Освобождение от налога на трактор в сельской местности

Опубликовано: 09.05.2024

Тракторы, как и любая другая автомобильная техника, облагается транспортным налогом. Но существует ряд льгот федерального, а также регионального значения, которые позволяют собственникам не выплачивать налог на трактор в сельской местности. Стоит более подробно рассмотреть налогообложение подобной техники.

Законодательство

Все нормы относительно регулирования транспортного налога регламентированы в Налоговом Кодексе, а также ФЗ №117, который был принят 05.08.2000. В нем также учитываются все поправки, последние из которых были внесены 01.10.2018.

Когда сельхозтехника принадлежит юридическому лицу, то налог на трактор Т 25 или любой другой, рассчитывается бухгалтером организации.

Налог на трактор

Кому платить не требуется

Сельхозтехника аналогично любой иной облагается транспортным налогом. Это указано в ст. 358 НК. Там же представлен перечень типов транспортных средств, которые освобождены от необходимости уплаты подобных сборов. Тем самым законодательство устанавливает конкретные льготы для граждан. Так, рассчитывать на освобождение от подобного налогообложения могут те собственники, которые работают в сельскохозяйственной сфере и производят соответствующую продукцию. Таковыми могут быть не только физические лица, ведущие собственное крестьянско-фермерское хозяйство, но и юридические лица, представленные предприятиями либо организациями. Самый распространенный в СНГ трактор МТЗ 80 относится к категории С. Это важно помнить, получая права на управление сельхозтехникой.

Существуют ли льготы

Прежде чем проводить расчет транспортного налога, стоит узнать, какие действуют льготы на тракторы. Их существует несколько типов, способных изменять размер налога на трактор либо отменять его:

  1. Федеральные.
  2. Региональные.

Стоит более подробно рассмотреть каждые из них.

Федеральные

Подобная категория льгот действует на всей территории России. Прежде всего – это освобождение от налогов на тракторы, которые применяются собственниками с целью создания сельскохозяйственной продукции. Они указаны в перечне объектов, не подлежащих обложению налогами, согласно действующему Налоговому Кодексу. К подобным категориям производителям сельскохозяйственного продукта относятся все предприятия либо лица, ведущие личное подсобное хозяйство, а также платят единый сельскохозяйственный налог, то есть производящие продукцию, осуществляющие её переработку и продажу.

К примеру:

  1. Любые сельскохозяйственные кооперативы.
  2. Граждане, оказывающие различные вспомогательные услуги на тракторах в сельском хозяйстве.
  3. Различные рыбохозяйственные организации либо объединения.

Всеми вышеперечисленными категориями должно соблюдаться общее условие, относительно признания их сельскохозяйственными товаропроизводителями. Для этого им требуется иметь 70% и больше доход от реализации продукции данного типа. Сама производимая, а также продаваемая продукция может быть растительного либо животного происхождения.

Трактор в поле

Налог на продажу трактора физическим лицом высчитывается так же, как и у легковых автомобилей.

В период до 2007 года не было четкого определения, кто такие сельскохозяйственные товаропроизводители. По этой причине им приходилось платить налог на трактор Т 40, как применяемый для ведения собственного подсобного хозяйства. Ситуация изменилась после поправок, внесенных в законодательство, а также вступления в силу нового ФЗ №264, по которому тракторы в селах стали объектами, не подлежащими налогообложению. Важно, чтобы подобная техника использовалась по назначению, а компании соблюдали долю доходов от продажи сельскохозяйственной продукции.

Региональные

Кроме общегосударственных федеральных льгот, местные администрации имеют право устанавливать собственные. В каждом регионе они различаются. К примеру, в г. Санкт-Петербурге действуют льготы предприятиями, которые применяют в качестве топлива для двигателей природный газ (метан либо пропан).

В столице, а также Краснодарском крае поощряют участников особых экономических зон. Что касается Новосибирска, то там действует льгота в 95%, относящаяся ко всем физическим и юридическим лицам, применяющим самоходные машины, оборудованные гусеницами. А вот в Воркуте поощряют фермеров и крестьян, которые получают хотя бы 50% своих доходов от реализации продуктов сельского хозяйства.

Как рассчитать

Владельцам тракторов стоит понимать, как считать подобные налоги. Так, для этого применяется простая формула, которая также указана в ст. 362 НК. Выглядит она следующего образом: НБ*С*К. Где:

  • С – это ставка транспортного налога на трактор;
  • НБ – представляет собой налогооблагаемую базу;
  • К – означает коэффициенты, которые учитываются при подсчете налога.

Что касается последнего пункта, то в приведенной форме может указываться период владения транспортным средством, когда он находится в собственности неполный год. В результате используется коэффициент понижающий, когда количество полных месяцев владения будет определяться в соотношении к 12, что указано в ст. 362 НК.

Сегодня трактор, как и другая автомобильная техника, облагается транспортным налогом. Но существуют и определенные региональные, а также федеральные льготы, позволяющие собственникам не платить подобные сборы. Для этого они должны соблюдать определенные условия.

clock

  • Федеральные льготы для сельхозпроизводителей
  • Кто считается производителем сельхозпродукции?
  • Как не платить автоналог, если я веду ЛПХ?
  • Региональные льготы для сельхозпроизводителей
  • Вопрос-ответ

Сельские жители выплачивают транспортный налог (ТН) по тем же ставкам и в те же сроки, что и жители городов. Что касается льгот, то государство не рассматривает данную категорию граждан в качестве льготников по ТН, поэтому говорить о том, что они имеют в этом плане преимущество перед горожанами, тоже нельзя.

Тем не менее как в региональном, так и в федеральном законодательстве существуют льготы, которые освобождают сельских жителей от уплаты автоналога. Такие льготы нацелены на поддержку сельского хозяйства, поэтому распространяются только на тех автовладельцев, которые занимаются сельскохозяйственными работами. Подробнее о том, кто из проживающих в сельской местности имеют право не платить дорожный налог, расскажем ниже.

Федеральные льготы по транспортному налогу для сельхозпроизводителей

Согласно Налоговому кодексу РФ транспортный налог в сельской местности не платят производители сельхозпродукции. Освободиться от уплаты дорожного налога можно только за те транспортные средства, которые участвуют в сельхозработах.

Не являются объектом налогообложения: 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

п. 2 ст. 358 НК РФ

Кто считается производителем сельхозпродукции?

Производителями сельхозпродукции считаются не только организации, фермерские хозяйства и сельхозкооперативы, но и обычные граждане, которые ведут личное подсобное хозяйство (ЛПХ).

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также: 1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"

ч. 2 ст. 3 Федеральный закон от 29.12.2006 N 264 "О развитии сельского хозяйства"

То есть если вы выращиваете на своем участке картошку, и у вас есть трактор, который вы используете для вспашки земли, то вы имеете полное право не платить за этот трактор налог.

Что нужно сделать, чтобы не платить автоналог, если я веду ЛПХ?

Чтобы получить льготу, необходимо обратиться в налоговую инспекцию, которая обслуживает ваш район, собрав следующие документы:

выписка из похозяйственной книги или справки из органов муниципальных образований (чтобы доказать ведение ЛПХ);

документы на земельный участок и на ТС;

заявление на получение льготы (как правильно оформить заявление, мы писали здесь).

Обратите внимание: Чтобы не платить налог на авто, следует обращаться в налоговую с этим пакетом документов каждый год.

Региональные льготы для сельхозпроизводителей

Дополнительные льготы для производителей, которые имеют не менее 70% общей выручки от продажи сельхозпродукции, установлены в следующих регионах РФ:

Оренбургская область и др.

В вышеперечисленных областях не платить налог можно не только за транспортные средства, которые участвуют в сельскохозяйственных работах, но и за все зарегистрированные на производителя автомобили.

Узнать о льготах для жителей сел в вашем регионе можно с помощью таблицы ниже. Для этого выберите из списка ваш регион и на новой странице перейдите к разделу "Налоговые льготы". В нем вы найдете полный список льготников, которые полностью или частично освобождены от уплаты ТН в вашей области.

Посмотреть в моем регионе

Выберите свой регион
77, 99, 97, 177, 199, 197, 777 Москва 78, 98, 178 Санкт-Петербург
01 Республика Адыгея 30 Астраханская область 57 Орловская область
02, 102 Республика Башкортостан 31 Белгородская область 58 Пензенская область
03 Республика Бурятия 32 Брянская область 59, 81, 159 Пермский край
04 Республика Алтай 33 Владимирская область 60 Псковская область
05 Республика Дагестан 34, 134 Волгоградская область 61, 161 Ростовская область
06 Республика Ингушетия 35 Вологодская область 62 Рязанская область
07 Кабардино-Балкария 36, 136 Воронежская область 63, 163 Самарская область
08 Республика Калмыкия 37 Ивановская область 64, 164 Саратовская область
09 Карачаево-Черкессия 38, 85, 138 Иркутская область 65 Сахалинская область
10 Республика Карелия 39, 91 Калининградская область 66, 96, 196 Свердловская область
11 Республика Коми 40 Калужская область 67 Смоленская область
12 Республика Марий Эл 41, 82 Камчатский край 68 Тамбовская область
13, 113 Республика Мордовия 42, 142 Кемеровская область 69 Тверская область
14 Республика Саха (Якутия) 43 Кировская область 70 Томская область
15 Республика Северная Осетия 44 Костромская область 71 Тульская область
16, 116 Республика Татарстан 45 Курганская область 72 Тюменская область
17 Республика Тыва 46 Курская область 73, 173 Ульяновская область
19 Республика Хакасия 47 Ленинградская область 74, 174 Челябинская область
21, 121 Чувашская Республика 48 Липецкая область 75, 80 Забайкальский край
22 Алтайский край 49 Магаданская область 76 Ярославская область
23, 93, 123 Краснодарский край 50, 90, 150, 190, 750 Московская область 79 Еврейская АО
24, 84, 88, 124 Красноярский край 51 Мурманская область 83 Ненецкий АО
25, 125 Приморский край 52, 152 Нижегородская область 86, 186 Ханты-Мансийский АО
26, 126 Ставропольский край 53 Новгородская область 87 Чукотский АО
27 Хабаровский край 54, 154 Новосибирская область 89 Ямало-Ненецкий АО
28 Амурская область 55 Омская область 95 Чеченская Республика
29 Архангельская область 56 Оренбургская область

Так, транспортный налог для сельских жителей имеет преимущества для тех, кто имеет свое хозяйство. При этом следует помнить, что налогом не облагаются только ТС, которые используются в сельхозработах (например, скотовоз или трактор). А значит, за личный автомобиль платить налог придется по общим правилам.

Вопрос-ответ

Освободиться от уплаты дорожного налога можно только за те транспортные средства, которые участвуют в сельхозработах, все остальные уплачивают налог как и все.

Производителями сельхозпродукции считаются не только организации, но и обычные граждане, которые ведут личное хозяйство.

Необходимо обратиться в ФНС со следующими документами:

выписка из похозяйственной книги или - справки из органов муниципальных образований (чтобы доказать ведение ЛПХ);

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог


НК РФ содержит льготы для транспорта, который используется в сельском хозяйстве. Существуют определенные условия для того, чтобы сельскохозяйственное предприятие могло применять эту льготу.

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

К сведению:

Согласно п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, государственной регистрации, учету в соответствии с этим документом подлежат, в частности:

  • тракторы (кроме мотоблоков);
  • самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД;
  • номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.

Надо проверить документы на технику

Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении [1] . В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

К сведению:

Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.

С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.

С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).

Минфин обратил внимание: указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС — в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран».

Кроме того, в соответствии с ОН «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 — легковой автомобиль, 7 — фургоны, 9 — специальные.

Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.

В арбитражной практике — по-другому

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС.

Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009 [2] ).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЦО [3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован.

При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства [4] .

Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции [5] .

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08 [6] . Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 №Ф04-5171/2016 по делу №А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу №А53-24381/2015.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ [7] , и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

О применении унифицированных форм

На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) [8] .

Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

На этом не настаивает сейчас и налоговая.

О заполнении декларации

До 01.01.2021 в соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, декларацию по транспортному налогу.

Исходя из Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ с 01.01.2021 данная статья утрачивает силу, и, соответственно, налогоплательщики, в том числе организации, не должны будут представлять декларацию по транспортному налогу уже и за 2020 год. Но за 2019 год еще надо было представлять декларацию.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложенияпо ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

На основании сказанного можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом исходя из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана была представлять декларацию и авансовые расчеты по нему (см. Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03-05-05-04/28799). Очевидно, не должна была она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен был представить декларацию. И в этой декларации следовало отразить в том числе транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу [9] (далее — Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 — 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 — данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5
к Порядку. В данном случае это коды 530-01 (тракторы сельскохозяйственные), 530-03 (самоходные комбайны), 590-15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.20 Порядка в первом поле строки 220 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.20 Порядка она заполняется исключительно в ситуации, если основанием льготы является закон субъекта РФ; в рассматриваемом случае:

Транспортный налог для сельских жителей

Транспортный налог для сельских жителей взимается по общему правилу, однако законодательство выделяет категории сельскохозяйственной техники, владельцы которой правомочны не уплачивать сбор, если используют обусловленный агрегат для производства с/х продукции, ведения личного подсобного хозяйства.

Налогообложение транспортных средств

Нормативным регламентом установлены правила, по которым владельцы транспортных средств обязаны вносить сбор за пользование указанными агрегатами.

Налогоплательщиками транспортного сбора выступают как физические, так и юридические лица, а сами платежи поступают в региональный бюджет, поэтому органы местной власти правомочны самостоятельно определять:

  • Размер пошлины (регламент федерального уровня указывает на минимальные и максимальные пределы сбора);
  • Основания для предоставления налоговых послаблений.

При издании локальных нормативных актов субъекты руководствуются положениями федеральных законов, основной из которых – Налоговый кодекс. Именно этот правовой акт устанавливает:

  1. Сроки и порядок внесения транспортного сбора;
  2. Особый статус, позволяющий гражданам не платить ТН;
  3. Классификации ТС, на основании которых осуществляется расчет налога.

«Транспортные» льготы для сельских жителей

Транспортные льготы для сельских жителей
Федеральное законодательство не содержит положений, по которым транспортный налог для жителей сельской местности уплачивается в особом порядке, поскольку указанная категория сбора находится в исключительной подведомственности субъектов РФ. Как показывает практика, некоторые власти регионов предусматривают возможность получения послаблений для жителей сельской местности при наличии следующих оснований:

  • Достижение пенсионного возраста;
  • Статус ветерана войны, участника боевых действий или ветерана труда;
  • Особое звание или заслуга.

В зависимости от территории проживания на общероссийском уровне может отличаться лишь тариф, используемый при расчете налога.

Категории ТС и возможные послабления

Налоговый кодекс определяет перечень ТС, в отношении которых сбор упрощен, в частности:

  • Лодки, управляемые веслами;
  • Моторные лодки с мощностью до 5 единиц;
  • Буровые установки и плавучие стационарные платформы;
  • Суда, эксплуатируемые для промысловых работ;
  • Судна, используемые для перевозки пассажиров и грузов (если это основная деятельность ИП);
  • Транспортное средство, находящееся в розыске ввиду угона;
  • Автомобиль с мощностью не более 100 единиц, который был предоставлен социальными службами;
  • Техника, используемая в сельском хозяйстве.

Из представленных пунктов большой интерес для жителей села представляет возможность оформления налоговой льготы на сельскохозяйственную технику. Чтобы получить преференцию, необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Агрегат используется для сельскохозяйственных работ;
  2. Владелец спецтехники является предпринимателем или занимается подсобным хозяйством в личных целях.

Поскольку не каждый житель провинции занимается сельским хозяйством для извлечения предпринимательской прибыли, а лишь ведет личное подсобное хозяйство, на практике возникают некоторые сложности при выражении права на льготу.

Для получения преференции заявитель, в первую очередь, должен доказать, что льготный объект налогообложения (спецтехника сельхоз назначения) эксплуатируется с целью производства сельскохозяйственной продукции, а собственник агрегата непосредственно задействован в процессе ее выпуска.

К числу сельхозтехники, освобожденной от транспортного налога, относят:

  • Трактор;
  • Комбайн;
  • Автомобиль ветеринарного назначения;
  • Агрегаты, используемые для транспортировки удобрений и культур;
  • Машины для перевозки скота;
  • Техника для ухода за посевом.

В некоторых случаях, владельцы агрегатов, переоборудованных для осуществления сельскохозяйственных работ также освобождаются от сбора, если ТС будет перерегистрировано в соответствующую категорию – спецмашина. Однако указанное средство должно полностью отвечать техническим характеристикам и целям использования.

Порядок оформления преференции

Порядок оформления преференции
Граждане, проживающие в границах сельской местности и занимающиеся фермерским хозяйством в качестве предпринимателя или для личного потребления и использующие в работе сельскохозяйственную спецтехнику могут требовать предоставления преференции по транспортному налогу в заявительном порядке.

Алгоритм действий таков:

  1. Подготовка документов;
  2. Явка в уполномоченный фискальный орган;
  3. Составление заявления по установленному образцу;
  4. Принятие обращения в обработку;
  5. Проведение проверки (порядка 1 месяца);
  6. Уведомление о принятом решении;
  7. Предоставление налогового послабления.

Скоро граждане начнут официально оформлять имущественные налоги за предыдущий год и вносить установленные законодательством суммы. Во время прохождения таких процедур традиционно возникает много вопросов. Эта статья поможет выяснить, кто должен платить транспортный налог на трактор и как его посчитать.

Кто освобождается от уплаты налога на трактор

Транспортный налог на трактор

Многие фермеры, предприниматели и частные лица заблуждаются, если считают, что любая сельскохозяйственная техника, в том числе и тракторы, не облагается транспортным налогом. При внимательном прочтении пункта 2 ст. 358 НК РФ можно понять главное условие освобождения такого транспортного средства (ТС) от налогообложения. Там прописано:

2. Не являются объектом налогообложения:

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, в законодательстве действительно прописан перечень объектов налогообложения, а также те виды транспорта, которые в их число не входят. Сюда же относятся тракторы и другие машины для сельского хозяйства, но только если они будут в собственности лиц, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, в соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК. К ним могут относиться как юридические лица — предприятия и организации, так и физические лица — такие, как крестьянско-фермерские хозяйства.

Как считать транспортный налог на трактор

Желтый трактор возле стены

Главными составляющими элементами в формуле расчета налога, в соответствии с п.2 ст. 362 НК, являются:


Что касается использования коэффициента в этой формуле, то в случае с трактором речь может идти о неполном периоде владения. Если транспортное средство находилось в собственности целый год, то коэффициент принимается равным единице и его можно не учитывать. Если трактор был зарегистрирован в течение нескольких месяцев года, а затем был отчужден, то коэффициент определяется как отношение полных месяцев владения к двенадцати, в соответствии с п. 3 ст.362 НК.

Важно отметить, что существует понятие неполного месяца владения. Его суть заключается в том, что собственник трактора полностью освобождается от уплаты транспортного налога, если владел им в течение периода, не превышающего половины целого месяца. Соответствующая поправка к законодательству была введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ.

Что принимать за налоговую базу

Налог на транспорт начисляется на разные виды налоговой базы. Для тракторов, которые относятся к самоходным машинам на пневматическом или гусеничном ходу, так же как и для автомобилей, базой начисления является мощность двигателя, измеренная в единицах лошадиных сил (л.с.), в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 359 НК. Данная величина берется по паспорту транспортного средства.

Часто в документах этот показатель указан в единицах, принятых в единой системе измерения, — кВт. Тогда требуется пересчитать кВт в лошадиные силы, умножив величину на 1,35962. Это число означает, что 1 кВт равен 1,35962 лошадиных сил.

Зеленый трактор едущий по полю

Спорные моменты при определении налоговой базы и соответствующей ей ставки возникают, когда налоговые органы относят некоторые трактора к разряду грузовых автомобилей, которые облагаются более высокой ставкой. Отнесение трактора к видам других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу должно происходить на основании паспорта самоходного средства и в соответствии с «Классификатором типов ТС международной перевозки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 378 от 20.09.2010 года.

Определение понятия трактора можно найти в «Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 № 796:

2. Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

Какие предусмотрены ставки по разным регионам

Сельскохозяйственная техника, которая едет в поле

В налоговой системе страны транспортный налог относится к региональному уровню. По каждому субъекту Федерации существуют собственные нормативные акты регионального уровня, которые вводят в действие налог на транспортные средства в данном муниципальном образовании. Местные органы власти, основываясь на ставках, прописанных в ст. 361 НК РФ, определяют собственные ставки.

Дифференцирование ставок транспортного налога муниципалитеты могут проводить по таким критериям:

  • в зависимости от мощности двигателя ТС;
  • от валовой вместимости;
  • от числа лет эксплуатации;
  • от вида транспорта.

Поэтому налоговые ставки на тракторы могут несколько отличаться в различных городах страны. На официальном сайте ФНС есть удобный электронный сервис под названием «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» для тех, кто хочет узнать размеры ставок, действующих в своём регионе, а также категории льготников, которые тоже устанавливаются на местном уровне.

В случае если трактор входит в число объектов налогообложения, то есть, не задействован в сельскохозяйственной отрасли, то какие для него будут действовать ставки? Такой транспорт нужно относить к категории «Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», именно для этого вида и выбираются соответствующие ставки.

В качестве примера рассмотрим, как отличаются ставки по транспортному налогу на трактор МТЗ-82 (81 л.с.) в разных городах страны:

РегионСтавка, (руб. с каждой лошадиной силы)
Москва25
Санкт-Петербург25
Краснодар10
Новосибирск25
Владивосток15
Воркута15

Таким образом, в столичном регионе и в Санкт-Петербурге в 2021 году владельцы трактора должны будут заплатить за него по 2025 рублей (25 рублей × 81 л.с.). Такая же сумма выходит и для жителей Новосибирска. В северных регионах страны и на Дальнем Востоке трактор обходится дешевле: в 1215 рублей (15 рублей × 81 л.с.). В районах Черноземья с хорошо развитым сельским хозяйством ставка равна 10 рублям, а налог составляет всего 810 рублей за год.

Существуют ли льготы

Темно-красный трактор с желтыми дисками

По всем видам имущественных налогов существуют два уровня льгот:

  • федеральные;
  • региональные.

Федеральные льготы устанавливаются в общем для всей территории страны. Как уже ранее отмечалось, в отношении тракторов, находящихся во владении производителей сельскохозяйственной продукции, не взимают транспортный налог, поскольку такое ТС выведено из перечня объектов налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 358 НК.

В соответствии с этим напрашивается вопрос: относятся ли граждане, ведущие подсобное личное хозяйство, к разряду сельскохозяйственных товаропроизводителей? Должны ли такие лица уплачивать транспортный налог на трактор, находящийся в их собственности и использующийся по назначению?

Прежде всего, нужно разобраться, кого считать сельскохозяйственными товаропроизводителями. К их числу относятся плательщики единого сельскохозяйственного налога, перечисленные в ст. 346.2 НК РФ:

  • лица, производящие сельхозпродукцию, перерабатывающие и реализующие её;
  • лица, предоставляющие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства;
  • все виды сельскохозяйственных кооперативов;
  • рыбохозяйственные организации и артели.

Для всех этих категорий существует общее условие признания сельскохозяйственным товаропроизводителем: доля от реализации данной продукции или услуг должна составлять не менее 70% от общей доли дохода.

Продукция сельскохозяйственного сектора может быть представлена следующим широким ассортиментом:

Кабина трактора

  1. Продукты растительного происхождения:
    • зерновые культуры;
    • плоды;
    • овощи;
    • фрукты;
    • ягоды.
  2. Продукты животноводства:
    • мясо;
    • рыба;
    • молоко.

До начала 2007 года в законодательстве отсутствовало чёткое понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, поэтому граждане платили налог на трактор, использующийся в целях ведения личного подсобного хозяйства. Но после вступления в силу Федерального закона № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства», тракторы представителей села были выведены из числа объектов налогообложения. Выдержка из данного закона:

2. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве.

В соответствии со ст. 356 НК региональные льготы устанавливаются местными администрациями муниципальных образований, поэтому они отличаются в разных регионах. Большинство субъектов выделяют такие льготные категории:

  • Герои СССР и России;
  • Герои трудовой славы;
  • Полные кавалеры Ордена славы;
  • Ветераны Великой отечественной войны и боевых действий;
  • чернобыльцы.

В Санкт-Петербурге, например, льготниками являются предприятия, использующие природный газ в качестве моторного топлива. В Москве и Краснодаре выделяют резидентов особых экономических зон и узников концлагерей, в Новосибирске предусмотрена неполная льгота в размере 95% для всех ИП и предприятий, использующих самоходные пневматические и гусеничные машины, а Воркуте поощряют КФХ, реализующих продукты сельхозпроизводства в части половины от всей своей выручки.

Сроки уплаты в 2021 году

фермер сидящий в кабине трактора

Срок уплаты налога наступает по окончании налогового периода. Точно так же как и для льгот, срок уплаты транспортного налога на трактор установлен единый для физических лиц на всей территории страны, а для организаций администрации могут установить срок либо по общему порядку, либо квартальный с применением авансовых платежей, в соответствии с п.2 ст. 360 НК. В этом случае налоговым периодом будет считаться не год, а три месяца.

Авансовую систему оплаты транспортного налога для юридических лиц могут вводить некоторые регионы самостоятельно. Тогда сроки предоставления отчётности и оплаты могут быть, например, такие:

  1. 5 мая 2016 года;
  2. 5 августа 2016 года;
  3. 5 ноября 2016 года;
  4. 1 марта 2017 года.

То есть налог за 2016 год предприятие полностью должно уплатить не позднее 1 марта 2017 года, в соответствии с п. 2 ст. 363 НК.

Таким образом, трактор, как и любое другое транспортное средство, может облагаться налогом. Только представители сельскохозяйственного сектора, реализующие продукты, освобождены от его уплаты.

Читайте также: