Освобождался от налогов и обеспечивался пожизненной пенсией

Опубликовано: 12.05.2024

Подготовка реформ. По времени реформы совпали с отме­ной крепостного права и буржуазными реформами в России. Распространение капиталистических отношений на окраины также берет нача­ло с этого времени.

Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX в. была образована комиссия, которую возглавил И.И.Бутков. Комиссия пред­ложила разделить всю степь на две области - Западную и Восточную. Предложе­ния комиссии были вручены Оренбургскому генерал-губернатору А.П.Безаку.

В 1865 г . в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором назначен Н.А.Крыжановский. В 1865 г . для подготовки реформы образована Степная комиссия, ее возглавил член совета Министерства внутренних дел Ф.К.Гирс.

Шокан Уалиханов высказался за перестройку управле­ния Казахстаном на началах народного самоуправления.

Проект реформы по Тургайской, Ураль­ской, Акмолинской, Семипалатинской областями был под­готовлен комиссией Ф.К.Гирса, Л.Баллюзека, Л.Мейера, А.П.Проценко. Комиссия, куда вошли В.Д.Дандевиль, Ф.К.Гейнс, подготовила проект по Семиреченской и Сырдарьинской областям.

Содержание реформы. В 1867 г . царь Александр II утвердил «Вре­менное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а в 1868 г . - «Временное положение об управлении в степных облас­тях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губер­наторства».

Вся казахская тер­ритория делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестан­ское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Военная и граж­данская власть сосредоточивалась в руках генерал-губерна­тора. Каждое генерал- губернаторство делилось на области. Уральская и Тургайская области относились к Орен­бургскому, Акмолинская и Семипалатинская - к Западно-Сибирскому, Семиреченская и Сырдарьинская - к Туркес­танскому генерал-губернаторствам. Территория бывше­го Букеевского ханства в 1872 г . была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау в 1870 г . отошел под управление Кавказского военного округа, а позже в Закас­пийскую область.

Сосредоточение воен­ной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из узловых задач реформ. Туркестанскому генерал-губернато­ру предоставлялось право ведения дипломатических пе­реговоров с Китаем и Ираном.

Стоявший во главе области военный губернатор одно­временно являлся наказным атаманом казачьих войск. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные прав­ления, которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор.

Области делились на уезды. Один из двух помощников уездного началь­ника, назначаемый генерал-губернатором, был из представителей местной правящей верхушки. Уездным началь­никам подчинялись полиция, воинские части, учреждения уезда.

Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости - на административные аулы, состояв­шие из 100-200 кибиток. Отбираемые из знати воло­стные и аульные утверждались выше­стоящим колониальным руководством. Султаны-чингизи­ды обеспечивались государством пожизненной пенсией и освобождались от налогов.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской обла­сти полицейская и распорядительная власть была пере­дана в руки аксакалов, они избирались и утверждались областными военными губернаторами. Им, как и аульным и волостным старшинам, вручали бронзовый знак и печать.

Согласно реформам 1867-1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии, уездные суды. Хотя в Сырдарьинской области сохра­нился суд казиев, роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. В каждой волости избирались от 4-х до 8-ми биев. Утверждаемые военными губернаторами суды биев и казиев были низшим звеном колониальной судеб­ной системы.

Значение. Реформы 1867-1868 гг. создала предпосылки для освоения богатств края. Усилилось социальное расслоение, формировалось жатачество - уход обедневших казахов на заработки в прилинейные поселки и города, на первые про­мышленные предприятия. Отрицательные последствия реформы подвергались критике Абая Кунанбайулы, Ыбрая Алтынсарыулы.

  1. Время проведения реформы 1867 -1868 гг. в Казахстане совпало с
  2. Отмена крепостного права в России совпала со временем проведения в Казахстане реформ
  3. С отменой крепостного права в России совпало время проведения в Казахстане реформ
  4. И.И.Бутков в 60-ые годы XIX века предлагал разделить казахскую степь на две области
  5. Генерал-губернатор Оренбургского края с 1865 года
  6. Для подготовки проекта управления казахским краем в 1865 г . была образована
  7. «Степная комиссия» для подготовки проекта «Положения» об управлениии Казахской степью была образована в
  8. Глава «Степной комиссии», готовившей проект по изменению системы управления Казахстаном
  9. Степную комиссию, созданную в 1865 г . для составления проекта управления казахским краем, возглавил член Совета
  10. При подготовке реформ 1867-1868 гг. перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления предлагал
  11. Перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления, предложил Шокан Уалиханов в период подготовки реформ
  12. Шокан Уалиханов, участвуя в разработке реформы управления казахским краем в 60 годы XIX века, предлагал
  13. Положение о реформе по управлению Казахстаном (1867-1868гг.) утвердил император России
  14. «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями» Александр II утвердил в
  15. «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства» Александр II утвердил в
  16. Основная цель реформ 1867-1868г.г. в Казахстане заключалась в
  17. Основной принцип административного устройства казахской степи по реформе 1867-1868 гг.
  18. По реформе 1867-1868 гг. вся территория Казахстана делилась на
  19. Вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства по реформе
  20. По реформе 1867-1868 годов в Казахстане были учреждены области
  21. Акмолинская область по реформе 1867-1868 гг. подчинялась генерал-губернаторству
  22. В Туркестанское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области
  23. Верненский уезд по реформе 1867-1868 гг. вошел в область
  24. По реформе 1867-1868 годов в Закаспийскую область вошла территория
  25. По реформе 1867-1868г.г. Акмолинская и Семипалатинская области вошли в состав
  26. В Западно-Сибирское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области
  27. По реформе 1867-1868г.г. Уральская и Тургайская области вошли в состав
  28. Согласно реформе 1867-1868г.г. Семиреченская и Сырдарьинская области вошли в состав генерал-губернаторства
  29. В результате реформы 1867-1868 годов территория бывшего Букеевского ханства вошла в
  30. В Оренбургское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области
  31. Согласно реформе 1867-1868 гг. Туркестанскому губернатору предоставлялось право проведения дипломатических переговоров со странами
  32. По реформе 1867- 1868 г .г. право проведения дипломатических переговоров с государствами Китай и Иран предоставлялось
  33. Во главе области по реформе 1867-1868 годов стоял
  34. По реформе 1867 - 1868 гг. военная и гражданская власть в Казахстане сосредотачивалась в руках
  35. По реформе 1867-1868 гг. наказным атаманом казачьих войск расположенных на территории области являлся
  36. По реформе 1867-1868 гг. контроль над деятельностью областного управления осуществлял
  37. При областных правлениях по реформе 1867-1868 гг. были созданы отделы
  38. По реформе 1867-1868 гг. области делились на
  39. Полиция, воинские части, учреждения уезда и укрепления по реформе 1867-1868 годов подчинялись
  40. По реформе 1867-1868 гг. уезды делились на
  41. По реформе 1867-1868 гг. на территории Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки
  42. Согласно реформе 1867-1868 гг. в Казахстане полицейская и распорядительная власть была поручена выборным аксакалам на территории области
  43. По реформе 1867-1868 гг., низшим звеном колониальной судебной системы являлся
  44. По реформе 1867-1868 гг. в Сырдарьийнской области сохранялся суд
  45. По реформе 1867-1868 гг. султаны-чингизиды обеспечивались пожизненной пенсией и
  46. По реформе 1867-1868 гг. от налогов в российскую казну были освобождены
  47. По реформе 1867-1868 гг. обеспечивались пожизненной пенсией
  48. Казахские земли были объявлены государственной собственностью Российской империи по реформе
  49. Абай Кунанбай-улы и Ибрай Алтынсары-улы подвергли критике отрицательные последствия для Казахстана реформы

Раздел V. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Подготовка реформ. По времени они совпали с отме­ной крепостного права и принятием ряда буржуазных реформ в России. Распространение капиталистических отношений на национальные окраины также берет нача­ло с этого времени. Осуществленные в середине XIX в. судебная, земская и другие реформы не могли не повли­ять на находившиеся в составе Российской империи восточные национальные окраины.

"Устав о сибирских киргизах” 1822 г. и "Устав об оренбургских киргизах” 1824 г. в условиях распростране­ния капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития.

Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия пред­ложила разделить всю Казахскую Степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложе­ния комиссии были вручены Оренбургскому генерал- губернатору А.П.Безаку. 29 сентября 1864 г. Безак потребовал от областного правления оренбургских каза­хов сбора необходимых сведений.

В 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором назначен Н.А.Крыжановский. Со­ображения комиссии И.И.Буткова не были приняты. Подготовка проекта изменения управления казахским краем была возложена на Степную комиссию во главе с членом совета Министерства внутренних дел Ф.К.Гир- сом. В комиссию вошли: от Главного штаба — полков­ник Ф.К.Гейнс, от Оренбургского края — полковник К.К.Гутковский, от Западно-Сибирского генерал-губер­наторства — капитан А.П.Проценко.

В соответствии с рескриптом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросники по изуче­нию казахской страны. В них были охвачены основные проблемы, связанные с введением новой системы адми­нистративного управления: собственные проблемы, виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др. Но при подготовке рефор­мы не были приняты во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управле­ния Казахстаном на началах народного самоуправления. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с узкой группой феодалов и собрала только их данные. В Западно-Сибирском генерал-губер­наторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собран­ным у крупных владельцев, среди которых были Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалиханулы. В Оренбургском крае данные были представлены стар­шим султаном-правителем Сейдалыулы и другими ари­стократами, далеко стоявшими от интересов народа.

Проект реформы по управлению Тургайской, Ураль­ской, Акмолинской, Семипалатинской областями был под­готовлен комиссией Ф.К.Гирса в составе Л.Баллюзека, Л.Мейера, А.П.Проценко. Комиссия, куда вошли В.Д.Дан- девиль, Ф.К.Гейнс и другие, подготовила проект по Се- миреченской и Сырдарьинской областям.

11 июля 1867 г. царь Александр II утвердил "Вре­менное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях”, а 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении в степных облас­тях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губер­наторства”.

Содержание и значение реформы. Вся казахская тер­ритория делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестан­ское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Военная и граж­данская власть сосредоточивалась в руках генерал-губерна­тора. Каждое генерал- губернаторство делилось на облас­ ти. Уральская и Тургайская области относились к Орен­бургскому, Акмолинская и Семипалатинская — к Западно- Сибирскому, Семиреченская и Сырдаръинская — к Туркес­танскому генерал-губернаторствам. Территория бывше­го Букеевского ханства в 1872 г. была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау (Мангышлак- ское приставство) в 1870 г. отошел под управление Кавказского военного округа, а позже включен в Закас­пийскую область. Деление Казахстана на центры отве­чало целям колониальной политики. Сосредоточение воен­ной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из узловых задач реформ 1867— 1868 гг. К тому же, туркестанскому генерал-губернато­ру предоставлялось право ведения дипломатических пе­реговоров с такими странами, как Китай и Иран.

Стоявший во главе области военный губернатор одно­временно являлся наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные прав­ления, которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор. Он являлся председателем правления, имел при себе специальных советников.

Согласно реформам области делились на уезды, куда входили: в Сырдарьинскую — Казалинский, Перовский, Туркестанский, Шымкентский, Аулие-Атинский, Таш­кентский, Ходжентский и Жизакский; в Уральскую — Уральский, Гурьевский, Калмыковский, Эмбинский (Те- мирский); в Тургайскую — Илецкий (Актюбинский), Николаевский (Кустанайский), Иргизский и Тургайский; в Акмолинскую — Акмолинский, Кокшетауский, Петро­павловский, Омский, а спустя год после принятия ре­формы еще и Атбасарский (Сарысуский); в Семипала­тинскую — Каркаралинский, Баянаульский, Павлодарс­кий, Семипалатинский, Кокпектинский, Зайсанский, поз­же сюда вошел Усть-Каменогорский уезд; в Семиречен- скую — Сергиопольский, Капальский, Верненский, Джар- кентский, Иссык-Кульский и Токмакский уезды. Такое деление с небольшими изменениями сохранялось более полувека.

Один из двух помощников (младший) уездного началь­ника, назначаемый генерал-губернатором, был из предста­ вителей местной правящей верхушки. Уездным началь­никам подчинялись как полиция, так и воинские части, учреждения уезда и укрепления.

Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости — на административные аулы, состояв­шие из 100-200 кибиток. Отбираемые из знати воло­стные и аульные были опорой царского правительства в Казахстане. В своей должности они утверждались выше­стоящим колониальным руководством. Султаны-чингизи­ды обеспечивались государством пожизненной пенсией и освобождались от налогов. В этом заключалось классовое содержание реформ.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской обла­сти полицейская и распорядительная власть была пере­дана в руки аксакалов. Последние избирались на сходах выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Им так же, как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать. Выборы аксакалов, как и волостных, проходили в борь­бе, в межродовых спорах.

Согласно реформам 1867—1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды. Имеющие четко выраженный классовый характер, судебные уч­реждения были орудием претворения колониальной по­литики в жизнь. Хотя в Сырдарьинской области сохра­нился суд казиев, роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. Изменения в судебном деле огра­ничили влияние шариата и степных законов на повсе­дневную жизнь. В каждой волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4-х до 8-ми биев. По существу, утверждаемые военными губернаторами суды биев и казиев были низшим звеном колониальной судеб­ной системы в Казахстане.

Уездные и военные суды усилили угнетение народа. Этому служила и усилившаяся налоговая политика.

Реформы 1867—1868 гг. не могли разрешить всех коренных противоречий общества. Однако они положи­тельно повлияли на социально-экономическое развитие Казахстана. Были созданы предпосылки для освоения богатств края. Капиталистические явления, проникая в хозяйственную и социальную жизнь, ослабили ряд рег­рессивных черт старых общественных отношений. Про исходили положительные изменения и в повседневной жизни казахов, занимавшихся кочевым скотоводством. Одновременно усилилось социальное расслоение аульных жителей. Свидетельство тому — формирование жатаче- ства — уход обедневших казахов не только на заработки в прилинейные поселки и города, но и на первые про­мышленные предприятия. Отрицательные последствия реформы подвергались критике со стороны Абая Кунан- байулы, Ыбрая Алтынсарыулы и других передовых мыс­лителей того времени.

0 Вопросы и задания

1. Расскажите об особенностях подготовки реформ 1867— 1868 гг.?

2. Каким образом были подготовлены "Положения”, какую направленность они имели?

3. Поясните последствия реформ 1867—1868 гг. для Казахста­на.

Документы и материалы

Кулембаю (1889 г.)

И вот я стал волостным,

Рассеяв весь скот.

Ни груза у верблюда,

Ни гривы у коня Не осталось - Раздарил толпе.

Сильным мира сего,

Еще не услышав их слов,

Как была подготовлена реформа

. Все работы (по подготовке реформы. - Ж. К.) производи­лись в тиши кабинетов, сначала , в Петербурге, в комиссии статс-секретаря Буткова, без какого-либо участия в этих работах не только уж кого-либо из влиятельных и преданных нам киргизов хотя бы в виде депутата от народа, жизнь которого хотели перестроить на новый лад и о которой не имели в Петербурге почти никакого понятия, но даже из прежних знатоков степи, каковы, например, В.Б.1 ригирьео, Н.В.Ладыженский, жившие в Петербурге, не приглашались к участию в этих работах.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 15 декабря 2020 г. N 03-01-11/109419 О рассмотрении предложения об освобождении от уплаты налогов и страховых взносов военных пенсионеров, являющихся индивидуальными предпринимателями

Департаментом анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики рассмотрено обращение, и по вопросу освобождения от уплаты налогов сообщается следующее.

Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Эта норма является обязательной как в Российской Федерации, так и в других развитых странах.

Налоги являются необходимым условием существования государства, в связи с чем обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

В части налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Учитывая изложенное, заработная плата является доходом налогоплательщика, подлежащим обложению НДФЛ.

Действующая система налогообложения по НДФЛ ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.

Кроме того, статьей 217 Кодекса предусмотрен перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ.

В части специальных налоговых режимов.

Для субъектов малого предпринимательства Кодексом предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы).

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Кодекса к специальным налоговым режимам, в частности, относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентная система налогообложения (главы 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 Кодекса).

Указанные специальные налоговые режимы направлены, в том числе на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства.

При этом Кодексом субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.

Таким образом, Кодексом предусмотрена возможность добровольного выбора налогоплательщиком наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности, а субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по регулированию налоговой нагрузки в части специальных налоговых режимов.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон, НПД соответственно) с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года проводится эксперимент по установлению специального налогового режима НПД.

Специальный налоговый режим НПД введен в целях обеспечения благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности "самозанятыми" гражданами, способствует легализации гражданами своих доходов и основан на принципах простоты и удобства ведения предпринимательской деятельности.

При применении указанного специального налогового режима налогоплательщики НПД освобождаются от обязанности представлять отчетность, применять контрольно-кассовую технику, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Следует отметить, что налогоплательщики НПД вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Также физические лица, применяющие НПД, освобождаются от налогообложения НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД.

Указанный специальный налоговый режим предусматривает следующие ставки налога: 4 процента в отношении доходов, полученных от физических лиц, и 6 процентов в отношении доходов, полученных от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Федеральным законом налогоплательщикам НПД предоставлено право на получение налогового вычета в размере 10 тысяч рублей, который можно использовать для уменьшения налога.

В случае отсутствия облагаемого дохода у налогоплательщиков НПД не возникает обязанности исчисления и уплаты НПД.

Взаимодействие между налогоплательщиками НПД и налоговыми органами происходит удаленно посредством использования мобильного приложения "Мой налог". Функционал мобильного приложения "Мой налог" позволяет "самозанятым" гражданам вести учет доходов, формировать чеки и оплачивать НПД с использованием банковской карты.

Специальный налоговый режим НПД, являясь добровольным, предлагает гражданам более льготные условия налогообложения по сравнению с иными режимами налогообложения.

В части имущественных налогов.

В соответствии с Кодексом пенсионерам предоставляются налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Согласно пункту 5 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из категорий, указанных в настоящем пункте, в частности, являющихся пенсионерами.

Указанный налоговый вычет предоставляется только в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика.

Правом на применение такого налогового вычета могут воспользоваться пенсионеры начиная с 2018 года в отношении суммы земельного налога, подлежащей исчислению за налоговый период 2017 года.

Помимо установленного на федеральном уровне налогового вычета по земельному налогу на основании пункта 2 статьи 387 Кодекса нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для пенсионеров могут быть предусмотрены иные налоговые преимущества, в том числе в виде полного освобождения их от уплаты земельного налога.

Согласно статье 407 Кодекса пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц.

Налоговая льгота предоставляется в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении неиспользуемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида, а именно в отношении: квартиры (либо комнаты), жилого дома, гаража или машино-места. Налоговая льгота в отношении указанных видов объектов налогообложения предоставляется вне зависимости от площади указанных объектов.

Кроме того, налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется в отношении одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 квадратных метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Помимо налоговых льгот на федеральном уровне по налогу на имущество физических лиц предусмотрены налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения: например, в отношении квартиры налоговый вычет установлен в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, а в отношении жилого дома - 50 квадратных метров общей площади этого дома.

Таким образом, налогоплательщик, являющийся пенсионером, полностью освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одной квартиры, одного жилого дома, одного гаража независимо от площади каждого из таких объектов, а также в отношении одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 квадратных метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

В отношении иных объектов недвижимости жилого назначения, находящихся в собственности налогоплательщика и не подлежащих полному освобождению от уплаты налога, предоставляется соответствующий налоговый вычет.

Установленные главой 32 Кодекса меры социальной защиты (налоговые вычеты, налоговые льготы) являются минимальными. Представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры налоговых вычетов, устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

По транспортному налогу для пенсионеров на федеральном уровне не предусмотрены налоговые преимущества.

Между тем в силу статьи 356 Кодекса такие налоговые преимущества могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге.

В части страховых взносов.

В соответствии с подпунктом 1 и 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой).

В соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 420 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. А для лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами является осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, и в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, то объектом обложения страховыми взносами признается доход, определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

Таким образом, военные пенсионеры, работающие по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, не являются плательщиками страховых взносов. Плательщиком страховых взносов с сумм выплат и иных вознаграждений, полученных военным пенсионером в рамках указанных договоров, является организация (либо индивидуальный предприниматель, либо физическое лицо), производящая им данные выплаты и вознаграждения.

В том случае, если военный пенсионер является индивидуальным предпринимателем (адвокатом, нотариусом или относится к иным лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), то он признается плательщиком страховых взносов и уплачивает за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в порядке, установленном статьями 430 и 432 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Следует отметить, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин является получателем пенсии по старости, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.

В случае если индивидуальный предприниматель (адвокат, нотариус и др.) является военным пенсионером, то на основании статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) он имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), при наличии условий для назначения ему страховой пенсии по старости.

Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Положениями главы 34 Кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей (адвокатов, нотариусов и др.), в том числе являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 7 статьи 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.

Уплата указанными плательщиками страховых взносов - военными пенсионерами страховых взносов осуществляется независимо от возраста.

Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.

Кроме того, отмена обязанности по уплате страховых взносов военных пенсионеров, являющихся индивидуальными предпринимателями, может привести к злоупотреблениям по перерегистрации предпринимательской деятельности на таких лиц, что, с одной стороны, негативно отразится на собираемости страховых взносов и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, а с другой стороны, приведет к утрате адресного подхода при предоставлении такой преференции.

На основании изложенного, предложение об освобождении от уплаты страховых взносов военных пенсионеров, являющихся индивидуальными предпринимателями (адвокатами, нотариусами и др.), не поддерживается.

Заместитель директора Департамента
анализа эффективности преференциальных
налоговых режимов
А.Т. Заитов

Обзор документа

Зарплата облагается НДФЛ.

Налогоплательщик может выбрать наиболее оптимальный налоговый режим для своего бизнеса, а регионы вправе регулировать налоговую нагрузку по спецрежимам.

НПД предлагает гражданам более льготные условия налогообложения по сравнению с иными режимами.

Минфин разъяснил, какие льготы предусмотрены для пенсионеров по имущественным налогам.

Предложение об освобождении от уплаты страховых взносов военных пенсионеров, являющихся предпринимателями (адвокатами, нотариусами и др.) не поддержано Минфином.

По времени реформы совпали с отменой крепостного права и буржуазными реформами в России. Распространение капиталистических отношений на окраины также берет начало с этого времени. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX в. была образована комиссия, которую возглавил И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю степь на две области — Западную и Восточную. Предложения комиссии были вручены Оренбургскому генерал-губернатору А.П.Безаку. В 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором назначен Н.Л.Крыжановский.

В 1865 г. для подготовки реформы образована Степная комиссия, ее возглавил член совета Министерства внутренних дел Ф.К.Гирс. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления. Проект реформы по Тургайской. Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областями был подготовлен комиссией Ф.К.Хирса, Л.Баллюзека, Л.Мейера, А.П.Проценко. Комиссия, куда вошли В.Д.Дандевиль, Ф.К.Гейнс, подготовила проект по Семиреченской и Сырдарьинской областям. В 1867 г. царь Александр II утвердил « Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях », а в 1868 г. — « Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства ». Вся казахская территория делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское .

Военная и гражданская власть сосредоточивалась в руках генерал-губернатора Каждое генерал- губернаторство делилось на области.

  • Уральская и Тургайская области относились к Оренбургскому.
  • Акмолинская и Семипалатинская — к Западно-Сибирскому,
  • Семиреченская и Сырдарьинская — к Туркестанскому генерал-губернаторствам.

Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 г. была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау в 1870 г. отошел под управление Кавказского военного округа, а позже в Закаспийскую область. Сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из узловых задач реформ. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право ведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном . Стоявший во главе области военный губернатор одновременно являлся наказным атаманом казачьих войск. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные правления, которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный .

Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор. Он являлся председателем правления, имел при себе советников. Согласно реформам области делились на уезды. Один из двух помощников уездного начальника, назначаемый генерал-губернатором, был из представителей местной правящей верхушки. Уездным начальникам подчинялись полиция, воинские части, учреждения уезда . Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости — на административные аулы, состоявшие из 100-200 кибиток.

Отбираемые из знати волостные и аульные утверждались вышестоящим колониальным руководством. Султаны-чингизиды обеспечивались государством пожизненной пенсией и освобождались от налогов. В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов, они избирались и утверждались областными военными губернаторами. Им, как и аульным и волостным старшинам, вручали бронзовый знак и печать. Согласно реформам 1867-1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии. уездные суды. Хотя в Сырдарьинской области сохранился суд казиев, роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. В каждой волости избирались от 4-х до 8 ми биев. Утверждаемые военными губернаторами суды биев и казиев были низшим звеном колониальной судебной системы. Реформы 1867-1868 гг. создали предпосылки для освоения богатств края. Усилилось социальное расслоение, формировалось жатачество — уход обедневших казахов на заработки в прилинейные поселки и города, на первые промышленные предприятия. (последствия реформы подвергались критике Абая Кунанбайулы, Ыбрая Алтынсарыулы).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дарчиев Анатолий Русланович

Система поддержки пенсионеров практически никак не распространяется на обязательства по уплате налогов физических лиц. Наравне с остальными гражданами, пенсионеры обязаны своевременно уплачивать налоговые платежи в том виде и сумме, на которые указывает действующее налоговое законодательство. Бробанк.ру разобрался, какие налоги должны платить пенсионеры, и в чем они могут рассчитывать на льготы и послабления.

Какие налоги уплачивают пенсионеры и какие у них есть льготы

В соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ, государственное пенсионное обеспечение не подпадает под группу доходов, облагаемых налогом. Налог с пенсии не уплачивается и не вычитается при расчете ее размера.

Действующее налоговое законодательство разграничивает несколько основных категорий налогов, уплачиваемых физическими лицами: федеральные, региональные, местные. В эти категории входят все обязательства, которые обязаны соблюдать физические лица, включая и пенсионеров.

Для удобства будет рассмотрена отдельно каждая из этих категорий. Так же будет установлено, обязаны ли пенсионеры оплачивать этот вид налога, либо имеют право на получение льготы или полного освобождения.

Налог на доходы физических лиц

В части доходов, получаемых пенсионерами, за исключением государственной пенсии, никаких льгот не предусмотрено. В отношении работающих пенсионеров работодатели уплачивают НДФЛ в том же порядке, что и за остальных работников.

В отношении работающих пенсионеров работодатели уплачивают НДФЛ в том же порядке, что и за остальных работников

Если пенсионер занимается какой-либо деятельностью, приносящей доход, то он обязан уплачивать НДФЛ в установленные сроки в размере 13% от дохода. Налог относится к категории федеральных, поэтому региональные и местные власти никак не могут повлиять на это исполнение данного обязательства.

Это обязанность распространяется и на все остальные виды дохода, включая и выигрыши в лотерею. Следовательно, любой доход должен облагаться налогом. Здесь пенсионеры приравниваются ко всем остальным гражданам РФ. Резюме: пенсионеры уплачивают подоходный налог от доходов, не указанных в ст. 217 НК РФ.

Льгот в отношении физических лиц, в том числе и пенсионеров, здесь не предусматривается. Это правило более всего затрагивает работающих пенсионеров, налоги за которых, фактически, уплачивает работодатель. Пенсионеры уплачивают все федеральные налоги, распространяющиеся на ИП и физических лиц, и указанные в статье 13 НК РФ.

Транспортный налог

Данный вид налога входит в категорию региональных. То есть, единой налоговой ставки, как в случае с подоходным налогом, не существует. Конечная ставка устанавливается на региональном уровне, поэтому в двух разных субъектах Федерации этот показатель может отличаться.

Поэтому транспортный налог не подпадает под федеральные программы предоставления льгот. Если льготы и предусмотрены, то только на уровне региона. Как показывает практика, в ряде регионов РФ послабления по данному налогу предусматриваются для ветеранов ВОВ, ветеранов труда, героев СССР (Российской Федерации), инвалидов некоторых групп.

К примеру, в Москве рядовые пенсионеры, не входящие в список льготников, уплачивают транспортный налог наравне с другими категориями граждан. Следовательно, для уточнения данной информации пенсионеру нужно обращаться в территориальные налоговые органы по месту проживания (постоянной регистрации).

Из региональных налогов пенсионеры уплачивают только транспортный налог

Остальные региональные налоги, это налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций. Они распространяются на юридических лиц, и пенсионеров никак не затрагивают. Как итог: из региональных налогов пенсионеры уплачивают только транспортный налог. Если пенсионер может рассчитывать на льготу, то для этого ему необходимо подать заявление в налоговые органы: эти преференции носят сугубо заявительный характер.

Налог на имущество физических лиц

Этот вид входит в категорию местных налогов. Налогоплательщиками здесь признаются физические лица, обладающие правами собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Несмотря на то, что налог признается местным, налоговые льготы, введенные федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ, являются общими для всех.

Пенсионеры, имеющие право на получение государственной пенсии, независимо по каким обстоятельствам, а также лица, достигшие 55 и 60 лет (мужчины и женщины), Помимо пенсионеров, федеральным законодательством предусматривается еще целый ряд льготных категорий (ст. 407 НК РФ).

Налог на имущество физических лиц для пенсионеров: какие льготы

Льгота пенсионерам выражается не в уменьшении налоговой ставки или каких-либо других составляющих этого налога. Федеральное законодательство освобождает пенсионеров от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении только одного объекта каждого вида имущества, подлежащего налогообложению.

В соответствии с п. 4 ст. 407 НК РФ видами объектов налогообложения признаются:

  • Квартира, часть квартиры (доля), комната.
  • Частный дом или часть дома.
  • Помещения, используемые для занятия профессиональной творческой деятельностью ― ателье, мастерские, студии, библиотеки, открытые тематические музеи.
  • Гараж, парковочное место, машино-место.
  • Хозяйственные постройки, площадь которых не превышает 50 кв. метров, и которые используются для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, огородничества.

Суть заключается в том, что освобождение от налога положено по одному объекту из каждой категории имущества. То есть, это одна квартира, один жилой дом, один гараж, и далее по этому же принципу. Если у пенсионера один дом и один гараж, то по обоим этим направлениям он полностью освобождается от уплаты налога.

Если квартиры две и несколько машино-мест, то пенсионер выбирает одну квартиру и одно место, по которым он не будет уплачивать налог. По другой квартире и остальным машино-местам налоговая база будет исчисляться. То же самое касается и всех остальных категорий: пенсионер может выбрать из каждой категории только один объект. По остальным придется платить налог, в соответствии с местными подзаконными актами.

Пенсионеру необходимо подать заявление установленной формы на получение льготы в территориальные налоговые органы

Предусматривается льгота только в том случае, если объект не используется налогоплательщиком в предпринимательских целях. Использование льготы предусматривает заявительный характер. Пенсионеру необходимо подать заявление установленной формы на получение льготы в территориальные налоговые органы.

Если пенсионер не уведомил налоговые органы о своем праве на получение льготы, ФНС, при получении соответствующей информации из других источников, получает основания на применение льготы в одностороннем порядке, ― без ведома налогоплательщика. В этом случае льгота применяется к объекту, в отношении которого исчисляется максимальная сумма налога. И такой механизм предусматривается в отношении всех категорий объектов налогообложения.

Земельный налог

Земельный налог включается в группу местных налогов. Федеральное законодательство устанавливает перечень льгот, снижающих налоговую базу, либо полностью освобождающих субъектов от уплаты земельного налога.

Пенсионеры имеют право на получение такой льготы. Механизм ее предоставления заключается в уменьшении налоговой базы, исходя из уменьшения площади земельного участка на 600 кв. метров. Земельный налог физическими лицами рассчитывается от площади участка, поэтому, если общая площадь составляет, к примеру, 1000 кв. метров, то налоговая база будет исчисляться только на 400 кв. метров (4 сотки). Следовательно, здесь речь идет, скорее, не о полном освобождении, а лишь об уменьшении налоговой базы.

Полное освобождение полагается лишь в том случае, если налоговая база равна 0, ― если площадь участка равна или менее 600 кв. метров. Под эти поправки подпадают участки, находящиеся:

  • В собственности налогоплательщика.
  • В пожизненном наследуемом владении.
  • В постоянном (бессрочном) пользовании.

Полное освобождение полагается лишь в том случае, если налоговая база равна 0, ― если площадь участка равна или менее 600 кв. метров

Независимо от количества участков, которыми обладает или пользуется налогоплательщик, уменьшение налоговой базы применяется только к одному из них. Пенсионер самостоятельно направляет уведомление в налоговые органы, в котором отмечается один из участков, по которому будет применяться льгота.

Если уведомление не поступает, ФНС вправе получить такую информацию самостоятельно. При наличии в собственности пенсионера нескольких объектов, налоговые органы применяют льготу к тому, в отношении которого исчисляется максимальная сумма налога.

Полный список налогов, уплачиваемых пенсионерами

Это основные налоги, которые обязаны платить пенсионеры наравне с другими гражданами. По каждому из региональных и местных налогов могут предусматриваться льготы. Где и какие именно действуют льготы, следует уточнять на местах. Вместе с этим, не исчерпывающий список обязательных налогов выглядит следующим образом:

  • Подоходный налог ― на все источники дохода, прямо не указанные в ст. 217 НК РФ.
  • Налог на имущество физических лиц.
  • Транспортный налог.
  • Земельный налог.

Помимо этих платежей предусматривается оплата за коммунальные услуги, которые принято называть налогами. Все же это не совсем правильная точка зрения: коммунальные услуги следует рассматривать отдельно от налогов.

Дарчиев Анатолий Русланович

Анатолий Дарчиев - высшее экономическое образование по специальности "Финансы и кредит" и высшее юридическое образование по направлению "Уголовное право и криминология" в Российском Государственном Социальном Университете (РГСУ). Более 7 лет проработал в Сбербанке России и Кредит Европа Банке. Является финансовым советником крупных финансовых и консалтинговых организаций. Занимается повышением финансовой грамотности посетителей сервиса Бробанк. Аналитик и эксперт по банковской деятельности. darchiev@brobank.ru

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Читайте также: