Обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой

Опубликовано: 16.05.2024

Система обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой на фоне завершения налогового маневра к 2024 году не универсальная и не идеальная, но она будет работать и станет основой налогового регулирования нефтеперерабатывающей отрасли на среднесрочную перспективу, сошлись во мнении эксперты и чиновники Минэнерго и Минфина на пресс-конференции в "Интерфаксе" на тему "Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли: каких последствий ждать?".

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

В 2019 году в России стартует новая налоговая реформа нефтяной отрасли, которая предполагает постепенную отмену экспортной пошлины на нефть при соизмеримом повышении налога на добычу полезных ископаемых. Одновременно предполагается введение обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой. Обратный акциз на нефть будет выплачиваться нефтеперерабатывающим заводам при условии: 1) если их материнские компании находятся под санкциями, 2) если они переработали в 2017 году более 600 тыс. тонн нефти и 3) если в течение квартала производство бензина или нафты для нефтехимии составляет не менее 10% от переработанной на НПЗ нефти, а общий объем поставок этих продуктов на внутренний рынок достигает не менее 5 тыс. тонн. При этом государство может предоставить независимым НПЗ, которые не выходят на объемы необходимого производства бензина, шанс на получение обратного акциза на нефть, если они заключат с Минэнерго соглашение о модернизации с 2015 по 2024 год на сумму не менее чем 60 млрд рублей.

Обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии , а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента.

Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и целевой цены внутреннего рынка на бензин Аи-92 и дизельное топливо. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть внутренний рынок. Главным условием демпфера является не повышение на 10% цен на топливо от уровней, установленных государством.

В целом, государство компенсирует НПЗ потери от продажи топлива на рынке, если внутренние цены оказываются ниже экспортного паритета при росте цены на нефть выше $55 за баррель. При снижении цены ниже $55 за баррель обратный акциз на нефть начинает действовать как обыкновенный налог, который уже выплачивают компании государству.

Новая система налогообложения с обратным акцизом на нефть является отечественной разработкой, и аналогов в мире ей нет, отмечают ее разработчики. Поэтому на текущий момент не существует практики ее применения, на основе которой будут выявлены риски и недостатки данной системы. Теоретические исследования указывают на необходимость ее дальнейшей доработки.

ПЛЮСЫ НОВОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Как говорится в исследовании группы "Петромаркет", новая реформа позволит увеличить доходы государства примерно на 9,3%, или 631 млрд рублей за счет средств, которые ранее оседали у НПЗ и потребителей нефтепродуктов, а также за счет прекращения субсидирования экономик стран СНГ. Новая налоговая система позволит обеспечить надежное снабжение внутреннего рынка топливом при минимальных поставках сырья. При этом государство может обеспечить полный контроль над ценами на такой социально значимый продукт как бензин. Реформа позволит стимулировать инвестиции в модернизацию независимых НПЗ и прекратить работу примитивных в технологическом отношении НПЗ.

По оценке "Петромаркет" обратный акциз не получают 8 нефтеперерабатывающих заводов России: Анжерский НГК, "ВПК-ОЙЛ", "Краснодарэконефть", "Новошахтинский НПЗ", "Первый завод", "Славянск Эко", "Томскнефтепереработка" и "Трансбункер" с общим суммарным объемом переработки - 17,1 млн тонн.

Остальные НПЗ, так или иначе, имеют право на получение обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. При этом для большинства собственников НПЗ налоговый маневр останется нейтральным с точки зрения получаемых от государства субсидий.

МИНУСЫ СИСТЕМЫ В РАСЧЕТАХ АНАЛИТИКОВ

В тоже время новая налоговая система имеет ряд недостатков и недоработок, отмечают эксперты "Петромаркета".

Налоговый маневр не сможет решить одну из главных задач - снижение объема переработки нефти. "По завершении налогового маневра в 2024 году объем переработки в стране не только не упадет до целевого уровня, но и заметно превзойдет его, достигнув 303,9 млн тонн", - отмечается в исследовании. При этом профицит производства бензина будет достигать 10 млн тонн. Причины этого кроятся, с одной стороны, в реализации программ модернизации НПЗ, а с другой - в продолжении работы технологически отсталых НПЗ. В 2017 году эти заводы суммарно переработали 17,5 млн тонн, а в 2024 они будут производить 8,6 млн тонн низкокачественного суррогатного топлива, за который не будут уплачивать акциз.

Адресное субсидирование работы НПЗ может привести к тому, что заводы крупнейших вертикально интегрированных компаний, находящихся под санкциями, могут проводить "незатейливые" программы модернизации с минимальным объемом инвестиций, тогда как небольшие независимые НПЗ для получения субсидии вынуждены будут инвестировать не менее 60 млрд рублей.

Крупные потребители нефтепродуктов, в свою очередь, либо ничего не получают от новой налоговой системы, либо теряют часть своей маржи. Так, судовладельцы, использующие темное бункеровочное топливо, могут потерять до 89% государственных субсидий, а авиакомпании - до 32%.

Кроме того, демпфирующая надбавка имеет характер коллективной ответственности. Она будет применяться к обратному акцизу только, если средние оптовые цены не росли больше базовых на 10%. Таким образом, если один НПЗ не повышал цены, а рост происходил за счет другого завода без надбавки останутся оба. Кроме того, надбавка действует в целом на весь объем производства НПЗ вне зависимости от того, по каким именно видам нефтепродуктов удалось сдержать цены, а по каким они выросли более чем на 10%.

Аналитики также отмечают, что обратный акциз на нефть с демпфером работает только в строго определенном диапазоне цен на нефть. Так, для бензинов демпфирующая надбавка будет работать при номинальном курсе рубля в 60-70 рублей и цене нефти в $55-$76 за баррель. Если цена опускается ниже $55 за баррель, обратный акциз становится обыкновенным налогом, и нефтеперерабатывающим заводам придется делиться с государством своей премией, а при цене выше $76 за баррель производителям топлива выгоднее будет отказаться от демпферной надбавки и продавать бензин на внутреннем рынке по экспортной цене. Для дизельного топлива интервал цены нефти составляет $61-80 за баррель.

"Например, если бы демпфирующий механизм был введен в текущем году, то к сентябрю, когда цена на нефть на Brent держалась на уровне $79 за баррель, а курс доллара был 68 рублей, он не смог бы остановить рост цен на топливо до уровня экспортных", - отмечается в исследовании.

МИНУСЫ СТАНОВЯТСЯ ПЛЮСАМИ В ОЖИДАНИЯХ ЧИНОВНИКОВ

Впрочем, Минфин и Минэнерго отмечают, что выявленные недостатки не являются существенными. Так, отказ от субсидирования бункеровочного топлива ударит в основном по иностранным судам, которые заправлялись в России дешевым топливом.

Отмеченный рост переработки нефти до 304 млн тонн и профицит бензина в 10 млн тонн необходим для обеспечения энергетической безопасности на случае, если возникнут незапланированные остановки действующих заводов.

"Нужно понимать, что объем производства и мощность НПЗ это разные вещи. Мы даем такие стимулы, чтобы у заводов была возможность в случае необходимости дать в рынок продукт. Как они им будут распоряжаться, будут ли ставить на внутренний рынок или экспортировать, будут ли уменьшать загрузку, чтобы работать не на 100%, а на оптимальном режиме в 80%", - сказал на пресс-конференции директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов.

Кроме того, по его словам, количество НПЗ - "лишенцев" акциза на нефть - может быть иным, так как ряд из перечисленных заводов собираются заключить с Минэнерго соглашения о модернизации.

По словам директора департамента Минфина по налоговой и таможенной политике Алексея Сазанова, указанный в исследовании диапазон работы демпфирующей надбавки по расчетам министерства значительно шире.

"Влияние демпфера ограничено, но не при $76 за баррель, а как минимум, при $90 за баррель, а при оптимистичном прогнозе по курсу и при $100 за баррель он будет работать. Но при этом необходимы меры административного характера, чтобы полностью изолировать наш рынок от внешнего воздействия. Это позволит сбалансировать ситуацию на внутреннем рынке при самом широком колебании цен на нефть", - отметил он.

Кроме того, Минэнерго и Минфин подчеркивают, что налоговый маневр имеет еще ряд плюсов, незатронутых в исследовании. Например, он позволяет прекратить непрозрачную систему предоставления адресных льгот в нефтедобыче, и постепенно вводить налогообложение с дополнительного дохода.

В начале марта стало известно, что правительство решило скорректировать демпферный механизм для нефтяной отрасли. Рассказываем о том, что такое демпфер и как изменения могут отразиться на нефтяных компаниях.

Если говорить упрощенно, то цепочка поставок нефтепродуктов к конечному потребителю следующая:

- Нефть, которую добывает нефтяная компания, может быть отправлена на экспорт или поставлена на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) внутри страны.

- На НПЗ из нефти получают нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо и другие виды топлива. На этом этапе топливо также может быть экспортировано или поставлено по оптовой цене, формирующейся на бирже, на внутренние розничные точки продаж, в том числе на сети АЗС.

- Далее, топливо продается конечным потребителям по розничным ценам.

Когда мировые цены на нефть растут, маржинальность НПЗ оказывается под давлением. В результате рост мировых цен по цепочке приводит к росту оптовых и розничных топливных цен внутри страны. Для населения рост внутренних цен означает дополнительную финансовую нагрузку за счет транспортных и иных расходов, связанных с ценами на топливо. Для бизнеса волатильность цен затрудняет прогнозирование, ухудшаются условия для деятельности в отдельных отраслях.

Чтобы сгладить влияние мировых нефтяных котировок на внутренние цены в России в 2018 г. был придуман регуляторный механизм, получивший название демпферного, или просто демпфер. Стимулом для этого стали резко выросшие цены на нефть, отреагировавшие на возобновление американских санкций в отношении нефтегазового экспорта Ирана.

Вступивший в силу с 2019 г. демпфер был основан на разнице между экспортной ценой топлива и условной внутренней ценой, которая была закреплена в соответствующем законопроекте и подлежала ежегодной индексации на 5%.

Если экспортная цена выше условной, то бюджет компенсирует нефтяным компаниям часть разницы, чтобы нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) могли поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам и при этом сохраняли комфортный уровень маржинальности.

Наоборот, если экспортная цена ниже условной, то уже нефтяные компании должны компенсировать бюджету эту разницу. Так было, например в 2020 г., когда из-за пандемии COVID-19 мировые цены на нефть упали ниже $40 за баррель.

Одной из проблем, с которой столкнулась отрасль в ходе реализации механизма, это отсутствие связи условной цены с реальными рыночными ценами. Так, например в 2020 г. оптовые цены были значительно ниже условной. В результате за счет выплат по демпферу в апреле 2020 г. продажи бензина на внутреннем рынке в какой-то момент стали убыточными для компаний. Так как компании связаны нормативами поставок на внутренний рынок, они были вынуждены работать в минус.

В 2021 г. ожидался обратный эффект. Индикативная цена была проиндексирована на 5% и составила 56,3 тыс. руб. за тонну бензина и 50,7 тыс. руб. за тонну дизельного топлива. В то же время розничные цены на топливо выросли в среднем на 2%. Из-за этого нефтяники могут недополучить компенсацию.

В начале марта 2021 г. правительство объявило о решении скорректировать демпфирующий механизм и сделать индикативную цену более близкой к рыночным реалиям. Ожидается, что новые условия могут заработать уже с 1 мая.

Изменения могут благоприятно сказаться на маржинальности нефтепереработки российских интегрированных нефтяных компаний. Наибольший позитивный эффект могут испытать Газпром нефть, у которой соотношение внутренней нефтепереработки и внутренней добычи составляет около 75%. Также ощутимый позитивный эффект могут испытать Роснефть и Лукойл, у которых аналогичное соотношение близко к 55%. Все это должно благоприятно сказаться на финансовых показателях компаний и динамике их акций. Более точно эффект можно будет оценить после того, как будут представлены конкретные условия нового демпферного механизма.

БКС Мир инвестиций

Последние новости

Рекомендованные новости

Прогнозы и комментарии. Всплеск волатильности на рынках

Выдающийся рубль

IPO Robinhood. Что известно на данный момент

США не будут применять санкции против оператора Северного потока – 2 и его главы

8 фишек БКС Экспресс, которые вам пригодятся

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 марта 2020 г. N 03-13-12/23662 Об определении ставки акциза на нефтяное сырье

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел проект ответа ФНС России на письмо ООО по вопросу определения ставки акциза на нефтяное сырье и сообщает.

Согласно подпункту 13.1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нефтяное сырье относится к подакцизным товарам.

В целях главы 22 "Акцизы" Кодекса нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, состоящая из одного компонента или нескольких следующих компонентов:

газовый конденсат стабильный;

вакуумный газойль (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 и с кинематической вязкостью при температуре 80 градусов Цельсия более 3 сантистоксов);

гудрон (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 );

Согласно пункту 8 статьи 193 Кодекса, если иное не установлено в данном пункте, ставка акциза на нефтяное сырье (А НС ) определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:

где - удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья.

При этом определяется по формуле:

где - количество прямогонного бензина, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, который реализован налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - передан налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде) и (или) передан в налоговом периоде в структуре налогоплательщика, имеющего свидетельство на переработку прямогонного бензина, на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, выраженное в тоннах;

- количество товарного бензина, легких и средних дистиллятов в жидком виде (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), бензола, толуола, ксилола, масел смазочных, произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, которые реализованы налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - переданы налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде), выраженное в тоннах.

Как следует из обращения, организация, имеющая свидетельства на производство и переработку прямогонного бензина, производит продукты (полупродукты) из собственного нефтяного сырья, в том числе прямогонный бензин. В дальнейшем произведенный прямогонный бензин передается в структуре предприятия на переработку в компоненты автомобильного бензина и смесь ксилолов. Произведенная смесь ксилолов, а также полученные при ее производстве побочная продукция и отходы, будут признаваться продукцией нефтехимии.

Таким образом, при переработке собственного нефтяного сырья налогоплательщиком, имеющим свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и операции по переработке нефтяного сырья, количество произведенного прямогонного бензина, переданного в налоговом периоде в структуре организации на переработку в продукцию нефтехимии, в которую включается, в том числе ксилол, учитывается в величине .

Врио директора Департамента В.А. Прокаев

Обзор документа

Минфин указал, по какой формуле рассчитывается ставка акциза на нефтяное сырье (Анс). Учитывается в т. ч. удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья. При его определении применяется показатель Vпб - выраженное в тоннах количество прямогонного бензина, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, который реализован налогоплательщиком и (или) передан в налоговом периоде в структуре налогоплательщика, имеющего свидетельство на переработку прямогонного бензина, на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол.

При переработке собственного нефтяного сырья налогоплательщиком, имеющим свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и операции по переработке нефтяного сырья, количество произведенного прямогонного бензина, переданного в налоговом периоде в структуре организации на переработку в продукцию нефтехимии, в которую включается в т. ч. ксилол, учитывается в величине Vпб.

517

Минфин планирует скорректировать формулу демпфирующей надбавки к обратному акцизу на нефть, сдерживающему цены на топливо на внутреннем рынке РФ, для увеличения субсидии нефтяным компаниям.

Для этого, по оценке главы налогового департамента Минфина Алексея Сазанова, необходимо найти для бюджета источник дополнительных 200-450 миллиардов рублей. Сумму в размере 50 миллиардов рублей ведомство рассчитывает собрать на рынке "серого" дизтоплива, на котором простые заводы реализуют около 5 миллионов тонн средних дистиллятов без уплаты установленного акциза на них (9.241 рубль за тонну в 2019 году).

ОПРЕДЕЛИЛИСЬ С ИСТОЧНИКАМИ

Производители суррогатов с начала 2018 года избегают начисления акциза для средних дистиллятов, пользуясь предусмотренными в Налоговом кодексе (статья 181) исключениями для высоковязких продуктов и авиационного керосина.

С целью более полного сбора налога правительство намерено распространить действие акциза по ставке дизельного топлива на все неподакцизные жидкие нефтепродукты - средние дистилляты, вакуумный газойль и мазут.

По словам источников в отрасли, в своей очередной атаке на "серый" рынок дизтоплива Минфин планирует отменить исключения для средних дистиллятов и включить в подакцизную группу также темные нефтепродукты, чтобы упредить будущие попытки производителей уйти от акциза, реализуя суррогатное дизтопливо с сертификатами масел или котельного топлива.

Неизбежность уплаты акциза на средние дистилляты сделает их неконкурентными по цене с товарным дизтопливом и лишит простые НПЗ значительной прибыли, обеспечивающей большую часть маржи переработки таких производств.

Охоту на суррогатное дизтопливо Минфин РФ ведет не первый год: ведомство уже трижды предпринимало попытки заставить производителей этого топлива делиться с бюджетом, но каждый раз терпело фиаско, так как торговцы изобретали хитроумные лазейки для сохранения своего бизнеса.

Для мелких и средних нефтеперегонных заводов реализация средних дистиллятов на внутреннем рынке (без уплаты установленных акцизов) приносит намного больше прибыли по сравнению с экспортом.

Нефтяные компании, выпускающие дизтопливо для внутреннего рынка по техрегламенту, формируют цены на него по формуле экспортной альтернативы, содержащей акциз для дизтоплива (8.541 рубль за тонну в 2019 году). Производители суррогата (сернистой дизельной фракции) избегают налога, поэтому цена экспортной альтернативы для них оказывается ниже стоимости товарного дизтоплива по крайней мере на величину акциза с учетом НДС.

Однако "суррогатчики" не спешат продавать свое топливо настолько дешево.

Участники рынка говорят, что для потребителей, эксплуатирующих тяжелую внедорожную дизельную технику в сельском и лесном хозяйствах, на нефтепромыслах и в различных отраслях строительства, оказывается достаточно скидки в размере 1.500-2.000 рублей с тонны от стоимости дизтоплива.

Как поясняют источники, знакомые с производством и реализацией средних дистиллятов, оставшаяся "премия" к альтернативе обеспечивает значительную часть маржи всех простых нефтеперегонных заводов, торгующих дизельной фракцией на рынке РФ.

РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТНЯЛО МАРЖУ

Временное снижение акцизов правительством в прошлом году и другие меры по сдерживанию цен на внутреннем рынке, выплаты демпфирующей надбавки с начала текущего года привели к резкому отставанию цен на товарное дизельное топливо на внутреннем рынке от экспортного паритета.

Так, летом прошлого года дизтопливо оказывалось настолько дешевым, что некоторые "суррогатчики" не имели возможности предлагать конкурентные цены на свою продукцию и вынуждены были уходить на экспорт.

По оценке исследовательской группы Петромаркет, в 2018 году объем рынка суррогатов составил 7 миллионов, сократившись по сравнению с 2017 годом на 1,9 миллиона тонн, в первую очередь по причине уменьшения спреда между ценами на средние дистилляты и дизтопливо Евро-5.

Специалист, знакомый с экономикой НПЗ, выпускающих и реализующих средние дистилляты на рынке РФ, утверждает, что без продаж на внутреннем рынке простая переработка сегодня становится убыточной.

"Эффективность всех 'самоваров' держится на безакцизном дизтопливе и беспошлинном экспорте темных. Если не удастся найти способ избежать акциза, останется только уходить на экспорт. Однако если фракции полностью экспортировать, да еще платить пошлину на мазут, маржа переработки оказывается отрицательной", - сказал он.

В случае потери внутреннего рынка суррогатного дизтоплива особенно тяжело придется примитивным мини-НПЗ, расположенным в глубине страны на большом удалении от границ - от зарубежных рынков сбыта, для которых не останется легальных способов остаться наплаву.

Если производители средних дистиллятов вынужденно переориентируются на экспорт, для сегодняшних потребителей суррогатов единственным доступным топливом станет товарное стандарта Евро-5, которое в избытке выпускают все крупные российские НПЗ нефтяных компаний.

В итоге Минфин, вероятно, все равно сможет получить искомые 50 миллиардов: если средние дистилляты уйдут на экспорт, их неизбежно заместят соответствующие объемы товарного дизтоплива, за которое добросовестные нефтекомпании будут уплачивать соответствующий акциз.

"Рынок займёт обычный дизель. Ведь потребление не изменится, и мы все равно эти деньги соберём, только уже через рост поступлений акцизов по дизельному топливу. От того, что этот "серый" дизель уйдёт на экспорт, российские автолюбители меньше ездить не станут", - пояснил Рейтер Сазанов.

Если произойдет полное замещение суррогатного дизтоплива в объеме 5 миллионов тонн в год, это приведет к 15-процентному росту поставок дизтоплива Евро-5 на внутренний рынок РФ и соответствующему уменьшению экспорта.

Однако участники рынка не исключают, что фактические сборы могут оказаться меньше.

"'Гостовский' дизель дорогой. Платить (за топливо) больше не все готовы - станут меньше покупать и больше экономить" - считает участник "серого" рынка дизтоплива.

По его мнению, рынок суррогатов вполне может продолжить нелегальное существование.

"Сложно отслеживать такие поставки с разных 'самоваров' - это нереально. 'Печкой' (печным топливом) не перестанут торговать, если будет выгодно. В подполье уйдет", - сказал собеседник Рейтер.

(При участии Дарьи Корсунской и Натальи Чумаковой, редактор Людмила Зараменских)

Российским компаниям дали указание обеспечить стабильность поставок топлива на российский рынок. При этом налоговая нагрузка на нефтепереработку в стране только увеличилась. Демпфер на нефтепродукты при низких ценах на нефть стал работать в обратную сторону. Теперь уже компаниям приходится доплачивать в бюджет за поставку ГСМ на внутренний рынок, а стоимость топлива даже при беспрецедентно низких ценах на нефть остается на прежнем уровне. В этой ситуации в администрации президента заявили о возможном пересмотре механизма демпфера для внутренней нефтепереработки, однако, в правительстве данную инициативу не поддержали, что свидетельствует о явном конфликте интересов.

Напомним, что в конце апреля на совещании по вопросам развития топливно-энергетического комплекса президент России Владимир Путин сделал несколько программных заявлений, касающихся предприятий ТЭКа. В частности, он сказал, что нельзя ни в коем случае допустить дефицита топлива на внутреннем рынке, а также ограничение энергоснабжения предприятий или населенных пунктов России.

Помимо этого, президент указал на необходимость обеспечить долгосрочную устойчивость российского ТЭКа на всех этапах, начиная с добычи ресурсов и заканчивая работой нефтесервисных предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса. По его словам, необходимо продолжать развивать крупные инфраструктурные проекты в энергетике, значимые для российских регионов и предприятий реального сектора.

Вместе с тем пока ситуация в нефтепереработке только ухудшается.

Компенсационный механизм, созданный два года назад для поддержания стабильных цен на топливо на внутреннем рынке при ценах на нефть выше $42 за баррель, начал действовать в обратную сторону.

Напомним, что обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива для внутреннего рынка и сырья для нефтехимии, а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента. Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки. Она рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. В 2019 г. нефтяники благодаря демпферу получили от государства 282 млрд руб. компенсации. Однако, если экспортные цены формируются ниже этого уровня, уже компаниям приходится доплачивать в бюджет. Это заставляет топливо внутри РФ не дешеветь, несмотря на обвал нефтяных цен на мировых рынках.

Еще месяц назад в СМИ проходила информация о том, что уже в феврале 2020 года демпфер стал отрицательным, и компании заплатили государству 10,9 млрд рублей. В апреле rupec.ru сообщил о том, что продажи топлива на бирже стали убыточны для нефтяных компаний. 20 апреля топливо реализовывалось по 35,77 тыс. рублей за тонну (в европейской части России). При этом издержки компаний на выплаты акцизов, демпфера и другие налоговые составляющие по предварительным расчетам достигали около 38 тыс. рублей за тонну. Таким образом, чистый убыток от продажи бензина на бирже превышал 2 тыс. рублей за тонну.

По расчетам Argus Consulting, в апреле отрицательный демпфер обойдется российским переработчикам примерно в 90 млрд рублей. Значение демпфирующего коэффициента для бензина снизится в апреле до минус 18892 руб./т с мартовских минус 12581 руб./т, а для дизельного топлива — до минус 12266 руб./т с минус 6947 руб./т. Для сравнения в апреле 2019 года демпфирующий коэффициент был положительным и составлял для бензина 7975 руб./т, а для дизтоплива — 6358 руб./т.

Согласно подсчетам Reuters, за первый квартал текущего года нефтяники должны будут выплатить рекордные 67 млрд рублей. Демпфирующая надбавка за период с 1 по 27 апреля составляет для автобензина около минус 18400 рублей за тонну, для дизтоплива — минус 11500 рублей.

Государство уже задумалось о том, как изменить этот механизм «сглаживания цен», дабы помочь нефтяным компаниям.

На днях помощник руководителя администрации президента Кирилл Молодцов на онлайн-конференции Тюменского нефтегазового форума рассказал, что на совещании у президента будет обсуждаться поддержка нефтесервисных компаний, возможность изменения демпфирующего механизма в системе обратного акциза на нефть. «Если затронуть тему нефтепереработки, понятно, что демпфер работает на интересы, прежде всего, бюджета сейчас. Думаю, вопрос будет поднят — какое правильное соотношение интересов переработчиков, интересов розницы и сбытовых сетей и интересов бюджета должно быть. И каким образом это должно быть отрегулировано. Буквально на этой неделе услышите дополнительные новации и позицию президента по этому вопросу», — цитирует Молодцова «Интерфакс».

Однако, судя по итогам совещания у президента, никакого открытого обсуждения демпфера не было.

Более того, накануне совещания министерство энергетики РФ сообщило, что не намерено инициировать процесс корректировки демпфирующего механизма. «Сейчас не рассматривается никаких предложений по изменению механизма, который был принят два года назад. Минэнерго тоже не выходит с инициативой его менять. Принцип демпфера специально был настроен таким образом, чтобы сглаживать волатильность розничных цен на внутреннем рынке при любых внешних ценовых условиях», — рассказал министр энергетики Александр Новак в интервью изданию «Газета.ru». Он оценил поступления в бюджет от нефтяных компаний по демпферу в 2020 году на уровне 1 триллиона рублей при цене нефти в $20 за баррель.

Сложно предположить, чтобы в нынешней ситуации правительство отказалось от этих денег. Поэтому вместо пересмотра демпферов из-за сложной экономической обстановки Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго подписали совместный приказ о временном снижении в два раза нормативов биржевых продаж нефтепродуктов с 1 апреля по 30 июня. В частности, нормативы биржевых продаж бензина снижены с 10% до 5% от объема производства, дизтоплива — с 6% до 3%, авиатоплива — с 10% до 5%, мазута — с 2% до 1%, сжиженных углеводородных газов — с 5% до 2,5%. Эта мера явно поддержит именно стоимость топлива.

Большинство отраслевых экспертов, опрошенных «НиК», считают, что в сложившейся ситуации пересмотр демпфирующего механизма помог бы российской нефтепереработке, дал бы шанс на снижение стоимости ГСМ. Впрочем, в реальное уменьшение цен на АЗС верится с трудом. Кроме того, у компаний сейчас есть другая серьезная проблема — где хранить топливо при резком сокращении спроса. Ряд источников в отрасли уже говорит о необходимости сокращения нефтепереработки на 50%.

Исполнительный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» (НААНС-МЕДИА) Тамара Сафонова сообщила, что в 2020 года демпфер для бензина снизился до минус 12,58 тыс. руб. за тонну, дизельного топлива — до минус 6,95 тыс. руб. за тонну: «Демпфирующий коэффициент для бензина и дизельного топлива остался отрицательным в марте и может иметь отрицательное значение в апреле, вследствие чего российские нефтяные компании продолжат делать дополнительные отчисления в бюджет, если не будут внесены изменения в Налоговый кодекс», — заявила эксперт в интервью «НиК».

Она отметила, что в последние два месяца ситуация с мировыми ценами на топливо такова, что вместо демпфера, призванного компенсировать нефтепереработчикам разницу внутренних и экспортных цен, НПЗ сами платят в бюджет. Это также является одним из факторов того, что топливо внутри РФ не дешевеет, несмотря на обвал нефтяных цен на мировых рынках:

«В этой связи корректировка налогового законодательства является актуальной как для поддержки потребителей и увеличения спроса в период пандемии, так и для нефтеперерабатывающих заводов, для которых может быть снижено налоговое давление»,

Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов также считает, что с учётом проблем российского нефтяного комплекса из-за необходимости сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК+ изменение условий демпфера могло бы стать мерой поддержки российской нефтепереработки и позволило бы немного снизить цены на бензин, что стимулировало бы потребительский спрос: «Однако правительству сложно принять такое решение в условиях жёсткого дефицита бюджета, когда все большее число отраслей и предприятий обращаются за антикризисной помощью», — пояснил аналитик.

Главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов заметил, что сейчас для нефтепереработки ситуация экстраординарная, прежде всего, из-за обвального падения спроса на нефтепродукты: «Одновременно из-за снижения нефтяных цен НПЗ почти лишились субсидий от государства, и при этом компаниям нужно выплачивать демпфер. Поэтому поддержка государства нужна, чтобы по мере восстановления спроса отрасль могла надежно обеспечивать внутренний рынок нефтепродуктами», — указал эксперт.

Вместе с тем, он напомнил, что демпфер — это, в первую очередь, механизм поддержания стабильных цен внутреннего рынка: «Если снижать демпфер, то и цены должны снизиться, а это мало поможет переработке. Ведь спрос упал не из-за цен, а из-за последствий пандемии.

Одновременно демпфер играет важную фискальную роль, поддерживая бюджет, когда все остальные нефтяные налоги обвалились.

Поэтому к вопросу его корректировки надо подходить осторожно, с учетом всех возможных последствий», — заявил Ежов.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша заметил, что есть возвратный акциз на нефть и демпфер на нефтепродукты: «Насколько я понимают, сейчас действительно отрицательный демпфер на нефтепродукты, но он компенсируется существенным ростом возвратного акциза на нефть. И в сумме они друг друга компенсируют, потому что один положительный другой отрицательный. Почему-то об этом никто ничего не говорит», — указал эксперт. По его мнению, реальных убытков от отрицательного демпфера на нефтепродукты у компаний нет.

Генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Тамара Канделаки считает, что сейчас для компаний вопросы демпфера на нефтепродукты не столь актуальны, гораздо важнее для них решить проблему хранения сырья: «Цена на нефть восстановится, скорее всего, до конца третьего квартала. Эта беспрецедентная ситуация с обвалом спроса на нефтепродукты должна войти в историю. Поэтому компании гораздо больше волнует проблема хранения сырья. Внутренний рынок сильно упал и стоит рассчитывать еще на месяц карантина. Пока компании держались за счет резкого увеличения экспорта.

Однако карантин практически во всех странах продолжается, а емкости по хранению нефтепродуктов уже заполнены»,

По ее мнению, одно из действий, которые сейчас должны сделать нефтяники — это приобрести гарантированный сбыт за счет покупки мощностей: «Например, ЛУКОЙЛ уже заявил, что он будет на своих зарубежных заводах перерабатывать только свою нефть. По идее, другие российские компании, имеющие мощности по переработке за рубежом, должны последовать этому примеру. Поэтому сейчас время для того, чтобы покупать мощности. Стопроцентный переход на спотовый рынок — это неправильная стратегия», — резюмировала Канделаки.

Вместе с тем стоит отметить, что для скорейшего выхода из сложившейся ситуации с заполнением хранилищ необходимо стимулировать спрос, а для этого лучше всего подходит стратегия снижения цен на топливо. Поэтому проблема демпфера в ближайшее время будет весьма актуальна. Ведь мало того, что благодаря данному регулирующему инструменту россияне должны постоянно переплачивать на АЗС — в конце концов, за дешевую нефть платят именно рядовые автовладельцы, — так еще и российские компании начнут терять рынок сбыта в России. Напомним, что уже сейчас на бирже СПбМТСБ Белоруссия успешно продает ГСМ, хотя Минску приходится импортировать российскую нефть для переработки на своих заводах.

Екатерина Вадимова

Читайте также: