Перспективы развития сотрудничества налоговых органов с налогоплательщиками

Опубликовано: 19.09.2024

Это основная задача на ближайшую перспективу, заявил глава ФНС Даниил Егоров на расширенной коллегии ведомства. "Люди, которые честно платят налоги, имеют право на качественные сервисы, консультации и помощь. Именно к этому мы будем стремиться", - подчеркнул Егоров. Он рассказал об основных проектах, которые предстоит реализовать ФНС.

Реестр населения

Налоговая служба создает единый реестр населения на базе электронной системы органов ЗАГС. Он объединит информацию о гражданах от 12 ведомств, включая МВД, Пенсионный фонд, Роструд. Там будут содержаться сведения о дате и месте рождения, адресе, номере страхового полиса и СНИЛС, военном билете. Единый реестр поможет гражданам получать социальную поддержку без сбора справок и хождения по инстанциям.

"Упрощенка" без отчетности

Эксперимент с самозанятыми (уже 465 тысяч зарегистрировавшихся) показал, что технология бесконтактного налогового администрирования себя оправдывает. Граждане, подключаясь к специальному мобильному приложению, получают возможность платить налог без всякой отчетности. ФНС будет расширять эту практику и запускать новые удобные сервисы. "Мы вполне способны конкурировать даже не с госведомствами, а с известными крупными компаниями, которые оказывают самый высокий уровень услуг, как в электронном, так и в привычном формате", - отметил Даниил Егоров.

Так, с 1 июля планируется освободить от отчетности предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом "доходы" и онлайн-кассы. "Сегодня благодаря реформе контрольно-кассовой техники мы имеем возможность получать информацию о любой продаже с задержкой не более, чем в полторы минуты (онлайн-кассы передают данные в налоговую автоматически - прим. Ред). Поэтому можем взять на себя те издержки, которые несет бизнес для исчисления налога", - сказал Егоров.

Налоговые органы станут самостоятельно формировать налогооблагаемую базу и рассчитывать налог на основе фискальных документов, поступающих через онлайн-кассы. Налогоплательщики будут получать в электронном виде только ежемесячное уведомление об уплате налога. "Мы умеем считать налоги, предприниматели умеют вести бизнес. Каждый будет заниматься своим делом", - пояснил руководитель налоговой службы.

Калькулятор для выбора

С 1 января 2021 года в России будет отменен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В ближайшее время ФНС разместит на своем сайте калькулятор, который поможет предпринимателям выбрать наиболее выгодный налоговый режим в качестве альтернативы ЕНВД. Кроме того, налоговая служба планирует провести масштабную разъяснительную работу, чтобы процесс перехода был для бизнеса максимально безболезненным.

Онлайн-мониторинг

Сфера применения нового инструмента для работы с крупными налогоплательщиками - налогового мониторинга - будет расширяться. В отличие от традиционных поверок этот механизм подразумевает онлайн-взаимодействие компаний с ФНС на основе удаленного доступа к информационным системам и отчетности.

Фото: Сергей Куксин/РГ

Фото: Сергей Куксин/РГ

Налоговики благодаря мониторингу имеют возможность в режиме реального времени отслеживать миллионы операций без запроса документов и выезда сотрудников.

Для бизнеса присоединение к мониторингу означает сокращение проверок. Фискальные органы проверяют только операции, которые содержат элементы риска.

Сейчас к онлайн-мониторингу могут подключаться только самые крупные компании. Потенциальный участник должен располагать активами и доходами в 3 млрд рублей и заплатить за предыдущий год 300 млн рублей налогов. ФНС подготовила предложения по снижению требованийдо 200 млн рублей по налогам и до 2 млрд рублей по доходам и активам.

Антон Силуанов, министр финансов РФ:

- Министерство финансов вместе с налоговой службой отрабатывает новый подход работы со льготами для бизнеса. Принцип такой: получил преференции - высвободившиеся средства направь на инвестиции, в экономику. Этот год будет посвящен выстраиванию именно такого подхода.

Поступления растут, проверки сокращаются

Федеральная налоговая служба в 2019 году перевыполнила план по налоговым поступлениям и обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны.

Несмотря на снижение цен на нефть и высокую базу сравнения прошлых лет, не нефтегазовые доходы продолжили расти двузначными темпами: плюс 12,2%, или 1,87 трлн рублей.

Драйверами роста продолжают выступать НДС, поступления от которого увеличились на 19%, или на 683 млрд рублей, и налог на прибыль: рост 11%, или на 443 млрд рублей.

Налоговой службе удалось сократить удельный вес сомнительных операций в рамках системы АСК НДС-2 до 0,47%. Это один из лучших показателей в мире.

Сборы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) увеличились на 8,3%. Поступления страховых взносов опередили рост зарплат и превысили 7 трлн рублей. Это почти на 622 млрд рублей больше, чем в 2018 году.

Наряду с ростом сборов число выездных проверок в 2019 году снизилось на 34%, за последние пять лет - в 3,3 раза. Сейчас проверками охвачен в среднем всего один налогоплательщик из тысячи.

Количество жалоб по итогам проверок снизилось практически вдвое, а споров с бизнесом - на 18,7%.

После предупреждений налогоплательщики самостоятельно доплатили 130,6 млрд рублей без применения штрафов.

Изменения в структуре налоговых органов

Современная налоговая система сложилась после введения в действие Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".

В ней выделяются четыре уровня – федеральный, федерально-окружной, региональный и местный, что соответствует уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Высшими звеньями в системе налогового администрирования являются Министерство финансов РФ и аппарат Федеральной налоговой службы России. Основная задача этих органов – разработка мер по повышению собираемости налогов, в том числе, на основе совершенствования налогового законодательства. Также они осуществляют планирование налоговых поступлений в бюджет, ведут разъяснительную работу среди налогоплательщиков и т.д.

По уровню подчиненности далее следуют Управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС; инспекции ФНС межрайонного уровня и инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления.

Схема налоговой системы

Кроме центрального аппарата и территориальных органов, в настоящее время ФНС России имеет в своем подчинении ряд структур, осуществляющих выполнение научных, учебно-методических, информационно-аналитических задач, необходимых для совершенствования теории и практики налогового администрирования:

  • Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы (ГНИИРаНС)
  • учебно-методические центры УМЦ
  • печатные издания «Налоговая политика и практика»
  • «Вестник регистрации»

Налоговая система РФ подстраивается под экономические тенденции, и деятельность органов налогового администрирования также непрерывно совершенствуется.

С 2016 г. начинается изменение структуры низовых звеньев, пока в форме эксперимента.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 14.09.2015 г. № 142н «О проведении в 2016 г. эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов» с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. проводится эксперимент по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов по Республике Алтай и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу.

Аналитика

Согласно п.3.1 данного Приказа целями эксперимента являются «определение возможности повышения качества налогового администрирования за счет увеличения количества работников, деятельность которых связана с осуществлением аналитических, контрольных функций и оказанием сервисных услуг за счет снижения численности руководителей и обеспечивающих специалистов».

Очевидно, по результатам эксперимента будут сделаны выводы о перераспределении обязанностей между работниками в целях формирования оптимально работоспособной внутренней структуры ФНС.

На 2016 г. намечено реформирование центрального аппарата ФНС – выделение из него Налогового агентства и изменение назначения и функций ряда подразделений.

Меняется структура и некоторых других налоговых администраторов: согласно Указу президента РФ от 02.02.2016 г. № 41 «О некоторых вопросах контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Росфиннадзор, выполнявший функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по валютному контролю, а также по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, объединен с Федеральным Казначейством.

Изменения во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков

До начала 90-х годов функции налоговых органов ограничивались контролем и применением санкций к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства. Соответственно, налогоплательщиками-юридическими и физическими лицами, налоговые органы воспринимались как исключительно карающая государственная организация, что не способствовало установлению партнерских связей.

Начавшиеся в этот период изменения в экономике предъявили совершенно другие требования к качеству взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками: во главу угла выдвигалось постоянное тесное взаимодействие между субъектами этих взаимоотношений на доверительной основе.

ИНН идентификационных номеров налогоплательщиков

Решению этой сложной задачи положило начало создание Государственного реестра предприятий в 1993 году и проведение мероприятий по присвоению ИНН (идентификационных номеров налогоплательщиков) физическим лицам в 1996 году.

С начала 2000-х годов в налоговых органах повсеместно стала внедряться система электронной обработки данных: представление деклараций в электронном виде, внедрение системы оплаты налоговых платежей через устройства самообслуживания «Электронная касса» в банках, внедрение услуги информирования о задолженности по налогам через «Личный кабинет» налогоплательщика на интернет-сайте ФНС РФ и др.

Для удобства налогоплательщиков в системе налоговых органов было создано подразделение по досудебному урегулированию налоговых споров, ограничены полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля.

Постоянно расширялся перечень услуг, осуществляемых налоговыми органами для налогоплательщиков.

В «Едином стандарте обслуживания налогоплательщиков», утвержденным Приказом ФНС России от 05.10.2010 г. № ММВ-7-10/478@, перечислены оказываемые налоговыми органами услуги и процедуры, сроки и формы их представления, законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие порядок их предоставления.

Перечень услуг расширяется и в настоящее время.

Распоряжением правительства РФ от 10.02.2014 г. № 162-р разработаны меры по совершенствованию налогового администрирования на 2014-2015 гг. (План мероприятий «Дорожная карта»). Перечисленные в Плане мероприятия призваны создать более благоприятные условия для укрепления взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов:

  • расширяются сферы оказания государственных услуг для налогоплательщиков с помощью интернет-сервисов
  • обеспечивается регулярные публикации на сайте федерального органа исполнительной власти обзоров и разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
  • продлеваются сроки представления всех видов налоговой отчетности
  • снимаются ограничения по применению УСН организациями, имеющими представительства
  • обеспечивается обязательная публикация в открытом доступе новых форм налоговой отчетности и изменений в существующие формы отчетности не менее чем за 2 месяца до введения в действие и др.

Некоторые из перечисленных мероприятий были реализованы в 2014-2015 гг.:

  • создан функционал личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС и урегулированы вопросы по использованию личного кабинета
  • обеспечена возможность получения налогоплательщиками документов (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) от налогового органа по телекоммуникационным каналам с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика и др.

В 2016 г. также вступают в действие ряд законов и соответствующих статей НК РФ, призванных способствовать решению таких задач, поставленных Распоряжением правительства РФ от 10.02.2014 г. № 162-р, как расширение перечня форм налоговой отчетности, передаваемой по телекоммуникационным каналам связи; смещение налоговой нагрузки в сторону налогообложения физических лиц; предоставление возможности физическим лицам получения социальные налоговых вычетов по аналогии с имущественными у работодателей (налоговых агентов) и др.

Планируется расширить перечень функций ФНС по работе населением: на ФНС будет возложена обязанность по созданию Единого реестра населения Российской Федерации с информацией об актах гражданского состояния населения.

Ведется непрерывная работа по совершенствованию информационной работы налоговых органов, как с помощью интернет-ресурсов, так и путем расширения непосредственных контактов с налогоплательщиками.

В конечном итоге, мероприятия должны обеспечить упрощение взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Изменения в осуществлении контроля низовых налоговых органов за сбором налогов.

Важнейшая составляющая налогового администрирования – контроль низовых звеньев ФНС за сбором налогов.

Контроль

Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Методы сбора налогов постоянно совершенствуются и идут по пути как послабления законодательства в одних аспектах, так и его ужесточения в других.

Например, принятие ФНС РФ приказа № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 г. «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» позволило применять принципиально новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, основанный на комплексном анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Таким образом, в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок налоговые органы от тотального контроля перешли к контролю, основанному на анализе критериев риска.

С вступлением в действие указанного приказа количество проверок значительно снизилось, но, по оценкам экспертов, в 2013-2015 гг. выросла их эффективность.

Одновременно, в 2015-2016 году в налоговой политике наметилась и другая важная тенденция: контроль деятельности налогоплательщиков со стороны налоговых органов меняется в сторону ужесточения требований к сборам налогов – срокам и порядку представления налоговой отчетности, срокам перечисления налогов.

Изменения и перемены в налоговой системе

Соответственно, расширяются права налоговых органов в процессе проведения проверок, усиливаются санкции за нарушения. В 2015 г. после введения на основании принятых законов соответствующих поправок в статьи 86, 92 НК РФ значительно были расширены права налоговых органов при проведении камеральных проверок: если в уточненной декларации (расчете), уменьшена сумма налога к уплате или заявлена сумма убытка, органы ФНС имеют право требовать от налогоплательщика представления соответствующих пояснений.

Также при проверке НДС налоговые органы получили право запрашивать дополнительные документы.

На основании изменений НК РФ (п.3 ст.76, п.1ст.93, п.3 ст.88, пп.4 п.1ст.31) налоговые органы получили дополнительные полномочия по действиям с банковскими счетами налогоплательщиков в случае нарушения сроков представления налоговых деклараций, неисполнении обязанности по передаче налоговому органу электронной квитанции о приеме соответствующих документов и в некоторых других.

Отдельные нововведения способствуют расширению прав налогоплательщиков, например, введение обязательности досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

Значительно усилен контроль налогообложения физических лиц: в 2015 г. введены требования к физическим лицам о самостоятельном заявлении в территориальное отделение ФНС объектов обложения транспортным налогом, налогом на имущество, земельным налогом. При этом, с 2017 г. вводится ответственность за несвоевременное представление налогоплательщиком – физическим лицом налоговому органу указанного сообщения.

В 2016 г. будут предприняты меры по усилению контроля за сбором НДФЛ.

Приказом ФНС РФ от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ утверждена форма Расчета по НДФЛ (НДФЛ-6). Начиная с 2016 г., налогоплательщики представляют уже ежеквартальную отчетность по НДФЛ.

Одновременно, за несвоевременное представление налоговой отчетности по НДФЛ статьей 126 НК РФ предусмотрено усиление санкций со стороны налоговых органов.

В соответствии с гл.32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц», начиная с 2016 года за 2015 г., налог на имущество физических лиц будет рассчитываться по новым правилам: налогооблагаемой базой для расчета налога будет являться кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Вследствие указанных изменений органы власти 28 субъектов Российской Федерации субъектов Российской Федерации приняли соответствующие законы о применении с 01.01.2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы, о чем налогоплательщики должны получить уведомления в текущем году.

С 2016 г. увеличиваются пени за просрочку уплаты налогов.

С привязкой к ключевой ставке, значение которой составляет 11%, возросли пени за просрочку уплаты налога. (Ставка рефинансирования составляла 8,25%.)

Таким образом, в текущем году налоговые органы усиливают контроль за сбором налогов и, в первую очередь, это касается налогоплательщиков-физических лиц.

Значение изменений в налоговом администрировании

Укрепление взаимодействия с налогоплательщиками

Вследствие глобальных изменений в экономике, возникших в начале 90-х годов, и усилению кризисных явлений в настоящее время перед аппаратом налогового администрирования и, в особенности, перед налоговыми органами ставятся важные задачи по укреплению взаимодействия с налогоплательщиками и по обеспечению увеличения сбора налогов в бюджет.

Взаимодействие с налоговой службой становится обычным явлением не только для юридических, но и для физических лиц

Выдвигаемые задачи способствуют совершенствованию структуры аппарата налоговых органов и других субъектов налогового администрирования, разработке мер, направленных на установление принципиально новых взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками:

  • повышение уровня правовой и налоговой грамотности населения
  • формирование у налогоплательщиков ответственности за уплату налогов (культуры налогоплательщика)

Основной путь совершенствования системы налогового контроля – переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков для проверок, значительно упростить взаимоотношения с налогоплательщиками, и одновременно, повысить собираемость налогов.

В свете поставленных задач влияние налоговых органов на хозяйственные и социальные процессы в обществе в дальнейшем будут только возрастать.

Ведущий аудитор ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит», член Московской Аудиторской Палаты»
Нечаева Л.В.

На повестке дня важный документ о дополнительных планах ФНС России. Я уже я уже рассказывал вам про Планы ФНС России на 2021 год, про АИС «Налог-3». Сегодня поговорим о «дополнениях».

Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

  • налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
  • налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
  • объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
  • сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
  • введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.

Какие цели преследуют налоговики?

1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2.Снижение издержек государственного управления.

3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.

«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.

«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.

«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»

В качестве критериев оценки будут использоваться:

«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».

Что будет сделано в 2021-2023 годах

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.

Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ.

Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.

Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.

На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Про Единый реестр населения и унификацию налогоплательщиков

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.

  1. «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
  2. «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
  3. «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
  4. «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
  5. «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».

И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.

Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?

Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.

ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».

НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

  • «досье проверки: чат и форум;
  • система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
  • типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
  • визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».

В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Про электронный документооборот

Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.

Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.

Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

Вывод

Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган — это фискальный орган. Что такое налог? Налог — это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.

И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована. Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.

Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дроги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.

Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость.

Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег.

Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.

Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.

ISSN 2310-6646 (Online), ISSN 2072-8549 (Print)

  • О журналах
  • Авторам
  • Об авторах
  • Контакты

Вестник МГОУ. Серия: Экономика / 2018 №2

Название статьи ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ налоговых органов с налогоплательщиками
Авторы Семенова Г.Н., Маршавина Л.Я.
Серия Экономика
Страницы 225 - 235
Аннотация В статье рассматриваются актуальные проблемы функционирования налоговых органов во взаимодействии с налогоплательщиками. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются многие налогоплательщики, описаны этапы совершенствования этих проблем. Сделан вывод, что если существующая система мер принудительного взыскания задолженности с налогоплательщиков, которые не желают исполнять по каким-либо причинам свои обязанности по уплате налогов, налоговыми органами не эффективна, то необходимо принимать более серьёзные решения, как, например, взыскание за счёт имущества должника.
Ключевые слова задолженность, налоговое администрирование, бюджетная система, реструктуризация задолженности, налоговые требования, налоговый мониторинг, сверка расчётов с налогоплательщиками, противоправные действия
Индекс УДК 336.221
DOI 10.18384/2310-6646-2018-2-225-235
Список цитируемой литературы 1. Герб А.А., Гринкевич Л.С. Налоговый мониторинг в России: современный этап реализации // Проблемы учёта и финансов. 2016. № 2 (22). C. 12-14.
2. Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Расширение области применения норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления налогового мониторинга - как формы налогового контроля // Финансовое право. 2016. № 2. С. 26-34.
3. Налоговая аналитика из форм отчётности 4-НМ [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба России: [сайт]. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 18.03.2018).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (утверждён 31.07.1998 № 146-ФЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 (дата обращения: 18.03.2018).
5. Приказ ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ (ред. от 21.01.2013) «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55643 (дата обращения: 18.03.2018).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 № 162-р. План мероприятий (“дорожная карта”) «Совершенствование налогового администрирования» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158817 (дата обращения: 18.03.2018).
7. Семенова Г.Н. Малый бизнес и система оптимизации налогообложения // Перспективы развития предпринимательства в России: сборник научных трудов, Москва, январь 2017 г. М.: ИИУ МГОУ. С. 28-31.
8. Семенова Г.Н. Налоговое администрирование: проблемы и технологии взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами // Сборник научных трудов «Перспективы развития предпринимательства в России». Москва, январь 2017 г. М.: ИИУ МГОУ. С. 78-85.
9. Семенова Г.Н., Зозуля В.В. Проблемы фискального регулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Транспортное дело России. 2017. № 3 (130). С. 25-27.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 22





© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.

Перспективы развития налоговых органов

Одной из приоритетных задач проводимой в настоящее время модернизации налоговых органов является улучшение обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий для исполнения налоговых обязательств.
Для повышения качества взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков необходимы серьезные изменения системы работы налоговой службы. Основным из них должна стать работа по внедрению принципа единообразия во взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками. Это касается информационно-разъяснительной работы, режима приема налогоплательщиков и, наконец, работы с определенной категорией налогоплательщиков, например, крупнейшими и основными.
Целью указанных изменений является построение работы налоговой службы, направленной на создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.
Решение проблемы повышения качества обслуживания налогоплательщиков невозможно в условиях значительной доли поступающей в налоговый орган информации на бумажных носителях, так как это связано с ручной обработкой, и, как следствие, значительными трудовыми и временными затратами.
В настоящее время сделаны серьезные шаги по улучшению обслуживания налогоплательщиков. В первую очередь это относится к созданию специализированных подразделений налоговых органов, ответственных за информирование и консультирование налогоплательщиков.
Построение структуры инспекций по функциональному принципу позволяет наиболее грамотно использовать кадровый состав. В этой связи отделы работы с налогоплательщиками комплектуются сотрудниками не только обладающими достаточными знаниями налогового законодательства, но и умеющими объяснять, работать с налогоплательщиками.
Одним из основных условий повышения качества работы с налогоплательщиками является максимальная, вплоть до должностных инструкций сотрудников отдела по работе с налогоплательщиками, регламентация всех процессов. В этой связи МНС России приказом от 14.02.2003 № БГ-3-06/65 утвержден Регламент принятия ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, а Управлением МНС России по Краснодарскому краю готовится Регламент информационно-разъяснительной работы.
При построении структуры налоговых органов по функциональному принципу важной задачей становится обеспечение наличия любого документа в электронном виде, что решается при внедрении в работу инспекций интегрированной системы «ЭОД местного уровня». Электронный документооборот не только усиливает контрольную функцию, но и позволяет в любой момент получить информацию где находится документ и в каком он состоянии.
Одной из главных задач по внедрению новых форм работы с налогоплательщиками является информирование и внедрение системы представления организациями и предпринимателями налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Вся необходимая инфраструктура в настоящее время практически налажена, утверждена полная правовая база. При ее наличии на первый план выходит проблема мотивации налогоплательщиков для перехода на представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи с применением всех форм защиты информации.
В такой системе на первый план выходит удобство передачи отчетности в налоговый орган в электронном виде по ТКС. Выгоды для налогоплательщика очевидны. Никаких очередей, декларацию можно отослать по электронной почте в любой день, причем не до 18.00, а до 23.59. Прежде чем отправлять, ее можно проверить с помощью специальной программы. Налогоплательщик сможет оперативно получить на электронный почтовый ящик информацию о состоянии расчетов с бюджетом, наличии или отсутствии задолженности, информационную рассылку об изменениях в налоговом законодательстве. Функционирование данной схемы строится на надежной защите информации.
Одной из передовых систем во взаимоотношениях с налогоплательщиками является привлечение к работе по представлению налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности фирм, выступающих в качестве представителей в соответствии со ст. 26, 27 НК РФ. В настоящее время в крае идет активный процесс распространения данного вида услуг для налогоплательщиков. Сейчас представители несут ответственность не только за составление отчетности, но и за представление ее в налоговый орган на магнитном носителе.
Одним из основных принципов изменения форм работы с налогоплательщиками является уход от закрепления организаций и предпринимателей за конкретным инспектором. Для этого сотрудники отделов работы с налогоплательщиками, выполняющие функции приема отчетности, не выполняют никаких контрольных функций. Их задача – принять пакет документов, провести визуальный контроль на предмет соответствия документов требованиям законодательства и передать весь пакет для последующей обработки. Такой подход реализует принцип самоначисления, когда налогоплательщик начислил, передал декларацию, не имея никаких контактов с инспектором, который будет ее проверять. Причем реализация данной схемы произошла практически во всех ведущих зарубежных налоговых системах.
Построение структуры налоговых органов по единому функциональному принципу позволяет закрепить функции консультирования за конкретным подразделением, а значит создать организационные условия по информированию налогоплательщиков. Это и является основной задачей налоговых органов в работе с налогоплательщиками. Важность такой работы осознали все передовые налоговые службы мира. Инспекции несут обязанность по оказанию помощи налогоплательщикам по вопросам исчисления и уплаты налогов, их консультированию, чем полностью выполняются требования НК РФ.
Важным условием эффективной работы является создание в инспекциях операционных залов, обеспечивающих инспекторов комфортабельными условиями работы, а налогоплательщиков – наличием всей необходимой информации.
Работа по построению новых форм взаимодействия с налогоплательщиками одна из самых важных в ходе модернизации налоговых органов. И, в первую очередь, в этом направлении Министерством по налогам и сборам поставлены задачи по построению структур инспекций по единому принципу, внедрению электронной обработки данных, а также в пропаганде и реализации представления налогоплательщиками отчетности в электронном виде.

Читайте также: