План здания налоговой службы

Опубликовано: 17.05.2024

Темы в материале

Подписывайтесь на Stroi.mos.ru

Здание для Федеральной налоговой службы (ФНС) построили в районе Раменки на западе столицы. В новостройку переехали 669 сотрудников налоговых инспекций № 29 и № 36, которые ранее размещались в тесных и плохо приспособленных для современной работы помещениях, разбросанных по шести адресам.

Благодаря тому, что работники сконцентрированы в одном здании, взаимодействие между ними стало эффективнее. Для приема посетителей созданы комфортные условия.


Девятиэтажное здание возвели на Мосфильмовской улице, д. 82А по индивидуальному проекту. Строительство велось на средства города.


Фасад облицован керамогранитом и панелями из фиброцемента. Витражные окна представляют собой двухкамерные стеклопакеты.


Здание оснастили современными инженерными системами, укомплектовали мебелью, оргтехникой и необходимым оборудованием.


Просторные зоны обслуживания посетителей расположены на первом этаже. Здесь же работает столовая для сотрудников и находится конференц-зал на 75 мест. Кабинеты занимают этажи со второго по седьмой. Серверные расположены на цокольном этаже, инженерные службы – на восьмом.


На территории обустроена автостоянка на 32 машиноместа, из которых три предназначены для инвалидов.

Помимо здания на Мосфильмовской, в 2019-2020 годах в рамках Адресной инвестиционной программы был также построен офис для размещения межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам на Большой Черкизовской улице, д. 12, стр. 1А.

  • Адресная инвестиционная программа
  • вопрос 1 Что такое АИП?
  • вопрос 2 Зачем нужна Адресная инвестиционная программа?
  • вопрос 3 Расходы АИП на транспортную инфраструктуру
  • вопрос 4 Какие социальные и спортивные объекты построят за три года?
  • вопрос 5 Культурные объекты в рамках АИП
  • вопрос 6 Строительство и реновация жилья

Адресная инвестиционная программа (АИП) определяет, какие объекты построят в Москве за счет бюджета города.

С помощью АИП распределяются расходы столичного бюджета на финансирование мероприятий государственных программ на очередной финансовый год и плановый трехлетний период.


АИП сохраняет приоритеты инвестиционной политики города, определенные в 2011 году: транспортная инфраструктура, жилищное строительство, социальные, культурные и спортивные объекты, благоустройство городской среды.

В ближайшие три года планируется построить и ввести около 740 городских объектов, с учетом новостроек по программе реновации.

Финансирование АИП в период с 2021 по 2023 год составит 1786,9 млрд рублей: на 2021 год – 604,9 млрд, на 2022 год – 575,4 млрд и на 2023-й – 606,6 млрд рублей.


Развитие транспортной инфраструктуры Москвы – к лючевой приоритет программы. Так, в 2021 - 2023 годах за счет АИП планируется построить и ввести 58,1 км линий метро, 25 станций и четыре электродепо. Также в планах – строительство свыше 271,9 км дорог, более 56 пешеходных переходов и около 89 транспортных сооружений: мостов, эстакад, тоннелей.

АИП предусматривает строительство технологической части 33 транспортно-пересадочных узлов, что позволит пассажирам комфортно пересаживаться с одного вида транспорта на другой.



С 2021 по 2023 год введут порядка 200 объектов социальной инфраструктуры, в том числе 91 здание для детских садов и школ и 54 объекта здравоохранения.

Также в рамках АИП построят и реконструируют 29 спортивных объектов, среди них:

  • два футбольных поля;
  • 14 физкультурно-оздоровительных комплексов и др.


Планируется построить и реконструировать 21 объект культуры, среди них:

  • четыре музея;
  • два театра;
  • три культурно-досуговых центра;
  • три объекта культурного наследия.

Кроме того, заработает павильон «Ластоногие» в Московском зоопарке, откроется здание Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, кинотеатр «Ударник», а также павильоны «Кролиководство» и «Главтабак» на ВДНХ.



​Планируется построить 4,3 млн кв. метров жилья. В новых кварталах создадут комфортную городскую среду с благоустроенными зелеными дворами, парками и зонами отдыха.

Жилье будет строиться на средства городского бюджета при финансировании через АИП, а также за счет субсидий Московскому фонду реновации жилой застройки.

На повестке дня важный документ о дополнительных планах ФНС России. Я уже я уже рассказывал вам про Планы ФНС России на 2021 год, про АИС «Налог-3». Сегодня поговорим о «дополнениях».

Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

  • налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
  • налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
  • объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
  • сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
  • введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.

Какие цели преследуют налоговики?

1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2.Снижение издержек государственного управления.

3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.

«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.

«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.

«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»

В качестве критериев оценки будут использоваться:

«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».

Что будет сделано в 2021-2023 годах

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.

Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ.

Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.

Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.

На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Про Единый реестр населения и унификацию налогоплательщиков

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.

  1. «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
  2. «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
  3. «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
  4. «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
  5. «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».

И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.

Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?

Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.

ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».

НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

  • «досье проверки: чат и форум;
  • система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
  • типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
  • визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».

В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Про электронный документооборот

Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.

Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.

Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

Вывод

Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган — это фискальный орган. Что такое налог? Налог — это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.

И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована. Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.

Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дроги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.

Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость.

Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег.

Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.

Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.

Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-21/14960 от 30.07.2019

Если здание безусловно и обоснованно определено административно-деловым или торговым центром и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости. При этом неважно, указаны эти помещения в перечне или нет.

Кадастровая стоимость по региональному закону

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества при расчете налога применяется их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода (п.1 ст. 378.2 НК РФ). К таким объектам относятся, кроме прочего, административно-деловые и торговые центры.

Для налоговых целей важна кадастровая стоимость недвижимости, утвержденная в законе субъекта РФ, установившего результат кадастровой цены. Применять ее нужно, ориентируясь на дату вступления в силу этого закона.

В ЕГРН можно обнаружить целых три даты кадастровой оценки: дату внесения, дату утверждения и дату определения. Однако ни на одну из них нельзя ориентироваться для начала использования кадастровой цены в целях начисления налога на имущество. Для налогообложения важна лишь одна дата. Это дата вступления в силу закона субъекта РФ, который установил результат кадастровой цены. На это указал Минфин еще в письме от 14 февраля 2019 г. № 03-05-04-01/9247. Только начиная с этой даты и начинает применяться кадастровая оценка.

В свою очередь, закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, может быть принят только после утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).

Перечень объектов

Порядок формирования перечня объектов, по которым налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, оказывает свое влияние на налогообложение.

Кроме того, пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ прямо указано, что после принятия закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, включенного в перечень, как их среднегодовой стоимости не допускается. Поэтому в отношении включенного в перечень объекта недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается. Об этом говорится в письме Минфина России от 27.09.2017 № 03-05-04-01/62799.

Перечень объектов недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций зависит от кадастровой стоимости, составляется единоразово не позднее 1 числа очередного налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Добавлять в него новые здания после начала налогового периода не допускается (Письмо ФНС РФ от 16.10.2015 № БС-4-11/18050@).

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта на очередной (следующий) налоговый период (абз. 1 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Если объект был включен в перечень ошибочно, что признано судом (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости), он подлежит исключению из перечня, определенного на соответствующий налоговый период. Информация об этом должна быть обязательно размещена на официальном сайте налоговой службы или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень). По исключенным из перечня объектам налоговую базу определяют исходя из среднегодовой стоимости.

Вновь образованный объект недвижимого имущества (например, при разделении одного на два) подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет. Начислять налог по таким объектам нужно начинать до включения в перечень, утверждаемый субъектом РФ (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Согласно приказу ФНС РФ от 28.11.2014 № ММВ-7-11/604@ в перечень включаются данные о кадастровом номере объекта недвижимого имущества (за исключением единого недвижимого комплекса, в отношении которого указывается его условный номер) и его адресе.

Административные и торговые центры

Перечень административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), нежилых помещений, облагаемых по кадастровой стоимости, формируется на основании сведений о назначении, а также о разрешенном использовании или наименовании соответствующих объектов по сведениям ЕГРН (подп. 2 п. 1, подп. 2 п. 3, подп. 2 п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п. 3 ст. 378.2 НК РФ):

  • оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • оно предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Объект признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если не менее 20% его общей площади в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Таковой являются централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, парковки.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п. 4 ст. 378.2 НК РФ):

  • оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • оно предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Объект признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% его общей площади в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или документах технического учета (инвентаризации), предусматривает такое размещение.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади в указанных целях.

Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признается одновременно как административно-деловой, так и торговый центр, если не менее 20% общей площади такого здания предусматривает размещение офисов и торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания и сопутствующей офисной инфраструктуры (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Рассмотрим случай из арбитражной практики, когда собственнику удалось оспорить принадлежность здания к торгово-административному центру и исключить его из кадастрового перечня (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 05.09.2018 № 18-АПГ18-29).

Пример. Когда здания не включают в кадастровый перечень

Здание располагалось на земельном участке с видом разрешенного использования «для производственных нужд». Такой вид не предусматривает размещения офисных зданий и торговых объектов.

При этом в нем располагались:

  • принадлежащий компании магазин «Автоцентр» – 4,4 процента площади;
  • склад при магазине «Автоцентр» – 2,1 процента;
  • спортивный зал для сотрудников «Автоцентра» – 9,2 процента;
  • кабинеты сотрудников «Автоцентра» – 20 процентов;
  • кабинеты сотрудников отдела МВД РФ – 26,2 процента;
  • рабочие места сотрудников ассоциации ветеранов боевых действий, а также министерства природных ресурсов края – 3,6 процента;
  • вспомогательные помещения – 34,5 процента.

Судьи решили, что перечисленные помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам.

В частности, кабинеты сотрудников отдела МВД и «Автоцентра» не подпадают под критерии, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ, как относящиеся к офисам.

Площадь магазина «Автоцентр» составляет менее 20 процентов от общей площади здания.

По экспликации к поэтажному плану здания в техпаспорте на него в нем находятся помещения со следующими назначениями: «кабинет», «коридор», «вестибюль», «душевая», «подсобное помещение», «кладовая», «бытовка», «касса», «инструментальная», «мастерская», «электрощитовая», «торговый зал».

Принадлежность помещений к офисам по-иному установить не удалось. При таких обстоятельствах оснований для включения здания в кадастровый перечень нет.

Помещения в торговом центре

Если здание, строение или сооружение является административно-деловым или торговым центром и включено в «кадастровый» перечень, все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, облагаются налогом по кадастровой стоимости. И не важно, есть сами помещения в перечне или нет. Эта позиция выражена в комментируемом письме, и до этого высказывалась неоднократно (письмо ФНС России от 16.03.2017 № БС-4-21/4780, письмо Минфина России от 07.03.2017 № 03-05-05-01/12741).

Налоговой базой для собственника такого помещения будет доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания.

И наоборот. Если здание не поименовано в Перечне, но в нем содержится информация о помещениях, находящихся в этом здании, то налог на имущество по кадастровой стоимости нужно платить в отношении этих помещений (Письмо Минфина России от 11.08.2017 № 03-05-05-01/51686).

Есть еще один нюанс. Состав объекта недвижимого имущества (торговое здание, комплекс) определяется исходя из технического паспорта, в соответствии с которым в состав сооружения входят основное сооружение и отдельные части строения и пристроек. Если все это учтено в кадастровой стоимости сооружения, то налог на имущество организаций начисляется в отношении общей базы исходя из кадастровой стоимости.

Если дополнительные отдельные части строения и пристроек сооружения не учтены в кадастровой стоимости сооружения, то они подлежат налогообложению исходя из остаточной стоимости объектов основных средств.

Таким образом, отдельно налог на имущество исходя из кадастровой стоимости по пристройке к зданию платить не придется, если этот дополнительный объект учтен в общей кадастровой стоимости здания, и данные о нем включены в техпаспорт здания. На это указал Минфин РФ в письме от 13.10.2016 № 03-05-05-01/59778.

Таким образом, вы видите, что «кадастровое» налогообложение недвижимости до сих пор вызывает вопросы.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

1. Оформление заявления Р11001: общие правила

При оформлении заявления на регистрацию компании данные требуется вносить строго на основании подтверждающих документов. Заполняя форму Р11001, могут понадобиться такие документы, как:

  1. Выписка из ЕГРЮЛ, если учредитель - юридическое лицо.
  2. Документ, удостоверяющего личность, если участником является физическое лицо.
  3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и классификатор адресов России - есть в интернете.

Следует придерживаться основных требований при заполнении формы Р1001:

  1. Каждому знаку соответствует одна отдельная ячейка.
  2. Писать можно только лишь прописными печатными буквами.
  3. При заполнении Р11001 на бумаге вручную пользуйтесь ручкой с чернилами черного, синего или фиолетового цвета.
  4. Если документ заполняется в электронном виде, используется шрифт Courier New, размер - 18.
  5. Поля остаются незаполненными, если в них отсутствует информация. Прочерки ставить не надо.
  6. Листы, не требующие заполнения, не распечатываются.
  7. Все страницы заявления должны быть пронумерованы тремя цифрами. Нумерация начинается с «001».
  8. При указании контактного номера телефона не нужно писать скобки, пробелы, прочерки. А любой российский номер, даже стационарный, должен начинаться с +7.

2. Как правильно заполнить страницы заявления на регистрацию ООО

Заявление по форме Р11001


Пример заявления Р11001 на регистрацию ООО - Создать заявление

2.1. Титульный лист с данными об обществе

Все без исключения обязаны заполнить первые четыре страницы формы. В них содержатся основные регистрационные данные об организации.





На страницах титульного листа необходимо указать такие сведения об обществе:

  • Полное название и организационно-правовая форма. Например, Общество с ограниченной ответственностью «Крона». Если название не умещается на одной строке, можно продолжить писать ниже, не используя при этом знак переноса и не пропуская клетки. Затем при наличии - сокращенное название (ООО «Крона»).
  • Если у ООО есть иностранное наименование, в пункте 2 нужно указать код языка. Само название не пишите, если только оно не на английском языке (код 016). Тогда указывается полное и сокращенное (если есть) английское наименование.
  • Юридический адрес ООО. После изменений налоговой от 25.11.2020 г. для указания адреса добавлены новые поля. Как правильно вписать местонахождение и адрес ООО в его пределах, читайте ниже.
  • Адрес электронной почты юридического лица, который будет доступен публично в выписке ЕГРЮЛ. Если добавите такой адрес, это может пойти на пользу для связи клиентов и партнеров с ООО. Но не путайте такой электронный адрес с тем, что указывается на последнем листе. Второй адрес виден лишь налоговой, на него вам пришлют документы. Эти адреса могут совпадать по вашему желанию.
  • Выберите уставный капитал, указывая цифру 1. При внесении величины капитала в левом поле перед разделительной точкой пропишите сумму в рублях, а в правом поле - копейки. Клетки справа остаются незаполненными в случае, если сумма целая.
  • Номер типового устава. Если юридическое лицо будет работать по одному из таких уставов, указываем его номер. В этому случае пункт 9 не заполняется.
  • Данные о взаимодействии нескольких руководителей ООО, при наличии. Можно выбрать, совместно или независимо друг от друга будут осуществлять деятельность руководители ООО.
  • Информация о корпоративном договоре, предусматривающем объем правомочий учредителей, непрапорциональный размеру их долей, или содержащем ограничения и условия отчуждения долей. Если такой договор заключен, проставьте значение 1 в соответствующем поле.

2.2. Местонахождение и полный адрес компании

Вначале на странице 002 нужно написать место нахождения общества с ограниченной ответственностью:


  • Код субъекта РФ.
  • Сведения о муниципальном образовании. Они вносятся путем заполнения двух полей: в первом поле напишите цифровое значение, соответствующее виду муниципального образования, во втором - название муниципального образования.
    Если вы не уверены, что сможете заполнить данные поля верно, обратитесь к нашему онлайн-сервису! Он бесплатно сам определит муниципальное образование вашего общества, правильно заполнит форму № Р11001, а также все другие регистрационные документы.
  • Затем в сведениях о населенном пункте также заполните два поля: вид и наименование.
    Для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и Байконура напишите только код субъекта РФ. Указывать муниципальное образование и населенный пункт не нужно.

Далее на странице 003 титульного листа нужно внести сведения об адресе организации в пределах ее местонахождения:


  • Сначала поля с указанием субъекта, муниципального образования, населенного пункта заполняются, как в пункте 3. Однако здесь эта информация указывается даже для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и Байконура.
  • Далее заполняются графы для следующих элементов:
    • Планировочной структуры (например, квартал, микрорайон, зона),
    • Улично-дорожной сети. Чаще всего это улица. Но возможны и бульвар, кольцо, шоссе, тупик и др.,
    • Уточнения адреса объекта: можно указать номер здания или сооружения (например, д. 15, стр. 1); помещение в пределах здания или сооружения (например, этаж/помещ., 2/6); помещение в пределах помещения (например, офис/ком., 111/3).


2.3. Информация об учредителях ООО

Данные об учредителях ООО должны указываться на листах А, Б, В.


Лист А. Страница 1


Лист А. Страница 2

Лист А: если учредителем является юридическое лицо. Для российской компании-участника впишите ИНН и ОГРН. Если учредитель - иностранная организация, укажите ИНН, при наличии; полное название в русской и латинской транскрипции; код страны происхождения согласно справочнику, регистрационный номер и код налогоплательщика в стране происхождения, если он присвоен.

Пропишите долю участника-юр. лица в уставном капитале общества и данные о корпоративном договоре, который предусматривает количество голосов, непропорциональное размеру доли учредителя – при наличии.

Если нужно ограничить доступ к информации об этом учредителе, в пункте 5 ставьте значение 1. А основания для ограничения укажите в листе З формы.

Если ООО учреждают несколько компаний, то следует подготовить соответствующее количество экземпляров листа А.


Лист Б (страница 1)


Лист Б (страница 2)

Лист Б: если учредитель - физическое лицо. Если участников-физ. лиц двое и более, на каждого из них заполните отдельный лист.

В графы вносятся ФИО (иностранные граждане и лица без гражданства указывают полное имя в русской транскрипции), ИНН при наличии, пол, дата рождения, место рождения - только для россиян, информация о гражданстве, паспортные данные.

Далее указываются стоимость и размер доли учредителя-физ. лица в уставном капитале ООО.

Если в компании заключен корпоративный договор, предусматривающий количество голосов, непропорциональное размеру доли учредителя, нужно указать об этом в пункте 9.

Если нужно ограничить доступ к данным о таком учредителе, в пункте 10 проставьте цифру 1. А причны для ограничения укажите в листе З формы Р11001.

Лист В подлежит заполнению, когда общество создают РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

Лист Г заполните, если доля в уставном капитале организации входит в состав имущества паевого инвестиционного фонда.

А лист Д - если в состав общего имущества участников договора инвестиционного товарищества.

2.4. Данные о руководителе организации


Лист Е. Страница 1


Лист Е. Страница 2

Лист Е должен содержать сведения о руководителе организации - лице, осуществляющем текущее управление деятельностью ООО и имеющем право представлять юр. лицо без доверенности на законных основаниях.

Если в ООО действуют нескольких руководителей, то заполняется соответствующее количество листов Е.


2.5. Виды экономической деятельности компании


Регистрируя общество с ограниченной ответственностью, следует указать основной и дополнительный виды экономической деятельности компании на листе Ж. Если вы хотите внести большее количество дополнительных кодов ОКВЭД, чем предусмотрено одним листом Ж, необходимо распечатать дополнительные листы. Коды деятельности определяются по справочнику ОКВЭД-2 и должны состоять минимум из 4 цифр.

2.6. Ограничение доступа к сведениям об обществе

На листе З указываются обстоятельства, которые являются основанием для ограничения доступа к сведениям о юридическом лице.

Перечень оснований для этого можно найти в ФЗ N 290 от 3 августа 2018 «О международных компаниях и международных фондах», в Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 729 и других актах.

Например, в 2021 году правом на ограничение доступа к сведениям об ООО, содержащимся в ЕГРЮЛ, обладают организации, находящиеся на территории Республики Крым или г. Севастополя.

Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала план деятельности на 2021 год, утвержденный министром финансов Антоном Силуановым (.pdf). План содержит порядка 100 мероприятий, среди них совершенствование платформы по взаимодействию с банками, разработка новой версии автоматизированной информационной системы «Налог-4», создание системы передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы.

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Фото:АГН «Москва»

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра. «Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Фото:АГН «Москва»

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС. Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС. «Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны. Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений. Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане. При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3». Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.

Читайте также: