Платят ли налоги фгуп

Опубликовано: 19.09.2024

Налог на добавленную стоимость. На основании статьи 143 НК РФ государственные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, являются налогоплательщиками по налогу на добавленную стоимость. Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС у ГУП являются операции по:

1) реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передаче имущественных прав;

2) передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налогообложение вышеуказанных операций НДС осуществляется ГУП по ставкам и в порядке согласно действующему налоговому законодательству.

Кроме того, в соответствие со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с НК РФ. Это означает, что суммы налоговых вычетов, исчисленных по товарам (работам, услугам), произведенным ГУП, уменьшают общую сумму НДС к уплате. Однако, это происходит только при соблюдении ряда условий, установленных действующим налоговым законодательством.

Налоговым вычетам на основании статьи 172 НК РФ подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщиком и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ при условии, что:

а) товары (работы, услуги) приняты к учету на баланс налогоплательщика;

б) товары (работы, услуги) оплачены;

в) на товары (работы, услуги) есть счета-фактуры с выделенной отдельной строкой суммой НДС.

Отметим, что ГУП, имеющие филиалы и представительства, на основании статьи 174 НК РФ исчисляют и уплачивают НДС по месту своего нахождения без распределения сумм НДС по филиалам и представительствам.

Налог на прибыль. На основании статьи 246 НК РФ государственные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, являются налогоплательщиками по налогу на прибыль.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль ГУП признается прибыль, полученная налогоплательщиком, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с действующим налоговым законодательством. Налогообложение прибыли ГУП осуществляется по ставкам и в порядке согласно действующему налоговому законодательству.

Отметим, что ГУП, имеющие филиалы и представительства, исчисляют и уплачивают налог на прибыль в федеральный бюджет по месту своего нахождения без распределения сумм налога на прибыль по филиалам и представительствам.

При этом на основании пункта 2 статьи 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится ГУП по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее филиала и представительства, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти филиалы и представительства.

Налог на пользователей автодорог. На основании пункта 1 статьи 5 Закона о дорожных фондах налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают:

1) предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями;

Кто обязан платить НДС? В первую очередь платить НДС обязаны организации и ИП на общей системе налогообложения. НДС для организаций на УСН. Налоговые агенты и НДС.

Организации на ОСНО


Пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Предприниматели, совмещающие ПСН и ОСН

ИП, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. Но если бизнесмен совмещает патентный и общий режимы налогообложения, доходы, которые он получает от деятельности на патенте, не облагаются НДС. Чтобы не платить налог, необходимо вести раздельный учет НДС при ОСН и ПСН, соблюдая следующие условия:

  • если для деятельности по патенту ИП покупает товары (услуги) с НДС, то сумму НДС нужно учитывать в стоимости этих товаров (в том числе основных средств и нематериальных активов);
  • если для деятельности на ОСН ИП покупает товары (услуги) с НДС, то сумму НДС принимают к вычету в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Но есть некоторые затраты, при которых невозможно раздельно учитывать НДС при патенте и НДС при ОСН. К таким затратам относится, к примеру, аренда офиса или оплата коммунальных платежей. В этом случае сумму «входного» НДС следует распределять в порядке, предусмотренном в учетной политике. За основу можно взять принцип из п. 4 ст. 170 НК РФ и составить пропорцию, которая поможет определить процентное соотношение облагаемых и не облагаемых НДС операций в общем объеме.

Также не нужно забывать ежемесячно не позднее 25 числа месяца, который следует за отчетным кварталом, подавать декларацию по НДС и уплачивать налог.

НДС для организаций и ИП на УСН

Предприниматели и организации на УСН освобождены от уплаты ряда налогов: в частности, они не платят НДС. Но все же существует ряд исключений, при которых ООО и ИП на УСН обязаны платить НДС:

  • при импорте товаров на территорию РФ;
  • если налогоплательщик выставляет покупателю счет-фактуру, в котором указан НДС;
  • если налогоплательщик признается налоговым агентом по НДС;
  • при осуществлении операций по договору о совместной деятельности, договору доверительного управления имуществом на территории России.
  • В этих ситуациях необходимо платить НДС и представлять декларацию по НДС.

Если контрагент (поставщик) на ОСН указывает в счете НДС, то получатель товара на УСН может спокойно оплачивать этот счет, поскольку НДС в этом случае является налогом поставщика. Покупатель на УСН (вне зависимости от варианта налогообложения) не обязан платить налог и представлять декларацию по НДС. Товар, закупленный с НДС, продавать нужно без учета суммы НДС.

Организации и предприниматели на ЕСХН

С 1 января 2019 года организации и ИП на УСН признаны плательщиками НДС. Они должны уплачивать налог и сдавать декларации в стандартные сроки. Однако от налога можно получить освобождение, если доходы от деятельности на ЕСХН за предыдущий год не превысили:

  • за 2020 год — 80 млн рублей;
  • за 2021 год — 70 млн рублей;
  • за 2022 год и последующие — 60 млн рублей.

Для получения освобождения нужно подать в налоговую уведомление не позднее 20-го числа месяца, с которого вы хотите применять освобождение.

Организации и ИП на УСН или патенте, которые выставили покупателю счет-фактуру с НДС

Организации и предприниматели на УСН или патенте не обязаны платить НДС, но иногда они сталкиваются с просьбой покупателя выставить счет-фактуру с НДС. Это не запрещено делать, но тогда необходимо будет уплатить эту сумму НДС и подать декларацию. Сделать это можно только в электронном виде.

Принять к вычету «входной» НДС по реализованным товарам (работам, услугам, имущественным правам), а также НДС, уплаченный с аванса, такие налогоплательщики не имеют права. Сумма НДС, полученная по таким счетам-фактурам от покупателя, в доходы и расходы не включается.

Налоговые агенты

Налоговые агенты по НДС обязаны платить налог на добавленную стоимость в бюджет и сдавать декларацию. Обязанности налогового агента могут исполнять и фирмы на спецрежимах.

Налоговому агенту придется отчитаться по НДС, если он:

  • приобрел товары (услуги) у иностранных компаний, которые не состоят на налоговом учете в РФ;
  • покупает или арендует у госорганов государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за госпредприятиями и учреждениями (муниципальными);
  • реализует по посредническим договорам товары (услуги) иностранных фирм, которые не состоят на учете в России;
  • продает конфискованное имущество, имущество, реализуемое по решению суда, бесхозяйные ценности, клады, ценности, перешедшие государству в порядке наследования.

Посредники обязаны вести журнал учета счетов-фактур

Те агенты и комиссионеры, которые применяют спецрежимы налогообложения и реализуют товары (услуги) доверителя, стоящего на учете по ОСН, обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Эти журналы нужно сдавать в налоговую в электронном виде. Отчитываться таким образом нужно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если компания работает по посредническим договорам с иностранной фирмой, не состоящей на учете в РФ, то она обязана отправлять журнал учета полученных и выставленных счетов фактур вместе с декларацией по НДС в электронном виде.

Чтобы убедиться в том, что вы сдали всю отчетность и заплатили все необходимые налоги, запросите с помощью онлайн-сервиса Контур.Экстерн официальный акт сверки с налоговой, в котором будет отражена вся информация о ваших взаиморасчетах, представленных декларациях и зачисленных в бюджет платежах.

Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.

Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.

Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права

Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».

Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

Тип НКО и порядок налогообложения

Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

  • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
  • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
  • автономные — финансируют себя сами.

ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

Общие правила налогообложения НКО

Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

Особые правила взимания налога на прибыль

Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

  1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
  2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
    • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
    • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

Специфика обложения некоммерческих структур НДС

Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

  • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
  • работа в центрах соцзащиты;
  • занятия с детьми в бесплатных кружках;
  • врачебные услуги частных медиков;
  • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
  • благотворительные культурные мероприятия и др.

Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

  • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
  • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
  • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

Другие федеральные налоги для НКО

Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.

Региональное налогообложение НКО

Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.

Налог на имущество

Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

  1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
    • организации религиозного характера и обслуживающие их;
    • научные госструктуры;
    • уголовно-исполнительные ведомства;
    • организации-собственники культурных и исторических памятников.
  2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
  3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

Налог на землю

Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

  • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
  • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
  • религиозные структуры.

К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

Транспортный налог

Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.

Общий режим или УСН

НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики УСН ограничиваются единым налогом, не оплачивая:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество;
  • НДС.

Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).

ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.

Учреждения ветеринарии являются областными государственными учреждениями, финансируются из средств областного бюджета и занимаются предпринимательской деятельностью.

Учреждения переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Какие налоги наши учреждения обязаны платить?

Какие налоговые декларации наши учреждения обязаны сдавать в налоговые инспекции?

Организации, финансируемые из бюджета, признаются плательщиками налога на прибыль организаций, НДС, ЕСН, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поскольку Ваши учреждения в сфере оказания ветеринарных услуг переведены на уплату единого налога на вмененный доход, то в соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ они освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Иные налоги и сборы бюджетные учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, исчисляют и уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.

В соответствии со ст. 246 НК РФ российские организации (в том числе учреждения) признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом налогообложения для них признается прибыль, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).

При этом согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

А налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Поскольку вся коммерческая деятельность учреждений в Вашем случае переведена на уплату ЕНВД и уплата налога на прибыль организаций заменена уплатой единого налога, то объекта налогообложения налогом на прибыль не возникает.

Напомним, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (п.п. 2 ст. 321.1 НК РФ).

Но несмотря на то, что объекта налогообложения не возникает, учреждение в целом как организация не перестает признаваться плательщиком налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, некоммерческие организации (к которым относятся и бюджетные учреждения), у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют Декларацию по налогу на прибыль по истечении налогового периода (календарного года) по форме в составе Титульного листа (Листа 01), Листа 02 и, при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ, – Листа 07.

Как мы уже отмечали выше, в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, учреждение не признается налогоплательщиком НДС.

В этом случае у учреждения не возникает обязанность по предоставлению налоговой декларации по НДС, так как декларацию обязаны предоставлять только налогоплательщики, которыми учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, не признаются.

Если учреждение оказывает ветеринарные услуги, финансируемые из бюджета, то реализация таких услуг не подлежит налогообложению НДС в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Однако при этом учреждение не перестает признаваться налогоплательщиком НДС несмотря на отсутствие объекта налогообложения в соответствии с налоговой льготой и, следовательно, не освобождается от обязанности представлять налоговую декларацию в том числе «нулевую».

В соответствии с п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 г. № 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Чтобы каждый налоговый период не представлять «нулевые» декларации, учреждение может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ).

Поскольку НК РФ не предусмотрена обязанность подавать в налоговые органы «нулевые» декларации по налогам, от уплаты которых налогоплательщики освобождены, то, получив освобождение, Вы избавитесь от хлопот с регулярным представлением «нулевых» деклараций.

В случае выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС, а также если учреждение исполняет обязанности налогового агента по НДС, декларацию придется представлять по правилам главы 21 НК РФ.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (в ред. от 21.07.2006 г.) государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.

Ситуация – аналогичная той, что складывается с НДС.

Учреждение признается плательщиком налога на имущество организаций, налог не уплачивает в соответствии с предоставленной льготой (причем льгота предоставляется в отношении всего имущества учреждения независимо от источников финансирования).

Следовательно, в соответствии со ст. 386 НК РФ учреждения обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Кроме того, льгота по налогу на имущество предоставляется учреждению при представлении им письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, копий учредительных документов. При этом одновременно с указанными документами должны быть представлены налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация по этому налогу.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.11.2002 г. № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» (в ред. от 21.07.2006 г.) освобождаются от уплаты транспортного налога только государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения, не имеющие доходов от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход.

Поскольку Ваши учреждения осуществляют предпринимательскую деятельность, то права на льготу по транспортному налогу они не имеют.

Следовательно, налог уплачивается и декларация предоставляется на общих основаниях по правилам главы 28 НК РФ и Закона № 43-ОЗ.

По деятельности, финансируемой из бюджета, учреждения являются плательщиками ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход учреждение освобождается от уплаты ЕСН.

При этом учреждения, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Следовательно, на выплаты работникам, осуществляемые за счет внебюджетных средств, начисляются только взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со ст. 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей по ЕСН, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 09.02.2007 г. № 13н.

Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) представляется налоговая декларация по ЕСН по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.01.2006 г. № 19н.

Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, следует представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Согласно ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации» данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по страховым взносам страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 24.03.2005 г. № 48н.

Декларация по страховым взносам должна быть представлена в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (календарным годом) по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 27.02.2006 г. № 30н.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ бюджетные учреждения признаются страхователями в отношении физических лиц, выполняющих работу на основании трудового договора (контракта) физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях – на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, должны представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 г. № 11.

Плательщики ЕНВД не освобождены от уплаты указанных страховых взносов, поэтому взносы начисляются и на выплаты, произведенные работникам в рамках предпринимательской деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.

Как рассчитать и заплатить

Этот материал обновлен 15.03.2021.

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Объекты налогообложения

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Налоговая база

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Налоговая ставка

Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Читайте также: