Отчетность в налоговую религиозных организаций

Опубликовано: 01.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 марта 2020 г. N 03-03-07/18860 Об особенностях налогообложения религиозных организаций

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

На религиозные организации, как и на иные российские юридические лица, распространяется обязанность по уплате налогов. При этом положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) учитывают специфику религиозных организаций, в том числе их некоммерческую сущность, малообеспеченность основной массы верующих, не способных своими пожертвованиями обеспечить содержание религиозных организаций.

В частности, на основании пункта 1 статьи 246 НК РФ религиозные организации, являющиеся одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, признаются налогоплательщиками налога на прибыль. При этом для таких организаций установлен особый порядок налогообложения.

В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 251 НК РФ у религиозных организаций из объекта налогообложения исключены доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены ими в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Также согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций религиозными организациями не учитывается имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, полученные религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

Иные доходы, полученные религиозными организациями, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

В соответствии с положениями глав 28, 30 и 31 НК РФ религиозные организации являются налогоплательщиками соответственно транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога.

Между тем им предоставлены следующие налоговые льготы:

1) по налогу на имущество организаций - в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;

2) по земельному налогу - в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Отмена льгот в отношении указанных выше объектов, обладающих, как правило, большой номинальной ценностью, но не являющихся предметом коммерческого оборота, лишило бы значительную часть религиозных организаций возможности свободно осуществлять религиозный культ.

В отношении иного имущества, а также транспортных средств имущественные налоги уплачиваются религиозными организациями в общеустановленном порядке.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

На религиозные организации распространяется обязанность по уплате налогов. При этом НК учитывает специфику этих организаций, в том числе их некоммерческую сущность, малообеспеченность основной массы верующих, не способных своими пожертвованиями обеспечить содержание религиозных организаций.

Так, при налогообложении прибыли не учитываются доходы, которые получены в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Не учитывается имущество и имущественные права, полученные на осуществление уставной деятельности.

По налогу на имущество предоставлены льготы в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности, по земельному налогу - в отношении участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Отмена льгот в отношении указанных объектов лишила бы значительную часть религиозных организаций возможности свободно осуществлять религиозный культ.

Некоммерческие организации (НКО) работают на благо общества и развитие социальной сферы, а получение прибыли для них не является целью. Тем не менее, такие организации должны отчитываться о работе в различные государственные структуры.

Какую отчетность сдают НКО

НКО сдают бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность. В отличие от коммерческих организаций НКО также отчитываются в Министерство юстиции.

Бухгалтерская отчетность НКО

Некоммерческие организации сдают бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.

У отдельных категорий НКО есть право сдавать упрощенную отчетность. НКО — иностранный агент не может отчитываться по упрощенным формам.

Составляя бухгалтерскую отчетность, бухгалтер НКО руководствуется ПБУ 4/99, Законом о бухгалтерском учете, Планом счетов, Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Особенности формирования и раскрытия информации разъяснены в Информации Минюста ПЗ-1/2015.

Срок сдачи бухгалтерской отчетности — 31 марта.

При опубликовании отчетности НКО, подлежащей обязательному аудиту, следует также опубликовать аудиторское заключение.

Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды

Отчеты НКО в основном зависят от системы налогообложения.

НКО на ОСНО

Основные налоги, по которым придется отчитываться, — НДС, НДФЛ, налог на прибыль.

Каждый квартал некоммерческие предприятия формируют и сдают декларации по НДС и прибыли. Налог на прибыль считается нарастающим итогом. Например, во II квартале нужно сдать декларацию по итогам полугодия. Декларацию по НДС необходимо направлять в налоговую службу в январе, апреле, июле и октябре не позднее 25-го числа. Во многих случаях НКО могут быть освобождены от уплаты НДС.

Если по каким-то причинам у НКО в отчетном периоде не было операций и соответствующих объектов налогообложения, можно сократить количество отчетов и сдать единую упрощенную декларацию. Отчитываться по этой форме нужно также раз в квартал до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если была хотя бы одна операция с НДС или операция, облагаемая налогом на прибыль, упрощенная декларация не понадобится.

За сотрудников, получающих доходы по месту работы, НКО платит НДФЛ. По этому налогу предусмотрено два вида отчетности. Ежеквартально подается отчет по форме 6-НДФЛ: до 30 апреля, до 31 июля, до 30 октября, до 1 марта включительно. Данные в отчете формируются нарастающим итогом.

Раз в год до 1 марта нужно отчитываться по форме 2-НДФЛ. Если налог не получилось удержать у физического лица до конца отчетного года, НКО должна сообщить об этом в ИФНС, сдав 2-НДФЛ не позднее 1 марта. По итогам 2021 года и в последующие годы справка 2-НДФЛ не сдается.

Если у НКО есть недвижимость, раз в год нужно сдавать декларацию по налогу на имущество. Успеть отчитаться следует до 30 марта включительно.

Еще один важный и довольно объемный по содержанию отчет — расчет по страховым взносам. Сотрудники ИФНС ждут его раз в три месяца: до 30 апреля, до 30 июля, до 30 октября до 30 января. Взносы показываются в расчете нарастающим итогом.

НКО на УСН

Применяя упрощенную систему налогообложения, некоммерческие организации освобождаются от подачи декларации по НДС и налогу на прибыль. Причина проста — у упрощенцев отсутствуют объекты по данным налогам. Иногда НКО может выступать в качестве налогового агента по НДС, тогда придется сдать и соответствующую декларацию.

Отчет, характерный для упрощенцев, — декларация по УСН. Подать отчет нужно по итогам года в срок до 31 марта включительно. При этом авансы по налогу необходимо уплачивать раз в квартал.

Отчетность по работникам ничем не отличается от отчетности, представляемой на ОСНО. Также сдаются 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, расчет по страховым вносам.

При наличии имущества подается декларация по налогу на имущество.

Во внебюджетные фонды нужно отчитываться независимо от режима налогообложения. НКО как работодатель отчитывается в ПФР и ФСС.

Раз в месяц до 15 числа в ПФР необходимо представить форму СЗВ-М. В форме отражаются данные по работникам (ФИО, СНИЛС и ИНН). Также Пенсионный фонд ждет от работодателей до 1 марта форму СЗВ-СТАЖ. Если на предприятии происходят кадровые изменения (прием, увольнение и т.п.), нужно отчитаться по форме СЗВ-ТД. Сдать СЗВ-ТД нужно в день издания приказа или на следующий день.

В Фонд социального страхования нужно отчитываться ежеквартально. Для этого предусмотрена форма 4-ФСС. Сроки отчетности зависят от формы представления информации. Если отчитываетесь на бумаге, сдать 4-ФСС нужно четыре раза: 20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января. Отчитаться можно и раньше указанных сроков. Для тех, кто отчитывается электронно, сроки увеличиваются на пять дней и отчитаться нужно успеть до 25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января включительно. Ежегодно нужно подтверждать вид экономической деятельности путем направления в ФСС соответствующего заявления и справки (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55). Документы нужно сдать в ФСС до 15 апреля.

Отчетность НКО в Минюст РФ

НКО сдают специальные отчеты о своей работе. Виды таких отчетов закреплены в Приказе Минюста РФ от 16.08.2018 № 170. До лета 2020 года НКО могли принимать во внимание методические рекомендации Минюста, но с 15.06.2020 рекомендации утратили силу (Приказ Минюста РФ от 15.06.2020 № 135).

Отдельные категории НКО имеют право не отчитываться по утвержденным формам в Минюст. Такие организации могут представлять информацию в произвольном виде (п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Не сдают специальную отчетность НКО при соблюдении трех критериев:

  • в составе нет иностранных учредителей и лиц без гражданства;
  • в текущем году не было поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников;
  • сумма полученных в отчетном году денежных средств и имущества составляет не более 3 млн рублей.

Для каждого вида НКО предусмотрен свой состав отчетности.

НКО, получившие имущество из отечественных источников, сдают формы ОН0001, ОН0002. Некоммерческие организации, получившие иностранный капитал или имущество, плюсом сдают форму ОН0003.

Казачьи общества сдают формы ОН0001, ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности, также нужно сдать форму ГРК003.

Религиозные организации заполняют отчет по форме ОР0001.

Структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации отчитываются по формам СП0001, СП0002, СП0003.

О порядке представления отчетности некоммерческими организациями

Бухгалтерскую и налоговую отчетность НКО сдают по общим правилам.

Порядок и сроки сдачи специальной отчетности зафиксированы в Приказе Минюста от 26 мая 2020 № 122.

Отчеты ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 нужно сдавать раз в год до 15 апреля включительно.
Сроки отчетности по форме СП0001: 30 апреля, 31 июля, 31 октября и 31 января. Срок отчетности по форме СП0002 — 15 апреля, а по форме СП0003 — 31 октября.

Отчеты о деятельности некоммерческих организаций с функцией иностранного агента, в объеме сведений, представляемых в Минюст России, подлежат обязательному размещению в интернете или предоставлению средствам массовой информации один раз в полгода (п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Способы передачи отчетов:

  • личный визит;
  • почтовое отправление;
  • через оператора электронного документооборота;
  • по электронной почте при наличии электронной цифровой подписи руководителя НКО и бухгалтера;
  • публикация отчетов и результатов деятельности на официальном сайте Минюста;
  • публикация отчетов в СМИ или на собственном сайте в интернете.

Ответственность НКО за непредставление отчетности

Некоммерческие организации несут ответственность согласно ст. 33 закона №7 «О некоммерческих организациях».

За непредставление отчетности НКО, как и любая коммерческая организация, несет ответственность. НКО с функцией иностранного агента за непредставление отчетности привлекается к административной ответственности (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). Наказания предусмотрены разные: от предупреждения до административного штрафа. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 10 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей. Административная ответственность также возможна при нарушении сроков сдачи отчетности.

Если филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации вовремя не представит информацию согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, то соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.

Непредставление или несвоевременное представление статистической отчетности либо представление недостоверных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Неоднократное непредставление в установленный срок отчетов и информации в Минюст России (его территориальные органы) служит основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации НКО (пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 13.12.18 N ИС-учет-12

Федеральными законами от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и N 447-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" изменен порядок представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности. Цель изменений - снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухгалтерской отчетности в государственные органы, а также упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Установлен новый порядок представления годовой
бухгалтерской отчетности организаций

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ предусматривает обязательное представление годовой бухгалтерской отчетности организации, как правило, только в один адрес. В зависимости от вида экономической деятельности организации таким адресом является либо ФНС России, либо Банк России.

Организации, отличные от кредитных и некредитных финансовых организаций

Все обязанные составлять бухгалтерскую отчетность организации, за исключением религиозных, кредитных и некредитных финансовых организаций, представляют один экземпляр своей составленной годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения (ранее - в орган государственной статистики (за исключением организаций государственного сектора и Банка России) и налоговый орган). При этом отчетность представляется в следующем порядке:

форма представления - в виде электронного документа (ранее - на бумажном носителе или в виде электронного документа);

способ представления - по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;

срок представления - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Годовая бухгалтерская отчетность Банка России в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах представляется не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом (ранее - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным);

форматы представления - утверждаются ФНС России;

порядок представления - утверждается ФНС России (ранее - утверждался Росстатом).

Если годовая бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то в налоговый орган вместе с экземпляром такой отчетности представляется аудиторское заключение о ней. Оно представляется:

в виде электронного документа (ранее - на бумажном носителе или в виде электронного документа);

вместе с экземпляром отчетности либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Кредитные и некредитные финансовые организации

Формы, сроки и порядок представления этими организациями годовой бухгалтерской отчетности в Банк России устанавливается соответствующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Вместе с этой отчетностью указанные организации представляют в Банк России аудиторские заключения (если для них предусмотрен обязательный аудит).

Данные организации освобождены от представления своей годовой бухгалтерской отчетности непосредственно в налоговые органы и органы государственной статистики (ранее - они были обязаны представлять свою отчетность в налоговые органы и в органы государственной статистики).

Новый порядок представления бухгалтерской отчетности вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. При этом субъекты малого предпринимательства обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г.; отчетность за 2019 г. такие субъекты могут представлять на бумажном носителе или в виде электронного документа по своему выбору.

Бухгалтерская отчетность религиозных организаций

Религиозные организации освобождены от представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики (ранее - годовая бухгалтерская отчетность религиозной организации представлялась: в органы государственной статистики; в налоговые органы, если за отчетные (налоговые) периоды календарного года у нее возникали обязанности по уплате налогов и сборов).

Данное изменение вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г.

Государственный информационный ресурс
бухгалтерской отчетности

Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (далее - ГИРБО) - совокупность бухгалтерской отчетности организаций, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.

В ГИРБО не включается бухгалтерская отчетность: организаций государственного сектора; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (ранее - только организаций государственного сектора и Банка России). Кроме этого, в ГИРБО не включается последняя бухгалтерская отчетность реорганизованных и ликвидируемых юридических лиц (ранее - подлежала включению).

ГИРБО формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (ранее - Росстатом).

ГИРБО формируется из 1) обязательных экземпляров отчетности, представляемых организациями в налоговые органы, и 2) годовой бухгалтерской отчетности организаций, представляемой в Банк России. Банк России передает в ГИРБО сведения в электронном виде, содержащие годовую бухгалтерскую отчетность поднадзорных ему организаций, а также аудиторские заключения о ней (если такая отчетность подлежит обязательному аудиту). Передача сведений осуществляется в форматах, порядке и сроки, определяемые соглашением между Банком России и ФНС России.

Все заинтересованные лица будут иметь доступ к информации, содержащейся в ГИРБО; причем речь идет о доступе к полному комплекту годовой бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению о ней. Правила пользования ГИРБО будут утверждены ФНС России (ранее - Росстатом).

Доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, будет предоставляться бесплатно. Однако в случаях, которые определит Правительство Российской Федерации, за предоставление информации будет взиматься плата. В числе таких случаев может быть, например, предоставление копии годовой бухгалтерской отчетности конкретной организации на бумажном носителе. Размер и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ, посвященные ГИРБО, вступают в силу с 1 января 2020 г. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению ГИРБО. В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 г. и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 г.

Первой отчетностью, включенной в ГИРБО, станет годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 г. В связи с этим ФНС России не будет предоставлять доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2019 г.

Заинтересованные лица смогут получить доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 - 2018 гг. (при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 1 января 2020 г.) по-прежнему в Росстате. Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного частью 1 статьи 29 Федерального закона "О бухгалтерском учете", т.е. не менее 5 лет после отчетного года. Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 - 2018 гг. будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 г.

Установлен специальный порядок представления
бухгалтерской отчетности для отдельных организаций

Статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ) и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 447-ФЗ) определен специальный порядок представления годовой бухгалтерской отчетности:

для организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

для организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Годовая бухгалтерская отчетность таких организаций не включается в ГИРБО (ранее - включалась). Однако эти организации по-прежнему обязаны представлять по одному экземпляру своей годовой бухгалтерской отчетности:

в налоговый орган по месту своего нахождения;

в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации.

Срок представления - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Данные нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 г.

Составление бухгалтерской отчетности организации

Статья 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" дополнена положением, согласно которому бухгалтерская отчетность организации может быть составлена: 1) на бумажном носителе; 2) в виде электронного документа; 3) на бумажном носителе и в виде электронного документа. При этом независимо от того, в каком виде составлена бухгалтерская отчетность, она признается официальной отчетностью организации.

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, организация обязана по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.

Данная норма Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г., а в отношении бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора - со дня официального опубликования этого Федерального закона, т.е. с 28 ноября 2018 г.

Уточнен порядок признания бухгалтерской
отчетности составленной

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем организации. Однако уточненная редакция части 8 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе (ранее - только после подписания экземпляра отчетности на бумажном носителе).

Таким образом, бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания руководителем организации:

1) экземпляра бухгалтерской отчетности на бумажном носителе - в случае, когда бухгалтерская отчетность организации составлена на бумажном носителе;

2) экземпляра бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа, электронной подписью - в случае, когда бухгалтерская отчетность организации составлена в виде электронного документа.

Данная норма Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г., а в отношении бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора - со дня официального опубликования этого Федерального закона, т.е. с 28 ноября 2018 г.

Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России

Вопрос отчетности религиозных организаций в России является очень и очень специфичным и не простым. Во всяком случае, с историческо-юридической стороны. Наследие советского гражданского права, сформированного к 1930 гг. до сих пор не переписано, и лежит в основе современного законодательства. Конечно, бухгалтеру эти темы довольно далеки, ведь главное – это знать как сделать и сдать отчетность религиозных организаций.

Один из значительных поворотов этой темы произошёл в 2014 году. Перед самым Новым Годом, ФНС выпустила письмо, отменяющее письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от16.05.2003 N ВГ-6-02/563@, которое устанавливало непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы религиозными организациями, не имеющими объектов налогообложения. Новое письмо N ГД-4-3/23622 “О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями” было опубликовано 30.12.2013, оно было выпущено по согласованию с другими ведомствами и сразу же вступило в силу.

Хотя, конечно, дымом запахло значительно раньше, религиозные организации стали причислять к социально ориентированным некоммерческим организациям. Этот “поворот” совершило письмо Министерства экономического развития от 16 августа 2013 г. N Д19и-418. В письме перечислено несколько видов деятельности, соответственно, если религиозная организация использует хотя бы один, то она относится к социально ориентированным некоммерческим организациям. А это значит, что нужно будет изучать состав, готовить и сдавать отчетность религиозных организаций.

Отчетность, конечно же, будет упрощенная. Минфин РФ в письме от 18.12.2013 г. № 03-02-07/2/55878 сообщил, что упрощенное ведение бухучета и упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность вправе применять некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, перечисленных в этой части, в том числе поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей.

Что войдет в состав упрощенной отчетности религиозных организаций? Этому был посвящен приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», в котором утверждены формы упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Нововведения затронули, в первую очередь, Русскую Православную Церковью. Так как она является в глазах закона массой юридических лиц (“религиозных организаций”), то и проблемы с новой отчетностью религиозных организаций, по идее, будут решать самостоятельно.

Следующим значительным поворотом стал 2018 год, когда Минфин выпустил Информационное сообщение от 13.12.2018 N ИС-учет-12 “Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности”. В этом документе сказано, что “Религиозные организации освобождены от представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики (ранее – годовая бухгалтерская отчетность религиозной организации представлялась: в органы государственной статистики; в налоговые органы, если за отчетные (налоговые) периоды календарного года у нее возникали обязанности по уплате налогов и сборов). Данное изменение вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г.”

Это письмо было выпущено в связи с рядом законодательных изменений – они был внесены Федеральными законами от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О бухгалтерском учете”» и № 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и коснулись в том числе религиозных организаций. Интерес представляет прежде всего ст.18 новой редакции закона о бухгалтерском учете, именно она освобождает храмы и прочие религиозные организации от бухгалтерской отчетности (в налоговые органы и органы статистики). В частности, не нужно отчитываться о бухгалтерском балансе и по формам 2, 6 к нему (отчет о прибылях и убытках и отчет о целевом расходовании денежных средств). Изменения, предложенные новой редакцией ФЗ ” О бухгалтерском учете” вступают в силу с 01 января 2020 года, так что бухгалтерская отчетность религиозных организаций в 2020 года в очередной раз изменяется.

Что делать и куда деваться? Во-первых, отчетность надо где-то сформировать. Как правило, бухгалтера вооружены компьютерной программой, да ещё и не одной. А, вот, как сдавать? Походы в налоговую, либо почта России, либо отправка через интернет, хотя государство постоянно ограничивает первые два канала и стремительно переводит всех на сдачу отчетности онлайн, и пандемия тут не при чем, это процесс идет давно и планомерно. Конечно, при возможности, любой бухгалтер выберет последний вариант.Как показала практика многих лет, чаще всего бухгалтера выбирают сервис Контур Экстерн, это проверенное, надежное решение, с очень-очень гибкой ценовой политикой, есть скидки, акции, тест-драйв (пробный период), даже кэшбэк (возврат части оплаты) от разработчика сервиса (компании СКБ Контур). Вообще, сервисом пользуются сотни тысяч предприятий в России (всех видов и типов), и выбор, действительно, крайне удачный.

Некоммерческие организации обязаны отчитываться не только перед налоговиками, но перед Минюстом. Для каждого учреждения в зависимости от направления деятельности предусмотрены разные варианты отчетов и сроки предоставления. Рассмотрим особенности сдачи отчетов НКО в Минюст и применения ответственности за отсутствие необходимой информации.

Общие правила предоставления НКО отчетности в Минюст

Отчеты в Минюст должны сдавать практически все некоммерческие организации. Исключение – потребительские кооперативы, а также товарищества садоводов, огородников и собственников жилья (п. 3 ст. 1 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Документы отправляются письмом с описью вложения, или путем размещения на информационных ресурсах, доступ к которым возможен через сайт ведомства (приказ Минюста от 07.10.2010 № 252). Если отчет отправлен в бумажном виде, дублировать его в электронном формате необязательно, а датой предоставления будет считаться дата отправки.

Отчетность НКО «на бумаге» нужно предоставлять в территориальное подразделение Минюста. Формы отчетов утверждены приказом Минюста от 16.08.2018 №170. Документы, не соответствующие формам, принимать не будут.

Представлять отчеты Минюст можно и в электронном формате, если у руководителя и главбуха НКО есть цифровые подписи.

Упрощенная форма отчетности НКО в Минюст

Упрощенный порядок предусмотрен п. 3.1 ст. 32 закона № 7-ФЗ. Он подразумевает предоставление заявления и информации о продолжении деятельности вместо стандартных отчетов.

Упрощенный отчет можно сдавать, если НКО одновременно соответствует нескольким условиям:

  1. Среди учредителей, участников, членов НКО нет граждан с гражданством другого государства или лиц без гражданства.
  2. В течение года не было поступления денег от иностранных источников.
  3. Объем поступлений за год не превышает 3 млн руб.

Заявление предоставляется ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным. Подтверждение продолжения работы размещается на портале Минюста в произвольной форме.

Стандартная отчетность НКО перед Минюстом

Любые НКО, получившие имущество или деньги от российских источников, должны сдавать стандартные отчеты:

  1. Форма №ОН0001: отчет о деятельности НКО и составе ее руководящих органов.
  2. Форма №ОН0002: отчет о целях расходования НКО имущества и финансов, в том числе и полученных от иностранных источников.

Если НКО получила деньги или имущество от зарубежного источника, нужно дополнительно сдать форму №ОН0003.

Кроме того, НКО должны ежегодно предоставлять отчет о своей деятельности для СМИ в объеме сведений, представленных в Минюст. Всю информацию нужно разместить на портале ведомства до 15 апреля.

Отчетность в Минюст для различных видов НКО

Состав и сроки сдачи отчетных документов зависят от того, чем занимается организация. Рассмотрим особенности для разных НКО:

Отдельно рассмотрим отчетность НКО, выполняющих функции иностранных агентов. К иноагентам относятся НКО, которые одновременно соответствуют следующим условиям (п. 6 ст. 2 закона № 7-ФЗ):

  1. Получают финансирование из-за границы, как напрямую, так и через посредников.
  2. Занимаются политической деятельностью.

Иноагенты должны отчитываться перед Минюстом с учетом следующих особенностей (приказ от 16.04.2013 № 50):

  1. Отчеты о деятельности и о составе руководящих органов нужно предоставлять каждые полгода, не позднее 15 января и 15 июля.
  2. Отчет о целях расходования денег и имущества необходимо сдавать ежеквартально не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября.
  3. Аудиторское заключение нужно сдавать ежегодно до 15 апреля.
  4. НКО-иноагенты обязаны каждые полгода размещать на портале Минюста сведения о своей деятельности для СМИ.

Ответственность за нарушение порядка сдачи отчетности НКО в Минюст

НКО, нарушившую порядок предоставления отчетности в Минюст, привлекут к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц составит от 300 до 500 руб., для юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. Но при первом нарушении суд может вынести предупреждение.

НКО за систематическое нарушение сроков предоставления отчетности могут ликвидировать через суд по инициативе Минюста (п. 10 ст. 32 закона №7-ФЗ). На казенные и бюджетные учреждения эта мера не распространяется.

Перед тем, как обратиться в суд, Минюст направит организации письменное требование об устранении нарушений с указанием сроков.

Конкретная длительность и частота просрочки законом не установлены. Суд примет решение о ликвидации, если сочтет, что организация действительно допустила серьезные нарушения, после которых продолжать работать нельзя. Если же нарушения малозначительны или их последствия устранены, суд, скорее всего, откажет в закрытии НКО.

Вывод

Почти все НКО, кроме потребительских кооперативов и объединений, связанных с управлением жилыми домами и садоводствами, должны отчитываться перед Минюстом.

Состав отчетности и порядок ее предоставления зависит от вида организации, а также объема и источников финансирования. Наиболее часто и подробно должны отчитываться НКО, признанные иностранными агентами.

За нарушение порядка сдачи отчетов в Минюст предусмотрены административные штрафы. При систематическом нарушении возможна принудительная ликвидация НКО через суд.

Читайте также: