Отчетность муп в налоговую

Опубликовано: 10.05.2024

Автор: Тимофеева Л. Е., эксперт журнала

Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ (далее – Закон № 444-ФЗ) внесены изменения в Закон о бухучете[1], в частности, изменен порядок представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель изменений – снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению такой отчетности в государственные органы, и упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Итак, с 2020 года на ФНС возложены функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО). То есть организации, в том числе ГУП и МУП, должны представлять экземпляр отчетности за 2019 год в налоговый орган.

Каков порядок и сроки ее представления? Можно ли получать из ГИР БО информацию об отчетности других предприятий? Можно ли внести исправления в ГИР БО, если обнаружена ошибка в отчетности? Эти и многие другие вопросы волнуют бухгалтеров.

Ответы мы подготовили в данном материале, руководствуясь разъяснениями в Информационном сообщении Минфина России от 13.12.2018 № ИС-учет-12, а также на официальном сайте ФНС.

Составление бухгалтерской отчетности и признание ее составленной.

Статья 13 Закона о бухучете дополнена положением, вступающим в силу 01.01.2020, согласно которому бухгалтерская отчетность организации может быть составлена: 1) на бумажном носителе; 2) в виде электронного документа; 3) на бумажном носителе и в виде электронного документа. При этом независимо от того, в каком виде составлена бухгалтерская отчетность, она признается официальной отчетностью организации.

Если законодательством РФ или договором предусмотрено представление бухгалтерской отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, организация обязана по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем организации. Однако уточненная редакция ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете более не связывает признание такой отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе. С 01.01.2020 бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания руководителем организации:

1) экземпляра отчетности на бумажном носителе – в случае, когда она составлена на бумажном носителе;

2) экземпляра бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа, электронной подписью – в случае, когда отчетность составлена в электронном виде.

Что представляет собой ГИР БО?

Согласно изменениям в ст. 18 Закона о бухучете, действующим с 01.01.2020, ГИР БО – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, и аудиторских заключений о ней (если отчетность подлежит обязательному аудиту).

Иными словами, это общедоступная база данных годовой бухгалтерской отчетности организаций, раскрывающая текущие тренды их финансового состояния.

В ГИР БО будет размещаться следующая информация:

бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций;

пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности;

аудиторские заключения, если отчетность подлежит обязательному аудиту;

отчетность организаций, поднадзорных Банку России.

Обязательный экземпляр годовой отчетности (начиная с отчетности за 2019 год) представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

Ряд хозяйствующих субъектов освобождаются от представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС, однако к ГУП и МУП это освобождение не относится. Также в ГИР БО не представляется последняя отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

Обратите внимание

С введением ГИР БО вносятся следующие изменения в порядок представления отчетности:

  • годовую отчетность необходимо представлять только в ФНС. В органы государственной статистики представлять отчетность не нужно;

  • отчетность сдается только в электронном виде. В 2020 году субъекты малого предпринимательства отчетность могут представлять на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода.

Если отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа:

либо вместе с отчетностью;

либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения (но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом).

При внесении исправлений отчетность с изменениями можно представить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения самого исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ГУП и МУП вносить исправления в отчетность после ее утверждения собственником нельзя. В случае обнаружения ошибки в утвержденной отчетности сделать исправления можно только в отчетности следующего периода.

О доступности информации из ГИР БО.

ФНС на своем официальном сайте сообщила, что в мае 2020 года будет доступен для всех пользователей интернет-сервис ГИР БО, позволяющий бесплатно получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации. Также будет возможность получить экземпляр отчетности, подписанный электронной подписью ФНС.

Для компаний, использующих отчетность для масштабной аналитики, и тех, кому нужен сразу весь массив данных, будет доступно платное абонентское обслуживание (200 тыс. руб. в год).

В ГИР БО будет содержаться отчетность за 2019 и последующие годы. Для получения информации об отчетности организаций за 2018 год и ранее необходимо будет обращаться в Росстат.

ФНС также разъяснила, что делать, если отчетности нет в ГИР БО или в ней обнаружена ошибка. На интернет-портале ГИР БО будет организована обратная связь. Если организация выявит ошибку в своей отчетности, она сможет подать соответствующее электронное обращение. Оно будет рассмотрено, и если представленная организацией отчетность действительно отличается от размещенной в ГИР БО, то расхождение будет оперативно ликвидировано.

ФНС разработает контрольные соотношения, помогающие определить корректность составления бухгалтерской отчетности. Если представленная отчетность не пройдет проверку на контрольные соотношения, организации придет уведомление от оператора электронного документооборота с кодом ошибки и предложением представить скорректированную отчетность.

При этом представленная отчетность будет размещена в ГИР БО, даже если она не прошла контрольные соотношения.

О полномочиях Росстата.

Нормы Закона № 444-ФЗ, посвященные ГИР БО, вступают в силу 01.01.2020. С этой даты ФНС начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению ГИР БО. В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 01.01.2018.

Первой отчетностью, включенной в ГИР БО, станет годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 год. В связи с этим ФНС не будет предоставлять доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2019.

Заинтересованные лица смогут получить доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 – 2018 годы (при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 01.01.2020) по-прежнему в Росстате. Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного ч. 1 ст. 29 Закона о бухучете, то есть не менее 5 лет после отчетного года. Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 – 2018 годы будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 года.

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Чернышковского муниципального района

от 15.09.2014 г. N 400

Положение
об отчетности муниципальных унитарных предприятий и перечень показателей экономической эффективности их деятельности

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании действующего законодательства Российской Федерации и регулирует порядок, сроки и состав отчетности муниципальных унитарных предприятий, собственником имущества которых является Чернышковский муниципальный район, а также порядок ее рассмотрения и утверждения.

1.2. Порядок, сроки и состав отчетности, а также порядок ее рассмотрения и утверждения являются обязательными для руководства муниципальных унитарных предприятий, собственником имущества которых является Чернышковский муниципальный район.

1.3. Руководители и главные бухгалтеры муниципальных унитарных предприятий, собственником имущества которых является Чернышковский муниципальный район, обязаны соблюдать правила, установленные настоящим Положением, и руководствоваться ими при предоставлении отчетности.

2. Основные понятия

2.1. В настоящем Положении используются следующие понятия:

- Муниципальное унитарное предприятие (МУП) - коммерческая организация, собственником имущества которой является Чернышковский муниципальный район.

- Отчетность муниципального унитарного предприятия - единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия и результатах его финансово-хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

- Отчетный период - период, за который муниципальное унитарное предприятие должно составить и представить для рассмотрения и утверждения уполномоченным органом бухгалтерскую отчетность.

- Отчетная дата - дата, по состоянию на которую муниципальное унитарное предприятие должно составить и представить для рассмотрения и утверждения уполномоченным органом бухгалтерскую отчетность.

- Пользователь - представитель собственника имущества муниципального унитарного предприятия, заинтересованный в информации о предприятии.

- Балансовая комиссия - коллегиальный орган, уполномоченный рассматривать и утверждать бухгалтерскую отчетность муниципальных унитарных предприятий.

3. Отчетность муниципальных унитарных предприятий

3.1. Отчетность муниципальных унитарных предприятий состоит из бухгалтерской отчетности и анализа финансово-хозяйственной деятельности, а также отчета руководителя предприятия о своей деятельности.

3.2. Отчетность составляется по установленным формам, утвержденным МФ РФ.

3.3. Все составляющие отчетности муниципального унитарного предприятия представляются одновременно.

3.4. Отчетный период при составлении отчетности составляет 1 (один) квартал и 1 год. Отчетность соответственно делится на квартальную и годовую.

3.5. Отчетная дата, по состоянию на которую муниципальное унитарное предприятие обязано составлять отчетность, устанавливается:

3.5.1. Для квартальной отчетности - первый день месяца, следующего за отчетным (соответственно 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января).

3.5.2. Для годовой отчетности - первый день месяца года, следующего за отчетным (1 января).

3.6. Сроки предоставления отчетности устанавливаются для квартальной отчетности - до 15 числа месяца, следующего за отчетным (соответственно до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января), для годовой отчетности - в течение первых трех месяцев года, следующего за отчетным (до 31 марта). Если последний день предоставления отчетности совпадает с нерабочим днем, то отчетность представляется на следующий за ним рабочий день.

3.7. Отчетность представляется директором либо главным бухгалтером предприятия путем доставки непосредственно в администрацию Чернышковского муниципального района, либо почтой. При пересылке почтой датой представления отчетности считается день отправления получателю.

3.8. Отчетность представляется с сопроводительным письмом муниципального унитарного предприятия за подписью директора и главного бухгалтера.

4. Порядок рассмотрения и утверждения отчетности муниципальных унитарных предприятий

4.1. Отчетность муниципальных унитарных предприятий рассматривается и утверждается на заседании балансовой комиссии.

4.2. Состав балансовой комиссии утверждается главой Чернышковского муниципального района.

4.3. Заседания балансовой комиссии проводятся по утвержденному председателем комиссии графику в течение 20 дней после окончания сроков представления муниципальными унитарными предприятиями годовой или квартальной отчетности.

4.5. Заседание балансовой комиссии проводится при обязательном присутствии директора и главного бухгалтера предприятия, отчетность которого рассматривается. Директор предприятия вправе привлечь и других специалистов предприятия для дачи разъяснений членам балансовой комиссии по вопросам, возникшим в ходе заседания.

4.6. Протокол заседания ведется секретарем балансовой комиссии. По итогам рассмотрения отчетности муниципального предприятия балансовой комиссией выносится решение. Решение балансовой комиссии по итогам рассмотрения отчетности предприятия объявляется руководителю предприятия и заносится в резолютивную часть протокола. Протокол заседания утверждается председателем комиссии. Копии протокола направляются на предприятие и другим заинтересованным лицам в течение 10 дней со дня заседания балансовой комиссии.

4.7. Требования, содержащиеся в решении балансовой комиссии, являются обязательными для исполнения руководством муниципального предприятия. Директор обязан исполнить данные требования в указанный в решении балансовой комиссии срок и письменно проинформировать председателя балансовой комиссии об исполнении.

4.8. В случае неисполнения требований, содержащихся в решении балансовой комиссии, директор муниципального унитарного предприятия несет ответственность в соответствии с заключенным с ним трудовым договором.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Об отчетности МУП и ГУП за 2019 год и порядке ее предоставления в ГИР БО

Федеральным законом от 28.11.2018 № 444‑ФЗ (далее – Закон № 444‑ФЗ) внесены изменения в Закон о бухучете [1] , в частности, изменен порядок представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель измене-
ний – снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению такой отчетности в государственные органы, и упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Итак, с 2020 года на ФНС возложены функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО). То есть организации, в том числе ГУП и МУП, должны представлять экземпляр отчетности за 2019 год в налоговый орган.

Каков порядок и сроки ее представления? Можно ли получать из ГИР БО информацию об отчетности других предприятий? Можно ли внести исправления в ГИР БО, если обнаружена ошибка в отчетности? Эти и многие другие вопросы волнуют бухгалтеров.

Ответы мы подготовили в данном материале, руководствуясь разъяснениями в Информационном сообщении Минфина России от 13.12.2018 № ИС-учет-12, а также на официальном сайте ФНС.

Составление бухгалтерской отчетности и признание ее составленной.

Статья 13 Закона о бухучете дополнена положением, вступающим в силу 01.01.2020, согласно которому бухгалтерская отчетность организации может быть составлена: 1) на бумажном носителе; 2) в виде электронного документа; 3) на бумажном носителе и в виде электронного документа. При этом независимо от того, в каком виде составлена бухгалтерская отчетность, она признается официальной отчетностью организации.

Если законодательством РФ или договором предусмотрено представление бухгалтерской отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, организация обязана по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем организации. Однако уточненная редакция ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете более не связывает признание такой отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе. С 01.01.2020 бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания руководителем организации:

1) экземпляра отчетности на бумажном носителе – в случае, когда она составлена на бумажном носителе;

2) экземпляра бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа, электронной подписью – в случае, когда отчетность составлена в электронном виде.

Что представляет собой ГИР БО?

Согласно изменениям в ст. 18 Закона о бухучете, действующим с 01.01.2020, ГИР БО – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, и аудиторских заключений о ней (если отчетность подлежит обязательному аудиту).

Иными словами, это общедоступная база данных годовой бухгалтерской отчетности организаций, раскрывающая текущие тренды их финансового состояния.

В ГИР БО будет размещаться следующая информация:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций;
  • пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • аудиторские заключения, если отчетность подлежит обязательному аудиту;
  • отчетность организаций, поднадзорных Банку России.

Обязательный экземпляр годовой отчетности (начиная с отчетности за 2019 год) представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

Ряд хозяйствующих субъектов освобождаются от представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС, однако к ГУП и МУП это освобождение не относится. Также в ГИР БО не представляется последняя отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

Обратите внимание

С введением ГИР БО вносятся следующие изменения в порядок представления отчетности:

  • годовую отчетность необходимо представлять только в ФНС. В органы государственной статистики представлять отчетность не нужно;
  • отчетность сдается только в электронном виде. В 2020 году субъекты малого предпринимательства отчетность могут представлять на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода.

Если отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа:

  • либо вместе с отчетностью;
  • либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения (но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом).

При внесении исправлений отчетность с изменениями можно представить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения самого исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ГУП и МУП вносить исправления в отчетность после ее утверждения собственником нельзя. В случае обнаружения ошибки в утвержденной отчетности сделать исправления можно только в отчетности следующего периода.

О доступности информации из ГИР БО.

ФНС на своем официальном сайте сообщила, что в мае 2020 года будет доступен для всех пользователей интернет-сервис ГИР БО, позволяющий бесплатно получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации. Также будет возможность получить экземпляр отчетности, подписанный электронной подписью ФНС.

Для компаний, использующих отчетность для масштабной аналитики, и тех, кому нужен сразу весь массив данных, будет доступно платное абонентское обслуживание (200 тыс. руб. в год).

В ГИР БО будет содержаться отчетность за 2019 и последующие годы. Для получения информации об отчетности организаций за 2018 год и ранее необходимо будет обращаться в Росстат.

ФНС также разъяснила, что делать, если отчетности нет в ГИР БО или в ней обнаружена ошибка. На интернет-портале ГИР БО будет организована обратная связь. Если организация выявит ошибку в своей отчетности, она сможет подать соответствующее электронное обращение. Оно будет рассмотрено, и если представленная организацией отчетность действительно отличается от размещенной в ГИР БО, то расхождение будет оперативно ликвидировано.

ФНС разработает контрольные соотношения, помогающие определить корректность составления бухгалтерской отчетности. Если представленная отчетность не пройдет проверку на контрольные соотношения, организации придет уведомление от оператора электронного документооборота с кодом ошибки и предложением представить скорректированную отчетность.

При этом представленная отчетность будет размещена в ГИР БО, даже если она не прошла контрольные соотношения.

О полномочиях Росстата.

Нормы Закона № 444‑ФЗ, посвященные ГИР БО, вступают в силу 01.01.2020. С этой даты ФНС начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению ГИР БО. В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 01.01.2018.

Первой отчетностью, включенной в ГИР БО, станет годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 год. В связи с этим ФНС не будет предоставлять доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2019.

Заинтересованные лица смогут получить доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 – 2018 годы (при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 01.01.2020) по‑прежнему в Росстате. Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного ч. 1 ст. 29 Закона о бухучете, то есть не менее 5 лет после отчетного года. Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 – 2018 годы будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 года.

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации - организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

от 23 августа 2012 года N 712

О предоставлении отчетности муниципальными унитарными предприятиями и автономными учреждениями

____________________________________________________________________
Утратил силу с 20 июня 2019 года на основании постановления администрации городского округа город Воронеж от 20.06.2019 N 497.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 12 апреля 2018 года)

(в ред. постановлений администрации городского округа город Воронеж от 05.04.2016 N 233, от 12.04.2018 N 205)

(преамбула в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 05.04.2016 N 233)

1. Утвердить прилагаемый перечень ежемесячной, квартальной и годовой отчетности, предоставляемой муниципальными унитарными предприятиями городского округа город Воронеж.

(п. 1 в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 05.04.2016 N 233)

2. Утвердить прилагаемый перечень квартальной и годовой отчетности, предоставляемой муниципальными автономными учреждениями городского округа город Воронеж.

3. Руководителям муниципальных унитарных предприятий и автономных учреждений городского округа город Воронеж обеспечить предоставление в отдел по работе с муниципальными предприятиями и автономными учреждениями администрации городского округа город Воронеж ежемесячной отчетности до 30-го числа месяца, следующего за отчетным (автономные учреждения ежемесячную отчетность не предоставляют), квартальной отчетности - в течение 30 дней по окончании квартала, годовой - не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным.

Ежемесячная и ежеквартальная отчетность составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Бюджет движения денежных средств (приложение N 9 к перечню ежемесячной, квартальной и годовой отчетности, предоставляемой муниципальными унитарными предприятиями городского округа город Воронеж (далее - Перечень)) в составе ежемесячной отчетности предоставляется муниципальными унитарными предприятиями ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

Ежемесячная отчетность предоставляется в отдел по работе с муниципальными предприятиями и автономными учреждениями администрации городского округа город Воронеж в электронном виде, кроме сопроводительного письма (приложение N 18 к Перечню).

Ежеквартальная и годовая отчетность предоставляются в отдел по работе с муниципальными предприятиями и автономными учреждениями администрации городского округа город Воронеж на бумажном носителе и в электронном виде с сопроводительным письмом (приложение N 18 к Перечню).

(п. 3 в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 12.04.2018 N 205)

4. Установить персональную ответственность руководителей муниципальных унитарных предприятий и автономных учреждений городского округа город Воронеж за своевременное предоставление требуемой бухгалтерской отчетности, полноту и достоверность отраженных в ней сведений.

5. Постановление администрации города Воронежа от 23.03.2004 N 416 "О предоставлении отчетности муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями" считать утратившим силу.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Антиликаторова А.А.

(п. 6 в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 12.04.2018 N 205)

Глава городского
округа город Воронеж
С.М.КОЛИУХ

Утвержден
постановлением
администрации городского
округа город Воронеж
от 23.08.2012 N 712

ПЕРЕЧЕНЬ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ, КВАРТАЛЬНОЙ И ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

(в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 12.04.2018 N 205)

1. Ежемесячная отчетность:

1.1. Основные показатели текущей финансово-хозяйственной деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему перечню.

1.2. Справка о налоговых и неналоговых платежах в бюджет и внебюджетные фонды по форме согласно приложению N 2 к настоящему перечню.

1.3. Структура дебиторской и кредиторской задолженности по сроку возникновения долга по форме согласно приложению N 3 к настоящему перечню.

1.4. Структура дебиторской и кредиторской задолженности по степени взыскания по форме согласно приложению N 4 к настоящему перечню.

1.5. Информация об отклонениях основных показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий по форме согласно приложению N 5 к настоящему перечню.

1.6. Ожидаемый бюджет доходов и расходов (на месяц, следующий за отчетным периодом) по форме согласно приложению N 6 к настоящему перечню.

1.7. Полная расшифровка дебиторской задолженности по форме согласно приложению N 7 к настоящему перечню.

1.8. Полная расшифровка кредиторской задолженности по форме согласно приложению N 8 к настоящему перечню.

1.9. Бюджет движения денежных средств по форме согласно приложению N 9 к настоящему перечню.

1.10. Сопроводительное письмо к отчетности в соответствии с приложением N 18 к настоящему перечню.

2. Квартальная отчетность:

2.1. Бухгалтерский баланс.

2.2. Отчет о финансовых результатах.

2.3. Справка о налоговых и неналоговых платежах в бюджет и внебюджетные фонды по форме согласно приложению N 2 к настоящему перечню.

2.4. Структура дебиторской и кредиторской задолженности по сроку возникновения долга по форме согласно приложению N 3 к настоящему перечню.

2.5. Структура дебиторской и кредиторской задолженности по степени взыскания по форме согласно приложению N 4 к настоящему перечню.

2.6. Информация об отклонениях основных показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий по форме согласно приложению N 5 к настоящему перечню.

2.7. Показатели дебиторской и кредиторской задолженности по форме согласно приложению N 10 к настоящему перечню.

2.8. Полная расшифровка дебиторской задолженности по форме согласно приложению N 7 к настоящему перечню.

2.9. Полная расшифровка кредиторской задолженности по форме согласно приложению N 8 к настоящему перечню.

2.10. Сведения о численности и заработной плате работников (нарастающим итогом) по форме согласно приложению N 11 к настоящему перечню.

2.11. Перечень муниципального имущества, переданного по договору в хозяйственное ведение (оперативное управление), по форме согласно приложению N 12 к настоящему перечню.

2.12. Перечень объектов основных средств, переданных в аренду, по форме согласно приложению N 13 к настоящему перечню.

2.13. Справка о реализованном имуществе по форме согласно приложению N 14 к настоящему перечню.

2.14. Перечень неиспользуемого недвижимого имущества по форме согласно приложению N 15 к настоящему перечню.

2.15. Сведения о суммах заимствований по форме согласно приложению N 16 к настоящему перечню.

2.16. Справка о текущем состоянии претензионно-исковой работы с дебиторской задолженностью по форме согласно приложению N 17 к настоящему перечню.

2.17. Оборотно-сальдовая ведомость (оборотно-сальдовый баланс) с учетом субсчетов (развернуто).

2.18. Оборотно-сальдовая ведомость по счетам затрат с учетом субсчетов (развернуто).

2.19. Акты проверок финансово-хозяйственной деятельности организации.

2.20. Сопроводительное письмо к отчетности в соответствии с приложением N 18 к настоящему перечню.

Читайте также: