Отмена внутренних таможенных пошлин начало выпуска ассигнаций введение таможенного тарифа

Опубликовано: 04.05.2024

Воронин С.И. Торговый устав 1653 года

Торговый устав 1653 года

Установление унифицированной системы

взимания таможенных сборов в России

Одной из исторических дат, определивших в 1995 году установление профессионального праздника Дня таможенника Российской Федерации, стало 25 октября 1653 года, когда царь Алексей Михайлович утвердил Именной с боярским приговором указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров». В историю таможенного дела России данный Указ вошел под названием Торгового устава 1653 года как законодательный акт, положивший начало введению единой ставки рублевой пошлины в России.

Ко времени введения Указа в Российском государстве сложилась развитая, но архаичная система сбора таможенных пошлин, формировавшаяся постепенно с образования в IX веке Древнерусского государства. В XVII веке уже была широко развита мелочная дифференциация торговых, проезжих, штрафных пошлин и пошлин за обслуживание. Неопределенность и разнообразие внутренних таможенных пошлин тормозили экономическое развитие единого централизованного государства и приводили к многочисленным злоупотреблениям.

Увеличение размера таможенных пошлин произошло в связи с падением курса серебра в середине XVII века. Рублевая пошлина стала преобладать как наиболее выгодная в фискальном смысле, т.к. пошлина с цены товара обеспечивала быстрое возрастание казенных доходов. Разные ставки тамги во внутренней таможенной системе начинают исчезать. Необходимы были равные условия торговли на общероссийском рынке, что предполагало взимание со всех . рублевой пошлины в одинаковом размере. К середине XVII века происходит процесс постепенного стирания различий в уплате рублевой пошлины между местными и иногородними торговцами и покупателями. Размер пошлин перестал зависеть от места происхождения привозимого товара и имущественного положения торговца, которые ранее делились на «лучших», «средних» и «худых». К середине XVII века в России объективно назрела необходимость проведения таможенных реформ.

В течение 1652-1653 годов российские гости и купцы из важнейших торговых центров подавали челобитные на имя государя с просьбами о принятии неотложных мер по упорядочению сбора таможенных пошлин и реорганизации торговли на территории России. В августе 1653 года царю Алексею Михайловичу была подана «Сказка Строгонова с братьями и гостиной и других сотен торговых людей об искоренении злоупотреблений по таможенным сборам». В челобитной были изложены основные предложения «Московского государства торговых людей»:

Установление единой рублевой пошлины со всех видов товаров с продажной цены, как с местных жителей, так и с иногородних.

Отмена лишних пошлин на товары.

Отмена проезжих пошлин.

Установление единых клейменых мер и весов.

Для таможенных голов, осуществлявших сбор пошлин «на верной службе», в челобитной были выдвинуты пожелания:

Единообразие уставных таможенных грамот и доступность их всем людям.

Право конфискации товаров, необъявленных в таможне.

Обязательная выдача выписей «за таможенными печатьми» с перечислением товара торговцам, едущим в другие города.

Предоставление права производства обысков у всех лиц для пресечения беспошлинной торговли.

Невмешательство воевод в сбор пошлин.

Несение ответственности таможенных голов и целовальников в случае недобора пошлин по уставной грамоте только после расследования причин недобора.

К челобитной прилагалась «Царская уставная таможенная грамота», основные положения которой легли в основу Указа от 25 октября 1653 года.

Согласно Указу государева таможенная пошлина с товаров в Москве и других городах впредь должна была браться с продавцов (а не покупателей) по 10-ти денег с рубля с продажной стоимости (по ценам, установленным на эти товары в Москве и в других городах). Ряд мелких сборов и пошлин был упразднен. «Перекупные пошлины с весчих товаров» были оставлены без изменений (от 2,5 до 10 денег с рубля с надбавки на продажную цену). Пошлина 5-ти денег с рубля должна была собираться с денег, на которые приобретался товар. При этом давалась выпись, что товары были куплены на деньги. При продаже этих товаров также взималась пошлина 5 денег с рубля. Общая сумма сборов достигала, таким образом, 10 денег с рубля. Те, кто приобретал товар на вывоз, должны платить 10 денег с рубля. С привозных денег, предназначенных не для торговли, а в уплату долга или для сдачи в казну рублевая пошлина не взималась.

Таможенным головам, под угрозой наказания, запрещалось накладывать «лишние цены» сверх продажной цены товара в целях дополнительного сбора пошлин. Торговым людям запрещалось скрывать денежные суммы, предназначенные на покупку товаров, и занижать стоимость товаров в целях уменьшения платы таможенной «рублевой пошлины». Продажная цена объявлялась при явке товара в таможне продавцом в соответствии с рыночными ценами. Товары из золота и серебра, жемчуга и драгоценных камней нельзя было скрывать и занижать их продажную цену. Сокрытие реальной цены товара, как и самого товара, вело (после трех задержаний) к его конфискации и наказанию владельца кнутом. Правило распространялось не только на хозяев товара, но и на родственников, приказчиков и доверенных лиц. При недоказанности вины хозяина к дворовым и приказчикам могла быть применена пытка. Правила Указа о сыске касались и иноземцев, но для них, во избежание убытков, дело обходилось без штрафов.

Указ подтверждал практику выдачи таможенных выписей для вывозных товаров «за руками и за таможенными печатями». В таможенные книги таможенники обязаны были записывать количество и название товара, а также указывать пункт назначения. Запрещалось продавать и покупать товар по пути следования между населенными пунктами без предъявления выписей с указанием уже взятой пошлины в соответствующей таможне.

Важное место в Указе отводится системе взимания пошлин для торговых русских людей, направлявшихся с товаром, приобретенным в Москве и других городах, за рубеж. В зарубежных странах, кроме Персии, платилась «рублевая пошлина» по десять денег с рубля на товар без выписи, и по пять денег на товар с таможенной выписью. С иностранных купцов, торгующих привозными товарами, кроме Архангельска, пошлина составляла с продажной цены по 2 алтына с рубля. С иноземцев взимались проезжие «отъявочные» пошлины по 4 деньги с рубля с «весчих» товаров, а «не с весчих» - по 3 деньги с рубля. При перевозке товаров из Архангельска в Москву и другие города и при вывозе русских товаров за море иностранные купцы, не имевшие жалованных грамот, должны были платить «отъявочные» пошлины в том же размере. С иностранцев, торговавших в Архангельске без вывоза, пошлина составляла: с «весчих» товаров - 8 денег с рубля, с «не с весчих» - по алтыну с рубля, за важенные, дрягильские, мостовые, за всякие мелкие пошлины и за амбарщину взималось по 2 деньги с рубля. Российские купцы, продававшие греческие и персидские товары, приобретенные на Посольских дворах и у иноземных оптовых торговцев, платили «прежнюю пошлину» - по две деньги с рубля.

В связи с особым статусом Астрахани как центра торговли солью, в Указе представлены статьи, регулировавшие взимание таможенных пошлин с продажи соли, привезенной из Астрахани, в том числе и с учетом «Яицкого промысла» (рыбной ловли).

Важное место в Указе занимает требование единообразия «хлебным мерам, и всяким весам, саженям и аршинам». Амбарную пошлину или «анбарщину» должны были платить торговцы, складывающие в амбары свои товары на определенный срок. Купцы, в случае прямой продажи товара или его обмена без использования амбаров, освобождались от ее уплаты. С квасных мест, на рыбном дворе, у важен, на гостиных дворах, на реках по-прежнему взимались пошлины «аршинное», «мостовое». На реках Волге и Оке в половодье взимался «перевоз»: с иногородних торговцев - по десять денег с товарной телеги, а с местных – шесть денег. В Указе подробно расписаны весенние и летние пошлины за перевоз товарных и пустых телег, всадников и пеших людей. «Перевоз» и «мостовщина» не взимались со служилых людей. Мытная пошлина на Москве «с лесу, и с животины и со всяких мелких товаров» должна была взиматься по десять денег с рубля с прямой продажной цены. Мелкие таможенные сборы, которые записывались в таможенные книги «в поденный сбор» отдельными статьями, отменялись.

Указ царя Алексея Михайловича от 25 октября 1653 года, утвержденный Боярской Думой, положил начало процессу реформ в области упорядочивания таможенных сборов и создания единообразной таможенно-нормативной базы, установлению унифицированной системы взимания таможенных платежей, имел большое значение для проведения единой таможенной политики, развития торговли и таможенного дела России.

Указ Алексей Михайловича 1653 года являлся обязательным для всех таможенных учреждений страны правительственным постановлением и получил название «Торгового устава». Он рассылался таможенным головам и целовальникам вместе с уставными таможенными грамотами по городам, «чтобы его государев указ всем людям был ведом», хранился в таможенных избах на видном месте.

Основные положения Указа от 25 октября 1653 года вошли в состав Новоторгового устава 1667 года, который определил основные направления таможенной политики Российского государства второй половины XVII –первой половины века XVIII века.

Любой товар, пересекающий границу РФ, подлежит «растаможке», и за его ввоз платится таможенный сбор. Это прямым образом влияет на стоимость ввозных товаров. В аэропортах и морских портах есть магазины беспошлинной торговли — duty free. Но так было не всегда.

До середины 18 века в России существовало большое количество пошлин даже внутри страны. Таможенное право приблизилось к современному благодаря императрице Елизавете Петровне и графу П. И. Шувалову, автору таможенной реформы 1753-1757 годов. Как проходил этот процесс, какие были предпосылки, трудности и итоги изменений?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57

Это быстро и бесплатно !

Отмена внутренних таможенных пошлин

В совокупности расходы на транспорт и оплата сборов составляли более половины дохода, полученного от продажи товара. С 1754 года пошлины стали взимать только на границе. Это был прогрессивный шаг. Франция ликвидировала подобные сборы лишь в 1799 году, Германия — в 19 веке. Реформа приблизила таможенное право к современному.

Это интересно! В начале 18 века купец оплачивал 17 сборов и мелких пошлин.

Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в России

Причины отмены

Острая необходимость перемен назрела в обществе к середине 18 века. К таможенной реформе привели следующие причины:

  • борьба с коррупцией;
  • недовольство купцов и крестьян;
  • необходимость пополнения казны.

Таможенное дело в период правления Елизаветы

Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в России

Императрица уделяла особенное внимание развитию промышленности и внутренней экономики. В начале правления она провозгласила возврат к петровским порядкам, частью которых была политика поддержки производства и торговли внутри страны.

Для работы таможенных постов требовался большой аппарат служащих. Они вымогали взятки у купцов, в результате чего прибыль снижалась. Часть денег уходила мимо казны. Многочисленные тяжбы в суде увеличивали расходы. От коррупции страдали и купцы, и государство.

Таможенный устав 1731 года ограничивал и права крестьян, которым разрешалось продавать продукцию не дороже 20 копеек. Правительство не в силах было установить контроль над служащими, поэтому единственным выходом стало полное устранение системы.

Введение законопроекта

В 1747 году учредили комиссию, которой поручили изучить сборы и размер дохода, который они приносят, и составить новый внутренний тариф. В том же году П. И. Шувалов внес в Сенат проект, который предлагал отменить таможенные пошлины внутри Империи. Он подробно описал причины и необходимость этой меры.

Доклад относился только к крестьянам, не затрагивал купцов и не содержал план реорганизации. Шувалов внес корректировку в проект и представил окончательный вариант на рассмотрение Сената в августе 1753 года.

Примечание. Автором законопроекта стал граф П. И.Шувалов, который фактически управлял правительством во времена Елизаветы Петровны.

Проведение реформ

Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в России

В 1754 году пошлины перестали взимать и стали брать пограничный сбор в размере 13% на импорт и экспорт товаров. Для борьбы с контрабандой применяли метод вознаграждений. Оплата осуществлялась конфискованными товарами. Пограничным объездчикам выдавали четверть, а доносчикам — половину. Чтобы получить награду, донести можно было о торговле товарами без специального клейма.

Новый Устав о таможенном праве приняли 1 декабря 1755 года. Купцы получали отсрочку на год для оплаты пограничного сбора. В 1757 году завершила работу комиссия, и был составлен новый таможенный тариф.

Плата за ввоз товара зависела от степени развития этого производства в России. Степень обработки сырья также влияла на размер ставки. Тариф, как и его предшественник 1731 года, остался неудобным. Основная проблема была в том, что оплату совершали металлическими и «ходячими» деньгами. Это затрудняло расчеты. Кроме того, процедура оформления товаров была очень сложной.

Итоги ликвидации

Отмена мелких сборов и внутренних выплат для купцов и крестьян повлияла на развитие страны и привела к следующим результатам:

  1. Улучшилось положение крестьян и купцов. Повышение ставки на пограничную пошлину переложило оплату пошлин на иностранцев. Вывозили из Российской империи сырье. В этом случае декларантом выступал иностранный потребитель, поэтому оплачивать пошлину стало его обязанностью. Привозили в Россию предметы роскоши, за которые платили дворяне.
  2. Пополнилась казна. В 1753 году пошлины принесли 1,5 млн рублей, а в 1761 — 5,7 млн.
  3. Изменилась система внутреннего устройства таможен. 27 таможен с заставами создано в пограничных городах.
  4. Таможенное законодательство обновилось, были приняты новый Устав и тариф.

Заключение

Реформа положила начало дальнейшим изменениям в сфере таможенного права и определила курс развития страны. Внутренняя политика Елизаветы Петровны была весьма противоречива. Процветали фаворитизм и коррупция. Но таможенная реформа, несомненно, была удачным и прогрессивным шагом. Российская экономика вышла на новый уровень, хотя многие сферы таможенного права по-прежнему нуждались в доработке, например, таможенный тариф.

Таможенный тариф

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении таможенной границы. Ставки приводятся в соответствие с систематизированным перечнем товарной номенклатуры. Требуется уточнить, что таможенная граница может не совпадать с границами государства, и включает в себя все точки отправления и поступления товаров, например, порты, аэропорты, вокзалы. Она может включать в себя границы государств, объединившихся в таможенный союз, на территории которого применяется единый таможенный тариф.

Структура таможенного тарифа

Структура таможенного тарифа строится из товарной номенклатуры и ставок таможенных пошлин. Строка таможенного тарифа включает в себя: код товара, его название и описание, соответствующие им значения ставок. В более сложной структуре могут указываться различные преференции, льготы, квоты.

Виды таможенных тарифов

Существует множество классификаций таможенных тарифов. В первую очередь выделяют два вида: простые и сложные.

  • Простой подразумевает, что каждому товару соответствует только одна ставка таможенной пошлины, применяемая в любом случае.
  • Сложный подразумевает, что к каждому товару соответствует несколько ставок таможенных пошлин (две или больше). Практически во всех странах используются сложные таможенные тарифы, дающие возможность гибкого применения таможенных пошлин.

Виды таможенных тарифов по перемещению товара:

  • Тариф на импорт.
  • Тариф на экспорт.

Суть и цель применения таможенного тарифа – управление внешнеторговой деятельностью.

Цели применения таможенного тарифа

Применение таможенного тарифа позволяет добиваться несколько целей:

  • управление потоком товаров, перемещаемых через таможенную границу для достижения оптимального соотношения между импортом и экспортом;
  • регулярное пополнение бюджета страны;
  • защита интересов товаропроизводителей страны от конкуренции с зарубежными товарами;
  • создание условий для эффективной интеграции в мировую экономику.

В России первый таможенный тариф был издан в 1724 г. в эпоху царствования Петра 1. Он представлял собой перечень привозных и отпускных товаров в алфавитном порядке, с указанием собираемых пошлин. Размер пошлины устанавливался в зависимости от цены товара, его веса или меры. С тех пор таможенные тарифы неоднократно менялись.

Закон о таможенном тарифе

В 1991 г. был принят Закон СССР «О таможенном тарифе», прекративший действие после того, как перестал существовать СССР.

В 1993 г. был принят Закон РФ «О таможенном тарифе». В соответствии с законом ставки ввозных таможенных пошлин утверждаются Правительством РФ. Закон РФ "О таможенном тарифе" действует и сейчас и является правовой основой для: для порядка применения ставок вывозных таможенных пошлин (экспортных), предоставления преференций и льгот.

Таможенный тариф РФ

Таможенный тариф РФ был введен в действие с 1 июля 1993 года Законом РФ от 21.05.1993 г. № 5003-01 «О таможенном тарифе». Он определял порядок применения таможенного тарифа, видов таможенных пошлин, виды ставок таможенных пошлин, порядок их установления, а также тарифные льготы (преференции). Согласно принятому законодательству ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются законодательно Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 был утверждён Таможенный тариф РФ, действовавший до создания Таможенного Союза.

Единый таможенный тариф ТС (таможенного союза)

Таможенный союз трёх стран России, Белоруссии, Казахстана был создан в 2010 году, его управляющим органом стала Комиссии Таможенного союза (КТС). Первое время между странами шли сложные интеграционные процессы. Единый таможенный тариф ТС вступил в силу с 1 января 2012 года Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 18.11.2011 № 850. Этим же документом была утверждена новая редакция Единой товарной номенклатуры. С 2012 года наднациональным регулирующим органом Таможенного Союза стала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая стала преемницей КТС. В течение этого же года было принято Решение Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. N 54, которое утвердило вышедшую новую редакцию единой ТН ВЭД ТС и Единого таможенного тарифа Таможенного Союза (ЕТТ ТС). Принятие этих документов было вызвано вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и взятыми в связи с этим обязательствами. Так как Белоруссия и Казахстан не были членами ВТО, то для этих стран был установлен переходный период. Образованный ТС является открытой организацией, готовой к присоединению новых участников. В 2011 году намерение присоединиться выразила Киргизия, одобрение было получило в 2014 году. В 2013 году намерение присоединиться появилось у Армении, одобрение было получено в 2013 году. В 2014 году Киргизия и Армения вошли в состав ТС, однако действовавшие Таможенные тарифы этих стран отличались от Единого Таможенного тарифа ТС. Для вновь присоединившихся стран на время переходного периода действовали льготные условия, во время которого ставки ввозных пошлин на некоторые товары оставались прежними. После окончания переходного периода, льготный период закончился и в действие вступили таможенные пошлины ЕТТ ТС.

Пример. До окончания переходного периода ставки ввозных таможенных пошлин на автомобили в Армении были значительно ниже, чем в других странах ТС. По этой причине стоимость автомобиля, ввезённого в Армению из США, была значительно ниже по сравнению с другими странами ТС. Использовать ввезённый автомобиль можно было по всей территории ТС.

Единый таможенный тариф ЕАЭС

С 1 января 2015 года был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединивший 5 стран: Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию. Решением Совета ЕЭК от 10.12.2014 N 112 были внесены изменения в Решение Совета ЕЭК 54 в результате которых ТС был переименован в ЕАЭС, так появился Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). Ставки таможенных пошлин были приведены в соответствие с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основанной на Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Эта система состоит из видов товаров и присвоенным им кодам ТН ВЭД, состоящим из 10 цифр. Единый таможенный тариф состоит из 21 раздела (97 групп), содержащих все виды товаров. Указанные в нём ставки таможенных пошлин действуют на территории всех стран-членов ЕАЭС, что позволяет проводить единую таможенную политику.

Таможенный тариф 2020

Таможенный тариф ЕАЭС в 2020 году мало чем отличается от тарифа 2019 года. Решениями ЕЭК проводятся изменения ставок ввозных пошлин в действующий Таможенный тариф. Кроме того, в перечень товаров вносятся новые товарные позиции.

Пример. Решением ЕЭК от 03 февраля 2020 N 23 были обнулены ввозные таможенные пошлины на отдельные виды моллюсков и мясо криля с кодами ТН ВЭД 0307433800, 0307439000, 0307529000, 1605400001 и 1605539000.

Мы уверены, что сроки, стоимость и качество услуг Вас приятно удивят!

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.

Протекционизм Петра Первого

В начале 18-го века экономическая политика Российской империи была основана на идее защиты внутреннего рынка. Таможенные ограничения служили интересам отечественной промышленности. После смерти Петра Первого наступила иная эпоха. При императорском дворе усилилось влияние фаворитов иностранного происхождения, которые не заботились об экономическом развитии России. Указом царицы Анны Иоанновны протекционистская политика, выработанная Петром Первым, была отменена.

Правление Елизаветы Петровны

Вступление на престол новой императрицы изменило взгляды правящей элиты на экономические проблемы страны и способы их решения. В годы царствования Елизаветы Петровны стало очевидно, что одним из наиболее серьёзных препятствий на пути развития отечественной промышленности и торговли является система внутренних таможен. Существовало 17 различных пошлин, которые купцы вынуждены были платить при транспортировке товаров в пределах территории Российской империи.

отмена внутренних таможенных пошлин

Законопроект

Инициатором и вдохновителем реформирования таможенной системы выступил граф Пётр Шувалов. Этот государственный деятель фактически руководил правительством Елизаветы Петровны. Граф Шувалов подготовил проект отмены внутренних таможенных пошлин. Он представил Сенату доклад, обосновывавший необходимость данной реформы. Главной целью снятия ограничений на провоз товаров внутри страны являлось увеличение поступлений в государственную казну. Проект отмены внутренних таможенных пошлин получил одобрение Сената. Он стал основой закона, утверждённого Елизаветой Петровной.

отмена внутренних таможенных пошлин в россии

Отсутствие общего рынка

В те времена Российская империя представляла собой единое политическое и административное пространство, разделённое экономическими границами. Это делало затраты на перемещение грузов внутри страны неоправданно высокими. Многочисленные сборы и расходы на транспорт в сумме могли достигать половины стоимости товара. Это вызывало резкое недовольство купеческого сословия. Пошлины взимались в каждой губернии. Помимо основных сборов, существовало большое количество второстепенных. В среднем на каждые 20 километров пути приходился один таможенный пост.

отмена внутренних таможенных пошлин 1754

Причины отмены

Сложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно. Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны. По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства.

Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий.

елизавета петровна отмена внутренних таможенных пошлин

Проведение реформ

Отмена внутренних таможенных пошлин в 1754 году была осуществлена быстро и организованно. Все торговые сборы на дорогах в пределах империи прекратились. Остались только пограничные таможни, в которых пошлины на экспорт и импорт товаров были увеличены до 13 %. Суммы налогов вычислялись на основе специального табеля стандартных цен на различные виды сырья и промышленных изделий. Реформы не привели к искоренению коррупции, но в целом отмена внутренних таможенных пошлин в России достигла своей цели.

Читайте также: