Платит ли налоги убер

Опубликовано: 16.05.2024

Здравствуйте! Интересует вопрос, может с таким к Вам уже кто обращался.

Я - ИП (УСН-6%), партнер агрегатора такси Убер, водители, подключенные через меня как партнера, получают за выполненные заказы выплаты раз в неделю за минусом комиссии Убер (20%) и моих 6%. К примеру, Убер мне перечисляет за водителя 20000руб (заработок за неделю)., я удерживаю комиссию 1200р., а 18800 перевожу на счет водителя (физ.лицо).

С какой суммы мне платить налог с 20000руб. или 1200руб.?

Могу ли я здесь применить агентский договор с водителем?

Спасибо, С уважением, Павел Х.

По вашей форме налошооблажение вы платите налог со всех доходов, 20000 как у вас проходят, поэтому заключайте договора с водителями чтобы не было проблем с налоговом.

Понятно, спасибо! А если составить с водителями договор поручения на поиск заказов через Убер, а доход это комиссия с водителей?

Понятно, спасибо! А если составить с водителями договор поручения на поиск заказов через Убер, а доход это комиссия с водителей?

Павел

Добрый день, Павел.

Договор поручения не подойдет.

Все партнеры Убера, ГЕТТ, Яндекс такси используют агентский договор — это позволяет не платить налоги за водителей (они сами должны будут за себя платить).

Есть разъяснения налоговой на этот счет:

Вопрос: О выполнении ИП функций налогового агента по НДФЛ при перечислении денежных средств по агентскому договору.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 ноября 2015 г. N 03-04-05/64323

В связи с обращением по вопросу исполнения индивидуальным предпринимателем обязанностей налогового агента при перечислении физическим лицам денежных средств сообщаем, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим для получения необходимой информации по указанному в обращении вопросу в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) следует обратиться в налоговый орган по месту жительства (учета).
Одновременно сообщаем следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 Кодекса налоговыми агентами признаются, в частности, индивидуальные предприниматели, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса.
Вместе с тем индивидуальный предприниматель не признается налоговым агентом в отношении денежных средств, перечисляемых физическим лицам по агентскому договору, в случае если индивидуальный предприниматель, действуя в качестве агента по такому договору, не является источником дохода этих физических лиц.
При этом согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 228 Кодекса физические лица, получающие вознаграждение от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
09.11.2015

И при этом Вы будете платить налоги только с суммы Вашего агентского вознаграждения, то есть если Ваша комиссия 6%, то налоги будут отсчитываться только с этих 6%, при УСН 6% это будет 6% от Вашей комиссии 6%.

С какой суммы мне платить налог с 20000руб. или 1200руб.?

Павел

6% от 1200 руб., то есть налог составит 72 руб.

Могу ли я здесь применить агентский договор с водителем?

Павел

Да, можете, но только именно агентский, а не договор поручения.

Добрый день. Павел.

Хотелось бы дополнить ранее данный мной ответ и сформулировать его более подробно.

Наиболее оптимальный вариант — заключение агентского договора с водителями, сейчас по такой схеме работают уже все партнеры агрегаторов Яндекс такси/Убер/Гетт, кто разобрался в наиболее оптимальной схеме работы партнера агрегаторов такси.

С водителями Вы заключаете договор как с физ. лицами, для работы с ними по агентскому договору регистрировать им ИП не требуется.

Самое главное для работы с водителями — это грамотно составленный агентский договор, который позволит Вам:

1. Платить налог только с суммы Вашего агентского вознаграждения и не платить налог с денег водителей, которые поступают к Вам на счет и которые Вы потом перечисляете водителям.

2. Не платить налоги и взносы за водителей при перечислении им денежных средств, то есть не являться налоговым агентом водителей.

Отмечу, что есть 3 формы заключения агентского договора:

1. Водитель приезжает к Вам в офис и там подписывает агентский договор — здесь думаю все понятно. В договоре прописывается, что Вы агент и прописывается Ваше вознаграждение.

2. Договор можно заключить путем обмена сканами, если к примеру подключаете водителей с других городов. То есть Вы высылаете скан подписанного Вами договора, водитель его распечатывает, подписывает со своей стороны и направляет обратно Вам. В этом случае в договоре прописывается, что он заключается путем обмена сканами.

3. Договор-оферта. Этот способ сейчас набирает наибольшую популярность среди партнеров Убер/Яндекс такси/Гетт — Вы размещаете у себя на сайте договор-оферту, в нем прописаны все условия сотрудничества. Далее когда водитель регистрируется у Вас на сайте, то он там ставит отметку о согласии с условиями оферты и с момента регистрации договор между Вами считается заключенным.

От себя добавлю, что все партнеры указанных агрегаторов, кто уже разобрался в наиболее оптимальной и безопасной схеме работы, работают по агентскому договору и никто не платит налоги за водителей, при этом все спокойно отчитываются перед налоговой и никаких вопросов от налоговой не возникает, налог все платят только со своего вознаграждения.

Я лично писал несколько запросов в различные местные налоговые разных регионов и по этому вопросу всегда ответ был один — налоги Вы платите только с суммы своего агентского вознаграждения, налоги за водителей не платите. (они сами должны подать 3 НДФЛ и оплатить налог 13% с дохода, но это уже Вас не касается).

Есть конечно и случаи доначисления налогов партнерам со стороны налоговой, в 2017 году наиболее распространенные случаи доначисления — это перечисление денег водителям не с р/с, а путем вывода сначала себе на карту, а уже потом перевод со своей карты денег водителям (налоговая говорит раз вывели себе на карту — значит это все доход ИП), а также перевод денег не самому водителю, а третьему лицу (по просьбе водителя — жене/родственнику и т.д., например, когда у водителя заблокированы счета по долгам) без наличия соответствующего заявления со стороны водителя о переводе денег по его просьбе третьему лицу, правда и в этих случаях можно отбиться, если грамотно сформировать позицию и все перечисления водителям действительно имели место.

То есть Вам главное, чтобы у Вас была грамотно выстроена схема документооборота и перечисления денег водителям, все документы были в порядке и соответствовали закону и тогда в этой части никаких проблем у Вас не будет.

Отмечу также, что Вам нужны будут следующие коды ОКВЭД:
1) 49.32
Деятельность такси
Эта группировка также включает:
— аренду легковых автомобилей с водителем
2) 62.09
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
Эта группировка включает:
— прочие информационные технологии, связанные с работой на компьютере, не включенные в другие группировки, в том числе: предоставление услуг по восстановлению компьютера после сбоя, установку (настройку) персональных компьютеров, установку программного обеспечения
Эта группировка не включает:
— установку специализированных цифровых и аналоговых компьютеров, см. 33.20;
— разработку компьютерного программного обеспечения, см. 62.01;
— консультирование в области компьютерных систем, см. 62.02;
— управление компьютерными техническими средствами, см. 62.03;
— обработку данных и хостинг, см. 63.11

Дополню, что вопрос Ваш не первый, рекомендую также ознакомиться с ответами юристов за следующие похожие вопросы:

Если нужны еще какие-либо уточнений — пишите.

Работа с UBER: какие налоги должны платить российские партнеры


Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

Среди российских малых предприятий широкой популярностью пользуется партнерство с UBER. Такое сотрудничество привлекает предпринимателей простотой и доступностью. При этом мало кто из партнеров всемирно известной фирмы задумывается о том, какие налоговые последствия повлечет для них данное партнерство. И напрасно — ведь налоговая схема работы UBER в России построена так, что основное бремя по уплате налогов ложится на российских партнеров компании. Какими договорами регулируется сотрудничество? Какие налоги должны платить российские предприниматели? Давайте разбираться.

Вводная информация

В начале 80-х годов прошлого века развитие электронных систем позволило американским авиакомпаниям предоставлять потребителям информацию о наличии мест на авиарейсах в режиме реального времени. Эта новинка привела к перевороту в ценообразовании: фиксированная цена уступила место методу Yield Management (управление доходом), т.е. системе гибких цен и тарифных планов (динамический тариф). С проникновением интернета фактически в каждый дом, а затем и в каждый телефон на динамический тариф постепенно были переведены и другие услуг: гостиницы, краткосрочная аренда жилья, аренда автомобилей и, конечно, услуги такси. Здесь тон задает зарегистрированная в Голландии компания UBER, которая дает возможность побыть таксистом любому автовладельцу.

На российском рынке UBER работает не напрямую, а через так называемых партнеров. Это своеобразные диспетчерские службы, которые получают от UBER необходимое оборудование и приложения и распространяют их среди водителей.

Схема работы

Взаимоотношения между всеми участниками процедуры перевозки с участием UBER строятся следующим образом. UBER находит в России партнеров, в роли которых в большинстве случаев выступают диспетчерские службы. Между UBER и диспетчерской службой заключается партнерское соглашение, суть которого состоит в том, что UBER предоставляет партнеру доступ к своему программному обеспечению (приложению), посредством которого передается информация о пассажирах, желающих получить услугу такси. За это UBER «откусывает» часть оплаты за каждую поездку в виде комиссионного вознаграждения. Согласно условиям сотрудничества, оплата за поездку поступает не водителю, и не партнеру, а на счета UBER. Это позволяет голландской фирме получать свое вознаграждение, просто удерживая его часть при дальнейшем перечислении партнеру.

Партнер, в свою очередь, осуществляет поиск водителей и последующую коммуникацию с ними. Причем, условия партнерства не обязывают российскую компанию привлекать в качестве водителей только индивидуальных предпринимателей либо трудоустраивать тех водителей, которые такого статуса не имеют.

Поэтому не удивительно, что на практике многие российские партнеры UBER привлекают в качестве водителей обычных физических лиц, не оформляя их в штат. При этом с водителями либо вообще не оформляется никакого договора, либо заключается посреднический договор, или договор возмездного оказания услуг. Соответствующими оказываются и налоговые последствия.

Водители без договора: НДФЛ и невозможность учесть расходы

Начнем с самого простого варианта: привлечение водителей без какого-либо документального оформления взаимоотношений с ними. В этом случае отслеживание активности каждого водителя осуществляется с помощью приложения, предоставленного UBER, по так называемому ID водителя. Т.е. партнер видит, какое количество поездок совершил каждый водитель и сколько при этом заработал. Поэтому, получив от UBER соответствующую сумму, партнер просто перечисляет водителю причитающиеся ему деньги, оставив себе свой процент за диспетчерскую деятельность.

Очевидно, что в таком случае именно партнер выступает для водителя, выражаясь терминами п. 1 ст. 226 НК РФ, в качестве лица, «от которого или в результате отношений с которым» водитель получает соответствующий доход за осуществленную перевозку. А значит, на партнера ложатся все хлопоты, связанные с удержанием НДФЛ и представлением соответствующей отчетности в налоговую инспекцию.

Бесплатно сдать через интернет всю отчетность налогового агента по НДФЛ

Тот факт, что между водителем и партнером нет никакого договора, предусматривающего выплату денег, значения не имеет: юридически эта выплата происходит в рамках партнерского соглашения с компанией UBER.

А вот для целей учета доходов и расходов отсутствие договора с водителем уже имеет критическое значение. Без этого договора учесть суммы, перечисляемые водителю, в уменьшение полученных доходов не получится. Ведь для этого не имеется основания. То ест документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ, как того требует ст. 252 НК РФ. А ее требования, напомним, обязательны не только для организаций на ОСНО, но и для «упрощенщиков» (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), а также, де факто и для предпринимателей, уплачивающих НДФЛ. Ведь в статье 221 НК РФ также имеется упоминание о необходимости документального подтверждения расходов, включаемых в состав профессионального налогового вычета.

Риски при договоре оказания услуг водителю

Тот факт, что выплата денег водителю без договора приводит к дополнительной налоговой нагрузке на партнера UBER, сделал актуальным документальное оформление отношений с водителем. На практике часто используется договор возмездного оказания услуг. Согласно такому договору, партнер за плату оказывает водителю информационные и прочие услуги, в т. ч. — услугу по переводу полученного от UBER денежного вознаграждения на счет водителя. В рамках исполнения этого договора партнер UBER самостоятельно удерживает свое вознаграждение при перечислении водителю причитающейся ему платы за перевозку пассажиров.

На первый взгляд, при таком оформлении партнер убивает сразу двух зайцев: получает документ, дающий основания для учета перечисления водителю в расходах, и избавляется от роли налогового агента по НДФЛ. Ведь перечисляемые по такому договору деньги не являются вознаграждением (доходом) водителя, поскольку он является не исполнителем услуги по перевозке, а заказчиком услуги по поиску клиентов и переводу денег от UBER.

Но так ли все гладко на самом деле? Начнем с НДФЛ. Правила, касающиеся договора возмездного оказания услуг, зафиксированы в гл. 39 Гражданского кодекса. В статье 779 ГК РФ приведено легальное определение этого договора. В силу прямого указания в п. 2 этой статьи, правила о договоре возмездного оказания услуг не применяются к услугам, оказываемым по договорам, предусмотренным главой 46 «Расчеты» ГК РФ.

В рассматриваемом случае выплата, производимая исполнителем в пользу заказчика по договору оказания услуг, по своей сути как раз и является не услугой, а переводом денежных средств. Ведь данные средства были изначально получены водителем от пассажира по договору перевозки, но в силу особенностей работы UBER сначала поступили на счет этой компании, потом на счет партнера, а затем уже их получает водитель.

Таким образом, риск признания договора возмездного оказания услуг, заключенного между партнером и водителем, притворной сделкой (ст. 170 ГК РФ) очень и очень высок. Во-первых, в признании сделки притворной заинтересованы налоговые органы. Признание договора возмездного оказания услуг притворной сделкой повлечет признание партнера источником выплаты дохода физическому лицу-водителю и, соответственно, налоговым агентом по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ) со всеми вытекающими последствиями (штрафы за неудержание НДФЛ и непредставление отчетности).

Во-вторых, пристальное внимание к рассматриваемой сделке могут проявить и «силовики»: полиция и следственные органы. И вот почему: переводы денежных средств являются разновидностью банковских операций (п. 4 ст. 5 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Соответственно, для их осуществления необходима лицензия (ст. 13 указанного закона). Осуществление лицензируемой деятельности без соответствующей лицензии в зависимости от размера причиненного ущерба образует состав административного правонарушения (ст. 14.1 КоАП РФ), или преступления (ст. 171 УК РФ). Наконец, не надо забывать, что невыполнение обязанностей налогового агента тоже может быть преступлением (ст. 199.1 УК РФ; подробнее о налоговых преступлениях см. «Налоговые преступления: за что «сажают» бухгалтеров»).

Расходы и доходы

Как видим, с точки зрения НДФЛ предложенный договор влечет значительные риски. Но и основную задачу — дать документальные основания для учета расходов этот договор не выполняет. Так, при общей системе налогообложения, где перечень расходов носит открытый характер, деньги, перечисляемые водителю можно включить в расходы как «другие» на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 или пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ. Но это все актуально лишь при условии, что сделка не рассматривается как притворная. Иначе оснований для учета расходов не имеется на основании п. 1 ст. 54.1 НК РФ (см. «Налоговики не смогут «снимать» расходы и вычеты лишь на том основании, что контрагент не платит налоги»).

Вести учет, готовить и сдавать отчетность по налогу на прибыль и НДС

В доходы при этом будет попадать вся сумма, которую водитель должен был получить от пассажира. Ведь в ст. 251 НК РФ такого вида дохода, как суммы, поступившие в рамках договора оказания услуг, не поименовано. Попутно заметим, что имеются проблемы и с учетом вознаграждения, выплачиваемого партнером в адрес UBER. В партнерском соглашении оно названо комиссионным, однако квалификация партнерского соглашения между партнером и UBER в качестве договора комиссии, агентского или поручения может быть поставлена под обоснованное сомнение, т.к. оно не содержит характерных для этих договоров прав и обязанностей сторон. А значит, и в этом случае вознаграждение придется проводить как «другой» расход.

Еще хуже ситуация при УСН, где перечень расходов носит закрытый характер. Тут единый налог вроде бы должен уплачиваться, исходя из суммы вознаграждения, удерживаемой партнером за услуги, оказываемые водителю. В доходах при этом отражается сумма, причитающаяся к поступлению от UBER с учетом удерживаемого вознаграждения (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), а в расходах — удержанная UBER сумма комиссии (пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) и сумма, перечисленная водителю в рамках оказания услуг, которую в данном случае могла бы рассматриваться как материальные расходы на основании пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ.

В то же время, нельзя не отметить, что формально денежные средства нельзя с полной уверенностью отнести к сырью или материалам (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ), а иного основания для отражения в составе расходов указанных денежных средств ст. 346.16 НК РФ не дает. Ну и как уже отмечалось, квалификация партнерского соглашения с UBER в качестве договора комиссии, агентского или поручения вызывает большие вопросы.

Вести учет, готовить и сдавать отчетность по УСН в веб‑сервисе

Соответственно, даже если не принимать во внимание проблему притворности договора возмездного оказания услуг, учет сумм (как удержанных UBER, так и перечисленных водителю) в составе расходов при УСН с большой долей вероятности может привести к конфликту с налоговым органом и доначислениям.

Посреднический договор

Не снимает всех указанных выше рисков и посреднический договор. Дело в том, что по нему партнер обязуется совершать юридические и фактические действия, направленные на получения у UBER и перечисление водителю причитающегося последнему вознаграждения за перевозку. На первый взгляд, все находится в пределах правового поля. Однако есть одно «но»: эти действия партнер совершает в рамках партнерского соглашения с UBER, которое заключено раньше, чем посреднический договор с водителем.

А как указал ВАС РФ, сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.04 № 85). Так что и в этом случае заключенный между водителем и партнером договор нельзя рассматривать как полностью законный. Значит, при проверке он может быть переквалифицирован. С учетом фактических обстоятельств, скорее всего, этот договор будет рассматриваться как предусматривающий осуществление перевода денежных средств, что, как уже упоминалось выше, чревато уголовной ответственностью за незаконное предпринимательство.

Ну и, конечно, такая переквалификация повлечет возникновение обязанностей налогового агента (со штрафами за неудержанный налог и угрозой уголовного преследования руководства) и невозможность учета в расходах сумм, перечисляемых водителю.

НДС у партнера

В заключение отдельно остановимся на налоговых обязательствах партнера, связанных с НДС. Ведь партнерское соглашение с UBER предусматривает выплату вознаграждения иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ. Это может быть основанием для появления у партнера обязанностей налогового агента по НДС. В частности, согласно партнерскому соглашению UBER безвозмездно передает российскому ООО права на программное обеспечение (приложение) посредством сети интернет, а также оказывает услуги по предоставлению информации о месте нахождения клиента.

Однако на самом деле, проблем с НДС в данном случае не возникает. Дело в том, что в части передача права на программное обеспечение происходит безвозмездно. Поэтому налоговая база в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 161 НК РФ, определена быть не может (отсутствует сумма дохода от реализации). А значит, не возникает и обязанностей налогового агента у российского партнера. Что касается услуги по предоставлению информации, то они в силу положений ст. 148 НК РФ признаются оказанными за пределами РФ (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ), что также исключает появление обязанностей налогового агента.

Как оформить все правильно

Подводя итог, хотелось бы остановиться на главном вопросе: может ли деятельность партнера UBER в РФ быть законной? Ответ прост: конечно, может. Но при этом партнер должен сам быть перевозчиком, т.е. осуществлять свою деятельность или как ИП, лично управляющий такси, либо как диспетчер, имеющий в штате водителей и автотранспорт. Именно в этом случае партнеру не требуется переводить денежные средства, полученные от UBER, непосредственным исполнителям. А значит, отпадает сама необходимость в оформлении этого факта какими-то документами.

Заметим, что привлечение в качестве водителей исключительно индивидуальных предпринимателей в данном случае панацеей не является, т.к. полностью снимает только вопрос с необходимостью удержания НДФЛ (понятно, что такой обязанности у партнера не будет в силу прямого указания в п. 2 ст. 226 НК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ). Проблему же документального оформления перевода средств, полученных от UBER, и причитающихся водителям, это ни в коей мере не решает: российское законодательство предусматривает для таких платежей только одну форму — расчеты. И осуществлять их могут исключительно кредитные организации.

«Налог на Google» за Uber заплатят российские таксисты

Российские власти упростили жизнь иностранным интернет-компаниям. Зарубежным фирмам, получающим доход в России, дали возможность не создавать юрлицо в нашей стране — налоги они смогут платить через местных партнеров. Такое разъяснение получил в Федеральной налоговой службе (ФНС) работающий в России сервис по поиску и вызову такси Uber.

В конце 2016 года в ответ на запрос Uber ФНС объяснила, что компания, работающая с российскими таксистами, может перечислять НДС через них. При этом российские партнеры Uber должны быть зарегистрированы как фирмы или индивидуальные предприниматели, а порядок уплаты НДС необходимо описать в договорах с ними. Эта позиция уже согласована с Минфином, говорится в письме ФНС от 14 декабря.

В начале января нидерландская компания Uber B.V., которая предоставляет услуги сервиса за пределами США, разослала своим российским партнерам письмо о новом порядке взаимодействия (копия есть у «Известий»). «С 1 января 2017 года электронные услуги, оказываемые компанией Uber B.V. ее клиентам (т.е. вам, партнерам, а не пассажирам), облагаются НДС по ставке 18%. Ставка применяется только к комиссии компании Uber B.V., а не ко всей сумме, которую вам платят пассажиры. Согласно закону вы являетесь налоговыми агентами компании Uber B.V. и обязаны перечислить соответствующую сумму НДС в бюджет», — говорится в документе.

— Uber компенсирует партнерам выплату в бюджет по НДС, — рассказала «Известиям» Ирина Гущина, директор компании по коммуникациям в России и СНГ. — Мы не планируем незамедлительного перезаключения договоров с партнерами. В то же время мы проинформировали их о новых требованиях законодательства и в ближайшем будущем организуем информационные сессии для разъяснения возможных вопросов.

Станислав Швагерус, эксперт Международного союза автомобильного транспорта (организация защищает в России права «офлайновых» таксопарков), считает, что ФНС заняла неправильную позицию применительно к Uber. По его мнению, необходимо разработать отдельный механизм налогообложения для агрегаторов такси.

— В России зарегистрировано ООО «Убер Текнолоджи», но компания признана нероссийским налоговым резидентом, — заявил он. — Сервис готов возмещать убытки партнерам, лишь бы оставить возможность сразу уводить деньги пассажиров в Нидерланды. Причем платится налог только на прибыль компании.

Позиция ФНС, что услуга, которую оказывает Uber, — информационная, противоречит российскому законодательству, считает эксперт. По его мнению, фактически это услуга по фрахтованию транспортного средства с помощью средств связи — пассажир платит за перевозку, а не за информационную услугу, как установил в своих правилах сам Uber.

— Возить пассажиров в России все обязаны по российским законам. И оплачивать налог тоже, как любой таксопарк, — НДС, на прибыль, зарплатный, — уверен Станислав Швагерус. — Gett, «Яндекс.Такси» и Uber — одинаковые сервисы. Неважно, российские они или иностранные, — им нужны одинаковые налоги, а государство должно получать информацию о каждом вызове такси, совершенном через интернет.

По словам директора по проектной деятельности Института развития интернета (ИРИ) Арсения Щельцина, цену поездки Uber рассчитывает исходя из выбранного водителем тарифа, дальности и длительности поездки и т.д. При этом компания в любом случае получает комиссию в 20% от стоимости поездки.

— Легальные водители, имеющие разрешение на пассажирские перевозки, оплачивают все необходимые налоги в зависимости от формы налогообложения, — отметил Арсений Щельцин. — Комиссия Uber также может облагаться налогом. Этот нюанс предусмотрен в соглашении между сервисом и водителями. Будет ли Uber повышать скрытые платежи или размер комиссии для водителей, зависит от добросовестности сервиса.

Как заявил «Известиям» Станислав Швагерус, таксисты в российских регионах «массово расторгают партнерские договоры с Uber в преддверии проверок ФНС и связанных с ними рисков». В представительстве Uber эту информацию комментировать не стали.

Главный редактор RB.RU

Продолжение истории с Uber, против которого выступает группа российских перевозчиков. Ответ на вчерашнее письмо Uber написал председатель общественного движения TAXI 2018 Cтанислав Швагерус. Rusbase приводит текст письма полностью.

Тут можно прочитать начало истории – о том, как на Uber пожаловались в Департамент транспорта.

Тут – вчерашний ответ Uber, который пришел в редакцию Rusbase.

О сути претензий к деятельности компании Uber на территории Российской Федерации

Ознакомившись с содержанием «ответа» компании Uber, отправленном в адрес редакции Rusbase, я как руководитель Общественного движения TAXI 2018 и эксперт в сфере государственного регулирования деятельности такси, имеющий опыт законодательной деятельности не только в России, но и за рубежом, считаю необходимым четко сформулировать претензии к деятельности компании Uber на территории Российской Федерации.

Цель формулировки претензий – подготовка и последующая подача в отношении Uber судебных исков, заявлений о возбуждении уголовных дел, заявлений о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также снижения инвестиционной привлекательности компании на международных финансовых рынках.

Сведения, изложенные в документе компании Uber, носят, по существу, рекламный характер, и во многом основаны на расхожих штампах, используемых ею для продвижения на национальных рынках такси, с целью их захвата и завоевания монопольного положения.

Так, компания Uber, фактически присваивает себе широкое развитие спутниковой навигации и информатизации пассажирских перевозок, выдавая их развитие за «новые технологии», которые продвигаются исключительно ими. Я вас разочарую, коллеги, но количество приложений по вызову такси по всему миру перевалило уже за сотню тысяч, а в России – практически каждая средняя организация на рынке транспортного обслуживания населения имеет свое приложение, пусть не с таким красивым интерфейсом и без новостных лент, упомянутых вами как великое технологическое достижение. Приложение по вызову такси в настоящее время способен написать практически любой программист за небольшие деньги, и оно точно так же будет мгновенно соединять водителя и потенциального пассажира. Поэтому основной вопрос в этом бизнесе – сколько водителей работает в системе. От этого зависит время подачи автомобиля, и, соответственно, – популярность приложения у населения.

Вы часто ставите себе в заслугу, что Uber «намного лучше классического такси». При этом под «классическим такси» Вы подразумеваете «такси на улице». Но, коллеги, согласно российскому и подавляющему большинству других законодательств – в такси существует и «такси от бордюра или со стоянки» и «такси по вызову». Да, до технологической революции основным способом использования такси было – такси на улице. Но сейчас до 95% использования такси – это такси по вызову. Вы фактически «приватизировали» исконный способ использования такси, сформировав в головах у потребителей искусственное противопоставление «такси – это на улице, а по вызову – это приложения».

Не надо представлять российских таксистов как «динозавров» или «луддитов» в угоду публике. Российское такси занимает одно из первых мест в мире по информатизации своей деятельности.

Заявляя о «эффективности экономики совместного потребления», вы забываете рассказать, что это означает для людей. Это полная отмена социальных и трудовых гарантий, превращение водителей в если не роботов, то рабов. Все ваши красивые цифры «сколько можно заработать, будучи партнером» – рассчитываются исходя из работы по 12 часов в сутки, 365 дней в году. Долевая экономика – это уничтожение рабочих мест. Взамен предлагается подработка, не отвечающая требованиям безопасности и качества. Раньше в России таких называли «бомбилами». Разница – в наличии планшета.

«Освоение малоиспользуемых активов» – личных автомобилей для коммерческой перевозки – означает сокращение спроса крупнейшего корпоративного покупателя новых автомобилей – отрасли такси. Так, по данным Росстата, за 3 года вашего присутствия в России такси закупило всего 50000 новых автомобилей при потенциальных потребностях в 100000 новых легковых автомобилей в год – в шесть раз меньше.

Вы утверждаете, что «работаете с регуляторами». Но ваших представителей я не наблюдал ни на одном совещании в органах власти или отраслевой конференции в России или за рубежом. Вы постоянно игнорируете официальные обращения органов власти субъектов Российской Федерации.

Вы утверждаете, что работаете в городах Российской Федерации «в соответствии с российским законодательством». Со всей ответственностью заявляю – вы грубо нарушаете действующее российское законодательство.

У нас есть документально зафиксированные факты работы по вашим заказам не имеющих разрешения водителей в разных городах России. А в Москве вы недавно организовали платное оформление разрешений на подставные фирмы в Московской области, где отсутствуют требования желтого цвета для автомобилей такси.

Ваши известные по всему миру лоббистские усилия привели к тому, что вам дозволенно работать в России по законодательству Нидерландов. Вот выдержки из ваших внутренних правил для пассажиров:

«Принимая настоящие Условия для пользователя и используя Приложение или Сервис, вы соглашаетесь с тем, что вы должны защищать, освобождать от ответственности и ограждать компанию Uber, ее Аффилированные лица и лицензиаров, и каждого из должностных лиц, директоров, других пользователей, сотрудников, юристов и агентов от любых и всех претензий, затрат, ущерба, убытков, обязательств и расходов (включая судебные издержки и расходы).

Uber будет взимать плату за транспортные услуги, …. Вы соглашаетесь с тем, что вы будете оплачивать все транспортные услуги, которые вы приобретаете у Поставщика транспортных услуг, и что компания Uber может списать средства с кредитной карты, предоставленной вами при регистрации на предоставление Сервиса по оказанию транспортных услуг (включая любые налоги и пени, в зависимости от обстоятельств), которые могут быть начислены или возникнуть в связи с вашим аккаунтом. Вы несете ответственность за своевременное осуществление всех платежей и за предоставление компании Uber действительной кредитной карты для осуществления всех платежей в любой момент времени. Никакой платеж не подлежит возмещению.

Настоящие Условия для пользователя подчиняются законодательству Нидерландов. Любой спор, разногласие или претензия, вытекающие из или в связи с настоящими Условиями для пользователя или в результате их нарушения, расторжения, приведения в исполнение, толкования или действия или использования Веб-сайта, Сервиса или Приложения (в совокупности, «Споры»), будут регулироваться исключительно компетентным судом в Амстердаме, Нидерланды, кроме тех ситуаций, когда вы сообщите компании Uber в течение одного месяца после того, как Uber отзовет свое право в соответствии с этим положением начать судебное разбирательство в Амстердаме, Нидерланды, что вы требуете урегулирования спора, претензии или разногласия в соответствующем суде компетентной юрисдикции».

Перефразируя, это звучит так: вы купили булку хлеба в магазине – не магазин ее продал, а хлебозавод, за чеком – тоже туда, но деньги магазин получил, налоги платить не обязан, претензии же – направлять в Амстердам.

Вы почему-то решили, что деятельность по приему заказов на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров не регулируются законодательством Российской Федерации. Поэтому можно назваться «инновационным сервисом» и не нести ответственности перед потребителями услуги и государством.

Вы почему-то решили, что перевозка пассажиров и прием заказов – это разные товарные рынки, но, простите, тарифы-то одни. На одну и ту же услугу. Вы же не будете утверждать, что телепортируете пассажиров с помощью айфона?

Вы почему-то решили, что можно устанавливать тарифы на перевозку ниже себестоимости самой перевозки и раздавать направо и налево бесплатные для потребителей поездки.

Вы почему-то решили, что можно установить тариф на перевозку, стремящийся к стоимости поездки на общественном транспорте, принимать безналичную оплату на свои счета, а потом доплачивать водителям через систему так называемых «партнеров» деньгами, с которых никем не уплачиваются налоги на доходы физических лиц. При этом вы не знаете, наверное, что такие деяния в России квалифицируются статьей 204 УК РФ «Коммерческий подкуп».

Мы со всей ответственностью утверждаем, что компания Uber в результате нарушения действующего российского законодательства и применения серых схем с 2013 года не доплатила налогов Российской Федерации. По нашим минимальным оценкам, сумма недоплаченных налогов компанией Uber только по Москве составляет минимум 744000000 (семьсот сорок четыре миллиона) рублей. В нашем распоряжении имеется судебная практика в отношении подобных схем ухода от налогов в России, на которую мы будем опираться.

Согласно опубликованной порталом The Information внутренней отчетности Uber за 2015 год, доходы вашей компании составили почти миллиард долларов, а расходы превысили два с половиной миллиарда долларов США. Ваши декларируемые «инновации» является просто финансовой пирамидой – нового, технологического типа. Именно поэтому компания Uber все время переносит сроки проведения IPO, заявляя о стоимости компании в 70 миллиардов долларов.

Мы публично и со всей ответственностью заявляем о подготовке следующих действий в отношении компании Uber в России:

  • Судебного иска о нарушении налогового законодательства;
  • Заявления о возбуждении уголовных дел по ст. 204 УК РФ;
  • Заявления в Федеральную антимонопольную службу о проведении оценки конкуренции на товарном рынке транспортного обслуживания населения легковыми такси в Москве, признания доминирующего положения Uber на товарном рынке транспортного обслуживания населения легковыми такси в Москве, признания монопольно низкими тарифов Uber на товарном рынке транспортного обслуживания населения легковыми такси в Москве.

Мы не требуем запрета или закрытия компаний. Хотите работать – работайте по правилам. Мы не позволим вам, как, впрочем, и любым другим компаниям, которые ведут свой бизнес подобным образом, нарушать действующее законодательство России, ухудшать социально-экономическое положение ее граждан и захватывать региональные рынки транспортного обслуживания населения легковыми такси.

Председатель общественного движения TAXI 2018 C.Е. Швагерус.

Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Работа ИП – водителей легковых такси с такими иностранными компаниями, как Uber, организована следующим образом. Компания предоставляет информацию о клиенте (пассажире), который перечисляет денежные средства за перевозку с использованием электронных средств платежа непосредственно самой компании. В свою очередь, Uber переводит эти средства ИП за минусом комиссии, которая составляет, как правило, 20% от стоимости поездки. Должен ли в такой ситуации ИП исчислять и уплачивать в бюджет НДС как налоговый агент?

Оказанные услуги облагаются НДС в том случае, если местом их реализации является территория РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Это условие выполняется, в частности, в ситуации, когда покупатель услуг, оказанных иностранной организацией в электронной форме, осуществляет деятельность на территории РФ (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ при фактическом присутствии покупателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. Таким образом, если покупателем электронных услуг у иностранной организации является индивидуальный предприниматель, то место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации этого физического лица в качестве ИП.

Особенности исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме установлены ст. 174.2 НК РФ, введенной с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 № 244-ФЗ. Именно в этой части НДС стали называть «налогом на Google».

Оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам среди прочего относятся:

оказание через Интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями;

оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через Интернет при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети;

оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях.

Из партнерского соглашения, заключаемого Uber с водителями, следует, что данная компания предлагает информацию и инструмент для взаимодействия клиентов, желающих получить таксомоторные услуги, с водителями, которые могут предоставить такие услуги. По сути, иностранная компания оказывает посреднические услуги водителям с использованием информационных технологий и систем. Это подходит под тип услуг, приведенных первыми в указанном перечне.

В пункте 9 ст. 174.2 НК РФ сказано, кто исчисляет и уплачивает НДС, если услуги в электронной форме, в том числе на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров, оказываются иностранными компаниями организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах. В этом случае обязанности по НДС исполняют данные организации и ИП как налоговые агенты.

Иностранная компания производит исчисление и уплату НДС сама в том случае, если услуги в электронной форме на территории РФ оказываются физическим лицам, не являющимся ИП. Для этого она должна встать на учет в налоговом органе не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания таких услуг (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Ключевой вывод: при оказании иностранной компанией посреднических услуг в электронной форме индивидуальному предпринимателю – водителю легкового такси обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на ИП, выступающего в роли налогового агента. Но столь ли однозначен подобный подход?

В Письме от 30.06.2017 № СД-4-3/12602@ ФНС рассмотрела такую ситуацию. Иностранная организация представила заявление о постановке на учет в налоговых органах РФ по основаниям, предусмотренным п. 4.6 ст. 83 НК РФ, и планирует исчислять и уплачивать НДС с операций по реализации электронных услуг, в том числе по услугам, реализованным российским организациям и индивидуальным предпринимателям. При указанных обстоятельствах, если иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, производит исчисление и уплату НДС при оказании услуг в электронной форме российским организациям и индивидуальным предпринимателям, причин требовать повторной уплаты налога и отражения соответствующих операций в разд. 2 декларации по НДС организациями и ИП не имеется.

Еще ранее налоговики обратили внимание на то, что особенностью расчетов между российской организацией (индивидуальным предпринимателем) и иностранной компанией может являться получение последней вознаграждения за электронные услуги не через организацию (ИП), а напрямую от ее покупателя. (А ведь налоговые агенты должны производить уплату НДС одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранной компании – п. 4 ст. 174 НК РФ.) В этом случае ситуация разрешается по тому же принципу, если иностранная компания состоит на учете в налоговом органе на территории РФ и производит исчисление и уплату НДС сама (см. Письмо от 26.07.2017 № СД-3-3/5062@).

Индивидуальный предприниматель – водитель легкового такси, работающий с иностранной компанией – посредником в поиске клиентов, должен исчислять и уплачивать НДС с доходов такой компании в виде вознаграждения. Обязанности налогового агента по НДС исполнять не нужно, если иностранная компания встала на учет в налоговых органах РФ и сама производит исчисление и уплату НДС по услугам, оказываемым в электронной форме ИП. Именно такие рекомендации дает ФНС, добавляя, что в настоящее время прорабатывается вопрос внесения изменений в законодательство о налогах и сборах РФ, учитывающих особенности оказания услуг в электронной форме.

Читайте также: