Пбу налог на прибыль 2021

Опубликовано: 19.09.2024

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2021 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2021 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2021 году ПБУ

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
Gesrey / Depositphotos.com

Традиционно наступление нового года связано не только с приятными хлопотами, но и с изменениями в законодательстве. Вот и в 2021 году бухгалтеров бюджетной сферы ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних каникул. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года.

Начинаем применять еще несколько новых федеральных стандартов бухучета

Он устанавливает единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценки в бухгалтерском учете обязанностей и обязательств учреждений перед своими работниками и иными получателями выплат, а также к раскрытию этой информации в отчетности.

Все выплаты Стандарт делит на две группы: текущие (например, заработная плата) и отложенные (например, отпускные). Порядок оценки и учета выплаты будут зависеть от ее принадлежности к соответствующей группе: текущие – в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные – в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу на счете 0 401 60 000.

Нужно внести изменения в учетную политику на 2021 год и предусмотреть условия начисления нового вида резервов – по пенсионным и иным аналогичным выплатам. В него включаются суммы государственного пенсионного обеспечения, помимо выплат из Пенсионного фонда, а также суммы, предусмотренные коллективным договором или иным локальным актом учреждения по достижении работником возраста выхода на пенсию или определенного стажа.

Благодаря этому Стандарту кардинально меняется подход к учету объектов НМА. К нематериальным активам со следующего года относятся как исключительные, так и неисключительные права пользования. В частности, права пользования лицензионными программными продуктами с 2021 года больше не осуществляется на забалансовом счете 01 – такие объекты нужно "поднять" на баланс. Для этого в План счетов с 2021 года введены новые аналитические счета к счету 0 111 00 "Права пользования активами". Более детальным станет и учет НМА, то есть исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для них счет 0 102 00 "Нематериальные активы" также дополнен новыми аналитическими кодами. Кроме того, с 2021 года для отражения прав пользования НМА будут применяются новые подстатьи КОСГУ:

  • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования – подстатьи 352 и 452;
  • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования – подстатьи 353 и 453.

Переход на учет в соответствии со Стандартом "Нематериальные активы" нужно проводить уже сейчас. В ходе годовой инвентаризации все имеющиеся у учреждения компьютерные программные продукты, права пользования и иные НМА необходимо пересмотреть и распределить по новым учетным группам. Кроме того, теперь Инструкция № 157н прямо предписывает аналитический учет НМА вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам, так что в Инвентарной карточке потребуется прописать дополнительную аналитическую информацию. Уточнить ее тоже нужно в ходе инвентаризации

Ключевое новшество этого Стандарта – изменение требований к отражению в отчетности прав на земельные участки. Применяя Стандарт впервые, учреждениям придется переоценить до кадастровой стоимости земельные участки, учтенные на балансе и внесенные в ЕГРН. Кроме того, сейчас при годовой инвентаризации земельных участков и иных НПА нужно уточнить дополнительные данные для аналитического учета таких объектов, поскольку Инструкция № 157н теперь требует обеспечить более широкую аналитику в учете НПА.

Стандарт устанавливает единые правила признания затрат по государственному/ муниципальному долгу публично-правовых образований, по заимствованиям автономных и бюджетных учреждений, а также требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской / финансовой отчетности. Так, затраты по долговым обязательствам АУ/БУ Стандарт делит на две категории: процентные расходы по долгосрочным обязательствам и прочие затраты по долговым обязательствам. Учитываться расходы каждой категории должны обособленно. Прочие затраты изначально признаются в составе расходов будущих периодов на счете 0 401 50 000 и впоследствии включаются в состав капвложений либо относятся к расходам текущего периода.

Совместная деятельность – это операции, осуществляемые, в частности, в рамках договора простого товарищества. Участниками такой деятельности могут быть в том числе государственные и муниципальные учреждения, но только при условии, что договор простого товарищества или договор совместной деятельности не имеет целью предпринимательство.

Регулировать порядок учета объектов, возникающих при ведении совместной деятельности по договору простого товарищества или соглашению о совместно осуществляемых операциях без образования юрлица, а также особенности раскрытия информации об участии в такой деятельности в бухгалтерской/финансовой отчетности, как раз и будет новый федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Совместная деятельность".

Стандарт определяет, как раскрывать в годовой отчетности информацию о лицах – физических и юридических, влияющих на работу учреждения, или, наоборот, на деятельность которых может оказать влияние организация бюджетной сферы. К таким связанным с учреждением сторонам относятся:

  • аффилированные лица. Например, для АУ – это члены его наблюдательного совета;
  • лица, считающиеся по законодательству заинтересованными в сделках, которые заключает учреждение;
  • лица, способные влиять на хозяйственные решения учреждения в силу закона, учредительных документов или соглашений;
  • лица, на решения которых по закону или на основании учредительных документов может влиять учреждение.

Финансовый инструмент – это договор/ соглашение, по которому у одной из сторон возникает финансовый актив (денежные средства, финансовая "дебиторка", выданные заимствования и др.), а у другой – финансовое обязательство (финансовая "кредиторка", полученные заимствования) или увеличение чистых активов. Стандарт устанавливает правила учета следующих основных групп финансовых активов:

  • денежные средства;
  • финансовая дебиторская задолженность;
  • финансовые долговые требования;
  • финансовые активы, удерживаемые до погашения: деньги, размещенные на депозитах сроком более трех месяцев и долговые ценные бумаги;
  • финансовые активы для перепродажи: акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги;
  • финансовые активы, предназначенные для получения доходов от участия: акции с соответствующей целью владения, доли участия в уставных капиталах организаций, участие в учреждениях и прочее.

А к финансовым обязательствам Стандарт относит:

  • финансовую кредиторскую задолженность;
  • долговые обязательства.

Масштабные изменения в Инструкциях № 157н, № 162н, № 174н и № 183н

В конце 2020 года серьезные поправки были внесены во все Инструкции, устанавливающие порядок ведения бюджетного и бухгалтерского учета для учреждений всех типов. Это масштабная работа по приведению действующих нормативных актов в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета – как уже применяющихся, так и тех, что начнут работать с 2021 года.

Изменений много. Часть из них внедряем уже в 2020 году, другую часть будем применять со следующего года. Среди нововведений – 2021:

Как было в 2020 году

Как будет в 2021 году

Неисключительные права пользования, в частности, программные продукты

Дата публикации 21.12.2020

Документ

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ (далее – Закон) внес многочисленные изменения в НК РФ, в т. ч. в налог на прибыль организаций. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения, которые вступят в силу с 01.01.2021.

Появилось определение остаточной стоимости НМА

С момента вступления в силу гл. 25 НК РФ (01.01.2002) прошло уже почти 19 лет, однако в ней никогда не было определения остаточной стоимости нематериальных активов. На практике обычно применяли соответствующий порядок расчета остаточной стоимости, установленный в абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ для объектов ОС (в виде разницы между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации).

Теперь аналогичный порядок определения остаточной стоимости установлен в п. 3 ст. 257 НК РФ для НМА (п. 23 ст. 2 Закона).

В составе инвестиционного налогового вычета можно будет учесть расходы на НИОКР

Напомним, согласно ст. 286.1 НК РФ сумму исчисленного налога на прибыль (авансового платежа по нему), подлежащего зачислению в региональный бюджет, можно уменьшать на расходы, включаемые в инвестиционный налоговый вычет (при условии введения такого вычета на территории конкретного субъекта РФ). На отдельные расходы можно также уменьшить федеральную часть налога на прибыль. Подробнее см. в Справочнике по налогу на прибыль.

Расходы налогоплательщика, которые в соответствии с законом РФ могут включаться в налоговый вычет, носят закрытый характер. Сейчас это (п. 2 ст. 286.1 НК РФ):

  • затраты на создание и капитальное улучшение (модернизацию и т. п.) объектов ОС;
  • затраты на пожертвования государственным (муниципальным) учреждениям культуры и некоммерческим организациям, поддерживающим указанные учреждения;
  • затраты на создание объектов инфраструктуры (в т. ч. транспортной, социальной, коммунальной).

С 01.01.2021 в ст. 286.1 НК РФ вносятся изменения, согласно которым в состав налогового вычета, уменьшающего региональную часть налога, разрешается включать расходы на НИОКР, указанные в пп. 1-5 п. 2 ст. 262 НК РФ и завершенные (в т. ч. по отдельным этапам) в текущем налоговом (отчетном) периоде (но не более 90 % от их суммы). Подробнее о том, что это за расходы, см. здесь (ссылка на подзаголовок "Состав расходов на НИОКР").

Виды НИОКР, по которым предоставляется (или не предоставляется) инвестиционный вычет, и иные ограничения установит закон субъекта РФ (пп. "д" п. 33 ст. 2 Закона). При этом налогоплательщик сможет выбрать среди этих видов НИОКР, по каким он будет применять налоговый вычет, а по каким – общий порядок в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли (пп. "е", "ж" п. 33 ст. 2 Закона).

Если налогоплательщик воспользуется правом на инвестиционный вычет в отношении расходов на НИОКР и уменьшит на них сумму налога (авансового платежа), зачисляемую в региональный бюджет (не более 90 % от расходов на НИОКР), он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), зачисляемую в федеральный бюджет, на величину, составляющую ровно 10 % суммы этих расходов на НИОКР. Уменьшение федеральной части налога можно перенести и на будущие периоды, если аналогичный перенос предусмотрен и отношении налогового вычета (пп. "б", "з" п. 33 ст. 2 Закона).

Новые правила учета остатка или недостатка резерва на выплату вознаграждений (премий) по итогам года

Напомним, плательщики налога на прибыль в целях равномерного включения в расходы затрат на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год вправе создавать резерв предстоящих расходов на эти цели (ст. 324.1 НК РФ). В настоящий момент отчисления в соответствующий резерв производятся в том же порядке, что и отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (п. 6 ст. 324.1 НК РФ). В частности, это означает, что на конец налогового периода (31 декабря) налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва и, сравнив сумму отчислений в резерв с суммой начисленных (выплаченных) вознаграждений в течение года, включить положительную разницу между ними в доходы, а отрицательную – в расходы (п. 3 ст. 324.1 НК РФ). Положения п. 4 ст. 324.1 НК РФ о переносе резерва на будущий период к резерву на выплату вознаграждений (премий) по итогам года не применяются (письмо Минфина России от 11.12.2018 № 03-03-06/1/89911).

При этом на практике премии по итогам года начисляются (выплачиваются) работникам либо в декабре, либо уже в первом полугодии следующего года. С 01.01.2021 инвентаризацию резерва на выплату вознаграждений (премий) по итогам года можно будет проводить после окончания налогового или отчетного периода, но до момента представления налоговой декларации за этот период. Если сумма вознаграждений (премий), начисленных до даты инвентаризации, превышает сумму отчислений в резерв на последнюю дату отчетного (налогового) периода (за минусом начисленных на эту дату премий и вознаграждений), то сумма превышения включается в состав расходов отчетного (налогового) периода на оплату труда. В противном случае разница подлежит включению в состав внереализационных доходов отчетного (налогового) периода. Это следует из п. 36 ст. 2 Закона.

Таким образом, суммы вознаграждений (премий) по итогам предыдущего года, начисленные, например, в первом квартале текущего года, можно будет учесть именно в расходах года, по итогам которого они выплачены, а не в расходах первого квартала текущего года.

При определении доходов для применения льготной ставки IT-организации вправе не учитывать полученные бюджетные субсидии

Напомним, для IT-компаний ставка налога на прибыль снижена с 2021 г. до 3 % (мы писали об этом здесь).

Одно из условий применения льготной ставки следующее: доля доходов от передачи прав на разработанные (адаптированные, модифицированные) компьютерные программы и базы данных, их обновления, а также от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению этого ПО по итогам отчетного (налогового) периода должна составлять не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период. При этом не учитываются доходы в виде положительных курсовых разниц, указанные в п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ, а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от реализации ПО и связанных с ним услуг.

Теперь к доходам, исключаемым из общей величины доходов, полученных IT-организацией, добавятся бюджетные субсидии, учитываемые в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ (п. 1 ст. 7 Закона). Следовательно, больше IT-компаний смогут применить пониженную налоговую ставку.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С 01.01.2021 меняется ставка налога на прибыль для ИТ-компаний с 20% до 3%. У компании, удовлетворяющей требованиям для применения пониженной ставки налога, есть убыток прошлых лет, подлежащий переносу на будущее, и, соответственно, накопленный на 09 счете (отложенные налоговые активы, далее - ОНА). Согласно п. 14 ПБУ 18/02 в действующей редакции пересчет ОНА нужно провести 31.12.2020. Ранее были разъяснения Минфина от 29.01.2009 N 07-02-18/01, которые предписывали отражать пересчет ОНА в связи с изменением ставки налога на прибыль в межотчетный период (1 января). То есть показатели отчетности на 31 декабря не совпадали с показателями на начало следующего года (на 1 января). Корректировка ОНА не отражалась в отчетности года, предшествующего году изменения ставки налога. После изменений ПБУ 18/02 (действующих с 2011 года) п. 14 данного ПБУ предписывает проводить корректировку на день, предшествующий изменению ставки.
Верно ли, что вышеупомянутые разъяснения Минфина России в отношении бухгалтерской отчетности утратили свою актуальность и в описанной выше ситуации ИТ-компания должна сделать пересчет ОНА (09 счет) 31.12.2020 и отразить такую корректировку именно в отчетности за 2020 год (а не в отчетности за 2021 год)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Изменение ставки налога на прибыль требует переоценки (пересчета) отложенных налоговых активов и обязательств, сформированных ранее с применением ставки налога, которая уже не будет применяться в будущем. При этом такая переоценка (пересчет) осуществляется в том отчетном периоде, в котором стало известно об изменении ставки налога. В таком случае на конец отчетного периода отложенные активы и обязательства будут отражаться в той сумме, в которой они будут уменьшать или увеличивать налог на прибыль в будущем.
В данном случае изменение отложенного налогового актива, связанное с изменением ставки налога на прибыль, должно отражаться в отчетности за 2020 год.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Отложенные налоговые активы и обязательства (далее - ОНА и ОНО), сформированные организацией в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее - ПБУ 18/02), должны отражаться в отчетности в той сумме, которая должна привести к уменьшению или увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
В связи с чем пунктами 14 и 15 ПБУ 18/02 установлено правило: в случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с НК РФ величина отложенных налоговых активов и обязательств подлежит пересчету на дату, предшествующую дате начала применения измененных ставок. Результат пересчета относится на счет учета прибылей и убытков.
Ранее (до января 2011 года), до внесения изменений приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н в ПБУ 18/02, в нем не указывалось, к какому отчетному периоду должно относиться отражение пересчета ОНА или ОНО при изменении налоговых ставок: к периоду, в котором принят соответствующий федеральный или региональный закон, или к периоду, с которого применяется измененная налоговая ставка (ставки). Указывалось только, что в случае изменения ставок налога величина ОНА или ОНО подлежит пересчету "с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)".
В связи с чем Минфином России в письме от 29.01.2009 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2008 год" рекомендовано при изменении ставки налога переоценку ОНА и ОНО осуществлять на начало того отчетного года, начиная с которого меняется ставка налога на прибыль.
Позднее в письме Минфина РФ от 24.01.2011 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год" указано, что "в случае, если налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, то условный расход по налогу на прибыль организаций, отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства определяются исходя из ставки, учитывающей снижение ее для зачисления налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации". В данном случае, по нашему мнению, речь шла об определении ОНА и ОНО в том отчетном периоде, в котором стало известно об изменении ставки налога на прибыль.
Переоценка (пересчет) ОНА и ОНО при изменении ставки налога на прибыль осуществляется в связи с тем, что временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить или увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Поэтому отложенные налоговые активы и обязательства должны оцениваться по тем ставкам налога, которые, как ожидается, будут применяться в периоде реализации актива или погашения обязательства, что следует из определения ОНА и ОНО, содержащегося в пп. 14 и 15 ПБУ 18/02 (смотрите также п. 47 МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль").
Так, убыток в налоговом учете, которым в будущих налоговых периодах организация может уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, признается вычитаемой налоговой разницей, формирующей ОНА (п. 11 ПБУ 18/02). И этот актив может уменьшать налоговую базу в будущем в силу п. 1 ст. 283 НК РФ, что приведет в т.ч. и к уменьшению суммы налога на прибыль, подлежащего уплате по ставке, действующей в периоде погашения этой разницы. Соответственно, при изменении ставки налога на прибыль оценка актива в виде убытка, которым в будущих периодах организация может уменьшить налог на прибыль (т.е. получить экономическую выгоду), должна быть изменена в периоде, когда стало известно о таком изменении*(1).
В Рекомендации Р-4/2008-КпР "Изменение ставки по налогу на прибыль" (применяется в силу ст. 21 Закона N 402-ФЗ) также указано, что эффект от изменения налоговой ставки должен отражаться в бухгалтерской отчетности за период, в котором новая налоговая ставка была законодательно установлена, и который предшествует периоду, в котором новая налоговая ставка вступает в силу. При этом перерасчет необходимо делать только в отношении временных разниц, остающихся не погашенными на отчетную дату, предшествующую дате начала действия новой налоговой ставки.
Например, изменение ОНА (уменьшение вследствие уменьшения ставки налога) отражается проводкой*(2):
Дебет счета 99, субсчет "Расход (доход), связанный с изменением ставки налога на прибыль" Кредит 09
В отчете о финансовых результатах представляется информация о расходе по налогу на прибыль (код строки 2410), который складывается из:
- текущего налога (код 2411) - сумма налога на прибыль, заявленная к уплате за отчетный период в налоговой декларации по налогу на прибыль
и
- отложенного налога (код 2412) - в общем случае сальдированная сумма изменений ОНА и ОНО.
Сумма чистой прибыли (убытка) за отчетный период определяется как сумма прибыли (убытка) до налогообложения (строка 2300) за вычетом расхода по налогу на прибыль (строка 2410).
По нашему мнению, сумма дохода (расхода) по отложенному налогу, относящегося к изменению в ставке налога, может отражаться в отдельной строке, вписываемой после строки "отложенный налог на прибыль" (код 2412), например "Влияние изменения ставки налога"*(3), либо включаться в показатель строки "отложенный налог на прибыль" (код 2412), но с обязательным раскрытием информации о сумме дохода (расхода), связанного с изменением ставки налога на прибыль.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

12 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Исходя из п. 2 ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений" размер ОНА и ОНО признается оценочным значением (смотрите также Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год (письмо Минфина России от 29.01.2008 N 07-05-06/18)).
Изменение оценочного значения подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно) того периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов. В данном случае оценочное значение (размер ОНА) должно изменяться в том отчетном периоде, когда стало известно о том, что в будущем ставка налога уменьшается.
*(2) Согласно варианту, предложенному в Рекомендации Р-102/2019-КпР, сумма расхода по налогу на прибыль формируется по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" (в случае дохода по налогу - по кредиту).
Указанная сумма складывается из двух составляющих - текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль.
Текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с НК РФ (п. 21 ПБУ 18/02). При этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.
Отложенный налог определяется исходя из изменений во временных разницах и, соответственно, отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах за отчетный период (пп. 20, 24 ПБУ 18/02).
Каждую из составляющих рекомендуется учитывать на отдельном субсчете к счету 99 (п. 3, п. 4, п. 5 Рекомендации Р-102/2019-КпР):
- сумма отложенного налога на прибыль отражается по дебету или кредиту счета 99 (субсчет "Отложенный налог") в корреспонденции соответственно с кредитом или дебетом счетов 09 или 77;
- сумма текущего налога на прибыль отражается по дебету счета 99 (субсчет "Текущий налог") в корреспонденции с кредитом счета 68 (субсчет "Расчеты по налогу на прибыль организаций").
Субсчета счета 99 соответствуют показателям, раскрывающим величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах в редакции Приказа N 61н:
- "Текущий налог на прибыль" - строка (2411) (оборот по Дебету счета 99, субсчет "Текущий налог" в корреспонденции со счетом 68, субсчет "Налог на прибыль");
- "Отложенный налог на прибыль" - строка (2412) - сальдо по дебету (кредиту) счета 99, субсчет "Отложенный налог".
В свою очередь, суммы изменений ОНА отражаются по дебету (кредиту) счета 99, субсчет "Отложенный налог" в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 09 "Отложенные налоговые активы". Суммы изменений ОНО отражаются по дебету (кредиту) счета 99, субсчет "Отложенный налог" в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 77 "Отложенные налоговые обязательства".
*(3) В соответствии с п. 6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Аналогичная норма содержится в п. 3 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций": организации вправе самостоятельно определять детализацию показателей по статьям формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, а также по статьям приложений к названным отчетам.

image_pdf
image_print

В будущем году произойдёт ряд изменений налогового законодательства касательно порядка исчисления налога на прибыль. В статье разберём основные новшества и нюансы исчисления, которые необходимо применять на практике с 2021 года.

Производители печатной продукции смогут уменьшить базу по налогу

С 1 января 2021 года в силу вступит Федеральный закон от 15 октября 2020 года № 323-ФЗ, согласно которому будут внесены изменения в пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В настоящее время производители печатной продукции (СМИ) могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на стоимость брака, а также продукции, утративший товарный вид, но не более чем на 10%.

С будущего года данная доля будет увеличена и списанию будет подлежать не более 30% стоимости бракованной печатной продукции.

Изменения по налогу на прибыль для IT-компаний и производителей электроники

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ вносит изменения в порядок налогообложения по налогу на прибыль для IT-компаний, а также производителей электронной (радиоэлектронной) продукции.

Так, начиная с 1 января 2021 года изменяется размер процентной ставки. Компании по-прежнему будут уплачивать 3% в федеральный бюджет, о вот ставка для регионального бюджета составит 0%.

Чтобы воспользоваться правом принять такие ставки, необходимо чтобы одновременно выполнялись следующие три условия.

  • наличие государственной аккредитации в области IT-технология
  • не менее 90% от общей суммы доходов приходится на реализацию разработанных программ и баз данных
  • среднесписочная численность персонала не менее 7 человек

Для компаний по производству электроники:

  • организация включена в специальный реестр в порядке, утверждённом Правительством РФ
  • не менее 90% от общей суммы доходов должна составлять выручка от реализации услуг по проектированию и разработке
  • среднесписочная численность работников не менее 7 человек

Невыполнение хотя бы одного из условий в течение налогового периода лишает компанию права применять нулевую ставку.

Новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль

При сдаче отчётности за 2020 года необходимо будет использовать новую форму декларации. Об этом сообщается в письме ФНС от 11 сентября 2020 года № ЕД-7-3/655.

В декларации будут использованы новые штрихкоды.

Налоговая инспекции больше не будет отражать сведения о номере регистрации декларации.

Добавлены новые коды признака налогоплательщика, которые указываются на Листе 2 и Приложениях 4 и 5 к Листу 2:

  • 15 – для компаний, владеющих лицензиями на пользование участками недр и применяющих пониженную ставку при уплате в региональный бюджет
  • 16 – для компаний, связанных с производством сжиженного природного газа или переработкой углеводородного сырья в товары
  • 17 – для компаний, занятых информационными технологиями
  • 18 – для резидентов Арктической зоны
  • 19 – для компаний, чья деятельность связана с проектированием и разработкой электроники

В Листе 4 добавлен новый код дохода «9», который используется при наличии доходов, полученных акционером, участником или правопреемником при распределении имущества ликвидируемого общества.

Из декларации исключены сведения о выплаченных физлицам доходах от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а также от выплат по ценным бумагам российских эмитентов.

Доходы музеев, театров, библиотек для целей налогообложения по налогу на прибыль

В соответствии с приказом ФНС от 26 августа 2020 года № ЕД-7-3/603 утверждена новая форма, а также порядок предоставления сведений о доле доходов от деятельности музея, театра или библиотеки, учредителями которых выступают субъекты РФ или муниципальные образования.

Изменения коснутся электронной формы предоставления данных и вступят в силу с 1 января 2021 года.

Новая форма будет подтверждением права применять 0% ставку по уплате налога в бюджет региона, поскольку будут наглядно отражать структуру полученных доходов.

Распределение налога на прибыль среди обособленных подразделений

В соответствии с п.2 ст.288 НК уточнён порядок, по которому налогоплательщик, который при определении суммы налога на прибыль использует ставки, отличные от базовых (3% в федеральный бюджет, 17% в региональный бюджет), определяет долю прибыли каждого обособленного подразделения.

Головное учреждение должно будет рассчитать долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговым базам для каждой специальной ставки.

Долг ликвидированного кредитора при определении налоговой базы по налогу на прибыль

Если поставщик исполнил обязательства по поставке продукции, а покупатель своевременно не перечислил на его расчётный счёт денежные средства, то у последнего образуется кредиторская задолженность.

В письмах ФНС от 16 сентября 2020 года № 03-03-07/81257 и от 1 октября 2020 года № 03-03-06/1/85891 относительно долгов перед кредиторами даются следующие разъяснения. Так, если компания (кредитор) в течение 12 месяцев не сдавала декларации, а по её расчётному счёту отсутствовали движения денежных средств, то она может быть признана ликвидированной.

А значит, покупатель вправе включить сумму долга перед такой компанией в состав внереализационных доходов. Такое право возникает после внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.

Чтобы избежать штрафных санкций от налоговой инспекции за занижение налоговой базы, компания обязана систематически проверять: не исключён ли сомнительный кредитор из ЕГРЮЛ.

Однако, существует письмо Минфина РФ от 14 сентября 2020 года № 03-03-13/80493, которое напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ существуют такие основания исключения юрлица из ЕГРЮЛ, при которых задолженность перед кредитором не может быть списана:

  • ликвидация не может состояться из-за отсутствия денежных средств у компании и учредителей
  • с момента записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений прошло больше полугода

Выплата дивидендов для целей налогообложения по налогу на прибыль

В соответствии с письмом ФНС от 19 октября 2020 года № СД-4-3/17130 если компаний выплатила промежуточные дивиденды по итогам I квартала, 6 и 9 месяцев, но при формировании годовой отчётности величина полученной чистой прибыли оказалась меньше ранее распределённой, то дивиденды за I квартал, 6 и 9 месяцев не подлежат переквалификации для целей налогообложения.

Амортизация расконсервированного основного средства

При расконсервации основного средства амортизацию по нему необходимо начислять с 1 числа месяца, после которого произошла такая расконсервация, до момента полного списания остаточной стоимости.

Срок полезного использования в данном случае никак не влияет срок, в течение которого будет списываться амортизация.

Расходы по организации удалённой работы для целей налогообложения

Министерство финансов РФ выпустило письмо от 24 сентября 2020 года № 03-03-06/1/83636, согласно которому при переводе части сотрудников на удалённую работу, расходы, связанные с деятельностью компании учитываются в общеустановленном порядке. Стоит помнить, что расходы должны быть экономически оправданы, налоговая инспекция обратит на это внимание.

Если компания на фоне распространения коронавирусной инфекции была вынуждена на неопределённое время приостановить свою деятельность, то в соответствии с пп.3 и 4 п.2 ст.265 НК РФ расходы по простою включаются во внереализационные расходы в одну из статей:

  • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам

Коронавирусные субсидии в составе налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

В письме Минфина РФ от 2 сентября 2020 года № 03-03-06/1/76953 содержатся разъяснения касательно того, как компаниям учитывать меры финансовой поддержки от государства, полученные в время пандемии, для целей налогообложения по налогу на прибыль (см. подробнее Налог на прибыль: как учитывать коронавирусные субсидии при определении налоговой базы)

Так субсидии, полученные налогоплательщиками на основании Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2020 года № 576, для частичного погашения текущих задолженностей, в том числе на выплату заработной платы, не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Список получателей финансовой помощи формировался на основании вида осуществляемой деятельности по состоянию на 1 марта текущего года.

Второй вид финансовой поддержки, предоставляемой на основании Постановления Правительства РФ от 2 июля 2020 года № 976, был направлен на проведение профилактических мероприятий по предупреждению распространения коронавируса. Данную субсидию необходимо учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Тестирование работников на COVID-19 в составе расходов

Расходы по проведению клинических исследований на предмет обнаружения у сотрудников коронавирусной инфекции, работодатель вправе включить в состав прочих расходов с целью налогообложения по налогу на прибыль.

Расходы на приобретение медицинских изделий при расчёте налога на прибыль

Расходы на приобретение, изготовление, доставку медицинских изделий для диагностики COVID-19 в полном объёме учитываются в составе прочих расходов, даже если включены в амортизируемое имущество. Перечень приведён в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2020 года № 714.

Стоит отметить, что такое имущество не подлежит амортизации, даже если относится к амортизируемому (п.2 ст. 256 НК РФ).

Ещё материалы по теме

Налоги для IT 2021

Изменения в Налоговом кодексе для IT-бизнеса: недостатки, преимущества, требования

Перечень затрат, которые уменьшают налог на прибыль

Работодателям расширят перечень затрат, которые уменьшают налог на прибыль

Изменения в налоговом законодательстве на 2021 год

Leave a Reply Отменить ответ

Отчетность

  • ФНС
    • 2-НДФЛ
    • Справка о доходах
    • 6-НДФЛ
    • Декларация по УСН (доходы-расходы)
    • Декларация по УСН (доходы)
    • Сведения о среднесписочной
    • Декларация по НДС
    • Декларация по ЕНВД
    • Декларация по ЕСХН
    • Единая (упрощенная) декларация
    • Налог на прибыль
    • Налог на имущество
    • Расчет по страховым взносам
  • Бухгалтерская отчетность
    • Форма 1. Баланс
    • Форма 2. Отчет о прибылях и убытках
  • ПФР
    • СЗВ-СТАЖ
    • СЗВ-КОРР
    • СЗВ-ИСХ
    • ОДВ-1
    • СЗВ-М
    • СЗВ-ТД
  • ФСС
    • 4-ФСС

Последнее

Новые требования ЭДО

Электронный документооборот счетов-фактур: новые требования

Приказ Минфина No 14н от 05.02.21 устанавливает дополнительные правила при оформлении, отправке и подтверждении счетов-фактур

Изменения счёта-фактуры 2021

Изменения в форме счёта-фактуры

Постановлением 534 внесены изменения в заполнение счетов-фактур с июля 2021, а также в журнал учёта счетов-фактур и книги продаж/покупок.

Новые разъяснения Роструда

Новые разъяснения от Роструда

Разъяснения от Роструда в 2021 году: порядок заполнения СЗВ-ТД, подарки сотрудникам вместо обязательной индексации зарплат и не только.

Читайте также: