Отчет по налоговым проверкам

Опубликовано: 15.05.2024

В последнее время в интернете распространяется информация о том, что налоговая якобы обязала бухгалтеров по каждой сделке готовить новый отчет по контрагенту — для ИФНС. Соответствует ли эта информация действительности? Давайте разбираться.

«Ньюсмейкеры», говоря о новом отчете в ФНС в 2019 году, ссылаются на новость с официального сайта ведомства. В нем налоговики напоминают, чтобы перед заключением сделки компании не забывали проверять контрагентов. Обратите внимание на то, что новость — «несвежая», датируется 7 августа 2018 года.

Рекомендации налоговиков, по сути, сводятся к пяти советам:

  • Используйте специализированные ресурсы для проверки информации о контрагенте. Они развеют или подтвердят ваши сомнения. Обо всех существующих официальных ресурсах мы писали ранее в отдельной статье о проверке благонадежности контрагентов .
  • Обращайте внимание на сведения, которые появляются в СМИ. Не игнорируйте информацию, размещенную на сайте контрагента, в рекламе, отзывах покупателей и т.д.
  • Удостоверьтесь в том, что должностные лица находятся там, где изначально заявлено, то есть их расположение соответствует действительности. Важно, чтобы они в реальности находились по адресу регистрации компании-контрагента и с ними без проблем можно было связаться по указанным контактам.
  • Проверьте наличие всех необходимых официальных бумаг — от первичных учетных документов до лицензий, сертификатов и доверенностей.
  • Оцените, насколько контрагент способен исполнить взятые на себя обязательства по договору. В данном случае речь идет о необходимом объеме ресурсов: персонал, оборудование, производственные мощности и т.д.

Кроме того, ФНС советует сохранять деловую переписку с контрагентом и хранить всю первичную документацию, чтобы при необходимости подтвердить реальную возможность исполнения сделки конкретным контрагентом.

Если вы привлекаете контрагента для выполнения работ либо оказания услуг, то вам нужна информация и первичная документация о лицах, привлеченных к выполнению этой работы: их паспортные данные, квалификация, график, согласно которому они работают, на каких условиях они это делают.

Если вы покупаете товар, то у вас должна быть информация и первичная документация о номерах транспортных средств, участвующих в доставке, сопровождающих лицах, пунктах погрузки/разгрузки товаров т.д.

​ Комментарий эксперта СКБ Контур Татьяны Панфиловой

Нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанность руководителей либо должностных лиц организаций, ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета, отправлять в ФНС России отчет, подтверждающий проведение проверки контрагентов на добросовестность, в настоящее время не существует.

Обратите внимание на то, что в новости, размещенной на сайте ФНС России, даются лишь рекомендации по самостоятельной проверке деловых партнеров на благонадежность. Аналогичный порядок действий описывался налоговыми органами и несколько лет назад — в Письме ФНС от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@, только менее подробно.

С учетом экспертного комментария вопрос о необходимости сдачи отчета по контрагентам отпадает сам собой. А распространяющаяся информация о том, что это нужно было сделать к 1 марта, создает искусственный ажиотаж.

Отчет по контрагентам в налоговую сдавать не нужно. А что нужно?

Налоговики не обязуют, но рекомендуют компаниям при выборе контрагента делать экранные копии веб-страниц с информацией о нем или даже распечатывать их, чтобы затем они могли использовать имеющееся «досье» в качестве доказательства того, что проверка контрагента на самом деле осуществлялась. Однако стоит иметь в виду, что, если сам факт исполнения сделки не подтвердится, распечатка с сайта не будет считаться весомым доказательством при оценке налоговыми органами правомерности включения в состав налогооблагаемой базы расходов по налогу на прибыль либо применения вычетов по НДС, предупреждает Татьяна Панфилова. Таким образом, реальность сделки должна в первую очередь подкрепляться достоверной и надлежащим образом оформленной первичной документацией, а также регистрами налогового и бухгалтерского учета.

ФНС неоднократно объясняла, что отдельные подозрительные факты сами по себе не являются достаточными для признания налоговой выгоды необоснованной. Налоговые органы должны опровергать реальность спорной сделки одним из следующих способов:

  1. Доказывания фактов исполнения обязательств по сделке иным лицом, чем лицо, указанное в договоре.
  2. Доказывания фактов, свидетельствующих о том, что исполнение, предусмотренное спорной сделкой, выполнено проверяемым налогоплательщиком самостоятельно ( Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ ).

В новости от 7 августа 2018 года ФНС перечисляет ряд ресурсов для осуществления проверки контрагентов, в числе которых упоминается Контур.Фокус . Продукт позволяет выявлять связи между компаниями и физическими лицами, узнавать о банкротстве контрагентов, отслеживать долги юрлиц, получать сведения о налоговых правонарушениях, суммах уплаченных налогов и сборов, показателях бухгалтерской отчетности и много иной полезной информации, которая поможет оценить добросовестность контрагентов перед заключением сделки.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоговые проверки


    После сдачи отчетности автоматически начинается камеральная проверка каждой представленной декларации или расчета. Что на практике выявляют налоговики при проверке отчетности и каковы последствия данных ошибок, читайте в статье.

    Как проводится проверка

    Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа. Данная проверка регламентируется ст. 88 НК РФ. Датой начала проверки считается дата представления налогоплательщиком в налоговую инспекцию декларации, расчета или сведений.

    Проверяются все без исключения поступившие от налогоплательщиков декларации и расчеты. Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, решение о ее назначении не принимается.

    Срок проведения проверки

    Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки выявляются ошибки или несоответствие сведений, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам установленных нарушений и уточненную декларацию или расчет.

    На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.

    С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.

    Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота, по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.

    Оформление результатов проверки

    После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

    В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

    В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

    Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

    Ошибки при сдаче отчетности

    Разногласия между налоговой инспекцией и налогоплательщиками часто возникают уже при предоставлении отчетности. Если декларации и расчеты заполнены некорректно, программа проверки отчетности автоматически отказывает в их приеме, указывая на ошибки.

    Что это за ошибки:

    1. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в базе налоговой инспекции отсутствует либо сама доверенность, либо данные на представителя.

    2. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в информационном сообщении о доверенности указана доверенность без права подписи.

    3. Декларацию подписывает руководитель организации. Но его данные в декларации не совпадают со сведениями в ЕГРЮЛ.

    4. Представляется первичная декларация с признаком «корректирующая» или наоборот.

    5. Отчетность сдается по устаревшим и недействующим формам.

    Нарушения по камеральным проверкам

    При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки.

    Нарушения устанавливаются различные:

    1) простые арифметические ошибки;

    2) несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

    3) расхождения данных 6-НДФЛ и РСВ;

    4) нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

    5) предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

    6) занижение выручки;

    7) завышение расходов;

    8) по ЕНВД и ПСН несоответствие физического показателя количества работников с данными 6-НДФЛ и РСВ;

    9) отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

    10) расчеты налога на имущество без учета кадастровой стоимости данного имущества.

    Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Все их описать невозможно. Но, как показывает статистика, 90 процентов нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Это объясняется и большой загруженностью бухгалтеров, и отсутствием опыта. Но нужно также понимать, что эта невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

    С III квартала 2017 года при камеральных налоговых проверках вашей отчетности будет применяться еще один источник информации о доходах — сведения с онлайн-касс. Не забудьте в полном объеме и без ошибок отразить эти сведения в отчетности, чтобы не пришлось предоставлять пояснения и документы для проверок и оплачивать штрафные санкции.

    Требование представить пояснения к отчетности – не повод для штрафа

    Если налоговики обнаружат в представленной отчетности ошибки, неточности, противоречия, они вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения. У последнего есть 5 дней на то, чтобы это сделать либо подать в инспекцию скорректированную отчетность.

    Если ошибка в отчетности привела к недоплате налога в бюджет, налоговики наложат штраф. Однако нарушение подтверждает только акт налоговой проверки.

    Таким образом, если до вынесения решения по «камералке» компания успеет подать в ИФНС исправленную отчетность, а также переведет в бюджет недоплаченную сумму налога и пени, то штрафа можно избежать.

    В каком виде нужно представлять пояснения к декларациям и расчетам

    Если в ходе камеральной проверки налоговики найдут ошибки либо несоответствия в представленной отчетности, они вправе запросить у налогоплательщика пояснения. У проверяемого лица есть 5 дней на представление пояснений либо корректировку сданных ранее форм.

    Если неточности найдены проверяющими в декларации по прибыли, имуществу или транспорту, а также НДФЛ-отчетности, то подать пояснения можно в любом виде (на бумаге или по ТКС). А вот если налоговая недовольна НДС-декларацией, то объясниться с ИФНС нужно исключительно в виртуальном виде по установленному ФНС РФ формату. В противном случае пояснения будут считаться непредставленными и последует штраф.

    Напомним, что центральный аппарат ФНС РФ в решении по жалобе налогоплательщика утверждал, что ИФНС на местах должны принимать НДС-пояснения в любом электронном виде, но они необязательно должны соответствовать формату.

    Компании (ИП), сдающие электронные НДС-декларации, представляют в ИФНС по ее требованию пояснения в такой же форме и по формату, определенному ФНС РФ (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

    Эта обязанность появилась с начала 2017 года.

    Сдать бумажные пояснения — это все равно, что не сдать их вообще.

    При этом закон разрешает компаниям пользоваться услугами нескольких операторов ЭДО, поэтому у фирмы может быть не один электронный адрес.

    В такой ситуации налоговики рекомендуют отправлять письма на последний адрес, который использовался для обмена информацией с инспекторами.

    Формируя ответ с пояснениями, компания может сама указать идентификатор декларации, отображенный в квитанции о приеме (извещении о вводе НДС-отчета).

    Также не возбраняется сообщить налоговикам о том адресе, на который надо направлять корреспонденцию по ТКС.

    Как представить пояснения к декларации: отвечает ФНС

    Вопрос

    Ответ

    «Уточненка», представленная в день проверки, на ее результаты не влияет

    В последний день проверки организация подала скорректированную декларацию по НДС за контролируемый период.

    Инспекторы факт сдачи «уточненки» в своем решении не отразили.

    ФНС РФ, рассмотрев жалобу налогоплательщика, указала следующее: «уточненка» была отправлена в момент между составлением акта проверки и оформлением решения по ней.

    НК РФ не предусматривает развитие таких событий.

    Поэтому налоговики самостоятельно определяют регламент рассмотрения уточненной декларации:

    • проведение дополнительной проверки;
    • «камералка»;
    • повторный визит в организацию.

    Учитывая то, что «уточненка» отражала сумму, доначисленную по результатам контроля, и факт неоплаты ее в бюджет, ФНС РФ признала решение инспекторов справедливым.

    Подавать «уточненку» по прибыли можно, даже если сделку признали недействительной

    В 2015 году банк совершил сделку по продаже недвижимости, которую суд позже признал недействительной. В связи с этим кредитное учреждение подало уточненную прибыльную декларацию за этот период.

    ИФНС выразила несогласие с поданной декларацией. Тем не менее из-за признания сделки недействительной в соответствии с п.2 ст. 167 ГК РФ банк обязан был возместить покупателю все, что тот заплатил. Следовательно, банк лишился прибыли от сделки.

    Банк подал «уточненку» по прибыли, так как в соответствии со ст. 81 НК налогоплательщик имеет право представить скорректированную отчетность, если он допустил огрехи в декларации, которые привели к переплате налога в бюджет.

    По мнению ФНС РФ, в данном случае банк поступил правомерно.

    За неформализованные пояснения НДС-декларации штрафовать не должны

    Камеральная проверка уплаты НДС имеет свои особенности. Большинство компаний по указанному налогу сдают электронную отчетность.

    Если затребованные при «камералке» пояснения или уточненная декларация не представлены в 5-дневный срок, то последует штраф по ст. 129.1 НК РФ в размере 5 тыс. рублей, за повторный проступок в том же календарном году он вырастет до 20 тыс. рублей.

    Недавно вышестоящий налоговый орган рассмотрел спор по вопросу уплаты 5-тысячного штрафа в пользу компании.

    Она в марте получила требование о предоставлении пояснений к НДС-декларации за III квартал прошлого года. Пояснения были направлены в инспекцию вовремя по ТКС, но обычным письмом, к которому были прикреплены первичные документы.

    Налоговики посчитали пояснения непредставленными, так как компанией не был соблюден формат письма, утвержденный Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. За это ей выставили штраф 5 тыс. рублей.

    Вышестоящая налоговая инстанция отменила решение инспекции. Поскольку статья 88 НК РФ не предусматривает указаний на то, что неформализованные электронные пояснения не считаются представленными.

    А статья. 129.1 Кодекса наказывает только за их непредставление, а не за нарушение электронного формата.

    Поэтому компанию, направившую в ИФНС пояснения простым письмом по ТКС, нельзя привлечь к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.

    Решение Центрального аппарата ФНС РФ от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@.

    Примечание редакции:

    данное решение поможет организациям, оказавшимся в подобных ситуациях, избежать штрафа без обращения в суд. Достаточно сослаться на него при появлении такой необходимости.

    Напомним, что требование о представлении пояснений к декларации по НДС будет направлено, если налоговики выявят противоречия, несоответствия между сведениями, содержащимися в декларации налогоплательщика и его контрагента или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. К требованию прилагается перечень операций, по которым установлены расхождения.

    Алгоритм заполнения пояснений зависит от факта наличия ошибок в декларации, приведших к занижению налога.

    Если такая ошибка закралась, надо подать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ). Прилагать к ней пояснения, раскрывающие причину неточностей, или нет – решает сама организация, ведь НК РФ не запрещает и такой вариант представления документов.

    Если компания уверена в правильности заполнения отчетности, то в пояснениях это надо донести до контролеров. К примеру, раскрыть причину расхождений между «прибыльной» базой и НДС-базой (могли присутствовать операции, освобожденные от НДС) или причину несоответствия данных книги покупок и книги продаж контрагента (после сверки с ним). При необходимости к пояснениям можно приложить копии первичных документов.

    Обнаруженные в отчете неточности, не повлиявшие на расчет налога или не занизившие его уплату, не приводят к необходимости подачи «уточненки». Это надо отразить в пояснениях.

    Однако последнее правило работает не всегда. Для налоговых агентов установлен иной порядок уточнения расчетов, подробности – в следующем обзоре.

    Порядок подачи «уточненок» иной, если налог платит налоговый агент

    Финансисты напомнили специальную норму п. 6 ст. 81 НК РФ, которая обязывает налоговых агентов, в том числе по НДС, представлять уточненные расчеты в следующих случаях:

    • в поданной отчетности не отражены (неполностью отражены) какие-либо данные;
    • при завышении или занижении налоговых обязательств.

    Минфин РФ разъяснил, что уточненная декларация должна содержать все те разделы, которые были заполнены в первичной отчетности, даже при отсутствии в них ошибок.

    При составлении «уточненки» вносятся исправления в ранее заполненные разделы. При этом заполняются новые разделы, например, раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента», если в первичной декларации он по ошибке не был заполнен.

    Разделы, не требующие исправлений, остаются без изменений.

    Письмо ФНС РФ от 11.01.2017 № АС-4-15/200.

    Примечание редакции:

    таким образом, для налоговых агентов не имеет значения, завышен или занижен платеж, чужой налог надо пересчитать в любом случае.

    Компании – налоговому агенту при обнаружении искажений, указанных в письме, декларацию надо уточнить.

    Это касается и расчета по форме 6-НДФЛ.

    Например, если мартовская ошибка замечена в конце года после сдачи расчета по итогам 9 месяцев, то подавать придется три «уточненки»: за I квартал, полугодие и 9 месяцев. Ведь раздел 1 формы заполняется нарастающим итогом, и такая ошибка оказывается во всех расчетах, сданных за отчетные периоды (письмо ФНС РФ от 21.07.2017 № БС-4-11/14329@).

    Искажения в расчете приводят к штрафу в размере 500 рублей.

    Пятидневный срок для подачи уточненной декларации установлен НК РФ только при выставлении налогового требования (пояснить или уточнить несоответствия). В других случаях срок не установлен. Но лучше ее подать пораньше, чтобы ошибка, занизившая сумму к уплате, не привела к штрафу в размере 20 процентов недоимки (ст. 122 НК РФ). Ведь налоговики могут первыми ее найти, тогда наказания не избежать.

    Перед тем как представить «уточненку», надо уплатить недоимку и пени (п. 4 ст. 81 НК РФ).

    К убыточной декларации запросят пояснения, объясняющие размер убытка

    Если в «прибыльной» декларации заявлен убыток, то такую отчетность налоговики не пропустят и потребуют пояснить причину отсутствия прибыли.

    Так случилось и с компанией, заявившей по итогам I квартала прошлого года убыток в размере 285 тыс. рублей.

    ИФНС выставила требование от 26.05.2016, в котором указала о необходимости в 5-дневный срок пояснить ситуацию либо внести исправления в декларацию.

    Фирма сочла это требование незаконным и пыталась обжаловать действия инспекторов сначала в досудебном порядке. Но подмосковная УФНС лишь подтвердила компетенцию контролеров.

    Пришлось идти в суд. Мнения судей разделились. Первая инстанция согласилась с компанией: налоговики не указали в требовании, какие конкретные пояснения они хотят видеть, поэтому организацию лишили возможности исполнить его.

    Однако апелляция, а потом и кассация посчитали решение своих коллег ошибочным. Действия инспекторов судьи признали правомерными, не нарушающими права компании.

    Судами установлено, что с 01.01.2014 в НК РФ появилась норма, дающая налоговикам право требовать пояснения о размере заявленного убытка. Также Кодекс обязывает хранить документы, подтверждающие его объем и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, в каждом налоговом периоде, в течение всего срока использования права корректировки базы на сумму убытка.

    Если налоговики сомневаются, что фирма правильно уплатила налоги, они обязаны истребовать у нее дополнительные сведения, документы и информацию, чтобы исключить налоговое нарушение.

    В случае декларирования убытка компания должна быть готова пояснить причины его появления, а также обосновать его размер.

    Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2017 № Ф05-3940/2017.

    Примечание редакции:

    таким образом, бессмысленно оспаривать в суде правомерность направления требования пояснить убыток.

    В пояснениях необходимо перечислить все обстоятельства, которые привели к отрицательному налоговому результату. Также в наличии должна быть «первичка», обосновывающая объем этого убытка.

    При «камералке» контролеры могут потребовать пояснения (документы) в ограниченных случаях, указанных в ст. 88 НК РФ. Перечислим основные из них.

    В декларации обнаружены:

    Что затребуют:

    — сведения, противоречащие другим сведениям из этой же декларации или из декларации (журнала учета счетов-фактур), представленной другим лицом

    Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

    Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

    Какие проверки

    Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

    Виды проверок / Свойства

    Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

    Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

    по заявлению потребителей либо третьих лиц.

    Основание для визитов налоговых инспекторов

    Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

    отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

    если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

    обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

    нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

    обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

    отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

    Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

    Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

    Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

    Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

    Истребование документов у налогоплательщика,

    Истребование документов у контрагентов,

    Участие переводчика или стороннего эксперта,

    Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

    Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

    Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

    требование документов (информации),

    получение экспертного заключения,

    Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

    По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

    Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

    Актуальный ежегодный график планов проверок


    Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

    Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


    Скриншот результата проверки

    В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

    На 2021 год мораторий продлен

    Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

    Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

    осуществляющие деятельность в социальной сфере,

    сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

    предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

    Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

    компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

    субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

    Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

    ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

    Подготовьте следующие документы:

    Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

    Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

    Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

    Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

    Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

    В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

    Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

    В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

    Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

    Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

    Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

    Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

    Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

    Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

    Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

    Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

    Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

    Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

    Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

    Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

    информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

    обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

    меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

    объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

    консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

    самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

    профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

    Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

    Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

    Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

    рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

    формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

    создают счета и договора

    напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

    Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


    Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

    Дата публикации: 02.04.2021

    Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов

    Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

    Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.

    Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.

    Когда может приехать налоговая

    Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

    Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

    Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.

    В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.

    Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ

    Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

    Как могут привлечь к проверке


    Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.

    Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.

    Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.

    Другие поводы для выездной проверки — это:

    1. Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
    2. Распоряжение прокурора на проведение проверки.
    3. Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.

    Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:

    1. Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
    2. Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.

    Какие есть критерии риска

    Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

    В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

    Когда и кому грозит налоговая проверка

    Ситуация Что означает Кого касается
    Низкая налоговая нагрузка ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки Всех организаций и ИП
    Постоянные убытки Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы Всех организаций и ИП
    Значительная сумма вычета по НДС Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС Организаций и ИП на ОСНО
    Расходы растут быстрее доходов Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
    Низкая зарплата работников Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание Всех организаций и ИП
    Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
    Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
    Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
    Расходы почти равны доходам Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное ИП на ОСНО
    Работа построена на сотрудничестве с посредниками Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной Всех организаций и ИП
    Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку Всех организаций и ИП
    «Миграция» между налоговыми органами Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов Всех организаций
    Низкий уровень рентабельности Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. Организаций на ОСНО
    Деятельность с высоким налоговым риском Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды Всех организаций и ИП

    Как подготовиться к приезду налоговой

    Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

    Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

    Подготовьте к проверке документы и предупредите команду

    Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

    Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

    Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

    Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

    Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

    Как подготовить документы

    К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :

    1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
    2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
    3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
    4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
    5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

    Как проходит выездная проверка

    Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

    Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

    Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

    Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

    Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

    Как долго длится проверка

    Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

    Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

    Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:

    1. Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
    2. Получить информацию от иностранных государственных органов.
    3. Провести экспертизу.
    4. Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

    Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

    Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

    Чем заканчивается выездная проверка

    В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

    Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

    1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
    2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

    Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

    Читайте также: