывезли примерно 1,725 трлн рублей. Примерно 1,68% национального ВВП и 9,55% расходной части бюджета.

Напомним, что Росстат дал цифру роста отечественной экономики-2019 в 1,3%, то есть даже сокращенный вывоз капитала примерно в 1,3 раза превысил экономический рост. При этом медианная зарплата в России (не средняя, а медианная, меньше и больше которой получают по 50% работающих) составила… Точных данных, увы, здесь нет, но можно принять ориентировочный уровень в 35 тысяч рублей в месяц и, соответственно, в 420 тысяч рублей в год.

Разделив цифру оттока капитала на медианную зарплату, получим, что «виртуальная трудовая эмиграция» из России в 2019 году составила, в эквиваленте, около 4,1 млн человек, или около 5% трудоспособного населения. В 2018-м аналогичный показатель составлял 10,4 млн человек, или каждый восьмой работающий россиянин втемную пахал на зарубежного «рабовладельца».

Откуда следует весьма жесткий, но лично для меня бесспорный вывод. В современных условиях все сторонники концепции «государство существует на деньги налогоплательщиков» защищают интересы не только и не столько своих сограждан-налогоплательщиков, сколько, под этим флагом, — крупных корпораций, особенно иностранных. Иными словами, по факту, объективно и независимо от степени их личной заинтересованности, они являются лицами, которые действуют в интересах зарубежных государств и корпораций, то есть иностранными агентами, требующими присвоения им соответствующего статуса.

Читайте также: