Отмена дорожного налога в 2016 году

Опубликовано: 13.05.2024

Отмена ТН в текущем году – это наиболее актуальная тема для российских граждан. В многих онлайн источниках глобальной сети дается разная информация по данному вопросу о налоговой ставки, вплоть до полной отмены ТН. Объективную информацию вы получите в данном материале.

Отмена ТН: насколько это достоверно?

Налоговые обязательства пока не отменили. ТС пока облагается налогами, и он оплачивается раз в год. Сумма налоговой ставки зависит от мощности двигателя и региона регистрации.

Инициирование проекта в 2019 году

Отмена транспортного налога

В марте Госдумой был предложен проект об отмене ТН. Для такого решения было ряд причин:

  • Будирование вопроса об отмене ТН со стороны Федерации автомобилистов;
  • Высокая финансовая нагрузка на бюджет граждан и низкая окупаемость процентной ставки;
  • Поддержка идеи МинТранс РФ и Путина о процентной ставки и с последующей отменой ТН.

Проект пока внесен на рассмотрение Государственной думы, но пока он не принят и не отклонен.

Достоверность информации о принятом решении отмены ТН легко проверить. Для этого достаточно зайти на официальную страницу Госдумы, где публикуются все последние принятые правовые акты, которые принимались с июля-сентября 2019 года. Вы не найдете там Закона или решения об отмене ТН.

Если вы посмотрите постоянно обновляющийся правовой источник – статью 356 НК РФ, которая устанавливает законность налогового сбора за транспортные средства, то увидите, что ТН еще действует и ни кем не отменялся.

Президентский указ об отмене налога

В интернете блуждают данные, которые противоречат друг другу, и на эту тему родилось ряд фейков. Самый распространенный из них «Президентом РФ подписан документ о том, что ТН отменен». Эта информация касается всех автомобилистов и владельцев ТС, мол, такой налог совсем отменили, а решение действует с апреля 2018 года.

Однако, данная информация оказалась неправдивой, рождению данного мифа послужили два источника:

  1. Высказывания Дмитрия Медведева о том, что ТН будет отменен для электрокаров, а регионы данной привилегией никак не воспользуются.
  2. Закона об амнистии налоговых ставок, которые были введены до 2015 года.

Фейковый информационный бум был настолько сильный, что представителям Налоговой службы пришлось выступить, чтобы объяснить истинную ситуацию о ТН.

Миф об отмене налогового обязательства только на легковой транспорт в 2019 году

Упразднение законодательного проекта.

После того, как ажиотаж после данной новости утих, но июне 2018 года возникла новая волна недостоверных сообщений об отмене налога на ТС. Говорилось о том, что из НК исключается статья от ТН как статья наполнения государственного бюджета. Упоминается глава 28 НК РФ.

Это больше похоже на правду, но информация подтверждается частично. Такой проект закона есть, и создан был 5 июня 2018 года. В декабре 2019 года его перенесли в архив, поскольку уже в июле 2018 года отклонили еще до голосования.

Таким образом, такса на ТС еще не отменена.

Последняя информация

Представители Минфина выступают против отмены ТН, поскольку эта сумма может войти в виде акциза на горючее. Поэтому предполагается, что рост акциза приведет к повышению цен на топливо, цены на товары сильно взлетят, поскольку их доставка выйдет дороже.

Другая причина отмены проекта Минфином заключается, в том, что все средства поступают в местные бюджеты регионов. Если ТН отменить, то ухудшится качество дорожного покрытия.

Еще одна новость, рассматривается проект, который отменяет налог как таковой, на легковой транспорт, но пока по этому вопросу положительного или отрицательного решения не было.

В феврале 2018 года Департаментом налоговой политики направлено ходатайство в Минфин с целью снизить или отменить ставки в отношении семей, где три и больше детей. Пока данное письмо на состояние 25 декабря 2019 года остается без ответа.

Категории граждан, для которых отменен налог в 2019 году

Есть транспорт, на который данный налог не распространяется с 2019 года:

  1. Автомобили для инвалидов, при условии, если мощность мотора меньше 100 л.с. и ТС получены через органы социального попечительства, либо это оснащенные автомобили для лиц с ограниченными физическими возможностями.
  2. Сельскохозяйственная техника.
  3. Угнанные автомобили.

Остальные оплачивают ТН ежегодно до 1 декабря.

  • 14.01.2020
    Новые правила регистрации ТС
  • 09.01.2020
    Повышение утилизационного сбора на автомобили
  • 03.01.2020
    Увеличение штрафа за отсутствие ОСАГО в семь раз
  • 29.12.2019
    Электронные ПТС могут использоваться мошенниками
  • 26.12.2019
    Старые авто отправят на экспертизу
    Постановка авто на учёт Телефон: +7(999) 960-87-27 E-mail: info@uchet-gibdd24.ru 123458 , г. Москва , ул. Твардовского, д. 8, кор. 5 Мы работаем круглосуточно
  • Наши реквизитыздесь
RUB
  • Карта сайта
  • Нормативная база
  • Политика конфиденциальности
  • Цены на услуги
  • Проверка штрафов
  • Проверка автомобиля
  • Проверка водителя
  • Отделения ГИБДД

Copyright © 2018. Все права защищены. Отправляя любую форму на сайте, Вы соглашаетесь с политикой конфидициальности данного сайта

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.


* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

Российское законодательство претерпело в последние годы серьезные изменения в области налогообложения транспортных средств. Одно из них, самое существенное, коснулось необходимости оплаты владельцами грузового транспорта коэффициента за пройденный по российским дорогам путь.

Причина тому одна: грузовики наносят серьезный ущерб дорожному полотну, а казну нужно пополнять.

Транспортный налог для грузовиков

Оплата за путь в каждый километр определена не в рамках нового дополнительного налога, а просто повышает ставку обычного транспортного. Теперь для некоторых типов грузовиков установлена другая цена, но есть и исключения. Поговорим о них подробнее.

Менее 12 тонн

Автомобили грузового типа максимально допустимой массы менее 12 тонн облагаются стандартным транспортным налогом. Их владельцы освобождены от обязательств оплачивать путь, пройденный машиной.

Ставка транспортного налога для такого авто зависит от:

  • мощности двигателя;
  • количества лет, прошедших с момента выпуска.

Ставка определена в каждом регионе своя и регулируется внутренними правилами, а вот мощность рассчитывается в лошадиных силах. От налога освобождены только те авто, которые зарегистрированы на сельскохозяйственные компании и занимаются:

  • перевозкой молока;
  • транспортировкой скота.

Кроме того, налог не платят:

  • ветеринарные службы;
  • сельскохозяйственная техника;
  • техника обслуживания при работе в поле.

Свыше 12 тонн

Для тяжелых грузовиков введен повышенный налог на транспорт. Дополнительно владельцам этого вида средств передвижения приходится рассчитывать ставку за каждый километр пройденного пути. Полученная сумма прибавляется к основной.

Полная ставка за 1 км составляет 3,73 рубля.

Поскольку в течение года большие грузовики проходят по федеральным трассам огромный путь, курсируя при перевозке грузов, налог составит в итоге большую сумму, ощутимую для бюджета владельца вне зависимости от того, какой у него бизнес.

Сразу оговоримся, что от уплаты повешенной ставки освобождены:

  • пожарные службы, машины МЧС, скорой помощи и другие;
  • военный грузовой транспорт;
  • пассажирский транспорт.

Весомая ставка налога вызвала в обществе гнев, что вылилось в несанкционированные протесты. Людей можно было понять, поскольку если налоги все владельцы оплачивали своевременно, то к вводу дополнительной системы оплаты проезда по федеральным трассам «Платон» они отнеслись крайне негативно. Чем это в итоге закончилось, выясним чуть позже.

Как осуществляется контроль километража?

Предложений по осуществлению контроля было выдвинуто множество, однако ничего конкретного предпринять в короткие сроки не удалось. Среди утвержденных систем контроля оказались:

  • маршрутные карты;
  • специализированные спутниковые системы;
  • дополнительные устройства.

С введением программы «Платон» выбор окончательно был сделан в пользу системы навигации ГЛОНАСС/GPS. Прибор предоставляется владельцу бесплатно.

Ввиду того, что двойное по сути налогообложение привело к недовольству в обществе, давлению на предпринимателей, то Президент В.В. Путин поручил пересмотреть новые нормы. В итоге, летом 2016 года законодатели приняли несколько поправок, в связи с чем:


Эти меры позволили снять с владельцев тяжелых грузовиков бремя в виде двойного налогообложения.

Ответственность за уклонение от уплаты

За уклонение от выплаты налога были утверждены штрафы. Эти суммы зависят от того:

  • кто является владельцем грузового транспорта;
  • в который раз лицо не уплатило налог;

Первый пункт предполагает, что владельцем может являться частник или, например, компания. Данная система штрафов переходная, она через два-три года претерпит изменения, но на сегодняшний день это выглядит таким образом:

  • штраф накладывается только на владельца транспортного средства (ранее могли оштрафовать и водителя);
  • сумма штрафа равна 5 000 рублей за первый уход от налога и 10 000 за каждый следующий;
  • более одной санкции в день не могут утвердить.

Введение новых налогов всегда имеет неоднозначную реакцию в обществе. На сегодняшний день грузоперевозчики видят уход от налогов в использовании авто массой до 12 тонн и в передвижении по дорогам регионального значения. Плата за них не введена.

Транспортный налог на грузовые автомобили в 2016 году будет изменен. Поправки в Федеральный закон, обязывает владельцев грузовых машин оплачивать путь по федеральным дорогам. Ключевая причина внедрения нового порядка – нанесение значительного вреда дорожному покрытию дорог перевозкой больших грузов. Ввод платных дорог и налога для грузового транспорта с километра, взволновал автовладельцев.

Какой ожидается новый налог на грузовые автомобили

Изменения затронут налог на грузовые автомобили свыше 12 тонн. Обозначен список исключений, когда техника не облагается налогом. Это:

  • машины, используемые для пассажирских перевозок;
  • спецтранспорт («скорая», полиция, пожарная служба);
  • военный транспорт.

Налог на грузовой транспорт составит 3,73 рубля за километр пути по федеральной дороге. По своему назначению новый транспортный налог на грузовые автомобили должен компенсировать ущерб, который был нанесен федеральной трассе из-за проезда большегруза. Для плавного внедрения новой пошлины будут применяться понижающие коэффициенты. Максимальный размер налога введется с 1 января 2019 года.

Плановый ввод более высокого коэффициента отражен в Постановлении Правительства РФ:

Период Коэффициент Итоговая цена
18.11.15 – 29.02.16 0,41 1,53 руб.
01.01.16 – 31.12.18 0,82 3,06 руб.
С 01.01.19 1 3,73 руб.

Методы контроля


Предполагается авансовая система оплаты, то есть сумму проезда необходимо вносить заранее. Но на текущий момент не урегулирован алгоритм учета пробега автомобиля по федеральным дорогам. По этой причине внедрение изменений неоднократно откладывалось. Ведь нельзя посчитать дорожный налог на грузовые автомобили, если невозможно определить, сколько километров проехал автомобиль по федеральной трассе.

Допустимо использование трех видов контроля над километражем пути фуры по трассе:

  • бортовое устройство;
  • стороннее устройство;
  • маршрутная карта.

Бортовое устройство предполагается многоразовым, и выдавать его намерены бесплатно водителям грузовых автомобилей. Стороннее же устройство владельцы машин будут вынуждены приобретать самостоятельно за свои средства. Установка специальных фиксирующих устройств актуально для автомобилей, совершающих регулярные рейсы. Списание средств со счета происходит автоматически. Предусмотрено, что при низком балансе на счету водителя должна информировать система учета. Но на практике автовладельцу нужно самостоятельно следить за своевременным пополнением счета.

Маршрутная карта предусмотрена для одноразового использования. Оформляется она в электронной форме или на печатном носителе после внесения платы за проезд. Если в маршрут грузового автомобиля входит следования по федеральной трассе, а рейсы совершаются регулярно, то многократное постоянное оформление маршрутной карты будет отнимать много времени. Удобней установить контролирующее устройство.

Для регистрации грузового автомобиля в системе учета водителю необходимо обратиться с заявлением к оператору. Заявление должно содержать информацию об автомобиле (марку, год выпуска, характеристики), быть подписано собственноручно водителем. Рекомендуется обозначить вид устройства, которое будет использоваться для учета пробега.

А если не платить?

Оглашены и штрафные санкции, если не заплатить налог для грузового транспорта с километра в 2016 году. Штрафы будут начисляться на всех виновных, от водителя, до владельца фуры. Размер санкции для тех, кто уклонился и не оплатил:

Но с 15 декабря были приняты изменения, и налог на проезд грузового транспорта в 2016 году оплачивает только владелец автомобиля. На водителя штрафные санкции, если он не является собственником машины, не распространяются. Сумма штрафа при первом нарушении – 5 000 руб., при повторном – 10 000 руб. Допустимый максимум штрафов за сутки – один.


Кроме непосредственно проезда по дороге без пополнения баланса предусмотрены штрафы и за:

  • проезд с отключенным устройством;
  • следование с поломанным устройством;
  • проезд вовсе без устройства или карты;
  • изменение маршрута.

Не попадают под действие штрафных норм иностранцы-владельцы большегрузов, если их машина проехала по платной дороге менее 50 км. пути.

Общественная реакция

Россияне обеспокоены, что налог на километр пробега грузового автомобиля в 2016 году приведет к увеличению стоимости товаров, особенно относительно недорогих, но тяжелых продуктов. Но если на фоне региональных перевозок значительного подорожания услуг и товаром ощущаться не будет, то для межрегиональных перевозок налог на грузовой автомобиль, превышающий 12 тонн значителен. Проезд одной грузовой машины по трассе из Москвы в северную столицу обойдется примерно в 2500 руб. За год расходы на большегруз превысят несколько сотен рублей. Кроме этого ввод платных дорог федерального значения может привести к ухудшению состояния региональных, ведь владельцы, стремясь снизить затраты, будут по максимуму пользоваться бесплатными областными и районными дорогами.

Региональный транспортный налог


На текущий момент транспортный налог для большегрузов определятся нормами Налогового кодекса РФ. Особенностью сбора на транспорт является то, что он наполняет региональные, местные бюджеты, и ими же регулируется. Поэтому сумма перечисляемых средств в областные (краевые) бюджеты различна для конкретного региона проживания владельца машины.

Транспортный налог для грузовых автомобилей в 2016 напрямую зависит от мощности автомобиля. Определяется она в такой единице как лошадиные силы. Также играет роль тип автотранспортного средства. Увидеть эти показатели можно, изучив техпаспорт машины. Налог на грузовые автомобили в 2016 году не платят собственники:

  • молоковозов;
  • скотовозов, в том числе используемых для перевозки птицы;
  • веттехники;
  • сельскохозяйственной техники (тракторов, комбайнов);
  • обслуживающей техники.

Важным условием для освобождения от уплаты является то, что вся техника регистрируется на производителя сельскохозяйственной продукции, а также используется по прямому назначению. В противном случае налог на грузовой транспорт в 2016 году придется платить.

Актуальные ставки

Каждый субъект РФ имеет делегированное право устанавливать региональные налоговые ставки для уплаты налога. Поэтому новый налог на грузовые автомобили в каждом регионе России различен. Но имеются ограничения, закрепленные в ст. 361 НК РФ. Региональная ставка не может быть более чем в 10 раз выше, чем государственный минимум.


Внедрение дорожного сбора в дополнение к существующему транспортному налогу может оказаться достаточно обременительно для россиян. С целью уменьшения затрат рекомендуют выбирать маршруты, используя региональные дороги, а также использовать автомобили вместимостью менее 12 тонн. Также при следовании по платным дорогам нет необходимости оплачивать дорожный налог. Рационально сформировав маршрут, можно уменьшить затраты на доставку грузов.

Президент РФ поручил Правительству представить предложения по отмене транспортного налога для грузовых автомобилей. С 15 ноября 2015 года в России начала свою работу система по взиманию платы с большегрузных автомобилей «Платон». Следует заметить, что само название является сокращением от слов «платить» и «тонны». Главная идея «Платона» заключается в том, чтобы брать плату с дальнобойщиков за пройденные бесчисленные километры, направляя эти средства в Федеральный дорожный фонд. Оттуда деньги будут уходить на развитие дорог и иные вопросы, связанные с функционированием дорожного хозяйства.

Тарифы системы «Платон «, которые действуют сейчас, составляют 1 рубль 53 копейки за каждый пройденный километр. С 1 марта, однако, цены возрастут в два раза. Это значит, что за 1 пройденный грузовиком километр придётся отдать уже 3 рубля и 6 копеек.

Дальнобойщики восприняли введение новой системы, мягко говоря, плохо, «приветствовав» её появление многочисленными акциями протеста в разных уголках страны.

За отмену транспортного налога для грузовых автомобилей высказался и президент, выступая на большой пресс-конференции, которая состоялась 17 декабря. Как считает Путин, отмена транспортного налога помогла бы уменьшить расходы компаний и индивидуальных предпринимателей, которые возникли у них после введения в действие системы «Платон».

Слово президент сдержал и дал поручение российскому Правительству о разработке предложения по отмене транспортного налога. Эта мера коснётся грузовиков, чья масса будет составлять 12 тонн и более. Свои предложения Правительство должно представить президенту не позднее 1 апреля 2016 года. В этой связи кабинету министров России необходимо проработать вопрос о том, как возместить региональным дорожным фондам деньги, которые они не получат в связи с отменой транспортного налога с большегрузов. Следует заметить, что изыскать средства нужно с тем расчётом, чтобы выполнить задачу по двухкратному увеличению строительства и ремонта дорог.

Помимо этого, президент поручил Правительству предоставить предложения, которые бы позволяли небольшим перевозчикам, работающим на личных или взятых в аренду грузовиках, вести свой бизнес в упрощённом порядке. Срок по этим предложениям перед правительством установлен 1 марта 2016 года.

Ставки транспортного налога в 2016 году

В целом же, в 2016 году ставки транспортного налога почти не изменились по сравнению с 2015 годом. Представляем вашему вниманию таблицу ставок транспортного налога, актуальную на 1 января 2015 года. Согласно с налоговым кодексом, каждый орган местного самоуправления должен руководствоваться представленными в таблице ставками при расчете ставок налога на автотранспорт.

Объект налогообложения, с каждой лошадиной силы ТС

С начала года просторы интернета пестрят сообщениями о грядущих преобразованиях в налоговой системе России. В частности, особой популярностью пользуется известие о возможной отмене автомобильного сбора. Сразу на нескольких сетевых порталах размещены объемные тексты петиций к правительству РФ и президенту, а также призывы проголосовать за отмену транспортного налога. Рассмотрим подробнее, как именно и где это можно сделать.

Источники слухов об отмене транспортного налога

Многие новостные порталы в начале лета 2018 года стали распространять новости о том, что президент РФ подписал новый закон, освобождающий граждан от уплаты налога на транспортные средства. Но на деле все обстоит не совсем так.

В декабре прошлого года выступление президента завершилось тем, что были приняты поправки к налоговому кодексу. Они подразумевают списание налоговой задолженности по некоторым категориям, в том числе по транспортному налогу, имеющиеся у физических лиц и индивидуальных предпринимателей на 01.01.2015 года. Сама же пошлина не отменена.

Проверять полученную в сети информацию рекомендуется на официальных государственных порталах. К примеру, на правительственных сайтах ни в одном перечне не указан номер закона об отмене транспортного налога в России. Только федеральный закон о налоговой амнистии №436-ФЗ от 28.12.2017 года. Так что говорить об упразднении автомобильных сборов пока рановато.

Содержание закона о налоговой амнистии

Не стоит верить голословным заявлениям о том, что был подписан указ, освобождающий всех владельцев транспорта от налогового бремени. На самом деле, вступивший в силу закон освобождает граждан от имеющейся задолженности по некоторым налоговым категориям.

принят ли закон об отмене транспортного налога

На данный момент все собственники транспортных средств различных видов обязаны выплатить налог в срок до 1 декабря 2018 года. При этом им прощаются долги, накопленные на 1 января 2015 года, включая все начисленные штрафы, пени и прочие санкции.

Списание производится автоматически, без необходимости посещения автовладельцем ФНС. В платежных квитанциях, которые будут выписаны в этом году, будут отсутствовать начисления, подпадающие под налоговую амнистию.

Стоит отметить, что подобные акции от президента проходят с завидной регулярностью. Практически каждый год в ФНС поступают указания простить тот или долг по бюджетным платежам, правда, с довольно значительным сроком давности. Согласно новому закону об амнистии, помимо долгов по транспортным взносам, прощены были задолженности по земельному, имущественному налогам и НДФЛ (за период 2015-17 гг. при учете подачи декларации).

Протесты против транспортного налога

По мнению практически всех ведущих специалистов в сфере экономики и финансов, транспортный налог является необоснованным и несправедливым. Не удивительно, что все владельцы транспортных средств в стране ждут с нетерпением, когда отмена этого вида пошлин будет законодательно закреплена.

Сбор является региональным, то есть все средства поступают в бюджеты субъектов РФ. Само начисление производится при учете мощности двигателя транспортного средства. Чем больше объем движка, тем большую сумму налога владелец обязан заплатить. При этом не важно, пользуется ли автомобилем собственник регулярно или выезжает куда-либо несколько раз за год. Платить придется одинаково. Средняя сумма начисления составляет от двух до четырех тысяч рублей.

Проголосовать за отмену транспортного налога

Все перечисленные обстоятельства способствуют росту недовольства среди населения. Голосование за отмену транспортного сбора активно разворачивается на ведущих интернет площадках России и набирает все большие обороты.

Петиции против транспортного налога

При выборе сетевой площадки, где проголосовать за отмену закона, рекомендуется оставить свой голос сразу на нескольких крупных порталах. Так ажиотаж вокруг поднятой темы будет более заметным, а шансы на то, что просьба миллионов граждан страны будет удовлетворена, значительно возрастут.

Документы для ознакомления и подписания представлены на страницах:

  • Российская общественная инициатива (РОИ). Здесь размещены несколько предложений относительно автомобильного сбора разной направленности. Одной из таких инициатив является петиция за отмену транспортного налога для многодетных семей. Наиболее популярный документ федерального уровня подписали около 15 тысяч человек. Срок ее подписания – до 28 августа 2018 года. Если к этому моменту количество подписей превысит 100 тысяч, она будет обязательна к рассмотрению со стороны правительства.
  • Change.org. Здесь также представлены разнонаправленные инициативы, например, документ об отмене транспортного налога для юридических лиц. Однако пока все они собрали не так много подписей от сторонников преобразований. К тому же, сколько бы пользователей не поддержали петицию, правительство не обязано ее рассматривать.

Остальные мелкие сайты даже не поддаются счету. Но все они бесполезны в плане явности общественного мнения по поводу отмены налога. Так что для более вероятного достижения результата стоит все же пользоваться крупными и надежными сетевыми площадками.

Прогнозы относительно отмены транспортного налога

На данный момент в России принят закон об отмене транспортного налога для пенсионеров. Правда, с некоторыми ограничениями: от уплаты освобождаются только те пенсионеры, мощность автотранспорта которых не превышает 100 лошадиных сил.

Номер закона о налоговой амнистии 2018

Это вселяет надежду, что в ближайшем будущем, если не удастся добиться полной отмены налога, то хотя бы будут введены послабления для льготных категорий граждан. Тем более, что обоснование данного сбора все еще считается спорным.

Несправедливым начисление пошлины считают и некоторые представители власти. Именно они выдвигают законопроекты о внесении изменений в налогообложение транспорта на протяжении последних 5 лет. Отклоняются эти проекты региональными властями, которые не желают терять источник наполнения бюджета.

Сейчас также ведется активная работа по пересмотру взимания пошлин с владельцев транспортных средств и введения альтернативы. Но эти процессы весьма длительны и вряд ли будут завершены в этом году.

Возможными альтернативами автомобильному сбору называют внесение налога в стоимость акцизов на топливо и введение экологического сбора. И если первый предусматривает оплату пропорционально регулярности пользования техникой, то второй способ является таким же неравноправным, как и налог в его современном виде. Поскольку величина начисления будет зависеть от экологического класса автомобиля, без учета периодичности его использования.

Кое-кто из аналитиков высказывает версию, что преобразование одного типа взносов в другой произойдет в ближайшие два года. В любом случае, в конце 2018 года всем владельцам транспортных средств придется выплатить государству положенные суммы налогов.

Отмена транспортного налога является актуальным вопросом для бюджетов многих семей России. Не удивительно, что количество петиций на эту тему сегодня трудно точно сосчитать. Все же, для более вероятного успеха в донесении мнения народа до чиновников, рекомендуется пользоваться только крупными порталами. Каждая подпись под размещенными на них документами может приблизить момент принятия вожделенного автомобилистами закона.

С начала года просторы интернета пестрят сообщениями о грядущих преобразованиях в налоговой системе России. В частности, особой популярностью пользуется известие о возможной отмене автомобильного сбора. Сразу на нескольких сетевых порталах размещены объемные тексты петиций к правительству РФ и президенту, а также призывы проголосовать за отмену транспортного налога. Рассмотрим подробнее, как именно и где это можно сделать.

Источники слухов об отмене транспортного налога

Многие новостные порталы в начале лета 2018 года стали распространять новости о том, что президент РФ подписал новый закон, освобождающий граждан от уплаты налога на транспортные средства. Но на деле все обстоит не совсем так.

В декабре прошлого года выступление президента завершилось тем, что были приняты поправки к налоговому кодексу. Они подразумевают списание налоговой задолженности по некоторым категориям, в том числе по транспортному налогу, имеющиеся у физических лиц и индивидуальных предпринимателей на 01.01.2015 года. Сама же пошлина не отменена.

Проверять полученную в сети информацию рекомендуется на официальных государственных порталах. К примеру, на правительственных сайтах ни в одном перечне не указан номер закона об отмене транспортного налога в России. Только федеральный закон о налоговой амнистии №436-ФЗ от 28.12.2017 года. Так что говорить об упразднении автомобильных сборов пока рановато.

Содержание закона о налоговой амнистии

Не стоит верить голословным заявлениям о том, что был подписан указ, освобождающий всех владельцев транспорта от налогового бремени. На самом деле, вступивший в силу закон освобождает граждан от имеющейся задолженности по некоторым налоговым категориям.

принят ли закон об отмене транспортного налога

На данный момент все собственники транспортных средств различных видов обязаны выплатить налог в срок до 1 декабря 2018 года. При этом им прощаются долги, накопленные на 1 января 2015 года, включая все начисленные штрафы, пени и прочие санкции.

Списание производится автоматически, без необходимости посещения автовладельцем ФНС. В платежных квитанциях, которые будут выписаны в этом году, будут отсутствовать начисления, подпадающие под налоговую амнистию.

Стоит отметить, что подобные акции от президента проходят с завидной регулярностью. Практически каждый год в ФНС поступают указания простить тот или долг по бюджетным платежам, правда, с довольно значительным сроком давности. Согласно новому закону об амнистии, помимо долгов по транспортным взносам, прощены были задолженности по земельному, имущественному налогам и НДФЛ (за период 2015-17 гг. при учете подачи декларации).

Протесты против транспортного налога

По мнению практически всех ведущих специалистов в сфере экономики и финансов, транспортный налог является необоснованным и несправедливым. Не удивительно, что все владельцы транспортных средств в стране ждут с нетерпением, когда отмена этого вида пошлин будет законодательно закреплена.

Сбор является региональным, то есть все средства поступают в бюджеты субъектов РФ. Само начисление производится при учете мощности двигателя транспортного средства. Чем больше объем движка, тем большую сумму налога владелец обязан заплатить. При этом не важно, пользуется ли автомобилем собственник регулярно или выезжает куда-либо несколько раз за год. Платить придется одинаково. Средняя сумма начисления составляет от двух до четырех тысяч рублей.

Проголосовать за отмену транспортного налога

Все перечисленные обстоятельства способствуют росту недовольства среди населения. Голосование за отмену транспортного сбора активно разворачивается на ведущих интернет площадках России и набирает все большие обороты.

Петиции против транспортного налога

При выборе сетевой площадки, где проголосовать за отмену закона, рекомендуется оставить свой голос сразу на нескольких крупных порталах. Так ажиотаж вокруг поднятой темы будет более заметным, а шансы на то, что просьба миллионов граждан страны будет удовлетворена, значительно возрастут.

Документы для ознакомления и подписания представлены на страницах:

  • Российская общественная инициатива (РОИ). Здесь размещены несколько предложений относительно автомобильного сбора разной направленности. Одной из таких инициатив является петиция за отмену транспортного налога для многодетных семей. Наиболее популярный документ федерального уровня подписали около 15 тысяч человек. Срок ее подписания – до 28 августа 2018 года. Если к этому моменту количество подписей превысит 100 тысяч, она будет обязательна к рассмотрению со стороны правительства.
  • Change.org. Здесь также представлены разнонаправленные инициативы, например, документ об отмене транспортного налога для юридических лиц. Однако пока все они собрали не так много подписей от сторонников преобразований. К тому же, сколько бы пользователей не поддержали петицию, правительство не обязано ее рассматривать.

Остальные мелкие сайты даже не поддаются счету. Но все они бесполезны в плане явности общественного мнения по поводу отмены налога. Так что для более вероятного достижения результата стоит все же пользоваться крупными и надежными сетевыми площадками.

Прогнозы относительно отмены транспортного налога

На данный момент в России принят закон об отмене транспортного налога для пенсионеров. Правда, с некоторыми ограничениями: от уплаты освобождаются только те пенсионеры, мощность автотранспорта которых не превышает 100 лошадиных сил.

Номер закона о налоговой амнистии 2018

Это вселяет надежду, что в ближайшем будущем, если не удастся добиться полной отмены налога, то хотя бы будут введены послабления для льготных категорий граждан. Тем более, что обоснование данного сбора все еще считается спорным.

Несправедливым начисление пошлины считают и некоторые представители власти. Именно они выдвигают законопроекты о внесении изменений в налогообложение транспорта на протяжении последних 5 лет. Отклоняются эти проекты региональными властями, которые не желают терять источник наполнения бюджета.

Сейчас также ведется активная работа по пересмотру взимания пошлин с владельцев транспортных средств и введения альтернативы. Но эти процессы весьма длительны и вряд ли будут завершены в этом году.

Возможными альтернативами автомобильному сбору называют внесение налога в стоимость акцизов на топливо и введение экологического сбора. И если первый предусматривает оплату пропорционально регулярности пользования техникой, то второй способ является таким же неравноправным, как и налог в его современном виде. Поскольку величина начисления будет зависеть от экологического класса автомобиля, без учета периодичности его использования.

Кое-кто из аналитиков высказывает версию, что преобразование одного типа взносов в другой произойдет в ближайшие два года. В любом случае, в конце 2018 года всем владельцам транспортных средств придется выплатить государству положенные суммы налогов.

Отмена транспортного налога является актуальным вопросом для бюджетов многих семей России. Не удивительно, что количество петиций на эту тему сегодня трудно точно сосчитать. Все же, для более вероятного успеха в донесении мнения народа до чиновников, рекомендуется пользоваться только крупными порталами. Каждая подпись под размещенными на них документами может приблизить момент принятия вожделенного автомобилистами закона.

Читайте также: