Отдел анализа и планирования налоговых проверок

Опубликовано: 12.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


За 9 месяцев 2017 года в России проведено 13 516 выездных налоговых проверок (ВНП) юридических лиц. Лишь 128 из них закончились «без выявленных нарушений». Несложно посчитать, что точность выхода инспекторов на проверку составляет 99 %.

Данный показатель эффективности налогового контроля остаётся неизменным на протяжении нескольких лет, при этом количество ВНП постоянно сокращается. Например, в далёком 2012 году было проведено свыше 45 тыс. выездных проверки юридических лиц, то есть в 3 раза больше.

Что касается размера доначисленных налогов, то в в том же 2012 году средняя сумма на одну ВНП составляла 6,5 млн. рублей, а в 2017 — уже 12,5 млн. Эти факты свидетельствуют о том, что ФНС с каждым годом всё избирательнее подходит к проведению проверок.

Что же позволяет добиваться более высокой эффективности? На официальном языке это звучит так: «общее количество проверок сократилось. что обусловлено „точечным“ подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок. ».

Переводя на «русский», это значит, что инспекторы смогли воспользоваться техническим потенциалом ФНС, заложенным еще несколько лет назад. Большая часть работы (70-80 %), необходимой для налогового контроля, проводится именно в процессе предпроверочного анализа и ложится в основу акта налоговой проверки.

Предпроверочный анализ — это своего рода негласное исследование информации о налогоплательщике, посредством которого налоговая определяет для себя целесообразность выхода на ВНП. Налоговый аналитик с помощью специальных технологий и инструментов собирает и обобщает информацию которая позволяет ещё до назначения проверки составить представление о деятельности налогоплательщика и обнаружить «проблемные места». При этом предпроверочный анализ направлен не только на выявление нарушений законодательства. Важно понять, не является ли потенциальный проверяемый анонимной структурой и есть ли перспектива реального взыскания доначисленных налогов и штрафов.

1. Заключение по результатам предпроверочного анализа

  • Основные сведения о налогоплательщике (кроме формальных данных типа даты и адреса регистрации, здесь приводятся сведения об учредителях и их участии в других юр.лицах, их доходах и источниках таких доходов, круга выявленных взаимозависимых лиц, составе имущества как руководителей и учредителей, так и самой компании);
  • Общая оценка финансово-хозяйственной деятельности (анализ и оценка данных бухгалтерской и налоговой отчетности, их положительная или отрицательная динамика, анализ состава кредиторской задолженности, правильность формирования затрат, сопоставляются налоговые базы по прямым и косвенным налогам, отдельно анализируются имущественный и транспортный налог);
  • Оценка по критериям риска (табличная форма, основана на 12-ти критериях риска в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.07г. №ММ-3-06/333, эти критерии вы можете найти на сайте www.nalog.ru);
  • Сведения из информационных ресурсов и прочих источников (почти два десятка ПИК — поисково-информационных комплексов, специальные инструменты анализа информации и открытые источники. но об этом ниже);
  • Сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля (на самом деле в этом разделе не только данные о результативности камеральных и выездных проверках налогоплательщика в предыдущие периоды, но и данные из банков. Именно информация по движению денежных средств по счетам ложится в основу построения блок-схемы участников группы компаний, выявления источников изъятия наличных денежных средств. Кроме того компании из блок-схемы анализируются на предмет анонимности и транзитности деятельности с приведением данных их налоговой отчётности. Здесь же приводится информация о встречных проверках контрагентов и контрагентов контрагентов);
  • Выводы (разумеется речь идет о выводах целесообразности проведения ВНП, составе проверяющих, мероприятиях, которые необходимо провести в рамках ВНП, сумме потенциальных доначислений, реальности их взыскания, а также о необходимости включения в состав проверяющих оперативных сотрудников органов внутренних дел).
Теперь разберём процесс предпроверочного анализа на примере некой организации, попавшей под прицел налогового органа. Назовём её — ООО «А».

2. Первичный отбор

Первичный отбор кандидатов для ВНП проводят программы.

ВНП-отбор. Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Её задача — проанализировать компанию по ряду критериев. Интересно, что компании сравниваются с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. Таким образом, если в качестве основного вида деятельности указана оптовая торговля, а в реальности организация занимается производством, её показатели всё равно будут сопоставляться с другими оптовиками, по сравнению с которыми налоговая нагрузка производственников выгодно отличается. Но, зачастую, бывает всё с точностью до наоборот.

ВНП-Отбор проставляет баллы. Своего рода чёрные камушки в мешочке добрых дел налогоплательщика. При определенном количестве набранных баллов система рекомендует налогоплательщика к проверке.

Среди других программных комплексов назовём:
СУР АСК НДС-2 и АСК НДС-2. Аббревиатура СУР означает: система управления рисками (налоговыми).

Суть работы программ сводится к выявлению налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми.
Первая программа автоматически делит всех налогоплательщиков на три категории:
а) низкий налоговый риск (платят НДС, не взаимодействуют с потенциальными однодневками, имеют средства/ресурсы для ведения деятельности);
б) высокий налоговый риск (не платят НДС либо платят его в минимальном размере, в составе контрагентов имеются потенциальные однодневки, отсутствуют ресурсы для реальной деятельности);
в) средний налоговый риск (не попали в вышеуказанные категории).

Знаменитая АСК НДС-2 ищет разрывы в цепочках уплаты НДС. Сведения из отчётности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его контрагентов. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании (направляет требование дать пояснения). Иными словами, АСК НДС-2 ищет так называемые «чёрные дыры» — некие структуры (связанные между собой организаций), внутри которых отсутствует источник возмещения НДС, и определяет, насколько близок потенциальный проверяемый к такой «чёрной дыре».

По результатам работы этих двух программ вырисовывается примерно следующая картина:

56654

Из неё видно, что ООО «А» имеет связь с цепочкой «проблемных» контрагентов. Произошло это случайно или же компания реально использует их для целей агрессивной оптимизации НДС — неважно. СУР в любом случае подсветит ООО «А» жёлтым или красным цветом (средний или высокий уровень налогового риска). Представим, что так и произошло. АСК определил средний уровень риска, а ВНП-отбор предложила проверить ООО «А». Что происходит дальше?

Налоговые инспекторы анализируют досье компании, которое содержится в АИС «Налог 3». В том числе рассматривают движение средств по счетам, наличие имущества у компании, состав руководителей и учредителей (участников) их доходы, а также личное имущество и имущество членов их семей.

В данном случае задача понять, есть ли смысл выходить на проверку, ведь доначислить налог — это пол дела, его ещё нужно взыскать за счёт чего-то. В рассматриваемой ситуации, поскольку компания реально ведёт деятельность, потенциал для взыскания есть.

Отдельно упомянем ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации) — роботизированный помощник, позволяющий наглядно отследить данные по взаимозависимости, участию учредителей в других юр.лицах, источникам доходов и т.д.

Однако «сито» программных комплексов остается слишком широким, чтобы довериться только ему. Получив заключение о наличии перспективы для проведения выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика, сотрудники отдела предпроверочного анализа переходят к «ручной» его части.

3. «Ручной» анализ

  • поиск связей с «проблемными» контрагентами (в целях агрессивной оптимизации НДС и получения наличных);
  • выявление подконтрольных субъектов на УСН и признаков искусственного дробления (в целях минимизации налога на прибыль и получения наличных).
И здесь на помощь опять приходят информационные базы, например, ПИК «Однодневка» — специальный реестр организаций, имеющих признаки анонимных структур. С их помощью инспектор с пристрастием анализирует конкретных контрагентов ООО «А» и сделки с ними, разыскивая потенциальные «компании-однодневки». Предположим, что инспектор такого нашёл. После он принимается за контрагентов «проблемного» поставщика, а затем контрагентов контрагента и так далее. Размотав цепочку до конца, перед налоговой откроется вся разветвлённая сеть «проблемных» контрагентов с которой связан проверяемый. А после анализа сделок с такими «партнёрами» инспектор подсчитает минимальную сумму налога к доначислению.

Имея на руках такие сведения, очевидными становятся два момента: основания для доначисления налогов ООО «А» точно есть; двигаться налоговой во время ВНП нужно в направлении выявленных «однодневок» и сделок с ними.

Специальные системы
Системы Fira.Pro и СПАРК. С их помощью устанавливаются связи субъектов через учредителей, руководителей, адреса, интернет сайты и номера телефонов. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться.

Открытые источники
Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа компаний . », «Президент группы компаний . », «Холдинг . » и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу.

Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.. Фотографии с корпоративов тоже смотрят. Поэтому есть смысл сопоставить для себя ваш официальный статус в бизнесе и позирование на фоне шумной компании сотрудников.

Отдельного упоминания заслуживает сайт www.arbitr.ru. Редко кто из налогоплательщиков правильно отвечает на вопрос, что именно ищет инспектор в картотеке арбитражных дел. А ответ на поверхности. Задайте себе вопрос: участвовали ли компании вашего бизнеса хоть раз в арбитражном процессе (неважно в каком статусе)? Лишь 5% никогда не бывали в арбитражном суде. Таким образом, если контрагенты проверяемого налогоплательщика отсутствуют в базе данных арбитража, вывод напрашивается сам собой. Скорее всего это анонимная структура.

Запрос информации
Определив потенциальных взаимозависимых лиц, проверяющий запросит у банка информацию по расчётным счетам ООО «А» (как действующим, так и закрытым) и посмотрит, проходили ли какие-либо платежи между такими субъектами.

Предположим, что в данном плане к ООО «А» не подкопаться. Однако, после внимательного изучения выписки по счёту, налоговый инспектор обнаружил периодические платежи в адрес некого ИП. Запросив вписку с расчётного счёта предпринимателя, инспектор видит, что полученные от ООО «А» средства тот сразу же переводит на свой счёт физ лица в полном объёме. Такое поведение свидетельствует о транзитном характере операций между ООО «А» и ИП.

Инспектор не останавливается на достигнутом и направляет новый запрос в банк с просьбой предоставить информацию по IP и MAC адресам ООО «А» и ИП, которые фиксируются кредитной организацией при каждом входе клиента в интернет-банк. Банк запрашиваемую информацию предоставляет и тут открывается новый любопытный факт: IP и MAC адреса ООО «А» и ИП совпадают, а значит управление расчётными счетами этих субъектов осуществляется с одного компьютера (из одного места).

Подобные совпадения свидетельствуют о том, что ИП контролируется компанией, следовательно, есть возможность исключить платежи в адрес ИП из расходов ООО «А» и доначислить налог на прибыль.

Обращаем ваше внимание и на то, что такие данные запрашиваются не только по действующим, но и уже закрытым счетам. Поэтому если вдруг пришло озарение, что несколько счетов управляются с одного IP-адреса, то закрывать их и открывать новые бессмысленно в большинстве случаев. Лучше найти этому логичное объяснение. Либо перейти к более кардинальным действиям.

Вторая направлена на соотнесение доходов руководства и их уровня жизни. Если инспектор выявит, что руководитель компании имеет в собственности Rolls-Royce и особняк в 500 м2, при этом его доходы составляют 150 000 рублей, вывод будет однозначным: деньги из компании «А» выводятся. Остается понять как именно.

Встречаются и вовсе нетривиальные запросы. Есть практика предпроверочных анализов производственных компаний, где инспектор соотнёс данные заявленных объемов производства в бухгалтерской и налоговой отчётности с аналогичными данными, поданными налогоплательщиком при согласовании зоны отчуждения с природоохранными органами.

Архив
Дополнительно, в рамках предпроверочного анализа, будут подняты все пояснения и ответы на требования налогоплательщика. Напомним, что порядок работы с архивной документацией в ФНС также изменился. Ранее пояснения налогоплательщиков складывали в большую пыльную коробку и отправляли в архив, откуда поднять их было практически нереально. Сейчас же они хранятся в электронном виде в АИС «Налог-3», так что достать их не составит большого труда.

Проделав вышеописанную работу, отдел предпроверочного анализа резюмирует:

  • рекомендуем провести выездную налоговую проверку;
  • по результатам ВНП минимальное доначисление налога на добавленную стоимость составит X рублей; минимальное доначисление налога на прибыль составит Y рублей;
  • в рамках подготовки к ВНП провести следующие мероприятия: .
  • в рамках ВНП запросить документы по сделкам с контрагентами . ; провести следующие мероприятия: .

4. Особенности выхода на ВНП

Такая «политика» обречена на провал. Во-первых, налоговая служба не будет выжидать три года, чтобы выйти на проверку. НДС сдаётся поквартально, если есть основания провести ВНП, придут, проверят, доначислят. Во-вторых, на сегодняшний день судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения к ответственности компаний-клонов проверенных налогоплательщиков. Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, мы даём налоговому органу железобетонное основание привлечь её по долгам старой как взаимозависимую структуру.

Показатели эффективности
Налоговые инспекторы, проводящие ВНП, имеют свой KPI, что на первый взгляд может показаться странным. Более того, любой причастный к проверкам сотрудник налоговой будет отрицать существование каких-либо показателей эффективности. Однако мы с вами понимаем, что проведение проверки чего-то стоит бюджету и, как минимум, должно окупаться.

KPI налогового инспектора при ВНП определяется как сумма доначисленного и, внимание, взысканного налога. Для городов-миллионников минимальный показатель составляет 5 млн. руб. (для Москвы 11 млн.). Таким образом, если по результатам предпроверочного анализа сумма к доначислению оставит менее 5 млн., проведение ВНП скорее всего отложат «до лучших времён».

«Портрет» проверяемого
Пожалуй, основным критерием, по которому налоговый орган отбирает проверяемых — это размер бизнеса (для ФНС — это размер выручки). Малый бизнес (с выручкой до 100 млн.) менее интересен с точки зрения проверяющих. В этой связи для среднего бизнеса есть оптимальная стратегия — стать малым (в глазах ИФНС). Хотя и из этого правила встречаются исключения.

Нечего взять
Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа анализируется имущественное положение компании, её учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей. Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Ну, и напоследок. Выводы, так сказать.

Первое, что надо уяснить для себя. Если вы получили решение о назначении ВНП, то вопроса о том, найдут ли у вас нарушения, не стоит. Их уже нашли.

Второе. Размер потенциальных доначислений в 99% случаев выше минимального порога привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов по ст.ст. 198, 199 УК РФ, чтобы там СМИ не писали про либерализацию в сфере предпринимательской деятельности.

Третье. У налоговых органов в арсенале есть специальные средства взыскания выявленной недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц. А также в процедуре банкротства. Сами доначисления никого не интересуют, главное — реальность взыскания. Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности вашего бизнеса (группы компаний).

И последнее. Проверка раз в три года — просто миф. Причем очень старый. Весь комплекс камеральных мероприятий (и предпроверочного анализа и камеральных проверок) направлен на скорость. На скорость реакции ФНС относительно возможных налоговых нарушений со стороны налогоплательщиков.

Работа налогового органа по формированию информационного массива данных о налогоплательщиках. Камеральный анализ налоговых деклараций. Комплексный анализ основных финансовых показателей деятельности организаций. Планирование выездных налоговых проверок.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 12.08.2009
Размер файла 18,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

В настоящее время МНС России установлен единый порядок работы налоговых органов по планированию и подготовке выездных налоговых проверок.

Планирование выездных налоговых проверок *-- важный этап контрольной работы налоговой инспекции. Оно состоит в определении перечня объектов, подлежащих выездным налоговым проверкам в предстоящем квартале, сроков, объемов и категорий указанных проверок, ресурсов, необходимых для их проведения.

Предпроверочная подготовка -- это комплекс процедур, обеспечивающих углубленное изучение сотрудниками инспекции всей имеющейся информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на достижение наибольшей эффективности контрольной работы.

Важнейшие составные части процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок:

1. Формирование массива данных о налогоплательщиках.

2. Камеральная проверка и камеральный анализ налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также бухгалтерской отчетности.

3. Комплексный анализ основных показателей деятельности налогоплательщиков в отраслевом и территориальном разрезах.

4.Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок.

5.Предварительная подготовка предложений о категории выездной налоговой проверки, предполагаемых затратах времени на ее проведение, численности сотрудников инспекции, необходимых для проведения выездных налоговых проверок, необходимости привлечения к проверке специалистов правоохранительных и иных контролирующих органов.

6.Подготовка и утверждение планов выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

7.Предпроверочный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных налоговых проверок.

8.Подготовка перечня вопросов, подлежащих проверке.

Формирование массива данных о налогоплательщиках создается на основе имеющейся в налоговых органах информации о налогоплательщиках. Эти данные проходят предварительную обработку, систематизацию, сортировку с целью приведения их в форму, наиболее удобную для выбора объектов проверок.

Для правильного выбора объектов для проведения выездных проверок налоговым органам необходимо иметь максимально полную информацию о налогоплательщиках. Информация поступает как из внутренних, так и из внешних источников.

К информации из внутренних источников относятся сведения, полученные налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими контрольной работы:

1.База данных ЕГРН юридических и физических лиц, содержащая информацию об ИНН, адресах, учредителях, счетах в банках и других относительно стабильных параметрах налогоплательщиков.

2.База данных бухгалтерской и налоговой отчетности и результатов камеральных налоговых проверок, которая включает: данные бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов; информацию об учетной политике организации; результаты камерального анализа налоговой отчетности и другие подобные сведения.

3.Данные оперативно-бухгалтерского учета, т.е. сведения из карточек лицевых счетов налогоплательщиков: информация о налогоплательщиках, имеющих недоимку на протяжении ряда от четных периодов, о налогоплательщиках, заявивших о возврате из бюджета излишне уплаченных налогов, и др.

4.Результаты ранее проведенных выездных налоговых проверок: данные о характере выявленных налоговых правонарушений, суммах неуплаченных налогов в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий, а также о суммах налогов, исчисленных в завышенных размерах, суммах начисленных пеней и штрафов.

5. Информация о регистрации ККМ и результатах проверок соблюдения законодательства о применении ККМ в денежных расчетах с населением и правил учета выручки.

6. Информация, полученная из прочих внутренних источников, включающая сведения о претензионно-исковой деятельности налоговых органов и налогоплательщиков, сведения о должностных лицах организации-налогоплательщика, ответственных за ее финансово-хозяйственную деятельность, и др.

К информации из внешних источников относятся данные о налогоплательщиках, в том числе о нарушениях ими налогового законодательства, полученные налоговыми органами от других контролирующих и правоохранительных органов, сведения, полученные от органов государственной власти и местного самоуправ1ления, а также других юридических и физических лиц.

Результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование баз данных налоговых органов, содержащих информацию о каждом налогоплательщике, состоящем на учете в налоговом органе.

Работа налогового органа по формированию информационного массива данных о налогоплательщиках должна соответствовать следующим основным требованиям:

* непрерывность -- обеспечение постоянного сбора, фиксации обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

* систематизация --' поступающая информация группируется в разрезе каждого налогоплательщика;

* актуализация -- периодическое обновление массива информации с учетом вновь поступающих данных;

* полнота -- сбор и систематизация информации о налогоплательщиках с целью получения объема сведений, достаточного для принятия обоснованного решения о целесообразности отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

* достоверность -- обязательный предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел, сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников;

* рациональная система обработки и хранения информации --включение накопленной и новой информации о деятельности налогоплательщиков в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов.

Камеральный анализ налоговых деклараций позволяет сделать вывод о наличии повышенной вероятности совершения налогового правонарушения, дающей основание включить соответствующую организацию в план налоговых проверок.

Проведение камерального анализа состоит из следующих процедур:

1.Анализ своевременности представления плательщиками налоговых деклараций, а также своевременности уплаты налогов.

2.Проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления на логовой базы.

3.Проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода.

4.Увязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

5. Оценка бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

6.Анализ правомерности использования налоговых льгот.

7.Анализ состояния бухгалтерского и налогового учета в организации.

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по результатам камерального анализа бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций зависят от особенностей исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В то же время имеющиеся в инспекции данные анализируются комплексно, по всем налогам. Практика работы показывает, что такой подход существенно повышает вероятность обнаружения налоговых правонарушений.

На основе результатов камеральной налоговой проверки и анализа налоговой отчетности отдел камеральных проверок составляет заключение, содержащее рекомендации о выездных налоговых проверках соответствующих налогоплательщиков с обоснованием причин. Заключение подписывается начальником отдела камеральных проверок и передается в отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок. Оно является одним из оснований для включения налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах на предстоящий квартал.

Комплексный анализ основных финансовых показателей деятельности организаций в отраслевом и территориальном разрезах осуществляется налоговым органом периодически с учетом уровня его технической оснащенности.

В процессе анализа обеспечиваются:

* анализ и оценка динамики изменений основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков;

* сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности конкретной организации с показателями организаций аналогичной отрасли и со средними значениями показателей по отрасли;

* отбор организаций, анализ деятельности которых позволяет сделать вывод о наличии повышенной вероятности обнаружения налоговых правонарушений.

Приемы и методы такого анализа разрабатываются налоговой инспекцией самостоятельно, исходя из уровня технической оснащенности, особенностей обслуживаемой территории отраслевой принадлежности большинства налогоплательщиков, опыта и знаний работников.

По результатам анализа показателей деятельности налогоплательщиков работник отдела, ответственного за его проведение, готовит * заключение, содержащее рекомендацию об отборе соответствующих организаций для проведения выездных налоговых проверок с указанием оснований для этого. Указанное заключение передается в (отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок, и используется при формировании плана проведения выездных проверок на предстоящий квартал. Основная цель этапа отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок -- выделить для включения в план проверок на предстоящий квартал следующие категории налогоплательщиков:

* налогоплательщики, подлежащие обязательной проверке в соответствии с требованиями действующих законодательных и ; нормативных актов, инструкций и указаний МНС России, поручениями вышестоящих налоговых органов;

*налогоплательщики, выездная налоговая проверка которых с максимальной степенью вероятности обеспечит поступление в бюджет наибольшей суммы доначисленных налогов, а также пеней и налоговых санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах. Отбор проводится с учетом следующих принципов:

1. Обеспечение обязательного отбора для проведения выездных налоговых проверок следующих категорий налогоплательщиков:

*обязательность отбора которых следует из необходимости обеспечения установленной ст. 11 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.91 г. № 946-1 , периодичности проведения выездных проверок не реже одного раза в два года. В установленных указанной статьей случаях руководитель налогового органа, на учете в котором состоит налогоплательщик, может принять решение о непроведении выездной налоговой проверки этого плательщика в установленные сроки. Включению в план проверок подлежат организации, в отношении которых указанное решение не принято;

*обязательность отбора которых следует из поручений правоохранительных органов и вышестоящих налоговых органов.

*подлежащих ликвидации и реорганизации;

*необходимость проверки которых следует из мотивированных запросов других налоговых органов;

*представляющих отчетность об отсутствии деятельности и объектов обложения или не представляющих налоговую отчетность, в отношении которых у налогового органа имеется информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

2.Обеспечение эффективности использования ресурсов налоговых органов, т.е. достижение максимальных результатов выездных налоговых проверок при минимальных затратах ресурсов на их проведение. Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок должен быть направлен на выявление таких плательщиков, у которых вероятность обнаружения нарушений законодательства в налогах и сборах на основании предварительного анализа имеющийся информации представляется наибольшей.

3.Необходимость соблюдения ограничений на проведение выездных налоговых проверок, установленных ст. 87 и 89 НК РФ.

Цель предварительного отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок -- формирование списка налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке, а также списка плательщиков, по отношению к которым проведение проверки не обязательно, но вероятность выявления нарушений налогового законодательства является наибольшей.

Отбор налогоплательщиков, проведение проверки которых не обязательно, осуществляется посредством применения двух методов:

Метод специального отбора обеспечивает целенаправленный отбор налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых правонарушений оценивается как наиболее высокая. Отбор плательщиков данным методом осуществляется отделами выездных проверок на основании анализа сведений, содержащихся в базе данных налоговой инспекции, с учетом предложений отделов камеральных проверок, других подразделений инспекции располагающих информацией о плательщиках, поступившей из сторонних источников. Результатом специального отбора является формирование списка таких плательщиков, проверку которых целесообразно организовать в первую очередь. К ним могут быть отнесены налогоплательщики:

* отражающие в налоговой отчётности убыток или незначительную прибыль на протяжении ряда налоговых периодов;

*допускающие резкие колебания размера платежей в бюджет ; в разные периоды при примерно одинаковом объеме оборота;

* осуществлявшие продажу или приобретение земельных участков, объектов недвижимости, другого имущества в крупных размерах, в результате чего у них возникают значительные суммы доходов или расходов;

* учредителями которых являются юридические или физические лица, допускавшие ранее существенные нарушения налогового законодательства либо выступающие в качестве учредителей других организаций, являющихся нарушителями законодательства о налогах;

*допускающие систематические нарушения законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью;

* не представившие аудиторское заключение, если они в соответствии с действующим законодательством подлежат обязательному аудиту.

При использовании метода случайного отбора объекты для проведения выездных налоговых проверок выбираются произвольно из совокупности однородных плательщиков. Применение данного метода позволяет максимально расширить охват налогоплательщиков выездными налоговыми проверками, а также обеспечить ; необходимую репрезентативность отбора налогоплательщиков всех ; категорий с целью оценки общего уровня состояния налоговой дисциплины на контролируемой территории.

Перечисленные методы отбора налогоплательщиков для про- ведения выездной проверки не являются исчерпывающими -- они ' могут быть дополнены налоговой инспекцией исходя из особенностей контролируемой территории, знаний и опыта работников.

Подобные документы

История развития института финансового контроля. Понятие, формы и классификация налогового контроля. Сущность выездных проверок. Анализ деятельности "Налюн". Эффективность проведения камеральных налоговых проверок в Приморском крае в 2010-2012 гг.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 21.10.2014

Определение, классификация и правовая регламентация налоговых проверок. Специфика проведения камеральной, выездной, встречных и тематических оперативных проверок. Порядок обжалования решений налоговых органов, принятых по результатам налоговых проверок.

реферат [50,3 K], добавлен 04.12.2010

Методика планирования и порядок проведения отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Теоретические аспекты налогового контроля. Обстоятельства, порождающие у налоговых органов сомнения в добросовестности налогоплательщика.

курсовая работа [52,5 K], добавлен 07.04.2009

Методика проведения камеральных и выездных налоговых проверок. Форма и содержание жалобы. Причины отказа приема. Сроки обращения в суд. Образец апелляционной жалобы на акт налоговых проверок. Проблемы системы обжалования результатов налоговых проверок.

курсовая работа [42,4 K], добавлен 01.12.2014

Виды и характеристика налоговых проверок, методы их проведения. Особенности и порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок, оформление их результатов. Предложения по повышению качества и эффективности организации налоговых проверок.

дипломная работа [815,2 K], добавлен 21.03.2015

Налоговые проверки как основная форма налогового контроля, их виды и цели. Порядок проведения, оформление и анализ результатов камеральной и выездной налоговых проверок, совершенствование их процедур. Критерии отбора претендентов на выездную проверку.

курсовая работа [52,9 K], добавлен 17.08.2013

Выездная налоговая проверка как эффективная форма налогового контроля. Анализ эффективности выездных проверок. Выявление налоговых правонарушений. Прогнозирование результатов выездных налоговых проверок на основе логико-метаматематических методов.

курсовая работа [54,3 K], добавлен 01.10.2017


Финансы и банковские услуги
Положения
Налоговая система
Положения, Ставропольский край
Ставрополь
Федеральная налоговая служба (ФНС России)

приказом УФНС России

от «____» __________2012

об отделе анализа и планирования налоговых проверок

Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю

I. Общие положения

1. Отдел анализа и планирования налоговых проверок Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - Отдел) является структурным подразделением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - Управление).

2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, положением об Управлении, нормативными и иными правовыми актами ФНС России.

3. Руководство и контроль деятельности отдела осуществляет заместитель руководителя Управления, осуществляющий координацию и контроль деятельности отдела.

4. Отдел возглавляет начальник отдела, который подчиняется непосредственно заместителю руководителя Управления, осуществляющему координацию и контроль деятельности отдела.

II. Основные задачи Отдела

5. Основными задачами отдела являются:

1) организация контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;

2) методологическое и организационное обеспечение соблюдения подведомственными налоговыми органами утвержденных в установленном законодательством порядке процедур планирования выездных налоговых проверок, порядка и критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, определения приоритетности категорий налогоплательщиков для включения в планы проведения выездных налоговых проверок;

3) ежеквартальная подготовка и передача на утверждение руководителю УФНС России по Ставропольскому краю планов проведения выездных налоговых проверок;

4) контроль за полнотой и качеством проводимого подведомственными инспекциями ФНС России предпроверочного анализа налогоплательщиков;

5) мониторинг качества проведенных территориальными налоговыми органами выездных налоговых проверок с учетом результатов предпроверочного анализа, в том числе оценка достаточности проведенных мероприятий налогового контроля с целью доведения налоговой нагрузки налогоплательщика до максимальной по виду экономической деятельности. Обобщение и анализ результатов контрольной работы;

6) обеспечение своевременного выявления налогоплательщиков, а также Групп налогоплательщиков, деятельность которых, подлежит налоговой проверке;

7) получение максимально полной и объективной информации о налогоплательщике в целях определения целесообразности проведения в отношении него выездной налоговой проверки;

8) обеспечение проведения налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов, выявление аналогичных нарушений (зон риска) у запланированного к проверке налогоплательщика исходя из показателей по аналогичным налогоплательщикам;

9) обеспечение максимально эффективного проведения планируемой выездной налоговой проверки за счет качественного предпроверочного анализа, выявления круга взаимозависимых лиц, и за счет разработки оптимальной стратегии проверки;

10) контроль за администрированием территориальными налоговыми органами налогоплательщиков, подпадающих под критерии отнесения к категориям крупнейших и основных налогоплательщиков;

11) мониторинг прекращения осуществления деятельности организациями путем ликвидации либо реорганизации. Обеспечение контроля за своевременным назначением выездных налоговых проверок в отношении данной категории организаций территориальными налоговыми органами Ставропольского края, при наличии целесообразности проведения выездной налоговой проверки;

12) мониторинг деятельности организаций имеющих признаки подконтрольных. Контроль за своевременным проведением территориальными налоговыми органами Ставропольского края мероприятий налогового контроля в отношении указанных организаций, а также выявлением непосредственных заказчиков деятельности подконтрольных организаций с целью проведения в отношении данных налогоплательщиков выездных налоговых проверок. Организация взаимодействия с управлениями федеральной налоговой службы других субъектов федерации и территориальных налоговых органов при постановке на налоговый учет подконтрольных организаций и непосредственных заказчиков их деятельности на территоририи Ставропольского края и иных регионов Российской Федерации;

13) выявление холдинговых структур, координация контрольных мероприятий проводимых территориальными налоговыми органами Ставропольского края в отношении участников таких структур. Организация взаимодействия с налоговыми органами иных регионов Российской Федерации по вопросам администрирования налогоплательщиков входящих в холдинговую структуру.

III. Основные функции отдела

6. Отдел, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет следующие основные функции:

1) осуществляет методологическое обеспечение и контроль соблюдения подведомственными налоговыми органами утвержденных в установленном законодательством порядке процедур планирования выездных налоговых проверок, порядка и критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, определения приоритетности категорий налогоплательщиков для включения в планы проведения выездных налоговых проверок. Контролирует своевременность, полноту и качество мероприятий налогового контроля в рамках проводимых подведомственными инспекциями ФНС России выездных налоговых проверок;

2) ежеквартально подготавливает и передает на утверждение руководителю УФНС России по Ставропольскому краю планы проведения выездных налоговых проверок;

3) осуществляет мониторинг качества проведенных территориальными налоговыми органами выездных налоговых проверок с учетом результатов предпроверочного анализа, в том числе оценку достаточности проведенных мероприятий налогового контроля. Проводит анализ доведения налоговой нагрузки налогоплательщика до максимальной по виду экономической деятельности, либо выявление обоснованных факторов низкой налоговой нагрузки;

4) проводит оценку эффективности выездного контроля территориальных налоговых органов с целью выявления приоритетных направлений для выбора объектов выездного контроля;

5) осуществляет контроль за исполнением территориальными налоговыми органами утвержденных планов выездных налоговых проверок на соответствующий квартал;

6) осуществляет методологическое обеспечение, анализ и контроль соблюдения территориальными налоговыми органами утвержденных в установленном законодательством порядке процедур планирования выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков и осуществление контроля за их исполнением;

7) организует взаимодействие с управлениями федеральной налоговой службы других субъектов федерации и территориальных налоговых органов по вопросу целесообразности (нецелесообразности) включения в планы выездных налоговых проверок филиалов, представительств, зависимых обществ и контрагентов крупнейших налогоплательщиков;

8) организует взаимодействие с управлениями федеральной налоговой службы других субъектов федерации и территориальных налоговых органов по вопросу целесообразности (нецелесообразности) включения в планы выездных налоговых проверок филиалов, представительств налогоплательщиков, не относящихся к категории крупнейших;

9) осуществляет контроль за администрированием территориальными налоговыми органами налогоплательщиков, подпадающих под критерии отнесения к категории крупнейших налогоплательщиков. Осуществляет сбор, обобщение и анализ информации в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, а также подготовку предложений по совершенствованию контрольной работы в отношении данной категории налогоплательщиков;

10) осуществляет мониторинг прекращения осуществления деятельности организациями путем ликвидации либо реорганизации., а также при смене адреса местонахождения организации. Обеспечивает контроль за своевременным назначением выездных налоговых проверок в отношении данной категории организаций территориальными налоговыми органами Ставропольского края, при наличии целесообразности проведения выездной налоговой проверки;

11) осуществляет мониторинг деятельности организаций имеющих признаки подконтрольных. Контролирует своевременное проведение территориальными налоговыми органами Ставропольского края мероприятий налогового контроля в отношении указанных организаций, а также выявление непосредственных заказчиков деятельности подконтрольных организаций с целью проведения в отношении данных налогоплательщиков выездных налоговых проверок. Организует взаимодействие с управлениями федеральной налоговой службы других субъектов федерации и территориальных налоговых органов при постановке на налоговый учет подконтрольных организаций и непосредственных заказчиков их деятельности на территоририи Ставропольского края и иных регионов Российской Федерации;

12) анализирует и обобщает результаты деятельности территориальных налоговых органов по направлениям, отнесенным к компетенции отдела, и на этой основе разрабатывает предложения по совершенствованию и повышению эффективности их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;

13) обеспечивает методическое руководство работы территориальных налоговых органов по составлению статистической налоговой отчетности по направлениям деятельности, отнесенным компетенции Отдела;

14) осуществляет подготовку и направление в отдел работы с налогоплательщиками Управления информационных материалов в целях проведения информирования налогоплательщиков по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела, в установленном порядке;

15) формирует установленную ФНС России отчетность по предмету деятельности Отдела;

16) осуществляет взаимодействие с Межрегиональными по крупнейшим налогоплательщикам по вопросам проведения контрольных мероприятий в отношении крупнейших налогоплательщиков;

17) существляет мониторинг и системный анализ применяемых налогоплательщиками (налоговыми агентами) форм и способов уклонения от налогообложения, обобщение материалов, доведение до территориальных налоговых органов, а также их использование;

18) принимает участие при необходимости в судебных разбирательствах по искам, предъявленным налогоплательщиками, и по искам налоговых органов, предъявленным налогоплательщикам;

19) участвует в работе с правоохранительными, таможенными и иными контролирующими органами по вопросам взаимного обмена информацией, проведения скоординированных контрольных мероприятий и другим вопросам взаимодействия в сфере деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений, организует и координирует взаимодействие территориальных налоговых органов с указанными структурами;

20) обеспечивает контроль за деятельностью территориальных налоговых органов в части своевременности и полноты заполнения информационных ресурсов отнесенных к деятельности отдела;

21) осуществляет рассмотрение и подготовку заключений по налоговым спорам между территориальными налоговыми органами и налогоплательщиками (налоговыми агентами) на акты ненормативного характера территориальных налоговых органов, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (рассмотрение налоговых споров во внесудебном порядке) по вопросам отнесящимся к компетенции отдела;

22) формирует и направляет обзоры наиболее характерных нарушений налогоплательщиков и недостатков в работе территориальных налоговых органов для устранения недостатков и для своевременного применения мер;

23) организует и осуществляет администрирование участников консолидированных групп налогоплательщиков по предмету деятельности отдела;

24) участвует в аудиторских проверках внутреннего аудита территориальных налоговых органов по предмету деятельности Отдела;

25) участвует в обучении работников территориальных налоговых органов, проводит совещания, семинары, оказывает практическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

26) осуществляет организационно-методическое руководство и оказание практической помощи территориальным налоговым органам по предмету деятельности Отдела;

27) осуществляет мониторинг закреплённых за Отделом информационных ресурсов. Анализирует и контролирует актуальность и достоверность заполнения данных информационных ресурсов территориальными налоговыми органами;

28) принимает участие в установленном порядке в разработке предложений в «Перечень работ по информатизации Федеральной налоговой службы» по тематике и содержанию работ Отдела. Представляет предложения по запросу ФНС России в профильное подразделение центрального аппарата;

29) участвует в работах на стадии опытной эксплуатации программного обеспечения, в разработках (доработках) документов (приказы, планы, отчёты);

30) осуществляет контроль за исполнением территориальными налоговыми органами Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков в части, закрепленной за Отделом;

31) подготавливает приказы и распоряжения по основной деятельности, относящиеся к компетенции Отдела;

32) ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Отдела, осуществляет их передачу на архивное хранение;

33) осуществляет иные функции по поручению руководителя Управления;

34) обеспечивает в пределах компетенции Отдела защиту сведений, составляющих государственную и налоговую тайну.

IV. Обеспечение деятельности Отдела

7. Отдел для решения возложенных на него задач и функций имеет право:

1) вносить на рассмотрение (руководителю территориального органа ФНС России, заместителю руководителя территориального органа ФНС России, осуществляющему координацию и контроль деятельности Отдела) предложения по вопросам своей деятельности;

2) запрашивать и получать от структурных подразделений территориального органа ФНС России и нижестоящих территориальных органов ФНС России согласно установленному порядку необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;

3) взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

4) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФНС России.

8. Работа Отдела строится на основе планов работы территориального органа ФНС России и Отдела, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого государственного гражданского служащего Отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

План работы Отдела утверждается руководителем Управления.

9. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Управления и нижестоящих (вышестоящего) территориальных органов ФНС России, с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными органами и организациями.

V. Руководство Отделом

10. Руководство Отделом осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Государственные гражданские служащие Отдела назначаются руководителем Управления из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Начальник Отдела:

1) руководит деятельностью Отдела на основе принципа единоначалия;

2) принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Управления при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Отдела;

3) распределяет обязанности между государственными гражданскими служащими Отдела;

4) участвует в подборе, расстановке кадров Отдела, обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими Отдела служебной дисциплины;

5) создает условия для повышения профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Отдела и внедрения передовых приемов и методов работы;

6) вносит руководителю территориального органа ФНС России предложения о поощрении государственных гражданских служащих Отдела, наложении на них дисциплинарных взысканий;

7) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для государственных гражданских служащих Отдела;

8) представляет интересы Управления в государственных органах и различных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, в соответствии с установленным порядком;

13. Начальник Отдела несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Отдел функций, в том числе, за выполнение в рамках компетенции Отдела программ, планов и показателей деятельности Управления.

Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых по результатам предпроверочного анализа компания в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. За 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»).

По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16 617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87 % (33 549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62 320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова – количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140 404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184 377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения доначислят компании предварительно. То есть, когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения.

В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн. рублей. В Московской области – примерно 4 млн. рублей. Именно такие результаты ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Они перечислены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/33@. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

— личных контактов руководства компании-контрагента;

— документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;

— сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);

— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

— контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;

— условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);

— есть доказательства того, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);

— существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

— контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована. А также выдает или получает займы без обеспечения;

— присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика. При этом спорная сделки экономически нецелесообразна.

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках – действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность) и отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь к примеру, компания, осуществляющая, например, реализацию приобретенных товаров должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма № 1), а в отчете о движении денежных средств (форма № 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем).

В декларации по налогу на прибыль отражаются прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Данные разделы бухгалтерской и налоговой отчетности имеющие нулевые показатели свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды (Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2015 по делу № А40-111253/15)

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

2017-05-24 (1)

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР – система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

2017-05-24 (5)

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории (письмо ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@):

  • Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  • Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  • Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Так теперь налоговики группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

2017-05-24 (3)

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, если ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверьте документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт http://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих. Тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Что ФНС России рекомендует делать сейчас сотрудникам предпроверочного анализа

Такие рекомендации налоговое ведомство дает во внутренних ДСП (документах для служебного пользования). Они рассылаются нижестоящим налоговым органам и активно применяются в работе.

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств – чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартами признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи.

Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика « разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у ниих сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п.

В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы.

В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.

Выездная налоговая проверка вряд ли может кого-то обрадовать: по данным статистики, в 98% случаев она заканчивается доначислением налогов и значительными штрафами [1] . Чем крупнее бизнес, тем больше суммы доначислений. Поэтому неудивительно, что предприниматели всеми силами стараются защитить свою организацию от визита представителей фискальной службы. Но не все знают, что для отбора «жертв» налоговики проводят предпроверочный анализ. Как известно, предупрежден — значит вооружен: владея точной информацией, проще обезопасить свой бизнес от штрафов. В этой статье расскажем об особенностях предпроверочного анализа налоговой и о том, как можно использовать эти сведения для защиты от незваных гостей.

Что такое предпроверочный анализ и кто его проводит

По данным налогового органа, опубликованным 20 февраля 2020 года на сайте nalog.ru, количество выездных проверок в 2019 году снизилось на 34%, а за последние пять лет — в 3,3 раза. Сегодня проверками охвачен в среднем всего один налогоплательщик из тысячи (или 0,14%) [2] . О чем могут говорить эти факты?

О том, что налоговики стали работать намного эффективнее. Они постоянно совершенствуют механизмы отбора, и теперь им все реже приходится проверять компании «впустую». К проведению выездных проверок ФНС подходит весьма избирательно: инспекторы посещают преимущественно те организации, где наиболее высока вероятность налоговых нарушений. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев визит представителей фискальных органов заканчивается доначислениями.

Такая точность достигается благодаря тщательным подготовительным мероприятиям. Предпроверочный анализ представляет собой сбор и исследование информации о юридическом лице. По итогам изучения данных ФНС принимает решение о том, имеет ли смысл проводить выездную проверку в отношении конкретной организации.

Таким образом, основная часть сведений о компании будет известна налоговикам еще до того, как они ее посетят. Если предприятие получило уведомление о выездной проверке, значит, нарушения уже найдены в ходе предпроверочного анализа, осталась лишь сущая формальность — зафиксировать их документально и составить акт.

Итак, от результатов предпроверочного анализа зависит, попадет ли компания в число кандидатов на выездную проверку, то есть грозят ли ей штрафы. Узнаем, каким образом ФНС проводит сбор и изучение информации о налогоплательщиках.

На заметку

Характерно, что в процессе проведения предпроверочного анализа налоговиков интересует не только сам факт нарушений, но и реальная возможность взыскания денежных средств. Если с компании попросту нечего взять, проверку, скорее всего, отложат, ведь в этом случае государственным органам будет невыгодно тратить на нее временные и материальные ресурсы. Поэтому в ходе предпроверочного анализа большое внимание уделяется оценке реального экономического положения организации и ее руководителей.

Как работает отбор

Эффективность налогового контроля возросла во многом благодаря развитию информационных технологий. В XXI веке сотрудникам ФНС уже не обязательно вручную анализировать огромные объемы документов — на помощь приходят технические средства автоматизации. Значительная часть предварительного анализа осуществляется посредством компьютерных программ.

Вся нужная для исследования информация о компаниях уже присутствует в фискальных органах, ведь каждое юридическое лицо регулярно предоставляет в ФНС налоговую и бухгалтерскую отчетность. Достаточно загрузить данные в программу, и она, произведя необходимые вычисления, выдаст результат. Какие же приложения чаще всего использует отдел предпроверочного анализа и как они работают? В общей сложности существует около 20 информационных систем [3] . Мы расскажем об основных.

Программно-информационный комплекс «ВНП Отбор» — самый первый фильтр, через который проходят компании. На основании данных бухгалтерской и налоговой отчетности организации оцениваются по 43 параметрам. Также сравниваются между собой юридические лица с одним и тем же видом экономической деятельности (например, для определения среднего уровня налоговой нагрузки по конкретной отрасли). При выявлении нарушений по тем или иным признакам начисляются баллы. Их максимальное количество — 68,3 [4] . Чем больше баллов наберет компания, тем выше вероятность того, что она будет отобрана в предварительный список объектов для проверки.

«ВНП Отбор» начисляет баллы, в частности, в таких случаях:

  • по данным за несколько налоговых периодов в отчетности отслеживаются убытки;
  • расходы, не связанные с производством и реализацией продукции, по документам намного превышают прибыль;
  • выручка компании растет, а налоговая нагрузка остается прежней или уменьшается;
  • имеются расхождения между данными в бухгалтерской отчетности и декларации;
  • налоговая нагрузка организации ниже, чем в среднем по отрасли.

АСК НДС (самая современная версия — АСК НДС-3) — еще один комплекс программ, широко используемый для предварительного отбора кандидатов на проверку. Автоматическая система контроля отслеживает движение средств между счетами разных организаций с целью выявить факты ухода от уплаты НДС. Информация по сделкам компании сверяется с данными по тем же операциям, поступившими от контрагентов. С помощью АСК НДС-3 можно обнаружить разные схемы незаконной «оптимизации» — дробление бизнеса, использование цепочек посредников, создание фирм-однодневок.

Дополнение к программе — СУР АСК НДС — автоматически распределяет организации по степени риска неуплаты НДС. Компании делятся на три категории:

  • высокая степень риска — фирма не платит НДС, не располагает средствами для ведения реальной деятельности либо замечена в связях с подозрительными юридическими лицами;
  • низкая степень риска — компания исправно платит НДС в нужном объеме, имеет достаточное количество ресурсов, среди контрагентов нет однодневок и других сомнительных организаций;
  • средняя степень риска — фирма не попадает ни в одну из названных категорий.

Итак, предположим худший вариант: ПИК «ВНП Отбор» начислил вашей компании большое количество баллов, а СУР АСК НДС присвоила ей высокую или среднюю категорию риска. В этом случае начинается следующий этап своеобразного «антиконкурса». В дело вступают аналитики, которые исследуют досье каждой компании из предварительного списка. Данную стадию предпроверочного анализа налоговой проверки часто называют ручным отбором, хотя это не совсем верно — специалисты также пользуются различными средствами автоматизации.

Информационная система «Налог-3» содержит сведения о каждом предприятии. Из базы данных можно узнать, кто является руководителем, собственником юрлица, сколько денег находится на его счетах, каким имуществом оно располагает. Зачем налоговым аналитикам нужна эта информация? Прежде всего для того, чтобы оценить перспективы взыскания доначислений. Если организация ведет реальную деятельность, обладает денежными ресурсами, значит, в проведении выездной проверки есть смысл. Причем аналитиков заинтересует не только имущество юрлица, но и личные средства его учредителей, руководителей, участников.

ПИК «Однодневка» — еще один инструмент в помощь налоговой службе. Уже из названия понятно, что эта программа находит анонимные структуры. Аналитик определяет, есть ли в реестре потенциальных фирм-однодневок контрагенты проверяемой организации. Если таковые находятся, это служит поводом заподозрить попытки получить необоснованную налоговую выгоду.

Но не все действия в рамках предпроверочного анализа можно выполнить автоматически — часть операций по-прежнему приходится осуществлять вручную. Так, аналитики запрашивают в банке выписки из расчетных счетов организации. Следующие факты явно свидетельствуют не в пользу налогоплательщика:

  • компания не проводит операции, которые подтверждали бы реальную деятельность: не платит за аренду, за коммунальные услуги, не перечисляет зарплату сотрудникам;
  • между проверяемой организацией и потенциально взаимозависимыми лицами регулярно проходят платежи;
  • компания перечисляет деньги на счет ИП, с которого они сразу переводятся на физлицо;
  • операции по счетам разных контрагентов осуществляются с одного IP-адреса.

Также аналитики могут запросить информацию о налогоплательщике в государственных службах, например в Росреестре недвижимости. Если окажется, что собственник предприятия владеет имуществом, несоизмеримым по стоимости с официальными доходами, налицо будет факт вывода средств из организации, следовательно, повод для налоговых доначислений.

Результаты: быть или не быть проверке

Итоги предпроверочного анализа оформляются документально: аналитики составляют официальное заключение. В нем содержится следующая информация:

  • Сведения о проверяемой фирме: название и реквизиты, данные о собственниках и руководителях, об имуществе компании и контролирующих лиц, о доходах, о взаимозависимых и подконтрольных организациях.
  • Характеристика финансовой деятельности предприятия, составленная на основе анализа отчетности: данные по динамике показателей, расходам, налогам.
  • Оценка степени риска по критериям, обозначенным в Приказе ФНС «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [5] . Среди них, например:
    • низкая налоговая нагрузка относительно средних значений по данной отрасли;
    • быстрый рост расходов по сравнению с темпами увеличения прибыли от реализации продукции;
    • данные об убытках, содержащиеся в отчетности предприятия на протяжении длительного периода времени;
    • большие суммы налоговых вычетов;
    • незначительная разница между расходами и доходами за календарный год;
    • низкая заработная плата сотрудников в сравнении с другими субъектами бизнеса, работающими в той же отрасли по ОКВЭД; и другие — в общей сложности 12 признаков высокого налогового риска.
  • Информация, полученная об организации в ходе предпроверочного анализа — при использовании автоматизированных систем, изучении запрошенных документов, исследовании открытых источников.
  • Данные о результатах мер налогового контроля, применявшихся ранее. В этот раздел включены сведения о предыдущих камеральных, выездных и встречных проверках, а также информация о состоянии банковских счетов предприятия.
  • Итоги. Главная часть документа, где аналитик формулирует заключение о целесообразности выездной проверки и о порядке ее проведения. В этом разделе даются рекомендации по мероприятиям, составу проверяющих, обозначается предполагаемая сумма доначислений.

Любого налогоплательщика в связи со всем этим интересует одно: реально ли спрогнозировать результат предпроверочного анализа, а в идеале — предотвратить выездную проверку? Да, такое возможно, если обратиться за помощью к специалистам по налоговому консалтингу. Они проведут независимую проверку компании, выявят все возможные факторы риска и дадут советы по их устранению. Последовав рекомендациям экспертов, можно быть уверенным в том, что больше опасаться нечего: организация чиста перед ФНС и в ходе предпроверочного контроля налоговики не найдут нарушений. А это значит, что можно спокойно продолжать вести бизнес, не боясь проверок и штрафов.

Предпроверочный анализ — это, по сути, и есть проверка. Если в процессе изучения сведений о компании сотрудники ФНС обнаружат необоснованную налоговую выгоду или другие нарушения, скорее всего, доначислений и штрафов не миновать. Хорошая новость заключается в том, что можно обратиться к специалистам, чтобы они выполнили независимую оценку налоговых рисков.

Как можно защитить свой бизнес

Мы спросили об этом у Дмитрия Сидоренко, генерального директора Fomix Consulting Group:

«В современных экономических условиях невозможно вести бизнес, не зная налогового права: это грозит как минимум штрафами, как максимум — принудительной ликвидацией и даже уголовной ответственностью. Но нормативных документов множество, разобраться в них без соответствующего образования и опыта сложно, к тому же требования постоянно меняются. Поэтому совершенно очевидно, что для успешного и безопасного ведения предпринимательской деятельности необходима помощь консультантов по налоговому законодательству.

Специалисты Fomix Consulting Group помогают защитить бизнес от проблем с налогами. Мы проанализируем документы организации клиента, выявим возможные риски и подскажем, как их устранить. При поддержке наших консультантов можно выстроить грамотную и эффективную налоговую политику, оптимизировать систему налогообложения и сократить расходы.

Мы работаем с любыми, в том числе нестандартными, ситуациями и соблюдаем принцип индивидуального подхода к каждому клиенту».

P. S. Fomix Consulting Group специализируется на юридической защите бизнеса: оказывает бухгалтерские услуги, решает корпоративные споры, консультирует по налоговым вопросам, помогает при регистрации и ликвидации юридических лиц.

Читайте также: