Отмена соглашения о двойном налогообложении

Опубликовано: 15.05.2024

Процедура уже запущена. В Министерстве финансов объяснили: за последние два года из страны были выведены более трех триллионов рублей, которые осели в кипрских оффшорах. На переговорах о налоговой ставке достичь результатов не удалось. И теперь, как объясняют в нашем Минфине, после выполнения всех формальностей станет невыгодно платить налоги и в России, и на Кипре.

Ничего личного — просто бизнес. России, как и любой другой стране, конечно же, выгоднее, чтобы, с заработанного на нашей территории, налоги платились бы в наш бюджет, а не утекали в оффшоры. Благодаря соглашению об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром, согласно которому налоги нужно платить только в одной стране, привлекательнее было переводить средства на остров и платить налоги с выплачиваемых дивидендов и процентов по займам там, ведь они на Кипре меньше. В конце марта этого года президент распорядился восстановить справедливость, тем более что экономике во время пандемии приходится непросто.

«Все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж, в оффшорные юрисдикции должны облагаться адекватным налогом. Сейчас две трети таких средств, а по сути это доходы конкретных физических лиц, в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%. Тогда как граждане даже с небольшой зарплатой платят подоходный налог в 13%. И это, конечно, мягко говоря, несправедливо. Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%. Естественно, это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Прошу правительство организовать такую работу. Если же иностранные партнеры не примут наших предложений, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке, и начнем с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны», — подчеркнул глава государства.

Четыре месяца Министерство финансов вело переговоры с Кипром. Главное предложение — установить такую же, как в России, налоговую ставку, так у российского бизнеса был бы выбор: переводить средства на Кипр или же оставаться в России, с финансовой точки зрения это бы стоило одинаково.

«К сожалению, сегодня надо признать, что переговоры не дали результата. Поэтому сегодня мы запускаем процесс по денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром. Структурирование своих холдинговых структур через Кипр, конечно, станет невыгодным. Выгоднее будет все это переводить обратно в Россию», — сообщил статс-секретарь — заместитель министра финансов Алексей Сазанов.

Потому что в случае выведения средств на заморский остров, налоги придется платить и там, и в России. До этого момента кипрская юрисдикция была крайне популярна у наших компаний. По данным Минфина, российские налогоплательщики вывели на остров за 2018-2019 годы почти 3,5 триллиона рублей.

«Новая система просто позволит больше получать налогов в Российской Федерации. Соответственно, для наших компаний Кипр как финансовый центр станет менее интересным, а для экономики Кипра это, естественно, будет хуже, поскольку наши компании будут проявлять меньше интереса. Для острова тяжело будет, соответственно, оставаться привлекательным, с точки зрения инвестиционной, и как финансовый центр», — поясняет руководитель департамента аудиторских услуг Антон Усов.

«Речь идет о доходах с бизнесов, которые осуществляются в России, производств, которые осуществляются в России, доходы российских граждан. Ну и было бы, мне кажется, абсолютно справедливо, чтобы они поступали в российские бюджеты и шли на те нужды, которые есть у нас здесь, а не у граждан Кипра», — отмечает вице-президент Высшей школы экономики Лев Якобсон.

Дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра соглашений — а такие же заявления отправлены еще в два популярных у российского бизнеса оффшора, на Мальту и в Люксембург, — по поручению президента, будут направлены на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам. Очевидно, что подписанные в конце 90-х соглашения об избежании двойного налогообложения сегодня уже крайне не актуальны — страна стала другой.

«Нас тогда вообще волновал любой импульс к росту рыночной экономики, и в том числе даже импульс, который был связан с несправедливым налогообложением. Для нас было невозможно в принципе с богатых взять налоги, потому что система была выстроена таким образом, что так или иначе богатые уходили от налогообложения. Сегодня создана в стране эффективная система налогообложения», — рассказывает проректор и директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова.

Предложение Минфина денонсировать соглашение о двойном налогообложении с Кипром направлено в Госдуму, ближайшая сессия которой начнется в сентябре 2020 года. В случае его принятия нижней палатой парламента, документ рассмотрят в Совете Федерации, а затем он будет отправлен на подпись президенту. После того как Россия официально уведомит Кипр о своем решении, соглашение прекратит свое действие — с начала следующего календарного года.

В августе пришло время повнимательнее ознакомиться с тем, что Владимир Путин озвучивал в начале года. Мы уже писали о том, что граждане заплатят налоги на доход со своих вкладов. Следующая история связана с дивидендами: Россия начинает денонсировать соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром. Объясним, что это значит.

Как сделать так, чтобы деньги, которые заработаны в России, остались в России? Можно перекрыть легальные и давно работающие каналы вывода средств за границу. Возьмём Кипр, родину греческой богини любви Афродиты. Резидентам позволяется платить налоги на заработанное в России там по более низкой ставке, а также выводить на остров доходы и дивиденды. Россия денонсирует старое соглашение: любить Родину всё-таки в приоритете.

Что такое денонсация?

За не самым знакомым простому обывателю термином денонсации стоит отказ государства от ранее заключённого международного соглашения. Сейчас между Россией и Кипром действует налоговое Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, и с целью поощрения экономического сотрудничества между двумя странами. Оно было подписано в 1998 году. Соглашение подробно описывает ситуации с налогами для предпринимателей-резидентов России, Кипра или обоих стран одновременно, а также касается темы дивидендов. Так, выплата дивидендов на Кипр по старому соглашению могло обойтись по ставке налога в 5 или 10%, а на проценты по займам и вовсе обнулить ставку налога. При этом в России ставка составляла 13−15%: в итоге на Кипр вывели почти 2 триллиона рублей в 2019 году и почти 1,5 триллиона в 2018 году.


Фото: Symbiosisgroup.world.

Однако Владимир Путин в начале 2020 года заявил, что соглашения с другими странами надо пересмотреть, чтобы российские капиталы не уходили за границу. В июне и июле ведомства двух стран обсуждали пересмотр соглашения так, чтобы, по словам замминистра финансов Алексея Сазанова:

Чтобы уже с 1 января следующего года большинство выплат процентов и дивидендов из России на Кипр стали бы облагаться налогом у источника по ставке 15%

15 процентов, к слову, взимается в России с физических лиц-нерезидентов.

Переговоры не увенчались успехом: Минфин объявил, что денонсирует договор об избежании двойного налогообложения. Помимо Кипра, к слову, российская сторона вела переговоры с Люксембургом и Мальтой, через которые тоже проходят значительные потоки денег из России.

Для выполнения поручения президента РФ о налогообложении доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых с территории Российской Федерации в Республику Кипр по ставке 15%, Минфин России 3 августа с. г. начинает процедуру денонсации соглашения

Зачем это России?

Для России польза очевидна. Есть сразу несколько аспектов. Один относится к структурам, которые были реструктурированы через Кипр как холдинг: по старому соглашению работать так было выгодно для бизнеса, однако сейчас ситуация изменится, а власти ждут, что бизнес будет возвращаться обратно в РФ.

Когда бизнес будет искать новые варианты, он обратится к специально созданным в нашей стране САР, специальным административным районам. Минфин обещает:

Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов с тем, чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными для перевода соответственно структур холдинговых в Россию обратно

Для Кипра ситуация стала шоковой.

Мы не знаем ничего о планах разорвать соглашение. Мы находимся в ожидании. С моей точки зрения, нет причин для прекращения соглашения. У нас был обмен электронными посланиями, мы оптимистично настроены

Хоть кипрский Минфин и заявил, что выход России из соглашения стал неожиданностью, эксперты считают, что вскоре страны снова заключат налоговое соглашение, пусть и на других условиях. Как отметил Александр Токарев из КПМГ:

Переговоры с Кипром проходили на протяжении длительного времени, нельзя исключать того, что новые условия будут указаны в новом соглашении. Вероятно, вносить большое число правок в прежний документ стороны сочли нецелесообразным

В случае отмены соглашения налогообложение будет регулироваться произвольно различными налоговыми органами — и это не будет способствовать уверенности инвесторов

Мнение экспертов

Директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Александр Токарев не назвал решение о денонсации неожиданным и напомнил, что впервые тему поднял президент, сразу отметив, что РФ выйдет из соглашения о двойном налогообложении, если другая страна не примет условий:

С другой стороны, с учетом количества раундов переговоров между минфинами ожидался какой-то прогресс, то есть сохранение СИДН при существенном ограничении перечня лиц, которые все же получат право на льготы. В этой связи такой финал может стать сюрпризом для бизнес-сообщества

Токарев ждёт, что САР будут более популярными после кипрских событий, но стоит подождать действий правительства. Правда, от ситуации в целом Токарев не ждёт большого потока налогов в бюджет страны:

И в первую очередь это касается расширения перечня лиц, которые смогут воспользоваться пятипроцентной ставкой налога на доходы у источника выплаты в РФ по дивидендам в пользу нерезидентов. Пока, к сожалению, данной нормой могут воспользоваться только лишь публичные международные холдинговые компании, количество которых весьма ограничено

0. Предисловие и постановка проблемы

Одним из мероприятий в перечне поручений по итогам обращения Президента от 28 марта № Пр-586 (в связи с коронавирусной инфекцией) указано прекращение действия международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (далее – Договор о налогообложении), в случае недостижения договоренности об установлении 15-процентной ставки доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ. 1 апреля Правительство РФ запросило уполномоченные органы Республики Кипр на изменение Договора о налогообложении, аналогичные уведомления были посланы Мальте и Люксембургу Министерством финансов РФ.

В связи с этим автор настоящего поста попытался оценить правовые последствия прекращения Договоров о налогообложении, с точки зрения международного права.

1. Односторонний выход является правомерным

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее – Соглашение Россия-Кипр) (1998) является двусторонним международным договором, а значит к нему применяются положения Венской конвенции о праве международных договоров (1969) (далее – Венской конвенции). C огласно ст. 39 Венской конвенции международный договор может быть изменен по соглашению между участниками. В этой связи обращения уполномоченных органов РФ к уполномоченным органам других государств с целью обоюдного согласования изменений является правомерным. Более того, согласно ст. 31 Соглашения Россия-Кипр «любое Договаривающееся Государство может прекратить действие Соглашения, направив по дипломатическим каналам другому Договаривающемуся Государству письменное уведомление о прекращении действия в любое время после истечения 5 лет с даты вступления в силу настоящего Соглашения» . Учитывая, что 5-летний срок уже прошел, поскольку оно вступило в силу 5 декабря 1998 года, Российская Федерация, обладает правом одностороннего выхода. При этом, в случае отказа со стороны другой стороны, Соглашение Россия-Кипр прекратит свое действие не ранее 1 января 2021 года.

В Конвенции между Правительством РФ и Правительством Мальты «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» (2013) , а также Соглашении между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (1993) содержится аналогичное положение, посвященное возможности одностороннего выхода из договора.

2. Односторонний выход и заполнение лакун

Следует отметить, что помимо, непосредственно, статьи, посвященной устранению двойного налогообложения, утратят силы положения, посвященные обмену информации, помощи в сборе налогов и т.д.. Это противоречит тренду все большего сотрудничества между юрисдикциями, закладываемому ОЭСР.

Отмена Договора о налогообложении повлечет возникновение лакун в правовом регулировании между государствами-сторонами, поскольку этот инструмент, до сих пор, является ведущим (первичным) в международном финансовом регулировании. Соответственно, возникает вопрос относительно иного восполняющего правового регулирования, которое позволит уменьшить риски.

2.1. Многостороння конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения

Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Конвенция BEPS ) (2016) была принята Российской Федерацией (вступил в силу 01.10.2019) и Республикой Кипр (вступит в силу 01.01.2021). Более того, были сделаны уведомления (п/п. а п. 1 ст. 2 ( ii ))) . Согласно взаимосвязанным ст.ст. 1, 2 Конвенции BEPS она изменяет все налоговые соглашения, т.е. Договоры о налогообложении. Другими словами, с ее помощью осуществляется имплементация положений, которые согласуется с шагами 2, 6, 7, 14 Плана действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения ( BEPS) . Однако Конвенция BEPS не восполнит отсутствие Договоров о налогообложении. Другими словами, Российская Федерация утратит возможности устранить гибридные механизмы или риск злоупотребления, обеспечить большую транспарентность в отношении Республики Кипр. А ведь механизмы, предусмотренные BEPS, способны закрыть вопрос с 15% ставкой (при их реализации).

2.2. Типовые (модельные) конвенции

Нельзя не отметить, что существуют Типовая конвенция Организации Объединенных Наций «Об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами» (далее - Типовая конвенция ООН) и Модельная налоговая конвенция ОЭСР (далее – Модельная конвенция ОЭСР). Эти две модели (прим.: ООН и ОЭСР) положены в основу большинства современных Договоров о налогообложении.

Типовая конвенция ООН не является обязательной и направлена на формирование единой практики в сфере двойного налогообложения. В предисловии сказано, что она "призвана облегчить переговоры, толкование и практическое применение двусторонних налоговых договоров". Модельная конвенция ОЭСР также предусматривает стандартные (типизированные) положения, многие из которых воспринимаются государствами в качестве ориентира, к примеру, Российской Федерацией.

Юридическая природа указанных конвенций является аналогичной, и предполагается, что ее положения должны быть имплементированы в национальное законодательство, для того чтобы быть применены. К примеру, действующие российские Договоры о налогообложение основаны на Модельной конвенции ОЭСР, однако вне соглашений об избежании двойного налогообложения она не может быть применена, т.е. напрямую регулировать отношения Российской Федерации и Республики Кипр в этой сфере.

2.3. Страсбургская конвенция

Договоры о налогообложении включают положения об обмене информацией, к примеру, ст. 26 Соглашение Россия-Кипр. Положения об обмене информацией – это определяющая глобального тренда, направленного на увеличение транспарентности (прозрачности).

Обмен информацией регулируется не только Договорами о налогообложении, но и другими соглашениями. В частности, Российская Федерация и Республика Кипр являются государствами-участниками Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (1988) (далее – Страсбургская конвенция), раздел I , которой регулирует обмен информацией. Причем следует отметить, что ст.ст. 5-7 устанавливают следующие виды: по запросу, автоматический, инициативный. Наибольший интерес среди них вызывает автоматический обмен информации - передача информации по всем налоговым резидентам с некоторой периодичностью – которая уже осуществляется между Российской Федерацией и Республикой Кипр. Это стало возможным, в том числе, потому, что оба государства приняли Многостороннее соглашение уполномоченных органов об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам.

Помимо этого, Страсбургская конвенция, в частности, Раздел II , посвященный помощи во взыскании, восполняет регулирование о помощи в сборе налогов, которое предусмотрено, к примеру, ст. 27 Соглашения Россия- Кипр.

3. Дополнительные риски

3.1. Следует отметить, что в отношении многих шагов, к примеру, шаг 5 или вредная налоговая практика , шаг 6 или предотвращение злоупотребление налоговым соглашением, шаг 14 или процедура взаимного соглашения (Mutual Agreement Procedure) в отношении Республики Кипра у ОЭСР не содержится информации, что имплицитно предполагает дополнительные риски, которые примет на себя Российская Федерация, взамен того, чтобы обновить Соглашение Россия-Кипр с помощью Конвенции BEPS .

3.2. В последнее время ОЭСР говорит о проблемах налогообложения, возникших из-за эпидемии, в отношении трансграничной занятости . Буквально, в начале апреля, Секретариат ОЭСР предложил методические рекомендации по этому вопросу. Несмотря на то, что Договор о налогообложении, сам по себе, не разрешает все возможные сложности, описанные Секретариатом ОЭСР, тем не менее, отсутствие регулирования, предусмотренного им, способно увеличить количество вопросов, касающихся трансграничной занятости.

3.3. Отсутствие Договора о налогообложении будет приводить к ситуации двойного налогообложения. Учитывая шаг 2 BEPS ( нейтрализация воздействия гибридных механизмов), направленные на устранение ситуации двойного не налогообложения, прекращение соглашения будет серьезным откатом назад, поскольку всегда существует вероятность того, что государства по-разному регулируют понятие резидентства по какой-либо причине (различное количество дней пребывания, нестыковки в концепции налогообложения, нестыковки в понимании источника).

3.4. Существуют «черный» и «серый» списки юрисдикции, к примеру, уже упоминавшиеся Республика Кипр и Мальта были представлены среди 38 юрисдикций, принявших на себя обязательства ОЭСР по повышению прозрачности и налаживанию эффективного обмена информацией по налоговым вопросам. Речь идет о том, что государства, которые включаются в подобные листы оцениваются как более «рисковые», поскольку они не исполняют обязательства, либо исполняют их ненадлежащим образом, тем самым, не обеспечивая надлежащий уровень, прежде всего, прозрачности. Нельзя не отметить, что низконалоговые юрисдикции, которые, как правило, включаются в эти списки, провели «законодательную волну» за последние полтора года, улучшив таким образом соблюдение правил и стандартов ОЭСР. Однако , теоретически, возможна ситуация, при которой выход из Договора о налогообложении повлечет отсутствие регулирования с государством, которое не обеспечивает надлежащий уровень прозрачности (прим.: частично соответствуют) или нарушает требование преобладания содержания над формой.

4. Выводы

4.1. Российская Федерация вправе совершить односторонний выход из Договоров о налогообложении, однако их прекращение состоится не раньше 2021 года;

4.2. Определенная часть регулирования, предусмотренная Договором о налогообложении – обмен информацией, документами, помощь во взыскании и иное административное сотрудничество – можно заменить с помощью Конвенции BEPS , Страсбургской конвенции и иных инструментов;

4.3. Определенная часть регулирования, предусмотренная Договором о налогообложении – дифференцированные уровни ставок, устранение противоречий между законодательствами разных государств, к примеру, определение «резиденции» - не может быть восполнена существующим международным инструментарием;

4.4. В ыход Российской Федерации из Договором о налогообложении негативным образом скажется на объеме инвестиций;

4.5. Конвенция BEPS, направленная на обновление Договоров о налогообложении, не может быть применена вне последних. Положения, предусмотренные Конвенцией BEPS , помогли бы закрыть вопрос с 15% ставкой (прим.: Конвенция BEPS применяется в отношении российских соглашений об избежании двойного налогообложения, на которые он распространяется, - не ранее 01.01.2021 ).

Таким образом, выход из Договоров о налогообложении представляется опрометчивым решением в текущих условиях.

Российская Федерация запустила процедуру денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр. На этот шаг наша страна пошла в рамках выполнения указа президента о налогообложении доходов в виде дивидендов, переводимых на счета за рубежом, по ставке 15%. Власти заверили, что дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра этих соглашений, направят на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам. Между тем Кипр возмущён действиями РФ и пригрозил «негативом» на перспективу, однако в очереди на пересмотр правил игры и другие офшорные территории.

Как сообщили NEWS.ru в пресс-службе Министерства финансов РФ, «в ходе переговоров Кипр выдвинул свои предложения, проанализировав которые Минфин России пришёл к заключению, что, по сути, они размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ, а также будут способствовать безналоговому выводу с территории Российской Федерации через кипрскую юрисдикцию значительных финансовых ресурсов российского происхождения».


Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Для выполнения поручения Президента РФ о налогообложении доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых с территории Российской Федерации в Республику Кипр (РК) по ставке 15%, Минфин России 3 августа сего года начинает процедуру денонсации соглашения, — сообщили нашему изданию в пресс-службе ведомства.

Чиновники уточнили, что «принимая во внимание тесные экономические и исторические связи между двумя государствами, российская сторона формулировала свои варианты компромиссного решения данного вопроса и предложила оперативно в течение этой недели провести очные переговоры на Кипре с тем, чтобы выйти на решение, но получила отказ».

Любопытно, что сразу же вслед за этой новостью кипрское Министерство финансов заявило о том, что оно, дескать, не получало уведомления российских партнёров о запуске процедуры денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения и полагает, что это решение будет иметь негативные последствия для обеих стран.

Правда, при этом она добавила, что в «таком» случае налогообложение выйдет из-под действия соглашения и будет регулироваться произвольно различными налоговыми органами, что «не будет содействовать уверенности инвесторов».

Более того, киприоты поспешили заверить, что остров вообще первоначально предлагал продлить действие соглашения, «но предложение не было принято российской стороной».


AP Photo/Petros Karadjias/ТАСС

Между тем заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов, выступая на федеральных каналах накануне заявил буквально следующее:

К сожалению, сегодня надо признать, что переговоры не дали результата. Реструктурирование своих холдинговых структур через Кипр, конечно, станет невыгодным. И выгоднее будет всё переводить это обратно в Россию. Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов, с тем чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными для перевода соответственно структур холдинговых в Россию обратно, — проинформировал он (причём, видимо, россиян, а не киприотов).

Напомним, что ещё 25 марта президент Путин выступил с обращением к россиянам в связи с пандемией коронавируса и предложил ряд мер, в том числе экономического характера. В частности, он заявил, что все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом — не менее 15% (столько взимается с физических лиц-нерезидентов в России). С этой целью он поручил скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами, начиная с тех, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения.

К слову, за время действия российско-кипрского соглашения этой юрисдикцией воспользовались многие российские компании. По разным оценкам, на Кипр было выведено в 2018 году более 1,4 трлн рублей, в 2019 — более 1,9 трлн.


Nikolay Gyngazov/Global Look Press

Очевидно, что существующее налоговое соглашение с РК предусматривает весьма привлекательные условия с точки зрения налогообложения. Ставку при выплате дивидендов на Кипр можно снизить до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%. Это более чем в два раза меньше, чем соответствующая ставка у нас в РФ (13–15%).

Внесём ясности

Итак, почему же Кипр вдруг перестал быть интересен и выгоден российскому бизнесу и истеблишменту? Здесь речь, конечно, идёт скорее о том, что в ситуации выпадающих доходов бюджета из-за низких цен на нефть Россия решила пересмотреть свои действующие соглашения. Очевидно, что у данной меры в первую очередь фискальное значение, объяснила NEWS.ru эксперт по офшорным зонам и партнёр налогового департамента Deloitte Наталья Кузнецова.

Теперь, по её суждению, помимо Кипра, следующими в очереди на соответствующие изменения соглашений стоят Мальта и Люксембург.

Специалист уточнила, что «поскольку соглашения об избежании двойного налогообложения являются межгосударственными договорами, рациональность такого шага оценивать нужно не с точки зрения бизнесменов или предпринимателей, одним словом, налогоплательщиков, а с точки зрения интересов государства».

Для государства основной интерес в пересмотре соглашений — возможность достаточно просто собрать дополнительные налоги у источника выплаты в России. Практическая польза данного решения лежит на поверхности: возможность собрать дополнительные доходы в бюджет на замену выпадающим нефтяным доходам.


Наталья Кузнецова

партнёр налогового департамента Deloitte

Однако, поясняет партнёр налогового департамента Deloitte, хотя главный интерес государства в данной ситуации — возможность пополнить бюджет за счёт увеличивающихся сборов налогов на выплаты доходов в пользу компаний на Кипре, параллельно Россия пытается активно работать над развитием особого налогового режима в специальных административных районах (острова Русский и Октябрьский).


Сергей Булкин/NEWS.ru

В частности, в результате денонсации договора об избежании двойного налогообложения, о которой объявил Минфин РФ сегодня, мы можем увидеть увеличение количества компаний, заинтересованных в переводе бизнеса из-за рубежа в Россию, в специальные административные районы, — подчеркнула Кузнецова.

В свою очередь экономист Любовь Чайковская из РЭУ им. Плеханова считает, что выгода России в разрыве с Кипром обусловлена желанием заставить крупный бизнес размещать капиталы непосредственно в российских банках, а также необходимостью инвестирования в российскую экономику и в большей мере в национальные проекты.

Кипр нам стал неинтересен?

Кипр уже давно перестал быть «стратегически» интересен, полагает президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев. Особенно, напоминает экономист, «когда в 2013 году за антикризисную помощь ЕС в размере 10 млрд евро Кипр согласился изъять 9,9% от суммы всех депозитных вкладов в местных банках».

По сути это была неприкрытая конфискация, грабёж. Россияне за один день потеряли тогда несколько миллиардов евро — прямые потери, не считая косвенных.


Владимир Буев

президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)

По мнению главы НИСИППа, рациональность шага РФ также в том, что ещё в том же 2013 году Кипр взял на себя обязательство обмениваться информацией с российскими налоговыми органами. После этого для многих российских компаний данный остров перестал быть интересен как непрозрачная офшорная зона и многие повыводили оттуда деньги, отметил он.

И наконец, в кои-то веки государство в лице президента, инициировавшего это решение несколько месяцев назад, решило действовать не в интересах бизнеса и истеблишмента, а в интересах общества и ради наполнения казны. Если решение с Кипром и другими офшорами будет доведено до конца, у представителей бизнес-элиты исчезнет возможность выводить из-под налогообложения в РФ значительную часть своих доходов.


Сергей Беспалов

ведущий научный сотрудник Центра публичной политики и государственного управления ИОН РАНХиГС

При этом Беспалов заметил, что «ставка налога на дивиденды, переводимые на счета за рубежом, и повышенного НДФЛ сравняются и составят по 15%».

Yandex Zen

Самое интересное - в нашем канале Яндекс.Дзен

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Свой бизнес


Изменение с 2021 года двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой и Люксембургом поставило ребром вопрос об изменении взаимоотношений с иностранными структурами российского бизнеса.

Теперь вместо пониженных ставок налога у источника в России — 5-10 % по перечисляемых российскими компаниями дивидендам и 0 % для уплачиваемых процентов установлена ставка налога 15 %, которую необходимо уплатить «у источника» в России. Ставка налога по перечисляемым роялти не изменилась, она сохранена на уровне 0 %, но перечисляемые роялти традиционно облагаются в России налогом на добавленную стоимость (20 %).

Иными словами, налогообложение по подобным платежам не просто изменилось в худшую сторону. Оно во многих случаях равно или даже выше налогообложения подобных доходов внутри России. Так, стандартная ставка НДФЛ на дивиденды при доходах свыше 5 млн рублей / год составляет все те же 15 %, а с процентных доходов можно понизить налог до 5-6 % в зависимости от системы налогообложения кредитора.

Таким образом, те бенефициары российского бизнеса, которые использовали преимущества двусторонних соглашений, встали перед выбором, каким образом изменить модель взаимоотношений, чтобы сгладить последствия изменения Соглашения.

Другая часть бенефициаров, которые давно перешли на прямую выплату себе доходов как фактическим получателям доходов с удержанием в России НДФЛ по стандартным ставкам, в очередной раз задумались, какие иные преимущества они получают от владения через иностранную, чаще всего кипрскую, компанию.

Есть еще и третьи. Которые изначально пошли дальше всех в стремлении обеспечить конфиденциальность владения и утратили статус российского налогового резидента, проживая бОльшую часть времени зарубежом. В текущей ситуации подобное решение больше не дает налоговых преимуществ.

Итак, есть мнение — надо что-то менять. Но что именно? Достаточно ли заменить условную иностранную компанию на себя, собственника бизнеса? Эксперты taxCoach подготовили ответ на этот вопрос.

dvuhstoronie soglashenia.jpg

Наш опыт позволяет утверждать, что задача не является тривиальной и влечет необходимость распутать клубок взаимосвязанных вопросов.

Модель владения российским бизнесом

Будет ли это открытое или непрямое владение? Использование иностранных компаний нередко преследует цель конфиденциальности обладания бизнесом или активами, поэтому актуальность вопроса влияет на новую модель владения.

Корпоративные договоренности между собственниками бизнеса

Англо-саксонское право известно тем, что дает возможность гибко подойти к закреплению уникальных партнёрских договоренностей: условия участия в управлении, порядок голосования, порядок распределения прибыли, определение прав наследников.

Российские инструменты, пусть не в полной мере, но пытаются дать адекватный ответ. В связи с этим важно решить, что именно из достигнутых договоренностей можно закрепить, а что не получится, в рамках какой-организационно правовой формы юридического лица, нужен ли будет корпоративный договор или достаточно устава компании.

Разработка новой модели финансовых потоков

Если иностранная компания была задействована в модели внутригруппового финансирования (чаще всего через займы или прямое участие в капитале российских компаний), то утрата налоговых преимуществ КИК и ее последующее исключение из бизнеса еще более обнажит необходимость переопределения центров прибыли и затрат в группе компаний, обострит вопросы организации внутренних перетолков без негативных последствий.

Постоянно имеются новые объекты инвестирования как внутри бизнеса, так и в новые проекты.

Необходимо не только выстроить новые, но и развязать старые, часто запутанные, взаимоотношения — накопившиеся задолженности, перекрестные процентные и беспроцентные договоры займов.

В связи с этим часто не обойтись без финансового центра, перераспределяющего потоки с минимальным налогообложением и без лишних рисков для бизнеса.

Владение интеллектуальной составляющей бизнеса

. если ранее она принадлежала иностранной компании.

Судьба иностранных компаний

Некоторые из них могут быть нужны для участия в иностранных проектах, связаны с международным сектором бизнеса или используются для инвестирования на зарубежных рынках. Другие фактически утратили свою роль. В связи с этим необходимо спланировать, когда и каким образом иностранные компании прекратят работу, какие в связи с этим возникнут обязанности.

И, наконец, нужно решить, как перейти к новой модели владения и финансирования с минимальными налоговыми и организационными затратами.

Это лишь часть вопросов, часто сопровождающих главную задачу по исключению иностранного звена группы компаний. Грамотное их решение влияет не только на комфортную работу в будущем, но и отсутствие вопросов по уже прошедшим периодам.

Читайте также: