Как узнать уникальный идентификатор природопользователя организации по инн

Опубликовано: 20.09.2024

Уведомление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объектов НВОС), осуществляется Росприроднадзором путем ведения государственного реестра (ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", п. 3 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 13 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).

Реестры объектов НВОС

Реестр - это государственная информационная система (ГИС). Она состоит из:

федерального государственного реестра, содержащего сведения об объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Реестр ведут территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения объектов НВОС;

региональных государственных реестров, которые содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Такие реестры ведут органы исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения объектов НВОС.

Что ставить на учет

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную или иную деятельность - непосредственно используют (эксплуатируют). К случаям непосредственного использования относится размещение отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.

Если объект НВОС получен в аренду, то зарегистрировать его должен арендатор. Если объект НВОС включает несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов), то для постановки на учет он должен удовлетворять требованию территориальной связанности.

Объект не вредит природе

Не относятся к объектам НВОС:

имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования. Они не могут быть самостоятельными объектами НВОС;

объекты, не соответствующие Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии). Это, например, объект, на котором образуются отходы, но отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях. Или объект, на котором нет стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев.

Не та категория объекта НВОС

Все объекты НВОС подразделяются на четыре категории (c I по IV) на основании Критериев. Категория объекта определяется при его постановке на государственный учет и может быть изменена на этапе рассмотрения заявки.

Если территориальный орган Росприроднадзора при рассмотрении заявки сочтет, что объект НВОС не соответствует декларируемой категории, то он внесет в реестр и в свидетельство ту категорию, которая соответствует хозяйственной деятельности на объекте и уровню негативного воздействия.

Территориальный орган Росприроднадзора должен уведомить организацию или предпринимателя о том, что эксплуатируемому им объекту НВОС присвоена категория, отличная от той, которая была им задекларирована, с указанием пунктов Критериев, на основании которых было принято такое решение.

Не тот реестр

Если при рассмотрении заявки территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъектов РФ установит, что объект следует внести в реестр иного уровня (федерального или регионального), то:

заявку в электронном виде перенаправят по назначению с использованием средств ГИС в течение 5 рабочих дней со дня регистрации;

подавшее заявку лицо уведомят о ее переадресации.

Как заполнить заявку

Чтобы указать в заявке фактические данные по выбросам (за исключением радиоактивных загрязняющих веществ), сбросам, отходам, нужно использовать:

формы статистической отчетности № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы);

данные производственного экологического контроля;

сведения из отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Разделы заявки, касающиеся сведений об отходах, не заполняются, если организация или предприниматель не размещают отходы на эксплуатируемых объектах НВОС (в соответствующих строках заявки делается запись: "Деятельность по размещению отходов не осуществляется").

В пункте 5 раздела 4 заявки при представлении информации "о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" целесообразно указывать данные об утверждении программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (дата, номер приказа об утверждении программы, при наличии такого приказа).

При наличии только таких объектов, как:

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные);

объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством РФ;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

объекты размещения медицинских отходов

данные о программе в заявке не указываются и в пункте 5 раздела 4 заявки делается запись: "Программа отсутствует в связи с наличием объектов отходов, соответствующих п. 3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66".

О том, как указать координаты угловых точек объекта, сказано в пункте 2.6 комментируемого Уведомления.

О том, как указать наилучшую доступную технологию, разъяснено в пункте 2.7 комментируемого Уведомления.

Кто подает заявку

Юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.

Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре и содержащейся в лицензиях, выданных для вуедения деятельности на объекте НВОС.

Как подать заявку

Заявку подают по месту нахождения объекта - в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. Центральный аппарат Росприроднадзора заявки не принимает.

Если организация или предприниматель ведут деятельность на двух и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с представлением заявки на каждый объект.

Актуализация сведений об объекте НВОС

Данные в реестре об объектах НВОС подлежат актуализации при представлении организацией или предпринимателем следующих сведений.

1. О замене лица, ведущего деятельность на объекте НВОС; о реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения); об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

2. Об изменении места нахождения объекта НВОС.

Вышеназванные сведения нужно подать в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации таких изменений.

3. Об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.

4. Об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Что наказуемо

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС влечет наложение административного штрафа (ст. 8.46 КоАП РФ):

на должностных лиц - в размере от 5000 до 20 000 рублей;

на юридических лиц - от 30 000 до 100 000 рублей.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность по экологии


«Ныне действующий портал https://lk.rpn.gov.ru не дает возможности создавать отчеты и сдавать их вовремя. Он абсолютно не работает. Сроки сдачи отчетов не переносят, а экологи подставляются на штрафы из-за невозможности вовремя сдать отчеты».

Из петиции природопользователей, размещенной на Change.org

Экологическая отчетность довольно обширна. Формы 2-ТП (воздух, отходы, рекультивация), отчет о результатах производственного экологического контроля (отчеты ПЭК), отчетность по экосбору (четыре годовые формы), массивная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Отчетная кампания стартует практически сразу после новогодних праздников и продолжается до середины апреля года, следующего за отчетным.

Организации, которые должны сдавать экологическую отчетность (природопользователи), в разгар отчетной кампании-2020 столкнулись с необходимостью срочно осваивать новый сервис Росприроднадзора. Его работа оказалась нестабильной, а данные пришлось вносить практически с нуля, поскольку возможность загружать готовые файлы исчезла.

Как сдавали отчетность

Личный кабинет позволял загружать готовые файлы в формате xml, созданные и в сторонних программах. Кроме того, отчитаться можно было через операторов ЭДО, для чего на портале РПН имелась специальная вкладка.

На протяжении семи лет компании сдавали экоотчетность без особенных проблем. Государство получало причитающиеся платежи в срок, система экоконтроля была относительно налаженной, правила игры — понятны.

Смена коней на переправе

С 25.12.2019 Росприроднадзор ввел в эксплуатацию новый «Личный кабинет природопользователя» (https://lk.rpn.gov.ru/). На сайтах территориальных органов ведомства появились оповещения, что отныне отчетность следует сдавать только через новый сервис.

Практически сразу, с первого же отчета 2020 года (форма 2-ТП воздух, срок сдачи 22.01.2020) начались сбои. Работа «Модуля природопользователя» более не поддерживается, формировать отчеты в нем стало невозможно. Кроме того, все отчеты, хранившиеся в личных кабинетах, исчезли. Компании утратили предыдущие наработки, лишились возможности скопировать и скорректировать свои данные.

Загрузить готовые файлы в систему также невозможно (за исключение формы 2-ТП отходы, добавленной с заметным опозданием).

При этом на заполнение сведений с нуля может уйти от нескольких дней до трех месяцев, что не только существенно повышает трудоемкость рутинной прежде операции, но и чревато риском срыва сроков представления отчетности.

Обновленный сервис не позволяет включить в один отчет несколько объектов, даже когда это прямо предусмотрено нормативными актами. Отсутствуют нужные отчетные формы —отчет ПЭК, формы для экосбора. Ясности, как их сдавать у территориальных органов РПН нет, но ведомство всячески старается не принимать отчеты на бумаге.

Декларация о плате за НВОС появилась только 10 февраля, когда до последнего срока сдачи одного из самых сложных и объемных отчетов оставался ровно месяц. А ведь еще нужно успеть внести плату, значит, все расчеты нужно завершить до 1 марта 2020. При этом сервис сырой, не позволяет сформировать отчет по требованиям законодательства (например, произвести расчет выбросов по источникам, а сбросов — по выпускам). Не говоря уже о пренебрежении деловой стилистикой и русским языком. Так, в разделе 3 графа 8 вместо «Обезврежено в отчетном периоде» значится «Обезьяны в отчетном периоде».

Пример из практики

Компания имеет несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

объект НВОС № 1 — 3 т выбросов в год;

объект № 2 — 3, 5 т\год;

объект № 3 — 1, 5 тонны в год.

При этом в выбросах есть вещества 1-2 классов опасности (например, бензапирен в выбросах котельной), и компания должна представить отчет по форме 2-ТП (воздух).

Согласно приказу Росстата от 08.11.2018 № 661, нужно подавать форму 2-ТП (воздух), если объем выбросов по всем объектам от 5 до 10 тонн (и в выбросах имеются вещества классов опасности 1-2).

По законодательству, если все опасные объекты находятся в одном субъекте Федерации, компания вправе сформировать один отчет, содержащий три экземпляра каждого из разделов (по одному на каждый из опасных объектов). Однако новый личный кабинет не предусматривает нужного алгоритма, и компания вынуждена готовить три разных отчета. Причем на каждый из них поступит отказ в приемке — из-за того, что не выполняется критерий объема выброса в 5 тонн.

Список экоотчетности, которую сдают компании, смотрите здесь.

Риск санкций

«Прошу Вас официально признать нестабильную работу ЛКПП в отчетный период, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны Ваших подчиненных, в том числе при проверках предприятий; признать установленную возможность направлять отчеты на бумажных носителях, не сформированные в ЛКПП, в рамках действующего законодательства».

Из коллективной жалобы природопользователей, направленной в адрес главы Росприроднадзора Радионовой С.Г.

Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).

Размеры санкций для юрлиц также впечатляют, в среднем от 20 000 до 80 000 рублей. За недостоверные сведения в отчетности по экосбору можно поплатиться 250 000 руб., а за несвоевременное его уплату — не менее, чем 500 000 руб. (расчет суммы экосбора подается не позднее 15 апреля).

Решение подсказывают природопользователи

Гневные посты экологов, горячие (иной раз нецензурные) обсуждения на форумах, жалобы и петиция содержат одни и те же вопросы. Почему новый сервис вводится в действие в разгар отчетной кампании? Почему нельзя отчитаться на бумаге, если сбоит приемный комплекс? Почему бы не сохранить работу прежнего личного кабинета на время обкатки нового? Почему бы не продлить сроки сдачи отчетов на время отладки системы?

Мы собрали и детализировали меры, которые предлагают компании для наведения порядка в процессе сдачи экологической отчетности.

Не чините искусственных препятствий. Позвольте организациям формировать отчетность удобным способом, в том числе с помощью собственного ПО. Дайте возможность загружать и сохранять файлы в личном кабинете. Обеспечьте выкладку в ЛК форматов и обнародуйте правила составления отчетов, их проверки на ошибки.

Регулируйте и контролируйте процесс законными методами. Избежать проблем и споров при сдаче отчетности позволит закрепление правил и требований в нормативно-правовых актах. Нынешний глава Кабмина Михаил Мишустин в ФНС России на деле доказал, что даже самая сложная отчетность может поступать в ведомство четко и в срок. Для этого ведомству надлежит:

— создать и утвердить регламент или другой нормативно-правовой акт с описанием порядка подачи, приема отчетов в электронном виде (по примеру ФНС, ПФР и других контролирующих органов);

— утвердить и опубликовать электронные форматы форм 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), 2-ТП (воздух), а также Декларации о плате за НВОС, Заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, Отчета о результатах ПЭК, форм Экологического сбора.

Разрешите альтернативу. Многие природопользователи начали формировать экологические отчеты в Excel или Word. Они лично приносят их на бумаге или отправляют по почте в территориальные органы РПН. Напомним, если лицо, обязанное вносить плату, не имеет технической возможности подключиться к интернету, декларация представляется на бумаге (приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Примите меры для того, чтобы территориальные органы не препятствовали этому, принимали отчеты на бумаге.

Значительная часть природопользователей формирует и сдает отчетность через операторов ЭДО долгие годы. Позвольте компаниям продолжить взаимодействие с операторами. В идеале, если ведомство предоставит программный интерфейс (API), то есть сервис, куда информация будет поступать прямо из информационной системы хозяйствующего субъекта, это выгодно и бизнесу, и государству.

Крупные компании заинтересованы, чтобы сотрудник, ответственный за отчетность, работал в привычном интерфейсе. Тогда ресурсы компании не расходуются впустую на освоение разных интерфейсов многочисленных контролирующих органов, на ввод информации из учетной системы в ручном режиме. Государственное ведомство может не раздувать штат специалистов, ответственных за техподдержку — эти вопросы решает оператор. Он же обеспечивает корректность взаимодействия каналов связи, снижая риск чрезмерной нагрузки на API и DDOS-атак. Оператор, по сути, выступает гарантом процесса, ведь в случае сбоя он рискует своим бизнесом.

Личный кабинет природопользователя - специализированный портал надзорных органов, расположенный в сети Интернет, позволяющий природопользователям дистанционно:

  • сдавать экологическую отчетность;
  • передавать сведения о предприятии для постановки на государственный учет объектов НВОС;
  • актуализировать ранее представленные сведения;
  • снимать объекты с учета НВОС;
  • вносить сведения об отходах для включения их в Государственный кадастр отходов;
  • подавать заявления на получение разрешительной экологической документации;
  • рассчитывать размер и предоставлять сведения об экологическом сборе;
  • предоставлять информацию о подлежащих утилизации товарах и упаковке, выпущенных в РФ;
  • передавать отчетность о выполнении нормативов утилизации;
  • получить лицензии на обращение с отходами.

Профессионально и с гарантией внести данные в личный кабинет природопользователя Росприроднадзора можно за 9900 рублей в срок от 7 дней.

Рассматриваемый портал позволяет осуществлять взаимодействие между природопользователями (в лице производственных организаций) и надзорными органами.

Необходимость предоставления экологических сведений и отчетности о предприятиях, функционирующих на территории РФ, закреплена природоохранным законодательством, например:

  • Законом «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ;
  • Законом «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ;
  • Законом «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ;
  • Водным кодексом;
  • прочими приказами и постановлениями Правительства и государственных организаций, функционирующих в области природопользования и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Расположен кабинет на сайте Росприроднадзора – государственного органа федерального уровня, основное назначение которого заключается в осуществлении надзора в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Пользование данным ресурсом предоставляется бесплатно.

Поднадзорными организациями в данном случае выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых сопровождается нанесением вреда окружающей природной среде. Именно на них и возлагаются обязательства по предоставлению отчетности.

Как составить саму отчетность, так и передать ее в надзорные органы вправе штатные эклоги или специалисты отдела охраны окружающей среды предприятий. Данную услугу на платной основе предоставляют и специалисты коммерческих организаций. Во втором случае стоимость формирования и передачи одного отчета может составлять от 9900 рублей, а сроки ее составления займут от 1 дня. На стоимость и сроки повлияют такие факторы, как:

  • масштаб производственной деятельности;
  • вид деятельности;
  • количество промплощадок;
  • количество поступающих в окружающую среду загрязнителей и отходов.

Также, составление природоохранной документации опытными специалистами, сопряжено с получением предприятиями значительных преимуществ, например, таких, как:

  • ускорение процесса разработки, сроков передачи и согласования в надзорных органах;
  • уменьшение вероятности возникновения ошибок и недочетов в документации, что также позволяет предприятиям избежать значительных штрафов за искажение или сокрытие экологической информации.

Преимущества передачи экологической документации посредством использования личного кабинета.

Основное преимущество, которое предоставляет данный портал, заключается в отсутствии необходимости личной передачи документации. Это наиболее актуально для предприятий, территориально удаленных от департаментов Росприроднадзора. К тому же позволяет сократить время на составление и заверение дополнительной документации Самый яркий пример - доверенности, которые составляются для сотрудников, передающих документы предприятий в контролирующие организации от их лица.

К тому же, использование портала значительно упрощает процедуру предоставления отчетной экологической документации и необходимых сведений о предприятии в том плане, что нет необходимости в поиске актуальных форм заявок и отчетности. Все они уже расположены на рассматриваемом интернет-ресурсе, находятся в свободном доступе (при условии авторизации) и доступны для скачивания.

К тому же, для передачи отчетных документов законодательством установлены четкие сроки, нарушая которые предприятия рискуют получить предписания или значительные по сумме штрафы (например, согласно статье 8.5 КоАП, сумма штрафа для предприятий составляет до 80 000 рублей). Так, сроки передачи отчетности по форме 2ТП отходы – до 1 февраля нового отчетного года, декларации НВОС – до 10 марта. Предоставление документации через Интернет также значительно сокращает сроки передачи и согласования.

К тому же, пользователи ресурса в любой момент могут отследить статус переданной документации. При этом исключается необходимость звонить или лично ходить в надзорные организации для того, чтобы узнать, были ли согласованны и приняты переданные материалы.

Что еще необходимо для передачи отчетности через личный кабинет?

В случае, когда документация предоставляется через портал сайта Росприроднадзора, для заверения представленных сведений, предприятиям необходимо использование электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Оформляется она в специализированных аккредитованных центрах (в том числе находящихся в ведомстве Росприроднадзора). Если же кабинет используется через портал Госуслуг, достаточно только сведений, указанных при регистрации в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), и использование ЭЦП не требуется.

Как пользоваться кабинетом?

Процедура использования и входа на сайт зависит от статуса пользователя, к которым можно отнести:

  • специалистов Росприроднадзора;
  • физических лиц;
  • юридических лиц.

В процессе регистрации организации на портале также требуется указать ее данные, такие как:

  • краткое и полное наименование;
  • ОГРН, ИНН, КПП, ОКПО, ЕГРЮЛ;
  • дату регистрации;
  • контактную информацию;
  • юридический и фактический адреса.

Для индивидуальных предпринимателей такими сведениями выступают паспортные данные.

Портал позволяет хранить информацию о нескольких организациях. Выбор необходимой осуществляется через поиск на сайте. Это довольно удобно в случае, если у собственника несколько организаций, по которым необходимо передавать отчетную документацию.

В руководстве пользователя, расположенном непосредственно на портале, указано какие системные требования и программы должны быть установлены на компьютере пользователя для работы кабинета. Также здесь можно ознакомиться и с принципами работы кабинета. Представленная информация полная и вполне доступная для восприятия.

После авторизации на портале, пользователи получают доступ к ссылкам, по которым можно скачать форму того или иного вида отчетов или заявок. На портале к бланкам приложены инструкции или видеоматериалы по их заполнению.

Далее формы заполняются вручную, и сдаются через портал посредством использования соответствующей вкладки. Например, отчетная документация и заявки для объектов НВОС передаются через вкладку «Отчетность», подача заявлений на получение разрешительной природоохранной документации через «Государственные услуги».

Каждому переданному отчету присваивается индивидуальный код, по которому можно отследить текущий статус документа – были ли приняты предоставленные сведения надзорными органами, или отправлены исполнителю на дополнительную доработку. Кроме того, присвоенный отчету код указывается при необходимости предоставления его также и в бумажном варианте. Стоит отметить, что природопользователи имеют постоянный доступ к странице с переданными отчетами, и могут не только отследить статус заявки, но также сориентироваться по датам предоставления необходимых отчетных документов.

В целом, использование рассматриваемого портала значительно упрощает процедуру взаимодействия с контролирующими организациями. При этом главным условием его использования является доступность для природопользователей сети Интернет.

Также вы можете определить код

  • ОКПО
  • ОКАТО
  • ОКФС
  • ОКТМО
  • ОКОГУ
  • ОКОПФ

Чтобы узнать коды статистики, введите ИНН

Организации и предприниматели обязаны уплачивать налоги и сборы. Заполняя отчетность и платежные документы, вы указываете реквизиты, среди которых код ОКТМО. В статье мы расскажем, что такое ОКТМО, каково его назначение и как узнать свой код.

Что такое ОКТМО

ОКТМО — это общероссийский классификатор территорий муниципальных образований. Классификатор состоит из 8 томов. Каждый том содержит коды для соответствующего федерального округа. На территории России множество областей, краев, республик. Они включают в себя муниципальные образования, каждому из которых присвоен свой код ОКТМО.

Для чего нужен ОКТМО

Код ОКТМО нужен государству, чтобы упростить и ускорить обработку информации о хозяйствующих субъектах, создать единую базу данных и прогнозировать развитие экономики. Кроме того, он определяет территориальную принадлежность налогоплательщика и указывает местный бюджет, в который казначейство перечислит платеж.

Предприниматели и руководители организаций должны знать свой код ОКТМО. Его нужно включать в реквизиты отчетных документов, налоговых деклараций и платежных поручений по налогам и другим обязательным платежам. Без верного ОКТМО нельзя сдать отчеты или получить налоговые вычеты.

Код присваивается не конкретной организации или ИП, а муниципальному образованию, на территории которого они зарегистрированы. Соответственно, один код может быть присвоен нескольким компаниям одновременно.

ОКТМО заменяет ОКАТО


В платежных документах обязательно указание кода. До введения ОКТМО в тех же целях применялся код ОКАТО (общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления). Его недостаток в том, что он не указывает город, городской район или поселок в котором находится предприятие. ОКТМО уточняет эту информацию. Главное отличие кодов в принципе деления. ОКАТО зависит от субъекта РФ, а ОКТМО от муниципального образования.

До 2017 года указание кода ОКАТО вместо ОКТМО было допустимо. Теперь переходный период окончен, и неправильное заполнение реквизитов приведет к санкциям. Платежи по неправильным реквизитам попадают в категорию «невыясненных» и замедляют перераспределение средств между бюджетами.
Если вы указали неверный реквизит, то подайте заявление об уточнении платежа в ИФНС, ФСС или ПФР в зависимости от испорченного документа. На основании заявления госорганы примут решение об уточнении платежа и списании начисленных пеней.

Структура кода ОКТМО

ОКТМО включает два раздела: муниципальные образования и населенные пункты в составе муниципальных образований. Коды первого раздела состоят из восьми знаков, второго — из одиннадцати. Код содержит информацию:

  • 1 и 2 знаки обозначают субъект РФ;
  • 3-5 — городской округ или объединение, приравненное к нему;
  • 6,7 и 8 — населенный пункт, в котором зарегестрированы организация или ИП.

Коды второго раздела включают эти 8 знаков, а 9, 10 и 11 обозначают населенный пункт внутри крупного муниципального образования. При этом значения с 001 по 049 присваиваются городам, с 051 по 099 — поселкам городского типа, а с 101 по 999 — сельским населенным пунктам. Чем крупнее населенный пункт, тем меньше знаков включает ОКТМО. Например, город Дмитров Московской области имеет код 46608000, а поселок Антропово Костромской области — 34602403101.

Как узнать код ОКТМО

Мы уже знаем, что ОКТМО необходим для заполнения множества документов, поэтому его нужно обязательно знать. Код присваивается организации и ИП автоматически налоговым органом по месту регистрации. Уведомление о присвоении кодов статистики направляют по почте.
Если вы впервые заполняете декларации и платежные документы или ваш код изменился из-за смены адреса регистрации, то появляется вопрос, как узнать свой ОКТМО.

Для этого можно подать заявление в налоговый орган по месту регистрации с просьбой сообщить присвоенный код в письменном виде, ответ вы получите в течение 5 дней. Можно обратиться в налоговую по горячей линии, если повезет, вам подскажут нужный код, но скорее всего вам предложат воспользоваться сайтом ФНС и проконсультируют.

При непосредственном контакте с налоговой, возникают временные задержки. Проще и быстрее воспользоваться интернетом. В сети множество ресурсов, которые предлагают узнать коды статистики, но для получения достоверной информации обращайтесь к официальным источникам.

Узнать код ОКТМО онлайн

Узнать код по ОКАТО можно на сайте ФНС или kod-oktmo.ru. Код ОКТМО заменил ранее используемый ОКАТО. Зная свой старый код, вы без труда сможете узнать новый.

Для этого на сайте https://www.nalog.ru перейдите в раздел “Электронные сервисы” и выберите «Узнай ОКТМО». Укажите в поле свой ОКАТО или введите наименование муниципального образования и нажмите кнопку найти. В окне «Код ОКТМО» появится нужный код. Аналогичная информация понадобится на сайте http://kod-oktmo.ru/.

На официальном портале МинФина представлена таблица соответствия кодов ОКАТО и ОКТМО со всеми изменениями https://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/.

Узнать код по адресу регистрации. Для ИП и физлиц понадобится адрес прописки, для организаций — адрес регистрации компании. Узнать код по адресу также можно на сайте ФНС и портале http://kod-oktmo.ru/. Если в сервисе «Узнай ОКТМО» вы не смогли получить код, то инспекторы рекомендуют воспользоваться http://fias.nalog.ru/ Федеральной информационной адресной системой. Для этого поставьте галочку в поле муниципальное деление и выберите расширенный поиск. Заполните все известные данные и нажмите кнопку “Найти”.

Узнать ОКТМО организации или ИП по ИНН может потребоваться, если кроме этого реквизита вам ничего не известно. Для этого используйте сервис Росстата — http://statreg.gks.ru/. Перейдя на страницу, выберите тип формируемого уведомления и укажите один из реквизитов: ИНН, ОГРН или ОКПО.
Найдите нужный филиал в предложенном списке и выберите «Коды ОК ТЭИ». Для вас будет сформировано уведомление, которое отправляется Росстатом при регистрации организации. Оно содержит коды статистики, в том числе ОКТМО.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

При поиске кодов статистики используйте только надежные источники. Облачный сервис Контур.Бухгалтерия поможет формировать платежные документы и отчеты. ОКТМО и другие реквизиты заполняются автоматически. Новым пользователям доступно 14 дней бесплатной работы с сервисом для ознакомления. Ведите учет, формируйте отчетность и начисляйте зарплату сотрудникам вместе с нами.

Разъяснения по отдельным вопросам постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Кому необходимо подать заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты НВОС.

Объекты НВОС делятся по степени негативного воздействия на окружающую среду на I, II, III и IV категории, критерии определения категорий объектов НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.

Категория присваивается объекту НВОС при его постановке на государственный учет в государственный реестр федерального или регионального уровня и документально подтверждается свидетельством о постановке объекта НВОС на государственный учет, которое выдается Природнадзором Югры для объектов расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и подлежащих региональному надзору, и Северо-Уральским межрегиональным Управлением Росприроднадзора по объектам федерального надзора.

Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Постановка на государственный учет объектов, которые не соответствуют ни одной из категории объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, не предусмотрена.

О заполнении заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Заявка готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вне зависимости от того находится он в собственности или передан для эксплуатации по договору аренды.

По объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору, заявка представляется в Природнадзор Югры в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила).

Согласно пункту 20 Правил основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 (подпункты "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5) Правил.

В соответствии с Правилами все действия по ведению государственного реестра осуществляются в электронном виде.

Методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объектов НВОС на учет в электронном виде утверждены приказом от 24.11.2016 № 756. С 21.12.2020 прием заявок на постановку, на актуализацию и снятие с государственного учета производятся по адресу в сети Интернет lk . rpn . gov . ru .

Об уровне поднадзорности

Уровень поднадзорности объекта НВОС (федеральный или региональный) определяется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (далее Критерии № 903). На основании п.7.1. ст. 65 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор (ред. от 11.08.2020).

Объект, относящийся к IV категории объекта НВОС (согласно постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»), но соответствующий хотя бы одному из Критериев № 903 постановления, является объектом федерального государственного экологического надзора и подлежит постановке на государственный учет Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора. Исключение составляет соответствие объекта пункту 3"б" Критериев № 903, так как объектом земельных отношений является собственно земельный участок, который не является объектом НВОС.

Учитывая, что постановление № 903 имеет большую юридическую силу, чем приказы Минприроды России от 29.10.2010 № 476 «Об утверждении перечней объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие федеральному государственному надзору», при определении органа исполнительной власти, уполномоченного на постановку на учет объектов НВОС, необходимо руководствоваться именно Постановлением № 903.

О способах представления заявки

Заявка о постановке объекта НВОС подается через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу lk.rpn.gov.ru . Доступ в личный кабинет осуществляется с помощью учетной записи Госуслуги (ЕСИА) или с помощью электронной почты. Инструкция по регистрации и авторизации в личном кабинете природопользователя размещена по адресу:

О достоверности предоставляемых данных о сбросах, выбросах, отходах

В связи с требованием о наличии в государственном реестре объектов НВОС достоверных данных рекомендуется при заполнении сведений в форме Заявки в части указания фактических данных по выбросам (за исключением радиоактивных загрязняющих веществ), сбросам, отходам, указывать данные:

- федерального статистического наблюдения по формам № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы) ;

- производственного экологического контроля;

- отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Правилами не предусмотрено осуществление проверки достоверности сведений, указанных в заявке. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 69 Закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах.

Умышленное искажение информации, содержащейся в заявке, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Об указании географических координат

Координаты угловых точек объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84, точность – 6 знаков после запятой. Рекомендуется для получения координат пользоваться либо имеющейся документацией на объект, либо сервисом публичной кадастровой карты Росреестра.

Для точечных объектов указывается одна точка.

Для площадных объектов должно указывается не менее трех точек в порядке их следования по периметру объекта.

Для линейных объектов указывается последовательно не менее двух-трех точек. Линейными объектами являются трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Представление информации о географических координатах источников негативного воздействия на окружающую среду, включенных в заявку о постановке на учет объекта НВОС, является обязательным требованием (подпункты "д", "ж" п. 5 Правил).

В настоящее время сведения о географических координатах объекта НВОС, указанные в заявке, проверяются средствами государственной информационной системы по ведению реестра объектов НВОС - ПТО УОНВОС (доступ к данному программному обеспечению размещен в сети Интернет lk.rpn.gov.ru) .

В этой связи, если в ходе рассмотрения заявки выявлен факт представления недостоверных координат, такой факт рассматривается как отсутствие сведений, подлежащих включению в реестр, и соответственно, как основание для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет.

О разграничении понятий: хозяйственно-бытовые сточные воды и промышленные сточные воды

Понятие использования вод для бытовых нужд в законодательстве об охране окружающей среды не установлено, вместе с тем, при определении данного термина возможно руководствоваться законодательством о водоснабжении и водоотведении. Так, в п. 18 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено понятие питьевой воды (вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции).

В п. 116 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила-644), установлено, что абоненты (физические и юридические лица, заключившие договор водоотведения) обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению № 4 к Правилам-644.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 № 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

В приложении 4 к Правилам-644 содержится перечень производственных процессов, при осуществлении которых абонент обязан иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку. К таким процессам, в том числе, относятся машиностроение, гальваническое производство, производство строительных материалов и конструкций, отдельные виды пищевого производства и другие процессы.

В случае если хозяйствующий субъект относится к категории абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, либо осуществляет деятельность, указанную в приложении 4 к Правилам-644, и обязан, таким образом, иметь локальные очистные сооружения, использование вод таким субъектом не является использованием вод для бытовых нужд.

Соответственно, если абонент осуществляет использование вод не только для бытовых нужд, то он не соответствует уровню воздействия на окружающую среду, указанному в пп. «2» п. 7 Критериев № 2398, и, таким образом, на основании пп. «5» п. 6 Критериев, подлежит отнесению к III категории.

О представлении сведений об отходах (сторонних организаций или собственных)

Юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.

В форме Заявки в части, касающейся сведений об отходах, предусмотрено указание сведений только о размещении отходов (раздел II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду», п. 4 «Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов)», раздел III «Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды», «Утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия)».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается «хранение и захоронение отходов» (далее – Закон № 89-ФЗ).

При этом «хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения», а «захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду». К объектам размещения отходов согласно данной статье относятся – «специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов»; к объектам захоронения отходов – «предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах».

Одновременно данной статьей Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельность по размещению отходов на эксплуатируемых объектах НВОС не осуществляется, разделы формы Заявки, касающиеся сведений об отходах, не заполняются (в соответствующих строках формы Заявки делается запись: «Деятельность по размещению отходов не осуществляется»).

О выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух относящихся к I и II классам опасности

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее – Перечень ЗВ) утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р.

Классы опасности загрязняющих веществ установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 114 "О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03".

О плате за негативное воздействие на окружающую среду

Вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п.1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», система государственного управления в области охраны окружающей среды (нормирование и разрешительный характер воздействия на окружающую среду, платежи за негативное воздействие, производственный контроль и государственный экологический надзор) будет реформирована поэтапно в период с 2019-2025 гг.

От исполнения указанной обязанности будут освобождены лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. При этом, присвоение категории объекту осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Постановка объектов на государственный учет производится на основании заявки, подаваемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена административная ответственность. Таким образом, освобождение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории, подтверждаемой выданным юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельством о постановке на государственный учет этого объекта.

Читайте также: