Освобождение от налоговой ответственности

Опубликовано: 20.09.2024

1. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому (расчетному) периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом);

4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

2. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Комментируемая статья закрепляет круг обстоятельств, которые исключают вину лица в совершении налогового правонарушения.

Перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, не является закрытым.

Право установления и оценки обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, принадлежит налоговому органу и суду, который по своему усмотрению может признать таковым обстоятельство, установленное им в ходе разбирательства.

Например, среди обстоятельств, прямо указанных в статье 111 НК РФ, отсутствует такое обстоятельство, как нахождение у налогоплательщика на одновременном исполнении большого количества требований о представлении документов, в каждом из которых указывается много документов.

ФАС Московского округа в Постановлении от 08.12.2010 N КА-А40/14679-10 не принял довод налогового органа о том, что значительный объем запрошенных налоговым органом документов не может быть квалифицирован судом как обстоятельство, освобождающее его от ответственности, так как перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, установлен статьей 111 НК РФ, этот перечень является открытым.

Выявленные налоговым органом и судом неясности в силу пункта 7 статьи 3 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика и исключать вину лица в совершении налогового правонарушения. Такая позиция закреплена в Определении КС РФ от 09.12.2002 N 377-О.

В судебной практике (в частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 N 6159/08) указывается, что применение вышеназванного специального налогового режима на основании уведомления налогового органа может рассматриваться как обстоятельство, исключающее вину лица в совершении налогового правонарушения. При этом пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов по общему режиму налогообложения, подлежат уплате (Определение ВАС РФ от 29.01.2009 N ВАС-17613/08).

Минфин России в письме от 31.05.2011 N 03-11-06/2/84 обратил внимание на данные позиции.

Не может быть признана правомерной точка зрения налогового органа, считающего, что положение подпункта 2 пункта 1 статьи 111 НК РФ не может быть применено в отношении индивидуального предпринимателя, поскольку в данной норме указаны только обычные физические лица. Судебная практика свидетельствует о допустимости применения подпункта 2 пункта 1 статьи 111 НК РФ к индивидуальным предпринимателям.

Например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.08.2007 N А33-18932/06-Ф02-4995/07 суд, оценив представленные индивидуальным предпринимателем документы, посчитал, что указанные доказательства не свидетельствуют о невозможности исполнения предпринимателем обязанности по представлению в инспекцию налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход в срок, установленный НК РФ. Представленное в материалы дела медицинское заключение не свидетельствует о невозможности предпринимателя руководить своими действиями, так как заболевание предпринимателя связано с физическим недомоганием, но не исключает возможность направления спорной налоговой декларации по почте или своевременного поручения представителю предпринимателя совершить действия по представлению декларации. Кроме того, медицинское заключение устанавливает факт наличия заболевания в период, не имеющий отношение к спорному. Из текста заключения не следует, что индивидуальный предприниматель в период наступления срока представления налоговой декларации находился на стационарном лечении, создающем препятствие в исполнении возложенной на заявителя обязанности. Иных доказательств, подтверждающих обстоятельства, исключающие ответственность за совершение налогового правонарушения, предприниматель в материалы дела не представил.

Положения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ применяются в отношении письменных разъяснений, которые адресованы налогоплательщику или же неопределенному кругу лиц, исходят от финансового, налогового или другого уполномоченного органа государственной власти (уполномоченного должностного лица) в пределах его компетенции, основаны на полной и достоверной информации, представленной налогоплательщиком, относятся по смыслу и содержанию к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка.

Например, как указал ФАС Уральского округа в Постановлении от 02.08.2012 N Ф09-6860/12, ответ руководителя инспекции о порядке налогообложения сделки с обществом "Финансы и юстиция" на запрос предприятия не может быть признан в качестве такого письменного разъяснения налогового органа, поскольку носит общий характер и дан безотносительно конкретных фактических обстоятельств.

Противоречивая позиция Минфина России по какому-либо вопросу, смена ее на противоположную точку зрения признается свидетельствующей о наличии неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, которые в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

К такому выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.10.2012 N Ф09-9584/12 по делу N А71-20019/2011.

Следует отметить, что разъяснения иных органов власти не являются основаниями для исключения вины налогоплательщиков.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 28.11.2012 N Ф03-5268/2012 отклонил довод отдела вневедомственной охраны о выполнении письменного разъяснения Департамента государственной защиты имущества МВД России, которое, по мнению казенного учреждения, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В силу названной нормы выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Учитывая, что департамент государственной защиты имущества МВД России не является органом государственной власти, уполномоченным давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, положения статьи 111 НК РФ, по мнению суда, применению не подлежат.

При этом в судебной практике даже следование позиции уполномоченных в области налогов и сборов органов власти иногда не признается основанием для освобождения от ответственности.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 26.11.2012 N А48-1190/2012 отклонил ссылку организации на наличие разъяснения Минфина России от 23.09.2008 N 03-07-10/09 как на основание на применение норм статьи 111 НК РФ, так как данное письмо является частным ответом на поставленный вопрос и не содержит общих указаний, обязательных для применения субъектами налоговых отношений.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Общество, обращаясь в суд с заявлением о признании ненормативных актов налогового органа недействительными в части начисления пеней и штрафных санкций, ссылалось на наличие оснований, установленных пунктом 8 статьи 75 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации, для освобождения его от налоговой ответственности и начисления пеней.

Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено: отказано в признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части штрафов и пени с указанием на необоснованное применение подпункта 3 пункта 1 статьи 111, пункта 8 статьи 75 НК РФ. В остальном решение оставлено без изменения. Кассационная инстанция поддержала выводы Шестого арбитражного апелляционного суда.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали доначисление обществу земельного налога за 2014 год и соответствующих сумм пеней и штрафа правомерным. Доводы кассационной жалобы, со ссылкой на пункт 8 статьи 75 и подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, сводятся к несогласию с выводами судов об отсутствии оснований для освобождения общества от уплаты пеней и штрафа.

Величина налоговых штрафов установлена Налоговым кодексом. Казалось бы, ни больше, ни меньше предусмотренных норм инспекторы взыскать не смогут. Так оно и есть, если в деле не оказалось смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Налоговое правонарушение чревато санкциями. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий, иными словами – штрафов. Их размеры прописаны в Налоговом кодексе (ст. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» и ст. 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение»).

На практике же суммы штрафов могут отличаться от тех, что предусмотрены Налоговым кодексом. На их величину влияют обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность, наличие которых устанавливается судом или налоговым органом, рассматривающим дело.

Смягчающие обстоятельства

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению. По сравнению с величиной, установленной Налоговым кодексом, сумма денежного взыскания может быть снижена не меньше чем в два раза.

Такими обстоятельствами являются:

  • совершение правонарушения из-за стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение человека, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Как видим, перечисленные обстоятельства могут возникнуть у физического, а не у юридического лица. Согласно пункту 4 статьи 110 Налогового кодекса, вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия или бездействие которых стали причиной совершения данного правонарушения. Следовательно, при привлечении организации к налоговой ответственности учитываются смягчающие обстоятельства, имеющиеся у тех людей, действия которых привели к правонарушению.

Важный момент

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, рассматриваются в совокупности, а также исходя из конкретных обстоятельств дела.

Обратите внимание: такой факт, как тяжелое материальное положение человека, учитывается, только если к ответственности привлекается именно этот человек. Например, индивидуальный предприниматель.

Смягчающими налоговую ответственность обстоятельствами могут быть признаны факты, которые существовали в момент совершения правонарушения, носили непреодолимый характер, не зависели от воли виновного лица или помешали ему предотвратить само нарушение либо его последствия.

Отметим, что перечень смягчающих обстоятельств является открытым. В качестве таковых могут быть: – несоразмерность размера санкции тяжести совершенного правонарушения; – раскаяние правонарушителя, выразившееся в уплате им части штрафа в досудебном порядке; – отсутствие в результате правонарушения негативных последствий для государства; – социально значимый характер деятельности налогоплательщика. В частности, когда организация является основным местом работы населения или играет важную роль в развитии инфраструктуры региона, города;

  • отсутствие у налогоплательщика коммерческой деятельности;
  • характеристика правонарушителя в качестве стабильно действующего и в целом добросовестного налогоплательщика;
  • нечеткость требований налоговой инспекции в запросе о представлении документов;
  • пенсионный возраст индивидуального предпринимателя и незначительный размер получаемой им пенсии, а также наличие на его иждивении малолетнего ребенка, болезнь ребенка;
  • отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения.

Отягчающие обстоятельства

Отягчать ответственность может только одно обстоятельство – это совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности.

Такое обстоятельство не учитывается, если ранее было вынесено решение суда или налогового органа о взыскании налоговой санкции за аналогичное правонарушение и если с момента вступления в силу этого решения не прошло 12 месяцев. Дело в том, что лицо, с которого взыскан штраф, считается подвергнутым этой санкции в течение 12-месячного периода с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

Исключение вины

При наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, санкции не применяются. В статье 111 Налогового кодекса описаны три вида этих обстоятельств:

  • чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства;
  • невменяемое состояние;
  • письменные разъяснения госорганов.

Рассмотрим их более подробно. Чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельства признаются, если имело место стихийное бедствие и т. п. Указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в СМИ и иными способами, которые не нуждаются в специальных средствах доказывания.

Если у налогоплательщика нет денег на уплату налога из-за того, что с ним своевременно не рассчитались партнеры, это обстоятельство не считается непреодолимым. Следовательно, столь неприятное положение не признается и обстоятельством, исключающим вину в налоговом правонарушении.

Например, финансовая документация предприятия была уничтожена сильным наводнением, из-за чего фирма не смогла своевременно представить отчетность в налоговый орган.

От ответственности освобождаются физлица, находившиеся в момент совершения правонарушения в невменяемом состоянии, при котором невозможно отдавать себе отчета в действиях или руководить. Плохое самочувствие налоговому органу придется еще доказать.

Медицинский аспект невменяемости заключается в обострении хронического психического заболевания. Поэтому обстоятельством, исключающим вину в совершении налогового правонарушения, не признается болезненное состояние человека, которое, возможно, и не повлекло утраты контроля за своими действиями, но объективно препятствовало выполнению налоговых обязательств. Например, индивидуальный предприниматель не мог уплатить налог из-за длительного пребывания в больнице.

Правило освобождения от налоговой ответственности ввиду невменяемости не применяется в отношении организаций. Ведь вина последних, как уже было сказано, устанавливается в зависимости от вины их должностных лиц. Невменяемость одного должностного лица не устраняет ответственности других должностных лиц за соблюдение финансовой дисциплины на фирме. Исключением являются организации, у которых по штатному расписанию – одно должностное лицо.

И наконец, вину могут исключить письменные разъяснения госорганов. В данном случае имеются в виду ситуации, когда налоговые обязанности не были выполнены вследствие исполнения налогоплательщиком письменных разъяснений. Эти разъяснения могут быть даны лично ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим органом госвласти.

Эти обстоятельства устанавливаются при наличии документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено правонарушение. Дата издания та кого документа значения не имеет.

Отметим, что, согласно пунктам 1 и 2 статьи 34.2 Налогового кодекса, письменные разъяснения дают:

  • Минфин России – налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
  • финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований – налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Особые правила

Наличие отягчающего обстоятельства не является препятствием для одновременного уменьшения налоговых санкций при наличии смягчающих обстоятельств.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогоплательщиков, в том числе письменно:

  • о действующих налогах и сборах;
  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Налоговые органы также обязаны представлять формы налоговых деклараций и расчетов и разъяснять порядок их заполнения.

Перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является закрытым.

Если же письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком, то их выполнение не является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Освобождение от ответственности

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств.

1. Отсутствие события налогового правонарушения;

2. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3. Совершение поступка, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16 лет. Человек может быть привлечен к налоговой ответственности только с 16-летнего возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ);

4. Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

5. Отсутствие события налогового правонарушения. Данное обстоятельство означает отсутствие деяния, совершение которого является основанием для привлечения к ответственности. Например, не образует факта налогового правонарушения пропуск срока подачи декларации в инспекцию, если лицо не является плательщиком такого налога;

6. Отсутствие вины. Вина является необходимым условием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Ее отсутствие исключает возможность считать совершенное деяние правонарушением и не позволяет привлечь налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) к налоговой ответственности. Наличие рассматриваемого обстоятельства обусловлено тем, что в некоторых ситуациях способность лица действовать волевым образом ограничена или вообще невозможна. Это лишает его права выбирать между правомерным и противоправным поведением или осознавать противоправность своих действий (бездействия).

7. Истечение сроков давности (3 года).

Допустим, со дня совершения налогового правонарушения (либо со следующего дня после окончания налогового периода, когда оно было совершено) и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года. Тогда лицо не может быть привлечено к ответственности.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных следующими статьями Налогового кодекса:

  • 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»;
  • 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)».

В отношении остальных налоговых правонарушений срок давности исчисляется со дня их совершения.

Порядок учета обстоятельств

Как уже было сказано, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза. Бывает, что суд уменьшает величину налоговой санкции еще больше. Этому способствуют результаты оценки доказательств наличия соответствующих обстоятельств, в том числе количество смягчающих ответственность обстоятельств, личность налогоплательщика, его материальное положение, характер совершенного правонарушения.

Если одновременно присутствуют смягчающие и отягчающие обстоятельства, то суд или налоговый орган рассматривает их в совокупности. Наличие отягчающего обстоятельства не является препятствием для одновременного уменьшения налоговых санкций при наличии смягчающих обстоятельств.

Выявляет вину лица в совершении налогового правонарушения либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, руководитель налогового органа или его заместитель. Это может произойти в следующих случаях: – в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, после которого выносится соответствующее решение (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ); – в ходе рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом налоговых правонарушениях, и других материалов (подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

М.В. Гребенаров, налоговый консультант


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Перечень обстоятельств установлен НК РФ.

Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности

Налоговое законодательство в некоторых случаях предусматривает освобождение от ответственности при совершении налогового правонарушения. Все возможные обстоятельства прописаны на законодательном уровне, регламентируются строго Налоговым кодексом и сопутствующими нормативно-правовыми актами.

Налоговым законодательством предусмотрены несколько вариантов обстоятельств: те, которые исключают привлечение к ответственности; те, которые смягчают эту вину; и те, которые ее отягчают. Кроме того существуют обстоятельства, которые не позволяют привлечь к ответственности лицо, в отношении которого было заведено налоговое дело. К таким обстоятельствам относятся:

  • события нарушения нет;
  • вины обвиняемого в нарушении нет;
  • отсутствие 16-летнего возраста виновного;
  • сроки давности по делу о нарушении истекли.

То есть, если виновником нарушения является малолетний гражданин, то привлечь его к ответственности за налоговое нарушение не представляется возможным. При этом законодательством не предусматривается ответственность к опекунам, попечителям или родителям виновного лица.

Лицо, не достигшее 16 лет, просто не привлекается к ответу за совершенное преступление в налоговой сфере. При этом судебная практика показывает, что на долю таких дел приходится ничтожный процент – 2-3% от общего количества дел по налоговым правонарушениям.

В рамках налогового законодательства нельзя привлечь к ответственности нельзя при условии отсутствия события налогового нарушения.

То есть если в ходе рассмотрения нарушений, выяснится, что этих самых нарушений нет, то и привлечь к ответственности плательщика не за что.

Например, плательщиком не были уплачены в срок налоги и сборы, налоговые органы в отношении этого плательщика открыли дело о налоговом нарушении, но плательщик заплатил самостоятельно насчитанные на него средства, включая пени, то привлекать его к ответственности не за что. События налогового правонарушения нет.

Под сроком давности понимается трехлетний период с момента окончания налогового периода, в котором произошло нарушение. То есть если налоговый орган в течение трех лет не призывал к ответственности виновного в налоговом правонарушении плательщика, то по истечении трех лет этого сделать нельзя.

Примечательно, что законодательно не установлено никаких условий для восстановления пропущенных сроков для налоговых органов. Они обязаны своевременно при обнаружении нарушений обращаться к плательщикам с требованием устранения нарушений или призывать их к ответственности.

Отсутствие вины в правонарушении в налоговой сфере

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения тоже является основанием для того, чтобы лицо не привлекали к ответственности. При этом отсутствие вины доказывается путем рассмотрения налогового дела с представлением доказательств, как со стороны обвиняющей (следует понимать, как налоговые органы), так и со стороны защищающейся (то есть плательщика, которого обвиняют в нарушениях).

Примечательно, что плательщик вправе ничего не делать и не представлять на рассмотрение, поскольку обвиняющая сторона сама должна доказать его виновность.

Если налоговый орган этого не делает, или доказательства являются несостоятельными, к ответственности плательщик не призывается.

Более того если дело изначально рассматривалось налоговым органом, который вынес решение о призвание к ответственности плательщика, а в ходе судебного разбирательство было доказано, что решение несостоятельное и незаконное, то оно отменяется. При этом должностные лица налогового органа могут быть призваны к ответственности за вынесение несостоятельного решения, нарушающего права граждан.

Кроме прочего в налоговом законодательстве существует ряд обстоятельств, которые полностью исключают виновность плательщика. К ним относятся:

  • нарушения, которые были совершены в обстоятельствах, независящих от плательщика – стихия, природный катаклизм, иные обстоятельства, которые плательщик был не в силах преодолеть;
  • нарушения, которые были совершены физическим частным лицом в состоянии, которое не позволяло ему оценивать свою деятельность и ее последствия, в результате болезни, травмы и прочих обстоятельств, касающихся здоровья (исключением в этом случае будут состояния алкогольного и наркотического опьянения);
  • нарушения, которые были совершены в результате следования письменным рекомендациям налогового органа (в этом случае ответственным за нарушение будет налоговый орган, который дал неверные рекомендации).

В ходе судебного рассмотрения дела могут быть открыты иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны, как исключающие наличие виновности плательщика.

Иные основания для непривлечения лица к налоговой ответственности

Налоговым Кодексом предусмотрено еще одно обстоятельство, которое является основанием для непривлечения к ответственности. Так, если плательщик совершил, по мнению налоговых органов, нарушение, связанное с приобретением или использованием имущества, которое на правах собственности относится к иностранной компании, а у плательщика имеются все заполненные уточняющие декларации и документы на это имущество.

При этом декларации должны быть вовремя поданы в налоговый орган на рассмотрение, равно как и сопутствующие документы, и на всех копиях стоит отметка от принимающего налогового органа. В этом случае плательщика нельзя привлечь к ответственности за налоговое нарушение, поскольку нарушения фактически нет.

В суде доказательством будут служить копии деклараций и документов, которые плательщик представлял в налоговый орган в отчетном налоговом периоде, с проставленными отметками о том, что налоговый орган принял все документы на рассмотрение.

3.11 Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Запрещается повторное привлечение к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности платить налог. НК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, смягчающие и отягчающие ответственность за нее.

Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Отсутствие события налогового правонарушения

Совершение налогового правонарушения в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения

Совершение налогового правонарушения вследствие исполнения письменных разъяснений налогового органа

Совершение деяния с признаками налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим 16 лет

Совершение налогового правонарушения вследствие болезни или в состоянии аффекта

Истечение сроков давности привлечения к ответственности

Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения

К обстоятельствам, смягчающим налоговую ответственность относятся нарушения, совершенные в период тяжелых личных или семейных обстоятельств, под угрозой или те, которые могут быть признаны судом или налоговым органом как смягчающие.

К обстоятельствам, отягощающим налоговую ответственность, относятся нарушения, совершенные лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичные деяния.

Обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом.

При наличии смягчающих обстоятельств налоговые санкции уменьшаются не менее чем в два раза, при наличии отягощающих обстоятельств увеличиваются в два раза.

Срок исковой давности по привлечению к налоговой ответственности составляет три года, кроме привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога или за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения.

За совершение налогового правонарушения предусмотрена мера ответственности — налоговые санкции, устанавливаемые в следующих размерах.

Размер штрафа в зависимости от вида налогового правонарушения

Виды налоговых правонарушений

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на налоговый учет при отсутствии признаков налогового правонарушения

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней

Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе

10% от доходов, полученных в течении указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.

Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на налоговый учет в налоговом органе более трех месяцев

20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 000 руб.

Виды налоговых правонарушений

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком либо банке

Непредставление налогоплательщиком в установленный налоговым законодательством срок налоговой декларации при отсутствии признаков налогового правонарушения

5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока

30% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

Те же деяния, если они повлекли за собой занижение налоговой базы

10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)

20% от неуплаченных сумм налога

Деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122, совершенные умышленно

40% от неуплаченных сумм налога

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20% от суммы, подлежащей перечислению

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством

50 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля

Отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо _ложного перевода

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо Должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового нарушения

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года

Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы, либо порядка регистрации изменений количества названных объектов

Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения

Те же деяния, совершенные более одного раза

Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес

Виды налоговых нарушений банком и размеры установленных в соответствии с НК РФ штрафов за их совершение

Виды налоговых правонарушений

Открытие банком счета налогоплательщику без предъявления им свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика

Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета налогоплательщиком

Нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налогового платежа

Пеня в размере ,/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налогов

Штраф 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 10 000 рублей

Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налогового авансового платежа, сбора, пеней, штрафа

Пеня в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа

30% от непоступившей в результате таких действий суммы

Непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам налогоплательщика в установленный срок при отсутствии признаков правонарушения

Читайте также: