Панама и либерия из за низких налогов на судовладельцев имеют большой тоннаж торгового флота

Опубликовано: 03.05.2024

Самый большой торговый флот в мире

Торговый флот Панамы самый большой в мире

На протяжении многих лет государством, обладающим самым большим торговым флотом, является Панама. Под флагом этой страны в 2016 году бороздили моря 8153 торговых судов. Также Панама лидирует по тоннажу транспортируемых по воде грузов. Обусловлено это несколькими обстоятельствами:

  • государство владеет множеством морских портов;
  • по территории страны проходит Панамский канал, по которому курсируют транспортные суда между Южноамериканским и Североамериканским континентом;
  • регистрация судна в Панаме не предусматривает обязательных налоговых платежей;
  • в стране действуют очень низкие пошлины.

Торговый флот Панамы

Торговый флот Панамы

Владельцы торговых судов из многих стран мира предпочитают ходить под флагом Панамы, поскольку в этой стране не разглашаются их персональные данные. Реестр государства пользуется авторитетом у финансовых структур, благодаря чему перевозимые товары на кораблях, плавающих под панамским флагом, надежно защищены. К тому ж в стране нет строгих законов, регламентирующих работу моряков, что позволяет судовладельцам экономить на оплате труда членов экипажа.

Торговый флот Индонезии

Торговый флот Индонезии

Торговый флот Индонезии

Торговый флот Японии

Третье место в списке стран с самым большим торговым флотом заняла Япония. В Стране восходящего солнца зарегистрировано в 2016 году 5320 торговых судов. Численность водного транспорта за 6 лет в стране увеличилась почти в 8 раз. Львиная доля кораблей, курсирующих под японским флагом, принадлежит государству. Однако в Японии проходят регистрацию торговые суда других стран, что обусловлено лояльным законодательством к владельцам морского транспорта.

Торговый флот Японии

Торговый флот Японии

Торговый флот Китая

Торговый флот Китая

Торговый флот Китая

Немалую роль в возрастании торгового флота Поднебесной сыграл речной транспорт, количество которого стремительно увеличивается. Промышленность в Китае из-за быстрых темпов развития перебирается в дальние регионы станы, и в полной мере обеспечить предприятия сырьем и организовать своевременный вывоз готовой продукции позволяют речные транспортные суда.

Торговый флот Сингапура

Огромным торговым флотом располагает Сингапур. Под флагом этой страны в 2016 году курсировало 3605 торговых судов. С 2010 года количество транспортных кораблей в государстве возросло более чем в 2 раза. Наращивание торгового флота обусловлено выгодным расположением государства.

Торговый флот Сингапура

Торговый флот Сингапура

Торговый флот Соединенных Штатов

Торговый флот Соединенных Штатов

Торговый флот Соединенных Штатов

Торговый флот Либерии

Торговый флот Либерии

Торговый флот Либерии

Торговый флот Маршалловых островов

Торговый флот Маршалловых островов

Торговый флот Маршалловых островов

Торговый флот России

Торговый флот России

Торговый флот России

Торговый флот Гонконга

Большой торговый флот имеет административный район Китая Гонконг. Под его флагом в 2016 году курсировало 2515 торговых судов. За 6 лет гонконгский торговый флот увеличился менее чем в 2 раза. Такое снижение развития водного транспорта обусловлено строгими правилами регистрации судов. Владельцев также отпугивают высокие пошлины и налоги. По этой причине около трети торговых кораблей, принадлежащих частным лицам или компаниям Гонконга, зарегистрированы в других странах.

Мировой флот весьма неравномерно распределен по странам.

Как видно из таблицы 7, в последние десятилетия в судоходном мире произошли крупные подвижки. Из числа тра-диционных морских держав, на первый взгляд, выпали Германия, Франция, Италия, Дания, а другие — США, Россия, Англия — переместились с первых строчек на последние.

Германская, американская или иная судоходная компа-ния учреждает за мизерную плату свою офшорную компаТаблица 7

Распределение по флагам мирового морского торгового флота на декабрь І997 г. (млн. т дед в.) Флот втом числе Страна Всего Танкеры Балкеры Универ-сальные Контейнеровозы Весь мир 775,9 272,0 281,0 103,9 56,1 в том числе: Панама 139,2 38,7 68,1 13,8 11,6 Либерия 98,2 49,9 31,5 4,2 0,1 Греция 43,7 23,0 17,0 1,3 1,1 Багамы 39,3 20,4 8,3 7,4 0,9 Мальта 38,0 16,7 14,8 4,9 0,7 Кипр 37,0 6,7 20,2 6,6 2,5 Норвегия 34,5 17,8 6,9 3,7 — Сингапур 29,5 13,9 8,0 2,7 3,4 Япония 26,0 9,9 8,4 3,1 0,9 США 25,0 13,4 3,5 1,7 4,0 КНР 24,0 3,3 11,0 7,0 1,0 Филиппины 13,3 0,3 10,3 2,2 0,3 Сан Винсент 12,4 1,9 5,5 4,1 0,1 Россия 12,0 2,4 2,4 4,6 0,2 Индия 11,2 4,5 5,0 0,7 0,1 Англия 11,1 5,6 1,6 0,6 1,2 Турция 10,7 0,1 7,7 1,7 — Южная Корея 10,9 0,7 6,5 1,0 1,7 Источник: Review of Maritime Transport 1998.

нию в стране так называемой «открытой регистрации». Традиционно — это Панама и Либерия, а в последнее время к ним добавились Багамы, Мальта, Кипр, Сингапур и др., готовые хоть и немного, но заработать на морском бизнесе. Подставная компания регистрирует суда действительного собственника под флагом «своего» государства, причем нередко, из соображений коммерческой безопасности, на каждую такую компанию приходится по одному судну.

Бегство под подставные флаги, или как это именуется в английском языке под «удобные флаги» (flag of convenience) в последнее десятилетие приняло настолько массовый характер, что вызвало нешуточную обеспокоенность в среде стран — экономических лидероа Среди мер по предотвращению бегства су-дов под удобные флаги стало учреждение в судоходных странах дублирующих вторых международных регистров.

Если иметь в виду действительную принадлежность судов, их подконтрольность, то картина распределения мирового торгового флота предстанет в несколько ином виде.

Действительное распределение мирового торгового флота по странам на конец 1997 г. (млн. т. дедв.) Тоннаж флота Доля, % Страна Нацио Под Всего Под В миро нальный ставной ставных вом флаг флаг флагов флоте Греция 42,7 81,1 123,8 65,5 17,6 Япония 20,3 69,0 89,3 77,3 12,7 Норвегия 29,5 24,2 53,7 45,0 7,7 США 12,4 32,9 45,3 72,7 6,5 КНР 22,1 15,9 38,0 41,8 5,4 Гонконг 5,8 29,8 35,6 83,8 5,0 Южная Корея 9,3 15,5 24,8 62,5 3,5 Англия 7,4 14,4 21,8 66,0 3,1 Германия 7,8 13,9 21,7 64,1 3,1 Швеция 1,8 17,4 19,2 90,7 2,7 Тайвань 7,9 8,2 16,1 51,2 2,3 Сингапур 10,3 5,5 15,8 34,6 2,3 Россия 10,7 4,1 14,8 27.8 2,1 Индия 10,8 1,6 12,4 13,1 1,8 Дания 6,7 5,4 12,1 44,8 1,7 Италия 6.7 5,1 11,8 43,2 1,8 т

Источник: Review of Maritime Transport 1998 UNCTAD. Geneva. 1998

Как видно из таблицы 8, в списке судоходных стран отсутствуют и Панама, и Либерия, и другие страны открытой регистрации, поскольку они в действительности своего фло- та не имеют или его тоннаж незначителен. Вместо них список возглавляет Греция, судоходные компании которой, используя вялую конъюнктуру фрахтового рынка последнего времени, активно перекупают по низким ценам подержанный, но еще вполне работоспособный флот. Далее следуют Япония, Норвегия, США, КНР. Все эти страны значительную часть флота держат под подставными флагами, но «ре-кордсменами» выступают Бельгия с 97,5% флота под подставными флагами и Швеция с 90,7%. Подавляющую часть своего национального тоннажа держат под подставными флагами Япония и США, причем для США это давняя традиция, берущая начало еще с довоенных лет.

Япония на нынешнем этапе — вторая по тоннажу флота морская держава.

Норвегия — искони морская держава, для которой мореплавание —традиционно национальный вид промысла, а валютные доходы от работы норвежского флота только в последнее время встали на второе место после экспорта североморской нефти. Норвежский флот при теперешнем вялом фрахтовом рынке, высоких налогах и высоких эксплуатационных издержках не в состоянии приносить прибыдь. Выходом стало создание Норвежского международного судового регистра, в ко-тором до 90% зарегистрированных судов — норвежские.

Торговый флот США также не в состоянии конкурировать на фрахтовом рынке из-за высокого уровня национальных эксплуатационных издержках и налогов. Флот США, плавая под национальным флагом, не в состоянии выжить без государственной поддержки. Поэтому более 70% судов американского флота плавает под подставными флагами — либерийским и панамским.

Китай упорно торит себе дорогу к званию великой державы, для которой мощный морской торговый флот — и вопрос престижа, и вопрос экономической безопасности. КНР в последние годы активно пополняла свой торговый флот за счет строительства и покупки, в результате чего в настоящее время занимает пятое место среди крупнейших судоходных держав, тогда как в первые годы после образования КНР флот у страны практически отсутствовал.

Затяжной кризис в судостроении и судоходстве оттеснил на второй план некогда могущественные морские державы: Великобританию, Германию, Италию, Францию, а также Швецию, Данию.

В результате распада СССР и в ходе экономической революции потеряла свои морские позиции ц Россия, переме-стившись по тоннажу флота из первой пятерки на 13 место.

В первые ряды упорно пробиваются Южная Корея и так называемые «малые драконы»: Гонконг, Сингапур, Тайвань, которые ранее в судоходном мире не были известны.

Итоговый тест по теме "География отраслей мирового хозяйства".

1 . Выберите неверные утверждения.

а) Саудовская Аравия, США и Россия входят в первую тройку стран по размерам

б) Россия, США и Канада входят в первую тройку стран по размерам добычи угля.

в) Индия и Китай не входят в первую десятку стран по размерам выработки

г) Экспорт каменного угля из Западной Европы в США получил название «угольного

д) Более 3/4 электроэнергии Франции вырабатывается на АЭС.

2. Выберите варианты, в которых все три страны относятся к «великим горнодобывающим державам»:

а) США, Бразилия, Индия;

б) Китай, США, Япония;

в) США, Россия, ОАЭ;

г) Япония, США, Германия;

д) Китай, Австралия, ЮАР.

3 . Продолжите предложения.

В эпоху НТР черная металлургия ориентируется на грузопотоки ……………..

В последнее время особенно усилилась ориентация на …….

4. Выберите отрасль машиностроения, развивающуюся более медленными темпами:

д) электронное машиностроение.

5. Найдите варианты, в которых название сельскохозяйственной культуры соответствует названиям ее родины и страны, лидирующей по ее производству:

а) рис — Южная Америка — Китай;

б) кофе — Восточная Африка — Бразилия;

в) пшеница — Юго-Западная Азия — Китай;

г) кукуруза — Центральная Америка — Россия;

д) какао — Южная Азия — Швейцария.

6. Выберите климатический пояс, страны которого производят основную часть животноводческой продукции:

7. Доля какого вида транспорта в мировом грузообороте составляет 62% , а в мировом пассажирообороте - менее 1 % ?

8. Выберите неверное утверждение.

а) На рубеже XX—XXI вв. торговля услугами будет расти быстрее, чем торговля

б) В начале XXI в. ожидается появление новой формы услуг — обмен

в) Панама и Либерия из-за низких налогов на судовладельцев имеют большой тоннаж

г) Крупнейший порт мира — Роттердам — расположен в устье Рейна в Нидерландах.

д) Первую пятерку стран по длине железных дорог составляют страны гиганты, в то

время как наибольшая густота железнодорожной сети отмечается в относительно

небольших европейских государствах.

9. Какие из указанных грузопотоков газа осуществляются по газопроводам?

а) Малайзия — Корея; г) Россия — Германия;

б) ОАЭ — Япония; д) Канада — США.

в) Алжир — Италия;

10 . Используя данные таблицы, приведённой ниже, сравните доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельского хозяйства в общем объёме ВВП Мексики и Ганы. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике. Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.

Социально-экономические показатели развития Мексики и Ганы в 2010 г.

hello_html_m7d80cf9c.jpg

Итоговый тест по теме "География отраслей мирового хозяйства".

1. Выберите верные утверждения.

а) С середины XX в. доля угля в мировом потреблении первичных энергоресурсов

перестала расти и составляет около 80%.

б) Нидерланды, Канада и Великобритания входят в первую десятку стран по размерам

в) В России основная часть электроэнергии вырабатывается на АЭС.

г) Ма ршрут «Юго-Восточная Азия - Япония» является одним из важнейших для

морских перевозок нефти и газа.

д) Китай, Великобритания и Норвегия возглавляют первую тройку стран по размерам

2. Какие из указанных стран являются импортерами угля?

б) Франция; д) Япония.

3. Выберите вариант, в котором все три страны относятся к «великим стальным державам»:

а) Китай, Япония, США;

б) Канада, Германия, США;

в) Россия, Канада, Новая Каледония;

г) США, Китай, Марокко;

д) США, Россия, Канада.

4. Продолжите предложение.

Производство продуктов химии органического синтеза в настоящее время все более концентрируется в……… (тип страны), а выпуск сложной химической продукции в…….

5. Какие из указанных типов сельского хозяйства относятся к товарному сельскому хозяйству?

а) садоводство и огородничество;

б) мотыжное земледелие;

в) собирательство, охота и рыболовство;

г) севооборотное земледелие;

д) пастбищное животноводство.

6. Выберите верные варианты.

1-е место в мире занимают:

а) по поголовью овец - Австралия;

б) по поголовью крупного рогатого скота - Китай;

в) по поголовью свиней - Индия;

г) по улову рыбы - Китай;

д) по развитию аквакультуры - Франция.

7. Какие страны входят в первую пятерку стран и по длине автомобильных дорог, и по количеству автомобилей?

б) Египет; д) Швейцария.

8. Доля какого вида транспорта в мировом грузообороте составляет 10% , а в мировом пассажирообороте — 79%?

9. Выберите верные утверждения.

а) В отличие от последнего десятилетия XX в., когда в европейских странах наблюдалось снижение числа иностранных туристов, в XXI в. Европа станет главным туристическим регионом мира.

б) В начале XXI в. продолжится формирование новых технополисов и технопарков.

в) Вывоз «грязных» производств из развивающихся стран в развитые в конце XX в. произошел в результате «зеленой революции» в развитых странах.

г) «Зеленой революцией» называют борьбу за экологическую безопасность.

д) Финансовый кризис, разразившийся в ряде государств в конце XX в., особенно сильно повлиял на страны Восточной и Юго-Восточной Азии, так как здесь находится несколько важных финансовых центров.

10. Используя данные таблицы, приведённой ниже, сравните долю сельского хозяйства в ВВП и долю сельского хозяйства в общем объёме экспорта Австралии и Колумбии. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.

Социально-экономические показатели развития Австралии и Колумбии в 2007 г.

hello_html_m51069b99.jpg

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства

1. б; в; г. 2. а; д. 3. Коксующегося каменного угля и железной руды. Потребителя. 4. б. 5. б; в. 6. а. 7. б. 8. б. 9. в; г; д.

10. 1) доля населения, занятого в сельском хозяйстве, в Гане выше, чем в Мексике, и приводятся значения: 56% и 13%;

2) доля сельского хозяйства в общем объёме ВВП Ганы выше, чем в ВВП Мексики, и приводятся вычисления: 9,7 : 33 и 42,0 : 1050

доля сельского хозяйства в общем объёме ВВП Ганы выше, чем в Мексике, и приводятся значения: 29,4% и 4%;

3) сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике Ганы.

1. б; г. 2. б; в; д. 3. а. 4. В развивающихся странах, в развитых странах. 5. а; г; д. 6. а; г. 7. а; г. 8. в. 9. б; д.

10. 1) доля сельского хозяйства в ВВП Колумбии выше, чем в ВВП Австралии, и приводятся значения 12% и 4%;

2) доля сельского хозяйства в экспорте Колумбии выше, чем в экспорте Австралии, и приводятся вычисления 5 : 25 и 15 : 117,

доля сельского хозяйства в экспорте Колумбии выше, чем в экспорте Австралии, и приводятся значения 20% и 13%;

3) сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике Колумбии

2.\u0412\u044b\u0431\u0435\u0440\u0438\u0442\u0435 \u0432\u0430\u0440\u0438\u0430\u043d\u0442\u044b, \u0432 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0432\u0441\u0435 \u0442\u0440\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u044f\u0442\u0441\u044f \u043a \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u0438\u043c \u0433\u043e\u0440\u043d\u043e\u0434\u043e\u0431\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c \u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0432\u0430\u043c: \u0421\u0428\u0410, \u0411\u0440\u0430\u0437\u0438\u043b\u0438\u044f, \u0418\u043d\u0434\u0438\u044f; \u041a\u0438\u0442\u0430\u0439, \u0410\u0432\u0441\u0442\u0440\u0430\u043b\u0438\u044f, \u042e\u0410\u0420.\n

3.\u041f\u0440\u043e\u0434\u043e\u043b\u0436\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f:\u0432 \u044d\u043f\u043e\u0445\u0443 \u041d\u0422\u0420 \u0447\u0435\u0440\u043d\u0430\u044f \u043c\u0435\u0442\u0430\u043b\u043b\u0443\u0440\u0433\u0438\u044f \u043e\u0440\u0438\u0435\u043d\u0442\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430 \u0433\u0440\u0443\u0437\u043e\u043f\u043e\u0442\u043e\u043a\u0438 \u0436\u0435\u043b\u0435\u0437\u043d\u043e\u0439 \u0440\u0443\u0434\u044b \u0438 \u043a\u043e\u043a\u0441\u0443\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u0443\u0433\u043b\u044f.\n

\u0412 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u043d\u0435\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043e\u0441\u043e\u0431\u0435\u043d\u043d\u043e \u0443\u0441\u0438\u043b\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u0440\u0438\u0435\u043d\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f.\n

4.\u0412\u044b\u0431\u0435\u0440\u0438\u0442\u0435 \u043a\u043b\u0438\u043c\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u043e\u044f\u0441, \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u044f\u0442 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u0443\u044e \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c \u0436\u0438\u0432\u043e\u0442\u043d\u043e\u0432\u043e\u0434\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0446\u0438\u0438: \u0443\u043c\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439.\n

5.\u0412\u044b\u0431\u0435\u0440\u0438\u0442\u0435 \u043d\u0435\u0432\u0435\u0440\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0442\u0432\u0435\u0440\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435: \u0432 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0435 \u0425\u0425I \u0432. \u043e\u0436\u0438\u0434\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0444\u043e\u0440\u043c\u044b \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433 - \u043e\u0431\u043c\u0435\u043d \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u043e\u043f\u044b\u0442\u043e\u043c.\n

6.\u041a\u0430\u043a\u0438\u0435 \u0438\u0437 \u0443\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0433\u0440\u0443\u0437\u043e\u043f\u043e\u0442\u043e\u043a\u043e\u0432 \u0433\u0430\u0437\u0430 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e \u0433\u0430\u0437\u043e\u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0434\u0430\u043c? \u0410\u043b\u0436\u0438\u0440-\u0418\u0442\u0430\u043b\u0438\u044f;\n\u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u044f-\u0413\u0435\u0440\u043c\u0430\u043d\u0438\u044f;\u041a\u0430\u043d\u0430\u0434\u0430-\u0421\u0428\u0410.\n

7.\u041a\u0430\u043a\u0438\u0435 \u0438\u0437 \u0443\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d \u043d\u0435 \u0432\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0432\u0443\u044e \u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u043a\u0443 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432 \u043f\u043e \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443 \u0438\u043d\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0442\u0443\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432? \u00a0 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u044f; \u0410\u0440\u0433\u0435\u043d\u0442\u0438\u043d\u0430.

В свое время Советский Союз занимал пятое место в мире по количеству морских торговых судов, в конце 80-х их было около 1600. Сейчас российские судовладельцы контролируют 1037 транспортных средств, из которых под российским флагом ходят 737 кораблей, в основном малого тоннажа. Остальные - под иностранными. Как правило, суда оформлены на компании - "дочки" российских торговых пароходств либо их иностранных акционеров и зарегистрированы в разных корабельных офшорах мира.

Самый любимый государственный флаг у российских судовладельцев. либерийский. Под его полотнищем морские мировые просторы бороздят более ста судов, перевозящих экспортные грузы. Затем по популярности следуют штандарты "офшорных" Кипра, Мальты, Панамы. И дело не в отсутствии патриотизма. В деньгах. Корабль, плывущий под флагами страны Либерии или Белиза, платит в их бюджеты раз в десять меньше налогов, чем если бы плыл под российским и "отстегивал" в родную казну 20 процентов налога на прибыль, 35,6 процента единого социального налога и еще массу всяких сборов. В итоге 94 процента отечественных внешнеторговых грузов везут не наши суда. При этом Россия, по оценкам экспертов, теряет ежегодно около 2-3 миллиардов долларов.

Теряет она и на том, что новые суда на отечественных верфях строят все реже, при том, что средний возраст флота - 20 лет. Это, как если бы человеку было 70. Если же какой-нибудь чудак закажет и построит судно под российский флаг, то почти треть стоимости судна уйдет у него на таможенные и налоговые платежи. Строительство ведется в основном за счет привлечения зарубежных инвестиций. А западные банки, давая деньги, выдвигают основное условие - регистрировать судно только в офшорах. С одной стороны, конечно, хлопотно. С другой - выгодно. Разумеется, не государству.

По словам российского министра транспорта Сергея Франка, массовое бегство судов под чужую юрисдикцию создает опасную стратегическую зависимость нашей внешней торговли от иностранного флота и капитала, лишает страну национальных морских кадров. Те же непомерные налоги доводят компании до того, что они не могут вовремя выплачивать зарплату командам. Морякам ждать некогда - надо кормить семьи. И так же, как корабли, они "уходят под иностранный флаг", где получают зарплату в соответствии с мировыми стандартами. Таковых, работающих на зарубежных судах, сегодня почти 40 тысяч человек. Половина из них - офицеры, самый высокоподготовленный состав.

- Через 5-7 лет морских торговых судов для международных перевозок, зарегистрированных в России, вообще не останется, - прогнозирует заместитель руководителя департамента судоходной политики и регулирования производственной деятельности морского флота Минтранса России Виктор Юрьев. - Обанкротилось Балтийское пароходство, нет ни одного судна на балансе Камчатского пароходства, флот Сахалинского пароходства сократился на 98 процентов, Новороссийского - на 79, Северного и Приморского - на 65 процентов.

Что же предлагают в Минтрансе, дабы остановить "утечку" пароходов? Как говорят транспортники, "самый беззатратный механизм". А именно - принятие закона по созданию в России принципиально иных экономических схем для деятельности судоходных компаний. Называется "Российский международный реестр судов". Реестр в данном случае - не просто список, но и своего рода охранная грамота - занесенные в него суда попадают под защиту государства. Большинство стран мира проводит такую протекционистскую политику относительно своих морских отраслей. Национальные реестры судов созданы в Норвегии, Дании, Великобритании, Германии. Результатов соседи достигли - десятки судов, ходивших под "свободными" флагами, удалось вернуть под родные флаги.

Главное транспортное ведомство России по аналогии с западными коллегами планирует облегчить налоговый и таможенные режимы. В частности, избавить своих судовладельцев от четырех основных налогов: по HДС, по налогам на имущество, прибыль, транспортного. А взамен ввести регистрационный взнос (1300-4000 долларов в год с судна в зависимости от тоннажа) и ежегодный потоннажный сбор (3000-10 000 долларов с судна). Плюс подоходный налог членов экипажей.

По расчетам экспертов, в целом принятие закона о реестре позволит переманить под российский флаг 750 судов.

При этом величина доходов от регистрации прогнозируется от 1,3 миллиона долларов в 2004 году (если закон, конечно, начнет действовать в это время) до 4,5 миллиона в 2010 году. Сумма подоходного налога, уплачиваемого членами экипажей судов, которые могут быть зарегистрированы в реестре, в первые годы составит 10,7 миллиона долларов, а к 2010 году увеличится до 59 миллионов. Суммарные поступления в бюджет по этим и другим статьям за 2004-2010 гг. оцениваются в 308,5 миллиона долларов.

Даже удивительно, что при таких заманчивых перспективах у нововведения нашлись противники. Да какие - МНС и ГТК, те самые организации, которые собирают налоги и пошлины, формируют государственный бюджет. Почему они не хотят денег, которые могли бы появиться у российского флота? Да все очень просто - нововведение еще не опробовано, а реальное сокращение налогов и сборов уже нужно проводить.

Авторы законопроекта тревог оппонентов не разделяют. Главный вопрос - риторический - как же можно уменьшить то, чего нет?

- Реестр вовсе не станет офшором в России, - настаивает Виктор Юрьев. - Право зарегистрировать танкер или сухогруз в российском Международном реестре получит только тот судовладелец, который разместит на отечественной верфи заказ на строительство нового судна или вернет под российский флаг судно, ранее зарегистрированное за рубежом. При этом пароходам, зарегистрированным в Международном реестре, перевозки между внутренними портами России будут закрыты. Суда же, ранее выбравшие для себя российский флаг, "под ним" и останутся - в национальный Международный реестр их не возьмут. Несправедливо? Да. Однако если этим судам разрешить еще и международные перевозки, тогда уж точно возникнет реальная угроза сокращения налоговой базы. А значит, Минфин и МНС однозначно наложат вето на реестр.

Поэтому авторы законопроекта стремятся "развести" участников данного рынка. И мягко это сделать не получается. Конечный выбор - под флагами какой страны регистрироваться, остается все равно за судовладельцами. Они должны сделать для себя выбор, что выгоднее - работать только на международных линиях с гигантскими грузоперевозками или еще и дополнительно, внутри страны. Ведь как сейчас происходит на практике. Загрузилось, например, судно под либерийским флагом в Ростове, идет в Италию. Но на пути у него Новороссийский порт. Согласно правилам, до Новороссийска плыть под чужим флагом нельзя. Судно в срочном порядке "перегружается" под российский флаг. Далее опять под иностранный. Сложности - еще те! Национальный Международный реестр сделает выбор осознанным.

Другое дело, пойдут ли судовладельцы стройными рядами под российский флаг, как прогнозируют в Минтрансе, если им и под иностранными не так уж плохо?

Как стало известно "РГ", в настоящее время Минтрансу удалось на 90 процентов переломить сопротивление основных своих оппонентов. В частности, Минфин согласился с тем, что приоритетом все же должно стать не количество собранных налогов, а общий экономический эффект для страны.

Вместе с тем с учетом пожеланий Минфина, Минэкономразвития и МНС России "специальный налоговый режим", который предлагал ввести для судовладельцев Минтранс, ныне заменен вариантом "точечных" изменений в налоговом, таможенном, валютном законодательстве. В итоге, как представляется Минтрансу, Правительством должно быть принято волевое решение, учитывающее интересы национального торгового флота.

Республика Либерия , в переводе "свободная земля" - государство в Западной Африке. Либерия - аграрная страна с развивающейся горнодобывающей промышленностью. В 70-х годах ХХ века Либерия, одна из первых в мире, создала " Международный реестр судов". Из-за низких налогов под флагом Либерии плавают суда других стран (9 процентов мирового торгового флота). Сегодня морской торговый флот Либерии формально занимает 1-е место в мире по тоннажу.

Читайте также: