Найти письма принятые министерством по налогам и сборам мнс рф

Опубликовано: 11.05.2024

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

от 6 ноября 2002 г. N НА-6-21/1704

О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает, что Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) внесена глава 28 "Транспортный налог", вступающая в силу с 1 января 2003 года.

Транспортный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и принятыми законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации законами о транспортном налоге, который обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для введения транспортного налога с 1 января 2003 года закон субъекта Российской Федерации должен быть принят и официально опубликован до 1 декабря 2002 года.

При разработке и в процессе рассмотрения проектов законов о транспортном налоге в целях соблюдения положений главы 28 "Транспортный налог" НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рекомендует управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации активно осуществлять взаимодействие с законодательными (представительными) органами власти по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с главой 28 НК РФ законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге должны быть определены следующие элементы налогообложения: налоговая ставка, порядок и сроки уплаты.

Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки транспортного налога должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации и могут быть увеличены (уменьшены) в отношении ставок по налогу, предусмотренных в пункте 1 данной статьи НК РФ, но не более чем в пять раз. Законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге может быть предусмотрена норма, при которой уплата налога производится по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 361 НК РФ.

Пункт 3 статьи 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок транспортного налога с учетом категорий и срока полезного использования транспортных средств на конец налогового периода.

Например: для автомобиля легкового с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка может быть установлена законом субъекта Российской Федерации от 1 до 25 рублей за каждую лошадиную силу. При этом ставка может быть дифференцированна:

- по мощности двигателя (например, до 50 л.с. и свыше 50 л.с.);

- по сроку полезного использования (например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло более 7 лет, и для автомобилей, с года выпуска которых прошло менее 7 лет).

Закон субъекта Российской Федерации может как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их.

Необходимо обратить внимание на то, что не могут устанавливаться индивидуальные налоговые льготы.

При установлении налоговых льгот должна быть четко определена та категория налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств.

Порядок уплаты транспортного налога

НК РФ предусмотрено, что уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах.

Главой 28 НК РФ в части порядка уплаты транспортного налога определено только место его уплаты. Остальные элементы порядка уплаты транспортного налога должны быть определены законами субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена разовая уплата всей суммы налога по окончании налогового периода либо уплата авансовых (авансового) платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода. В последнем случае в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должен быть определен порядок расчета авансовых платежей, а также сроки их уплаты.

Сроки уплаты транспортного налога

Главой 28 НК РФ определено, что сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны быть определены сроки (срок) уплаты авансовых платежей (при их введении), а также срок уплаты оставшейся суммы налога (по перерасчету с учетом уплаченных авансовых платежей) по окончании налогового периода.

Обращаем внимание, что недопустимо определять сроки уплаты налога (авансовых платежей) с указанием на совершение действий (событий), которые могут не производиться в текущем календарном году или полностью зависеть от волеизъявления налогоплательщика.

Например, установление сроков уплаты налога в зависимости от даты прохождения государственного технического осмотра приведет к уплате транспортного налога 1 раз в два года по новым автотранспортным средствам либо неуплате налога в случае уклонения от прохождения государственного технического осмотра.

Кроме того, по водным и воздушным транспортным средствам установлены иные правила прохождения технического осмотра, нежели для автотранспортных средств.

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщают в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, до 1 февраля текущего календарного года.

Учитывая, что транспортный налог является новым в налоговой системе России и для осуществления администрирования данного налога налоговым органам необходимо провести организационные мероприятия по созданию базы данных о налогоплательщиках транспортного налога и транспортных средствах, а также то, что обязанность по уплате налога у физических лиц возникает только с момента вручения налогового уведомления, необходимо, чтобы сроки уплаты налога для физических лиц были установлены не ранее 1 мая (текущего налогового периода - для уплаты авансовых платежей, и следующего календарного года - для окончательной уплаты налога).

Считаем целесообразным уплату транспортного налога производить в сроки, установленные для уплаты налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога.

Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что срок представления налоговой декларации устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, для обеспечения возможности осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля в части своевременности представления налоговой декларации законом субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должен быть предусмотрен срок ее представления в налоговые органы.

Считаем целесообразным установление данного срока не позднее даты представления в налоговые органы сведений о зарегистрированных транспортных средствах, т.е. не позднее 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

В случае, если, вводя налог, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определили форму отчетности по налогу, то также должны быть определены отчетные периоды и сроки ее представления по окончании отчетного периода.

"Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях"

"Об утверждении Инструкции по заполнению Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2002 N 3368)

"Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации и внесении изменений и дополнений в Инструкцию по ее заполнению" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2004 N 5495)

"О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации"

"Об учете иностранных организаций в налоговых органах" (вместе с "Порядком формирования и применения в налоговых органах справочника "Коды иностранных организаций" и "Порядком замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах") (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2003 N 4975)

"Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2004 N 5685)

"Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения"

"О внесении изменений в формат представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде (версия 2.00)"

"Об утверждении Формата представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)" (вместе с "Форматом представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00). Общие требования к составу и структуре показателей (версия 3.00)")

"Об утверждении форм Заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.03.2002 N 3281)

"О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)"

"О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)"

"О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)"

"О внесении дополнений в формат представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде (версия 2.00)"

"О внесении дополнений в формат представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде (версия 2.00)"

"О внесении дополнений в формат представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде (версия 2.00)"

"О ликвидации Комиссии МНС России по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов"

"О мерах по обеспечению принятия и реализации решений по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов"

"К вопросу о приведении учредительных документов государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

"О приведении правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

"Об утверждении Правил приемки и рассмотрения документов, представляемых организациями для получения разрешения на учреждение акцизных складов, и форм документов, регламентирующих деятельность акцизных складов"

"О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)"

"О Порядке хранения, учета и продажи специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, территориальными органами МНС РФ" (вместе с "Положением . ", утв. МНС РФ 27.08.1999)

"О порядке предоставления стандартных налоговых вычетов"

"О применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей"

"Об уплате НДС частными нотариусами"

"О государственной пошлине"

"О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"

"О применении ККТ в игорном бизнесе"

"Об органе, подтверждающем постоянное местопребывание (резидентство)"

"О порядке применения отдельных положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации"

"Об отмене письма МНС России"

"О вопросах государственной регистрации, учета и налогообложения"

"Об исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"

"По вопросу освобождения от уплаты ЕСН с суммы заработной платы, выплачиваемой физическим лицам за счет членских взносов"

"О применении ККТ"

"О применении Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ к правоотношениям, связанным с использованием контрольно-кассовой техники кредитными организациями"

"О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома"

"О регистрации контрольно-кассовой техники"

"О проведении работ по обеспечению правильного оформления расчетных документов"

"Реквизиты счетов для зачисления налогов и сборов в иностранной валюте"

"Об уточнении контрольных соотношений показателей расчетов по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам"

"О налогообложении доходов физических лиц"

"Покупка транспортных средств индивидуальным предпринимателем"

"О налогообложении выплат в иностранной валюте взамен суточных"

"О применении контрольно-кассовой техники"

"О применении бланков строгой отчетности"

"О частичном изменении Приказа МНС России от 27.12.2000 N БГ-3-03/461"

"Об исчислении налоговой ставки налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2004 года"

"О применении регрессивной ставки единого социального налога"

Всего за несколько дней в России началась и завершилась административная реформа. Через 13 лет налоговиков снова вернули в состав Минфина, а МНС перестало существовать. Правда, пока только на бумаге.

Формально Министерство по налогам и сборам еще функционирует. Пункт 15 указа президента*, который как раз и предусматривает преобразование налогового ведомства, вступит в силу только после того, как депутаты примут соответствующие поправки в Налоговый кодекс. А на это может уйти несколько месяцев.

Кстати, такая оговорка в указе совсем не случайна. Это сделано для того, чтобы юристы потом не смогли оспорить решения несуществующей налоговой службы. Ведь такого учреждения, как Федеральная налоговая служба, нет в Налоговом кодексе, а следовательно, любые акты этого госоргана (от приказов и писем «сверху» до банальных актов камеральной проверки) не имели бы юридической силы.

Когда депутаты примут поправки в Налоговый кодекс, пока сказать трудно. Однако заметим, что дело не ограничится заменой слов «МНС» на «ФНС». Поправки затронут куда больше вопросов, в том числе и налоговый учет.

После того как все изменения утвердят, налоговая реформа, которая длится уже почти десять лет, завершится. Иначе говоря, по словам чиновников, скоро на налоговом горизонте воцарятся полная стабильность и спокойствие.

Министерство по налогам и сборам пополнит ряды Минфина в лице Федеральной налоговой службы, в чем, собственно, нет ничего нового (см. вставку). Налоговики отправились в свободное плавание 13 лет назад как раз из Министерства финансов.

Правда, ФНС не станет полным аналогом старого налогового ведомства. Служба будет выполнять лишь контрольные и надзорные функции, а вот всю разъяснительную и нормотворческую работу будут делать минфиновцы. Не исключено, что это наконец приведет к объединению бухгалтерского и налогового учета, о котором говорят чуть ли не с появления последнего. Ведь, по сути, методологией будет заниматься один и тот же отдел Министерства финансов.

В жизни самих налогоплательщиков мало что изменится. Единственное, за разъяснением налогового законодательства придется обращаться непосредственно в Минфин.

То есть в итоге мы получим следующую картину. Налоговики принимают отчетность и всячески контролируют деятельность фирм и индивидуальных предпринимателей, а Минфин разрабатывает нормативную базу и приглядывает за подшефной ему службой. Кстати, Минфин будет наделен правом отмены любого решения налоговиков (см. схему).

Остается только один невыясненный вопрос: что будет с государственной регистрацией фирм и предпринимателей? По принципам административной реформы служба не может вести ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Поскольку это не относится ни к контролю, ни к надзору. По идее вести реестр должно федеральное агентство. Однако ни одно из созданных федеральных агентств эти функции не получило. Скорее всего этот небольшой казус вскоре устранят, а пока налоговики регистрируют всех так же, как и раньше.

ВСЕ РАБОТАЮТ В ШТАТНОМ РЕЖИМЕ

Да и вообще, на сегодняшний день в жизни как бухгалтеров, так и налоговиков мало что изменилось. Как мы уже сказали, МНС еще есть и работает так же, как раньше. В прежнем порядке работают и территориальные инспекции.

Кстати, пока преобразование не окончено, все вновь изданные приказы и письма налогового министерства имеют юридическую силу, а фирмы и предприниматели обязаны их выполнять. Минфин России обнародовал официальное сообщение своей пресс-службы. В нем говорится, что руководство МНС России и всех налоговых инспекций на территории РФ продолжает исполнять свои обязанности в прежнем порядке и в полном объеме. Этот принцип будет действовать до тех пор, пока не вступят в силу изменения в законодательстве.

Однако уже сейчас налоговики работают под новым руководством. 15 марта министр финансов Алексей Кудрин на заседании МНС представил сотрудникам министерства нового руководителя. Им стал Анатолий Сердюков, который совсем недавно приехал в столицу для того, чтобы занять пост главы московского Управления МНС.

На посту министра по налогам и сборам Анатолий Сердюков сменил Геннадия Букаева, который возглавлял ведомство с 2000 года. Теперь господину Букаеву предстоит переквалифицироваться в помощники премьер-министра.

На заседании МНС Алексей Кудрин сообщил налоговикам, что 90 процентов кадров министерства спокойно перекочуют в новую службу. Остальные чиновники, которые занимались подготовкой нормативно-правовой базы, перейдут на работу в Минфин.

Также было сказано, что Анатолий Сердюков займет пост главы МНС на время его преобразования в ФНС. Однако есть все основания полагать, что и после реорганизации он останется главным налоговиком страны.

* Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Наша хроника

Вперед в прошлое: эволюция налоговой службы

21 ноября 1991 года: Указом Президента Российской Федерации № 218 из состава Министерства финансов РФ выделена самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации.

23 декабря 1998 года: Указом Президента Российской Федерации № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

9 марта 2004 года: Указом Президента Российской Федерации № 314 Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу в составе Министерства финансов.

Наша справка

Анатолий Эдуардович Сердюков

Родился 8 января 1962 года в Краснодарском крае.

Имеет два высших образования: в 1984 году окончил Ленинградский институт советской торговли, в 2000 году – юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Кандидат экономических наук.

В октябре 2000 года стал заместителем руководителя ИМНС межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками.

С мая 2001 года – заместитель руководителя Управления МНС по Санкт-Петербургу. Затем был назначен его руководителем.

С 16 марта 2004 года – исполняющий обязанности министра РФ по налогам и сборам.

Стоит отметить, что Анатолий Сердюков в бытность руководителем УМНС по Санкт-Петербургу прославился довольно жесткими мерами в отношении налогоплательщиков. В частности, под его руководством налоговикам из северной столицы почти вдвое удалось сократить задолженность перед бюджетом.

Также в Санкт-Петербурге была создана довольно эффективная технология возмещения экспортного НДС. Анатолий Сердюков назвал ее «профилактикой лжеэкспорта на ранней стадии». Фактически это означало, что налоговики совместно с налоговой полицией проверяли фирму еще до заключения сделки. Все это позволило петербургским налоговикам занять одну из лидирующих позиций по сбору налогов в России.

Руслан КАЙМАНОВ

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Каждый из вас – бухгалтеров, регулярно бывает в ситуации, когда надо принять решение о применении на практике той или иной нормы законодательства, а понять, как это сделать в силу отсутствия практических рекомендаций нет возможности. И не надо мне рассказывать про профессиональное суждение, все это не про нашу налоговую систему.

Типичное практическое решение – получить устную консультацию в налоговой инспекции или сделать письменный запрос.

Причина такому способу решения проблемы – нечеткое определение в налоговом законодательстве используемых терминов, определений, их отсутствие, отсутствие комментариев и разъяснений об установленных нормах, различное толкование налоговыми и иными контролирующими органами, судебными органами смысла правовых норм, противоречивость законодательных актов и их несогласованность между собой.

Давайте разберемся, является ли на практике разъяснение контролирующего органа «страховкой», что будет, если налоговая ошиблась и какие риски нас преследуют в случае применения разъяснения налогового органа.

Основные положения о письменных разъяснениях по вопросам применения актов налогового законодательства содержатся в НК. В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 21 НК плательщики имеют право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства. Соответственно, в согласно подп. 1.8 п. 1 ст. 108 НК налоговые органы обязаны давать разъяснения плательщикам по вопросам применения налогового законодательства.

Однако, сложившая практика говорит нам о том, что механизм получения разъяснений налоговых органов по вопросам применения актов налогового законодательства имеет ряд недостатков.

ПОЧЕМУ?

Да потому, что разъяснения налоговых органов не гарантируют плательщику того, что, применив их к конкретной ситуации, он исключит налоговые последствия.

Основанием для таких выводов служат следующие обстоятельства:

1.Разъяснение не является нормативным правовым актом, так как не отвечает требованиям ст. 1, 2 Закона о нормативных правовых актах.

2. Разъяснение не относится к правовым актам, являющимся нормативными, поскольку не относится к сфере регулирования организационных, контрольных или распорядительных мероприятий, и не рассчитано на иное однократное применение. Основание — ч. 1 ст. 3 Закона о нормативных правовых актах.

3. Разъяснение не является официальным толкованием налогового законодательства, поскольку не соответствует положениям ст. 70 Закона о нормативных правовых актах.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод — плательщики могут применять полученные разъяснения налогового органа или не применять, все это под свою ответственность.

ЧТО БУДЕТ?

Налоговый кодекс (ч. 2 п. 3 ст. 21 НК) плательщикам гарантирует административную и судебную защита их прав и законных интересов при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от налоговых органов.

Пени не начисляются на суммы налогов, если они уплачены неверно на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от налоговых органов (согласно п. 3-1 ст. 52 НК).

Однако, если письменное разъяснение налогового органа было ошибочным, за плательщиком сохраняется обязанность уплаты налога, сбора (пошлины) в результате невиновных действий плательщика.

В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ МОИХ СЛОВ

Есть одно письмо наших ведущих министерств на тему разъяснений, с которым мы сейчас познакомимся.

Это письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 14 июня 2013 г. «О некоторых вопросах привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности».

Данное письмо определена позиция ведомств при привлечении плательщиков, их должностных лиц к административной ответственности и исключения их вины в совершении правонарушения в случае, если они руководствовались разъяснениями по применению актов налогового законодательства:

  • письменное разъяснение по применению законодательства о налогах и сборах должно быть адресовано уполномоченным государственным органом непосредственно плательщику, по запросу которого оно подготовлено;
  • меры административной ответственности не должны применяться, если правонарушение явилось следствием выполнения плательщиком разъяснений уполномоченного государственного органа, так как в данном случае будет отсутствовать вина плательщика, действовавшего в соответствии с полученным разъяснением уполномоченного государственного органа;
  • выполнение плательщиком разъяснения уполномоченного государственного органа, полученного непосредственно этим лицом на основании письменного запроса, не повлечет применение мер административной ответственности только в том случае, когда такие разъяснения основаны на полной и достоверной информации, представленной плательщиком в запросе;
  • оценку полноты и достоверности информации, представленной плательщиком в запросе о получении разъяснений в уполномоченный государственный орган, должен давать орган, ведущий административный процесс.

Применить правила, задекларированные названным письмом нельзя, если письменные разъяснение дано уполномоченным государственным органом в отношении неограниченного круга лиц по запросам предпринимательских и иных объединений (союзов), групп плательщиков или без указанных запросов через непосредственную рассылку, публикацию в средствах массовой информации, размещение в глобальной компьютерной сети Интернет.

Что означают перечисленные правила:

  1. Нельзя руководствоваться разъяснением, которое адресовано другому плательщику.
  2. В запросе следует указывать полную и достоверную информацию, в противном случае вам не удастся доказать, что нет вашей вины.
  3. Вас привлекут к ответственности, если вы руководствуетесь разъяснениями, данными в адрес неопределенного круга лиц.

Например.

Вы написали запрос в Ассоциацию –> Ассоциация написала по вашему запросу запрос в уполномоченный орган –> уполномоченный орган ответил Ассоциации –> Ассоциация ответила вам –> применяем на практике под свою ответственность –> не освобождаемся ответственности.

Аналогичная история, если вы задали запрос в профессиональный журнал на горячую линию, проводимую со специалистом МНС.

НУ, И ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ВЫ СПРОСИТЕ!

У меня есть несколько правил, которым я сама следую в такой ситуации.

  1. Устно спрашивать у налоговой как поступить – бессмысленно! На разговор нельзя сослаться как на документальное доказательство.
  2. Писать запросы в МНС бессмысленно – дают ответы со ссылкой на норму закона, но не дают ответ на твой вопрос.
  3. Спрашиваю мнению у профессионалов. Профессионал, это не Наташка из соседнего офиса, которая ведет учет по УСН и работает всего 2 года. Это специалист, которые годами ходит на аудиторские проверки, регулярно читает нормативку, видит картинку изнутри и может оценить ситуацию с позиции рисков и последствий.
  4. Никогда не следую принципу «Что не запрещено, то разрешено». Плохой принцип – субъективное мнение мое против субъективного мнения контролера. Мне так не надо.
  5. Если пишу запрос, и мое мнение расходится с мнением районной инспекции, пишу запрос повторно в вышестоящую. Так можно себя застраховать на случай, если в районной не вникнут в ситуацию.
  6. Пишу запрос, детально описывая все подводные камни ситуации, и обязательно прикладываю документы. Именно такой подход позволяет исключить ситуацию, когда тебе скажут, что не то имели ввиду.
  7. Обязательно проводите подробный аудит бухучета и налоговых обязательств. Именно профессиональное стороннее мнение опытного аудитора со страховкой, желательно индивидуальной, может гарантировать вам отсутствие претензий со стороны контролеров. Ну, и конечно, спокойный сон по ночам.

Берегите себя! Делайте свой бизнес безопасным!

Я – за честную уплату налогов в бюджет!

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

от 6 ноября 2002 г. N НА-6-21/1704

О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает, что Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) внесена глава 28 "Транспортный налог", вступающая в силу с 1 января 2003 года.

Транспортный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и принятыми законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации законами о транспортном налоге, который обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для введения транспортного налога с 1 января 2003 года закон субъекта Российской Федерации должен быть принят и официально опубликован до 1 декабря 2002 года.

При разработке и в процессе рассмотрения проектов законов о транспортном налоге в целях соблюдения положений главы 28 "Транспортный налог" НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рекомендует управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации активно осуществлять взаимодействие с законодательными (представительными) органами власти по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с главой 28 НК РФ законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге должны быть определены следующие элементы налогообложения: налоговая ставка, порядок и сроки уплаты.

Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки транспортного налога должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации и могут быть увеличены (уменьшены) в отношении ставок по налогу, предусмотренных в пункте 1 данной статьи НК РФ, но не более чем в пять раз. Законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге может быть предусмотрена норма, при которой уплата налога производится по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 361 НК РФ.

Пункт 3 статьи 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок транспортного налога с учетом категорий и срока полезного использования транспортных средств на конец налогового периода.

Например: для автомобиля легкового с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка может быть установлена законом субъекта Российской Федерации от 1 до 25 рублей за каждую лошадиную силу. При этом ставка может быть дифференцированна:

- по мощности двигателя (например, до 50 л.с. и свыше 50 л.с.);

- по сроку полезного использования (например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло более 7 лет, и для автомобилей, с года выпуска которых прошло менее 7 лет).

Закон субъекта Российской Федерации может как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их.

Необходимо обратить внимание на то, что не могут устанавливаться индивидуальные налоговые льготы.

При установлении налоговых льгот должна быть четко определена та категория налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств.

Порядок уплаты транспортного налога

НК РФ предусмотрено, что уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах.

Главой 28 НК РФ в части порядка уплаты транспортного налога определено только место его уплаты. Остальные элементы порядка уплаты транспортного налога должны быть определены законами субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена разовая уплата всей суммы налога по окончании налогового периода либо уплата авансовых (авансового) платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода. В последнем случае в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должен быть определен порядок расчета авансовых платежей, а также сроки их уплаты.

Сроки уплаты транспортного налога

Главой 28 НК РФ определено, что сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны быть определены сроки (срок) уплаты авансовых платежей (при их введении), а также срок уплаты оставшейся суммы налога (по перерасчету с учетом уплаченных авансовых платежей) по окончании налогового периода.

Обращаем внимание, что недопустимо определять сроки уплаты налога (авансовых платежей) с указанием на совершение действий (событий), которые могут не производиться в текущем календарном году или полностью зависеть от волеизъявления налогоплательщика.

Например, установление сроков уплаты налога в зависимости от даты прохождения государственного технического осмотра приведет к уплате транспортного налога 1 раз в два года по новым автотранспортным средствам либо неуплате налога в случае уклонения от прохождения государственного технического осмотра.

Кроме того, по водным и воздушным транспортным средствам установлены иные правила прохождения технического осмотра, нежели для автотранспортных средств.

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщают в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, до 1 февраля текущего календарного года.

Учитывая, что транспортный налог является новым в налоговой системе России и для осуществления администрирования данного налога налоговым органам необходимо провести организационные мероприятия по созданию базы данных о налогоплательщиках транспортного налога и транспортных средствах, а также то, что обязанность по уплате налога у физических лиц возникает только с момента вручения налогового уведомления, необходимо, чтобы сроки уплаты налога для физических лиц были установлены не ранее 1 мая (текущего налогового периода - для уплаты авансовых платежей, и следующего календарного года - для окончательной уплаты налога).

Считаем целесообразным уплату транспортного налога производить в сроки, установленные для уплаты налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога.

Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что срок представления налоговой декларации устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, для обеспечения возможности осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля в части своевременности представления налоговой декларации законом субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должен быть предусмотрен срок ее представления в налоговые органы.

Считаем целесообразным установление данного срока не позднее даты представления в налоговые органы сведений о зарегистрированных транспортных средствах, т.е. не позднее 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

В случае, если, вводя налог, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определили форму отчетности по налогу, то также должны быть определены отчетные периоды и сроки ее представления по окончании отчетного периода.

Читайте также: