Плюсы и минусы налоговых систем егэ

Опубликовано: 03.05.2024

Для полноценного функционирования основных социальных институтов необходимы денежные средства. Эти деньги государство получает, взимая с членов общества налоги – обязательные платежи, отчуждаемые плательщиками с определенной, установленной нормативными актами, периодичностью.

Разные страны пользуются различными методиками пополнения налогового резерва. Прогрессивное налогообложение – это одна из систем сбора налогов.

Что такое прогрессивная система налогообложения и чем она отличается от плоской шкалы?

Прогрессивное налогообложение

Ставка прогрессивного налога увеличивается с ростом доходов

Прогрессивная шкала налогов – это такой режим сбора обязательных платежей в пользу государства, при котором ставка налогового платежа повышается при росте налогооблагаемой базы.

Существует два вида прогрессии:

  1. простая (налоговая ставка применяется ко всей сумме дохода и увеличивается после того, как база, облагаемая налогом, достигает определенного уровня);
  2. сложная (доходы плательщика разбиваются на части (ступени), к каждой из которых впоследствии применяют специально установленную ставку).

При составлении представления о выборе прогрессии необходимо понимать, что такое дискреционный доход. Совокупный доход включает в себя поступления от всех доступных доходных источников без вычета обязательных расходов, направленных на жизнеобеспечение получателя доходов. Реальную платежеспособность налогоплательщика демонстрирует именно дискреционный доход, рассчитываемый по формуле: совокупная прибыль минус первоочередные расходы.

Плоская же шкала вообще не предполагает роста налоговой ставки с увеличением дохода, получаемого налогоплательщиком.

В каких странах используется прогрессивная система налогов?

Прогрессивная система успешно реализуется во многих зарубежных странах. В пользу эффективности ее применения свидетельствует высокий уровень экономического развития государств, реализующих эту схему взимания налогов.

Такие лидеры мировой экономики, как Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, США, Швеция, Швейцария, ЮАР, внедрили и используют этот вид налога на своих территориях.

Каждая из указанных стран самостоятельно на законодательном уровне определила схему прогрессивной шкалы налога, а также количество ступеней налогообложения при выборе сложной налоговой прогрессии. Так, например, в Великобритании действует трехступенчатая модель, а в Китае семиступенчатая.

Практика указанных государств показывает, что экономический прогресс возможен даже в условиях мирового финансового кризиса.

Прогрессивная шкала в России

Россия имела опыт использования такой шкалы. Дифференцированная схема, установленная Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге», применялась в период 1992 – 2000 гг.

Несмотря на неоднократную корректировку налоговых ставок и подходов к взиманию платежей, практика оказалась неэффективной. Переход к плоской системе налогообложения регламентировался внесением изменений 05.08.2000 г. в ч.2 НК РФ №117-ФЗ.

Планируется ли вновь введение прогрессивной системы налогообложения в России?

Налоговый кодекс РФ

В Правительстве РФ неоднократно обсуждалось введение налога с повышением ставки

После отмены прогрессивных налогов в России на рассмотрение Госдумы многократно представлялись законопроекты, целью которых было внедрение на территории РФ дифференциального налога. Члены партий КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР в разное время вносили на рассмотрение депутатов Госдумы проекты законов с различными вариантами прогрессий, однако ни один из вариантов так и не был принят.

Нарастающая социальная напряженность подталкивает многих экспертов к мысли о необходимости применения налоговой шкалы с нефиксированной ставкой на территории РФ. Её внедрение должно сопровождаться аккуратным и грамотным подходом, адаптированным именно к условиям нашей страны.

Основные риски введения дифференциального налога в России:

  • рост нарушений налогового законодательства в виде сокрытия плательщиками информации о реальных доходах;
  • обнищание части регионов, обусловленное тем, что плательщики, обладающие особенно крупной налогооблагаемой базой, преимущественно размещаются в мегаполисах;
  • неверная трактовка социальной роли бизнеса в качестве дискриминации по уровню доходов.

Плюсы прогрессивной налоговой шкалы

Положительные стороны применения дифференцированного налога:

  • снижается уровень социального неравенства (бедные платят меньше, богатые больше);
  • повышается стабильность пополнения доходной части государственного бюджета (за счет возложения основной налоговой нагрузки на наиболее обеспеченных плательщиков).

Недостатки системы прогрессивного налогообложения

К минусам такой схемы налога относят:

  • развитие теневой экономики (при отсутствии государственных средств эффективного администрирования и контроля);
  • снижение мотивации налогоплательщиков к увеличению собственного совокупного дохода;
  • обогащение одних регионов и обеднение других (при условии отсутствия законодательно установленных схем перераспределения бюджетных средств между субъектами);
  • возложение обязанности декларировать доходы на плательщика.

Мнение россиян

В настоящее время большинство россиян поддерживают введение прогрессивной шкалы налогов. Это отношение граждан обусловлено катастрофическим социальным расслоением российского общества.

мнение россиян о прогрессивном налогообложении

Единая ставка налога не устраивает малоимущих россиян

Согласно официальным данным Росстата процент граждан, живущих за чертой бедности, составил в 2018 г. 12,9% от общего числа россиян. Некоторые эксперты высказывают мнение, что в действительности неимущих россиян еще больше, а официальная статистика не отражает российской реальности. Одинаковая для бедных и богатых налоговая нагрузка, при низких доходах бедняков и сверхдоходах богачей, провоцирует рост социального напряжения.

Многие эксперты уверены, что введение дифференцированного налога принесло бы гражданам помимо экономических выгод еще и моральное удовлетворение.

Прогрессивная налоговая система имеет свои положительные и отрицательные стороны. Реформация схем взимания налогов не должна проводиться спонтанно. Применение того или иного варианта налогообложения должно быть обусловлено спецификой социальной, экономической и политической сфер жизни государства.

С мнением доктора экономических наук по поводу введения в России прогрессивной шкалы налогообложения вы можете ознакомиться в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Билет №8 «Методы финансового планирования»

Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей:

4. метод оптимизации плановых решений,

5. экономико-математическое моделирование,

6. экономический анализ

Нормативный метод - на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

· республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

· нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории той или иной страны, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др.

Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.): нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала: нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др.

Расчётно-аналитический метод: на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.

Балансовый метод. Сущность метода: путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.

Метод оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

· минимум приведённых затрат;

· максимум приведённой прибыли;

· минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;

· минимум текущих затрат;

· минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;

· максимум прибыли на рубль вложенного капитала;

Например, в качестве критерия выбора принимается минимум приведённых затрат, которые представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведённых к одинаковой размерности, в соответствии с нормативными показателями эффективности.

Экономико-математическое моделирование позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

где Y – показатель; х – факторы.

В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой и является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.

Можно выделить 5 этапов построения экономико-математической модели:

1) Изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости.

2) Расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.

3) Разработка различных вариантов плана финансового показателя.

4) Анализ и экспертная оценка перспектив различных финансовых показателей.

5) Выработка планового решения, выбор оптимального варианта.

Достоинства метода экономико-математического моделирования состоит в более обоснованное предвидение эффективности намечаемых заданий; позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей. Недостатками считаются: достаточно трудоемки, и требуют больших профессиональных знаний.

Экономический анализ. Этот метод делает возможным определение основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей. С его помощью выявляются внутренние резервы предприятия. В планировании анализ имеет первостепенное значение, поэтому он причисляется к методам планирования. Использование анализа в части финансового планирования позволяет оценить его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности и другие показатели, а затем по результатам принять обоснованные финансовые решения.

Билет №9

Налоговая система РФ. Преимущества и недостатки. Элементы налогообложения и их характеристики»

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления. Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ и рядом федеральных законов (п.1 ст.1 НК РФ).

В состав налоговой системы РФ включаются налоги (в т.ч. акцизы) и сборы (вместе с гос. пошлинами). Таможенные пошлины в состав НС РФ не входят, поскольку относятся к сфере таможенного регулирования.
Налоговая система РФ включает в свой состав еще и: принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов; основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей; права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.); ответственность за нарушение налогового законодательства; формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства; информационная подсистема НС (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).

Преимущества налоговой системы:

1. Отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы зарубежных стран.

2. Однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период;

3. Строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот; точная классификация налогов, взимаемых на территории России, в основу которой положена компетенция государственной власти;

4. Четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней.

Недостатки налоговой системы России:

− отсутствие стабильности в проводимой налоговой системе. Из-за большого количества видов налогов существует проблема запутанности и противоречивости нормативной базы налогов, к которым по сей день периодически вносятся изменения и поправки;

− устранение дефицита бюджета способом изъятия доходов с предприятий. Такой метод «борьбы» с дефицитом бюджета вызывает банкротство и убыточность у предприятий, т. к. чтобы не платить высокие налоги — пропадает стимул зарабатывать больше. В связи с этим, растут цены на товары и услуги, следовательно, такая тенденция убивает конкуренцию и тормозит развитие торговли;

− система налогов в России не сочетает в себе интересы различных слоев общества. Эта функция обеспечивает социальное равновесие в обществе;

− чрезмерное налоговое бремя, которое несут налогоплательщики;

− чрезмерное распространение налоговых льгот, приводящее к потерям бюджета;

− неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам;

- Налоговая система РФ построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это удобно с точки зрения фискального содержания системы, но неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.

Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления как на макро, так и на микроуровне.

Ст. 17 НК РФ содержит такие понятия элементов налогообложения:

Объект налогообложения (ст. 38 НК РФ) - показатель, возникновение которого связано с осуществлением операций предпринимательской или иной деятельности, последствия которой повлекли за собой необходимость оплаты налога. Напр., по налогу на прибыль ОН – прибыль, сформированная в результате хозяйственной деятельности (ст. 247 НК РФ), по водному налогу – водные объекты (ст. 333.9 НК РФ). Кроме того, для некоторых налоговых режимов можно выбрать самостоятельно ОН, например, на упрощенке (ОН – «доходы» или «доходы минус расходы»).

Налоговая база (ст. 53 НК РФ) отражает стоимость объекта или его физические значения, а также прочие параметры объекта налогообложения. Данный показатель по одному и тому же налогу может иметь разное значение, например, по налогу на имущество по недвижимым объектам НБ – это среднегодовая стоимость имущества, а по некоторым объектам – кадастровая стоимость.

Налоговая ставка (ст. 53 НК РФ) характеризуется абсолютным или процентным значением, соответствующим каждой единице объекта налогообложения. Например, по налогу на прибыль установлена НС в размере 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ), а по налогу на игорный бизнес – суммы в рублях по каждому объекту налогообложения.

Налоговый период (ст. 55 НК РФ) - промежуток времени, по истечении которого у налогоплательщика возникает обязанность начислить налог и произвести его уплату в бюджет. Например, по акцизам НП – 1 месяц (ст. 192 НК РФ), по НДС – квартал (ст. 163 НК РФ), а по налогу на прибыль – год (ст. 285 НК РФ).

Порядок исчисления (ст. 52 НК РФ) по каждому налогу уникален, при этом данную процедуру в зависимости от налога производит либо сам налогоплательщик, либо ИФНС. Расчет налогов в основном производится по формуле: путем перемножения НБ и НС (с учетом применения всех вычетов и льгот). Более сложный расчет налога производится по налогу на прибыль при наличии обособленных подразделений, т.к. полученную сумму налога еще необходимо распределить по обособленным подразделениям с учетом доли прибыли каждого из них (ст. 288 НК РФ). Также расчет осложнен при применении раздельного учета по НДС (ст. 170 НК РФ) по причине того, что следует рассчитывать пропорцию облагаемых и необлагаемых НДС операций. .

Порядок и сроки уплаты (ст. 57, 58 НК РФ) ограничивают временные рамки для оплаты налоговых издержек в бюджет. Они регламентируются НК РФ, но по региональным и местным налогам могут быть установлены свои сроки. Например, по транспортному налогу сроки уплаты должны быть регламентированы законами субъектов (ст. 363 НК РФ).

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 1681 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Заветная мечта любого бизнесмена: заплатить минимум налогов и при этом спать спокойно, не боясь претензий налоговиков. Как же правильно выбрать систему налогообложения, чтобы оптимизировать затраты, оставшись в рамках закона?

Российское налоговое законодательство дает возможность компаниям самостоятельно определить налоговую систему, хотя на сегодня их выбор небольшой.

Попробуем «разложить по полочкам» все возможные варианты, чтобы Вы могли подобрать самый выгодный путь.

На данный момент существует 7 налоговых режимов:

1. Общая система налогообложения (ОСНО).

2. Упрощенная система налогообложения (УСН).

3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

4. Единый сельхозналог (ЕСХН).

5. Патентная система налогообложения (ПСН).

6. Налог на профессиональный доход (НПД).

7. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП).

В этой статье мы разберём самые популярные варианты, подходящие большинству компаний и индивидуальных предпринимателей.

Общая система оправдывает свое название: она универсальна и подходит абсолютно всем, от мега-корпораций до ИП без работников. По умолчанию применяется именно эта система. Однако, ОСНО имеет немало минусов. Во-первых, она предполагает самую высокую налоговую нагрузку: надо платить налог на прибыль (ИП вместо налога на прибыль платят НДФЛ), НДС, налог на имущество, страховые взносы и прочие налоги.

Во-вторых, она требует самого трудоемкого учета и составления большого количества всевозможной отчетности. Соответственно, увеличивается стоимость бухгалтерского обслуживания.

В-третьих, уплата налога на прибыль (НДФЛ) и НДС не зависит от фактического получения денег. Таким образом, налоги необходимо платить вне зависимости от того, расплатились ли с Вами клиенты или нет. Компенсируется эта сложность возможностью учесть при расчете налогов Ваши неоплаченные расходы.

Система не лишена своих плюсов. Прежде всего, в ней нет особых условий. Вы не ограничены видами деятельности, можно расширять бизнес за счет новых направлений. Ничто не сдерживает рост и развитие вашего предприятия: можно нанять сколько угодно работников, открывать филиалы, наращивать обороты до бесконечности и обзаводиться самыми дорогими основными средствами в любых количествах. Список учитываемых при налогообложении расходов практически не ограничен, главное обосновать их производственную необходимость и запастись подтверждающими документами.

Если Ваши потенциальные клиенты заинтересованы во входном НДС, то стоит подумать об ОСНО, даже если ваш бизнес небольшой. Возможно, доход от работы с ними перекроет все вышеописанные минусы.

“Упрощенка” - самая популярная система налогообложения для малого бизнеса, предназначенная и для ИП, и для организаций. Она освобождает от самых «зловредных» налогов: НДС и налога на прибыль (НДФЛ для ИП). Ключевое отличие от Основной системы налогообложения заключается в том, что налог платится только с фактически полученных доходов. То есть, если нет денег – нет налога, хотя бывают исключения.

Отчетность по УСН проводится один раз в год. Однако отчетность по прочим налогам и взносам необходимо сдавать на общих основаниях.

У УСН тоже есть недостатки. Прежде всего, работать по УСН могут не все компании и ИП. Исключениями считаются следующие виды деятельности: банки, страховые организации, инвестиционные и пенсионные фонды, ломбарды, игорный бизнес, частнопрактикующие нотариусы, адвокаты, участники СРП, производители подакцизных товаров, профессиональные участники рынка ценных бумаг, добывающие и реализующие полезные ископаемые, микрофинансовые организации, агентства по предоставлению персонала.

Помимо ограничения по сфере деятельности, существуют и другие условия. Другим юрлицам не может принадлежать более 25% в уставном капитале Вашей фирмы, а число нанятых работников не может превышать 100 человек. Стоимость основных средств ограничена 150 млн. руб., а выручка не должна превышать 150 млн. руб. в год. Уже действующее предприятие может перейти на УСН со следующего года, если выручка за 9 месяцев текущего года не превысила 112,5 млн. руб. Также нельзя открывать филиалы.

Если Вам удается выполнить все условия, то можно смело переходить на УСН. Сделать это можно с начала календарного года. Новые предприятия и ИП могут начать применять спецрежим с начала деятельности. Для перехода необходимо подать в налоговую службу соответствующее уведомление.

УСН существует двух видов: «УСН Доходы» и «УСН Доходы-Расходы».

УСН Доходы предполагает уплату 6% от всех полученных доходов. При этом регионы вправе устанавливать дифференцированные ставки от 1 до 6% для различных видов деятельности и категорий налогоплательщиков.

Расходы при расчете налога в этом случае не учитываются, но можно уменьшить налог вдвое за счет уплаченных страховых взносов. Для ИП без работников есть дополнительный бонус: уплаченные за себя страховые взносы учитываются в полном объеме, ограничение 50% от суммы налога для них не действует.

Это самый простой для освоения вариант налогообложения и наименее трудозатратный.

Если доля производственных расходов достаточно высока, то стоит рассмотреть второй вариант упрощенки: УСН Доходы-Расходы. В этом случае Вы платите от 5 до 15% от разницы между доходами и расходами. Ставки устанавливают регионы и, как и в первом варианте, они могут быть дифференцированы.

Важно помнить, что есть и свои нюансы:

  • Перечень расходов, которые можно учесть при расчете налога, ограничен. Все, что не перечислено в ст. 346.16 НК, в расчет не берется. Хотя список не такой короткий, но вероятность не обнаружить там свои расходы, например, аренду персонала, довольно велика. Кроме того, придется собирать документы, подтверждающие расходы.
  • Полученные от клиентов авансы включаются в доходы, а Ваша предоплата поставщикам в расходах не учитывается до тех пор, пока Вы не получите то, что оплатили. Вывод: не оставляйте авансы на конец квартала, если нет желания платить налог с уже потраченных денег.
  • Налог не может быть меньше 1% от полученного дохода. Т.е. возможна ситуация, когда налог будет больше прибыли. Но сумму этого сверхналога впоследствии можно будет учесть в расходах.

Закончим обзор УСН на оптимистической ноте. Регионы могут устанавливать для вновь зарегистрированных ИП, занимающихся отдельными видами деятельности, ставку 0% на первые 2 года работы. Предпринимателям новичкам есть повод изучить местный закон об УСН, вдруг ваша деятельность в льготном списке.

Большая часть предприятий и ИП использует в своей деятельности именно ОСНО и УСН. Однако выбор не ограничивается этими системами и в ряде случаев можно найти более оптимальный вариант.

Анастасия Ревина

Анастасия Ревина

Многие выпускники, которые сдают обществознание, избегают тему налогов в ЕГЭ. Они не пытаются разобраться , потому что считают ее очень сложной. Это приводит к потере драгоценных баллов на экзамене, так как налоги в ЕГЭ по обществознанию могут встретиться и в первой, и во второй части.

Все не так страшно. Никто не заставляет учить весь Налоговый кодекс РФ. Во-первых, это крайне сложно, во-вторых, просто бессмысленно. Давайте рассмотрим основные аспекты, которые необходимо знать, чтобы чувствовать себя уверенно в теме налогов.

Что такое налоги?

Для начала разберемся, что такое налоги и зачем они нужны. Как и любому человеку или организации, государству нужны финансовые средства. Налоги — один из источников средств.

Откуда государство получает налоги? Это обязательные платежи, которые отдают граждане и организации. Понимая суть налогов, можно составить их определение.

Налоги — это суммы денег, которые граждане и организации обязаны выплачивать государству для того, чтобы финансировать его деятельность.

Какие виды налогов существуют?

Второе, что необходимо сделать, чтобы перестать бояться темы налогов на ЕГЭ — разобраться в их видах. Многим кажется, что это невозможно запомнить и ошибки здесь неминуемы. Давайте разбираться.

Виды налогов: по способу взимания

По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются напрямую с дохода или имущества. Их уплачивают собственники имущества или обладатели прибыли. Налогоплательщик не может переложить обязанность выплаты ни на кого другого.

К ним относятся: налоги на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, транспортный налог, налог на имущество.

налоги в егэ

Косвенные налоги взимаются в виде наценки на товар, то есть они полностью перекладывается на конечных потребителей. Такие налоги включены в цену товара и уплачиваются, когда приобретается товар. Например, НДС указывается прямо в товарном чеке.

Налоги в ЕГЭ: НДС

К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж. Названия косвенных налогов следует запомнить.

Задание №7 в ЕГЭ по обществознанию: виды налогов по типу взимания

Рассмотрим задание на анализ суждений (номер 7), в котором необходимо выбрать все верные суждения о налогах и о их видах по способу взимания. За него дают максимум 2 балла. При решении задания мы просто используем уже известную нам теорию. Еще нужно проанализировать каждое суждение внимательно, чтобы минимизировать ошибки. Это мы сейчас и сделаем.

1) Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства. — да, этот вариант абсолютно точно будет верным, так как мы знаем, что в этом и состоит сущность налогов
2) К прямым налогам относят налог на доходы физических лиц, налог с продаж. — если налог на доходы физических лиц относится к прямым, то налог с продаж является косвенным налогом —неверное суждение
3) Прямые налоги могут быть переложены на другое лицо. — нет, прямые налоги уплачиваются прямо собственники имущества или обладателями прибыли
4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер. — нет, все налоги носят обязательный характер
5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика. — да, это одна из ключевых характеристик прямых налогов
Ответ: 15

Виды налогов: по территории

Все налоги в Российской Федерации делятся на федеральные, региональные и местные. Нужно запомнить региональные налоги (их три), местные (их тоже три), а к федеральным будут относиться все остальные. На помощь приходит лайфхак, который позволит быстрее и лучше запомнить виды налогов по территории взимания.

Используя мнемотехнику, возьмём шесть максимально простых слов: юрлицо, игра, машина; физлицо, товар, земля.

Первые три слова относятся к трем региональным налогам:

  • налог на имущество организаций (юридических лиц) — юрлицо
  • налог на игорный бизнес — игра
  • транспортный налог – машина

Следующие три слова — это местные налоги:

  • налог на имущество физических лиц — физлицо
  • торговый сбор — товар
  • земельный налог — земля

Все остальные налоги федеральные (НДФЛ, акцизы, НДС, водный налог, государственные пошлины, налог на прибыль организаций).

Задание №8 в ЕГЭ по обществознанию о видах налогов по территории

В первой части экзамена часто требуют выполнить задание на соответствия (задание номер 8). За него дают максимум 2 балла. Представьте, как сложно выполнить это задание на экзамене, если не изучить налоги в ЕГЭ. Сейчас мы с ним разберемся.

Итак, перед нами задание, в котором необходимо установить соответствие между примерами и видами налогов по территории взимания. Внимательно смотрим на каждый пример!

ПРИМЕРЫ ВИДЫ НАЛОГОВ
А) налог на доход физических лиц — видим, что ни одно слово из шести здесь не встречается, значит это федерльный налог 1) федеральный
Б) торговый сбор — видим слово «товар», это местный налог 2) региональный
В) акцизы — опять нет ни одного из шести слов, это федеральный налог 3) местный
Г) земельный налог — слово «земля» подсказывает, что это местный налог
Д) транспортный налог — ассоциируется со словом «машина», региональный налог

Ответ: 13132

Системы налогообложения

Третье, что необходимо знать — это три системы налогообложения. Мы будем отталкиваться от названий, что позволит запомнить их быстрее.

Прогрессивная система. В названии мы можем увидеть слово «прогресс», оно означает движение вверх. Значит, чем выше размер дохода, тем выше ставка налога. То есть богачи платят больше налогов, чем обычные люди.

Регрессивная система. Слово «регресс» означает движение вниз. Логика уплачиваемого налога обратная: чем выше размер дохода, тем ниже ставка налога.

Пропорциональная система. Видим слово «пропорция», которое означает равенство. Ставка налога единая: со всех доходов независимо от их величины взимается единый процент.

Задание №7 в ЕГЭ по обществознанию о системах налогообложения

Теперь давайте рассмотрим задание на анализ суждений (задание номер 7), затрагивающих налоги в ЕГЭ. Необходимо выбрать все верные суждения о системах налогообложения. Проанализируем каждое суждение.

1) Пропорциональное налогообложение означает, что ставка налога зависит от величины дохода. — видим слово «пропорция» и вспоминаем, что в там случае ставка налога единая — это суждение неверное
2) При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких. — нет, ставка налога будет для всех одинаковой — неверное суждение
3) При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога. — выделяем слово «прогресс», следовательно, чем выше размер дохода, тем выше ставка налога — верное суждение
4) При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами. — обратная ситуация: слово «регресс» указывает на то, что ,чем выше размер дохода, тем ниже ставка налога — верное суждение
5) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые ставки налога со всех налогоплательщиков. — этому суждению нас уже не обмануть, мы знаем, что значит слово «регресс» и что написана характеристика пропорциональной системы — неверное суждение
Ответ: 34

Теперь вы умеете решать задания на налоги в ЕГЭ. Хотите готовиться дальше, но не знаете, как? Почитайте отзыв выпускницы, которая сдала ЕГЭ по обществознанию на 99 баллов после наших курсов 🙂

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие прогрессивного налогообложения

На современном этапе налогообложения в России действует единая система взимания налога. На данный момент ставка составляет 13% и взимается она со всех граждан с любого уровня дохода. Современные страны на сегодняшний день используют прогрессивное налогообложение, при помощи градации уровней дохода и на основании этого взимают НДФЛ. Для того, чтобы определиться с сутью прогрессивного налога, необходимо определить его понятие.

Прогрессивное налогообложение-англ. Progressive Taxation, является системой налогообложения, которая разработана с целью того, чтобы переместить основной груз налогового бремени на налогоплательщиков, получающих высокие доходы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Прогрессивное налогообложение 490 руб.
  • Реферат Прогрессивное налогообложение 270 руб.
  • Контрольная работа Прогрессивное налогообложение 240 руб.

Данное налогообложение применяется практически во всех развитых странах. Однако подавляющее меньшинство стран используют до сих пор фиксированные ставки. Схема прогрессивного налога представлена на рисунке ниже.

Рисунок 1. Схема проогрессивного налога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В России на современном этапе используется плоская шкала налогообложения. Резиденты страны уплачивают 13% вне зависимости от уровня дохода и способа его получения.

Единая шкала существует в странах Эстонии, Грузии, Украине и т.д. Прогрессивная шкала используется в европейских странах. Одним из примеров может послужит Франция, где существует экстремально прогрессивная шкала.

Если у гражданина доход ниже 6 000 евро (является низким уровнем дохода) налог вообще не взимают. В случае, если доход превысил 150 тыс. или 1миллион евро, взимается ставка 45%. Свыше данной суммы доход облагается ставкой в 75%. Однако, власти не учли, что вместо покрытия бюджета данные действия привели к оттоку капитала из страны.

Ставка колеблется и в Великобритании от 14-45%. Самые высокие ставки зафиксированы в Швеции- 56,6%, Израиле-57 и Нидерландах 52%. Развитые страны могут похвастаться ставками для невысоких доходов. Так, например, в США ставка составляет 10%, а в Китае 5%

Плюсы и минусы прогрессивного налогообложения

Как писалось уже выше в России используют плоскую шкалу со ставкой 13%. Для нерезидентов используется 35% ставка. Тем не менее в последнее время обсуждается все больше вопрос введения прогрессивной шкалы. К плюсам относят следующие показатели:

  • пополнение дефицита бюджета, однако отдельные примеры с Францией говорят от обратном,
  • стабилизация регионального бюджета. В последнее время большинство налогов, которые покрывал местный бюджет стали отчисляться в государственный бюджет, что создает дефицит на местах. Прогрессивный налог позволил бы заполнить данную брешь.
  • курс социальной справедливости. Единая ставка налога не совсем устраивает население, которое на уровне с миллионерами перечисляют в бюджет13%.

Однако помимо плюсов существуют и минусы прогрессивного налогообложения:

  • Произойдет обогащение крупных региональных бюджетов, при этом обнищают отдаленные регионы, так как уплата налогов осуществляется по месту работы.
  • Произойдет возврат к серым схемам уплаты заработной платы.
  • Увеличится безработица на фоне отсутствия стимулирования к труду.
  • Необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками.

Прогрессивная шкала в России

Исходя из возможных плюсов и минусов прогрессивной шкалы депутатами было внесено предложение:

  • Установить ставку 13% для граждан, доход которых не превышает отметку 24 миллиона за период 12 месяцев.
  • Если доход превысил данную отметку, то необходимо применить ставку 25%
  • Если заработок составил 100-200 миллионов в год, ставка должна составить 35%
  • В случае, если доходы превышают уровень 200 миллионов, то ставка будет составлять 50%.

До сих пор не останавливаются споры по поводу введения прогрессивного налога. Депутаты предполагают, что в случае введения данной шкалы вся прибыли предприятий будет направлена на развитие и модернизацию. С другой стороны – это может привести к развитию серой экономики. Помимо этого, состоятельные граждане могут зарегистрировать компанию там, где налогообложение не будет заставлять их отдать половину и прибыли.

Для того, чтобы понять есть ли необходимость у России в прогрессивной системе налогообложения, необходимо выстроить схему перехода на данную систему, оценить все «за» и «против». С одной стороны, положительные моменты очевидны, с другой стороны они могут просто не сработать в нашей стране.

Анализ различных подходов показал, что на сегодняшний день существует необходимость разработать общую методику оценки налогообложения, которая бы учитывала все необходимые факторы, оказывающие влияние на расчет уровня налогообложения и потребность региона в финансовой помощи со стороны вышестоящего бюджета для реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие.

На современно этапе налоговая система стремительно развивается, происходит оптимизация межбюджетных отношений. Система налогообложения представляет собой совокупность налогов и сборов, которые взимаются с налоговых плательщиков на основании Налогового кодекса По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоги подробнее . Необходимость и важность налоговой системы вытекает из функциональных задач государства.

Необходимо отметить, что эффективная реализация системы налогообложения в РФ. Это по праву считается важнейшим условиям динамичного развития экономики России в целом. Обеспечение последовательного развития налогообложения способствуют росту финансовой самостоятельности субъектов РФ, что является необходимым условием для выполнения субфедеральными властями возложенных на них функций и задач по обеспечению населения необходимыми социальными, культурными и жилищно-коммунальными услугами.

При введении прогрессивного подоходного налога надо тщательно просчитать градацию процентов и налогов, так чтобы не пострадал средний класс - малые предприниматели и высококвалифицированные специалисты.

Читайте также: