Отдел банкротства в налоговой

Опубликовано: 07.05.2024

Положение
об Управлении урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 1 июля 2010 г. N ММВ-7-4/312@)

1. Общие положения

1.1. Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи Управления

Управление осуществляет следующие основные задачи:

2.1. Методическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по выявлению причин образования задолженности по обязательным платежам, анализу ее динамики и структуры, эффективности мер по урегулированию задолженности и представлению интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и процедурах банкротства, планированию поступлений от урегулирования задолженности и реализации процедур банкротства; формирование отчетности по данным вопросам.

2.2. Методическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по изменению сроков уплаты налогов, применению комплекса мер принудительного взыскания, осуществлению зачета (возврата) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм.

2.3. Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по реализации прав и исполнению обязанностей уполномоченного органа, представляющего требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

2.4. Непосредственное участие в установленном порядке в выполнении функций уполномоченного органа, представляющего требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.

2.5. Организация и координация выбора саморегулируемых организаций арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявлений о признании должника банкротом.

3. Основные функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

3.1. Организует и осуществляет урегулирование задолженности и анализ эффективности мер по ее регулированию.

3.2. Организует и осуществляет мониторинг стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса и анализ задолженности.

3.3. Осуществляет сводно-аналитическую работу по вопросу единообразного применения налоговыми органами законодательных, нормативных правовых актов и методических рекомендаций в части мер урегулирования задолженности по обязательным платежам и реализации процедур банкротства.

3.4. Координирует работу налоговых органов по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов и сборов, платежей в социальные внебюджетные фонды.

3.5. Осуществляет в установленном порядке функции уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и процедурах банкротства, в том числе, организует и координирует выбор саморегулируемых организаций арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявлений о признании должника банкротом.

3.6. Принимает участие в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам урегулирования задолженности по обязательным платежам и реализации процедур банкротства.

3.7. Принимает в установленном порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов.

3.8. Устанавливает (утверждает) порядок изменения налоговыми органами срока уплаты налога и сбора.

3.9. Устанавливает (утверждает) формы и порядок направления в банк решения о приостановлении операций по счетам в банке на бумажном носителе.

3.10. Устанавливает (утверждает) формы и порядок направления в банк решений об отмене приостановления операций по счетам в банке на бумажном носителе.

3.11. Устанавливает (утверждает) формы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

3.12. Устанавливает (утверждает) формы, предусмотренных Налоговым кодеком Российской Федерации документов, которые используются налоговыми органами при реализации их полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядка их заполнения, если иной порядок их утверждения не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации.

3.13. Осуществляет координацию информационного обмена и взаимодействия структурных подразделений Федеральной налоговой службы с Федеральной службой судебных приставов, Центральным банком Российской Федерации, Агентством по страхованию вкладов, Федеральной службой страхового надзора, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой по финансовым рынкам по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

3.14. Организует взаимодействие Службы с органами власти, органами государственных социальных внебюджетных фондов и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.15. Обеспечивает учет мнений субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации процедур банкротства, организует взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросам урегулирования задолженности и реализации процедур банкротства стратегических должников.

3.16. Формирует методологию контроля за единообразным применением налоговыми органами законодательных и нормативных актов и методических рекомендаций в части реструктуризации, урегулирования, принудительного взыскания и списания налоговой задолженности, применения предусмотренных законодательством обеспечительных мер, инициирования и процедур банкротства и участия налоговых органов в делах о банкротстве и процедурах банкротства.

3.17. Участвует в инициировании проведения налоговых проверок организаций, имеющих задолженность по обязательным платежам и организаций, находящихся в процедурах банкротства.

3.18. В установленном порядке подготавливает и предоставляет информацию о ходе работы по урегулированию задолженности по обязательным платежам и реализации процедур банкротства.

3.19. Разрабатывает методические указания и рекомендации для налоговых органов в части вопросов, относящихся к компетенции Управления.

3.20. Дает в установленном порядке разъяснения территориальным налоговым органам, информирует налогоплательщиков (в том числе в письменной форме) по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.21. Участвует в подготовке заключений по жалобам налогоплательщиков на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, связанным с вопросами, относящимися к компетенции Управления.

3.23. Принимает участие в работе межведомственных комиссий и рабочих групп, создаваемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

3.24. Участвует в обучении работников налоговых органов, проводит совещания, семинары, оказывает практическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.25. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, осуществляет их передачу на архивное хранение.

3.26. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных налоговых органов Службы к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения;

3.27. Организовывает и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.28. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны;

3.29. Организовывает и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны;

3.30. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы.

4. Обеспечение деятельности Управления

4.1. Управление для осуществления своих основных функций имеет право:

4.1.1. Вносить руководству Службы предложения по вопросам, относящимся к компетенции Службы.

4.1.2. Знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач, в подразделениях Службы.

4.1.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.

4.1.4. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения договоров с этими организациями на проведение и выполнение работ по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.1.5. Вести в установленном порядке переписку с организациями по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.1.6. Готовить проекты нормативных правовых актов, приказов и других документов по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим подразделениям Службы.

4.1.7. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Службы к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства.

4.1.8. Участвовать в формировании заказов, проработке контрактов на осуществление необходимых для выполнения своих задач закупок программных, технических средств и расходных материалов.

4.1.9. Изучать зарубежный опыт по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

4.1.10. Осуществлять иные полномочия, входящие в компетенцию Управления.

4.2. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями Службы, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями на основе планов, составленных в соответствии с основными направлениями работы Службы, приказов Службы, мероприятий, утверждаемых руководством Службы.

4.3. Структура Управления и численность его работников устанавливаются Руководителем Службы в соответствии с утвержденной структурой и численностью работников центрального аппарата Службы.

Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.

4.4. Работники Управления несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в установленном порядке.

5. Руководство Управлением

5.1. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.

5.2. Назначение на должности работников Управления осуществляется Руководителем Службы по представлению начальника Управления в соответствии с действующим законодательством.

Освобождение от замещаемой должности работников Управления осуществляется Руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.

5.3. Начальник Управления:

5.3.1. Осуществляет общее руководство Управлением, организует его работу, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, утверждает положения об отделах и должностные регламенты работников, осуществляет контроль за их деятельностью.

5.3.2. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок, а также о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.

5.3.3. Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Службы, вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

5.3.4. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием территориальных органов и находящихся в ведении Службы организаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления, принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых другими подразделениями центрального аппарата Службы.

5.3.5. Дает работникам Управления обязательные для них указания по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требует от них отчетности об исполнении этих указаний.

5.3.6. Представляет в установленном порядке Службу по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации.

5.3.7. В установленном порядке отвечает на письма структурных подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, организаций и граждан, организует прием граждан и должностных лиц организаций и в соответствующих случаях осуществляет их личный прием.

5.3.8. В установленном порядке получает от других подразделений центрального аппарата, территориальных налоговых органов и организаций, находящихся в ведении Службы, материалы и документы, необходимые для деятельности Управления, в том числе материалы их статистической и бухгалтерской отчетности.

5.3.9. Проводит производственные совещания с работниками Управления.

5.3.10. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.

5.3.11. Организует делопроизводство в Управлении.

5.3.12. Осуществляет сотрудничество с государственными органами, научными, учебными, общественными и другими организациями, внебюджетными фондами, ассоциациями, представителями государств - участников СНГ, с зарубежными экспертами и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

5.4. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений Министерства финансов Российской Федерации и руководства Службы, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, обеспечение соблюдения работниками Управления внутреннего трудового распорядка Службы и исполнительской дисциплины.

5.5. Заместители начальника Управления несут персональную ответственность за работу курируемых отделов Управления, координируют их деятельность по поручениям начальника Управления или руководства Службы, обеспечивают своевременную подготовку соответствующих материалов, осуществляют их учет и отчетность в установленном порядке, на период отсутствия начальника Управления исполняют его обязанности.


>
N 8. Положение об Управлении досудебного аудита Федеральной налоговой службы
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 1 июля 2010 г. N ММВ-7-4/312@ "Об утверждении положений о структурных подразделениях.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Нормативное регулирование банкротства исходит из относительного равенства прав кредиторов должника вне зависимости от основания возникновения требований и статуса самого кредитора. Ясно, что некоторые преимущества имеют физические лица – работники должника, а также залоговые кредиторы, первые – исходя из социальной специфики трудовых отношений, вторые как лица получившие гарантии исполнения до процедуры банкротства. Есть еще небольшие привилегии у банка – подача заявления о банкротстве без предварительного «просуживания», например.

Однако в свете назревающей реформы банкротного законодательства, все чаще звучат разговоры о необходимости наделения налогового органа (в части фискальных требований) дополнительными правами и гарантиями. В частности, речь идет о приоритете при выборе арбитражного управляющего; о повышение очередности удовлетворения требований; признания налогового органа залоговым кредитором и т. д. и т.п.

Не буду комментировать саму идею предоставления приоритета бюджетным требованиям в рамках процедур банкротства, замечу лишь, что налоговый орган и сейчас имеет ряд вполне ощутимых привилегий, вытекающих, как из самого банкротного законодательства, так и практики его применения.

Ниже дан краткий обзор некоторых таких преимуществ и оценка того, как их реализация влияет на права иных (ординарных) кредиторов в процедуре банкротства.

На мой взгляд, на это полезно посмотреть для того, чтобы понять стоит ли расширять приоритеты ФНС в банкротных процедурах и за счет чего (вернее, кого) такое расширение неизбежно будет происходить.

Очередность удовлетворения требований

В конце 2016 г., начале 2017г., Верховный Суд «повысил» очередность удовлетворения некоторых фискальных требований (НДФЛ и взносы в ПФ), поместив их во вторую очередь текущих требований и вторую реестровую очередь (ранее они были в пятой текущей и третьей реестровой).

Что это означает для прочих «текущих» и реестровых кредиторов?

Самое очевидное – уменьшение шансов на погашение долга – особенно для текущих кредиторов четвертой и пятой очередей, которые такие шансы имеют.

Неприятным для кредиторов также является способ установления приоритета – путем разъяснений ВС практики применения отдельных норм. То есть, законодательство корректируется в пользу бюджета самым коротким путем, не требующим публичных дискуссий и парламентских процедур. Это не единичный случай, когда фискалы получают преимущества за счет формирования практики со стороны ВС (ниже будет приведены аналогичные ситуации).

В качестве косвенного эффекта повышения очередности части фискальных требований, можно признать снижение внимания налогового органа к тем процедурам, где конкурсный управляющий погашает вторую очередь – видимо таких платежей достаточно для внутренней отчетности ФНС. Это не самым лучшим образом сказывается на иных кредиторах, которые зачастую получали выгоду от активной позиции налогового органа.

Нечаянными жертвами этой ситуации стали и арбитражные управляющие, которые не перенести соответствующие фискальные требования в приоритетную вторую очередь и продолжили погашения с учетом старого подхода (например, Определение ВС от 10.06.2019 года №307-ЭС19-7807)

Практика ВС, утвердившая соответствующий приоритет: Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016). "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017).

Оспаривание сделок

Оспаривания сделок – эффективный механизм пополнения конкурсной массы за счет реституции по подозрительным сделкам и сделкам с предпочтением. При этом контрагенты таких сделок (в случае признания их недействительными) вынуждены вернуть в конкурсную массу полученное от должника и стать в реестр (при очевидной бесперспективности погашения долга перед ними).

Учитывая это, законодатель внес дополнения в пункт 4 статьи 61.4 ЗоБ, исключив возможность оспаривания платежей налогоплательщика в бюджет (как предпочтительных), если они были ординарными (не отличались от предусмотренных законом) и налоговый орган не обладал информацией о неисполненных обязательствах перед иными кредиторами.

Тем самым, с одной стороны, ограничено возвращение из бюджета уплаченных в предбанкротный период сумм, с другой – прочие кредиторы лишены возможности удовлетворения требований за счет такого источника.

При этом доказывание осведомленности налогового органа о наличии иных просроченных обязательств должника осложнено строгим подходом практики – суды не принимают отсылки к балансам и иным абстрактным финансовым документам и требуют предоставления доказательств однозначной осведомленности налогового органа о конкретных обязательствах должника (Например, Постановление АС МО от 30.05.2019 года по делу № А40-150892/2017).

Очевидно, что в этой ситуации неприкосновенность бюджетных средств обеспечена за счет интересов прочих ординарных кредиторов.

Погашение налогов из выручки от реализации предмета залога (или доходов от аренды залогового имущества)

В 2014 году статья 138 ЗоБ была дополнена пунктом 6, который предусматривает погашение расходов на реализацию и обеспечение сохранности предмета залога за счет выручки от его продажи. Эти расходы удовлетворяются до распределения такой выручки в порядке пп 1,2 ст. 138 ЗоБ (то есть до передачи средств залоговому кредитору). Такой подход был распространен и на доходы от аренды залогового имущества.

Эта новация защищала имущественные права прочих (незалоговых) кредиторов, возлагая расходы связанные с предметом залога, в основном на залогового кредитора. Однако состав таких расходов законом не был определен, что и вызвало серьезные разногласия в процедурах банкротства.

Практически сразу ФНС, основываясь на указанной норме, стала причислять к расходам на «обеспечение сохранности и реализацию предмета залога» налоговые платежи, так или иначе связанные с этим имуществом. В частности, НДС от его аренды, налог на имущество и земельный налог.

Практика нижестоящих судов до настоящего времени упорно отвергала возможность погашения налога на имущества, земельного налога и НДС в порядке п.6 ст. 138 ЗоБ, то есть преимущественно перед требованиями залогового кредитора (например, Постановление АС МО от 26.11.2019 года по делу №А40-26348/2017).

Однако в прошлом году на эту тему высказался ВС - Определение от 19.10.2020 года №305-ЭС20-10152 - где было указано на то, что НДС, который является частью арендной платы (при аренде залогового имущества) относится к расходам связанным с реализацией и подлежит приоритетному погашению в порядке п.6 ст. 138 ЗоБ.

А уже в марте этого года судья ВС Саймуйлов С.В. передал на рассмотрение СКЭС спор о погашении налога на имущества и земельного налога, исчисленных в отношении залогового имущества, приоритетно из выручки от его реализации (Определение от 01.03.2021 №305-ЭС20-20287).

Полагаю, что вопрос об оплате налоговых платежей, связанных с залоговым имуществом (НДС, налог на имущества, земельный налог) из суммы его реализации (до ее распределения в порядке пп 1,2 ст. 138 ЗоБ) фактически решен в пользу налогового органа (бюджета). Важно то, что это опять же произошло в «явочном порядке» - в данном случае через «прецедентное регулирование».

Фактически указанные выше преимущества бюджета при реализации предмета залога (или получения дохода от его аренды) не слишком затрагивают права ординарных текущих и реестровых кредиторов, однако, очевидно могут серьезно урезать погашение залогового кредитора (читай – Банка) – накопленные налоги, связанные с залоговым имуществом, имеют порой очень приличный размер.

Кстати как тут не вспомнить один курьезный случай, когда еще Высший Арбитражный Суд, сам того не понимая, в 2009 году создал условия для преимущественного погашения текущих требований налогового органа по НДФЛ и взносам в ПФ из выручки от реализации залогового имущества (по сути залезть в карман залогового кредитора).

Речь идет о п.15 ПП ВАС от 23.07.2009 года №58. Там было указано, что 20 (или 15) процентов, которые согласно п.п. 1,2 статьи 138 ЗоБ должны быть направлены на погашение первой и второй очереди реестра также направляются на погашение аналогичных текущих требований – по сути второй очереди текущих. Но на момент этих разъяснений во вторую текущую погашались трудовые обязательства, а с конца 2016 года (как было указано выше) туда же попали НДФЛ и «пенсионные взносы».

Вот такой отложенный «бюджетный» эффект.

Продление срока на включение в реестр фискальных требований

Закон о банкротстве устанавливает двухмесячный срок подачи заявлений о включении в реестр в процедуре конкурсного производства. Однако для налогового органа он увеличен до 8 месяцев, в случае если на момент закрытия реестра не вынесено или не вступило в силу решение с выявленной недоимкой (пункт 4 статьи 142 ЗоБ).

Это правило дает фискальным требованиям преимущество по срокам включения в реестр по сравнению с иными кредиторами. В этой связи, налоговый орган может не спешить с проведением проверки, понимая, что у него есть «свой срок» на включение в реестр.

Пролонгация сроков на включение требований налогового органа в реестр ведет к возникновению неопределенности в отношении общего размера реестровых требований и возможности их удовлетворения, а также затягивает процедуру – поскольку принятие важных решений (утверждение Порядка продаж, например) невозможно до момента формирования реестра (особенно, если речь идет о «подвисших» требованиях мажоритарного кредитора). В противном случае, принятые решения собрания или комитета могут быть оспорены включенным в реестр налоговым органом.

Субсидиарная ответственность

Новая глава Закона о банкротстве (III.2), посвященная ответственности контролирующих лиц, установила специальную, по сути «фискальную», презумпцию «доведения до банкротства» – это случай, когда в реестре требований должника налоговые обязательства, возникшие в результате недобросовестных действий налогоплательщика (его бенефициаров), составляют более 50% третьей очереди (пп.3 п.2 ст.61.11 ЗоБ).

То есть, если третья очередь реестра более чем на 50% процентов заполнена фискальными требованиями, основанными на результатах налоговых проверок, банкротство должника «автоматически» признается результатом действий контролирующих лиц.

Такой подход, сам по себе, не умоляет прав прочих кредиторов. Однако в целом этот приоритет повышает шансы ФНС на удовлетворение бюджетных требований в тех процедурах, где она является мажоритарным кредитором. В процедурах, где доминируют коммерческие кредиторы, применяются иные более сложные презумпции.

pravovoe obespechenie proczedury bankrotstva 0

Банкротство – это сложный и длительный процесс, необходимость в котором возникает в те моменты, когда набранные долговые обязательства становятся непосильной ношей для гражданина. Чтобы рассчитаться по крупным долгам и начать новую жизнь без обязательств, многие физические лица приходят к одному решению – получить статус несостоятельного лица. Правовое обеспечение процедур банкротства проходит на основании действующего закона и имеет два основания: они существуют с целью отгородить должника от нанесения ему значительного ущерба и контролируют исполнение судебных актов.

  1. Банкротство предприятия по заявлению ФНС
  2. Права налоговой службы в обеспечении банкротства
  3. Что такое отдел по обеспечению банкротства: его права и функции
  4. Основные задачи отдела

Банкротство предприятия по заявлению ФНС

Нередко налоговый орган России принимает непосредственное участие в судебном разбирательстве – он становится ее инициатором. Обеспечение заявления о банкротстве и существующий отдел помогают выявить налогоплательщиков, которые получают какую-либо выгоду, и подать заявление в суд. Когда обязательные платежи и отчетность не поступают в ФНС, то они действуют таким образом:

  • назначают выездную проверку юридического лица – наблюдают и ищут доказательства получения выгоды;
  • собирают информацию о штрафах, неоплаченных налогах и накопившейся пени – направляют заявление о взыскании в суд;
  • отдел по обеспечению процедур банкротства нанимает арбитражного управляющего, который собирает всех учредителей и кредиторов – происходит привлечение всех лиц к ответственности.

Действуя таким способом, налоговый орган выполняет превентивную деятельность и наказывает недобросовестных налогоплательщиков. На стадии проверки и наблюдения можно заключить с ФНС мировое соглашение и управление процедур банкротства и обеспечения не будет собирать документы для передачи их в арбитражный суд.

Права налоговой службы в обеспечении банкротства

Налоговая служба имеет установленное законодательством права начать разбирательство, касающееся задолженностей по уплате налогов. Они наделены следующими полномочиями:

  • исследовать причины возникновения задолженностей по налоговым выплатам;
  • отправлять требования об уплате всех долговых обязательств;
  • на определенный срок останавливать все операции на счетах должников;
  • накладывать арест на движимое и недвижимое имущества неплательщика;
  • взаимодействовать со службой приставов и прокуратурой для взыскания задолженностей;
  • собирать и подавать документы для старта комплекса по принудительному взысканию;
  • учитывать все долговые обязательства и списывать те, которые невозможно взыскать;
  • контролировать оплату кредитов, налогов и других долгов;
  • предоставлять в случае судебного разбирательства правовую защиту должникам.

Что такое отдел по обеспечению банкротства: его права и функции

Отдел по обеспечению процедур банкротства играет важную роль в самом процессе, ведь он собирает и анализирует всю информацию, которая выясняется в ходе процедуры. Управление налогового органа Российской Федерации выполняет следующие функции:

  • имеет законодательное право анализировать все документы, касающиеся иска, также занимается подготовкой бумаг для дальнейшего рассмотрения в арбитражном суде;
  • анализирует финансовое состояние юридического лица или организации, оценивает их платежеспособность и составляет данные обо всех осуществляемых ранее платежах;
  • готовит документацию, связанную с вопросом выплат в государственные организации и организации кредиторов;
  • составляет и анализирует состояние, динамику развития и упадка активов, ищет причины несостоятельности, которые привели к отсутствию выплат по налогам, кредитам и другим обязательствам;
  • составляет и отправляет требования о выплате в различные организации;
  • подготавливает бумаги, связанные с возвратом средств на счета должников в случае переплаты;
  • управление обеспечения процедур банкротства имеет право прекратить движение на всех зарегистрированных счетах должника;
  • составление и отправка ходатайств о лишении прав на недра, в случае образования крупных задолженностей.

Отдел правового управления в делах о банкротстве подчиняется законам, прописанным в конституции, федеральным законам, указам и различным распоряжениям президента. Он является структурным, и его деятельность влияет на качество проведения процесса признания финансовой несостоятельности. Их задачи находятся в области выполнения обеспечительных мер и помощи суду с решением вопросом по заявлениям заинтересованных лиц.

Основные задачи отдела

В структуре ФНС России существует множество отделов, отвечающих за самые разнообразные задачи. Но если готовить о процедуре признания финансовой несостоятельности, то управление этого процесса играет важную роль. Уполномоченный орган занимается обеспечением в банкротстве следующими задачами:

  1. Изучает методологические и организационные вопросы, касающиеся несостоятельности.
  2. Осуществляет работу по координированию налоговых органов, которые работают непосредственно с процедурами неплатежеспособности лиц.
  3. Анализирует, осуществляет поиск налогоплательщиков, которые по предположению, находятся в зоне риска стать финансово несостоятельными.
  4. Контролирует качество работы органа, решает все вопросы, связанные с управлением.
  5. Управление контролирует, регулирует процесс для стабильной работы и выдачи хорошего результата по всем вопросам, которые входят в компетенцию органа Управления.

От качества работы Управления зависит, как будет проходить обеспечение заявления о банкротстве, осуществляется наблюдение за работой арбитражных управляющих и конкурсных управляющих. После подачи заявления юридическое лицо находится в критической ситуации, и отдел Управления следит за тем, чтобы никто не воспользовался его положением и не нанес тем самым тяжелый ущерб.

Отдел обеспечения процедур банкротства действует согласно установленному законодательству – он гарантирует должнику, что судебное разбирательство будет проходить согласно законам и его дальнейшей жизни не будет нанесен сильный ущерб. Все меры управления направлены на поддержание принимаемых судом мер – они регулируются как во время самого разбирательства, так и после начала одного из этапов признания неплатежеспособности.

от 30 сентября 2015 года N ММВ-7-8/428@

Об утверждении положений об управлении обеспечения процедур банкротства и управлении по работе с задолженностью Федеральной налоговой службы

(с изменениями на 6 апреля 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с приказом ФНС России от 17.09.2015 N ММВ-7-4/396@ "О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы"

1. Утвердить Положение об Управлении обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от 30 сентября 2015 года N ММВ-7-8/428@

Положение об Управлении обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы

(с изменениями на 1 февраля 2018 года)

1. Общие положения

1.1. Управление обеспечения процедур банкротства (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи Управления

Основными задачами Управления являются:

2.1. Методологическое и организационное обеспечение, координация работы налоговых органов по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

2.2. Организация, координация и участие в работе налоговых органов с налогоплательщиками с повышенным риском угрозы банкротства.

2.3. Осуществление контроля качества работы налоговых органов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

2.4. Эффективное внедрение, обеспечение стабильной работы и результативности технологических процессов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, и закрепленных за Управлением решением руководителя Федеральной налоговой службы.

3. Основные функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

3.1. Разрабатывает нормативные документы и осуществляет методологическое обеспечение деятельности налоговых органов по вопросам:

представления интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве;

привлечения контролирующих должника лиц и руководителя должника к субсидиарной ответственности по его обязательствам;

взыскания убытков, причиненных неправомерными действиями арбитражных управляющих;

ведения информационных ресурсов, форм статистической налоговой отчетности по вопросам обеспечения процедур банкротства.

3.2. Участвует в рассмотрении заявлений и согласовании решений об отсрочке или рассрочке в связи с угрозой возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.

3.3. Организует и координирует работу налоговых органов, осуществляет в установленном порядке функции уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве (за исключением дел о банкротстве и процедур банкротства в отношении стратегических предприятий и организаций, а также предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса), в том числе:

1) обеспечивает в части компетенции центрального аппарата Службы согласование позиции уполномоченного органа в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве:

в части перехода к иной процедуре, применяемой в деле о банкротстве;

по вопросам заключения мирового соглашения;

по вопросам привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, взыскания убытков, оспаривания сделок, предъявления гражданских исков с целью возмещения вреда, причиненного преступлением;

погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом требований к должнику;

2) обеспечивает контроль погашения задолженности в отношении организаций, отнесенных к 1 группе, а также непосредственно участвует в установленном порядке в судебных заседаниях и собраниях кредиторов при выполнении функций уполномоченного органа, представляющего требования об уплате обязательных платежей в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФНС России от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/663@.

3.4. Принимает участие в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.5. Организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, с органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, судебными органами, а также иными органами и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.6. Формирует методологию контроля за единообразным применением налоговыми органами законодательных и иных нормативных актов, методических рекомендаций по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.7. Непосредственно координирует и контролирует работу по обеспечению поступления в бюджет сумм обязательных платежей по налогоплательщикам с суммами доначислений (предполагаемых доначислений) свыше 300 миллионов рублей, в отношении которых имеется угроза возникновения признаков банкротства по согласованию с Управлением по работе с задолженностью, в том числе по:

участию в установленном порядке в инициировании и планировании проведения выездных налоговых проверок;

участию в координации проведения выездных налоговых проверок в целях обеспечения сбора необходимой доказательной базы для использования в делах о банкротстве и процедурах банкротства, выработки мер по недопущению уклонения от уплаты задолженности до введения процедур банкротства, в том числе для применения обеспечительных мер;

участию в представлении интересов Службы в судах и организации работы налоговых органов в судах при представлении ими интересов Российской Федерации по делам с участием указанных налогоплательщиков;

участию в выработке позиции по рассмотрению в досудебном порядке жалоб указанных налогоплательщиков;

применению мер принудительного взыскания, обеспечительных мер, согласованию предоставления отсрочки, рассрочки в связи с угрозой возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога и осуществлению иных мер по урегулированию задолженности;

взаимодействию с правоохранительными, контрольными и надзорными органами, инициированию привлечения к уголовной и административной ответственности должностных лиц налогоплательщиков и иных лиц.

3.8. Принимает участие в работе межведомственных комиссий и рабочих групп, создаваемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, а также межведомственными решениями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.9. Участвует в собраниях кредиторов, заседаниях комитета кредиторов, судебных заседаниях по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.10. Анализирует практику рассмотрения в судах споров по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.11. Разрабатывает проекты форм статистической отчетности для обеспечения мониторинга результатов работы по вопросам, относящимся к компетенции Управления. Анализирует данные статистической отчетности.

3.12. Анализирует и обобщает имеющийся зарубежный опыт и разрабатывает предложения по совершенствованию работы налоговых органов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.13. Взаимодействует с саморегулируемыми организациями, Росреестром и иными государственными органами, выполняющими контрольные и (или) надзорные функции, с целью принятия мер, направленных на пресечение нарушений арбитражными управляющими действующего законодательства Российской Федерации в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (за исключением дел о банкротстве и процедур банкротства в отношении стратегических предприятий и организаций, а также предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса).

3.14. Осуществляет выбор саморегулируемых организаций арбитражных управляющих для представления кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФНС России от 13.12.2013 N ММВ-7-8/594@.

3.15. Осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением территориальными налоговыми органами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов и внутренних документов Службы в части возложенных на Управление задач и функций.

3.16. Осуществляет методическую деятельность по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.17. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.18. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение ведения специализированных информационных ресурсов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.19. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

3.20. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.

3.21. Участвует в установленном порядке в инициировании проведения тематических аудиторских проверок по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.22. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, осуществляет их передачу на архивное хранение.

3.23. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных органов Службы к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.24. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.25. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны.

3.26. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.

3.27. Участвует в организации внутреннего контроля деятельности территориальных налоговых органов в части обеспечения его методологического сопровождения по направлениям деятельности, относящимся к компетенции Управления, в том числе в разработке методических документов и технологических решений по организации системы внутреннего контроля.

3.28. Участвует в обучении работников налоговых органов, проведении совещаний, семинаров и оказывает практическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.29. Обеспечивает базовый, расширенный и специальный уровни профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих в области информационно-коммуникационных технологий в части деятельности Управления.

3.30. Участвует в планировании и организации обучения государственных гражданских служащих в рамках своей компетенции.

3.31. Осуществляет методологическое сопровождение формирования управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации сводных первичных документов для целей ведения бюджетного учета администрируемых ФНС России доходов (Реестр сумм списанной задолженности, нереальной к взысканию, Реестр сумм задолженности по доходам бюджетов, администрируемых ФНС России).

3.32. Осуществляет анализ показателей дебиторской и кредиторской задолженности по администрируемым ФНС России доходам, а также причин ее роста и снижения.

Пункты 3.31 - 3.32 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 3.33-3.34 настоящей редакции - приказ ФНС России от 1 февраля 2018 года N ММВ-7-8/66@.

3.33. Обеспечивает своевременное рассмотрение предложений, заявлений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.34. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы в соответствии с действующим законодательством.

4. Права при реализации основных функций Управления

4.1. Управление для осуществления своих основных функций имеет право:

В статье пойдет речь о том, как проходит банкротство юридических лиц налоговой инспекцией . После прочтения информации вам станет понятно, что надо делать, если фискальная служба требует провести несостоятельность коммерческой организации.

Можно привести следующий способ, который может помочь убедить налоговиков не подавать на банкротство компании. Проблемный плательщик может показать документы, на основании которых будет понятно, что он может погасить задолженность перед налоговиками за счет получения собственной дебиторской задолженности. Важно, чтобы «дебиторка» была больше фискальной задолженности. Также необходимо, чтобы был план оплаты долга. Нужно еще отметить, что судебное решение по требованию получения просроченного обязательства, скорее всего, не является верным обоснованием для налоговой инстанции. В качестве примера можно привести случай, когда компания выиграла в арбитраже иск, по которому тот принял решение в пользу должника, присудив взыскание дебиторской задолженности.

Правда, необходимо понимать, что фискальные службы могут обжаловать данный вердикт. Основанием здесь выступает то, что выполнение обязательства по гашению «дебиторки» — это лишь вероятность, которая может не наступить. Кроме того возникает вопрос: входят ли суммы штрафных санкций в сам долг перед ФНС. На это юристы отвечают, что берется в расчет только основной долг.

Они также поясняют, что иск по поводу несостоятельности юридического лица со стороны налоговой инстанции может быть удовлетворен лишь в том случае, когда перед этим было принято судебное решение о погашении финансовых обязательств за счет собственности плательщика. На эту процедуру закон дает 30 дней, а если она не реализуется в течение этого срока, только после этого ФНС может инициировать дело о неплатежеспособности налогового плательщика.

Банкротство юридических лиц налоговой инспекцией

Еще раз повторим – налоговики могут начать проведение процедуры несостоятельности только спустя месяц после принятия судебного вердикта. Но в том случае, когда не исполняются денежные обязательства контрагента. Если говорить про законодательство, то об этом говорит правительственное постановление №257 от 29.05.2004, которое включает в себя порядок проведения процедуры банкротства в интересах Российской Федерации как кредитора.

Этот нормативно-правовой акт указывает на период до трех месяцев, в соответствии с которым ФНС нужно принять решение о подачи заявления в арбитражный суд о начале несостоятельности в отношении определенного юридического лица. Кстати нужно упомянуть, что критерием проблемного должника является основной признак – это сумма в триста тысяч рублей по денежным обязательствам перед кредиторами. Также нужно выделить федеральный закон №127 о банкротстве, в котором вы можете найти много полезной информации об этой процедуре касательно коммерческих организаций.

Банкротство юридических лиц с долгами перед налоговой

ФНС имеет все полномочия исполнительной власти Российской Федерации, поэтому налоговый орган может собрать всю информацию об обязательных платежах должника, например, перед Фондом социального страхования и Пенсионным фондом. Сумма задолженности, указанная выше, относится также к платежам в пользу этих органов власти. Когда налоговая служба подает иск о несостоятельности компании из-за неуплаты налогов, ей также нужно проинформировать ФСС и ПФР об этом факте. По ее запросу эти государственные структуры должны предоставить данные о размере обязательств определенной компании перед ними. Пожалуйста, учитывайте эту информацию, когда вы соприкасаетесь с ФНС.

Далее налоговики объединяют полученную информацию от организаций и отправляют в арбитраж, который уже включает в список требований бенефициаров задолженности. Опытные юристы говорят, если юридическое лицо не оплатило обязательные платежи в сумме больше трехсот тысяч рублей в течение 90 дней, то налоговая служба в соответствии с законодательством обязана подать иск о несостоятельности коммерческой организации.

Кстати, для информации – для ИП сумма долга, при которой ФНС инициирует банкротство предпринимателя, составляет не менее полумиллиона рублей. Также причиной для проведения данной процедуры может являться неуплата налоговых платежей как агента. Об этом говорят комментарии Верховного суда, которые разъясняют этот аспект. Но, как говорят эксперты, это право, а не обязанность налоговиков.

Налоговая подает на банкротство юридического лица

В этом случае ФНС опирается на правительственное постановление №257. Оно указывает на то, что фискальные органы могут подать иск о несостоятельности компании в судебный орган не позже трех месяцев с момента получения службой приставов арбитражного решения о реализации требований по уплате обязательных платежей на основе собственности злостного неплательщика.

Налоговая служба обязана инициировать банкротство не позже пяти рабочих дней с момента резолюции по данному вопросу. Но, как указывает Верховный суд, это не обязательные сроки, и они имеют смысл, скорее всего, организационного вида. Поясним – если ФНС «забыла» про девяносто дней, то это не помешает ей в дальнейшем инициировать банкротство определенной компании.

Налоговая проверка при банкротстве юридического лица

Коммерческие организации планируют проходить процедуру неплатежеспособности, чтобы урегулировать вопросы, связанные с ведением их деятельности. Считается, что это также неплохой метод не попасть под внимание фискальных органов, так как налоговики чаще всего не любят совершать проверки предбанкротных компаний – в этом случае получить с них задолженность по обязательным платежам представляется маловероятной.

Но есть исключения, когда ФНС все-таки назначает проверки, так как в соответствии с законодательством может совершать ревизии касательно компаний, имеющих экономические проблемы. Но в каких же случаях налоговики все-таки могут придти к руководству компаний? Здесь должно совпасть несколько факторов. Давайте перейдем к анализу этой ситуации.

Как ведет себя налоговая при банкротстве юридических лиц

После того, как фискальный орган узнает, что коммерческая организация подала заявление на получение статуса неплатежеспособности, ей нужно принять решение о проведении проверки в отношении данной компании. Но в целом возможности ФНС ограничены, так как она является кредитором третьей очереди, а это значит, что у нее будет небольшая мотивация проверять будущего банкрота. Собрание бенефициаров задолженности также не может помочь налоговому органу как-то воздействовать на юридическое лицо-должника.

К каким же процедурам банкротства юридических лиц налоговая может участвовать? Надо сказать, что финансовые претензия ФНС часто не включаются в список бенефициаров долгов при проведении процедуры несостоятельности. А это означает, что возможность получения налоговых сборов от предбанкротного плательщика уменьшается. Это связано с тем, что фискальные работники не укладываются в сроки подачи финансовых требований, чтобы они были учтены арбитражным судом. Чтобы не ухудшать свою статистику по сбору налоговых платежей, специалисты могут через какое-то время отменить ревизию юридического лица, которая была ранее назначена. Но, если отвечать на вышеуказанный вопрос о процедуре, то это можно употребить только на стадии конкурсного производства.

Когда компания работает и дальше, выполняя свои финансовые обязательства по платежам, и находится на этапах реструктуризации своей деятельности, такие ревизии могут в полной мере осуществляться Федеральной Налоговой Службой. Это нужно усвоить каждому руководителю своей организации.

Кроме того, когда коммерческая организация проходит процедуру банкротства, и выясняется, что у нее большой долг по обязательным платежам перед налоговыми органами, то это увеличивает вероятность осуществления камеральной проверки службой. В другом случае, как уже писалось, это будет маловероятно, так как отсутствует большая мотивация у ФНС.

Еще один способ, чтобы к вам не пришла налоговая, заключается в том, что можно также провести мероприятие, аналогичное закрытию предприятия. В данном случае имеется в виду такая процедура как реорганизация предприятия.

Какие сроки проверок устанавливает налоговая при процедурах банкротства юридических лиц

В соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации ревизионная деятельность фискального органа проводится в течение двух месяцах, в крайних случаях – три месяца. Если говорить про обычную практику, то сроки могут быть добавлены из-за некоторых приостановок процесса проверки. Также фискальные работники имеют право на составление документа, включающего детали ревизии, в течение шестидесяти дней. Этот акт будет показан плательщику, который может обжаловать его тоже в течение двух месяцев. Это важные уточнения по срокам, о которых не стоит забывать.

Если посчитать время от начального периода ревизионной деятельности до исполнения решения по оплате обязательных платежей, то может пройти срок не меньше шести месяцев, а на практике намного дольше.

Но нужно сказать, что обычно налоговики будут включены в реестр кредиторов только, когда прошло не больше тридцати дней с момента размещения сообщения о несостоятельности коммерческой организации-должника в средствах массовой информации. Только в этом случае ФНС может участвовать в выборе финансового специалиста как посредника между кредиторами и неплательщиком, а также влиять на установление определенной процедуры неплатежеспособности.

Как проходит ревизия налоговой при банкротстве юридических лиц

Такая проверка осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом, на что указывает статья 88. Чтобы ее провести, не требуется позволение руководителей коммерческой организации или ФНС. В процессе ревизии происходит анализ финансовых документов компании. При необходимости налоговые сотрудники могут потребовать объяснений, например, по поводу бухгалтерскому балансу. Также нужно ожидать, что они будут запрашивать другие документы для анализа положения налогоплательщика.

Все запросы фискального органа по поводу найденных несоответствий в бухгалтерском учете должны удовлетворяться в течение пяти дней, когда коммерческая организация получила эти извещения.

Когда юридическое лицо проходит банкротство юридических лиц налоговой инспекцией , ФНС может привлекать третьих лиц, которые будут помогать осуществлять ревизию положения предприятия. При этом проверяемое лицо может об этом и не узнать, пока не получит документ с полученными данными в ходе анализа компании.

Как проходит камеральная проверка при неплатежеспособности юридического лица

Она осуществляется на территории фискального органа, то есть работники не делают выезд на место компании-должника. В этом случае налоговики проводят анализ документов, предоставленных предприятием, и в случае необходимости уточняют у должника информацию.

Но как же избежать этой процедуры налогоплательщику? Здесь должно совпасть несколько факторов. Во-первых, компания всегда в срок сдавала отчетность, что говорит об ее ответственном отношении. Во-вторых, у нее не было дебиторский и кредиторской задолженности. В-третьих, предприятие предоставляло ФНС отчет с нулевым балансом. В-четвертых, юридическое лицо имеет одного владельца, то есть учредителя. И последнее – банкротящаяся компания не осуществляла работу в течение трех лет.

Как осуществляется ревизия налоговой при банкротстве юридических лиц на месте предприятия

Если говорить про законы, то они не предусматривают выездную ревизию, так как под проверкой имеется в виду такая процедура на месте коммерческой организации. Чтобы она осуществилась, нужно получить разрешение руководителя фискального органа. При этом топ-менеджмент компании-должника или финансовый управляющий должны содействовать налоговым работникам в их работе на территории предприятия, чтобы те могли надлежащим образом провести осмотр и анализ финансовых документов. Кстати должник также имеет право, по которому ему должны предоставить понятых при осмотре и изъятии документации. Указанная информация может быть очень полезна для финансовых руководителей коммерческой организации – возьмите ее на вооружение.

Возникает вопрос, что произойдет с ревизией, когда в процессе осуществления компания-должник начнет проходить процедуру несостоятельности? Проверка будет проходить, как заявлено в соответствии с законодательством, но теперь требования ФНС будут удовлетворены только после включения последних в список кредиторов.

Осуществляется ли контроль налоговиками, когда предприятие проходит банкротство

Как уже указывалось, фискальные органы осуществляют ревизию компании в обычном порядке даже при процессе получения статуса неплатежеспособности. Также в ходе данной процедуры в управлении компании уже не участвует топ-менеджмент предприятия – теперь это прерогатива арбитражного управляющего. Поэтому ФНС направляет свои запросы по новым данным только через него в соответствии с российским законодательством. Именно суд назначает этого специалиста и определяет его полномочия.

Так как налоговые обязательные платежи являются требованиями третьей очереди, очень маловероятно, что компания удовлетворит эти претензии. Поэтому после реализации имущества предприятия его долги будут считаться погашенными. Но ФНС может попытаться решить эту проблему нижеуказанным способом.

Она может подать в суд на руководителей и владельцев проблемной коммерческой организации, чтобы их привлекли к субсидиарной ответственности. Особенно, если выяснится, что это было умышленное банкротство. Потому что нежелание платить налоги в нашей стране являются уголовным преступлением. Когда фискальная ревизия заканчивается, создается акт о налоговых нарушениях, после чего ФНС решает привлечь должника к дополнительной оплате налоговых платежей, а если компания этого не делает, то налоговики передают дело в МВД, которое уже может привлечь топ-менеджмент к уголовной ответственности и возбудить дело в их отношении.

Что включают в себя итоги ревизии налоговой службой

При окончании проведенной проверки налоговая служба может указать банкротной компании на некоторые нарушения, которые обычно встречаются в ходе анализа финансовой документации. Отсутствие ошибок обычно на практике попадается не часто.

Далее ФНС составляют документ о найденных нарушениях и представляют этот акт должнику. Компания имеет право подать жалобу в арбитраж, но если это не будет сделано, фискальный орган потом потребует оплатить недоимку по обязательным платежам. Но, когда идет речь о юридическом лице, которое проходит процедуру несостоятельности, она может потребовать, чтобы неуплаченные налоговые долги были включены в список требований бенефициаров долга. При этом налоговая должна успеть подать в суд на включение своей организации в реестр конкурсных кредиторов.

ФНС подает на банкротство компании: что делать

Эксперты отмечают, что фискальная служба может применять некоторые способы, чтобы получать недоимки по налоговым платежам. Например, она осуществляет ревизию на территории потенциального банкрота, после которой находит факты, что предприятие получало необоснованную налоговую прибыль. Далее налоговая подает иск в арбитраж, чтобы тот признал компанию несостоятельной, а также привлек топ-менеджмент предприятия к дополнительной ответственности по финансовым обязательствам проблемной коммерческой организации. Такая схема, по словам юристов, все чаще действует в последнее время. Возможно, эта информация пригодится руководителям и владельцам компаний, проходящих процесс неплатежеспособности.

Следовательно, можно сказать, что при таком способе Федеральная Налоговая Служба играет на упреждение, чтобы некоторые плательщики по налогам и сборам не могли подавать на банкротство в ходе реализации фискальной ревизии и содействовали налоговикам в этой процедуре. Так как несогласие компаний, очевидно, формирует определенную судебную практику в пользу последних. Далее будет рассмотрен конкретный порядок действий со стороны ФНС, который должен знать каждый руководитель предприятия, чтобы не допустить риска банкротства со стороны налоговой службы.

Давайте разберем следующую последовательность, которую осуществляет служба при взаимодействии с коммерческой организацией:

  • Фискальный орган предупреждает предприятие, что он будет проводить ревизию на территории предприятия. Цель налоговой проверки – это выявление необоснованной налоговой выгоды, после которой ФНС будет привлекать владельцев компании к административной и уголовной ответственности, если те не погасят задолженность по обязательным платежам в короткий срок;
  • Далее налоговики решают привлечь плательщика по налогам к уплате дополнительной недоимки в качестве доначисления после проведенной ревизии. При этом это решение должен утвердить арбитраж первой или второй инстанции;
  • ФНС выставляет требование о погашении задолженности и в необходимом случае обращается к службе судебных приставов о взыскании долга;
  • После этого налоговики подают иск в суд о банкротстве юридического лица;
  • В то же время по другому иску привлекается топ-менеджмент и владельцы бизнесе к субсидиарной ответственности.

Компания ЮрлексПроф может помочь пройти банкротство на ваших условиях, чтобы максимально были списаны долги по обязательным платежам. Наши профессиональные юристы имеют обширный опыт и сделают все, чтобы ваша проблема была решена в короткий срок. Закажите услугу уже сейчас, и жизнь должника начнется с новой точки без больших финансовых обязательств.

Читайте также: