Пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения

Опубликовано: 15.05.2024

До этого лета Российская Федерация даже в кризисные времена не пыталась пересмотреть соглашения об избежании двойного налогообложения, хотя и принимала ряд мер, ограничивающих вывод капитала.

В этом смысле подписанные в сентябре с Кипром документы – шаг беспрецедентный. Но уже очевидно, что это новая тенденция. На повестке дня – пересмотр соглашений с Люксембургом, Мальтой и другими. В новых условиях российским компаниям стоит по-новому взглянуть на управление своими финансовыми потоками.

8 сентября Россия и Кипр подписали протокол о внесении изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения. Теперь налог с дивидендов и процентов у источника составит 15% от общей суммы выплат. Но в некоторых случаях предусмотрен и льготный процент (до 5%), если лицо, имеющее право на дивиденды, является иностранной страховой компанией или пенсионным фондом, а также органом местной власти или центральным банком.

Причины изменения соглашений об избежании двойного налогообложения достаточно просты. Одна из них – борьба с выводом капитала из страны. Чистый вывоз капитала из России частным сектором за период с января по май 2020 г. составил $ 33,5 млрд, увеличившись на 18,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные привел Банк России. Отток капитала часто увеличивается в кризисное время, когда бизнес стремится уберечь свои активы за рубежом, что связано с нестабильностью экономики, изменениями курсов валют.

Другая причина состоит в проблемах с ростом экономики и наполняемостью бюджета. Естественно, денежные средства, которые остаются в России, в дальнейшем вкладываются в экономику страны. При этом перечень офшорных территорий был утвержден достаточно давно и позволял беспрепятственно выводить средства в отдельные территории с льготными налогами. Он установлен Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н (действующая редакция от 02.11.2017) «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

Соглашения на пересмотр

Налог на дивиденды, выплачиваемые иностранному участнику российский компании, составляет 15%. Но до принятия решения о пересмотре соглашений о двойном налогообложении те давали определенные льготы. По пункту 2 ст. 10 соглашения с Кипром для применения 5% налоговой ставки при выплате дивидендов вложения в уставный капитал компании должны быть не менее 100 тыс. евро и (или) наличие определенной доли участия в компании. А, например, по п. 2 ст. 10 соглашения с Сингапуром для применения 5% налоговой ставки при выплате дивидендов размер доли участия в компании должен быть не менее 15%.

Действующие соглашения об избежании двойного налогообложения содержат и ограничения по размеру процентов за выплаченные за рубеж дивиденды. Например, в соглашениях с Китаем и Кипром это было не более 10%. Но весной Владимир Путин предложил применять налог в размере 15% ко всем переводам дивидендов на зарубежные счета. И сейчас это указание начало выполняться.

С 2021 г. налог в отношении дивидендов и процентов для кипрских компаний повышается до 15%. При этом Кипр сохранил льготные ставки 0% и 5% для страховых компаний, пенсионных фондов и компаний, акции которых торгуются на бирже. Также не будут облагаться налогом у источника процентные платежи по облигациям – корпоративным и государственным. Сохранилась нулевая ставка и для роялти.

Будут пересмотрены на тех же условиях и соглашения с Люксембургом и Мальтой. Кроме того, на очереди – Швейцария и Гонконг. Данные юрисдикции в меньшей степени использовались для создания холдинговых структур и в большей степени – для активных торговых операций со специальными низкими режимами налогообложения.

Первый путь, который ожидает государство от бизнеса, – это возврат денежных средств в Российскую Федерацию, реструктуризация и выплата дивидендов в РФ. Но в России налог на дивиденды для резидентов составляет 13%, поэтому выгода невелика. Тем не менее такие прецеденты имели место и прежде. Например, Mail.ru Group переводила владение долями игрового проекта «Мэйл.РуГеймз», соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» на российское юридическое лицо, следует из сообщений Федеральной антимонопольной службы. Источник в топ-менеджменте Mail.ru Group объяснял это именно деофшоризацией.

Второй вариант состоит в использовании стран ЕАЭС в схемах работы с зарубежными юрисдикциями. Ведь они не пересматривают соглашения по аналогии с Российской Федерацией.

Так, по соглашению об избежании двойного налогообложения выплаты из Казахстана в виде дивидендов могут облагаться по ставке 5%, проценты – 0%, а роялти – 10%. Аналогичным образом использование Белоруссии позволяет применять во всех случаях ставку 5%.

В соответствии с п. 7 ст. 25.13 НК РФ прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения, если в отношении такой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) она является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;

2) она образована в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза;

3) ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.

Следовательно, возможно провести реструктуризацию финансовых потоков через наших ближайших соседей.

Третий вариант заключается в замене выплат дивидендов на определенные сделки. Например, достаточно часто используются такие механизмы, как договоры займа, новация договоров, цессия, отступное. Но подобные действия нередко вызывают и вопросы проверяющих госорганов.

Заемное финансирование применимо в том случае, если доподлинно известно, что полученные деньги необходимо будет вернуть к определенному сроку, заплатив при этом конкретную цену за пользование (проценты). При этом кредитором может быть не только участник российского общества.

Заем как способ оформления инвестиций не подойдет, если денежные средства передаются российской компании в целях инвестирования в капитальное строительство или развитие нового рискованного долгосрочного проекта, проекта с длительным сроком окупаемости.

Использование займов сопряжено с целым рядом налоговых рисков. Во-первых, это риск переквалификации заемных отношений в инвестиционные. Как следствие, исключение начисленных процентов и курсовых разниц из расходов с автоматическим начислением налога на прибыль российскому заемщику. Во-вторых, риски неправильного применения правил «тонкой капитализации» (нормирование процентов). Если заемный характер отношений сторон не оспаривается налоговым органом, в учете всех или части процентов могут отказать со ссылкой на так называемые правила тонкой капитализации (п. 2–4 ст. 269 НК РФ).

Налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, – на 12,5).

При этом налоговый орган прямо говорит о возможной корректировке в случае налогообложения процентов по договорам. Как это, например, было в случае соглашения с Нидерландами. На основании п. 1 ст. 9 «Корректировка прибыли» Российская Федерация имеет право провести корректировку прибыли, получаемой российским и нидерландским взаимозависимыми лицами, если в их коммерческих и финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между двумя независимыми предприятиями. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 11 «Проценты», если по причине особых отношений между плательщиком и фактическим владельцем процентов или между ними обоими и каким-либо другим лицом сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и фактическим владельцем процентов при отсутствии таких отношений, положения ст. 11 соглашения применяются только к последней упомянутой сумме (см. Письмо Минфина от 30.05.2011 № 03-03-06/1/319).

Пример

Риски можно оценить на конкретных примерах. Например, российская организация «Инвест-проект» со 100%-ным участием кипрской компании заключала договоры заимствования. Уставной капитал 800 млн руб. оплачен денежными средствами.

Условия спорного договора:

с материнской кипрской компанией заключен договор займа, по характеру напоминающий «кредитную линию» – предоставление денежных средств в пределах лимитов без четких сроков (периодичности), то есть «по требованию» заемщика.

По условиям договора займа:

• каждый транш должен быть возвращен в течение одного года;

• ставка 15% годовых (в последующем снижена до 10% и 6 %);

• неустойка за нарушение сроков оплаты процентов 0,1% от остатка задолженности по процентам.

Всего за период 2007–2011 гг. по договору займа перечислены денежные средства в размере 67,8 млн долл. США.

Но налоговый орган переквалифицировал данную сделку. По мнению проверяющих, кипрская компания косвенно приобрела права на активы в РФ, рассчитывая получать доходы от их использования и (или) последующей реализации.

К критериям риска проведения подобных операций относятся следующие:

1) Отсутствие в договоре займа четкой периодичности выборки денежных средств (что, к слову, нетипично для традиционных кредитных договоров с банками о финансировании девелоперских проектов). В связи с этим заимодавец изначально не просчитывал конкретные периоды возврата денежных средств и пределов прибыли.

2) Систематическое нарушение заемщиком сроков возврата соответствующих траншей и уплаты процентов, которому сопутствовало непредъявление претензий со стороны займодавца и, более того, продолжение финансирования в условиях допущенной просрочки.

3) Наличие на банковских счетах заемщика в определенные периоды, предшествовавшие срокам уплаты процентов, денежных средств, однако проценты не уплачивались.

4) Приобретение на полученные деньги инвестиционных активов: имущества, долей в российских компаниях, выдача займов другим юридическим лицам. Будучи единственным учредителем, кипрская компания не могла не знать о характере и направлениях расходования переданных денежных средств.

Рекомендации компаниям

Во-первых, необходимо понять, что мир не будет таким, как раньше. Сегодня об этом нам напоминает все: и закрытие границ, и введение режима самоизоляции, и блокировка счетов банками при осуществлении спорных операций, которые не соответствуют мероприятиям внутреннего контроля банка.

Во-вторых, важно организовать работу таким образом, чтобы не привлекать внимание проверяющих, а также банков на основании законодательства о легализации средств, полученных преступным путем. Для этого необходимо отслеживать информацию Центробанка в отношении территорий, которые признаются и не признаются офшорами.

Так, Центробанк выделяет следующие территории, которые фактически относят к офшорам.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОФШОРОВ ПО ПРОЗРАЧНОСТИ, ПО ВЕРСИИ БАНКА РОССИИ

Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Нормандские острова (о-ва Гернси, Джерси, Сарк), о-в Мэн. Ирландия (Дублин, Шеннон). Республика Мальта. Китайская Народная Республика (Гонконг (Сянган). Швейцарская Конфедерация. Республика Сингапур. Республика Черногория. Княжество Лихтенштейн.

Антигуа и Барбуда. Содружество Багамы. Барбадос. Государство Бахрейн. Белиз. Бруней – Даруссалам. Зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территории: Ангилья, Бермуды, Британские Виргинские о-ва, Монтсеррат, Гибралтар, Теркс и Кайкос, Острова Кайман. Гренада. Республика Джибути. Содружество Доминики. Китайская Народная Республика (Макао (Аомынь)). Республика Коста – Рика. Ливанская Республика. Республика Маврикий. Малайзия (о. Лабуан). Мальдивская Республика. Княжество Монако. Нидерландские Антилы. Новая Зеландия: Острова Кука, Ниуэ. Объединенные Арабские Эмираты (Дубаи). Португальская Республика (о. Мадейра). Независимое Государство Западное Самоа. Республика Сейшелы. Сент-Китс и Невис. Сент-Люсия. Сент-Винсент и Гренадины. США: Виргинские о-ва США, Содружество Пуэрто-Рико, штат Вайоминг, штат Делавэр. Королевство Тонга. Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка. Республика Палау.

Княжество Андорра. Коморы: Анжуанские о-ва. Аруба. Республика Вануату. Республика Либерия. Республика Маршалловы Острова. Республика Науру.

Кипр, например, не является офшорной территорий, но после изменения соглашения об избежании двойного налогообложения переводить средства в данную юрисдикцию уже и не столь выгодно. Так что можно задуматься об использовании другой юрисдикции. К числу условно офшорных юрисдикций также относят Великобританию, Данию, Нидерланды, Австрию, Бельгию, Швейцарию, Люксембург, Лихтенштейн и др.

Перед тем как начать регистрацию компании в офшоре, следует узнать об особенностях и отличиях каждой зоны, условиях работы в них. Это и степень конфиденциальности, и требования к организации и ведению работы, и перечень отчетности, если она есть. Также на правильный выбор зоны немалое значение оказывает сфера деятельности компании, какую цель преследует ее создание. При выборе зоны также необходимо знать, заключено ли с этой юрисдикцией положение об отмене двойного обложения налогами, а также соглашение об электронном обмене информацией. В налоговом законодательстве этих стран существуют определенные льготы, изъятия и положения, которые позволяют при проведении определенных видов операций или типов деятельности не платить налоги вообще или платить их по минимальной ставке. Однако это касается лишь определенных видов деятельности (владение активами, финансово-посредническая деятельность и др.). При этом компания является резидентом своей страны, платит налоги, сдает отчет и т. д.

Необходимо отметить, что не так уж мало компаний стоят перед перспективой провести реструктуризацию в связи с изменениями законодательства. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на структуру владения российскими акционерными обществами.

Четвертая рекомендация состоит в дроблении сумм, которые переводятся за рубеж. Важно также учитывать правила валютного регулирования и валютного контроля. Валютные операции регулируются Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральным законом № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» и нормативными актами государственных органов.

Но не все правила прямо прописаны в законе о валютном регулировании и валютном контроле. Например, контролируемыми являются экспортные сделки на сумму более 6 млн руб. и импортные операции на сумму от 3 млн руб. Кроме того, по договорам поставки важным контролируемым критерием является срок поставки.

За нарушение правил проведения валютных операций законом предусматривается административная ответственность, а в отдельных случаях возможно и уголовное преследование. Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки. За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн руб., штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75 до 100% от суммы сделки.

Важно помнить о правилах валютного контроля, которые будут меняться в зависимости от суммы сделки:

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб., достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае если сумма сделки от 200 тыс. руб. до 3 млн руб., в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 млн руб. до 6 млн руб. необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн руб., то договор необходимо регистрировать и при импортных, и при экспортных операциях.

При работе с нерезидентами необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

Уделите внимание законодательству в сфере контролируемых иностранных компаний (КИК), чтобы ваша новая компания соответствовала требованиям местного закона. К тому же в ближайшие годы всеми миру грозит автоматический обмен данными. Россия участвует в нем, классические офшоры – не в полном составе, но даже они вовлечены в этот процесс. Следовательно, безопасность сбережений будет достаточно условной. В заключение же важно отметить, что сегодня нельзя говорить и думать об изменении только ставок налогов, речь идет о глобальных изменениях в ведении бизнеса.

Автор: Мария Стригалева, руководитель юридической и аудиторской практики BLCONS GROUP

Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами с 2021 года

Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами с 2021 года

СИДН с Кипром – Изменение налоговой ставки на дивиденды и проценты

Трансграничные операции, осуществляемые сторонами - резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал. Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.

Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.

Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах. Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами. При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.

Налоговые резиденты

Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств. Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с "международным договором" Российской Федерации по вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019

Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.

Налоговое планирование – Применение СИДН

Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века. Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.

В двухтысячных годах такая налоговая оптимизация стала признаваться недобросовестным поведением. Использование положений СИДН в целях налоговой экономии было признано злоупотреблением в случаях, когда сделки не были связаны с активной и реальной деятельностью ее сторон и позволяли искусственно переводить прибыль в низконалоговые юрисдикции из стран, где ведется реальная экономическая деятельность. За последнее десятилетие многие транснациональные гиганты обвинялись в агрессивной оптимизации налогообложения за счет перевода прибыли в офшоры и экономически необоснованном распределении прибыли внутри группы (Apple, Starbuks, Facebook, Google, Amazon и пр.).

Российские налоговые органы за последние 10 лет тоже выработали подход, в рамках которого осуществляется налоговый контроль трансграничных операций. При этом активно используются концепции, в том числе имплементируются в Налоговый Кодекс, мероприятия и руководства, разрабатываемые Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Так, в НК включены положения о лице, имеющим фактическое право на доход (ст.7), о контролируемых иностранных компаниях (гл.3.4), о трансфертных ценах и международных группах компаний (раздел V .1), автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчетами (гл.20.1 и 20.2), о тонкой капитализации (ст.269), и пр.

С точки зрения налогового контроля, необоснованным признается применение пониженных ставок, предусмотренных СИДН, лицами, не имеющими фактическое право на доход (ФДП) и не ведущими реальной хозяйственной деятельности помимо получения доходов и их дальнейшего перечисления по цепочке другим лицам. Несмотря на значительные успехи налогового контроля в части применения концепции ФДП (бенефициарного собственника), необоснованное, по мнению фискальных органов, применение льгот по СИДН наносит существенный вред бюджету России.

Соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения

25 марта 2020 года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России сообщил о необходимости корректировки СИДН в части увеличения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов. Он отметил, что если другие стороны не примут условия РФ, то необходимо выйти из соглашений в одностороннем порядке.

Так как Кипр до сих пор является низконалоговой юрисдикцией, участие резидентов Республики Кипр все еще активно используется в трансграничных сделках и в мультинациональных компаниях. Объем вывода капитала из России на Кипр по оценке Центробанка РФ в 2018 году составил больше половины выводимых из России средств. В 2019 году объем выведенных средств по официальны данным составил 1.9 трлн.рублей. Поэтому Кипр стал первым государством, которому Россия направила запрос на внесение изменений в СИДН. В начале августа Министерство Финансов РФ заявило о намерении денонсировать соглашение с Кипром в случае отказа от предлагаемых изменений. Но денонсировать СИДН с Кипром не пришлось, предложенные Россией изменения были приняты. 8 сентября 2020 года был подписан Протокол «О внесении изменений в соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».

Поэтому Соглашение с Кипром, заключенное 05.12.1998, продолжает действовать. Однако, ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов по займам будут увеличены.

Увеличение налоговых ставок на дивиденды и проценты на Кипре

Согласно изменениям, внесенным в СИДН с Кипром, выплачиваемые из России дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.). В Протоколе от 08.09.2020 нет уточнений, являются ли любые иностранные биржи удовлетворяющими условиям получения льгот по СИДН. Также отсутствует понятие «свободного обращения» акций и т.д. Предполагается, что в дальнейшем Минфином России будут даны разъяснения относительно данных понятий.

Сейчас дивиденды, выплачиваемые компанией – резидентом России резиденту Кипра могут облагаться налогом в России, но ставка не может превышать 10%. При этом если размер вложений в компанию составляет более 100 000 долларов, ставка налога не может превышать 5%. При выплате из России процентов по займам налог взимается только на Кипре.

Если бы СИДН с Кипром был денонсирован, российские компании, выплачивающие дивиденды и проценты в адрес кипрских резидентов, были бы обязаны удержать и уплатить как налоговые агенты налог на прибыль по ставке 20%, а если получатель физическое лицо - НДФЛ по ставке 13 % (если получатель налоговый резидент России) или 30 % (если получатель не является налоговым резидентом РФ).

Таким образом, внесенные изменения в СИДН касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений. Как и ранее, доходы от отчуждения ценных бумаг будут взиматься в государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество. Роялти за использование объектов интеллектуальной собственности будут облагаться налогом только в государстве получателя дохода. Общие положения СИДН о подтверждении фактического права на доход и статуса налогового резидента также будут действовать в текущей редакции.

Аналогичные «кипрским» изменения внесены и в СИДН с Мальтой.

01.10.2020 года был подписан соответствующий Протокол, который устанавливает условия, аналогичные тем, что были изложены в «кипрском» Протоколе от 08.09.2020 года. Изменения в СИДН с Мальтой также касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений.

Для вступления в силу изменений необходима их ратификация. Предполагается, что изменения как по Кипру, так и по Мальте вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Кипром и Мальтой при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования:0001202009040004 – Кипр,

Номер опубликования: 0001202009110056 – Мальта.

Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола с Люксембургом

08.10.2020 года было опубликовано Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола о внесении изменений в СИДН с Люксембургом.

Согласно предлагаемым изменениям, выплачиваемые из России в Люксембург дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка в 5% будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.).

Предполагается, что данный Протокол будет подписан в ближайшее время и ратифицирован до конца 2020 года. Таким образом, изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Люксембургом при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования: 0001202010080016 – Люксембург.

Россия в настоящий момент проводит переговоры об аналогичном изменении СИДН в части повышения ставки налога у источника выплаты дивидендов и процентов до 15% с Нидерландами. Аналогичные запросы направлены в Швейцарию и Гонконг.

Сравнительная Таблица Налогообложения дивидендов и процентов по Соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН) Между Россией и Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами

ДИВИДЕНДЫ

КИПР

МАЛЬТА

ЛЮКСЕМБУРГ

НИДЕРЛАНДЫ

КОММЕНТАРИЙ BLCONS

До внесения изменений:

10% - общее правило;

5% - если лицо, имеющее ФПД, прямо вложило в капитал выплачивающей дивиденды компании сумму эквивалентную не менее 100000 евро.

До внесения изменений:

10% - общее правило;

5% - если лицом, имеющим ФПД, является компания (не товарищество), которая прямо владеет не менее чем 25% капитала выплачивающей дивиденды компании, и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 100 000 евро.

До внесения изменений:

15% - общее правило;

5% - если лицом, имеющим ФПД, является компания, владеет пакетом акций, напрямую представляющих не менее 10% капитала выплачивающей дивиденды компании, и инвестировала в него не менее 80 000 евро или эквивалентную сумму в рублях.

До внесения изменений:

15% - общее правило;

5% - если лицом, имеющим ФПД, является компания, владеет пакетом акций, напрямую представляющих не менее 25% капитала выплачивающей дивиденды компании, и инвестировала в него не менее 75 000 ЭКЮ или эквивалентную сумму в рублях.

КИПР И МАЛЬТА

Протоколы о внесении изменений в соответствующие СИДНы уже подписаны.

Ратификация изменений планируется до 2021 года.

Таким образом, изменения должны вступить в силу с 2021 года.

ЛЮКСЕМБУРГ И НИДЕРЛАНДЫ

В СИДНах не уточнено, что акции получателя дивидендов должны котироваться на бирже.

Поэтому считаем, что льготная ставка должна применяться как к публичным, так и к частным компаниям.

После внесения изменений:

Общее правило – 15%;

Льготная ставка – 5% для:

ФПД – соответствующих резидентов:

1) страховых учреждений;

2) пенсионных фондов;

3) публичной компании, акции которой котируются на фондовой бирже, не менее 15 % голосующих акций в свободном обращении, и которая прямо владеет не менее 15 % капитала плательщика дивидендов сроком 365 дней;

4) Правительства, местного органа власти;

5) Центрального Банка.

КИПР, МАЛЬТА, ЛЮКСЕМБУРГ

В Протоколах не уточнено, на какой именно бирже должны котироваться акции получателя дивидендов. Поэтому считаем, что льготная ставка должна применяться, если акции компании котируются и на зарубежной бирже.

Льготным получателем дивидендов указан только сам Центральный Банк, не его отделения или другие банки (как по процентам).

НИДЕРЛАНДЫ

Протокол о внесении изменений в СИДН ещё не подписан, но переговоры о внесении изменений уже ведутся.

Подписание Протокола планируется в 2020 году.

ПРОЦЕНТЫ

До внесения изменений:

Проценты могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Льготная ставка – 5%.

До внесения изменений:

Проценты могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Льготная ставка – 5%.

До внесения изменений:

Проценты могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Льготная ставка – 15%.

До внесения изменений:

Проценты могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Льготная ставка – 16,5%.

КИПР, МАЛЬТА, ЛЮКСЕМБУРГ, НИДЕРЛАНДЫ

Для получения льготных ставок необходимо преодолеть определённые требования, которые связаны с размером ежегодной прибыли компании.

В Нидерландах в 2021 году планируется снижение налоговой ставки до 15 %.

После внесения изменений:

Общее правило – 15%

Специальное правило – 5% для:

Публичных компаний, акции которых котируются на фондовой бирже, при этом они владеют не менее 15 % голосующих акций, которые находятся в свободном обращении, и прямо владеют не менее 15 % капитала плательщика дивидендов сроком не менее 365 дней.

Специальное правило – 0% (освобождение в РФ) для:

1) страховые учреждения;
2) пенсионные фонды;
3) Правительство, местный орган власти;
4) Центральный Банк;
5) банк;
6) проценты по котирующимся государственным, корпоративным облигациям и еврооблигациям.

После внесения изменений:

Общее правило – 15%

Специальное правило – 5% для:

Те же условия, что и по налогам на дивиденды, и дополнительно:

- проценты по котирующимся государственным, корпоративным облигациям и еврооблигациям.

После внесения изменений:

ВЕДУТСЯ

ПЕРЕГОВОРЫ

ОБ

УСЛОВИЯХ

ИЗМЕНЕНИЙ

КИПР, МАЛЬТА, ЛЮКСЕМБУРГ

Соглашение с Кипром оставляет больше льгот при выплате процентов, чем мальтийское или люксембургское. Например, проценты иностранным банкам, как и проценты по еврооблигациям, по-прежнему будут освобождены от налога в РФ (при условии подтверждения ФПД).

НИДЕРЛАНДЫ

В настоящее время РФ готовит Протокол о внесении изменений в СИДН с Нидерландами, в соответствии с которым налоговые ставки по процентам будут пересмотрены.

1. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (Заключено в г. Никозии 05.12.1998) (ред. от 07.10.2010) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

Протокол о внесении изменений в СИДН подписан 08.09.2020 года.

2. "Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" (Заключена в г. Москве 24.04.2013).

Протокол о внесении изменений в СИДН подписан 01.10.2020 года.

3. "Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" (Заключено в г. Москве 28.06.1993) (ред. от 21.11.2011).

Протокол о внесении изменений в СИДН не подписан.

4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество".

Протокол о внесении изменений в СИДН не подписан.

ПРИМЕЧАНИЕ. Для применения 0% и 5% по новым правилам получатель должен являться бенефициаром дохода.

В России продолжается процесс пересмотра Соглашений об избежании двойного налогообложения («СИДН»).

В дополнение к нововведениям, связанным со вступлением в силу Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям (MLI), обзор которых мы представляли Вашему вниманию ранее , будет повышена ставка налога на дивиденды и проценты, выплачиваемые в ряд зарубежных юрисдикций.

Ниже представлены наш анализ предстоящих изменений и рекомендации по подготовке к ним.

Юрисдикции, СИДН с которыми изменятся

Россия подписала с Кипром и Мальтой Протоколы о внесении изменений в действующие СИДН, в соответствии с которыми будут повышены ставки налога у источника на выплачиваемые из России дивиденды и проценты.

Аналогичные изменения уже согласованы с Люксембургом, продолжаются переговоры с Нидерландами.

Изменения в СИДН также могут быть предложены Гонконгу и Швейцарии. Пока неизвестно, будет ли данный перечень юрисдикций расширен.

Повышение ставок на дивиденды и проценты

В соответствии с большинством российских СИДН налог у источника на дивиденды установлен в размере 5% или 10%, а для процентных выплат предусмотрено освобождение при их выплате лицу, имеющему фактическое право на соответствующие доходы.

В результате внесения изменений в СИДН ставки налога у источника на дивиденды и проценты будут повышены до 15%.

Обращаем внимание, что в отношении других доходов (например, роялти, которые часто освобождаются от налога у источника в рамках СИДН) изменений не предусмотрено.

Новые условия для применения льгот

Количество лиц, имеющих право на льготные налоговые ставки, значительно сократится.

Так, согласно новым Протоколам к СИДН с Кипром и Мальтой, 5% ставка налога у источника будет применяться к дивидендам, если лицом, имеющим фактическое право на них, будет являться:

Согласно Протоколу к СИДН с Кипром, выплачиваемые проценты будут облагаться налогом следующим образом:

В Протоколе к СИДН с Мальтой, для процентных доходов освобождение от налога у источника не предусмотрено. Все вышеперечисленные организации имеют право на 5% ставку. Согласно указанным Протоколам, изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.

Мы ожидаем, что такой подход может быть применен и к иным юрисдикциям.

Возможные стратегии

Рекомендуем рассмотреть следующие варианты действий в связи с предстоящими изменениями:

<<1)>>использование «сквозного» подхода, позволяющего применять положения СИДН с иным лицом, имеющим фактическое право на получаемые доходы

Если таким лицом является российская компания, в настоящий момент возможно применять ставку 0% к выплачиваемым дивидендам при условии, что:

  • <<(i)>>ее доля в выплачивающей дивиденды компании составляет не менее 50%,
  • <<(ii)>>она владеет акциями такой компании в течение 365 дней.

При этом необходимо оценить возможные риски налоговых претензий в отношении предшествующих периодов, когда иная компания указывалась как лицо, имеющее фактическое право на доход.

<<2)>>приобретение статуса Публичной Компании для сохранения возможности применять льготы в соответствии с СИДН

Помимо применения льготных ставок данный вариант позволит подтверждать фактическое право на доход в упрощенном порядке , однако он не всегда приемлем с точки зрения затрат и структурирования процессов управления внутри группы.

<<3)>>добровольное признание иностранной компании российским налоговым резидентом

Данный вариант подходит для случаев, когда управление иностранной компанией фактически осуществляется с территории России.

В настоящий момент статус налогового резидента позволяет иностранной компании применять ставку 0% к получаемым дивидендам при условии соответствия иностранной компании критериям, обозначенным в пункте (1).

<<4)>>редомициляция иностранной компании в специальные административные районы («САР») на острове Русский или Октябрьский с получением статуса «международной холдинговой компании» («МХК»)

Данный вариант позволяет применять ставку 0% к дивидендам при соблюдении критериев существенного участия. Однако в отличие от стандартной ситуации размер вклада в уставной капитал выплачивающей дивиденды компании должен составлять не менее 15% (вместо 50%).

Также для МХК предусмотрены и иные налоговые льготы, например, невключение прибыли контролируемых иностранных компаний в налоговую базу (до 2029 года), применение нулевой ставки налога на прибыль к доходам от реализации долей и акций организаций (при соблюдении ряда условий).

В то же время редомициляция в САР и приобретение статуса МХК предполагает необходимость соблюдения ряда критериев, включая инвестирование в российскую экономику не менее 50 млн. руб.

<<5)>>выплата дивидендов и процентов до наступления 2021 года с применением льготных положения СИДН

Данный вариант является краткосрочным решением, не отменяющим необходимость проведения реструктуризации внутри группы или пересмотра стратегии применения СИДН при прохождении значительных денежных потоков через холдинговые и финансовые компании группы, расположенные в юрисдикциях, СИДН с которыми изменятся, а также требует особого внимания к подтверждению статуса бенефициарного собственника дохода в отношении лица, к которому будут применяться положения СИДН при текущей выплате доходов.

Обращаем внимание, что каждый из указанных вариантов действий требует тщательной разработки стратегии с учетом правоприменительной практики и возможных изменений в законодательстве.

В частности, на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предусматривающий отмену нулевой ставки для дивидендов при использовании «сквозного подхода» и добровольном признании иностранной организации российским налоговым резидентом, а также ряд других изменений.

При соблюдении определенных условий существующей льготой можно будет воспользоваться в течение переходного периода до конца 2023 года.

Специалисты АЛРУД следят за развитием событий и будут рады предложить Вам свой опыт в структурировании трансграничных сделок и поддержку при применении СИДН.

Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.

Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.


В своем первом обращении к гражданам России от 24 марта в связи с началом пандемии коронавируса, Президент РФ В.В. Путин среди первоочередных мер защиты государственных интересов особо отметил:

«Все выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом…

Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%. Естественно, это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Прошу Правительство организовать такую работу. Если же иностранные партнёры не примут наши предложения, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. И начнём с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны».

Именно эти слова стали поводом для соответствующих государственных органов (в первую очередь для Минфина и МИДа) для начала кампании по пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных с рядом стран.

Первыми странами в этом «печальном списке» стали Кипр и Люксембург. И вот уже буквально перед самым новым годом, 30 декабря федеральным законодателем принимаются два закона:

Федеральный закон № 486-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между РФ и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28 июня 1993 года» (законопроект № 1074940-7);

Федеральный закон № 487-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года» (законопроект № 1062979-7). Положения Протоколов устанавливают, в числе прочего, режим налогообложения у источника доходов в виде дивидендов и процентов по ставке в размере 15% с исключениями.

На «подходе» к пересмотру Мальта и Гонконг.

А вот с Голландией у вышла заминка, так как по сообщениям СМИ Минфин РФ вообще приступает к денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения так как переговоры о его корректировке не дали результата. Россию не устроил предложенный Нидерландами компромисс по налогам, т. к. предложения иностранных партнеров так или иначе сохраняли канал вывода капиталов из России с минимальными налоговыми последствиями. При этом, как сообщает пресс-служба Минфина РФ, Россия готова продолжать переговоры по этой теме еще в течение двух месяцев (см. здесь и здесь).

В данной ситуации возникает несколько вопросов, в частности, зачем подобные меры необходимо стало предпринимать именно в первые дни пандемии, что это даст экономике и бюджету, как это скажется на наших взаимоотношениях с разными странами, ведь соглашения об избежании двойного налогообложения заключались не просто так, а в целях укрепления сотрудничества и развития инвестиционной активности? Или эти цели сейчас уже не актуальны? Не пострадает ли от этого репутация РФ как договороспособного государства?

Ну и главный вопрос: "КТО СЛЕДУЮЩИЙ?"

Однако очевидно, что Россия последовательно взяла курс на пересмотр своих подходов к международному налогообложению и могу предположить, что работа по изменению соответствующих соглашений продолжится и в 2021 году.

И еще новость в продолжение информации о "пересмотре подходов".

Россия ужесточает условия получения налоговых льгот в соглашениях со многими популярными у бизнеса странами: доказать право на них станет сложнее, особенно холдинговым компаниям. Новые правила предусмотрены Международной конвенцией против злоупотреблений налоговыми соглашениями (MLI). Присоединившиеся к Конвенции страны одновременно и автоматически усложняют применение льгот, которые позволяют экономить на налогах или вовсе не платить их.

С учетом оговорок, сделанных Россией в соответствии со статьями 35(7)(a)(i) и 35(7)(b), MLI будет применяться для определенных налоговых соглашений с 1 января 2021 г. (как в отношении налогов у источника, так и в отношении иных налогов).

И вот, 20 января Минфин опубликовал список стран, в отношении которых Россия завершила процедуры, необходимые для начала применения MLI c 2021 года. В опубликованном Минфином списке 34 страны. В том числе - Сингапур, Кипр, Великобритания, Нидерланды.


В своем обращении 25 марта Президент РФ указал на необходимость пересмотра действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, чтобы прекратить практику безналогового вывода средств на заграничные счета. Чуть позже Минфину России было поручено провести переговоры с компетентными органами соответствующих государств, первым из которых стала Республика Кипр.

1 апреля кипрским властям было передано письмо Минфина России от 31.03.2020, в котором кипрской стороне предлагается внести изменения в российско-кипрское Соглашение согласно приложенному проекту Протокола.

Российская Федерация предлагает изменить соглашение в части налогообложения доходов в виде дивидендов и процентов, которые выплачиваются из одного государства резиденту (и фактическому получателю доходов) другого государства таким образом, чтобы государство – источник выплаты могло облагать эти доходы по ставке, не превышающей 15 процентов.

Иначе говоря, дивиденды, которые выплачиваются из России кипрскому резиденту, обладающему фактическим правом на доход, вместо действующих ставок 5% (для инвесторов) и 10% будут облагаться по ставке 15 процентов. Также по ставке 15% будут облагаться проценты, которые сейчас от российского налога освобождены.

Кипрской стороне предложено представить свои соображения по этому поводу не позднее 15 июня. Очевидно намерение российских властей завершить все переговоры уже в этом году, чтобы изменения в Соглашение вступили в силу с 1 января следующего года. Одновременно в письме Минфина указано на то, что при несогласии кипрской стороны с предложенными изменениями Россия оставляет за собой право в одностороннем порядке расторгнуть Соглашение. Последствия расторжения Соглашения очевидны и, естественно, не ограничатся вопросами налогообложения процентов и дивидендов, а будут иметь еще более серьезные негативные последствия. В том числе это коснется и российских резидентов, которые получают доход от использования активов/капитала на территории Кипра,

Сейчас бизнес (как российский, так и иностранный) ссылается на то, что компании – получатели дивидендов и (или) процентов реально работают на Кипре, имеют собственные источники средств, распоряжаются полученными доходами, то есть являются их фактическими получателями и имеют право на льготы по Соглашению. Действующее законодательство позволяет налоговым органам это оспаривать, для чего в последние годы в него введено множество новых норм. Но, как видим, российская сторона решила пойти более кардинальным путем.

Похоже, предложения призваны мотивировать лиц - фактических получателей дивидендов и процентов из иных юрисдикций, которые используют кипрские компании как промежуточное звено, раскрыться и признать свой истинный налоговый статус. Это позволит им применить так называемый «сквозной подход» - тем более, что он уже предусмотрен российским налоговым законодательством. И в случае, если эти лица (фактические получатели дохода) – российские налоговые резиденты или резиденты «благоприятных» налоговых юрисдикций (с которыми у России есть СИДН), то ставка налога вполне может оказаться выгоднее, чем 15% по предложенным поправкам в российско-кипрское Соглашение.

Но поправки, если они будут приняты, поставят и множество других важных вопросов. Прежде всего, как они соотносятся с другими нормами, которые также направлены на борьбу с искажением налоговой базы и безналоговый вывод средств (например, о КИК и налоговом резидентстве), как изменения будут согласовываться с принципом стабильности налогообложения инвестиций, о котором так много говорится в последнее время, не будет ли Соглашение с Кипром лишь первым шагом масштабного пересмотра существующих международных договоренностей (ведь не только кипрские компании российские власти подозревают в неправомерном использовании льгот по соглашениям) и т.д. и т.п.

И конечно, в практическом плане возникает вопрос об использовании кипрских компаний в структуре холдинга, даже если они осуществляют на Кипре реальную инвестиционно-финансовую деятельность и являются фактическим получателем дохода (по крайней мере, с точки зрения ОЭСР и законодательства Кипра). Ведь для них Соглашение, по существу, действовать перестанет.

Читайте также: