Отказ от упрощенной системы налогообложения днр

Опубликовано: 16.05.2024

Упрощенная система налогообложения

Согласно статье 164 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее Закон), упрощенная система налогообложения – это особый механизм взимания налогов и сборов, который устанавливает замену уплаты отдельных видов налогов с оборота и на прибыль.

С принятием Закона, упрощенная система налогообложения в ДНР стала доступна как юридическим лицам, так и физическим лицам-предпринимателям.

Существует три группы упрощенной системы налогообложения, причем третья группа предназначена для субъектов хозяйствования, занимающихся добычей, реализацией и переработкой угольной продукции.

Плательщикам упрощенного налога запрещаются следующие виды деятельности:

  • Торговля ГСМ (кроме розничной продажи моторных, трансмиссионных и специальных масел, пластичных смазок и специальных тормозных и охлаждающих жидкостей в емкостях до 20 литров);
  • Торговля алкоголем и табаком;
  • Обмен валюты;
  • Деятельность по управлению предприятиями;
  • Всевозможные фин. услуги — банки, страховые компании, ломбарды, кредитные, лизинговые и т.п.
  • Производство и торговля фармацевтическими препаратами и БАДами;
  • Деятельность в сфере общественного питания, за парой специфических исключений;
  • Выпуск платежных документов, платежных карт, дорожных чеков и/или их обслуживание, клиринг, прочие формы обеспечения расчетов (в том числе, связанные с предоставлением услуг Интернет-провайдеров, услуг мобильной связи, обеспечением пенсионных и иных социальных выплат);
  • Инжиниринг и прочие виды работ, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) по составлению технических заданий, проектных предложений, проведение научных исследований и технико-экономических обследований, выполнение инженерно-разведывательных работ по строительству объектов, разработка технической документации, проектирование и конструкторские обработки объектов техники и технологий, оказание консультаций и авторского надзора во время монтажных пусконаладочных работ, выполнение геологоразведочных и изыскательских работ, приводящих к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, а также оказание консультаций, связанных с такими услугами (работами);
  • Прием платежей от физических лиц при помощи платежных терминалов субъектами хозяйствования, которые в установленном законодательством порядке получили статус платежного агента (субагента), оператора по приему платежей.

Плательщики упрощенной системы обязаны иметь не только первичные документы (документы, в которых зафиксированы факты о хозяйственных операциях: расходы, накладные акты, счета и др.), но и вести книгу учета: «налогоплательщики, находящиеся на общей системе налогообложения, не имеют права включать в состав валовых расходов расходы от плательщиков упрощенного налога, не отраженные ими в Книге учета доходов и не подтвержденные первичными документами».

Доходом плательщика упрощенного налога является доход, полученный на протяжении отчетного периода в денежной (наличной или безналичной) форме.

Отчетный период – один календарный месяц.

Теперь необходимо рассмотреть самое главное, а именно – группы упрощенной системы. Как уже было сказано выше, их три.

Первая группа:

На первой группе могут работать все желающие, которые:

  • Не заниматься автоперевозками в любом виде;
  • Не имеют более 10 наемных работников
  • Годовой оборот которых составляет не более 1.5 млн. рублей.

Важно отметить, что плательщики налога на прибыль не смогут относить на валовые затраты купленные у вас товары/услуги, поэтому если вы ориентируетесь как на юрлиц, так и на предпринимателей, то вам вряд ли вам подойдет эта группа.

Ставка упрощенного налога на 1 группе — 2.5%

Вторая группа:

  • Доступна всем желающим
  • Максимальный годовой оборот — 60 млн. рублей.
  • Количество работников не ограничено, как и виды деятельности (кроме приведенного выше списка).

Плательщики налога на прибыль могут относить сделки с вами на затраты в полном объеме, так что проблем в работе с юридическими лицами возникнуть не должно.

Ставка налога — 6%.

Третья группа:

  • Доступна только субъектам переработки, добычи и реализации угольной продукции.
  • Ставка налога 3%, максимальный оборот — 240 млн.
  • Сотрудников в штате не менее 12 и не более 25 для добывающих, и просто не более 25 — для перерабатывающих и реализовывающих субъектов.

Перейти на упрощенную систему налогообложения довольно просто – достаточно написать заявление в налоговой службе и через 10 дней можно забирать свидетельство.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Применяя упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), некоторые налогоплательщики по разным причинам принимают решение перейти на общую систему налогообложения. Рассмотрим порядок действий «упрощенца» в случае добровольного отказа от применения УСН.

По общему правилу при добровольном переходе к УСН налогоплательщики самостоятельно выбирают объект налогообложения (п. 1 ст. 346.11, п. 2 ст. 346.14 НК РФ), т. е. решают, когда и каким образом выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий. В ст.346.25 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения и с УСН на другие режимы.

Уведомление о добровольном отказе от применения УСН

В письме ФНС России от 19.07.11 г. № ЕД-4-3/11587 отмечено, что «упрощенец» может добровольно перейти на иной налоговый режим только при обязательном соблюдении определенных условий. Так, если «упрощенец» опоздает с подачей заявления либо совсем забудет это сделать, он должен применять УСН до конца налогового периода (письмо Минфина России от 3.07.15 г. № 03-11-11/38553).

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Например, в одном из судебных споров рассматривалась ситуация, когда индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, представил в налоговый орган декларацию по НДС с исчисленными суммами налога и вычетами, что приводит к негативным налоговым последствиям.

Как определено в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.10 г. № 4157/10, использующий УСН предприниматель не вправе по своему усмотрению при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 346.13 НК РФ, переходить на общий режим налогообложения. Однако, отметили судьи, уведомление об отказе от применения УСН предприниматель в налоговый орган не представлял, право на использование УСН налогоплательщиком не утрачено (решение АС Саратовской области от 12.01.16 г. № А57-7796/2015). При этом налогоплательщик подал в налоговый орган декларацию по «упрощенному» налогу.

По общему правилу применяющие УСН предприниматели не признаются плательщиками НДС (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). В случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС «упрощенцы» должны уплатить в бюджет сумму НДС (п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). А вправе ли они в данной ситуации претендовать на налоговый вычет? В п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 г. № 33 указано, что возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает того, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

Таким образом, «упрощенец», отказавшийся добровольно от применения УСН, но не подавший в налоговую инспекцию уведомление о таком отказе, обязан перечислить в бюджет суммы НДС, отраженные в налоговой декларации, но не вправе уменьшить указанные суммы на налоговые вычеты по НДС.

Аналогичная позиция была изложена и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.05.13 г. № А26-6026/2012.

Тем не менее для большинства судей позднее представление в налоговый орган заявления (либо его отсутствие) о переходе с УСН на общую систему налогообложения не является причиной для лишения налогоплательщика права на изменение режима налогообложения. В подобных решениях приводится следующий аргумент: нарушение срока направления уведомления, установленного в п. 6 ст. 346.13 НК РФ, не служит основанием для признания незаконным использования налогоплательщиком общей системы налогообложения в связи с тем, что отказ от применения УСН носит уведомительный характер, и в НК РФ не предусмотрены последствия пропуска указанного срока в виде запрета использовать иной режим налогообложения (решения АС Челябинской области от 25.12.15 г. № А76-21134/2015 и АС Кемеровской области от 18.11.15 г. № А27-15546/2015, постановления Тринадцатого АС от 12.10.15 г. № А26-1774/2015, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.14 г. № А53-10176/2013, ФАС Центрального округа от 16.01.14 г. № А68-276/2013, Определение ВАС РФ от 30.04.14 г. № ВАС-1687/14).

Налог на добавленную стоимость

При переходе с УСН на общий режим налогообложения специальные правила действуют и в отношении применения налоговых вычетов. В п. 6 ст. 346.25 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения руководствуются следующим правилом: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, в случае приобретения им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к исключаемым из налоговой базы расходам, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для плательщиков НДС.

Другими словами, «упрощенец» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» после перехода на общий режим налогообложения (в I квартале) принимает к вычету суммы НДС по сырью, материалам и инструментам, оборудованию стоимостью не более 40 000 руб., товарам, не использованным (не переданным покупателю) в период применения УСН (п. 6 ст. 346.25 НК РФ, письма ФНС России от 16.03.15 г. № ГД-4-3/4136@, от 17.07.15 г. № СА-4-7/12690@, Минфина России от 4.04.13 г. № 03-11-06/2/10983).

Как отмечено в постановлении АС Центрального округа от 11.06.15 г. № А54-3621/2014 и определении Конституционного суда РФ от 22.01.14 г. № 62-О, в п. 6 ст. 346.25 НК РФ урегулирована ситуация, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в период использования УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В связи с этим налогоплательщики получили возможность принять к вычету суммы НДС, которые подлежали отнесению, но не были отнесены ими к расходам при использовании УСН. Однако для бывших «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы» право на налоговый вычет не возникает (Определение ВАС РФ от 30.05.14 г. № ВАС-7262/14, постановление ФАС Поволжского округа от 21.02.14 г. № А12-13958/2013).

Что касается суммы НДС, относящейся к основным средствам, приобретенным и введенным в эксплуатацию в период применения УСН, позиция у контролирующих органов иная. Поскольку затраты на приобретение основных средств в период применения УСН учитываются в составе расходов, то НДС, относящийся к основным средствам (даже имеющих остаточную стоимость), к вычету не принимается (письма Минфина России от 16.03.15 г. № ГД-4-3/4136@, от 5.03.13 г. № 03-07-11/6648, от 27.06.13 г. № 03-11-11/24460). Если основное средство введено в эксплуатацию в период использования общей системы налогообложения, а расходы на его приобретение не учитывались при УСН, то НДС можно принять к вычету (письмо Минфина России от 16.02.15 г. № 03-11-06/2/6844).

По строительным работам, которые произведены в период применения УСН, а также по товарам, приобретенным в этот период для строительства основных средств, введенных в эксплуатацию при общем режиме налогообложения, НДС возможно принять к вычету в I квартале (письма Минфина России от 16.02.15 г. № 03-11-06/2/6844, от 1.10.13 г. № 03-07-15/40631). При этом бывший «упрощенец» не имеет права на вычеты по НДС, связанные со строительством и вводом в эксплуатацию основных средств в период применения УСН, согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ (решение АС Вологодской области от 2.11.15 г. № А13-16438/2014).

Налог на прибыль

Однако при использовании метода начислений (ст. 271, 272 НК РФ) действует порядок, установленный в п. 2 ст. 346.25 НК РФ:

1) в составе доходов признается ранее неучтенная (неоплаченная) выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав);

2) в составе расходов учитываются ранее неучтенные (неоплаченные) расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Иными словами, если доходы и расходы были учтены в налоговой базе «упрощенца», то повторно они не учитываются (п. 2 ст. 346.25 НК РФ), и напротив, если доходы и расходы не были учтены в базе, то они подлежат учету при общей системе налогообложения.

Так, при определении базы по налогу на прибыль бывший «упрощенец» учитывает в составе доходов суммы задолженности покупателей за реализованные им товары в первом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени погашения задолженности. А расходы признаются расходами того месяца, в котором налогоплательщик перешел на исчисление базы по налогу на прибыль с использованием метода начисления. При этом в состав доходов не должны включаться суммы кредиторской задолженности, которые образовались на дату перехода на общий режим налогообложения, за товары, полученные организацией в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов (письмо Минфина России от 4.04.13 г. № 03-11-06/2/10983).

Рассмотрим конкретные ситуации переходного периода, которые на практике вызывают наибольшее количество претензий со стороны налоговых органов.

Пример № 1

ООО «Вираж» в период с 1.01.14 г. по 30.09.14 г. применяло УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В мае 2014 г. организация выполнила работы по капитальному ремонту асфальтобетонного покрытия дорог. Денежные средства по указанному договору в течение 2014 г. в ООО «Вираж» не поступали, оплата была осуществлена лишь во II квартале 2015 г. В декларации по налогу на прибыль за 2014 г. эта сумма в доходной части не была отражена, а указана в декларации по налогу на прибыль за 2015 г. ввиду того, что фактически денежные средства поступили во II квартале 2015 г. В IV квартале 2014 г. организация утратила право на применение УСН, и с 1.10.15 г. она перешла на общий режим налогообложения.

В этой ситуации при переходе на исчисление базы по налогу на прибыль налогоплательщик должен был учесть в «прибыльных» доходах суммы задолженности покупателей за реализованные им товары на дату перехода на общий режим налогообложения, т. е. в первом отчетном (налоговом) периоде применения этого режима — в IV квартале 2014 г. независимо от времени погашения задолженности. Иной порядок действий налогоплательщика приводит к судебным разбирательствам, которые заканчиваются в пользу налоговых органов (решение АС Нижегородской области от 29.05.15 г. № А43-3335/2015).

Если в период применения общей системы налогообложения организация отгрузила продукцию в соответствии с полученным авансом (в период использования УСН), то в части, равной сумме аванса, стоимость отгруженной продукции не учитывается в «прибыльных» доходах (письмо Минфина России от 28.01.09 г. № 03-11-06/2/8).

Некоторые налогоплательщики полагают, что, включая в «прибыльный» доход неоплаченную дебиторскую задолженность покупателей в первом отчетном (налоговом) периоде применения общего режима налогообложения, можно уменьшить налоговую базу на сумму безнадежных долгов, образовавшихся в период применения УСН.

Пример № 2

Налогоплательщик, утратив с 1.10.15 г. право на применение УСН и перейдя на общий режим налогообложения, включил в создаваемый налоговый резерв по сомнительным долгам дебиторскую задолженность, возникшую в период применения УСН.

Согласно ст. 346.16 НК РФ в закрытом перечне расходов, на величину которых уменьшается налоговая база «упрощенца», расходы от списания сумм безнадежных долгов не поименованы, поэтому такой долг нельзя признавать и в переходном периоде (письма Минфина России от 23.06.14 г. № 03-03-06/1/29799, от 1.04.09 г. № 03-11-06/2/57).

Суды придерживаются аналогичного мнения (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.15 г. № А34-7050/2014).

Систематизируем правила переходного периода в части признания расходов по приобретенному сырью, материалам, товарам, инвентарю и оборудованию стоимостью не более 100 тыс. руб. (до 1.01.16 г. — не более 40 тыс. руб.) в табл. 2.

Несмотря на то что бывший «упрощенец» (независимо от применяемого объекта налогообложения) имеет право учесть в «прибыльных» расходах стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль, данное право иногда приходится доказывать в судебном порядке.

Как отмечают судьи, доводы налогового органа о невозможности признания в момент перехода на общую систему налогообложения неоплаченных расходов, возникших в период использования налогоплательщиком УСН с объектом налогообложения «доходы», являются несостоятельными, поскольку применение нормы п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ не зависит от вида объекта налогообложения по УСН (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Челябинска от 25.02.15 г. № 18АП-16151/2014).

Налоговый учет основных средств

Нормы НК РФ регулируют правоотношения, связанные с переходом с УСН на общий режим налогообложения и обратно исключительно с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Поэтому сложности возникают, если бывший «упрощенец» применял объект налогообложения «доходы». В этой ситуации, по мнению Минфина России, остаточная стоимость основных средств не определяется (письма от 19.01.12 г. № 03-03-06/1/20 и от 29.12.08 г. № 03-11-04/2/205). Аналогичный подход содержится и в письме ФНС России от 2.10.12 г. № ЕД-4-3/16539.

Пример № 3

При исчислении налога на прибыль ООО «Вектор С» включил в состав косвенных расходов остаточную стоимость реализованного амортизируемого имущества, приобретенного в период применения УСН (с объектом налогообложения «доходы»). Налоговый орган исключил стоимость такого имущества из налоговой базы.

При рассмотрении спора в арбитражном суде было отмечено, что НК РФ не содержит специальных норм, определяющих порядок формирования остаточной стоимости основных средств при переходе с УСН с объектом налогообложения «доходы» на общую систему налогообложения. Однако это само по себе не означает, что при переходе с УСН налогоплательщик не имеет права сформировать остаточную стоимость основных средств. В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по УСН налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по приобретению, сооружению и изготовлению основных средств. С учетом того, что основные средства приобретены и оплачены организацией, а также введены в эксплуатацию в период применения УСН с объектом налогообложения «доходы», остаточная стоимость такого основного средства на момент перехода на общий режим налогообложения должна определяться (решение АС Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.08.15 г. № А81-2537/2015). Такой же вывод содержится и в постановлении АС Центрального округа от 10.11.14 г. № А23-223/2014.

Таблица 1. Особенности переходного периода относительно начислений НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам)

Перечень возможных ситуаций

Порядок расчета НД

НДС не исчисляется, поскольку «упрощенец» не является плательщиком этого налога (п. 3 ст. 346.11 НК РФ)

НДС исчисляется со стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав); «авансовый» НДС не начисляется

НДС не исчисляется, а полученные в оплату дебиторской задолженности средства в налоговую базу по НДС не включаются (письма Минфина России от 16.06.14 г. № 03-11-06/2/28542, от 2.03.15 г. № 03-07-11/10711)

Таблица 2. Объекты налогообложения

Доходы

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Не оплаченные и списанные в производство (в эксплуатацию) сырье, материалы, инвентарь, оборудование, переданные покупателю товары – на 1 января года перехода на общую систему налогообложения (ст. 254, п. 2 ст. 272, п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, письмо Минфина России от 22.12.14 г. № 03-11-06/2/66188)

Перечень возможных ситуаций

Порядок расчета НД

Аванс и отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) получены в период применения УСН

НДС не исчисляется, поскольку «упрощенец» не является плательщиком этого налога (п. 3 ст. 346.11 НК РФ)

Аванс получен в период применения УСН, а отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществлена при общем режиме налогообложения

НДС исчисляется со стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав); «авансовый» НДС не начисляется

Поскольку договор на отгрузку товаров (работ, услуг, имущественных прав) был заключен с контрагентом без учета НДС, то у продавца (бывшего «упрощенца») возникает необходимость либо пересмотреть условия договора с покупателем (увеличить сумму НДС или указать, что стоимость отгруженной продукции включает в себя НДС, т.е. применить расчетную ставку НДС), либо уплатить НДС за счет собственных средств

Отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществлена в период применения УСН, а оплата – при общем режиме налогообложения; дебиторская задолженность за товары (работы, услуги, имущественные права) была погашена после перехода на общий режим налогообложения

НДС не исчисляется, а полученные в оплату дебиторской задолженности средства в налоговую базу по НДС не включаются (письма Минфина России от 16.06.14 г. № 03-11-06/2/28542, от 2.03.15 г. № 03-07-11/10711).

Таблица 2. Объекты налогообложения

Доходы

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Не оплаченные и списанные в производство (в эксплуатацию) сырье, материалы, инвентарь, оборудование, переданные покупателю товары – на 1 января года перехода на общую систему налогообложения (ст. 254, п. 2 ст. 272, п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, письмо Минфина России от 22.12.14 г. № 03-11-06/2/66188)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Применяя упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), некоторые налогоплательщики по разным причинам принимают решение перейти на общую систему налогообложения. Рассмотрим порядок действий «упрощенца» в случае добровольного отказа от применения УСН.

По общему правилу при добровольном переходе к УСН налогоплательщики самостоятельно выбирают объект налогообложения (п. 1 ст. 346.11, п. 2 ст. 346.14 НК РФ), т. е. решают, когда и каким образом выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий. В ст.346.25 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения и с УСН на другие режимы.

Уведомление о добровольном отказе от применения УСН

В письме ФНС России от 19.07.11 г. № ЕД-4-3/11587 отмечено, что «упрощенец» может добровольно перейти на иной налоговый режим только при обязательном соблюдении определенных условий. Так, если «упрощенец» опоздает с подачей заявления либо совсем забудет это сделать, он должен применять УСН до конца налогового периода (письмо Минфина России от 3.07.15 г. № 03-11-11/38553).

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Например, в одном из судебных споров рассматривалась ситуация, когда индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, представил в налоговый орган декларацию по НДС с исчисленными суммами налога и вычетами, что приводит к негативным налоговым последствиям.

Как определено в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.10 г. № 4157/10, использующий УСН предприниматель не вправе по своему усмотрению при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 346.13 НК РФ, переходить на общий режим налогообложения. Однако, отметили судьи, уведомление об отказе от применения УСН предприниматель в налоговый орган не представлял, право на использование УСН налогоплательщиком не утрачено (решение АС Саратовской области от 12.01.16 г. № А57-7796/2015). При этом налогоплательщик подал в налоговый орган декларацию по «упрощенному» налогу.

По общему правилу применяющие УСН предприниматели не признаются плательщиками НДС (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). В случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС «упрощенцы» должны уплатить в бюджет сумму НДС (п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). А вправе ли они в данной ситуации претендовать на налоговый вычет? В п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 г. № 33 указано, что возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает того, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

Таким образом, «упрощенец», отказавшийся добровольно от применения УСН, но не подавший в налоговую инспекцию уведомление о таком отказе, обязан перечислить в бюджет суммы НДС, отраженные в налоговой декларации, но не вправе уменьшить указанные суммы на налоговые вычеты по НДС.

Аналогичная позиция была изложена и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.05.13 г. № А26-6026/2012.

Тем не менее для большинства судей позднее представление в налоговый орган заявления (либо его отсутствие) о переходе с УСН на общую систему налогообложения не является причиной для лишения налогоплательщика права на изменение режима налогообложения. В подобных решениях приводится следующий аргумент: нарушение срока направления уведомления, установленного в п. 6 ст. 346.13 НК РФ, не служит основанием для признания незаконным использования налогоплательщиком общей системы налогообложения в связи с тем, что отказ от применения УСН носит уведомительный характер, и в НК РФ не предусмотрены последствия пропуска указанного срока в виде запрета использовать иной режим налогообложения (решения АС Челябинской области от 25.12.15 г. № А76-21134/2015 и АС Кемеровской области от 18.11.15 г. № А27-15546/2015, постановления Тринадцатого АС от 12.10.15 г. № А26-1774/2015, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.14 г. № А53-10176/2013, ФАС Центрального округа от 16.01.14 г. № А68-276/2013, Определение ВАС РФ от 30.04.14 г. № ВАС-1687/14).

Налог на добавленную стоимость

При переходе с УСН на общий режим налогообложения специальные правила действуют и в отношении применения налоговых вычетов. В п. 6 ст. 346.25 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения руководствуются следующим правилом: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, в случае приобретения им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к исключаемым из налоговой базы расходам, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для плательщиков НДС.

Другими словами, «упрощенец» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» после перехода на общий режим налогообложения (в I квартале) принимает к вычету суммы НДС по сырью, материалам и инструментам, оборудованию стоимостью не более 40 000 руб., товарам, не использованным (не переданным покупателю) в период применения УСН (п. 6 ст. 346.25 НК РФ, письма ФНС России от 16.03.15 г. № ГД-4-3/4136@, от 17.07.15 г. № СА-4-7/12690@, Минфина России от 4.04.13 г. № 03-11-06/2/10983).

Как отмечено в постановлении АС Центрального округа от 11.06.15 г. № А54-3621/2014 и определении Конституционного суда РФ от 22.01.14 г. № 62-О, в п. 6 ст. 346.25 НК РФ урегулирована ситуация, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в период использования УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В связи с этим налогоплательщики получили возможность принять к вычету суммы НДС, которые подлежали отнесению, но не были отнесены ими к расходам при использовании УСН. Однако для бывших «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы» право на налоговый вычет не возникает (Определение ВАС РФ от 30.05.14 г. № ВАС-7262/14, постановление ФАС Поволжского округа от 21.02.14 г. № А12-13958/2013).

Что касается суммы НДС, относящейся к основным средствам, приобретенным и введенным в эксплуатацию в период применения УСН, позиция у контролирующих органов иная. Поскольку затраты на приобретение основных средств в период применения УСН учитываются в составе расходов, то НДС, относящийся к основным средствам (даже имеющих остаточную стоимость), к вычету не принимается (письма Минфина России от 16.03.15 г. № ГД-4-3/4136@, от 5.03.13 г. № 03-07-11/6648, от 27.06.13 г. № 03-11-11/24460). Если основное средство введено в эксплуатацию в период использования общей системы налогообложения, а расходы на его приобретение не учитывались при УСН, то НДС можно принять к вычету (письмо Минфина России от 16.02.15 г. № 03-11-06/2/6844).

По строительным работам, которые произведены в период применения УСН, а также по товарам, приобретенным в этот период для строительства основных средств, введенных в эксплуатацию при общем режиме налогообложения, НДС возможно принять к вычету в I квартале (письма Минфина России от 16.02.15 г. № 03-11-06/2/6844, от 1.10.13 г. № 03-07-15/40631). При этом бывший «упрощенец» не имеет права на вычеты по НДС, связанные со строительством и вводом в эксплуатацию основных средств в период применения УСН, согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ (решение АС Вологодской области от 2.11.15 г. № А13-16438/2014).

Налог на прибыль

Однако при использовании метода начислений (ст. 271, 272 НК РФ) действует порядок, установленный в п. 2 ст. 346.25 НК РФ:

1) в составе доходов признается ранее неучтенная (неоплаченная) выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав);

2) в составе расходов учитываются ранее неучтенные (неоплаченные) расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Иными словами, если доходы и расходы были учтены в налоговой базе «упрощенца», то повторно они не учитываются (п. 2 ст. 346.25 НК РФ), и напротив, если доходы и расходы не были учтены в базе, то они подлежат учету при общей системе налогообложения.

Так, при определении базы по налогу на прибыль бывший «упрощенец» учитывает в составе доходов суммы задолженности покупателей за реализованные им товары в первом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени погашения задолженности. А расходы признаются расходами того месяца, в котором налогоплательщик перешел на исчисление базы по налогу на прибыль с использованием метода начисления. При этом в состав доходов не должны включаться суммы кредиторской задолженности, которые образовались на дату перехода на общий режим налогообложения, за товары, полученные организацией в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов (письмо Минфина России от 4.04.13 г. № 03-11-06/2/10983).

Рассмотрим конкретные ситуации переходного периода, которые на практике вызывают наибольшее количество претензий со стороны налоговых органов.

Пример № 1

ООО «Вираж» в период с 1.01.14 г. по 30.09.14 г. применяло УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В мае 2014 г. организация выполнила работы по капитальному ремонту асфальтобетонного покрытия дорог. Денежные средства по указанному договору в течение 2014 г. в ООО «Вираж» не поступали, оплата была осуществлена лишь во II квартале 2015 г. В декларации по налогу на прибыль за 2014 г. эта сумма в доходной части не была отражена, а указана в декларации по налогу на прибыль за 2015 г. ввиду того, что фактически денежные средства поступили во II квартале 2015 г. В IV квартале 2014 г. организация утратила право на применение УСН, и с 1.10.15 г. она перешла на общий режим налогообложения.

В этой ситуации при переходе на исчисление базы по налогу на прибыль налогоплательщик должен был учесть в «прибыльных» доходах суммы задолженности покупателей за реализованные им товары на дату перехода на общий режим налогообложения, т. е. в первом отчетном (налоговом) периоде применения этого режима — в IV квартале 2014 г. независимо от времени погашения задолженности. Иной порядок действий налогоплательщика приводит к судебным разбирательствам, которые заканчиваются в пользу налоговых органов (решение АС Нижегородской области от 29.05.15 г. № А43-3335/2015).

Если в период применения общей системы налогообложения организация отгрузила продукцию в соответствии с полученным авансом (в период использования УСН), то в части, равной сумме аванса, стоимость отгруженной продукции не учитывается в «прибыльных» доходах (письмо Минфина России от 28.01.09 г. № 03-11-06/2/8).

Некоторые налогоплательщики полагают, что, включая в «прибыльный» доход неоплаченную дебиторскую задолженность покупателей в первом отчетном (налоговом) периоде применения общего режима налогообложения, можно уменьшить налоговую базу на сумму безнадежных долгов, образовавшихся в период применения УСН.

Пример № 2

Налогоплательщик, утратив с 1.10.15 г. право на применение УСН и перейдя на общий режим налогообложения, включил в создаваемый налоговый резерв по сомнительным долгам дебиторскую задолженность, возникшую в период применения УСН.

Согласно ст. 346.16 НК РФ в закрытом перечне расходов, на величину которых уменьшается налоговая база «упрощенца», расходы от списания сумм безнадежных долгов не поименованы, поэтому такой долг нельзя признавать и в переходном периоде (письма Минфина России от 23.06.14 г. № 03-03-06/1/29799, от 1.04.09 г. № 03-11-06/2/57).

Суды придерживаются аналогичного мнения (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.15 г. № А34-7050/2014).

Систематизируем правила переходного периода в части признания расходов по приобретенному сырью, материалам, товарам, инвентарю и оборудованию стоимостью не более 100 тыс. руб. (до 1.01.16 г. — не более 40 тыс. руб.) в табл. 2.

Несмотря на то что бывший «упрощенец» (независимо от применяемого объекта налогообложения) имеет право учесть в «прибыльных» расходах стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль, данное право иногда приходится доказывать в судебном порядке.

Как отмечают судьи, доводы налогового органа о невозможности признания в момент перехода на общую систему налогообложения неоплаченных расходов, возникших в период использования налогоплательщиком УСН с объектом налогообложения «доходы», являются несостоятельными, поскольку применение нормы п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ не зависит от вида объекта налогообложения по УСН (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Челябинска от 25.02.15 г. № 18АП-16151/2014).

Налоговый учет основных средств

Нормы НК РФ регулируют правоотношения, связанные с переходом с УСН на общий режим налогообложения и обратно исключительно с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Поэтому сложности возникают, если бывший «упрощенец» применял объект налогообложения «доходы». В этой ситуации, по мнению Минфина России, остаточная стоимость основных средств не определяется (письма от 19.01.12 г. № 03-03-06/1/20 и от 29.12.08 г. № 03-11-04/2/205). Аналогичный подход содержится и в письме ФНС России от 2.10.12 г. № ЕД-4-3/16539.

Пример № 3

При исчислении налога на прибыль ООО «Вектор С» включил в состав косвенных расходов остаточную стоимость реализованного амортизируемого имущества, приобретенного в период применения УСН (с объектом налогообложения «доходы»). Налоговый орган исключил стоимость такого имущества из налоговой базы.

При рассмотрении спора в арбитражном суде было отмечено, что НК РФ не содержит специальных норм, определяющих порядок формирования остаточной стоимости основных средств при переходе с УСН с объектом налогообложения «доходы» на общую систему налогообложения. Однако это само по себе не означает, что при переходе с УСН налогоплательщик не имеет права сформировать остаточную стоимость основных средств. В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по УСН налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по приобретению, сооружению и изготовлению основных средств. С учетом того, что основные средства приобретены и оплачены организацией, а также введены в эксплуатацию в период применения УСН с объектом налогообложения «доходы», остаточная стоимость такого основного средства на момент перехода на общий режим налогообложения должна определяться (решение АС Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.08.15 г. № А81-2537/2015). Такой же вывод содержится и в постановлении АС Центрального округа от 10.11.14 г. № А23-223/2014.

Таблица 1. Особенности переходного периода относительно начислений НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам)

Перечень возможных ситуаций

Порядок расчета НД

НДС не исчисляется, поскольку «упрощенец» не является плательщиком этого налога (п. 3 ст. 346.11 НК РФ)

НДС исчисляется со стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав); «авансовый» НДС не начисляется

НДС не исчисляется, а полученные в оплату дебиторской задолженности средства в налоговую базу по НДС не включаются (письма Минфина России от 16.06.14 г. № 03-11-06/2/28542, от 2.03.15 г. № 03-07-11/10711)

Таблица 2. Объекты налогообложения

Доходы

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Не оплаченные и списанные в производство (в эксплуатацию) сырье, материалы, инвентарь, оборудование, переданные покупателю товары – на 1 января года перехода на общую систему налогообложения (ст. 254, п. 2 ст. 272, п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, письмо Минфина России от 22.12.14 г. № 03-11-06/2/66188)

Перечень возможных ситуаций

Порядок расчета НД

Аванс и отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) получены в период применения УСН

НДС не исчисляется, поскольку «упрощенец» не является плательщиком этого налога (п. 3 ст. 346.11 НК РФ)

Аванс получен в период применения УСН, а отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществлена при общем режиме налогообложения

НДС исчисляется со стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав); «авансовый» НДС не начисляется

Поскольку договор на отгрузку товаров (работ, услуг, имущественных прав) был заключен с контрагентом без учета НДС, то у продавца (бывшего «упрощенца») возникает необходимость либо пересмотреть условия договора с покупателем (увеличить сумму НДС или указать, что стоимость отгруженной продукции включает в себя НДС, т.е. применить расчетную ставку НДС), либо уплатить НДС за счет собственных средств

Отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществлена в период применения УСН, а оплата – при общем режиме налогообложения; дебиторская задолженность за товары (работы, услуги, имущественные права) была погашена после перехода на общий режим налогообложения

НДС не исчисляется, а полученные в оплату дебиторской задолженности средства в налоговую базу по НДС не включаются (письма Минфина России от 16.06.14 г. № 03-11-06/2/28542, от 2.03.15 г. № 03-07-11/10711).

Таблица 2. Объекты налогообложения

Доходы

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Не оплаченные и списанные в производство (в эксплуатацию) сырье, материалы, инвентарь, оборудование, переданные покупателю товары – на 1 января года перехода на общую систему налогообложения (ст. 254, п. 2 ст. 272, п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, письмо Минфина России от 22.12.14 г. № 03-11-06/2/66188)

За что и сколько платят непризнанной республике её жители?

«А в ДНР что, и своя налоговая система есть?» - с искренним удивлением спросил автора этих строк один из собеседников, узнавших, что мы работаем над статьёй на эту тему. Да, своя налоговая система в непризнанной ДНР существует, причём довольно давно. Первая версия Закона ДНР «О налоговой системе» была принята в декабре 2015-го года, и с тех пор пережила уже более 10 серьёзных редакций.

Какие налоги и как платят физические и юридические лица непризнанной республики, и чем система налогообложения ДНР отличается от той, что существует в Украине, пытались разобраться журналисты ТАЙМЕРА.

Два кита

Налоговая система Украины базируется на трёх «китах»: налоге на прибыль предприятий, доходах физических лиц (НДФЛ), а также налоге на добавленную стоимость (НДС). В ДНР имеется два из трёх этих налогов: налог на прибыль и НДФЛ.

Большинство предприятий Украины платит налог на прибыль по ставке в 18%, хотя есть и исключения: например, страховая деятельность облагается по ставке в 3%. В ДНР действует более высокая ставка: 20%, предусмотрена льготная ставка в 0% для предприятий угледобывающей отрасли.

Ещё одно важное отличие - отчётный период. В Украине налог на прибыль оплачивается большинством предприятий раз в квартал. В ДНР же установлен отчётный период в один месяц. То есть, ту отчётность, которую украинские предприятия готовят и подают раз в три месяца, в ДНР вынуждены готовить ежемесячно - изрядный «геморрой» для бухгалтеров.

Вторая проблема - различия между бухгалтерским и налоговым учётом, т.е. тем, что засчитывается в доходы и расходы с точки зрения предприятия, и тем, что «признаёт» в этом смысле налоговая. В Украине в последние годы постарались свести к минимуму различия между налоговым и бухгалтерским учётом, разрешив вычитать из дохода при подсчёте облагаемой прибыли почти все виды расходов, за исключением отдельно перечисленных в Налоговом кодексе исключений - «налоговых разниц». В ДНР же действует обратная система: закон «О налогообложении» предусматривает вполне конкретный список расходов, которые можно рассматривать в таком качестве при вычислении суммы облагаемой прибыли. Всё остальное с точки зрения налоговой расходами не является.

С одной стороны, такая система является куда менее прогрессивной и значительно более бюрократизированной нежели та, что действует на Украине. С другой - в Украине издавна практически никто не платил реальный налог на прибыль: возможно, в ДНР решили «затянуть гайки», чтобы не оказаться в такой же ситуации.

Теми же мотивами можно объяснить и другие нюансы администрирования налога на прибыль в ДНР. К примеру, при продаже товаров и услуг по цене ниже себестоимости продавец должен включить разницу между себестоимостью и заявленной ценой продажи в доходы. Очевидно, эта мера призвана закрыть одну из распространённых схем уклонения от уплаты налогов, однако по факту выглядит это со стороны весьма странно.

Заслуживает внимания и подход к предприятиям, в том или ином периоде понёсшим убыток: им официально запрещено перераспределять этот убыток на последующие периоды, уменьшая за счёт этого базу налогообложения, а декларирование убытков шесть раз в течение года даёт право фискалам прийти на предприятие с внеочередной проверкой.

Идея о запрете переноса убытков с одного периода на другой - золотая мечта украинских фискалов всех лет независимости. Она претворялась в жизнь неофициально - через запрет сдавать «минусовые» декларации, официально - через запрет переносить убытки в полном объёме (разрешалось «использовать» убытки только несколькими частями в течение ряда лет), не раз пытались протащить норму о полном запрете переноса убытков между периодами. Мечты украинских налоговиков в ДНР стали реальностью, и эта откровенно репрессивная фискальная практика может быть оправдана только чрезвычайным состоянием экономики ДНР.

Ставка второго ключевого налога - на доходы физлиц, или НДФЛ, в ДНР ощутимо меньше, чем в Украине: 13% вместо 18% для большинства видов дохода.

Зато в ДНР выше ставка единого социального взноса, который платят с зарплаты наёмных работников: она составляет 31% против 22%, для бюджетных организаций предусмотрена пониженная ставка в 28%. Таким образом, совокупная нагрузка на зарплату в ДНР составляет 44% (13% НДФЛ + 31% ЕСВ) против 40% в Украине (18% НДФЛ + 22% ЕСВ).

Пассивные доходы (проценты, дивиденды и т.п.) и в ДНР, и на Украине облагаются по ставке 5%.

В общем и целом, сравнивая налогообложение в Украине и в ДНР по двум этим видам налогов, следует признать: соответствующее украинское законодательство - более зрелое и современное, тогда как для законодательства ДНР характерен более бюрократичный характер, а кроме того, оно выглядит достаточно сложным для выполнения.

НДС VS Налог с продаж

Ключевую роль в налоговой системе Украины также играет налог на добавленную стоимость - печально известный НДС. Это - косвенный налог, т.е. налог, который как бы включается в цену товара - считается, что его платит покупатель. Как и следует из названия, этим налогом облагается добавленная стоимость - то есть, разница между ценой, по которой продаётся товар или услуга, и суммой затрат на её оказание. Ставка налога в Украине на сегодня составляет 20% (7% для лекарств и оборудования медназначения).

В общих чертах проиллюстрировать процесс взимания этого налога можно на таком примере. Добывающее предприятие продаёт производителю ресурсы на 100 гривен. В эти 100 гривен закладывается НДС в 20% от этой суммы - т.е. 20 гривен. Эти деньги прибавляются к цене продажи: покупатель доплачивает их продавцу, который обязан передать их в бюджет («цена с учётом НДС»). Это так и называется: налоговое обязательство. А с точки зрения покупателя-производителя эти 20 гривен являются налоговым кредитом - то есть, государство как бы «запоминает», что он уже уплатил эти самые 20 гривен НДС.

Производитель изготовляет из купленных ресурсов товар, который продаёт дистрибьютору за 150 гривен. НДС в этом случае составит 30 гривен, соответственно, покупатель-дистрибьютор должен заплатить продавцу-производителю 180 гривен, из которых 30 тот должен отдать в бюджет. Однако у производителя есть налоговый кредит в 20 гривен, т.е. в бюджет он платит только 10. А 30 гривен становятся налоговым кредитом для дистрибьютора.

Наконец, дистрибьютор продаёт товар конечному потребителю за 300 гривен, к которым добавляются 20%, или 60 гривен НДС. Дистрибьютор обнуляет за счёт этих 60 гривен свой налоговый кредит в 30 гривен, а остаток, т.е. ещё 30 гривен, отдаёт государству.

В конечном итоге со всей цепочки сделок в сумме государство получит те же 60 гривен, которые заплатил конечный покупатель. Именно поэтому НДС называется налогом на потребление.

Однако просто это лишь в данном конкретном примере. На деле же при подсчёте НДС существует масса тонкостей и нюансов, что делает его одним из самых сложных в администрировании и ёмких в плане способов уклонения от налогов, коррупции и мошенничества.

Так вот, в ДНР всех этих тонкостей нет. Вместо 20% налога на добавленную стоимость там взимают 1,5% налог с продаж. Он считается куда проще: 1,5% от стоимости товара, которые платит каждый из продавцов на каждом этапе цепочки. В нашем случае уплате в бюджет подлежат сначала 1,5% от 100 гривен, затем 1,5% от 150 гривен и т.п. Общая сумма платежа составит 7 гривен 25 копеек - вместо 60 гривен при украинской системе.

Однако в нашей цепочке всего 3 элемента. Но представьте себе, если таких шагов, скажем, 20? В случае с НДС это не имеет значения: в бюджет будет заплачено столько же, сколько заплатит конечный покупатель. А вот при налоге с продаж каждый шаг цепочки означает очередные 1,5% налоговых платежей - и соответствующее удорожание товара.

С другой стороны, неоспоримым преимуществом налога с продаж является его относительная простота, кроме того, он удобен и необременителен в случае коротких производственных цепочек, на каждом из этапов которых создаётся значительная добавочная стоимость. А ещё он выгоден крупным вертикально интегрированным компаниям, в которых и производство, и дистрибьюция осуществляются различными подразделениями одной и той же фирмы. А вот невыгоден он торговым посредникам различного рода.

Упрощённая система налогообложения

Как известно, на Украине существуют три группы «упрощенцев». Первая группа - это субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют розничную торговлю на рынках, не используют труд наёмных работников и чей доход не превышает 300 тысяч гривен в год. Эти предприниматели платят Единый налог с фиксированной ставкой в 160 гривен в месяц, да к тому же единый социальный взнос в 352 гривны ежемесячно.

Вторая группа плательщиков Единого налога - предприниматели, продающие товары и оказывающие услуги физлицам, имеющие не более 10 наёмных работников и годовой доход - не более 1,5 миллиона гривен. Для них также действует единая ставка в 640 гривен - плюс единый социальный взнос в 704 гривны

Третья группа плательщиков может работать и с юридическими лицами, а также иметь неограниченное число наёмных работников, но доход таких предприятий не может превышать 5 миллионов гривен в год. Представители третьей группы платят государству 5% от выручки, а также единый социальный взнос в 704 гривны.

Наконец, четвёртая группа «упрощенцев» - сельхозпредприятия, платящие в зависимости от площади обрабатываемой ими земли.

Система, существующая в ДНР, и похожа, и не похожа на украинскую одновременно.

Для тех, кто на Украине относился бы к первой и частично второй группе плательщиков Единого налога, в непризнанной ДНР существует т.н. патентная система. Работает это просто: уплатив некую фиксированную сумму, предприниматель избавляется от уплаты всех прочих налогов в принципе.

Выбрать патентную систему налогообложения могут предприниматели, продающие товары на рынках, а также вне их - но только для определённого списка товаров (хлебобулочные изделия, овощи и фрукты, мороженое, безалкогольные напитки, цветы, детские игрушки и т.п.). Кроме того, могут перейти на патентную систему те, кто оказывают населению услуги (автоперевозки, парикмахерские услуги, репетиторство, ремонт одежды, обуви и бытовой техники).

Предельный объём дохода для выбравших патентную систему предпринимателей не может превышать 1 миллиона рублей в год, или около полумиллиона гривен - то есть, больше, чем для первой группы плательщиков на Украине, но меньше, чем для второй. Кроме того, «патентодержатели» могут привлекать наёмных рабочих (для определённых видов деятельности, как правило - не более трёх человек).

Стоимость патента также зависит от вида деятельности, однако для большинства из них составляет 510 рублей (около 250 гривен) в месяц.

Далее следует уже собственно упрощённая система налогообложения в том виде, в котором она реализована в ДНР. Здесь также есть группы плательщиков - только три, а не четыре, как в Украине. Важно отметить, что законодательство ДНР налагает на «упрощенцев» куда меньше ограничений, нежели украинское: к примеру, все группы плательщиков могут работать с юридическими лицами.

Первая группа - предприниматели, которые имеют не более 1,5 миллиона рублей (около 750 тысяч гривен) годового дохода и не более 10 наёмных работников. Они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога с продаж, а вместо этого платят единый налог в 2,5% от фактического поступления денежных средств (от «кассы»).

Вторая группа не имеет ограничений на количество наёмных работников, а её доход ограничен цифрой в 60 миллионов рублей в месяц - т.е. почти 30 миллионами гривен (для сравнения, самая гибкая группа упрощённой системы в Украине предусматривает максимальный доход в 5 миллионов гривен). Плательщики второй группы «упрощенцев» в ДНР платят государству 6% от поступлений денежных средств (для сравнения, 3-я группа Единого налога в Украине платит 5%).

Правда, есть некоторые ограничения: перейти на вторую группу упрощённой системы могут только производители товаров, работ и услуг, импортёры, а также те, кто продают товары и услуги физлицам для их личных потребностей (не для перепродажи или другого использования в рамках предпринимательской деятельности). К примеру, не могут воспользоваться данной системой различные торговые посредники - оптовые торговые базы и т.п.

Также не подходит упрощённая система тем, кто торгуют алкоголем и табачными изделиями, топливом, оказывают страховые и финансовые услуги и т.п. Отдельным пунктом запрещена упрощённая система для предприятий в сфере общественного питания - кафе, ресторанов и прочего.

Предприниматели первой и второй групп плательщиков единого налога также платят социальный взнос в размере 600 рублей, т.е. около 300 гривен в месяц. Для сравнения, в Украине предприниматели первой группы платят 352 гривны ЕСВ в месяц, второй и третьей - 704 гривны.

Третья группа плательщиков единого налога - структуры, осуществляющие добычу и переработку угля с годовым доходом до 240 миллионов рублей. Для таких предприятий ставка единого налога составляет 3% от оборота - похоже, данная норма введена специально для того, чтобы реализовать малые угольные шахты - артели, или т.н. «копанки».

В целом, упрощённая система налогообложения в ДНР представляется значительно более гибкой и удобной, нежели существующая на Украине.

Отзывы «потребителей»

Любые нормы законов следует оценивать лишь в приложении к их конкретной реализации. Именно поэтому анализ налоговой системы непризнанной ДНР мы решили завершить краткой подборкой мнений об этой системе тех, кому реально приходится платить налоги в соответствии с этим законодательством.

К примеру, у налоговиков существуют негласные правила относительно минимальной нормы прибыли относительно общего дохода, которая должна быть показана в налоговых отчётах: в зависимости от рода деятельности, прибыль должна составлять от 1,5 до 3 процентов от дохода, тем, кто указывают меньше, советуют «посчитать ещё раз». Т.е. по факту налог с прибыли превращается в налог с оборота. Ситуация, хорошо знакомая украинским бухгалтерам - однако в ДНР-то имеется настоящий налог с оборота (налог с продаж)!

Аналогичная история - с заработной платой: сотрудники налоговых органов начинают нервничать, видя в отчётах предприятия зарплаты меньше 8 тысяч рублей.

Кроме того, почти все наши собеседники жалуются на непомерные штрафы, которые налагают фискальные органы за любые, даже мельчайшие нарушения. Причём многие из них признают: штрафуют часто за дело, однако вот суммы штрафов - совершенно неподъёмны.

«Негласная расценка штрафа - 50 тысяч рублей, - сетует один из наших собеседников. - Откуда платить такие штрафы? Понимаю, 3-5 тысяч рублей. Но не 50-80». При этом многие собеседники уверяют: откупиться от штрафов, как это нередко делали в Украине, невозможно.

Некоторые предприниматели жаловались на нелогичность существования в одной системе и налога с оборота (с продаж), и налога на прибыль. «Это всё равно, что я тебе продаю еду с наценкой и потом ещё пишу - 10% за обслуживание. А за что тогда наценка была?» - удивляется один из наших собеседников.

Ещё один повод для претензий - постепенное «закручивание гаек», ужесточение правил игры: например, упомянутый выше запрет для ресторанов пользоваться упрощённой системой налогообложения.

Впрочем, есть и те, кто новой системой откровенно доволен. Как и следовало ожидать, подобный редкий случай обнаружился среди предпринимателей-«упрощенцев»: им оказался владелец небольшого продуктового магазина в одном из спальных районов Донецка. «Да, я доволен, и я честно говорю, что доволен, - говорит он. - Я сижу на "упрощёнке", плачу 6% от оборота - и у меня всё в порядке, я не парюсь. На порядок, в разы проще стало жить, если говорить о налогах». Правда, даже он сталкивался со слишком большими штрафами, которыми наказывают предпринимателей как налоговая, так и другие контролирующие органы. «50-60 тысяч штрафа - это невозможно совершенно. Это российские штрафы, но доходы-то у нас - не российские!» - возмущён наш собеседник.

Впрочем, о злоключениях малого и среднего бизнеса непризнанной ДНР мы подробнее расскажем в следующем материале нашего цикла.

Продолжим рассмотрение важнейших элементов Закона «О налоговой системе» от 18 января 2016 года.

Сегодня остановимся на таком понятии в налоговых системах, как «Упрощенный налог», которое претерпело значительные изменения с внедрением Закона ДНР «О налоговой системе».

Упрошенному налогу посвящена глава 25–1 закона. Конкретно статья 164 раскрывает специфику этой налоговой системы.
Упрощенная система налогообложения – особый механизм взимания налогов и сборов, который устанавливает замену уплаты отдельных налогов и сборов, установленных пунктом 164.2 закона, на уплату упрощенного налога в порядке и на условиях, определенных настоящей главой, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.
Уплата упрощенного налога освобождает плательщика от уплаты:
– налога на прибыль;
– налога с оборота.

Статья 165 устанавливает плательщиков налога.
Плательщиками упрощенной системы налогообложения признаются:
– юридические лица и физические лица – предприниматели, классифицированные в соответствии со статьей 15 закона (кроме лиц, определенных подпунктом 15.3.1. пункта 15.3 статьи 15 закона).
Субъектам упрощенной системы налогооб-ложения (юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям) запрещается осуществлять следующие виды деятельности:
– торговлю горюче-смазочными материалами (есть ряд исключений);
– торговлю алкогольной продукцией и слабоалкогольными напитками;
– торговлю табачными изделиями;
– обмен валюты;
– деятельность по управлению предприятиями;
– деятельность в сфере финансовых услуг и посредничества, деятельность страховых брокеров, банков, кредитных союзов, ломбардов, лизинговых компаний, доверительных обществ, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний (кроме деятельности в сфере страхования, которая осуществляется страховыми агентами – физическими лицами – предпринимателями);
– производство и торговлю фармацевтической группой товаров, биологическими пищевыми добавками;
– деятельность в сфере общественного питания (есть ряд исключений);
– выпуск платежных документов, платежных карт, дорожных чеков и/или их обслуживание, клиринг, прочие формы обеспечения расчетов (в том числе связанные с предоставлением услуг интернет-провайдеров, услуг мобильной связи, обеспечением пенсионных и иных социальных выплат);
Перечень таких работ (услуг), приведенных в статье, не является исчерпывающим и может дополнительно устанавливаться указом Главы Донецкой Народной Республики или постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики;

Статья 166 определяет плательщиков упрощенного налога 1-й группы.
Плательщиками упрощенного налога 1-й группы могут быть все субъекты хозяйствования, определенные статьей 165 закона (кроме субъектов хозяйствования, которые оказывают автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом), которые соответствуют совокупности следующих критериев:
– численность работников, состоящих в трудовых отношениях, – не более 10 человек;
– годовой объем валового дохода не превышает 1 500 000 российских рублей.

Статья 167 раскрывает суть понятия «плательщик упрощенного налога 2-й группы».
Плательщиками упрощенного налога 2-й группы могут быть все субъекты хозяйствования, определенные статьей 165 закона, годовой объем валового дохода которых составляет не более 60 000 000 российских рублей.

Статья 168 устанавливает круг лиц, называемых плательщиками упрощенного налога 3-й группы.
Плательщиками упрощенного налога 3-й группы являются субъекты хозяйствования – юридические лица и физические лица – предприниматели, определенные статьей 165 закона, осуществляющие добычу, переработку и реализацию угля и угольной продукции, годовой объем валового дохода которых составляет не более 240 000 000 российских рублей.
Для юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, осуществляющих:
– добычу угля и угольной продукции, численность работников, состоящих в трудовых отношениях, должна быть не менее 12 человек, но не превышать 25 человек;
– переработку и реализацию угля и угольной продукции, численность работников, состоящих в трудовых отношениях, не должна превышать 25 человек.
Статья 169 раскрывает ставки налога.
Ставка налога для плательщиков упрощенного налога 1-й группы – 2,5 процента от суммы дохода, ежемесячно.
Ставка налога для плательщиков упрощенного налога 2-й группы – 6 процентов от суммы дохода, ежемесячно.
Ставка налога для плательщиков упрощенного налога 3-й группы – 3 процента от суммы дохода, ежемесячно.

Статья 170 определяет отчетный период по упрошенному налогу.
Отчетным периодом является календарный месяц.

Статья 171. Особенности осуществления деятельности.
Плательщики упрощенного налога 1-й – 3-й групп обязаны получить Свидетельство плательщика упрощенного налога до начала такой деятельности.
Плательщики упрощенного налога 1-й – 3-й групп обязаны вести учет доходов с применением расчетных квитанций и книги учета расчетных операций либо с использованием электронных контрольно-кассовых аппаратов.
Субъекты хозяйствования 1-й группы обязаны вести Книгу учета доходов, кроме субъектов хозяйствования, которые ведут бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством.
Плательщики упрощенного налога 2-й – 3-й групп обязаны вести Книгу учета доходов, кроме субъектов хозяйствования, которые ведут бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством. Обязательным условием ведения Книги учета доходов является подтверждение первичными документами хозяйственных операций, отраженных в такой книге.
Налогоплательщики, находящиеся на общей системе налогообложения, не имеют права включать в состав валовых расходов расходы от плательщиков упрощенного налога, не отраженные ими в Книге учета доходов и не подтвержденные первичными документами.

Статья 172 закрепляет объект налогообложения и раскрывает порядок определения доходов.
Доходом плательщика упрощенного налога является доход, полученный на протяжении отчетного периода в денежной (наличной или безналичной) форме.
Датой получения дохода плательщика упрощенного налога является дата поступления средств плательщику упрощенного налога в денежной (наличной или безналичной) форме.
В случае предоставления услуг, выполнения работ по договорам поручения, комиссии, транспортного экспедирования или по агентским договорам доходом является сумма полученного вознаграждения поверенного (агента).

Статья 173 устанавливает порядок выбора или перехода на уплату упрощенного налога.
Порядок выбора или перехода на упрощенную систему налогообложения осуществляется в соответствии с требованиями закона.
Выбор или переход на упрощенную систему возможен один раз в течение календарного года.
Для выбора или перехода на уплату упрощенного налога субъект хозяйствования подает в соответствующий орган доходов и сборов заявление.
Заявление подается субъектом хозяйствова-ния лично или направляется в виде почтового отправления с уведомлением о вручении и описью вложения.
Свидетельство плательщика упрощенного налога выдается в течение 10 календарных дней со дня подачи субъектом хозяйствования заявления.
Зарегистрированные в установленном порядке субъекты хозяйствования, которые до окончания месяца, в котором состоялась государственная регистрация, подали заявление на уплату упрощенного налога, считаются плательщиками упрощенного налога со дня получения органом доходов и сборов заявления либо с первого числа следующего месяца (по желанию плательщика).
Субъект хозяйствования, который является плательщиком других налогов, может принять решение о переходе на уплату упрощенного налога путем подачи заявления в соответствующий орган доходов и сборов не позднее чем за 10 календарных дней до начала следующего календарного месяца.
Переход на уплату упрощенного налога осуществляется в случае соблюдения субъектом хозяйствования требований, установленных этой главой, и отсутствия задолженности.
При принятии решения об изменении группы упрощенного налога плательщик обязан подать заявление в соответствующий орган доходов и сборов не позднее чем за 10 календарных дней до начала следующего календарного месяца, в котором будет изменена группа упрощенного налога.
В случае отказа в выдаче Свидетельства плательщика упрощенного налога соответствующий орган доходов и сборов обязан в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления субъектом хозяйствования предоставить письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован субъектом хозяйствования в установленном порядке.
Причиной отказа может являться:
а) нарушение требований статей 165–168 закона;
б) нарушение условий перехода на упрощенную систему налогообложения;
в) подача заявления позже предусмотренного срока;
г) наличие задолженности (по налоговым и другим платежам, администрирование которых отнесено к компетенции Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики) на дату подачи заявления.
В случае изменения места осуществления или вида хозяйственной деятельности плательщик обязан уведомить соответствующий орган доходов и сборов в течение 10 дней после произведенных изменений.
В случае отказа от упрощенной системы налогообложения и перехода на общую систему налогообложения или прекращения хозяйственной деятельности субъекты хозяйствования – юридические и физические лица – предприниматели не менее чем за 10 календарных дней до начала следующего месяца, в котором будет осуществлен переход или прекращена деятельность, подают в орган доходов и сборов соответствующее заявление. Свидетельство плательщика упрощенного налога аннулируется с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором подано заявление.

Статья 174 определяет порядок уплаты и подачи отчетности по упрощенному налогу.
Плательщики упрощенного налога 1-й – 3-й групп подают налоговую декларацию плательщика упрощенного налога по форме, утвержденной Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Плательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налога в течение 10 календарных дней после установленного граничного срока подачи декларации.
В случае если последний день срока подачи декларации выпадает на выходной или праздничный день, то последним днем срока подачи декларации считается первый рабочий день после такого выходного или праздничного дня.
Налоговая декларация составляется нарастающим итогом и подается в соответствующий орган доходов и сборов, в котором состоит на учете налогоплательщик.
Сумма превышения предельного размера дохода отображается в налоговой декларации за отчетный период, в котором произошло такое превышение.
Физические лица – предприниматели, являющиеся плательщиками упрощенного налога, не использующие труд наемных работников, освобождаются от уплаты упрощенного налога в течение календарного месяца один раз в календарный год на время отпуска, а также на период болезни, подтвержденной соответствующим документом медицинского характера, если длительность такой болезни равна или превышает 30 календарных дней.

Читайте также: