Налоговые правонарушения в россии примеры

Опубликовано: 09.05.2024

"Рекордсменом" налоговых преступлений в октябре стала генеральный директор ООО «Технопоиск» Диана Желяскова, которая не заплатила около 3 млрд руб. НДС и налога на прибыль. О других крупных налоговых преступлениях октября, в нашей подборке.

После проверки ФСБ

  • Локация: Нижегородская область
  • Размер ущерба: 35,3 млн руб.

Налоговое дело закончилось реальным сроком для генерального директора фирмы ЗАО «ЭнергоПромРесурс» Евгения Левунина. Он получил 4 года колонии общего режима. Как сообщает Следственный комитет, подсудимый "создал схему ухода налогообложения посредством фиктивного документооборота с фирмами-«однодневками», с которыми фактически отсутствовали хозяйственные взаимоотношения, для незаконного применения вычетов по налогу на добавленную стоимость и налога на прибыль для получения необоснованной налоговой выгоды". В итоге за три года общество не заплатило 3,35 млн руб. налогов.

Нарушения выявила проверка оперативников, ее провели региональные ФСБ и МВД. Мужчина вину не признал, но был взят под стражу в зале суда и осужден на 4 года реального срока.

За плохого подрядчика

  • Локация: Нижегородская область
  • Размер ущерба: 350 млн руб.

Расследование уголовного дела в отношении лиц из ТП "Нижегородец" еще не закончено. Следствие считает, что компания заключила ряд договоров со строительной компанией. Несколько контрактов были связаны с реконструкцией и модернизацией недвижимости в Нижнем Новгороде. Подрядчик при этом не располагается по месту регистрации, а в отчетности отсутствует численность сотрудников, которые получали доход, а руководство компании представило налоговую отчетность с минимальными показателями тот же период. Работы компания по контрактам также не выполнила, но документы об их исполнении были подписаны и включены в налоговую декларацию. "В результате неправомерных действий руководства ООО ТП «Нижегородец» не уплатил налог на прибыль за 2017 в сумме, превышающей 350 миллионов рублей, что является особо крупным размером", – комментирует СКР.

Как сообщает портал NN.ru, компания "Нижегородец" на 34,4% принадлежит Владимиру Гойхману, он —родственник депутата гордумы Нижнего Новгорода Алексея Гойхмана. Сам депутат раньше выступал совладельцем компании. Сейчас организация ликвидируется.

Рыбный маневр

  • Локация: Мурманская область
  • Размер ущерба: 33 млн руб.

СК закончил расследование уголовного дела против руководителя компании "Биос-Шельф". В компании уходили от налогов с 2010 по 2012 годы. Делали это за счет включения в товарооборот фиктивных сделок по приобретению промыслового оборудования. В итоге сумму налога занизили на 33 млн руб. "Органом предварительного следствия были приняты все меры, направленные на погашение причиненного ущерба, а именно наложены аресты на расчетные счета обвиняемого и его имущество", – комментирует СКР.

Сейчас дело направлено в суд. По информации системы Casebook.ru, в указанное время компанией руководили "Рыбопромышленные предприятия северо-запада", а его руководителем в это время был Андрей Лосев.

Реальный срок

  • Локация: Санкт-Петербург
  • Размер ущерба: 3 млрд руб.

Генеральный директор ООО «Технопоиск» Диана Желяскова получила год реального срока в исправительной колонии общего режима. Причиной стало уклонение от налогов. Как установил Следственный комитет, компания с 2012 по 2014 годы уклонилась от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Ущерб бюджету составит 3 млрд руб. В налоговые декларации вносили ложные сведения: проводились операции с фирмами-однодневками. Пока шло следствие на имущество Желясковой был наложен арест.

Согласно системе Casebook.ru, Желяскова была генеральным директором с конца 2012 года до конца 2017 года. В июле 2018 года в отношении компании было подано заявление о банкротстве, сейчас оно рассматривается.

Подкачали дома

  • Локация: Республика Коми
  • Размер ущерба: 20 млн руб.

Бывший генеральный директор ООО «СУ-4 Сыктывкарстрой» Виктор Логвинов уклонился от налогов на 20 млн руб., фигурант вину признал и получил, сейчас дело против него направлено в суд.

Еще одна статья, которая вменяется Логвинову, — выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ч.1 ст.238 УК). С января 2013 года по 2016 год он вносил в налоговые декларации ложные сведения, за счет чего ушел от налогов. В этот же промежуток времени, в 2014 году администрация одного из районов заключила с ООО «СУ-4 Сыктывкарстрой» муниципальные контракты на строительство четырех домов в Емве. Контракт был заключен по программе переселения граждан из аварийного жилья.

"В ходе следствия установлено, что при строительстве данных объектов часть работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, фактически не была выполнена и представляла угрозу безопасности жизни и здоровья потребителей. Несмотря на это, работы по возведению объектов были профинансированы из бюджета, дома введены в эксплуатацию, после чего заселены гражданами по договорам социального найма и мены", – комментирует Следственный комитет. Под уголовное дело попал и глава муниципалитета, который санкционировал приемку двух домов, зная о о выдаче отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации. От должности его временно отстранили.

Дело "Сыктывкарстроя" не обошлось и без административного состава, как сообщает информационное агентство БНК , ООО «АиСТ», которое выполняло функции технического надзора при возведении, требовало у застройщика вознаграждение за беспрепятственно подписанный акт, в итоге исполнительный директор "АиСТа" стал фигурантом уголовного дела за вымогательство, а застройщика привлекли к штрафу в 1 млн руб. по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента.

Понятие правонарушения в налоговой сфере

Налоговые правонарушения, согласно нормам налогового законодательства, это действия плательщика налогов и сборов, которые нарушают действующие нормы налогового права. Под деяниями понимаются как действия (в том числе и не осознанные), так и бездействия. Например, когда плательщик не платить вмененные ему налоги и сборы.

Несмотря на то, что действие или бездействие плательщика, в результате которого возникает налоговое нарушение, к ответственности привлечь можно не всех плательщиков и не всегда. Так, Налоговым Кодексом предусмотрен ряд ситуаций, в которых налоговое правонарушение не приводит к ответственности виновного лица.

Определение налогового правонарушения впервые было дано в 1996 году Конституционным судом РФ. Уже после этого в Налоговом Кодексе была отведена отдельная статья для определения. Налоговые правонарушения являются нарушениями, которые выявляют налоговые органы в отношении плательщика. При этом для того, чтобы за найденные нарушения наступила ответственность плательщика по нарушениям, налоговым органам необходимо доказать виновность этого плательщика.

Налоговое правонарушение признается совершенным тогда, когда налоговый орган обнаруживает это нарушение при проверке в отчетный налоговый период. При этом плательщик со своей стороны обязан только вовремя представлять на рассмотрение налоговых органов необходимую документацию.

Состав налогового нарушения

Под составом налогового нарушения понимается целая совокупность различных признаков, в рамках налогового законодательства, которые позволяют считать, что имеет место именно налогового нарушение со стороны участника налоговых правоотношений.

Совершение налогового правонарушения не всегда влечет ответственность участника налоговых отношений. Например, в случаях, когда при рассмотрении дела, становится известно, что никакого факта нарушения нет. То есть отсутствует состав нарушения и преступления.

Совершение налогового правонарушения еще не является основанием для наступления ответственности.

Например, если плательщику не исполнилось на момент нарушения 16 лет, то привлечь его к ответственности нельзя. Или если в ходе рассмотрения дела, не было найдено никаких доказательств виновности плательщика.

Основная задача налогового органа, который обнаружил правонарушение, заключается в изыскании доказательств вины, в противном случае к плательщику будет нечего предъявить. Поскольку плательщик не обязан доказывать свою невиновность.

Налоговые правонарушения условно по составу делятся на четыре группы: объект и субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объектом всегда являются гражданско-правовые отношения, которые нарушаются в результате совершения налогового преступления.

Так, если плательщик не вносит вовремя плату по налогам и сборам, то нарушаются его правоотношения с государством, поскольку плательщик не исполняет свои обязательства перед ним, не пополняет государственный бюджет.

Субъект налогового правонарушения – это плательщик, который совершил налогового правонарушение. Это может быть, как отдельный плательщик – физическое лицо, так и целая организация, индивидуальный предприниматель, должностное лицо, в результате действия или бездействия которого наступило нарушение со стороны всей организации, которую он представляет.

Объективной стороной в составе налогового правонарушения является то самое действие, которое привело к нарушению. Например, плательщик не уплатил причитающийся ему налог. Действие по неуплате является объективной стороной состава налогового правонарушения.

Под субъективной стороной понимается то, как именно было совершено нарушение. Так, выделяется две субъективные стороны: по неосторожности (в том числе и по незнанию) и осознанное.

Например, если плательщик следовал указаниям, которые в письменном виде дал ему налоговый орган, и эти требования привели к нарушению действующего налогового законодательства, то субъективная сторона состава нарушения является неосознанной.

Плательщик не умышленно совершил противоправное деяние, ответственность за которое он может и не понести. Состав налогового правонарушения подразумевает, что для доказательства факта самого нарушения должны существовать все 4 составляющие.

Виды налоговых правонарушений условно подразделяются по объекту нарушения на две категории:

  • нарушения в сфере контроля (в том числе при проверке в налоговой сфере);
  • нарушения, имеющие экономическую подоплеку – не уплата налогов и сборов.

Виды налоговых правонарушений необходимы для того, чтобы налоговые органы правильно изыскивали доказательства существования нарушения. Так, при нарушениях в финансовых вопросах для установления факта нарушения достаточно проверить, насколько своевременно плательщик вносил плату по причитающимся ему налогам и сборам.

Помимо условных видов нарушений в налоговой сфере, существует утвержденный перечень налоговый правонарушений по разновидностям. Ему отведена 16 Глава Налогового кодекса.

Признаки налогового нарушения

Налоговые правонарушения в своем понятии уже содержат необходимые для доказательства преступления или нарушения признаки. К ним можно отнести:

  • какое-либо действие или бездействие;
  • виновное действие;
  • нарушающее права действие;
  • то деяние, за которое уже предусмотрена ответственность для лиц-участников налоговых отношений.

Так, действие по неуплате налога считается сразу и действием, и виновным действием, и нарушающим права участников отношений в налоговой сфере действием, и действием, за которое уже предусмотрена ответственность. То есть все 4 признака соблюдены.

Однако для того, чтобы налоговое нарушение признавалось совершенным, вину плательщика или участника налоговых отношений еще нужно доказать.

То есть налоговый орган самостоятельно должен изыскать все доказательства, согласно которым вина лица будет бесспорной.

Примечательно, что существуют ситуации, в которых в ходе рассмотрения дела выясняется, что плательщик остается невиновным, а налоговые органы находят ошибки в своем исполнении обязательств по контролю за исполнением налоговых норм. Так, в судебной практике имеют место ситуации, когда к плательщику предъявляется требование уплатить налог или сбор, который им уже был уплачен.

При этом налоговый орган представляет доказательства виновности плательщика, а плательщик в свою очередь представляет свои доказательства о невиновности. Например, квитанцию об уплате налога или сбора. В этом случае судебные органы всегда встают на сторону плательщика, поскольку последний исполнил свои обязательства, состава нарушения нет, признаки налогового правонарушения не были исполнены.

Призвать к ответственности невиновное в деянии лицо налоговый орган не вправе. При этом если плательщик считает себя невиновным, а налоговый орган вынес решение о его виновности, плательщик вправе обратиться в суд для восстановления своей невиновности и пересмотра дела уже с новыми доказательствами и всеми обстоятельствами.

Все признаки налогового нарушения носят нормативный характер, они прописаны на законодательном уровне, и без обнаружения признаков нарушения и выявления состава налоговый орган не вправе говорить о факте наступления налогового правонарушения и о том, что у этого нарушения есть конкретный виновник.

Наши эксперты Ольга Иваненко, учредитель компании «БизнесСтарт» и Дмитрий Семашко, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» составили список распространенных налоговых правонарушений, которые совершались в прошлом году. Перечень составлялся на основе опыта и наблюдений экспертов, а также примеров из открытых источников в Сети.

Фото с сайта ribalych.ru
Фото с сайта ribalych.ru
Фото с сайта ribalych.ru
Фото с сайта ribalych.ru

1 место

В «лидерах» – нарушения правил торговли и оказания услуг.

Среди них одно из самых распространенных – отсутствие сопроводительных документов, либо их недействительность (ч. 4 ст. 12.17 КоАП). Количество таких дел по различным регионам Беларуси увеличилось по сравнению с 2014 годом от 40% до 150%.

Статья многоликая и разносторонняя. Она предусматривает ответственность за приобретение, хранение, транспортировку, использование в производстве и реализацию товаров без документов, подтверждающих их поступление либо приобретение.

Это правонарушение весьма существенно сказывается на деятельности привлекаемых компаний – вплоть до их ухода в банкротство. Причины: достаточно жесткие санкции статьи, позволяющие (если вина установлена) конфисковывать товар и выручку, полученную от их продажи (выполнения работ, оказания услуг).

Пример. Налоговая инспекция по Ленинскому району Минска, совместно с правоохранительными органами установили, что ИП хранит на складе товары (флеш-накопители, батарейки, планшеты) без документов, подтверждающих их приобретение и отпуск в реализацию.

Фото с сайта pro-tablets.com

Фото с сайта pro-tablets.com

Кроме того, установлено, что на планшеты не были нанесены контрольные (идентификационные) знаки. Было арестовано и изъято 93+ тыс. единиц товара на сумму свыше 1,4 млрд рублей. Материалы проверки будут направлены в экономический суд.

Нарушения относятся к ч. 4 статьи 12.17 и статьи 12.35 КоАП.

К таким последствиям приводит небрежное отношение к составлению первичных документов и их хранению. В 90% случаев отстоять свое имущество не представляется возможным.

2 место

Не секрет, что сегодня налоговая оптимизация и налоговое правонарушение могут быть синонимами. Поэтому содержание главы 13 КоАП знакомо многим предпринимателям. Можно выделить:

  • Неуплату или неполную уплату налогов, сборов. Санкции – 20% от суммы неуплаченного/несвоевременно уплаченного налога (ч.1 ст. 13.6 КоАП)
  • Невыполнение обязанности по удержанию налога у работников

Занижение налоговых обязательств и/или доходов. После проверки организации «А» установлено, что эта компания при налогообложении неправомерно относила на затраты:

1. Стоимость консультационных услуг по ведению бухгалтерского учета, которые якобы оказывал ИП. При том, что эти услуги ранее уже были возложены на бухгалтерскую компанию.

2. Суммы компенсации личного автомобиля работника в служебных целях – в то время как этот специалист находился в очередном отпуске.

Фото с сайта finance.bigmir.net

Фото с сайта finance.bigmir.net

3. Организация не исчисляла и не уплачивала налог на недвижимость по торговому помещению, взятому в аренду у индивидуального предпринимателя.

4. При заключении договоров перевода долга организация изменила валюту обязательств по полученным ранее процентным займам от нерезидентов.

Погашение долга было произведено по договорному курсу, значительно превышающему официальный. В то же время налог на доходы нерезидента – по процентным доходам от долговых обязательств – был рассчитан по курсу Нацбанка. Это привело к занижению суммы налога на доходы.

Всего с компании было доначислено и взыскано в бюджет 88,5 млн рублей, в том числе налогов на 67,6 млн рублей.

Необоснованный возврат сумм налогов из бюджета

1. Во время проверки налоговой инспекцией Первомайского района Минска установлено: ОАО «В» необоснованно применило в 2014 году ставку НДС «0» процентов по оборотам по реализации работ нерезидентам.

Организация получала выручку от работ – установка материалов заказчика в изготовленную продукцию (установка комплектующих на платформу автомобильного шасси).

Фото с сайта akpspb.ru

Фото с сайта akpspb.ru

Работы были связаны с движимым имуществом, находящимся в нашей стране. Место реализации – территория Беларуси.

Нарушения: подпункт 1.2 пункта 1 ст. 33 Налогового кодекса и пункт 1 ст. 93 Налогового кодекса.

2. В 2014 организация «В» уменьшила сумму налоговых вычетов, подлежащих распределению методом удельного веса. Это было сделано путем необоснованного принятия к вычету НДС в IV квартале 2014.

НДС выплачивался при покупке объектов у иностранных организаций, которые не состоят на учете в налоговых органах нашей страны.

Фото с сайта birealt.by

Фото с сайта birealt.by

Суть нарушения – суммы НДС при приобретении объектов у иностранных организаций подлежат вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления (п. 14 статьи 107 Налогового кодекса). Т.е. суммы НДС, исчисленные в IV квартале 2014 года по объектам, подлежат вычету в I квартале 2015. Таким образом срок уплаты должен был быть 22.01.2015.

Нарушения – пункт 5 и пункт 6 статьи 103 Налогового кодекса, пункт 14 статьи 107 Налогового кодекса.

Всего было доначислено и взыскано 338 млн белорусских рублей. Неправомерно предъявленная плательщиком к возврату из бюджета сумма НДС составила 98,3 млн белорусских рублей.

Выплата заработной платы в конвертах

Налоговые органы Брестской области в 2015 году установили 36 случаев начисления и выплаты зарплаты ниже минимального уровня, а также невыплаты заработка. Было установлено 46 случаев выплаты зарплаты без отражения в регистрах бухгалтерского учета, среди них – 11 случаев выплаты зарплаты «в конвертах».

Фото с сайта news.rate.by

Фото с сайта news.rate.by

Сумма доначисленных платежей – 370,5 млн рублей.

3 место

Незарегистрированная предпринимательская деятельность (часть 1-1 ст. 12.7 КоАП).

На первый взгляд, указанная деятельность имеет мало общего с бизнесом. Пенсионеры, например, торгуют на остановках продуктами питания – что тут такого. Однако на протяжении последних 5 лет это правонарушение – одно из самых распространенных, а суды загружены такими делами.

Причина: некоторые предприниматели решают, что выгоднее избавить себя от регистрации и хождения по исполкомам, избежать затрат на уплату налогов, сборов и других платежей. То есть, предприниматели принимают на себя ответственность за «работу вчерную». Нередко за такими действиями скрываются вполне приличные по коммерческим меркам бизнес-модели. Но все же, уголовный кодекс в большинстве случаев сдерживает «рисковых» предпринимателей от получения мега-доходов.

Если сумма полученного дохода превысит 250 базовых величин – это уже уголовная статья (ст. 233 УК).

4 место

1. Предпринимательская деятельность без лицензии либо с нарушением правил и условий ее осуществления (часть 1 ст. 12.7 КоАП)

2. Нарушение законодательства о маркировке товара контрольными идентификационными знаками (ст. 12.35 КоАП).

Предпринимательская деятельность без лицензии (при ее истечении либо непродлении, лишении и т. п.) – нарушение с достаточно жесткими санкциям, вплоть до конфискации дохода.

Также нарушителя могут лишить права заниматься определенной деятельностью.

Пример. Налоговая инспекция Центрального района Минска провела плановую проверку организации, которая занималась производством и продажей входных дверей. В том числе дымонепроницаемых из алюминиевого профиля. Они относятся к специальной технической продукции, и для их продажи требуется лицензия.

Фото с сайтау espro.by

Фото с сайта espro.by

Продажа, которая сопровождалась строительно-монтажными работами по договорам строительного подряда и поставки, проходила без специального разрешения (лицензии).

Доход организации от незаконной предпринимательской деятельности составил более 150 млн рублей.

Возможная ответственность (часть 1 статьи 12.7 КоАП) – компания выплатит штраф до 500 базовых величин, с возможной конфискацией дохода или лишением права заниматься определенной деятельностью.

5 место

Запрещенная предпринимательская деятельность, ч.2 ст. 12.7 КоАП.

Очень популярное некогда административное правонарушение. Сейчас оно также распространено, но меньше. Последние несколько лет произошла либерализация законодательства в сфере найма работников индивидуальными предпринимателями:

  • Были внесены изменения в президентский Указ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»
  • Снят запрет на привлечение к предпринимательской деятельности лиц, не являющихся близкими родственниками.
Фото с сайта belrynok.by

Фото с сайта belrynok.by

В большинстве именно взаимодействие с различного рода лжеструктурами очень дорого обходится бизнесменам, начиная от утраты бизнеса и заканчивая личной свободой.

Пример. Во время проверки организации, осуществляющей оптовую торговлю скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием, установлена схема ухода от налогов. Компания оформляла первичные учетные документы на приобретение в 2008-2013 годах продукции у организаций, которые имеют признаки лжепредпринимательской деятельности.

В результате проведенных мероприятий и собранных доказательств первичные учетные документы признаны не имеющими юридической силы. В бюджет доначислено 1,68 млрд рублей.

Фото с сайта vc.ru

Фото с сайта vc.ru

6 распространенных аспектов, на которые обращают внимания контролирующие органы:

1. Установление фактов работы компании без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований/условий работы по лицензии. Проверка фактов и условий, при которых предпринимательская деятельность является незаконной и (или) запрещается.

2. Соблюдение законодательства по расчету наличными денежными средствами. Проверка порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет.

3. Проверка использования кассового оборудования (автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, платежные терминалы). Проверка использования и учета на них средств контроля.

4. Проверка правил розничной торговли и общественного питания, бытового обслуживания потребителей.

5. Проверка наличия документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, а также их отпуск в места продажи.

6. Проверка соблюдения правил маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками при их продаже, хранении и транспортировке.

Ольга Иваненко

Учредитель, консультант по налогам бухгалтерской компании «БизнесСтарт», учредитель «Бинесстарт-инвест».

Стаж управления – более 10 лет.

Опыт консультирования более 7 лет: налоговый, бухгалтерский, управленческий консалтинг для предприятий малого и среднего бизнеса.

Дмитрий Семашко

Адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры» адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».

Практикует с 2006 года. Специализируется на защите интересов клиентов в судах и административных органах. Сферы: урегулирование споров, административное право, международная торговля и таможенное право, строительство и недвижимость.

Опыт ведения дел в арбитражных судах России и международном арбитраже.

Автор публикаций, посвященных изменениям законодательства, в том числе Памятки ПРООН и МНС для налоговых консультантов «К вам пришла налоговая проверка».

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Читайте также: