Плюсы и минусы налоговых льгот

Опубликовано: 30.04.2024

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и признаки налоговых льгот

Государственная власть производит финансирование собственных нужд через систему налогообложения, которая представляет собой установление и взимание обязательных безвозмездных платежей с населения и предпринимательства.

Основным инструментом взаимодействия между субъектами налогового права выступают налоги и сборы. По своей экономической сути они представляют выплаты налогоплательщиков через налоговых агентов в пользу государства. Однако, разница между ними заключается в том, что сбор в отличие от налога дает плательщику определенные преференции. Налог представляет собой обязательство.

Налоговая система страны являет собой совокупность всех процессов, относящихся к налогообложению.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Проблемы налоговых льгот 410 руб.
  • Реферат Проблемы налоговых льгот 230 руб.
  • Контрольная работа Проблемы налоговых льгот 200 руб.

Через применение налогов и сборов, а так же через гибкое изменение законодательства, государство может влиять на определенные процессы экономики. Предоставление налоговых льгот является одним из инструментов стимулирования и контроля за развитием определенных хозяйственных видов деятельности.

Особое преимущество плательщика перед другими плательщиками в части налоговых выплат называется налоговой льготой.

Важно понимать, что налоги не подразумевают применение льгот. Они направлены на формирование достаточности государственного бюджета. Льготы приводят к финансовым потерям бюджета. Основной функцией налоговых преимуществ является стимулирование определенных экономических процессов. Получается, что льготы снижают доходность бюджета в текущем временном отрезке. Однако, при выполнении своей функции, они могут повысить его финансирование в долгосрочном будущем.

Основными признаками льгот являются:

  • Законность и обоснованность их применения. Плательщик должен подтвердить свое право на пользование льготами.
  • Отсутствие дискриминационного подхода в предоставление льгот.
  • Ликвидация индивидуального подхода при назначении налоговых преимуществ.

Разработка и внедрение новых видов льгот должно отвечать вышеперечисленным признакам, тогда эффективность от их действия будет выше.

Формы и способы применения налоговых льгот

Плательщик имеет право пользоваться налоговыми льготами. Он может приостановить применение налоговых преимуществ на определенный период времени. Полная отмена льгот возможна только при изменении законодательства, согласно постановлению Конституционного суда РФ, а так же по добровольному отказу самого плательщика.

Льготы могут подразделяться относительно областей и объектов применения. Так выделяют преимущества предоставляемые гражданам, а так же юридическим лицам, являющимся резидентами. Льготы могут иметь экономический или социальный характер, в зависимости от целей их применения. Отдельно выделяют льготы для стимулирования процессов во внешнеэкономической деятельности страны.

Для отечественной практики характерно применение следующих форм налоговых льгот:

  1. Изъятие части объекта налогообложения из общей суммы уплаты. Оно может применяться относительно имущества и финансового результата деятельности. Необлагаемый минимум формируется благодаря изъятию.
  2. Скидки снижают базу налогового исчисления. Например, для организаций, занимающихся общественно значимой деятельностью, предоставляется уменьшение уплаты налога с прибыли. Скидки могут быть лимитированными и общими.
  3. Налоговое освобождение является льготой, уменьшающей ставку или окладную сумму. Сюда так же относят рассрочку, отсрочку, налоговый кредит и налоговую амнистию. Первые три вида льгот имеют схожую природу, они дают срок на выплату налога, первые два на шесть месяцев, а кредит на год. Налоговая амнистия может способствовать возврату всей или части суммы ранее произведенной выплаты.

Налоговые льготы являются инструментом налоговой политики. В зависимости от экономических целей, производится предоставление налоговых преимуществ определенным категориям граждан или предпринимателей.

Проблемы налоговых льгот

Если на Западе механизм налоговых льгот достаточно проработан и является гибким инструментом реагирования на изменения в экономике, то в России все обстоит иначе. Налоговые преимущества дают возможность снизить налоговое бремя на плательщиков, однако, не выполняют своих прямых функций. Рассмотрим причины данного процесса.

В законодательстве России приведен большой перечень льгот. При этом они могут назначаться региональными и муниципальными органами управления. Все это приводит к неясностям в определении полного перечня преимуществ, относящихся к определенному налогу.

Отсутствие упорядоченности выражается в широком списке граждан и предпринимателей, имеющих право на льготы. Возникает непонимание разделения причин и оснований для применения льгот. Такая ситуация усложняет налоговые институты, кроме того, влияет на снижение дохода и сложности определения источников потерь.

Возникают ситуации, когда льготы применяются не целевым образом. То есть, они предоставляются тем, кто в них не нуждается. Изменения в законодательстве полностью не решили этой проблемы. До сих пор пользуются спросом услуги налоговых консультантов, помогающих легально снизить налоговые выплаты, путем использования налоговых льгот.

Неэффективность льгот выражается в низкой функции стимулирования плательщиков. Например, уменьшение выплаты налога на доходы физических лиц не соизмеримо всей суммы выплат, производимых плательщиком за год. Поэтому данный вид льгот не выполняет своей основной функции в силу незаинтересованности граждан.

Особо стоит выделить эффективность социальных льгот, которые по данным статистики попадают лишь к 20% малообеспеченных людей. В итоге не выполняется функция по выравниванию социального положения граждан. Дифференциация доходов населения настолько различается, что ее показатели равны показателям бедных стран.

Стимулирование определенных отраслей народного хозяйства через механизм налоговых льгот приводит к подавлению других сфер деятельности. Здесь государству необходим объективный подход к назначению льгот.

Налоговые льготы
Для стимулирования отдельных видов экономической активности, поддержки определенных территорий или категорий населения в России широко применяются налоговые льготы. Это ежегодно "обходится" бюджетной системе более чем в 2,5% ВВП выпадающих доходов. В то же время до сих пор не ведется систематическая работа по инвентаризации мер налогового стимулирования, отсутствуют единые подходы к оценке их эффективности.

Основной функцией налоговой системы традиционно считают фискальную, то есть формирование доходной части бюджета страны или отдельных ее территорий (региона, муниципалитета). Причем российская налоговая система, как подчеркивается в ряде публикаций, является достаточно эффективной в реализации этой функции, что проявлялось как в длительном периоде профицита бюджета в середине 2000-х годов, так и в относительно небольшом бюджетном дефиците в кризисные периоды 2008–2009 гг. и 2014–2016 гг.

Для стимулирования инвестиций и факторной производительности многие страны применяют налоговые стимулы в рамках своей налоговой политики. В качестве основных аргументов в пользу этого инструмента называются способность налоговых льгот заметно повышать отдачу от инвестиций и сигнализировать об открытости экономики для частных инвестиций, а также их полезность для мобильности капитала. Кроме того, это служит инструментом налоговой конкуренции с другими юрисдикциями. Также считается, что предоставление налоговых льгот – более простое решение, нежели принятие бюджетных программ, направленных на стимулирование деловой активности.

В то же время налоговые льготы, как и иные освобождения и преференции по налогам и сборам, предусмотренные действующим законодательством, приводят к недополученным бюджетным доходам. Поэтому любые инициативы по налоговому стимулированию должны реализовываться крайне взвешенно и ответственно, а страны, которые испытывают сильные бюджетные ограничения, должны быть особенно осторожны в предоставлении налоговых стимулов во избежание усиления сопутствующих фискальных рисков.

Примеров относительно успешного предоставления налоговых льгот немного (Коста-Рика, Ирландия, Малайзия, Китай). В большинстве стран эффект от применения налогового стимулирования оказался обратным: широко распространенные налоговые льготы привели к снижению уровня эффективного налогообложения и эрозии налоговых баз, что стало в свою очередь основными фискальными факторами развития кризисных явлений в национальных финансовых системах, особенно это касается стран с низким качеством госуправления. Дело в том, что успешность применения налоговых стимулов зависит от наличия сразу нескольких важных системных факторов: благоприятных макроэкономических условий, стабильности монетарной и налоговой систем, развитой инфраструктуры, мобильного и прозрачного рынка труда, готовности госструктур к партнерскому (взаимовыгодному) сотрудничеству с бизнесом. В противном случае налоговые преференции могут не только подрывать доходную базу бюджета и требовать болезненных налоговых корректировок в виде более высоких налогов на другие субъекты хозяйствования и виды деятельности, сокращения расходов или усиления зависимости от долгового финансирования, но и приводить к серьезным экономическим искажениям, политическим манипуляциям и коррупции.

В теории налогообложения уже давно сформулированы три принципа оптимальной структуры налогов: эффективность (минимальное налоговое искажение в распределение ресурсов по законам рынка); справедливость (обложение в соответствии со способностью платить налоги); простота (минимальные затраты на администрирование и исполнение налоговых обязательств). Очевидно, что налоговые льготы в целом нарушают эти три принципа оптимального налогообложения, за исключением случаев вмешательства в устранение провалов рынка, налоговой конкуренции за привлечение инвестиционных проектов или формирования налоговых условий для развития экономических агломераций (производственных кластеров). В этой связи наиболее обоснованным налоговым стимулом является установление справедливых и умеренных базовых налоговых ставок.

В России в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций, при этом общий объем выпадающих доходов бюджетной системы составляет, по оценкам Минфина России, от 2,5 до 2,8% ВВП ежегодно.

Основной объем налоговых расходов сосредоточен на федеральном уровне – их доля составляет около 85% от общего размера выпадающих доходов бюджетной системы – и в основном касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ. На региональном уровне налоговые расходы в основном формируются благодаря льготам по налогу на имущество.

Таблица. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2014-2017 гг, млрд рублей

2014 2015 2016 2017
Всего налоговые расходы 2190,3 2163,3 2208,8 2448,6
в том числе:
налоговые расходы федерального бюджета 1886,5 1835,9 1882,6 2103,0
налоговые расходы консолидированного бюджета 282,7 302,0 305,8 319,6

Источник: Минфин России

В функциональном разрезе доминирующим направлением налоговых льгот является национальная экономика (в среднем 83–85% от всех налоговых расходов), внутри данного раздела наибольший вес имеют воспроизводство минерально-сырьевой базы и сельское хозяйство. В то же время теоретические исследования и эмпирический опыт применения налоговых послаблений указывают, что инвестиции в проекты, неразрывно связанные с конкретным местоположением их реализации (например, инвестпроекты по освоению природных ресурсов или агропромышленные проекты на специально отведенных землях) и не отличающиеся географической "мобильностью", не должны получать специальные налоговые преференции. Более обоснованной формой государственной поддержки их реализации являются бюджетные субсидии.

Еще одной особенностью российской практики применения налоговых льгот, уже не для бизнеса, а для населения, является их компенсационно-стимулирующий характер. Государство берет на себя часть расходов налогоплательщика на образование, приобретение жилья или медицинское обслуживание, как бы стимулируя потребление отдельных видов социальных услуг или рыночных благ. Напротив, в большинстве развитых стран налоговые льготы предоставляются в виде снижения налоговой нагрузки в обмен на одновременное снижение уровня потребления подобных товаров, работ, услуг. Так, в США гражданам, преимущественно проживающим за пределами страны в течение года и фактически не пользующимся общественными благами или благами с положительными внешними эффектами, финансируемыми из бюджетных средств (например, услугами социальной или транспортной инфраструктуры), предоставлено право исключить из налогооблагаемого по законам США дохода чуть более 100 тыс. долл.

Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния. В этой связи необходимо обеспечить в рамках бюджетного процесса проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности налоговых расходов бюджета.

На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных количественной оценке эффективности налоговых льгот. Но большинство из методик либо не предназначены для всестороннего анализа издержек и выгод, сосредотачиваясь на выявлении отдельных последствий от применения налоговых льгот, либо используют крайне сложное эконометрическое моделирование всех социально-экономических последствий их применения. В силу их сложности и трудоемкости рекомендовать подобные методические подходы для регулярного использования государственными служащими без должной специальной подготовки не представляется целесообразным. Вот почему оценка эффективности налоговых льгот должна сочетать в себе комплексность и всесторонность учета социально-экономических и бюджетных последствий применения налоговых льгот, с одной стороны, и простотой и понятностью алгоритма анализа, с другой.

На наш взгляд, анализ эффективности налоговых льгот следует осуществлять в два этапа: сначала проверку их соответствия необходимым критериям целесообразности, а затем оценку достаточности показателя результативности их фактического или планового применения, характеризующего эффекты от использования льготы.

На первом этапе критериями анализа могут быть:

а) льгота относится к числу налоговых расходов бюджета;

б) потери доходов бюджета от применения льготы являются существенными (например, больше 100 млн руб. ежегодно);

в) льгота не носит узкого характера при том, что она применяется в достаточно специфической сфере либо небольшим числом налогоплательщиков по прошествии нескольких лет от начала ее действия. Востребованность льготы рассчитывается как отношение фактического количества ее потребителей к потенциально возможному количеству ее пользователей;

г) льгота не вызывает сложности администрирования и правоприменения, и/или ее использование не сопровождается злоупотреблениями, и/или ее действие достаточно адресно, и/или имеет соразмерные (низкие) издержки администрирования (издержки администрирования налоговых расходов составляют менее 10% от их общего объема);

д) для достижения целей, которые преследует льгота, отсутствуют менее затратные альтернативные возможности (например, бюджетные субсидии или реализации проектов на основе государственночастного партнерства).

Несоответствие вышеперечисленным критериям свидетельствует о недостаточной эффективности льготы, а, значит, она должна быть рекомендована к отмене, либо по крайней мере к разработке предложений по совершенствованию механизма действия льготы (например, для издержек ее администрирования, повышения востребованности льготы и т.п.).

Результаты анализа на соответствие применяемых сегодня в России налоговых льгот необходимым критериям представлены в приложении. Указанные в нем льготы являются "кандидатами" на отмену.

На втором этапе (в случае выполнения всех необходимых критериев эффективности) ведомство-куратор льготы либо Минфин России (для общесистемных институциональных льгот, затрагивающих интересы нескольких ведомств) должны провести их оценку на предмет соответствия критериям результативности. В этом случае должна быть проанализирована динамика хотя бы одного показателя (индикатора), на значение которого оказывает влияние рассматриваемая льгота. Очевидно, что цели применения льготы могут быть как социальные (например, повышение доступности социально значимых товаров и услуг для потребителя, поддержка отдельных групп населения, стимулирование занятости отдельных групп населения и т.п.), так и экономические (стимулирование инвестиционной активности, поддержка отдельных видов деятельности, повышение инновационной активности, стимулирование экономического развития определенных территорий и т.п.). Поэтому ведомству-куратору или Минфину необходимо подобрать как минимум один из индикаторов, который наиболее чувствителен к целенаправленному воздействию льготы. Например, это может быть объем потребления отдельных товаров (услуг), охват населения услугами социально значимых организаций, доля расходов населения (или его определенных групп) на социально значимые товары и услуги, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, доля инвестиционных расходов в общих расходах организаций, объем выпуска отдельных видов продукции и т.п.

При этом достоверность оценки влияния льготы на динамику целевого показателя (индикатора) зависит от соблюдения ряда требований:

– доступность полной информации о льготе;

– отсутствие в течение анализируемого периода существенных изменений в законодательстве по порядку применения льготы и расчету налогооблагаемой базы;

– отсутствие исключительно отрицательной динамики показателя (индикатора) и соответствующих налоговых расходов;

– отсутствие определяющего влияния иных факторов (помимо налоговой льготы) на динамику значений рассматриваемого показателя (индикатора).

Формирование механизма оценки эффективности налоговых льгот предполагает ряд мер, в частности, введение в бюджетный процесс процедур регулярного мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета; формализацию перечня налоговых расходов, подлежащего ежегодному пересмотру с целью учета изменений нормативных правовых актов, списка государственных программ/проектов и их структуры, а также иных обстоятельств; регламентацию процедуры отмены неэффективных и не соответствующих современным целям государства налоговых льгот; закрепление требований к установлению новых налоговых льгот, в том числе предусматривающих повышение адресности их применения и строгой координации с целями и задачами соответствующих инструментов государственного программно-целевого и проектного управления.

Получение адекватных результатов применения предлагаемого механизма оценки эффективности налоговых льгот напрямую зависит от остроты таких общесистемных проблем, как высокий уровень коррупции, избыточно волатильный обменный курс, инфляция, неудовлетворительная прозрачность и ритмичность бюджетных расходов, непоследовательность и непредсказуемость государственного управления и других важных институциональных условий.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Налоговая льгота — это особое положение, закрепленное на законодательном уровне, которое дает право на освобождение или уменьшение сборов в пользу отдельных физических или юридических лиц. Если провести простые параллели, сущность преференций представляет собой систему скидок в области налогообложения.

Что такое налоговые льготы?

Предоставление налоговых льгот преследует две цели: стимулирование развития бизнеса, когда речь идет о налоговых льготах для ИП и компаний, послабление налоговой нагрузки, когда речь идет об отдельной группе граждан.

Они правомочны устанавливать индивидуальные дополнительные ставки для преференций. Положения, определенные в Налоговом Кодексе, не подлежат дублированию в локальных актах.

Виды налоговых привилегий

  • Полное освобождение
  • Снижение базы для расчета налогов
  • Право на налоговый кредит.
  • Полное освобождение отдельной категории. Согласно НК РФ, продукты питания, реализуемые при образовательных и медицинских учреждениях, освобождены от уплаты НДС. Субъект может быть оптовиком или розничным торговцем.
  • Применение пониженных ставок распространяется на медицинские и продовольственные товары. Сюда же относятся товары для детей. Для этой категории применяется 10% ставка НДС.
  • Уменьшение суммы начисленного налога. Яркий пример – владелец грузового авто. Основа для преференции – платежи в систему Платон. В дальнейшем при уплате транспортного налога конечная сумма уменьшается на сумму платежа по Платону.
  • Налоговый вычет, который вправе получить граждане с начисленным начисляет НДФЛ. Гражданин может использовать вычет при покупке недвижимости, на оплату образования ребенка или на медицинские расходы.

Кто имеет право на федеральные налоговые льготы?

Перечень получателей налоговых льгот регламентирован ст. 407 НК РФ, утвержденной от 5 августа 2000 года. В дальнейшем в закон внесен ряд поправок.

  • инвалиды 1 и 2 группы, а также дети с инвалидностью;
  • герои Советского Союза, носители ордена Славы всех 3 степеней и Герои Российской Федерации;
  • участники ВОВ и других военных действий по защите СССР;
  • офицеры Военно-Морского Флота;
  • граждане, нуждающиеся в социальной поддержке вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • пострадавшие от аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • военнослужащие, находящиеся на трудовой пенсии или имеющие общий рабочий стаж не менее 20 лет;
  • близкие военнослужащих, потерявшие кормильца;
  • граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия;
  • пенсионеры и лица предпенсионного возраста ( женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет );
  • участники боевых действий в Афганистане;
  • родители и супруги военнослужащих, погибших при военных действиях;
  • физические лица, осуществляющие творческую деятельность, если они в этих целях используют помещения;
  • физические лица, имеющие во владении помещения площадью боле 50 м2.

Ветераны

  • Транспортный налог. Если ветеран владеет двумя или более авто, то один из них не облагается данным видом сборов. Условие преференции – мощность двигателя автомобиля должна быть не более 100 л.с.
  • Если во владении ветерана есть несколько объектов, то по аналогичному принципу он вправе не платить налог на имущество. Выбор объекта освобождения – на усмотрение владельца. Исключением из этого положения являются Москва и Сахалинская область.
  • Земельный налог не действует на федеральном уровне, а актуален лишь для отдельных регионов. Там, где он действует, ставка должна предусматривать для льготы кадастровую стоимость земельного участка.
  • Часть прибыли ветеран освобождена от НДФЛ. Сюда относится пенсия, иного рода пособия от государства и материальная помощь суммой не боле 4000 рублей. Это правило действует по всей стране. Если у ветерана есть другие источники дохода, а из этих средств он намерен часть потратить на отдых в курорте или на лечение, то эта сумма также не облагается НДФЛ.

Инвалиды

Инвалиды 1, 2 и 3 группы ограничены в физических возможностях, что существенно отражается на их материальном положении.

  • Если на имя инвалида оформлен жилой дом, квартира, комната, гараж или дача, то государство обязано предоставлять ему 100%-ую скидку на сбор.
  • Если во владении находится участок размером не более 6 соток, то собственность не облагается земельным налогом. Если размер участка больше, то налог должен устанавливаться лишь на ту часть, которая превышает указанный размер.
  • Относительно транспортного налога ситуация схожа с льготами для пенсионеров и ветеранов: инвалиду должна предоставляться льгота на одну единицу транспорта, мощность двигателя которого не превышает 100 л.с.
  • НДФЛ имеет ряд оговорок и элементов. От него полностью освобождены инвалиды 1 группы. Представители 2 и 3 группы получают льготы при условии официального трудоустройства и стандартных начислений от работодателя по ставке 13%.
  • Если инвалид выступает истцом на суде, то он вправе не платить госпошлину. Это положение касается судебных дел материального и нематериального характера, где сумма иска не превышает 1 млн. рублей. Если сумма больше, то госпошлиной облагается только избыточная часть.

Пенсионеры

  • НДФЛ не распространяется на пенсию, пособия и гуманитарную помощь.
  • Транспортный налог действителен для одного авто, мощность двигателя которого не более 100 л.с. По данному пункту есть региональные особенности.
  • Земельный налог в данном случае должен работать на общих основаниях, предусматривая налогообложение земельной доли на ту часть, которая превышает 6 соток.
  • Налог на имущество. Если это единственная собственность, она не облагается этим сбором. На другие объекты можно получить послабление, если площадь строения не превышает 50 м2 и оно не используется в коммерческих целях.

Многодетные семьи

Единого определения многодетной семьи на федеральном уровне не существует. Каждый регион вправе самостоятельно определять, семью с каким количеством детей отнести к многодетным. Но на практике почти во всех регионах принято считать многодетной семью с наличием 3 и более детей до 18 летнего возраста.

  • Налоговый вычет, который полагается ежемесячно на каждого ребенка до 18 лет. Эта преференция – реализация льготы на НДФЛ. Если по достижении этого возраста юноша или девушка из многодетной семьи пойдет учиться по очной форме, то вычет на прибыль родителей или опекуна продлевается до 24 лет. Обязательное условие для получения вычета – официальное трудоустройство родителей.
  • Налог на имущество многодетных семей осуществляется исходя из количества детей. Их нужно умножить на 5м2 – для квартиры и 7 м2 – для дома. Предел получения льготы – 50 м2. Если полученная сумма превышает 50 м2, то семья вправе уплачивать налог только на превышающую часть.
  • Налог на землю теряет актуальность, если размер участка не превышает 6 соток.
  • Послабление от налога на ТС для многодетной семьи определяется исходя из региона. В Москве льгота предусмотрена для авто, мощность двигателя которого не превышает 250 л.с. и распространяется только на производство отечественного автопрома.

Льготами в многодетной семье воспользуется кто-то один – отец или мать семейства, на которого имущество оформлено. Подавать заявку вправе и в случае развода, если алименты выплачиваются стабильно. Факультативное исполнение алиментных обязательств послужит отказом для предоставления льгот. Такие же права на скидки имеют опекуны и приемные родители.

Юрлица и ИП

Чтобы претендовать на льготы, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны относиться к категории представителей малого и среднего бизнеса. Определение этой категории регламентировано ФЗ № 209 от 24.07.2007.

  • Упрощенная система «Доходы минус расходы», при которой обычная ставка 15%: в зависимости от региона можно добиться понижения до 5%. Для этого количество сотрудников не должно превышать 100 человек, а годовой оборот должен быть меньше 150 млн. в год.
  • Упрощенная система «Доходы», предполагающая уплату налогов в размере от 1 до 6% от общей суммы дохода. Точные коэффициенты зависят от региона.
  • Патентная система. Условие льготы – не более 15 сотрудников, и законно иметь в обороте менее 60 млн. рублей в год.
  • ЕСХН. Эта система подходит для предприятий, занятых в сфере сельского хозяйства и фермерства.
  • У тех представителей малого и среднего бизнеса, кто ведет отчетность по системе ЕНВД, есть возможность получить льготу, соблюдая ограничение по размеру торговой площади и количества сотрудников – не боле 100 человек.

Системы отчетов «Доходы минус расходы» и ЕНВД также вправе уменьшить налоговую нагрузку через должностные страховые взносы.

Если индивидуальный предприниматель использует личное помещение в целях бизнеса, то получает 100% освобождение от налога на имущество.

Налоговая льгота — это особое положение, закрепленное на законодательном уровне, которое дает право на освобождение или уменьшение сборов в пользу отдельных физических или юридических лиц. Если провести простые параллели, сущность преференций представляет собой систему скидок в области налогообложения.

Что такое налоговые льготы?

Предоставление налоговых льгот преследует две цели: стимулирование развития бизнеса, когда речь идет о налоговых льготах для ИП и компаний, послабление налоговой нагрузки, когда речь идет об отдельной группе граждан.

Они правомочны устанавливать индивидуальные дополнительные ставки для преференций. Положения, определенные в Налоговом Кодексе, не подлежат дублированию в локальных актах.

Виды налоговых привилегий

  • Полное освобождение
  • Снижение базы для расчета налогов
  • Право на налоговый кредит.
  • Полное освобождение отдельной категории. Согласно НК РФ, продукты питания, реализуемые при образовательных и медицинских учреждениях, освобождены от уплаты НДС. Субъект может быть оптовиком или розничным торговцем.
  • Применение пониженных ставок распространяется на медицинские и продовольственные товары. Сюда же относятся товары для детей. Для этой категории применяется 10% ставка НДС.
  • Уменьшение суммы начисленного налога. Яркий пример – владелец грузового авто. Основа для преференции – платежи в систему Платон. В дальнейшем при уплате транспортного налога конечная сумма уменьшается на сумму платежа по Платону.
  • Налоговый вычет, который вправе получить граждане с начисленным начисляет НДФЛ. Гражданин может использовать вычет при покупке недвижимости, на оплату образования ребенка или на медицинские расходы.

Кто имеет право на федеральные налоговые льготы?

Перечень получателей налоговых льгот регламентирован ст. 407 НК РФ, утвержденной от 5 августа 2000 года. В дальнейшем в закон внесен ряд поправок.

  • инвалиды 1 и 2 группы, а также дети с инвалидностью;
  • герои Советского Союза, носители ордена Славы всех 3 степеней и Герои Российской Федерации;
  • участники ВОВ и других военных действий по защите СССР;
  • офицеры Военно-Морского Флота;
  • граждане, нуждающиеся в социальной поддержке вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • пострадавшие от аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • военнослужащие, находящиеся на трудовой пенсии или имеющие общий рабочий стаж не менее 20 лет;
  • близкие военнослужащих, потерявшие кормильца;
  • граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия;
  • пенсионеры и лица предпенсионного возраста ( женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет );
  • участники боевых действий в Афганистане;
  • родители и супруги военнослужащих, погибших при военных действиях;
  • физические лица, осуществляющие творческую деятельность, если они в этих целях используют помещения;
  • физические лица, имеющие во владении помещения площадью боле 50 м2.

Ветераны

  • Транспортный налог. Если ветеран владеет двумя или более авто, то один из них не облагается данным видом сборов. Условие преференции – мощность двигателя автомобиля должна быть не более 100 л.с.
  • Если во владении ветерана есть несколько объектов, то по аналогичному принципу он вправе не платить налог на имущество. Выбор объекта освобождения – на усмотрение владельца. Исключением из этого положения являются Москва и Сахалинская область.
  • Земельный налог не действует на федеральном уровне, а актуален лишь для отдельных регионов. Там, где он действует, ставка должна предусматривать для льготы кадастровую стоимость земельного участка.
  • Часть прибыли ветеран освобождена от НДФЛ. Сюда относится пенсия, иного рода пособия от государства и материальная помощь суммой не боле 4000 рублей. Это правило действует по всей стране. Если у ветерана есть другие источники дохода, а из этих средств он намерен часть потратить на отдых в курорте или на лечение, то эта сумма также не облагается НДФЛ.

Инвалиды

Инвалиды 1, 2 и 3 группы ограничены в физических возможностях, что существенно отражается на их материальном положении.

  • Если на имя инвалида оформлен жилой дом, квартира, комната, гараж или дача, то государство обязано предоставлять ему 100%-ую скидку на сбор.
  • Если во владении находится участок размером не более 6 соток, то собственность не облагается земельным налогом. Если размер участка больше, то налог должен устанавливаться лишь на ту часть, которая превышает указанный размер.
  • Относительно транспортного налога ситуация схожа с льготами для пенсионеров и ветеранов: инвалиду должна предоставляться льгота на одну единицу транспорта, мощность двигателя которого не превышает 100 л.с.
  • НДФЛ имеет ряд оговорок и элементов. От него полностью освобождены инвалиды 1 группы. Представители 2 и 3 группы получают льготы при условии официального трудоустройства и стандартных начислений от работодателя по ставке 13%.
  • Если инвалид выступает истцом на суде, то он вправе не платить госпошлину. Это положение касается судебных дел материального и нематериального характера, где сумма иска не превышает 1 млн. рублей. Если сумма больше, то госпошлиной облагается только избыточная часть.

Пенсионеры

  • НДФЛ не распространяется на пенсию, пособия и гуманитарную помощь.
  • Транспортный налог действителен для одного авто, мощность двигателя которого не более 100 л.с. По данному пункту есть региональные особенности.
  • Земельный налог в данном случае должен работать на общих основаниях, предусматривая налогообложение земельной доли на ту часть, которая превышает 6 соток.
  • Налог на имущество. Если это единственная собственность, она не облагается этим сбором. На другие объекты можно получить послабление, если площадь строения не превышает 50 м2 и оно не используется в коммерческих целях.

Многодетные семьи

Единого определения многодетной семьи на федеральном уровне не существует. Каждый регион вправе самостоятельно определять, семью с каким количеством детей отнести к многодетным. Но на практике почти во всех регионах принято считать многодетной семью с наличием 3 и более детей до 18 летнего возраста.

  • Налоговый вычет, который полагается ежемесячно на каждого ребенка до 18 лет. Эта преференция – реализация льготы на НДФЛ. Если по достижении этого возраста юноша или девушка из многодетной семьи пойдет учиться по очной форме, то вычет на прибыль родителей или опекуна продлевается до 24 лет. Обязательное условие для получения вычета – официальное трудоустройство родителей.
  • Налог на имущество многодетных семей осуществляется исходя из количества детей. Их нужно умножить на 5м2 – для квартиры и 7 м2 – для дома. Предел получения льготы – 50 м2. Если полученная сумма превышает 50 м2, то семья вправе уплачивать налог только на превышающую часть.
  • Налог на землю теряет актуальность, если размер участка не превышает 6 соток.
  • Послабление от налога на ТС для многодетной семьи определяется исходя из региона. В Москве льгота предусмотрена для авто, мощность двигателя которого не превышает 250 л.с. и распространяется только на производство отечественного автопрома.

Льготами в многодетной семье воспользуется кто-то один – отец или мать семейства, на которого имущество оформлено. Подавать заявку вправе и в случае развода, если алименты выплачиваются стабильно. Факультативное исполнение алиментных обязательств послужит отказом для предоставления льгот. Такие же права на скидки имеют опекуны и приемные родители.

Юрлица и ИП

Чтобы претендовать на льготы, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны относиться к категории представителей малого и среднего бизнеса. Определение этой категории регламентировано ФЗ № 209 от 24.07.2007.

  • Упрощенная система «Доходы минус расходы», при которой обычная ставка 15%: в зависимости от региона можно добиться понижения до 5%. Для этого количество сотрудников не должно превышать 100 человек, а годовой оборот должен быть меньше 150 млн. в год.
  • Упрощенная система «Доходы», предполагающая уплату налогов в размере от 1 до 6% от общей суммы дохода. Точные коэффициенты зависят от региона.
  • Патентная система. Условие льготы – не более 15 сотрудников, и законно иметь в обороте менее 60 млн. рублей в год.
  • ЕСХН. Эта система подходит для предприятий, занятых в сфере сельского хозяйства и фермерства.
  • У тех представителей малого и среднего бизнеса, кто ведет отчетность по системе ЕНВД, есть возможность получить льготу, соблюдая ограничение по размеру торговой площади и количества сотрудников – не боле 100 человек.

Системы отчетов «Доходы минус расходы» и ЕНВД также вправе уменьшить налоговую нагрузку через должностные страховые взносы.

Если индивидуальный предприниматель использует личное помещение в целях бизнеса, то получает 100% освобождение от налога на имущество.

Читайте также: