Кто в минфине курирует налоговую

Опубликовано: 15.05.2024


Волков Данил Вертолиевич

Директор Департамента налоговой политики

Полномочия и функции департамента

1. Подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента.

2. Подготавливает к утверждению в установленном порядке следующие нормативные правовые акты:

- порядок контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации;

- устанавливающие максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;

- предусмотренные пунктом 5.2 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе»;

- предусмотренные пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка»;

- порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц, а также порядок, формы и сроки предоставления сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц;

- порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также порядок, формы и сроки предоставления сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

- порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы;

- порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков;

- формы, порядок и срок предоставления информации и справки, указанных в пунктах 5 и 6 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

- порядок внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки);

- состав сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет, и порядок их размещения;

- нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.

- предоставление письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также иных актов законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Российской Федерации в установленных сферах деятельности Федеральной налоговой службы (в пределах компетенции Департамента).

- участие в работе по формированию нормативной правовой базы по вопросам таможенных платежей, таможенной стоимости и таможенного дела в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств.

- координацию деятельности департаментов центрального аппарата Министерства по вопросам формирования права Евразийского экономического союза (в части компетенции Департамента).

- подготовку и согласование проектов актов, составляющих право Евразийского экономического союза, а также федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела.

- участие в подготовке расчетов налоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации на соответствующие финансовые годы, а также доходов федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин и таможенных сборов.

- участие в разработке планов и показателей деятельности Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, рассмотрение отчетов об их исполнении.

- подготовку предложений по организации деятельности налоговых и таможенных органов, а также органов, осуществляющих функции по регулированию алкогольного рынка.

- участие в проверках деятельности Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

- подготовку материалов в пределах компетенции Департамента к заседаниям Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Евразийской экономической комиссии.

4. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

6. Подготавливает и представляет руководству Министерства предложения по созданию координационных, совещательных органов и рабочих групп (в том числе межведомственных) по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

7. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

8. Организует профессиональную подготовку работников Департамента, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

9. Осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образующихся в процессе деятельности Департамента.

10.1 в осуществлении Министерством координации и контроля деятельности находящихся в его ведении:

Федеральной налоговой службы в части выполнения возложенных на нее функций по:

- контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

- выдаче специальных марок для маркировки табака и табачных изделий;

- осуществлению государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

- регистрации контрольно-кассовой техники, контролю и надзору за ее применением.

Федеральной таможенной службы в части выполнения возложенных на нее функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в части выполнения возложенных на нее функций по:

- контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- ведению в установленном порядке единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции;

- выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации.

10.2 в подготовке для внесения в Правительство Российской Федерации на основе предложений Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к сферам ведения этих федеральных служб (в пределах компетенции Департамента).

10.3 в подготовке на основе предложений Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и представляет руководству Министерства проектов нормативных правовых актов Министерства по вопросам, относящимся к сферам ведения этих федеральных служб (в пределах компетенции Департамента).

10.4 в подготовке поручений Министра финансов Российской Федерации Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе и Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, а также решений Министра финансов Российской Федерации об отмене противоречащих федеральному законодательству решений Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службе и Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, если иной порядок отмены решений не установлен федеральными законами.

10.5 в обеспечении контроля исполнения Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министра финансов Российской Федерации.

10.6 в подготовке регламента Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

11. Выполняет мероприятия в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны.

12. Принимает участие в обеспечении деятельности заместителя Министра финансов Российской Федерации, осуществляющего непосредственные координацию и контроль деятельности Департамента.

13. Осуществляет иные функции, устанавливаемые приказами Министерства, поручениями Министра финансов Российской Федерации и его заместителя, осуществляющего координацию и контроль деятельности Департамента.

Приложения

  • 28.05.2020 Приказ Минфина России № 222 от 28.05.2020

Приказ Минфина России от 28.05.2020 № 222 «Об утверждении Положения о Департаменте налоговой политики»

Департамент управления делами и контроля Директор
Афанасьев Андрей Александрович
Тел. приемной:
+7 (495) 987-91-46
E-mail приемной:
PriemnayaDep1@minfin.gov.ru
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Директор
Романов Сергей Владимирович
Тел. приемной:
+7 (495) 987-96-44
E-mail приемной:
PriemnayaDep2@minfin.gov.ru
Департамент налоговой политики Директор
Волков Данил Вертолиевич
Тел. приемной:
+7 (495) 987-95-20
E-mail приемной:
PriemnayaDep3@minfin gov.ru
Департамент государственного долга и государственных финансовых активов Директор
Казакевич Петр Александрович
Тел. приемной:
+7 (495) 913-46-53
E-mail приемной:
PriemnayaDep4@minfin.gov.ru
Департамент финансовой политики Директор
Чебесков Иван Александрович
Тел. приемной:
+7 (495) 987-96-92
E-mail приемной:
PriemnayaDep5@minfin.gov.ru
Департамент межбюджетных отношений Директор
Ерошкина Лариса Александровна
Тел. приемной:
+7 (495) 987-90-96
E-mail приемной:
PriemnayaDep6@minfin.gov.ru
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов Директор
Шнейдман Леонид Зиновьевич
Тел. приемной:
+7 (495) 987-99-36
E-mail приемной:
PriemnayaDep7@minfin.gov.ru
Правовой департамент Директор
Скобелев Александр Владимирович
Тел. приемной:
+7 (495) 987-91-41
E-mail приемной:
PriemnayaDep8@minfin.gov.ru
Департамент правового регулирования бюджетных отношений Директор
Саакян Татьяна Васильевна
Тел. приемной:
+7 (495)983-38-88, доб. 0910; 0914
E-mail приемной:
PriemnayaDep9@minfin.gov.ru
Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Директор
Попов Анатолий Александрович
Тел. приемной:
+7 (495) 987-90-92
E-mail приемной:
PriemnayaDep10@minfin.gov.ru
Административный департамент И.о. Директора
Федякин Иван Николаевич
Тел. приемной:
+7 (495)983-38-88, добавочный 1110
E-mail приемной:
PriemnayaDep11@minfin.gov.ru
Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Директор
Гашкина Светлана Антоновна
Тел. приемной:
+7 (495) 987-97-95
E-mail приемной:
PriemnayaDep12@minfin.gov.ru
Департамент бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты Директор
Курбанов Курбан Темирланович
Тел. приемной:
+7(495) 987-91-72
E-mail приемной:
PriemnayaDep13@minfin.gov.ru
Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной и муниципальной службы Директор
Яковлева Елена Павловна
Тел. приемной:
+7 (495) 987-92-69
E-mail приемной:
PriemnayaDep14@minfin.gov.ru
Департамент бюджетной политики и стратегического планирования Директор
Цибанов Владимир Николаевич
Тел. приемной:
+7 (495) 983-36-87
E-mail приемной:
PriemnayaDep15@minfin.gov.ru
Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета Директор
Белякова Зара Габдулловна
Тел. приемной:
+7 (495) 987-95-12
E-mail приемной:
PriemnayaDep16@minfin.gov.ru
Департамент международных финансовых отношений И.о. Директора
Валькова Анна Витальевна
Тел. приемной:
+7 (495) 987-97-50
E-mail приемной:
PriemnayaDep17@minfin.gov.ru
Департамент контроля за внешними ограничениями Директор
Тимофеев Дмитрий Вячеславович
Тел. приемной:
+7(495)983-38-88, добавочный 1810
E-mail приемной:
PriemnayaDep18@minfin.gov.ru
Департамент бюджетной политики в отраслях экономики И.о. Директора
Осолодков Андрей Евгеньевич
Тел. приемной:
+7 (495) 987-91-96
E-mail приемной:
PriemnayaDep19@minfin.gov.ru
Департамент проектного финансирования и инвестиционной политики Директор
Буторина Оксана Юрьевна
Тел. приемной:
+7(495) 987-97-97
E-mail приемной:
PriemnayaDep20@minfin.gov.ru
Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Директор
Громова Елена Александровна
Тел. приемной:
+7 (495) 987-92-51
E-mail приемной:
PriemnayaDep21@minfin.gov.ru
Департамент государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камне Директор
Ахполов Александр Алиханович
Тел. приемной:
+7 (495) 987-98-74
E-mail приемной:
PriemnayaDep22@minfin.gov.ru
Департамент доходов Директор
Лебединская Елена Викторовна
Тел. приемной:
+7(495) 987-36-87
E-mail приемной:
PriemnayaDep23@minfin.gov.ru
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Директор
Демидова Татьяна Павловна
Тел. приемной:
+7(495) 913-45-33
E-mail приемной:
PriemnayaDep24@minfin.gov.ru
Департамент проектного управления и развития персонала Директор
Мухина Ольга Сергеевна
Тел. приемной:
+7(495) 987-97-13
E-mail приемной:
PriemnayaDep25@minfin.gov.ru
Департамент программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Директор
Бегчин Николай Аркадьевич
Тел. приемной:
+7 (495)987-95-45
E-mail приемной:
PriemnayaDep26@minfin.gov.ru
Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Директор
Золкин Никита Андреевич
Тел. приемной:
+7 (495)983-38-88, добавочный 2710
E-mail приемной:
PriemnayaDep27@minfin.gov.ru
Департамент регулирования имущественных отношений Директор
Воронцов Андрей Николаевич
Тел. приемной:
+7 (495)983-38-88, добавочный 2810
E-mail приемной:
PriemnayaDep28@minfin.gov.ru
Департамент информационно-аналитической деятельности И.о. Директора
Фоменко Наталия Владимировна
Тел. приемной:
+7 (495) 987-93-72
E-mail приемной:
PriemnayaDep29@minfin.gov.ru

Минфин

Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт

109097 , Москва , ул. Ильинка, д.9
+7 (495) 987-91-01

Тел: +7 495 870-29-21

Факс: +7 495 870-78-00, +7 495 870-70-04


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 17772


Тел: +7 495 870-71-23


Тел: +7 495 870-29-21


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 17758


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 17718


Тел: +7 495 870-29-21


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 10210


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 17776


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 17752


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 17951

Министр Решетников Максим Геннадьевич

Первый заместитель Министра Иванов Андрей Юрьевич


Тел: +7 495 870-29-21


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 18307

Статс-секретарь – заместитель Министра Херсонцев Алексей Игоревич


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 10204


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 10993


Тел: +7 495 870-29-21


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 12602

Заместитель Министра Вольвач Дмитрий Валерьевич


Тел: +7 495 870-29-21


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 11006

Заместитель Министра Галкин Сергей Сергеевич


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 11499


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 12702


Тел: +7 495 870-29-21

Заместитель Министра Ильичев Владимир Евгеньевич


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 11114


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 11234


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 10445


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 12512


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 13002

Заместитель Министра Илюшникова Татьяна Александровна


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 10435


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 11393

Заместитель Министра Крючкова Полина Викторовна


Тел: +7 495 870-83-01


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 11924


Тел: +7 495 870-29-21 доб. 18938

Заместитель Министра Назаров Сергей Макарович

Министерство финансов Российской Федерации, Минфин России - органом исполнительной власти. Основные задачи: ведение государственной экономической и финансовой политики, а также осуществление контроля в области финансового обеспечения РФ. Минфин осуществляет правовое регулирование в следующих областях: финансы; бюджетная, налоговая, страховая, валютная и банковская деятельность; организация составления и исполнения федерального бюджета; межбюджетные отношения; кредитная кооперация; микрофинансовая деятельность; финансовые рынки; рынок ценных бумаг; государственный долг; аудиторская деятельность; бухгалтерский учёт и бухгалтерская отчётность; производство, переработка и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенные платежи и определение таможенной стоимости товаров; таможенно-тарифное регулирование.

Силуанов Антон Германович
Министр финансов Российской Федерации

Нестеренко Татьяна Геннадьевна
Первый заместитель Министра финансов РФ

Горнин Леонид Владимирович
Первый заместитель Министра финансов РФ

Зубарев Юрий Иванович
Статс-секретарь - заместитель Министра финансов РФ

Иванов Андрей Юрьевич
Заместитель Министра финансов РФ

Кадочников Павел Анатольевич
Заместитель Министра финансов Российской Федерации

Колычев Владимир Владимирович
Заместитель Министра финансов РФ

Лавров Алексей Михайлович
Заместитель Министра финансов РФ

Моисеев Алексей Владимирович
Заместитель Министра финансов РФ

Сторчак Сергей Анатольевич
Заместитель Министра финансов РФ

Круглов Андрей Вячеславович
Заместитель Министра финансов РФ

Максимов Тимур Игоревич
Заместитель Министра финансов РФ

Руководители структурных подразделений

Афанасьев Андрей Александрович
Директор департамента управления делами и контроля

Романов Сергей Владимирович
Директор департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе

Сазанов Алексей Валерьевич
Департамент налоговой и таможенной политики

Вышковский Константин Владимирович
Департамент государственного долга и государственных финансовых активов

Пурескина Яна Валентиновна
Департамент финансовой политики

Ерошкина Лариса Александровна
Департамент межбюджетных отношений

Шнейдман Леонид Зиновьевич
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности

Скобелев Александр Владимирович
Правовой департамент

Саакян Татьяна Васильевна
Департамент правового регулирования бюджетных отношений

Попов Анатолий Александрович
Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа

Абдулхалимов Магомед Султанович
Административный департамент

Гашкина Светлана Антоновна
Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки

Курбанов Курбан Темирланович
Департамент бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты

Яковлева Елена Павловна
Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы

Цибанов Владимир Николаевич
Департамент бюджетной политики и стратегического планирования

Белякова Зара Габдулловна
Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета

Бокарев Андрей Андреевич
Департамент международных финансовых отношений

Тимофеев Дмитрий Вячеславович
Департамент контроля за внешними ограничениями

Окладникова Ирина Андреевна
Департамент бюджетной политики в отраслях экономики

Карабанов Дмитрий Сергеевич
Департамент проектного финансирования и инвестиционной политики

Ахполов Александр Алиханович
Департамент государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля

Лебединская Елена Викторовна
Департамент доходов

Демидова Татьяна Павловна
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы

Мухина Ольга Сергеевна
Департамент проектного управления и развития персонала

Бегчин Николай Аркадьевич
Департамент программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов

Федеральный службы министерства финансов РФ

Егоров Даниил Вячеславович
Руководитель Федеральной налоговой службы - ФНС

Артюхин Роман Евгеньевич
Руководитель Федерального казначейства

Булавин Владимир Иванович
Руководитель Федеральной таможенной службы ФТС

Алёшин Игорь Олегович
Руководитель федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - Росалкогольрегулирования

Подведомственные Организации

Бриль Денис Валерьевич
Руководитель ФКУ «Пробирная палата России»

Буц Михаил Анатольевич
Начальник ФКУ «ГУ «ВО Минфина России»

Юрин Андрей Владимирович
Руководитель Гохрана России

Бертрам Андрей Александрович
Временно исполняющий обязанности директора ФКУ «ГУ АЗ Минфина России»

Назаров Владимир Станиславович
Директор НИФИ

Еркеева Наталья Альфредовна
Врио руководителя ФГБУ «МФК Минфина России»

13 марта 2020 года распоряжением председателя правительства России Михаила Мишустина директор Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина РФ Елена Чернякова назначена председателем фонда обязательного медицинского страхования.

3 марта 2020 года председатель правительства России Михаил Мишустин подписал распоряжение о назначении Максимова Тимура Игоревича на пост заместителя министра финансов Российской Федерации. Ранее, Максимов являлся замминистра экономического развития страны, где курировал департаменты, отвечающие за внешнеэкономическую деятельность и торговые переговоры.

21 января 2020 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о назначении Кадочникова Павла Анатольевича на должность заместителя министра финансов Российской Федерации. Ранее, он являлся председателем Общественного совета при министерстве, а также возглавлял Центр стратегических разработок по ключевым отраслям экономики страны.

21 января 2020 года заместитель министра финансов Антон Олегович Котяков Указом Президента России назначен Министром труда и социальной защиты Российской Федерации. Кроме того, Антон Силуанов, занимавший пост первого заместителя председателя Правительства, освобожден от должности, сохранив должность главы минфина РФ.

8 октября 2019 года Министерство финансов России и министерство казначейства и финансов Турции подписали соглашение о расчетах и платежах в национальных валютах. С российской стороны соглашение подписал первый вице-премьер - министр финансов Антон Силуанов, с турецкой - министр казначейства и финансов Берат Албайрак.

28 июня 2019 года Россия и Китай заключили межправительственное соглашение о переходе на взаиморасчеты в национальных валютах - рублях и юанях. Соглашение подписали первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов и глава Народного банка Китая И Ган. Проведением расчетов займутся ВТБ и «Торговый банк Китая». Порядок расчетов выстроят к 2020 г. На платежи в нацвалютах перейдут прежде всего крупнейшие компании с госучастием - производители энергоресурсов и сельхозпродукции. Расчеты в рублях и юанях начнут, в том числе, по уже заключенным в долларах контрактам.

19 февраля 1992 года Указом Президента РФ №156 министерство было разделено на два ведомства - Министерство экономики РФ и Министерство финансов РФ.

25 декабря 1991 года министерство носило название Министерство экономики и финансов Российской Федерации.

11 ноября 1991 года Указом Президента РСФСР от № 190 Министерство финансов РСФСР было объединено с Министерством экономики РСФСР в одно Министерство экономики и финансов РСФСР. Минфин СССР был ликвидировано, а его предприятия и организации переведены в подчинение Министерства экономики и финансов РСФСР.

15 марта 1946 года в соответствии с законом Наркомфин СССР преобразован в Министерство финансов Советского союза.

26 июля 1921 года, В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов в составе Наркомфина создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами. В губернских и уездных финотделах налоговые подразделения остались без особых изменений. Были упразднены податные инспекторы при уездных финотделах и сформирован штат фининспекторов, который осуществлял контроль за взиманием прямых налогов и подчинялся непосредственно губфинпотделам.

27 декабря 1917 года Декретом ВЦИК национализированы частные банки и организован подчинённый НКФ единый Народный банк РСФСР. Под управлением НКФ также находились Департамент государственного казначейства и местные казначейства. Тем же декретом были введены прямое налогообложение буржуазии, аннулированы государственные займы царского и временного правительства, ликвидированы биржи, занимавшиеся сделками с ценными бумагами.

8 ноября 1917 года образован Наркомат финансов, входящий в состав Временного рабочего и крестьянского правительства России, образованного «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров». Наркомат был призван обеспечивать проведение единой финансовой политики, а также осуществлять общее руководство в области организации финансов в стране.

8 сентября 1802 года учреждено Министерство финансов, на обязанности которого лежало управление казенным и государственным имуществом. На министра финансов манифест возлагал обязанность в конце года делать для наступающего подробный отчет общих государственных расходов. Ведомство государственного казначея осталось неприкосновенным.

Реформа налогового ведомства завершилась. МНС преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая вошла в состав Минфина России. Бухгалтеры привыкли выполнять требования налоговиков, но так ли авторитетны сейчас эти чиновники? Какие права предоставлены новой структуре? И, главное, куда теперь обращаться с вопросами о налогах и сборах - в Минфин или ФНС? С этими вопросами корреспондент журнала "Главбух" обратился к начальнику отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей РАЗГУЛИН.

- Наконец-то утверждено Положение о Федеральной налоговой службе. Какие полномочия закреплены за ФНС?

- Поскольку новая служба является правопреемником МНС России, ее основная задача осталась прежней - контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах. Кроме того, налоговики и впредь будут следить за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции, соблюдением валютного законодательства, применением контрольно-кассовой техники. Также налоговые органы продолжат регистрировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

- Наверное, появились и новые функции?

- Да. Отныне ФНС России представляет интересы Российской Федерации в процедурах банкротства, контролирует проведение лотерей и лицензирование деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, например ценных бумаг. Кроме того, налоговая служба теперь имеет право изменять сроки уплаты налогов. Раньше этими вопросами занимался Минфин.

- Ясно. Но наших читателей в основном волнует, кто теперь вправе разъяснять законодательство о налогах и сборах?

- Если возможно двоякое толкование нормативного акта, то налогоплательщику нужно обращаться в Минфин России. Налоговые органы должны только информировать, то есть представлять налогоплательщику информацию, например, о сроках сдачи отчетности. Комментировать закон они не имеют права.

- Это право налоговики потеряли после 2 августа, когда вступил в действие закон № 58-ФЗ. Однако и потом они почему-то выпускали письма. Если бухгалтер воспользуется такими рекомендациями, то будет ли он освобожден от ответственности согласно статье 111 Налогового кодекса?

- Вообще-то это спорный момент. Я считаю, что на эти письма норма статьи 111 Налогового кодекса не распространяется. Да, в ней сказано, что если организация нарушила закон, воспользовавшись письменными разъяснениями, то вина ее исключается. Но с одной оговоркой - такие разъяснения должны быть даны в пределах компетенции органа власти. В ходе административной реформы налоговые органы были лишены этих полномочий.

- А налогоплательщик обязан следовать разъяснениям, данным в письме?

- Все разъяснения, как Минфина, так и инспекторов, имеют для налогоплательщика рекомендательный характер. Поэтому если он не согласен с позицией, содержащейся в письме органа власти, то может ее не придерживаться.

- Сейчас многие инспекции организуют "горячие линии связи с налогоплательщиками". Снимает ли ответственность совет, полученный по телефону?

- Нет, на такие рекомендации статья 111 Налогового кодекса тем более не распространяется.

- Кстати, о применении статьи 111. Она освобождает налогоплательщика от всего: недоимки, пеней и штрафа?

- Я считаю, что налогоплательщик освобождается только от штрафов. Обязанность уплатить причитающиеся суммы налога и пеней остается. На мой взгляд, целесообразно внести в Налоговый кодекс поправки, согласно которым выполнение письменных разъяснений только смягчало бы ответственность, а не полностью исключало вину. Тогда суд, рассмотрев конкретное дело, мог бы сам определить размер санкции.

- Итак, теперь бухгалтер должен направлять запросы не в ФНС, а в Минфин России?

- Я дам такой совет: посылайте вопрос и в налоговую службу, и в Минфин.

- Допустим, запрос направлен в налоговый орган. В какие сроки инспекция должна ответить?

- Порядок, в котором инспекция обязана предоставлять информацию, подробно расписан в Регламенте организации работы с налогоплательщиками. Этот документ утвержден приказом МНС России от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468@. В нем указано, что налоговая инспекция может отказаться отвечать, только если вопрос не входит в сферу компетенции специалиста. Определено и время, в течение которого должен быть подготовлен ответ. В частности, юридическому лицу налоговики дадут консультацию максимум за 30 календарных дней после регистрации запроса. А физическому лицу ответят еще быстрее - за 15 дней.

- Что если в инспекции не будут следовать Регламенту? Куда в этом случае жаловаться налогоплательщику?

- Раз документ утвержден приказом МНС, он является обязательным для исполнения налоговиками. Поэтому предприятие может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Например, если сроки нарушила территориальная инспекция, нужно написать жалобу на имя руководителя управления ФНС по данному региону.

- Перейдем к Минфину. В какие сроки ждать ответа из этого ведомства?

- Минфин и до внесения поправок в Налоговый кодекс предоставлял разъяснения по законодательству о налогах и сборах. Так что тут ничего не изменится. Как и прежде, Минфин должен давать ответы на запросы в течение месяца. Этот порядок регулируется внутренними инструкциями.

- За рубежом предприниматели посылают запросы в свои инспекции, чтобы узнать налоговые последствия планируемой сделки. Возможно ли это в России?

- Налоговый кодекс не предусматривает возможности предварительно согласовывать налогообложение результатов сделки.

- Как будет строиться работа ФНС с другими органами исполнительной власти, в частности с МВД?

- По-прежнему налоговые органы совместно с Главным управлением по налоговым преступлениям МВД России будут проводить совместные проверки. Такая практика существует давно: если инспектор подозревает уклонение от уплаты налогов, он сообщает об этом в органы МВД, и сотрудники органов внутренних дел присоединяются к специалистам ИМНС для проверки фирмы.

Однако на первый план сейчас выходит информационный обмен между ведомствами. Например, при участии органов МВД создается единая база данных утраченных паспортов. В нее будут заносить сведения о потерянных или недействительных паспортах, а также о паспортах умерших людей. Нет сомнений, что такая база данных станет эффективным оружием против фирм-"однодневок".

Читайте также: