Письмо департамента налоговой и таможенно тарифной политики минфина рф

Опубликовано: 02.05.2024

Вопрос:

ОАО является гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности) в отношении более чем 183 тысяч предприятий и почти 6 миллионов бытовых потребителей на территории города Москвы и Московской области.

В связи с большим количеством абонентов ОАО несет значительные расходы по подготовке документов на бумажных носителях для расчетов с абонентами, в том числе счетов, актов приема-передачи электрической энергии, счетов-фактур.

В целях сокращения вышеуказанных расходов ОАО приняло решение организовать систему электронного документооборота с абонентами-организациями, при этом все документы предполагается подписывать с использованием электронно-цифровой подписи.

Вместе с тем абоненты ОАО выражают опасения по поводу возможного применения права на вычет по налогу на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, подписанных с использованием электронной цифровой подписи.

Исходя из этого, возникают следующие вопросы:

  1. Будет ли акт приема-передачи электрической энергии, подписанный с помощью электронной цифровой подписи, являться надлежаще оформленным первичным учетным документом в целях бухгалтерского и налогового учета?
  2. Будет ли счет-фактура, оформленный с помощью электронной цифровой подписи, являться документом, на основании которого можно заявлять о применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу применения электронной цифровой подписи в первичных учетных документах, на основании которых ведется бухгалтерский и налоговый учет, и сообщает следующее/

Согласно статье 160 Гражданского кодекса Российской Федерации использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случае если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении документа на бумажном носителе.

Помимо этого, в силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Таким образом, при соблюдении указанных выше требований акт приема-передачи электроэнергии, надлежащим образом оформленный и подписанный с помощью электронной цифровой подписи, является первичным учетным документом в целях бухгалтерского и налогового учета.

Что касается оформления счетов-фактур в электронном виде и их подписания электронно-цифровой подписью, необходимо учитывать, что согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса счета-фактуры являются документами, служащими основанием для принятия покупателем предъявленных продавцами товаров (работ, услуг, имущественных прав) сумм налога на добавленную стоимость к вычету.

Счета-фактуры, реквизиты которых предусмотрены пунктом 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не являются первичными документами в целях Закона N 129-ФЗ, а служат основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса. При этом данной статьей Кодекса возможность использования электронно-цифровых подписей руководителя и главного бухгалтера организации не предусмотрена.

Кроме того, Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, также не предусмотрен порядок, позволяющий использовать электронно-цифровые подписи руководителя и главного бухгалтера организации.

По мнению Департамента, для внедрения системы электронного документооборота счетов-фактур требуется внесение изменений в нормативные правовые акты.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 марта 2020 г. N 03-05-06-03/24475 О факте подтверждения уплаты в электронной форме государственной пошлины при подаче искового заявления в суд

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу, касающемуся факта подтверждения уплаты в электронной форме государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, и сообщает.

Подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1-5.1, 5.3 пункта 1 статьи 333.18 Кодекса, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению.

Пунктом 3 статьи 333.18 Кодекса установлено, что уплата государственной пошлины может быть произведена как в наличной, так и безналичной форме.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

При этом установлено, что факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

В соответствии со статьей 21.3 Федерального закона N 210-ФЗ создание, ведение, развитие и обслуживание ГИС ГМП осуществляет Федеральное казначейство.

Приказом Федерального казначейства от 12 мая 2017 года N 11н утвержден Порядок ведения ГИС ГМП (далее - Порядок).

Необходимо также отметить, что на основании пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 57 документы, прилагаемые к обращению, подаваемому в суд в электронном виде, и подтверждающие соблюдение предусмотренных законом процессуальных условий подачи обращения (например, документ об уплате государственной пошлины, в том числе формируемый посредством платежных онлайн-систем, банкоматов, мобильных приложений и платежных устройств, доверенность, ордер адвоката, документ об образовании представителя по административному делу), представляются в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы, либо в виде электронных документов.

В случае подачи указанных документов в виде электронных образов суд после принятия обращения к производству вправе потребовать представления подлинников данных документов либо их копий, заверенных в порядке, предусмотренном для заверения соответствующих письменных доказательств (часть 2 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), часть 2 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). При непредставлении подлинников или копий таких документов в указанный судом разумный срок исковое заявление, заявление, административное исковое заявление, жалоба (представление) могут быть оставлены без рассмотрения (пункт 5 части 1 статьи 196 КАС РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Так, согласно части 2 статьи 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или, когда представлены копии документа, различные по своему содержанию. Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления подлинников этих документов, в том числе подлинника платежного документа об уплате государственной пошлины.

В этом случае в силу абзаца второго пункта 3 статьи 333.18 Кодекса плательщик государственной пошлины должен обратиться в банк, осуществивший перевод денежных средств с банковского счета на счет соответствующего территориального органа Федерального казначейства, за подтверждением уплаты государственной пошлины.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

Минфин разъяснил, как подтвердить уплату в электронной форме госпошлины при подаче искового заявления в суд.

Суды и судьи не являются участниками ГИС ГМП. ГАС "Правосудие" и ГИС ГМП находятся в процессе интеграции.

Документы, прилагаемые к обращению, подаваемому в суд в электронном виде, представляются также в электронном виде. Суд после принятия обращения к производству вправе потребовать представления подлинников документов, в том числе подлинника платежного документа об уплате госпошлины.

В этом случае плательщик госпошлины должен обратиться в банк, переводивший деньги с банковского счета на счет территориального органа Федерального казначейства, за подтверждением уплаты госпошлины.

В связи с обращением сообщаем следующее.

В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года (далее – Соглашение) при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

Таким образом, необходимость включения в таможенную стоимость товаров лицензионных и иных подобных платежей (далее – лицензионные платежи) при выполнении условий, предусмотренных пп. 7 п. 1 статьи 5 Соглашения, связана не с действиями либо решениями таможенных органов в отношении конкретных лиц, а с требованиями таможенного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Таможенного кодекса Таможенного союза налоговая база для исчисления НДС и акцизов, уплачиваемых в составе таможенных платежей, определяется в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 160 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) при ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 и 4 данной статьи, и с учетом статей 150 и 151 Налогового кодекса) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины, подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

То есть необходимость включения в налоговую базу по НДС, уплачиваемому в составе таможенных платежей, таможенной стоимости ввозимых товаров, величина которой определяется с учетом лицензионных платежей (пп. 7 п. 1 статьи 5 Соглашения), также вытекает из требований законодательства.

В отношении содержащихся в обращении положений об имеющем место двойном налогообложении, поскольку одни и те суммы лицензионных платежей включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров и при этом организация «уплачивает НДС в качестве налогового агента… при перечислении лицензиарам лицензионных платежей…», обращаем внимание на то, что в данной ситуации имеет место налогообложение разных лиц, соответственно, лица, осуществившего ввоз товаров, и лиц, являющихся лицензиарами.

В первом случае объектом налогообложения является ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пп. 4 п. 1 статьи 146 Налогового кодекса), во втором случае – передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 статьи 146 Налогового кодекса). Применительно ко второму случаю, как правильно отмечено в обращении, организация признается налоговым агентом, то есть лицом, на которое в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

На организацию обязанности налогового агента возложены в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса, поскольку в рассматриваемой ситуации налогоплательщиками являются иностранные лица – лицензиары, не состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков.

С учетом изложенного, по нашему мнению, двойного налогообложения и противоречий между таможенным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не возникает.

Кроме того, отмечаем, что на 40-й Сессии Технического комитета по таможенной оценке Всемирной Таможенной организации (далее – Технический комитет) было принято Рекомендуемое Мнение 4.16.

В данном документе рассмотрен вопрос о включении в таможенную стоимость товаров в соответствии со Статьей 8.1(c) Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – Соглашение ВТО) сумм налогов, подлежащих в соответствии с налоговым законодательством страны ввоза удержанию импортером (налоговым агентом) из доходов в виде лицензионных платежей, начисленных в пользу иностранного правообладателя (налогоплательщика).

Техническим комитетом сделан вывод о том, что если в соответствии с налоговым законодательством страны ввоза при уплате в пользу иностранного правообладателя роялти импортером подлежат удержанию суммы налогов, то указанные суммы должны рассматриваться как часть лицензионных платежей. Следовательно, в таможенную стоимость товаров в соответствии со Статьей 8.1(c) Соглашения ВТО должна быть включена общая сумма начисленных в пользу правообладателя роялти, то есть до удержания налогов, а не фактически перечисляемая сумма.

В связи с принятием Рекомендуемого Мнения 4.16 Минфином России было направлено в ФТС России Письмо от 19 ноября 2015 г. № 03-10-08/66933, в котором обращено внимание на то, что при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Союза, в таможенную стоимость товаров на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения должны включаться лицензионные платежи с учетом сумм НДС и налога на прибыль организаций, исчисляемых и удерживаемых лицом, которое выполняет в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанности налогового агента.

Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенной политики
Н. А. Золкин

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Четверг
20 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10.09.2009 г. № 03-04-06-02/67

1. Налог на прибыль организаций.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 264 Кодекса расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников организации-налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В подпункте 2 пункта 3 статьи 264 Кодекса указано, что расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если обучение проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года. В случае, если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае, если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.
Таким образом, обязанность учесть суммы, ранее уплаченные за обучение, в составе внереализационных доходов возникает у налогоплательщика только в случае расторжения трудового договора с физическим лицом, не состоявшим в трудовых отношениях с организацией на момент обучения, до истечения одного года с момента заключения такого договора или в случае, если трудовой договор с физическим лицом не был заключен по истечении трех месяцев с момента окончания обучения.
2. Налог на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 21 статьи 217 Кодекса в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января 2009 года, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.
Таким образом, наличие трудовых отношений между организацией, оплачивающей обучение, и обучающимся лицом не влияет на освобождение от налогообложения сумм такой оплаты. С 1 января 2009 года суммы оплаты организацией стоимости обучения налогоплательщика не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 21 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, установленных данным пунктом.

Заместитель директора Департамента
С. В. Разгулин

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

от 14.04.2017 г. N 03-01-15/22578

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой в том числе через объекты нестационарной торговой сети (подпункт 7 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса).

Согласно положениям статьи 346.27 Кодекса в целях применения ЕНВД к розничной торговле не относится, в частности, реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 Кодекса.

В свою очередь, табачная продукция признается подакцизным товаром в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 181 Кодекса.

В соответствии со статьей 346.27 Кодекса нестационарная торговая сеть - это торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.

Учитывая изложенное, в отношении розничной торговли табачной продукцией, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети, налогоплательщик вправе применять ЕНВД.

Вместе с тем следует отметить, что на основании пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" запрещается розничная торговля табачной продукцией на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов.

При этом пунктом 2 статьи 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу)) в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ), до 01.07.2018.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, в том числе при розничной торговле, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ до 01.07.2018.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Дополнительно обращаем внимание, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.

Заместитель директора Департамента В.А.Прокаев

Читайте также: