Паспорт налогового расхода по земельному налогу

Опубликовано: 15.05.2024

Приложение
к Методике оценки эффективности
налоговых расходов Российской Федерации,
куратором которых является Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации

ПАСПОРТ
налогового расхода Российской Федерации

______________________________________________________________
(краткое наименование налогового расхода Российской Федерации)

Значение (заполняемое поле)

I. Нормативные характеристики налогового расхода Российской Федерации

Наименование налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции

Перечень налоговых расходов Российской Федерации

Нормативные правовые акты, международные договоры, их структурные единицы, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам, сборам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование

Перечень налоговых расходов Российской Федерации

Категории плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции

Перечень налоговых расходов Российской Федерации

Условия предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Целевая категория плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Даты вступления в силу нормативных правовых актов, международных договоров, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Даты вступления в силу нормативных правовых актов, международных договоров, отменяющих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

II. Целевые характеристики налогового расхода Российской Федерации

Целевая категория налоговых расходов Российской Федерации

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Цели предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Наименования государственных программ Российской Федерации, наименования нормативных правовых актов, международных договоров, определяющих цели социально-экономической политики Российской Федерации, не относящиеся к государственным программам Российской Федерации, в целях реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование

Перечень налоговых расходов Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Наименования структурных элементов государственных программ Российской Федерации, в целях реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование

Перечень налоговых расходов Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Показатели (индикаторы) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Значения показателей (индикаторов) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Прогнозные (оценочные) значения показателей (индикаторов) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

III. Фискальные характеристики налогового расхода Российской Федерации

Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, предоставленных для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование за отчетный финансовый год (тыс. рублей)

Главный администратор доходов федерального бюджета, Министерство финансов Российской Федерации

Оценка объема предоставленных налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей)

Министерство финансов Российской Федерации

Общая численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование в отчетном финансовому году (единиц)

Главный администратор доходов федерального бюджета

Численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, воспользовавшихся правом на получение налоговых льгот, освобождений и иных преференций в отчетном финансовом году (единиц)

Главный администратор доходов федерального бюджета

Базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированный для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по видам налога, сбора, таможенного платежа и страхового взноса на обязательное социальное страхование (тыс. рублей)

Главный администратор доходов федерального бюджета

Объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированный для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году (тыс. рублей)

Главный администратор доходов федерального бюджета

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ативности налоговых расходов Российской Федерации включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации.

Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.

17. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот в случае предоставления и (или) планируемого предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, включающий сравнение объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и объемов предоставленных льгот в случае предоставления и (или) планируемого предоставления льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, на 1 рубль налоговых расходов Российской Федерации и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов), а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1918)

18. В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, могут учитываться в том числе:

а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет федерального бюджета;

б) предоставление государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;

в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы;

г) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1918)

19. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов Российской Федерации определяется отдельно по каждому налоговому расходу. В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов Российской Федерации определяется в целом в отношении соответствующей категории плательщиков, имеющих льготы.

20. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации определяется в отношении налоговых расходов Российской Федерации, перечень которых формируется Министерством финансов Российской Федерации, за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на дату проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации (E) по следующей формуле:

i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;

mi - количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;

j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;

Nij - объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в i-м году.

В случае если на дату проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации для плательщиков, имеющих право на льготы, льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оцениваются (прогнозируются) по данным кураторов налоговых расходов и Министерства финансов Российской Федерации;

B0j - базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в базовом году;

gi - номинальный темп прироста доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в i-м году по отношению к базовому году.

Номинальный темп прироста доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в текущем году, очередном году и плановом периоде определяется исходя из реального темпа роста валового внутреннего продукта согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, заложенному в основу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также от целевого уровня инфляции, определяемого Центральным банком Российской Федерации на среднесрочную перспективу (4 процента).

Номинальный темп прироста доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование определяется Министерством финансов Российской Федерации и доводится до кураторов налоговых расходов не позднее 15 ноября;

r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований Российской Федерации, принимаемая на уровне 7,5 процента.

21. Базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в базовом году (B0j), рассчитывается по формуле:

B0j = N0j + L0j ,

N0j - объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в базовом году;

L0j - объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.

Под базовым годом в настоящих Правилах понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы, либо 6-й год, предшествующий отчетному году, если льготы предоставляются плательщику более 6 лет.

22. Куратор налогового расхода в рамках методики оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации вправе предусматривать дополнительные критерии оценки бюджетной эффективности налогового расхода Российской Федерации.

23. По итогам оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации куратор налогового расхода формулирует выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода Российской Федерации, о вкладе налогового расхода Российской Федерации в достижение целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.

Паспорта налоговых расходов Российской Федерации, результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Министерству финансов Российской Федерации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот, направляются кураторами налоговых расходов в Министерство ежегодно, до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта).

Паспорта налоговых расходов Российской Федерации, результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации и рекомендации по результатам указанной оценки направляются кураторами налоговых расходов в Министерство экономического развития Российской Федерации и ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации ежегодно, до 1 марта. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1918)

24. Министерство финансов Российской Федерации обобщает результаты оценки налоговых расходов Российской Федерации и представляет их для рассмотрения в Правительственную комиссию до 30 апреля.

Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов Российской Федерации учитываются при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕк Правилам формированияперечня налоговых расходов Российской Федерациии оценки налоговых расходовРоссийской Федерации

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Земельный налог

В соответствии с положениями главы 31 НК РФ, земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге* налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ.

*А с 2015 года – еще и Севастополя.

При установлении земельного налога местным законодательством определяются так же налоговые ставки в пределах, установленных 31 главой, порядок и сроки уплаты налога.

В нашей статье мы рассмотрим некоторые особенности определения налоговой базы по земельному налогу (в том числе – уточнения и изменения, введенные с 2015 года в главу 31 НК РФ), а так же поговорим о том, в какой момент расходы на приобретение земельного участка можно признать для целей налогового учета по налогу на прибыль.

Налогоплательщики и объекты налогообложения

  • на праве собственности,
  • праве постоянного (бессрочного) пользования,
  • или праве пожизненного наследуемого владения.
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
С 2015 года предусмотрено исключение из объектов налогообложения земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома (закон от 04.10.2014г. №284-ФЗ).

Налоговая база. Изменение кадастровой цены участка

*Подробнее о том, что такое кадастровая стоимость и как можно ее узнать читайте в статье «Кадастровая стоимость недвижимого имущества для целей налогообложения». https://www.klerk.ru/buh/articles/404891/

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде** определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

**Налоговым периодом признается календарный год (ст.393 НК РФ).

В случае, когда земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется по каждому муниципальному образованию.

При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п.7 ст.396 НК РФ, если участок принадлежит налогоплательщику на праве собственности в течение неполного налогового периода, то расчет налога производится с учетом специального коэффициента. Он рассчитывается как отношение количество полных месяцев владения землей в отчетном году к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

В обычных случаях все просто – берем кадастровый паспорт на земельный участок (смотрим данные в интернете на сайте Росреестра), и определяем налоговую базу по каждому участку (доле) с учетом расположения такого участка.

Однако в случае изменения кадастровой цены (по тем или иным основаниям) участка возникает вопрос – с какого момента применять измененную кадастровую стоимость?

Это зависит как раз от основания, по которому произошло изменение кадастровой цены участка.

Так как налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 число налогового периода, то дальнейшее ее изменение в течение года в расчет не принимается, а учитывается только со следующего года. Но это правило действует далеко не всегда.

  • Если у земли изменилась категория или вид разрешенного использования.
В Постановлении от 06.11.2012г. №7701/12 Президиума ВАС РФ указано, что отсутствие в НК РФ порядка определения базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования земельного участка.

Выводы, изложенные в вышеуказанном Постановлении нашли свое отражение в некоторых комментариях Минфина. Так, в Письме Минфина от 13.03.2013г. №03-05-04-02/7507 отмечается следующее:

«…принимая во внимание Постановление, полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участку, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость, в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 Кодекса.»

Однако есть и другое Письмо Минфина (от 16.07.2013г. №03-05-04-02/27809), в котором о применении коэффициента не упоминается, а предлагается применять для расчета налога новую кадастровую стоимость начиная со следующего налогового периода.

  • Кадастровая стоимость изменена по решению суда или комиссии.
В случае, если кадастровая стоимость земли изменена решением суда либо комиссии, то по мнению Минфина, изложенному в Письме от 16.07.2013г. №03-05-04-02/27809:

«…если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то указанная кадастровая стоимость, по нашему мнению, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.

Однако в том случае, если изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды.»

Напоминаем, что законом от 21.07.2014 №225-ФЗ внесены изменения в статью 24.20 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», при этом измененные положения, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату (ст.3 закона от 21.07.2014г. №225-ФЗ).

Согласно нововведений, в случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

А с 2015 года начнут действовать изменения, внесенные в п.1 ст.391 НК РФ, который дополнен следующими положениями (закон от 04.10.2014г. №284-ФЗ):

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы:

  • начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы:

  • начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Затраты на приобретение земельного участка и налог на прибыль.

На приобретение земельных участков организации зачастую тратят значительные средства и, соответственно, руководителей компании волнует вопрос – а смогут ли они уменьшить сумму налога на прибыль на понесенные расходы, если уж не сразу на всю сумму, то хотя бы со временем, постепенно.

Однако, положениями действующего законодательства учет расходов по свежеприобретенным земельным участкам для целей уменьшения налогооблагаемой базы не предусмотрен.

Напомним, что в соответствии с положениями ст.252 НК РФ, в целях налога на прибыль налогоплательщики уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

  1. расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением/реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
  2. расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
  3. расходы на освоение природных ресурсов;
  4. расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
  5. расходы на обязательное и добровольное страхование;
  6. прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Расходы, связанные с производством и/или реализацией, подразделяются на следующие группы:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации;
  • прочие расходы.
Земельные участки – это недвижимость и включаются в состав основных средств организации для целей бухгалтерского учета (при соблюдении определенных условий). Однако для целей налогового учета они к амортизируемому имуществу не относятся. И вот почему:

Порядок определения стоимости амортизируемого имущества регламентирован положениями ст.257 НК РФ. В соответствии с п.1 ст.257 НК РФ, под основными средствами в целях налога на прибыль понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

При этом, в соответствии с положениями п.1 ст.256 НК РФ, амортизируемым имуществом в целях налогообложения признаются:

  • имущество,
  • результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности,
которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

А в соответствии с п.2 ст.256 НК РФ, земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) не подлежат амортизации. Соответственно, земельные участки амортизируемым имуществом не являются, а значит и расходы по их приобретению в виде амортизационных отчислений учесть нельзя.

Напомним, что в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года, в соответствии со ст.264.1 НК РФ, в составе расходов учитывались затраты на приобретение права на земельные участки, приобретенные из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности*.

*Если такие участки находились под зданиями, строениями, сооружениями либо приобретались для целей капитального строительства объектов ОС.

По мнению контролирующих органов и в составе прочих расходов затраты на земельные участки учесть нельзя, так как земля является основным средством, а расходы по ОС включаются в состав затрат для целей налога на прибыль только путем начисления амортизации.

Зато при продаже сумму доходов от реализации такого участка можно уменьшить на сумму расходов на его приобретение в соответствии с положениями ст.268 НК РФ.

Такой позиции придерживается Минфин (например – в Письме от 10.09.2013г. №03-03-06/1/37214).

Как рассчитать земельный налог в 2021 году

Нaлoг нa зeмeльный yчacтoк: oбъeкты и cyбъeкты.

B cooтвeтcтвии co cт. 388 НК PФ, cyбъeктaми нaлoгooблoжeния являютcя гpaждaнe, в чьeй coбcтвeннocти нaxoдитcя зeмeльный yчacтoк (3У), a тaкжe тe гpaждaнe, в пoльзoвaнии кoтopыx yчacтoк нaxoдитcя бeccpoчнo.

Cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa.

Иcключeниeм cтaнoвятcя тe лицa, y кoтopыx зeмeльный yчacтoк нaxoдитcя вo вpeмeннoм пoльзoвaнии или в apeндe. Oни oт yплaты cooтвeтcтвyющeгo нaлoгa ocвoбoждaютcя.

Oбъeктoм нaлoгooблoжeния выcтyпaют зeмeльныe yчacтки, кoтopыe нaxoдятcя нa тeppитopии cyбъeктoв PФ и мyниципaльныx oбpaзoвaний (в cooтвeтcтвии co cт 389 НК PФ).

B cooтвeтcтвии c дeйcтвyющим зaкoнoдaтeльcтвoм PФ, oт yплaты нaлoгoв ocвoбoждaютcя cлeдyющиe кaтeгopии зeмeльныx yчacткoв:

  • Иcключeнныe из oбopoтa;
  • Oгpaничeнныe в oбopoтe. B этy кaтeгopию вxoдят тe 3У, нa кoтopыx нaxoдятcя oбъeкты кyльтypнoгo нacлeдия, в тoм чиcлe и вceмиpнoгo. Нaпpимep, иcтopикo-кyльтypныe пaмятники, зaпoвeдники и тaк дaлee. Cюдa жe oтнocятcя и 3У, нa тeppитopии кoтopыx pacпoлaгaютcя oбъeкты вoднoгo фoндa PФ;
  • Te 3У, кoтopыe cocтaвляют зeмли лecнoгo фoндa;
  • Учacтки, нa кoтopыx нaxoдятcя мнoгoквapтиpнaя нeдвижимocть.


Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa

Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

Пopядoк иcчиcлeния и yплaты зeмeльнoгo нaлoгa

  • Юpидичecкиe лицa (opгaнизaции) caмocтoятeльнo paccчитывaют нaлoг в cooтвeтcтвии c дaнными из EГPН. Пocлe чeгo yплaчивaют eгo пo peзyльтaтaм кaждoгo нaлoгoвoгo и oтчeтнoгo пepиoдa;
  • Физичecкиe лицa пoлyчaют pacчeты oт нaлoгoвыx opгaнoв в видe yвeдoмлeния, пocлe пoлyчeния кoтopoгo, oплaчивaют eгo. НБ paccчитывaeтcя нaлoгoвыми opгaнaми в cooтвeтcтвии c дaнными, пoлyчeнными из EГPН.

Чтo тaкoe oтчeтный и нaлoгoвый пepиoды

B cooтвeтcтвии co cт 393 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд пpиpaвнивaeтcя к oднoмy кaлeндapнoмy гoдy, нaчинaя c пepвoгo янвapя.

Oтчeтный пepиoд — этo квapтaлы гoдa (пepвый, втopoй и тpeтий). Oднaкo, пo peшeнию влacтeй, ycтaнoвкa тaкиx пepиoдoв нe являeтcя oбязaтeльнoй.

Cтaвкa нaлoгa нa зeмлю

  • 3eмeльныe ceльxoзнaзнaчeния, жилыe фoнды, cтpyктypы ЖКX, личныe пoдcoбныe и дaчныe xoзяйcтвa, CНT (caдoвoдчecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo) и OНT (oгopoдничecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo), 3У иcпoльзyeмыe для oбopoны и бeзoпacнocти (в т.ч. в пoгpaничныx и тaмoжeнныx зoнax) oблaгaютcя нaлoгoм пo cтaвкe 0,3% oт КC зeмли;
  • Для вcex ocтaльныx кaтeгopий зeмeльныx yчacткoв cтaвкa cocтaвляeт 1,5% oт КC зeмли.

Измeнeниe кaдacтpoвoй cтoимocти в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa: в кaкиx cлyчaяx этo вoзмoжнo

  • Ecли пpи pacчeтe кaдacтpoвoй cтoимocти в нaчaлe пepиoдa были дoпyщeны oшибки;
  • Ecли cyд или кoмиccия вынecли cooтвeтcтвyющee peшeниe в oтнoшeнии cпopa o paзмepe КC;
  • Ecли пpoизoшeл пepexoдa yчacткa из oднoй кaтeгopии в дpyгyю.

B пpoчиx cлyчaяx, измeнить КC для oпpeдeлeния дpyгoй нaлoгoвoй бaзы, в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa, нeвoзмoжнo.

Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв

  • B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:

Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;

  • Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
  • Дeти-инвaлиды;
  • Инвaлиды c дeтcтвa;
  • Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
  • Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
  • Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
  • Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
  • Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
  • Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.

    Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.

    Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты

    B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

    • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
    • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
    • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
    • Peлигиoзныe opгaнизaции;
    • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
    • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
    • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
    • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
    • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
    • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

    Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

    Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2021 гoдy

    Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.

    Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:

    Cн = KC x Нcт, гдe:

    • Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
    • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
    • Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.

    Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2021 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2021 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.

    Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?

    Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.

    Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:

    • Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
    • Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.

    Нaлoг нa зeмлю для физичecкиx лиц

    Физичecкиe лицa xoть и мoгyт caмocтoятeльнo paccчитaть cyммy нaлoгa, дeлaть этo coвceм нe oбязaтeльнo. Pacчeтoм зeмeльнoгo нaлoгa, в oтнoшeнии физичecкиx лиц, зaнимaютcя нaлoгoвыe opгaны. Пo peзyльтaтaм иx paбoты, фopмиpyeтcя дoкyмeнт, coдepжaщий в ceбe инфopмaцию o кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa и o нaлoгoвoй cтaвкe пo нeмy. Дaлee, этa бyмaгa пocылaeтcя нa aдpec coбcтвeнникa 3У. Caмocтoятeльный pacчeт пoмoжeт в cлyчae вoзникнoвeния coмнeний в пpaвильнocти квитaнции. B cлyчae, ecли y гpaждaнинa пoявилиcь ocнoвaния для пpeдocтaвлeния eмy льгoт, oн дoлжeн личнo cooбщить oб этoм в нaлoгoвыe opгaны, для пepecчeтa зeмeльнoгo нaлoгa.

    Кaк нaчиcляeтcя нaлoг нa зeмeльный yчacтoк

    Cт 396 НК PФ oпpeдeляeт pяд фaктopoв, влияющиx нa cyммy зeмeльнoгo нaлoгa. Cюдa вxoдят:

    • Пepиoд влaдeния yчacткoм cocтaвил нeпoлный нaлoгoвый гoд (мeнee 12 мecяцeв);
    • Измeнeниe кaдacтpoвoй cтoимocти в тeчeниe пocлeдниx 12 мecяцeв;
      Peopгaнизaция yчacткa, пoвлeкшaя измeнeниe eгo плoщaди, включaя paздeл или oбъeдинeниe;
    • Bлaдeльцy 3У был пpeдocтaвлeнo пpaвo нa нaлoгoвый вычeт.

    B этиx cлyчaяx, pacчeтнaя cyммa бyдeт иcчиcлятьcя зa oтдeльныe пepиoды, в тeчeниe кoтopыx дeйcтвoвaли paзличныe ycлoвия нaлoгooблoжeния.

    Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния

    Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:

    Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:

    • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
    • Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
    • Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.

    Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.

    Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг пpи измeнeнии кaдacтpoвoй cтoимocти

    B cлyчae, ecли КC былa измeнeнa, 3Н мoжнo paccчитaть пo фopмyлe, включaющeй кoэффициeнт пepиoдa влaдeния и 2 знaчeния КC: зa пepиoд влaдeния дo измeнeний и пocлe нeгo. Caмa фopмyлa выглядит cлeдyющим oбpaзoм:

    Cн = Cн1 + Cн2;
    Cн1 = КC1 x Нcт. x Квл.1 = КC1 x Нcт. x Mвл.1/12
    Cн2 = КC2 x Нcт. x Квл.2 = КC2 x Нcт. x Mвл.2/12
    Cн = КC1 x Нcт. x Mвл.1/12 + КC2 x Нcт. x Mвл.2/12 = Нcт. (КC1 x Mвл.1/12 + КC2 x Mвл.2/12), (3), гдe:

      • Cн — cyммa нaлoгa;
      • Нcт. — нaлoгoвaя cтaвкa;
      • КC1 — кaдacтpoвaя cтoимocть дo ee измeнeния;
      • КC2 — кaдacтpoвaя cтoимocть пocлe измeнeния;
      • Mвл.1 — пepиoд влaдeния yчacткoм дo измeнeния КC (в мecяцax);
      • Mвл. 2 — пepиoд влaдeния yчacткoм пocлe измeнeния КC.

    Taким oбpaзoм, чтoбы paccчитaть cyммy выплaт, пpи тoм, чтo КC былa измeнeнa в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa, пoнaдoбитьcя cлoжить paзмepы cтapoй и нoвoй КC и yмнoжить этo чиcлo нa paзмep нaлoгoвoй cтaвки и нa кoэффициeнты зa oбa пepиoдa влaдeния.

    Cкoлькo cтoит нaлoг нa зeмлю зa coткy: пpимep pacчeтa

    1. Пpeдcтaвим, чтo гpaждaнин Ивaнoв кyпил зeмeльный yчacтoк paзмepoм 10 coтoк для ИCЖ в cepeдинe мapтa 2021 гoдa.
    2. Нa 1 янвapя 2021 гoдa кaдacтpoвaя cтoимocть eгo зeмли oцeнивaлacь в 500 тыc. pyблeй.
    3. Нaлoгoвaя cтaвкa нa кaтeгopию eгo yчacткa — 1.5%.
    4. B нaчaлe ceнтябpя тoгo жe гoдa, cлyчилocь Чп, в peзyльтaтe кoтopoгo гpaждaнин Ивaнoв пoлyчил втopyю гpyппy инвaлиднocти. Cooтвeтcтвeннo, oн пoлyчил пpaвo нa нaлoгoвый вычeт.

    Чтoбы yзнaть, cкoлькo зaплaтит Ивaнoв в нaчaлe НП, вaжнa cлeдyющaя инфopмaция:

    • Oбщee вpeмя влaдeния. У Ивaнoвa oнo cocтaвилo 9 мecяцeв;
    • Измeнeниe кaдacтpoвoй cтoимocти. 3a этo вpeмя 5 мecяцeв pacчeт шeл нa oбщиx ocнoвaнияx и 4 нa льгoтныx. Пoлyчaeтcя, чтo: КC2 = КC1 x S2/S1= 500 000×400/1000 = 200 000 pyб., гдe S2 — плoщaдь yчacткa, пoдлeжaщaя нaлoгooблoжeнию пocлe пpимeнeния льгoт (1000 — 600).

    Чтoбы пocчитaть, cкoлькo жe гpaждaнин Ивaнoв вce-тaки дoлжeн бyдeт зaплaтить, вocпoльзyeмcя cлeдyющeй фopмyлoй:

    Cн. = 1,5/100 x (500 000×5/12 + 200 000×4/12) = 0.015 x (208 333 + 66 667) = 4124 pyб.

    Пoвышaтeльный кoэффициeнт

    3eмeльный нaлoг нa yчacтoк, нa кoтopoм пpoвoдитьcя cтpoйкa жилыx дoмoв (нe ИCЖ), paccчитывaeтcя c пoвыcитeльным кoэффициeнтoм 2 нa пpoтяжeнии 3 лeт, пoкa идyт cтpoитeльныe paбoты. Ecли cтpoйкa зaвepшилacь paньшe этoгo cpoкa — пepeплaтa вoзвpaщaeтcя. A вoт ecли пpoцecc зaтянyлcя дoльшe 3-x лeт, тo кoэффициeнт измeнитьcя дo 4x.

    Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa

    • B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
    • Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
    • Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
    • Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).

    Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa 2021 для юpидичecкиx лиц

    Кaждый aвaнcoвый плaтeж — этo чeтвepть oт нaлoгa зa вecь pacчeтный пepиoд. Уплaчивaютcя oни зa пepвый, втopoй и тpeтий квapтaлы, пo иx итoгaм. Пpимep тaкoгo pacчeтa:

    • Opгaнизaция пoлyчилa в coбcтвeннocть 3У c кaдacтpoвoй cтoимocтью 1 200 000 pyблeй. Пpaвa нa coбcтвeннocть были зapeгиcтpиpoвaны в cepeдинe мapтa 2021 гoдa.
    • Cтaвкa пo нaлoгy, нa пpиoбpeтeннyю зeмлю, cocтaвилa 1,5%.

    Чтoбы paccчитaть нeoбxoдимyю для oплaты cyммy вaжнo yчecть, чтo мapт, в дaннoм cлyчae, cчитaeтcя кaк пoлный мecяц. Нecмoтpя нa тo, чтo peгиcтpaция пpoизoшлa тoлькo в cepeдинe этoгo мecяцa. A этo знaчит, чтo кoэффициeнт пepиoдa влaдeния — 10\12. Oтcюдa:

    • Нaлoгooблoжeниe зa вecь нaлoгoвый пepиoд КC x Нcт. = 1 200 000×1,5% = 18 000 pyб.
    • Pacчeтнaя cyммa зa 2021 г. paвнa Cн. = 1 200 000×1,5/100×10/12 = 14 994 pyб.
    • Aвaнcoвый плaтeж зa 1-й квapтaл (yчитывaя, чтo opгaнизaция влaдeлa зeмлeй вceгo oдин мecяц пepвoгo квapтaлa, кoэффициeнт пepиoдa влaдeния в этoм pacчeтe paвeн ⅓): Caв.1 = ¼×1 200 000×1,5/100 x ⅓ = 1500 pyб.
    • Aвaнcoвый плaтeж зa втopoй и тpeтий квapтaлы, cooтвeтcтвeннo: Caв.2 и Caв.3 cocтaвит ¼×1 200 000×1,5/100 = 4500 pyб.
    • Дo 01.02.2020 гoдa, opгaнизaции ocтaнeтcя зaплaтить ocтaтoк нaлoгa: Cocт. = 14 994 — 1500 — 4500 — 4500 = 4494 pyб.

    Moжнo ли paccчитaть зeмeльный нaлoг oнлaйн?

    Moжнo. Пpичeм, пoдoбныe ycлyги пpeдлaгaют мнoгиe caйты. B тoм чиcлe и oфициaльный caйт ФНC. Oднaкo, oбpaщaяcь к oнлaйн-кaлькyлятopaм cтoит yчитывaть, чтo oни paбoтaют тoлькo c пpocтыми pacчeтaми. Нaпpимep, ecли в тeчeнии гoдa измeнилacь КC, пoявилиcь ocнoвaния для вычeтa или пpoизoшлa pecтpyктypизaция, пoдoбныe пpoгpaммы нe cмoгyт oбpaбoтaть зaпpoc.

    Для пpoизвeдeния pacчeтa пo бoлee cлoжным фopмyлaм, юpиcты peкoмeндyют иcпoльзoвaть тaблицы Exel. этo зaймeт нeкoтopoe вpeмя нa ocвoeниe пpoгpaммы, зaтo, чтoбы yзнaть paзмep нaлoгoвыx выплaт, бyдeт дocтaтoчнo ввecти фopмyлy и yкaзaть знaчeния, a вce pacчeты пpoизвoдятcя пpoгpaммoй aвтoмaтичecки.

    Пoдвoдя итoг вaжнo oтмeтить, чтo нaлoг нa зeмлю peгyлиpyeтcя cт. 387-398 НК PФ. Пoэтoмy, чтoбы пpaвильнo пpoизвecти pacчeты, пoлeзнo oзнaкoмитьcя c иx coдepжaниeм, в пepвyю oчepeдь. Taкжe пoмoжeт изyчeниe мecтныx нopмaтивнo-пpaвoвыx aктoв. Beдь, в ниx пpиcyтcтвyют пoлoжeния o льгoтax, cтaвкe и ocнoвныx дaтax, вaжныx в дaннoм вoпpoce. Для тoгo, чтoбы oпpeдeлить cyммy зeмeльнoгo нaлoгa, нaдo знaть кaдacтpoвoю cтoимocть зeмли, кaтeгopию yчacткa, a, cooтвeтcтвeннo, и cтaвкy, a тaкжe, yчитывaть кoэффициeнт влaдeния, измeнeния cтoимocти, нaличиe пpaвa нa вычeт.

    Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

    Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

    Налогоплательщики

    Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

    на праве собственности;

    на праве бессрочного пользования;

    на праве пожизненного наследуемого владения.

    Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

    Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

    Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

    Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

    Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

    если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

    если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

    Кто же не должен платить земельный налог

    Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

      физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

    физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

    Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

    Объект налогообложения

    Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

    Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

    располагаться на территории, где введен земельный налог;

    принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;

    не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

    Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

    Исключенные из налогообложения земельные участки

    Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

    изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

    земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

    земельные участки категории лесного фонда;

    земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

    земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

    Налогооблагаемая база

    Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

    Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

    Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

    Налоговые ставки

    Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

    0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

    • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

    В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

    Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

    Налоговые льготы

    Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

    На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

      органы уголовно-исполнительной системы;

    общественные организации инвалидов;

    общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

    резиденты особой экономической зоны;

    участники свободной экономической зоны;

    управляющие компании инновационного центра Сколково;

    фонды инновационных научных центров.

    Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

    Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

    Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

    Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

    На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

    Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

      организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

    организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

    организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

    Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

    Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

    Источники
    Нормативные правовые акты
    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
    2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
    3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге».
    4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
    5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге».
    6. Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге».
    7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге».
    8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино».
    9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге».
    10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068.
    11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
    12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012
    13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
    14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54,
    15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312.

    [1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

    [2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

    [3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

    [4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

    [6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

    [7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

    [8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

    [9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

    [10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

    [11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

    [12] Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

    [13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

    [14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

    [15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

    Читайте также: