Перспективы развития специальных налоговых режимов

Опубликовано: 11.05.2024

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.

Библиографическая ссылка на статью:
Никитина Н.А. Проблемы и перспективы развития специальных налоговых режимов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/09/5971 (дата обращения: 12.04.2021).

Специальные налоговые режимы применяются в России в качестве одной из мер поддержки малого предпринимательства в области налоговой политики. Они призваны снижать налоговую нагрузку и упрощать налогообложение, тем самым поддерживая развитие самого значимого элемента рыночной экономики – малого бизнеса. Помимо этого, льготные режимы способствуют сокращению размеров «теневой» экономики и последствий ее расширения [1, гл. 5].

Впервые специальный налоговый режим был введен в 1995 году, им стала упрощенная система налогообложения, которая подразумевала выплату единого налога вместо НДС, налогов на имущество и на прибыль. С тех пор не прекращается процесс совершенствования и реформирования специальных режимов, были введены другие низконалоговые режимы (ЕНВД, ЕСХН, ПСН). Возникшее разнообразие обеспечило определенную гибкость и мобильность налоговой системе, однако так ли эффективна существующая модель налогообложения малого и среднего бизнеса?

Начнем с того, что призванная упрощать налогообложение система как ни парадоксально с каждым годом усложняется: в налоговый кодекс вводятся не столько мелкие поправки, сколько целые главы, например, о патентной системе в 2013 году (гл. 26.5 НК РФ) [2, п. 26], отменяются целые режимы (УСН на основе патента), меняются условия применения и совмещения систем. Осознание такой ситуации приводит к тому, что законодательство избегает усложнения уже внутри системы: обобщает и усредняет все показатели, определяющие налоговую базу, создает режимы на основе других подобных. В результате происходит дублирование этих самых режимов, накладываются друг на друга их условия и даже недостатки, в итоге мы получили 4 вида упрощенной системы, мало отличающихся друг от друга. Разберем все вышесказанное подробнее.

Патентная система, введенная на территории РФ на основе главы 26.5 НК РФ взамен упрощенной системы на основе патента, взяла от всех предшествующих режимов все самое лучшее: УСН – простота и понятность, ограничение в размере доходности, ЕНВД – принцип исчисления суммы налога и ограничение по видам деятельности. Универсальная и усовершенствованная система оказалась невостребованной и неэффективной в плане снижения налоговой нагрузки, так как не освобождает от уплаты страховых взносов, увеличившихся в 2013 году в 2 раза. Одну из задач патентной системы можно считать невыполненной – сокращение теневого бизнеса. К тому же не многие начинающие предприниматели располагают крупной суммой для оплаты патента, а ведь предприниматель обязан зарегистрироваться и оплатить взносы в Пенсионный фонд за весь срок осуществления деятельности по выданному патенту. Потому патентная система может считаться менее выгодной, чем упрощенная, причем у второй ограничительных условий меньше.

Нерешенных вопросов и спорных моментов в последнее время стало больше, что говорит о явном усложнении системы. К тому же подобные режимы часто используются в качестве незаконного уклонения от налогов. Например, соотнесение размера потенциально возможного годового дохода в ЕНВД со средней численностью наемных работников влечет за собой занижение численности работников, по причине сильного выделения этого критерия как главного фактора дифференциации размера потенциального дохода, как и в патентной системе. Растет количество заработной платы в «конвертах», за чем следует снижение поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет. Также с целью сохранить право применять низконалоговый режим налогоплательщики занижают такие показатели как выручка и численность работников неоднозначным методом «дробления» бизнеса, который подразумевает деление одной крупной компании на более мелкие. В таких случаях налоговый орган доказывает в судебном порядке экономическую необоснованность подобного деления и стремление налогоплательщика получить налоговую выгоду, но обвинение не всегда поддерживается судом [3, с. 14, 85].

Говоря о целесообразности установления некоторых налогов, можно привести в пример действующую в рамках патентной системы формулу расчета патента по сдаче в аренду недвижимого имущества. Стоимость соответствующего патента намного ниже налога, исчисляемого за недвижимость в других спецрежимах, где размер налога зависит от площади помещения, а не от количества объектов как в патентной системе. В данном секторе предпринимательства совершенно нецелесообразно снижать налоговые поступления, это как минимум противоречит принципу равенства налогообложения [3, с. 16].

Следующий момент касается гибкости налога и прогрессивности ставки. При определении размера потенциального дохода для розничной торговли и общественного питания патентная система допускает дифференциацию дохода по такому критерию как количество обособленных подразделений. При этом не учитываются такие важные факторы как площадь торговых залов, ассортимент и режим работы, их дислокация и т.д. Такое выравнивание размеров налогообложения экономически необоснованно и способствует увеличению налогового риска.

Способность налоговой системы эффективно функционировать зависит от ее экономической адекватности, а также соответствия определенным принципам и требованиям. Налоговая нагрузка должна справедливо распределяться в зависимости от налогоспособности субъекта. Для этого необходимо позаботиться о более качественной дифференциации налогоплательщиков по видам и масштабам деятельности. В России по причине высоких территориальных различий по экономическим условиям и характеристикам, дифференциация пределов и ставок играет большую роль, ведь слишком высокий порог превышения условных показателей привлекателен для использования «серых» схем в целях сокращения налоговых платежей. Следует постепенно снижать пороговые значения показателей, определяющих предприятие как малое. При этом необходимо предельно упрощать отчетность субъектов малого предпринимательства одновременно с ужесточением мер ответственности в отношении налоговых преступлений, к которым необходимо отнести как уклонение от налогов, так и недобросовестное отношение к налоговым выплатам.

Библиографический список

  1. Самсонова, И.А. Анализ и оптимизация налогообложения организаций / И.А. Самсонова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 84 с.
  2. ФЗ от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ.
  3. Самсонова, И.А. Правовое регулирование налоговых отношений / И.А. Самсонова, А.В. Корень. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007 – 96 с.
  4. Информационное сообщение Министерства Финансов РФ «Об изменениях в специальных налоговых режимах» от 05.07.2012

Первоочередной задачей любого государства, вне зависимости от уровня его развития и экономической системы, является поддержание стабильности и развитие экономики. В странах с рыночной экономикой используется преимущественно косвенное вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства. Государственное воздействие на экономику осуществляется с помощью введения законодательных ограничений, реформирования налоговой системы, предоставления различных субсидий и льгот, а также реализации государственных социальных и экономических программ [3]. Ограниченность государственного влияния на экономику связана, прежде всего, с разнообразием различных форм собственности – частной, акционерной, коллективной. Кроме того, существование права собственности на землю обеспечивает некую независимость собственников от государства и его представительств на местах.

В российской экономике государство вмешивается в предпринимательскую деятельность посредством двух видов косвенного регулирования. Воздействие через монетарную политику получило название кредитно-денежного метода регулирования, а управление экономикой через фискальную политику стало называться бюджетно-налоговым методом регулирования.

Монетарную политику в России осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Денежно-кредитный метод регулирования экономики заключается в контролировании уровня инфляции, занятости, денежной массы в обращении, а также в совершенствовании кредитной сферы. Как правило, направленность макроэкономической политики страны зависит от экономической ситуации, то есть от фазы экономического цикла, в которой находится государство. В случае, когда в стране происходит спад производства или замедление темпов экономического роста, власти реализуют стимулирующую политику, чтобы вернуть экономику на прежний уровень. Сдерживающую политику проводят, если страна находится в стадии подъёма, чтобы избежать высоких темпов инфляции [9].

Несмотря на то, что кредитно-денежную политику определяет и проводит Центральный Банк, на предложение денег в экономике также оказывают влияние и операции коммерческих банков, а также решения небанковского сектора в лице домохозяйств и различных компаний.

В отличие от монетарной политики, фискальную политику проводит правительство Российской Федерации, применяя два вида государственного воздействия: через государственные расходы и налоговые платежи. К правительственным расходам относят затраты на приобретение товаров и услуг, с помощью которых можно оказывать влияние на совокупные расходы, то есть влиять на объем национального производства [2]. Затраты на нужды и потребности общества, на оборону, бюджетные средства, выделенные на строительство дорог, школ, больниц, учреждений культуры также принято относить к государственным расходам. Такого вида расходы можно считать общественными, так как потребителем товаров и услуг является общество в целом и в лице государства. Часть государственных расходов направляются на обеспечение стабильного функционирования рыночной экономики. Такие расходы способствуют повышению, либо снижению объема произведенной в обществе продукции в периоды спада или подъема экономики. Правительственные расходы не только прямо, но и посредством мультипликационного эффекта оказывают влияние на объем внутреннего производства, вызывая его увеличение или сокращение. Однако не только расходы влияют на объем внутреннего производства, но и налоговая политика. Как может показаться на первый взгляд, высокие налоги, способствуют увеличению доходной части бюджета и будут работать на благо общества и государства. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается противоположное: ни организациям, ни наемным рабочим при излишне высоких налогах работать оказывается невыгодно, в чем можно убедиться, изучив мировую практику экономических реформ.

Очевидно, что эти два элемента тесно связаны между собой и могут применяться в различных комбинациях, что на практике позволяет использовать множество вариаций воздействия как на структуру национального производства, так и на его объём, а также на показатели занятости и инфляции. Взаимосвязь этих экономических рычагов очевидна, ведь государственные расходы невозможны без предварительно собранных налогов. В то же время, рациональное направление государственных расходов может стимулировать производство, что приведет к возможному увеличению налоговых поступлений [7].

Как уже говорилось ранее, фискальная политика реализуется через налоги и налоговую систему в целом. Итак, налог – это безвозмездный платеж, средства, изымаемые государством или органами местного самоуправления с физических и юридических лиц, необходимые государству для исполнения своих функций. Помимо всего прочего, налог можно рассматривать как экономическую категорию, поскольку денежные отношения между правительством и юридическими и физическими лицами, имеют важное общественное значение: они служат для концентрации и накопления денежных средств государством.

Для того чтобы определить экономическую сущность налога необходимо рассмотреть его функции. Каждая из функций, выполняемых налогом, выявляет внутреннее содержание, признаки и свойства налогового платежа, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части процесса воспроизводства, распределения и перераспределения доходов.

На данный момент в мире не существует единой устоявшейся точки зрения по поводу количества функций, присущих каждому налогу. Некоторые ученые выделяют лишь две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, налогу присущи еще как минимум три функции: распределительная, регулирующая и контрольная. Независимо от количества, функции налога взаимозависимы и не могут существовать самостоятельно друг от друга, они взаимосвязаны и выступают как одно целое.

Несмотря на существование различных функций, это разделение по большей мере условно, так как реализуются они одновременно и характерные признаки одной функции присущи другим функциям.

Исторически сложилось, что налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В связи с этим, для обеспечения нужд и потребностей общества появилась необходимость в сборе денежных средств. В любом государстве, на любой ступени исторического развития общества, налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию. Фискальная функция заключается, прежде всего, в получении определенного процента от доходов организаций и физических лиц для обеспечения деятельности государственных органов, обороны страны и той социальной сферы, которая не имеет собственных доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития [5]. Второй экономический рычаг фискальной политики – налоговая система, в Российской Федерации состоит из законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и специальных налоговых режимов.

Согласно статьи 18 главы 2 НК РФ в России действует пять специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система, единый сельскохозяйственный налог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [1].

На основе данных, предоставленных Федеральной налоговой службой по состоянию на начало 2015 года составим таблицу и кратко охарактеризуем каждый из специальных налоговых режимов, а также определим, какое влияние эти налоговые системы оказывают на фискальную политику Российской Федерации.

Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 всего по РФ

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Спецрежимы


В специальные налоговые режимы 2021 году привнесли ряд корректировок — их вправе применять ограниченный круг лиц. О том какие спецрежимы действуют в России, кто и когда вправе их применять, а также какой режим лучше выбрать, расскажем в материале далее.

Какие специальные налоговые режимы предусмотрены законодательством?

В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ российские налогоплательщики могут применять в разрешенных законом сочетаниях или по отдельности 4 следующих специальных налоговых режима:

  • ЕСХН;
  • УСН;
  • режим уплаты налогов при участии фирмы в соглашениях по разделу продукции (СРП);
  • ПСН.

Указанные налоговые режимы в 2021 году полностью актуальны и могут быть выбраны в порядке, предусмотренном законодательством.

Самый, возможно, консервативный подход законодатель проявляет к режиму при СРП: в нормы, регулирующие его применение, существенные корректировки не вносятся с 2011 года. Исключение — введение приказом ФНС России от 15.05.2017 № ММВ-7-3/444@ новой декларации по налогу на прибыль при СРП (отметим, что она заменила ту, что использовалась более 10 лет без изменений). СРП вправе применять только инвесторы — участники соглашений о разделе продукции, которые ведут поиски, разведку и добычу минерального сырья (п. 1 ст. 346.36 НК РФ).

Рассмотрим основные отличия спецрежимов и величину налоговой нагрузки в каждом случае.

Что такое УСН — нюансы применения спецрежима

Наиболее популярным спецрежимом является упрощенка.

УСН — упрощенная система налогообложения, которая имеет 2 метода расчета налога:

  1. «Доходы» — ставка налога 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
  2. «Доходы минус расходы» — ставка налога 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально.

Минимальная сумма налога при УСН «Доходы минус расходы» составляет 1% от величины доходов, в случае когда сумма налога, рассчитанная в общем случае меньше минимального показателя.

УСН вправе применять ООО и ИП, у которых выполняются следующие условия:


При УСН не платятся следующие налоги:

  • НДС, за исключением импотра или ситуаций, когда упрощенец выступает налоговым агентом по НДС.
  • налог на прибыль (для ООО);
  • НДФЛ (для ИП), за исключением случаев, кгда ИП является работодателем;
  • налог на имущество организаций, за исключением налога, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Налог платится авансами — до 25 числа квартала, следующего за отчетным. Декларация сдается 1 раз в год до 31 марта.

Что такое ЕСХН и кто может применять

ЕСХН — единый сельхозналог — вправе применять сельхозпроизводители при условии, что доходы от продажи сельхозпродукции составят не менее 70% от выручки хозяйствующего субъекта.

Сумма налога рассчитываается путем умножения разницы между доходами и расходами на ставку налога 6%.

Налог уплачивается 2 раза в год — по итогам полугодия и за год. Срок сдачи декларации — 1 раз в год — до 31 марта.

Плюсов у спецрежима много, но и минусов тоже достаточно:


Нюансы применения ПСН

ПСН — патент — вправе применять только ИП.

Сумма налога равна величине патента. Патент можно приобрести на любое количество месяцев.


В 2021 году в России не появилось новых специальных систем налогообложения, и даже стало на одну меньше: для ИП и юрлиц, если они соответствуют условиям применения спецрежима, доступны такие налоговые режимы, как ЕСХН, УСН, ПСН и СПР.

Аннотация: В статье произведен анализ применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в условиях перехода к инновационной модели развития экономики России. Рассмотрены проблемы применения и направления совершенствования специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в РФ в современных условиях.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, налоговая нагрузка, специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход.

Принятые в последние шесть лет меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования.

Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса [2]. За 2003 – 2010 гг. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы, увеличилось с 2,2 млн. до 4,2 млн. (в т.ч. организаций с 246 тыс. до 1227 тыс.), или в 1,9 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов, выросли с 33,8 млрд. руб. до 141,9 млрд. руб., или в 4,2 раза [1].

Закрепление налогов, уплачиваемых при применении указанных специальных налоговых режимов, за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также предоставление права органам местного самоуправления самим вводить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволило стабилизировать доходную базу их бюджетов.

В 2011 и последующие годы работа по совершенствованию специальных налоговых режимов была продолжена, ее результатом стало принятие ряда федеральных законов, вступивших в силу с 1 января 2011 г., которые позволили усилить стимулирующее и социальное значение этих налоговых режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговых режимов.

Так, по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Налогоплательщикам предоставлено право, ежегодно изменять объект налогообложения. Отменены ограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Отменена обязанность представления налогоплательщиками налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года). Налоговая декларация будет представляться только по итогам налогового периода (календарного года).

По упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента отменены ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, на которые индивидуальный предприниматель может получить патент, им также разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период 5 человек. Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента. Уточнены сроки, на которые могут выдаваться патенты, установлен порядок утраты права на применение данного налогового режима, уточнены правила постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков и ведения ими налогового учета [3].

По системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых она может применяться. Запрещено применять данный налоговый режим организациям и индивидуальным предпринимателям, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, а также организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Отменено право налогоплательщиков, самостоятельно корректировать сумму единого налога в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности. Законодательно установлен порядок постановки на учет налогоплательщиков по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом [5].

Вместе с тем практика применения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны в их применении, отрицательно влияющие на поступление налогов в бюджетную систему. Так, налоговыми органами выявляются факты искусственного разделения организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях минимизации налогообложения.

По единому сельскохозяйственному налогу отсутствуют ограничения по размерам экономической деятельности для перехода на уплату этого налога, что позволяет переходить на этот налоговый режим крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям, уровень доходности которых позволяет уплачивать налоги наравне с прочими экономическими агентами, не использующими специальные налоговые режимы.

Для единого налога на вмененный доход характерно отсутствие механизма объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению этим налогом. Несмотря на введение ограничений для перехода на уплату единого налога на вмененный доход для крупнейших налогоплательщиков, а также по численности работающих и доле участия в организации других организаций, требуется ужесточение таких ограничений, в частности, по объему выручки, так как действующее для крупнейших налогоплательщиков ограничение по выручке недостаточно для предотвращения перехода на этот налоговый режим тех субъектов предпринимательской деятельности, для которых он изначально не предназначался [4].

Для расширения сферы применения патентной системы налогообложения, дополнен разд. VIII.1 «Специальные налоговые режимы» части второй Налогового кодекса РФ новой гл. 26.5 «Патентная система налогообложения». Данный режим введен в действие с 1 января 2012 г. Для реализации указанной цели увеличивается перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения.

Расширение области применения патентной системы налогообложения является шагом вперед (в действующей редакции НК РФ такого обязательного перечня нет) и может в перспективе способствовать активизации малого и среднего предпринимательства в России.

Кроме того, предусматривается постепенный отказ от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Таким образом, для предпринимателей будут действовать три специальных налоговых режима: ЕНВД, упрощенная система налогообложения и патентная система налогообложения (для индивидуальных предпринимателей).

В целом, практика применения вышеуказанных систем налогообложения к субъектам малого предпринимательства свидетельствует о необходимости их серьезного реформирования с целью создания благоприятных условий для легального развития малого бизнеса, воспитания законопослушных, добросовестных налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в этой сфере экономики и создающих рабочие места для населения. При этом необходимо учесть имеющийся положительный опыт в данном вопросе зарубежных стран и СНГ, а также мнение региональных органов власти и самих предпринимателей.

1. Налоговый кодекс РФ с изм. и доп. // СПС «Гарант», 2013.

2. Салькова О.С. Налоговая нагрузка в системе управления финансами предприятия / О. С. Салькова // Финансы. – 2010. – № 1. – С. 33–37.

3. Фрадкин В.Д. Оптимизация налоговой нагрузки налогоплательщиков, применяющих УСН / В. Д. Фрадкин // Аудит. – 2010. – № 11. – С. 29–30.

4. Черник Д.Г. Налоговое планирование в условиях кризиса / Д.Г. Черник // Налог. вестн. – 2009. – № 9. – С.51–55.

5. Юрченко В.Р. Методологические аспекты расчета показателя налоговой нагрузки / В. Р. Юрченко // Финансы и кредит. – 2010. – № 20. – С. 25–32.

Читайте также: