Отдел расчетов с бюджетом в налоговой

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 14 марта 2017 г. № СА-7-22/216@ “Об утверждении Положения об Управлении расчетов с бюджетом Федеральной налоговой службы”

В соответствии с приказом ФНС России от 01.02.2017 № ММВ-7-4/150@ «О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы» приказываю:

1. Утвердить Положение об Управлении расчетов с бюджетом Федеральной налоговой службы согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Исполняющий обязанности
руководителя Федеральной
налоговой службы
С.А. Аракелов

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от 14 марта 2017 г.
№ СА-7-22/216@

Положение
об Управлении расчетов с бюджетом Федеральной налоговой службы

1. Общие положения

1.1. Управление расчетов с бюджетом (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи Управления

Основными задачами Управления являются:

2.1. Методология ведения системы учета состояния расчетов плательщиков с бюджетом и формирования ежемесячных итоговых показателей на региональном и федеральном уровнях.

2.2. Разработка порядка учета неналоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации

2.3. Взаимодействие с Минфином России, и Банком России в целях обеспечения поступления платежей в бюджетную систему Российской Федерации

2.4. Совершенствование взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в части соблюдения положений Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» по представлению информационного массива данных о начислении и поступлении налогов, сборов и задолженности по ним.

2.5. Методологическое обеспечение и организация исполнения Службой полномочий оператора Федеральной информационной адресной системы.

2.6. Совершенствование порядка перечисления платежей, администрируемых налоговыми органами, в бюджетную систему Российской Федерации.

2.7. Обеспечение исполнения налоговыми органами полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

2.8. Методология системы учета в целях обеспечения персонифицированного учета застрахованных лиц.

2.9. Разработка методологии и организация работы информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3» в части раздела с оперативной информацией о поступлениях доходов во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.10. Участие в разработке и рассмотрении предложений по совершенствованию налогового законодательства в части вопросов, относящихся к компетенции управления.

2.11. Организация взаимодействия ФНС России с государственными внебюджетными фондами по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

2.12. Методология осуществления налоговыми органами полномочий с привлечением ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.

3. Основные функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

3.1. Организует работу налоговых органов по ведению карточек Расчетов с бюджетом, содержащих информацию о состоянии расчетов плательщиков с бюджетом.

3.2. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение ведения специализированных информационных ресурсов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в том числе информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» регионального и федерального уровней.

3.3. Участвует в разработке и рассмотрении предложений по совершенствованию налогового законодательства по вопросам Управления.

3.4. Координирует работу налоговых органов по ведению учета неналоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации.

3.5. Координирует работу налоговых органов по организации ведения бюджетного учета в части представления Реестров начисленных и поступивших доходов бюджетов, администрируемых ФНС России.

3.6. Принимает участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов в части вопросов, относящихся к компетенции Управления

3.7. Организует внедрение системы авансового платежа по налогам на имущество физических лиц.

3.8. Координирует работу налоговых органов по проведению мероприятий по уточнению платежей, отнесенных к разряду невыясненных поступлений.

3.9. Принимает участие в совершенствовании форм и порядка заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

3.10. Осуществляет работу по наделению налоговых органов полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

3.11. Обеспечивает формирование и актуальность Реестра источников доходов Российской Федерации в государственной интегрированной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

3.12. Обеспечивает формирование и актуальность Реестра администрируемых доходов, с использованием Системы удаленного финансового документооборота.

3.13. Участвует в установленном порядке во взаимодействии Службы с Минфином России, Федеральным казначейством, Банком России, государственными внебюджетными фондами по вопросам, относящимся к компетенции управления.

3.14. Организует взаимодействие ФНС России с государственными внебюджетными фондами по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.15. Координирует работу налоговых органов по ведению системы учета платежей для целей персонифицированного учета застрахованных лиц.

3.16. Обеспечивает исполнение Службой полномочий оператора Федеральной информационной адресной системы.

3.17. Обеспечивает эффективное внедрение и стабильную работу технологических процессов, отнесенных к компетенции Управления.

3.18. Анализирует и обобщает поступившие в Управление предложения и запросы налоговых органов и налогоплательщиков, практику применения законодательных и нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.19. Дает в установленном порядке разъяснения территориальным налоговым органам, по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.20. Координирует работу налоговых органов по информированию налогоплательщиков о соответствующих реквизитах счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

3.21. Осуществляет контроль работы сервисов, размещенных на сайте в части актуальности информации, необходимой для перечисления платежей.

3.22. Участвует в модернизации интернет сервисов, содержащих информацию из информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня.

3.23. Унифицирует осуществление налоговыми органами полномочий с привлечением ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.

3.24. Контролирует в установленном порядке качество работы в территориальных налоговых органах по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.25. Координирует работу налоговых органов по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления, в части вопросов, относящихся к компетенции Управления.

3.26. Проводит работу с обращениями граждан, в части вопросов, относящихся к компетенции Управления.

3.27. Проводит обучение работников территориальных налоговых органов, проводит совещания, семинары, оказывает практическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.28. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.29. Обеспечивает базовый, расширенный и специальный уровни профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих в области информационно-коммуникационных технологий в части деятельности Управления.

3.30. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

3.31. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.

3.32. Участвует в планировании и организации обучения государственных гражданских служащих в рамках своей компетенции.

3.33. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, осуществляет их передачу на архивное хранение.

3.34. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных налоговых органов Службы к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.35. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.36. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны.

3.37. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.

3.38. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы.

4. Права при реализации основных функций Управления

Управление для осуществления своих основных функций имеет право:

4.1. Вносить руководству Службы предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.2. Знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач, в подразделениях Службы.

4.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.

4.4. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения договоров с этими организациями на проведение и выполнение работ по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.5. Вести в установленном порядке переписку с организациями по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.6. Готовить проекты нормативных правовых актов, приказов и других документов по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим подразделениям Службы.

4.7. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Службы к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства Службы.

4.8. Участвовать в формировании заказов, проработке контрактов на осуществление необходимых для выполнения своих задач закупок программных, технических средств и расходных материалов.

4.9. Изучать зарубежный опыт по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.10. Осуществлять иные полномочия, входящие в компетенцию Управления.

5. Организация деятельности Управления

5.1. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями Службы, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями на основе планов, составленных в соответствии с основными направлениями работы Службы, приказов Службы, мероприятий, утверждаемых руководством Службы.

5.2. Структура Управления и численность его работников устанавливаются руководителем Службы в соответствии с утвержденной структурой и численностью работников центрального аппарата Службы.

Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.

5.3. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Службы в соответствии с законодательством.

5.4. Назначение на должности работников Управления осуществляется руководителем Службы по представлению начальника Управления в соответствии с действующим законодательством.

Освобождение от замещаемой должности работников Управления осуществляется руководителем Службы в соответствии с законодательством.

5.5. Начальник Управления:

5.5.1. Осуществляет общее руководство Управлением, организует его работу, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, утверждает положения об отделах, регламенты и должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, осуществляет контроль их выполнения.

5.5.2. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок, а также о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.

5.5.3. Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Службы, вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

5.5.4. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием территориальных органов и находящихся в ведении Службы организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых другими подразделениями центрального аппарата Службы.

5.5.5. Дает работникам Управления обязательные для них письменные и устные указания по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требует от них отчет об исполнении этих указаний.

5.5.6. Представляет в установленном порядке Службу по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации.

5.5.7. В установленном порядке отвечает на письма структурных подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, организаций и граждан, организует прием граждан и должностных лиц организаций, и в соответствующих случаях осуществляет их личный прием.

5.5.8. В установленном порядке получает от других подразделений центрального аппарата, территориальных налоговых органов и организаций, находящихся в ведении Службы, материалы и документы, необходимые для деятельности Управления.

5.5.9. Проводит служебные совещания с работниками Управления.

5.5.10. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.

5.5.11. Организует делопроизводство в Управлении.

5.5.12. Осуществляет сотрудничество с государственными органами, научными, учебными, общественными и другими организациями, внебюджетными фондами, ассоциациями, представителями государств-участников СНГ, с зарубежными экспертами и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

5.6. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений Минфина России и руководства Службы, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, обеспечение соблюдения работниками Управления внутреннего трудового распорядка Службы и исполнительской дисциплины.

5.7. Заместители начальника Управления несут персональную ответственность за работу курируемых отделов Управления, координируют их деятельность по поручениям руководства Службы и начальника Управления, обеспечивают своевременную подготовку соответствующих материалов.

5.8. Работники Управления несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в установленном порядке.

Обзор документа

Утверждено положение об Управлении расчетов с бюджетом ФНС России.

Управление является самостоятельным структурным подразделением Службы.

Перечислены основные задачи. Среди них - разработка порядка учета неналоговых доходов бюджетной системы, взаимодействие с Минфином России и Банком России в целях обеспечения поступления платежей в бюджетную систему, методологическое обеспечение и организация исполнения Службой полномочий оператора Федеральной информационной адресной системы.

Управление организует работу налоговых органов по ведению карточек Расчетов с бюджетом, участвует в разработке и рассмотрении предложений по совершенствованию налогового законодательства.

Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.

Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам.

Основным документом, который регулирует порядок сверки, является приказ ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 @ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», раздел 3.

В нем, в частности, сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:

– ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;

– при снятии компании с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;

– при ликвидации (реорганизации) компании;

– по инициативе налогоплательщика.

Отдел по работе с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов. Если расхождений нет, то акт выдается в течение 10 рабочих дней, если они есть, то срок продлевается до 15 рабочих дней. Причем эти сроки даны без учета дней на почтовую доставку.

Обнаружив расхождения, сверяются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. Если ошибку допустили налоговики, то в тот же день готовится служебная записка. В течение пяти рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.

Если сверка проводится при реорганизации или ликвидации компании, то акт составляется в двух экземплярах – один для компании, другой – для ИФНС. Причем налоговая не примет окончательного решения, пока не получит акт сверки.

Если же сверка нужна для перехода в другую инспекцию, то актов три – для компании, для старой и новой инспекции.

Отдел по работе с налогоплательщиками формирует акт сверки в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления. Если же обнаружится ошибка, то налогоплательщика уведомят о ней по почте.

Но есть и еще один документ, который регламентирует сверку, – это приказ Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию». В нем раздел 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам».

В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Она выдается по письменному запросу. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи.

Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки. Акт сверки представляется только по почте или лично. И справка о состоянии расчетов. Она представляется лично, по почте и по электронным каналам связи.

Справку могут не выдать только в том случае, если компания обратилась не в свою инспекцию, если в запросе забыли написать свое полное наименование, ИНН, поставить подпись руководителя, печать компании, если запрос составлен не на фирменном бланке, если уполномоченный представитель подал запрос, но не приложил доверенность или если в запросе присутствуют нецензурные или оскорбительные выражения.

Есть и еще одно условие. Информирование налогоплательщиков, то есть выдача справки расчетов с бюджетом, возможно только в том случае, если компания исполнила свои налоговые обязательства. Когда налогоплательщик встает на учет, то в его карточке прописываются его налоговые обязательства. Например, ежеквартальная отчетность по налогу на прибыль, ежемесячная отчетность по НДС и т. д. И если декларация не была сдана вовремя, то информирование невозможно. Тогда компании выдадут не справку, а письмо о неисполнении государственной функции.

Типичные вопросы, возникающие у компаний при сверке.

Чаще всего у компаний возникают недоимки по налогу из-за того, что потеряно платежное поручение на уплату налога. То есть платежка по какой-то причине не дошла. Причины могут быть разные. Большинство таких потерь связано с отменой ЕСН и введением страховых взносов. Выявить потерянную платежку можно с помощью выписки операций по расчетам с бюджетом, полученной через систему ИОН, а также при личном посещении инспекции.

Казалось бы, прошел уже год с отмены ЕСН, так откуда же берутся сложности? Но дело все в том, что в конце 2009 года ситуация с КБК была очень запутанной. В частности, в конце 2009 года все компании должны были перечислять платежи за IV квартал 2009 года и задолженность за 2009 год по специальным КБК. А взносы на обязательное пенсионное страхование за тот же год уплачивались по старым КБК: на страховую часть трудовой пенсии – 182 1 02 02010 06 1000 160 и на накопительную часть трудовой пенсии – 182 1 02 02020 06 1000 160.

И сейчас компании могут проверить свои платежки за 2009 год. В идеале весь год платежи должны были поступать на старые КБК. Затем в конце года часть платежей направлены на специальные «закрывающие» КБК (см. таблицу >>). В этом случае у компании максимум что может возникнуть – это переплата по ЕСН. Если она возникла в части федерального бюджета, то ее можно вернуть или зачесть в счет других федеральных налогов, таких как НДС, налог на прибыль. Также можно вернуть или зачесть в счет федеральных налогов и переплату по ЕСН в части суммы ФСС РФ и взносов на ОПС по страховой и накопительной частям. Важно понимать, что невозможно зачесть переплату по ЕСН и взносам на ОПС в счет уплаты страховых взносов в ПФР и ФСС РФ.

Начиная с I квартала 2010 года все компании должны были уплачивать страховые взносы в адрес двух администраторов – ПФР и ФСС РФ.

Я не случайно столько внимания уделяю правильным КБК. Дело в том, что неверное указание КБК в платежном поручении является наиболее распространенной ошибкой при сверке и на нее приходится наибольшее количество споров с ИФНС и в арбитражных судах. Ошибка в КБК может привести к зачислению сумм налога в бюджет иного уровня. На этом основании инспекторы иногда отказывают компаниям в уточнении платежа и предлагают уплатить налог заново с начислением пеней.

Минфин России и суды не разделяют такую позицию, поскольку обязанность по уплате налога считается исполненной, если в поручении на его уплату правильно написаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя.

Если компания обнаруживает, что поставила в платежке неверный КБК, то она может подать в инспекцию заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению прилагаются документы, которые подтверждают уплату налога и его перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства. Проводится сверка. И инспекция должна провести зачет, поскольку компания исполнила свои обязательства. Решение принимается в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания акта сверки. О своем решении ИФНС обязана уведомить компанию в течение пяти рабочих дней после его принятия.

Также много вопросов при сверке возникает по поводу зачета и возврата излишне уплаченных налогов. Здесь уже несколько лет действует правило о том, что зачет производится только по видам налогов. То есть по федеральным, региональным и местным. Итак, федеральные налоги: переплату по одним из них можно зачесть в счет недоимки по другим – НДС, акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль, НДПИ, водному налогу, госпошлине. То есть, скажем, переплату по налогу на прибыль, даже если она в части бюджета субъекта РФ, можно зачесть в счет недоимки по НДФЛ. Региональные налоги: налог на имущество организаций и транспортный. Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физлиц.

Зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов проводится на основании письменного заявления компании. Это заявление может быть передано в инспекцию в течение трех лет со дня уплаты ( Пункт 7 статьи 78 НК РФ).

Если трехлетний срок пропущен, то компания может попробовать вернуть переплату через суд. Основание для иска – компания подает иск в течение трех лет с момента, когда она узнала или должна была узнать о переплате. То есть не истекли еще три года с одной из возможных дат:

– дня уплаты налога или подачи первоначальной декла- рации;

– дня подачи «уточненки»;

– дня подписания акта совместной сверки;

– даты (принятия) вступления в силу судебного акта;

– в результате проведения выездной проверки (даты вручения акта, даты решения по результатам выездной проверки);

– даты заявления о возврате;

– даты решения об отказе в возврате суммы переплаты;

– даты решения о зачете суммы налога.

Есть и еще одна норма, которая была принята на благо налогоплательщиков. В соответствии с приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683 @ налоговики вправе самостоятельно зачесть переплату по одному налогу в счет недоимки по другому. Но дело в том, что для этого необходима опять-таки сверка расчетов с налогоплательщиком. Кроме того, в наших инспекциях и без того огромный объем работы по сверкам, поэтому самостоятельно искать недоимки и переплаты у них нет возможности. Так что пока на практике норма не работает. Поэтому лучше следить за своим лицевым счетом компаниям самим.

Следующая частая ошибка – дублирование начислений налогов в лицевом счете. Из-за этих задвоений у компании могут возникнуть задолженности и пени. Во время проведения камеральной проверки инспектор по ошибке может провести двойное начисление сумм налогов. А поскольку компания платит налоги в той сумме, которая заявлена в декларации, то в лицевом счете может возникнуть недоимка и начнут набегать пени. Выявить эту ошибку можно по выписке, полученной через ИОН, или при личном посещении налоговой. При этом в инспекцию обязательно нужно принести платежки и декларации. А саму выписку на руки не дадут. Инспекторы сверят документы со своей базой и найдут двойное начисление. Тогда на основании акта сверки и документов инспектор отдела по работе с налогоплательщиками подготовит служебную записку в отдел камеральных проверок. И там внесут исправления в лицевой счет. Поэтому пользоваться системой ИОН в данном случае гораздо удобнее, чем лично идти с документами в налоговую. Ведь ИОН позволяет компании увидеть выписку, самим найти задвоение и представить в инспекцию уже конкретные документы, а не все подряд.

Сверка через систему ИОН.

Система информационного обслуживания налогоплательщиков (ИОН) работает в двух режимах – онлайн и оффлайн. Программа доступа к системе ИОН устанавливается на рабочий компьютер в бухгалтерии. И на своем рабочем месте бухгалтер может получить следующие документы:

– акт сверки расчетов с информацией о текущих начислениях и поступлениях, задолженности, предоставленных отсрочках и рассрочках, зачетах и возвратах, начисленных и уплаченных налоговых санкциях и пенях на начало, на конец периода и итого за выбранный период;

– выписку операций из лицевого счета;

– перечень представленной бухгалтерской и налоговой отчетности;

– справку о состоянии расчетов с бюджетом;

– уведомление о дате получения справки об исполнении обязанности по расчетам с бюджетом.

Для подключения к системе ИОН необходимо оформить со спецоператором связи договор на услуги по подключению к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС и предоставлению информационных услуг. Затем получить и установить на компьютер ключи ЭЦП налогоплательщика и сертификаты ключей той налоговой инспекции, в которой компания состоит на учете. Через три дня компанию подключат к системе ИОН в двух режимах – онлайн и оффлайн. Правда, режим онлайн доступен пока не во всех регионах России. В частности, по нашим данным, он есть в Москве и Подмосковье, Коми, Марий Эл, Удмуртии, Хакасии, Чувашии, Кемеровской, Курской, Омской, Тверской областях.

Но есть дополнительные условия для получения информации через ИОН. Они нигде не прописаны. Но так уж сложилось на практике. Во-первых, система ИОН становится доступна после того, как компания направит в инспекцию хотя бы одну декларацию в электронном виде через ТКС. Во-вторых, в информационной системе в инспекции должны быть правильно заведены «налоговые обязательства» компании. В-третьих, не должно быть задвоенных сведений о компании. Например, две разные компании заведены под одним ИНН (такое тоже бывает). В этих случаях приходится обращаться в ИФНС, чтобы выявить и устранить эти неточности.

Теперь расскажу подробнее о системе ИОН-онлайн. Для получения информации через нее пользователь, подключенный к системе, открывает на своем компьютере браузер MS Internet Explorer. Обратите внимание, что в других браузерах система может не работать. Затем в поисковой строке набирает адрес доступа к сервису ИОН-онлайн. Эти адреса для налогоплательщиков разных регионов отличаются, еще могут быть различия для спецоператоров. Адрес сообщат в сервисной компании при подключении системы.

Предположим, добро получено, тогда открывается окно системы ИОН в режиме онлайн.

В этом окне бухгалтер пишет реквизиты своей компании, а также тот период и тот налог, по которому он хочет получить выписку или справку. Выписку можно сформировать по одному налогу, а можно по нескольким. Для этого, установив курсор в поле «КБК», нужно, удерживая клавишу SHIFT, выделить курсором все КБК. Также система позволяет выбрать тот формат, в котором компания хочет получить отчет. Варианты – HTML, DOC, PDF, RTF. Мы рекомендуем выбирать RTF, как более удобный среди них для дальнейшей автоматизированной обработки.

Режим оффлайн отличается от онлайнового. Компания формирует запрос не в интернет-браузере, а в той программе, через которую она отправляет отчетность в налоговую инспекцию по электронным каналам связи. Запрос сохраняется, подписывается ЭЦП и отправляется в налоговую инспекцию. В ответ приходит квитанция о доставке запроса. Затем инспекция проверяет запрос на соответствие всем требованиям формата и по результатам проверки высылает еще один документ – протокол входного контроля. Этот протокол приходит в течение суток после отправки запроса. Если у компании нет просрочки со сдачей налоговых деклараций, то ей пришлют ответ на запрос в течение одного рабочего дня.

Оформление запроса в ИОН-оффлайн отличается от того, как он оформляется в онлайне. Также можно выбрать формат файла. Для ИОН-оффлайна лучше всего выбирать XML-файл. Эти файлы могут обрабатывать бухгалтерские программы, в частности «Баланс-2». В строке «Запрашиваемый налог» нельзя выделить сразу все налоги. Их приходится добавлять каждый отдельно с помощью кнопки «Добавить строку».

Как мы видим, работа с ИОН-оффлайн более длительная. Компания не может получить выписку или справку немедленно, ей приходится ожидать не меньше одного рабочего дня запрошенный документ. Но информация, полученная через оффлайн, всегда более актуальная. Так как ответ на запрос поступает с основного сервера налоговой инспекции. А для запросов системы ИОН-онлайн существует отдельный сервер. С основного сервера на этот отдельный сервер информация перебрасывается один раз в день.

Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 4, 2011

от 14 марта 2017 года N СА-7-22/216@

Об утверждении положения об управлении расчетов с бюджетом Федеральной налоговой службы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФНС России от 29 декабря 2017 года N ММВ-7-22/1113@
____________________________________________________________________

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Исполняющий обязанности
руководителя Федеральной
налоговой службы
С.А.Аракелов


УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от 14 марта 2017 года N СА-7-22/216@

Положение об управлении расчетов с бюджетом Федеральной налоговой службы


1. Общие положения

1.1. Управление расчетов с бюджетом (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи Управления

Основными задачами Управления являются:

2.1. Методология ведения системы учета состояния расчетов плательщиков с бюджетом и формирования ежемесячных итоговых показателей на региональном и федеральном уровнях.

2.2. Разработка порядка учета неналоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации

2.3. Взаимодействие с Минфином России и Банком России в целях обеспечения поступления платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

2.5. Методологическое обеспечение и организация исполнения Службой полномочий оператора Федеральной информационной адресной системы.

2.6. Совершенствование порядка перечисления платежей, администрируемых налоговыми органами, в бюджетную систему Российской Федерации.

2.7. Обеспечение исполнения налоговыми органами полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

2.8. Методология системы учета в целях обеспечения персонифицированного учета застрахованных лиц.

2.9. Разработка методологии и организация работы информационно-аналитической подсистемы АИС "Налог-3" в части раздела с оперативной информацией о поступлениях доходов во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.10. Участие в разработке и рассмотрении предложений по совершенствованию налогового законодательства в части вопросов, относящихся к компетенции управления.

2.11. Организация взаимодействия ФНС России с государственными внебюджетными фондами по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

2.12. Методология осуществления налоговыми органами полномочий с привлечением ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.

3. Основные функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

3.1. Организует работу налоговых органов по ведению карточек Расчетов с бюджетом, содержащих информацию о состоянии расчетов плательщиков с бюджетом.

3.2. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение ведения специализированных информационных ресурсов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в том числе информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" регионального и федерального уровней.

3.3. Участвует в разработке и рассмотрении предложений по совершенствованию налогового законодательства по вопросам Управления.

3.4. Координирует работу налоговых органов по ведению учета неналоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации.

3.5. Координирует работу налоговых органов по организации ведения бюджетного учета в части представления Реестров начисленных и поступивших доходов бюджетов, администрируемых ФНС России.

3.6. Принимает участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов в части вопросов, относящихся к компетенции Управления.

3.7. Организует внедрение системы авансового платежа по налогам на имущество физических лиц.

3.8. Координирует работу налоговых органов по проведению мероприятий по уточнению платежей, отнесенных к разряду невыясненных поступлений.

3.9. Принимает участие в совершенствовании форм и порядка заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

3.10. Осуществляет работу по наделению налоговых органов полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

3.11. Обеспечивает формирование и актуальность Реестра источников доходов Российской Федерации в государственной интегрированной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".

3.12. Обеспечивает формирование и актуальность Реестра администрируемых доходов, с использованием Системы удаленного финансового документооборота.

3.13. Участвует в установленном порядке во взаимодействии Службы с Минфином России, Федеральным казначейством, Банком России, государственными внебюджетными фондами по вопросам, относящимся к компетенции управления.

3.14. Организует взаимодействие ФНС России с государственными внебюджетными фондами по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.15. Координирует работу налоговых органов по ведению системы учета платежей для целей персонифицированного учета застрахованных лиц.

3.16. Обеспечивает исполнение Службой полномочий оператора Федеральной информационной адресной системы.

3.17. Обеспечивает эффективное внедрение и стабильную работу технологических процессов, отнесенных к компетенции Управления.

3.18. Анализирует и обобщает поступившие в Управление предложения и запросы налоговых органов и налогоплательщиков, практику применения законодательных и нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.19. Дает в установленном порядке разъяснения территориальным налоговым органам по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.20. Координирует работу налоговых органов по информированию налогоплательщиков о соответствующих реквизитах счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

3.21. Осуществляет контроль работы сервисов, размещенных на сайте в части актуальности информации, необходимой для перечисления платежей.

3.22. Участвует в модернизации интернет-сервисов, содержащих информацию из информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня.

3.23. Унифицирует осуществление налоговыми органами полномочий с привлечением ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.

3.24. Контролирует в установленном порядке качество работы в территориальных налоговых органах по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.25. Координирует работу налоговых органов по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления в части вопросов, относящихся к компетенции Управления.

3.26. Проводит работу с обращениями граждан в части вопросов, относящихся к компетенции Управления.

3.27. Проводит обучение работников территориальных налоговых органов, проводит совещания, семинары, оказывает практическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.28. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.29. Обеспечивает базовый, расширенный и специальный уровни профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих в области информационно-коммуникационных технологий в части деятельности Управления.

3.30. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

3.31. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.

3.32. Участвует в планировании и организации обучения государственных гражданских служащих в рамках своей компетенции.

3.33. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, осуществляет их передачу на архивное хранение.

3.34. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных налоговых органов Службы к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.35. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.36. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны.

3.37. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.

3.38. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы.

4. Права при реализации основных функций Управления

Управление для осуществления своих основных функций имеет право:

4.1. Вносить руководству Службы предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.2. Знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач, в подразделениях Службы.

4.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.

4.4. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения договоров с этими организациями на проведение и выполнение работ по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.5. Вести в установленном порядке переписку с организациями по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.6. Готовить проекты нормативных правовых актов, приказов и других документов по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим подразделениям Службы.

4.7. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Службы к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства Службы.

4.8. Участвовать в формировании заказов, проработке контрактов на осуществление необходимых для выполнения своих задач закупок программных, технических средств и расходных материалов.

4.9. Изучать зарубежный опыт по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.10. Осуществлять иные полномочия, входящие в компетенцию Управления.

5. Организация деятельности Управления

5.1. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями Службы, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями на основе планов, составленных в соответствии с основными направлениями работы Службы, приказов Службы, мероприятий, утверждаемых руководством Службы.

image_pdf
image_print

Расчеты с бюджетом целесообразно время от времени контролировать. Для этого существует такая процедура, как сверка. Изъявить желание свериться с ИФНС может любой налогоплательщик. Сегодня расскажем о том, как это сделать.

О важности сверки

И крупной компании, и микробизнесу важно следить за тем, чтобы все налоги и прочие необходимые платежи были осуществлены в срок. Пренебрежение этим грозит ответственностью вплоть до уголовной. Правда, столь суровая мера может быть применена при весьма существенных размерах задолженности. Но и при прочих долгах грозят санкции — штрафы и пени за несвоевременную уплату.

Чтобы не пускать этот вопрос на самотек, рекомендуется проводить сверку расчетов с бюджетом. Делать ее нужно даже если вы исправно платите все полагающиеся платежи. Нередко бывает, что в реквизитах допускаются ошибки, и в итоге платеж не зачисляется или уходит «не туда».

Обратите внимание! Весьма распространенной является ошибка в КБК. Если указать неверный код, платеж не дойдет или будет зачислен на другой счет бюджета. При этом у субъекта возникнет задолженность, на которую со временем набегут пени.

Что будет, если у налогоплательщика возникнет долг по налогам? Последствия могут быть весьма печальными:

  • списание суммы долга с расчетного счета компании или предпринимателя;
  • блокировка действующих расчетных счетов, невозможность открыть новые;
  • приостановка деятельности;
  • обращение налогового органа в суд.

Избежать этого поможет своевременная сверка с ИФНС.

Внимание! В некоторых случаях при невозможности произвести уплату налогов вовремя налогоплательщик может получить отсрочку.

Варианты подачи заявления на сверку

Проведение сверки расчет налогоплательщика по налогам проводится согласно пункту 3 Регламента из приказа ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @.

Обратиться в ИФНС по вопросу проведения сверки можно по-разному:

  1. При личном визите или направив представителя. Необязательно ехать в «свою» налоговую — можно посетить любой территориальный орган ФНС. Если направляете представителя, не забудьте дать ему доверенность — оригинал и копию.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Этот вариант подойдет зарегистрированным пользователям. Чтобы стать таковым, придется все же посетить ИФНС. Однако при наличии доступа к порталу «Госуслуг» этого можно избежать.
  3. В электронном виде по ТКС. Подходит тем, кто подключил электронный документооборот с Налоговой службой.

Личное обращение

Сразу отметим, что никакого специального бланка для заявления на проведение сверки не утверждено. Можно составить обращение в произвольной форме, в обязательном порядке указав все важные параметры:

  • наименование компании или ФИО предпринимателя;
  • все коды — ОГРН/ОГРНИП, ИНН, КПП;
  • контактные данные — адрес, телефон;
  • список налогов, которые необходимо проверить;
  • наименование «своего» налогового органа;
  • дата, на которую осуществляется сверка;
  • способ получения акта сверки (лично, по почте).

Обратите внимание! Если выбран вариант получения акта сверки по почте, следует указать почтовый адрес. Иначе документы будут отправлены на юридический.

Зявление

Образец заявления на сверку с бюджетом

Особенности электронного обращения

При обращении по ТКС заявление будет сформировано автоматически. Пользователю нужно будет лишь выбрать налоги и периоды сверки. Однако вариант получения акта выбору не подлежит — он придет в электронной форме (письмо ФНС от 30.10.2015 № СД-3-3/4090@).

Если заявление подается через ЛК на сайте https://www.nalog.ru, то оно также формируется автоматически. Варианты получения акта на выбор — лично или по почте.

Обратите внимание! Электронный акт сверки не может быть возвращен в налоговую инспекцию при наличии разногласий. Если они обнаружены, придется обращаться в ИФНС повторно.

Когда получен акт сверки

Теперь пришло время сверить данные своего учета и информацию, которой располагает налоговый орган. Она представлена в акте сверки. Документ состоит из титульного листа и двух разделов. Титульный лист содержит информацию о налогоплательщике и налоговом органе, а также период, по которому происходит сверка. Разделы 1 и 2 заполняются по каждому налогу или сбору в отдельности.

Акт сверки, Раздел 1

Форма Акта сверки с бюджетом по налогам, раздел 1

После проведения сверки действия зависят от ее итого:

  1. Разногласий нет. На последнем листе раздела 1 налогоплательщик ставит подпись и отметку «Согласовано без разногласий».
  2. Разногласия есть. Заполняется графа 4 раздела 1 по тем строкам, по которым выявлены расхождения. Рядом с суммами, указанными в акте, ставятся суммы по данным учета налогоплательщика. Акт подписывается на последней странице раздела 1 с пометкой «Согласовано с разногласиями».

Подписанный акт передается в ИФНС. Специалисты настоятельно рекомендуют в любом случае возвратить акт в налоговую. Есть мнение, что если его не вернуть, в следующий раз сверки можно не дождаться.

Расхождения

Если в акте выявлены расхождения, инспекция проведет проверку своих информационных систем и запросит у налогоплательщика документы. Будьте готовы представить платежные поручения, подтверждающие уплату спорных сумм.

Далее в зависимости от того, кто ошибся, события развиваются по-разному:

  1. Ошибка на стороне налоговой инспекции. Ошибка должна быть устранена специалистами ИФНС. Делается это на основании служебной записки в течение 5 рабочих дней.
  2. Ошибка налогоплательщика. Выявляется, какая именно ошибка была допущена. В зависимости от этого нужно будет подать уточненную декларацию, уточнить платеж или заплатить налог. Что именно сделать — об этом проинформирует инспектор по телефону или направив уведомление.

Когда все расхождения устранены, ИФНС согласует с налогоплательщиком подписание нового акта. Следует еще раз все проверить и удостовериться, что расхождений нет. Если все в порядке, акт подписывается с соответствующей пометкой, а в разделе 2 указывается информация о том, что разногласия устранены.

Если же по-прежнему имеют место какие-то расхождения, акт подписывается с пометкой «Согласовано с разногласиями». При этом в разделе 2 налогоплательщик может указать, почему расхождения до сих пор не устранены, и что, по его мнению, следует предпринять.

Согласно правилам, если разногласий нет, то весь процесс сверки должен занимать не более 10, а если есть — не более 15 рабочих дней. В этот срок не включаются периоды почтовой доставки.

Михаил Кобрин

Зачем проводить сверку с налоговой

Все налогоплательщики обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги. За неуплату грозят санкции — от заморозки счета до приостановления деятельности компании. Даже если бухгалтер платит все вовремя, одна ошибка в платежке может привести к тому, что налоговая не засчитает вам уплату, так как не увидит деньги вовремя.

Сверка — лучший способ убедиться, что компания ничего не должна налоговой, и не бояться внезапной блокировки счета.

Кто проводит сверку

Проведение сверок регулируется разделом 3 Приказа ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444. Начать сверку может налоговая или плательщик. Обычно сверку делают добровольно, но есть ситуации, когда она обязательна:

  • сверку проводят ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками, для этого составляют специальный график сверок;
  • сверка нужна при снятии компании с учета в ИФНС, когда фирма переходит в другую инспекцию;
  • при ликвидации предприятия.

Налоговая может самостоятельно запросить сверку, если у плательщика есть переплата по налогам и взносам.

Плательщик может запросить сверку в любой момент. Обычно бухгалтерия делает это перед закрытием периода или при подаче заявки на кредит, так как банки часто запрашивают справку о состоянии расчетов с бюджетом.

Как запросить сверку с налоговой

У налогоплательщика есть несколько вариантов для запроса акта сверки с ФНС.

1. Личное обращение

Для этого нужно подготовить заявление на акт сверки с налоговой. Пишите его в свободной форме на бланке организации, обязательно укажите:

Сверка с налоговой

  • наименование компании или ФИО предпринимателя;
  • ИНН, КПП, ОГРН;
  • контактные телефоны и e-mail;
  • список налогов и сборов, по которым требуете сверку;
  • период, за который требуется сверка;
  • способ получения документа сверки: лично или по почте;
  • ФИО и должность работника, подавшего заявление, обычно это главбух или гендиректор.

Заявление может подать сотрудник ИП или ООО, если на него оформлена доверенность.

Срок изготовления бумажного акта — 5 рабочих дней. Вы можете забрать акт лично в течение 3 рабочих дней, иначе его отправят почтой.

2. Электронный запрос через личный кабинет налогоплательщика

Получить сверку можно через Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица. Достаточно заполнить все необходимые поля.

Срок составления акта сверки — 5 рабочих дней. Потом в течение 3 дней инспекция направит акты налогоплательщику почтой на адрес, указанный в заявлении. Если адрес для корреспонденции не указали, то ждите акт по юридическому адресу.

3. Электронный запрос через систему сдачи отчетности

Как подписать акт сверки с налоговой

В результате запроса вы получите акт сверки с налоговой по форме КНД 1160070, который утвержден Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@. В первую очередь нас интересует табличная часть раздела 1.


В случае расхождений нужно заполнить графу 4 раздела 1 акта, где вы укажете данные по своему налоговому учету. Потом в разделе 1 нужно поставить свою подпись и указать “Согласовано с разногласиями”. Один экземпляр передайте в ИФНС.

После получения акта разногласий налоговая начнет проверку. От вас попросят предоставить документы, подтверждающие достоверность внесенных вами исправлений, например, копии платежек.

Далее возможно два сценария. Первый — ошиблась налоговая. При выявлении ошибки инспектор в тот же день пишет служебную записку в отдел, который совершил ошибку. Срок исправления — 5 рабочих дней (п. 3.1.5 раздела 3 Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444). После этого налогоплательщику отправят отрывную часть служебной записки.


Второй вариант — ошибся налогоплательщик. В таком случае ИФНС известит вас об ошибке по специальной форме (приложение 2 Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444). Если ошибка была по вашей вине, ее нужно быстро устранить, например, подать уточненную налоговую декларацию.


После проверки и устранения нарушений ФНС отправит вам новый акт сверки (п. 3.1.6 и п. 3.1.7 раздела 3 Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444). Тут опять же может быть два сценария: “Согласовано с расхождениями” или “Согласовано без расхождений”. При наличии расхождений вам нужно подписать и заполнить раздел 2.


По закону на сверку есть 15 дней, но при необходимости срок продлевается, что чаще всего и происходит в случае разногласий.

В соответствии с Письмом ФНС от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371@ сверка прекращается в следующих случаях:

  • акт подписан без разногласий;
  • налогоплательщик не вернул раздел 1 акта в течение 10 рабочих дней;
  • налогоплательщик не вернул раздел 2 акта в течение 15 рабочих дней.

Количество экземпляров акта сверки

Обычно составляют и подписывают два акта сверки. Один для налогоплательщика, второй — для налоговой.

Три экземпляра акта составляют, когда налогоплательщик переходит в другую инспекцию. Один экземпляр — компании, один — прошлой налоговой и один — новой.

Справка о состоянии расчетов с налоговой

У ФНС можно запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом. В отличие от акта сверки, этот документ вам согласовывать не нужно. В справке указаны налоги, штрафы и пени по ним. Если вы видите значение со знаком “+”, значит у вас переплата, “-” — вы должны доплатить в бюджет.

Чаще всего такую справку просят банки и контрагенты, чтобы убедиться в платежеспособности компании.

Отказать в выдаче справки могут только в двух случаях:

  • налогоплательщик обратился не в свою инспекцию, указал неверные реквизиты, забыл приложить доверенность и допустил другие технические ошибки;
  • неисполнение обязательств по сдаче деклараций: без отчетности налоговая не может информировать вас о ваших платежах в бюджет.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно не только вести бухгалтерский и налоговый учет, но и запрашивать сверку с налоговой за пару кликов мышкой.

Читайте также: